IV. Методическое обеспечение программы.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Методическое обеспечение программы.



Дополнительная общеобразовательная программа хорового коллектива «Дружба» предназначена для получения знаний в области вокально-хорового пения. Программа рассчитана на 7 лет обучения. В процессе освоения программы хористы поэтапно проходят 3 ступени обучения.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы хорового коллектива «Дружба» включает в себя методические разработки «Формирование исполнительских навыков в процессе распевания и разучивания произведений», «Формирование вокально-хоровых и исполнительских навыков в хоре», методические пособия для руководителей хоровых коллективов «Методика работы с детским хором», «Развитие артистизма на занятиях хора», «Игры и игровые приемы, используемые на занятиях хора», тематические папки «Распевки», «Беседы о хоровом пении», репертуарные сборники, сценарии концертных выступлений, дидактические материалы, видеозаписи занятий, репетиций, отчетных концертов, фестивалей, конкурсов.

Хоровой коллектив представляет собой коллектив сплоченных единомышленников, в котором работа солистов и всего певческого коллектива подчинена единой идее и музыкальному стилю.Хоровое звучание – это звучание живых, наполненных самыми различными оттенками интонаций голосов, согретых внутренним чувством исполнителей. Такие качества звучанию сообщают четыре основных свойства звука: высота, продолжительность, громкость и окраска. От того, насколько хорошо владеют исполнители приемами передачи этих качеств музыкальных звуков, зависит яркость музыкально-художественного образа, а значит, и сила эстетического воздействия на слушателя.

Процесс обучения детей хорового коллектива «Дружба» базируется на технологиях сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и прикладных методах и методиках развития вокально-хоровых навыков.

Методика обучения хора включает в себя совокупность традиционных и инновационных методов и приемов, направленных на формирование и развитие у воспитанников художественного восприятия музыки, певческих навыков, тембра голоса, исполнительского мастерства.

На занятиях с учащимися хорового коллектива «Дружба» используются методы обучения, отражающие специфику певческой деятельности:

- фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В. В. Емельянова. Данный метод представляет собой многоуровневую обучающую программу установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Фонопедический метод развития голоса направлен на оздоровление голосового аппарата, на максимальное использование заложенных природой возможностей голоса;

-музыкально-теоретический метод, способствующий развитию музыкальности (комплекса музыкальных способностей, музыкального мышления, творческой активности и эмоциональной отзывчивости), необходимой для музыкальной деятельности;

- интонационный метод активизирует слух, внимание, память, воображение, представление и мышление учащихся;

- метод «вокальной драматургии» связан с осмысленным интонированием музыкального и поэтического текста (в их художественном синтезе) и направлен на создание художественного образа, развивает моторику голосового аппарата. В процессе подбора «музыкальных средств выразительности» метод способствует выработке вокально-технических и художественно-исполнительских навыков.

В качестве дидактических методов обучения используются объяснительно-иллюстративные методы, включающие в себя объяснение и показ профессионального вокального звучания, в качестве инструментальных методов обучения - тренинги для приобретения технических вокальных навыков, релаксационные упражнения, позволяющие снимать излишнее психическое напряжение, связанное со стрессами в момент концертных выступлений, музыкальные игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, элементы самомассажа. Все методы направлены на приобретение творческой свободы и творческой самореализации поющих в хоре.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями, и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого ребенка.

Программа рассчитана, в основном, на работу в хоровом классе, что предполагает, что полное усвоение материала проходит под руководством педагога. Целесообразно присутствовать на занятиях хора педагогу по вокалу (хормейстеру) для проведения интегрированных форм работы и совершенствования, улучшения профессионального мастерства хорового коллектива. Педагог-вокалист занимается постановкой голоса, отрабатывает и принимает хоровые партии. Постановка голоса требует определенного времени, что позволяет одновременно осваивать предметы музыкально-теоретического цикла на смысловом уровне и тем самым решить проблему формирования "фундамента музыкальности" воспитанников хора. Концертмейстер и педагог по вокалу работают совместно с руководителем хора.

Организация работы хорового коллектива предполагает следующие этапы.

1) Набор учащихся.

2) Прослушивание детей.

3) Реализация программы обучения.

4) Оценка результативности обучения.

В течение последнего года занятий анализируется результативность обучения и воспитания каждого ребенка, вырисовывается четкая картина овладения каждым воспитанником определенных певческих и сценических навыков.

Хоровые группы набираются из учащихся 1-х классов учебного заведения. На первых занятиях методом предметных проб определяются музыкальные способности детей. В подготовительную группу принимаются все желающие. Набор ведется в начале учебного года, сроки его не ограничены. На самых первых занятиях проводится прослушивание детей. Его цель – установление исходного уровня общего, музыкального и певческого развития детей. Во время прослушивания ребенок выполняет несколько заданий: спеть песню, повторить голосом за педагогом небольшую попевку (в разных тональностях), запомнить и воспроизвести несколько несложных ритмических фигур, прочитать стихотворение. При прослушивании определяются: качество голоса (тип, диапазон), уровень музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, а также уровень музыкальной подготовки (знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре). Нередко застенчивость, робость пришедшего на прослушивание мешают выяснить его вокально-музыкальные данные. В этом случаев, как исключение, можно попытаться провести эту работу в процессе репетиции хора.

Прежде чем начать практические занятия, целесообразно провести с начинающими участниками хора беседу, познакомить их со строением голосового аппарата, его специфическими особенностями, механикой певческого процесса.

Хористы должны не просто получить информацию об анатомии голосового аппарата, но и практически применять знания о гигиене голоса, бережно относиться к своему певческому инструменту. Занятия хора следует проводить в помещении с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией.

Занятие хора начинается с распевания или музыкального приветствия. Их назначение – настройка голосового аппарата, развитие певческих навыков. Важно, чтобы воспитанники осознали, что распевание совершенно необходимо на занятии, и с полной отдачей, интересом участвовали в нем. Задача педагога – сделать так, чтобы распевание не было нудной, скучной технической работой, а являлось одухотворенным и увлекательным музицированием. Продолжительность распевания может быть различной и составлять от 3-х до 10-ти минут. Распеваться лучше стоя.
Распевание обычно начинается с выстраивания унисона на примарных тонах (фа - ля первой октавы), отработки мягкой точной атаки звука, постепенного расширения певческого диапазона через исполнение (секвентно) восходящих и нисходящих попевок, поступенных звукорядов, трезвучий. Распевание проводится в разных динамических оттенках, постепенно вводятся подвижные нюансы, варьируется темп исполнения (от среднего к медленному, затем подвижному). Развитие различных сторон голоса может осуществляться комплексно на одних и тех же примерах. Обоснованная последовательность упражнений, их постепенное усложнение, свободное, в меру активное, не форсированное пение – таковы основные требования к проведению распевания.

Центральное место на занятии музыкой занимает разучивание и исполнение произведений.

На одном занятии целесообразно проводить работу сразу над несколькими (3 - 5) различными по характеру и сложности произведениями.

Работа над музыкальным произведением – процесс многоплановый. Чтобы воплотить в исполнении художественный замысел композитора, хормейстеру необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего общения с детьми, с целью подчинения их своей воле, но и провести большую и трудоемкую предварительную работу. А именно, выявить эмоционально-смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить ее исполнительский план, подобрать упражнения на материале песни. Ориентиром правильности постановки учебно-воспитательных задач является отношение воспитанников хора к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах работы над музыкальным произведением.

Способы разучивания музыкального произведения различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:
1) краткое вступительное слово педагога;
2) исполнение (показ) музыкального произведения педагогом;
3) беседа с детьми о музыкальном произведении;
4) чтение поэтического текста музыкального произведения;
5) разучивание музыкального произведения (репетиционный план).
В свою очередь, в разучивании песни можно также выделить несколько этапов:
1) ознакомление и усвоение первого куплета;
2) разучивание всей песни;
3) закрепление и художественное исполнение песни.

Основные требования к показу песни педагогом:
-играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни;

- не допускать ошибок, остановок при игре и пении;

-исполнение должно быть эмоциональным, с хорошей дикцией, выразительным по нюансам, агогике, в соответствии с собственной трактовкой педагога;

-аккомпанировать на фортепиано следует мягко, неназойливо, выделяя наиболее сложные мелодические скачки или ритмические фигурации;

- показывая песню, педагог должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Необходимо, чтобы пение педагога соответствовало детскому пению, было легким и звонким по характеру звука, точным по интонации, четким по ритму и осмысленности фразировки. Если показ песни не произведет на хористов должного впечатления, не станет образцом, к достижению которого они будут стремиться, то работа над песней вряд ли будет успешной.

Важным моментом в работе педагога является беседа о песне. Она должна строиться с учетом возрастных особенностей участников хора и предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. После ее прослушивания у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о характере и содержании песни, о мелодии и движения (направление) голосов, о динамических оттенках и темпах. Целенаправленность и объем этих высказываний всецело зависят от качества песенного материала, от музыкального развития воспитанников хора и от исполнительского искусства педагога. Первое время дети не располагают нужными знаниями и опытом анализа песни, поэтому педагог должен помогать им в этом наводящими вопросами. Не следует, однако, перегружать беседу излишними подробностями. Поэтический текст песни читается педагогом выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста должно быть заранее продумано педагогом и передано детям в кратких и понятных выражениях. Затем педагог предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Хористы должны читать текст песни негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова. Для ознакомления с содержанием песни рекомендуется использовать распечатанные тексты. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования. Выразительное чтение текста способствует более глубокому проникновению в его эмоционально-смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню.

Разучивание музыкального произведения.

Начиная работать над новым произведением, на первой репетиции следует осваивать отдельные части произведения, на последующих же репетициях кропотливо работать над фразами, их шлифовкой. Если произведение не сложное, то на первой репетиции следует постараться охватить произведение от начала до конца, что бы певцы могли познакомиться с ним целиком. Пение целиком много раз подряд на начальном этапе нецелесообразно. Пропевая отдельные фразы или произведение целиком, нужно каждый раз ставить определенную задачу. Нужно стремиться к тому, чтобы каждое следующее повторение произведения или его части было лучше предыдущего. Заключительным этапом в этой работе должно быть исполнение произведения целиком в приближении к исполнительской концепции и, по возможности, пение наизусть.

После разучивания новой песни на занятии повторяются уже выученные песни. Произведение исполняется не полностью, а отрабатываются фрагменты, вызывающие затруднения при исполнении. Работа ведется отдельно по партиям, затем вместе для выстраивания аккордов.

В конце занятий поются одна или две песни, готовые к исполнению. Устраивается своеобразный «прогон», в задачу которого входит активизация контакта руководителя хора как дирижера с исполнителями. Здесь отрабатывается язык дирижерских жестов, понятный хористам.

В моменты «прогонов» полезно использовать прослушивание и просмотр видеозаписей исполнения. Этот прием дает поразительный эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо, работать больше не над чем. Прослушав запись, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их устранить.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.007 с.)