Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с неточно интонирующими детьми

Поиск

Работа над чистотой интонации — одна из главных задач обучения вокально-хоровому пению. Педагог выстраивает свою работу с неверно интонирующими детьми с учетом причин, обусловливающих неточность интонирования при пении: нескоординированность слухового и голосового аппаратов, слабое развитие музыкального слуха, отсутствие опыта певческой деятельности, трудность поставленных перед исполняющими задач.

К основным методам работы с неверно поющими детьми относятся: выявление причин фальшивого пения в конкретных случаях; последовательный характер устранения недостатков при интонировании; использование образно-эмоциональных ассоциаций для успешного преодоления трудностей в процессе работы над интонацией. Дети, имеющие трудности в развитии музыкального слуха, включаются в процесс пения после прослушивания «чистого», т.е., правильного исполнения. Первый ряд (обычно «гудошники») большую часть времени слушают других, поют «про себя», накапливая музыкально-интонационный багаж. Те из «гудошников», которые поют неточно из-за нарушении координации между слухом и воспроизведением, обычно очень скоро начинают правильно интонировать.

Вокальное воспитание в хоре

Вокальное воспитание в хоре - важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания - подготовленность руководителя для занятий пением с воспитанниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя, наряду с коллективной вокальной работой, индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов.

Чтобы развитие хористов шло правильно, необходимо сформировать у них основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:

1. Певческая установка. Хористы обязательно должны знать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала. 2. Дирижёрский жест. Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов: внимание, дыхание, начало пения, окончание пения, а также менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи.

3. Дыхание и паузы. Педагог должен научить детей владеть техникой дыхания: на первых этапах обучения дети должны уметь делать бесшумный короткий вдох и правильно его расходовать. На более поздних этапах обучения дети должны овладеть техникой цепного дыхания. Правильное дыхание формируется постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять хористам, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

4. Звукообразование. Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую атаку звука рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в формировании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение с разделением на слоги. Результатом работы над звукообразованием является выработка у детей единой манеры пения.

5. Дикция. Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

6. Строй, ансамбль. Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a сappella.

В хоровом пении понятие «ансамбль» означает единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике, поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Очень важно научить участников хора прислушиваться к звучащим рядом голосам, осмысленному интонированию не только музыкального, но и поэтического текста, эмоциональному исполнению.

В детском хоре «Дружба» участвуют дети, имеющие не только различные вокальные данные, но и неодинаковую музыкальную подготовку и опыт пения в хоре. Помимо этого они различаются по характеру, коммуникабельности, психологической адаптивности и культурному уровню. Это необходимо учитывать руководителю хора при расположении певцов внутри каждой хоровой партии.

Успех репетиционной работы хорового коллектива определяется не только вокально-хоровым мастерством его участников, но и психологической атмосферой в хоровом коллективе. Особенно это относится к воспитанникам хора, активно участвующим в концертной деятельности.

Кроме психологического аспекта, при взаимном размещении участников хора нужно руководствоваться их вокальными данными. Голоса рядом находящихся певцов должны быть предельно органичны между собой по тембру и силе. При расположении певцов в хоровой партии следует учитывать не только вокально-хоровые умения и навыки, но и музыкальную грамотность участников хора.

Нередко новичков, пришедших в опытный хоровой коллектив, располагают с краю, с тем, чтобы в первое время они, находясь в хоре, больше вслушивались в пение своих опытных товарищей и постепенно входили в исполнительский процесс. Так же необходимо, чтобы участники хора располагались на репетициях и концертной эстраде в строго определенном руководителем хора порядке. Все перемещения певцов осуществляются только с разрешения и по указанию руководителя хора.

Специальное время следует уделять на занятиях хора расширению музыкального кругозора воспитанников, формированию их слушательской культуры. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально-выразительных средствах и средствах исполнительских. Участники хора должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение. Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивания, но и благодаря методике работы руководителя, его способности создать на занятии творческой атмосферы.

Формирование основ музыкальной грамоты на занятиях хора

Участники хора осваивают музыкальную грамоту в процессе изучения музыкальных произведений. Хористы знакомятся с основами метроритма, понятиями лада, тональности, интервалами и др. Теоретические сведения усваиваются в практической работе над произведением.

В процессе освоения хором сложных по фактуре хоровых сочинений углубляются музыкально-теоретические знания, осваиваются музыкальные термины, происходит интериоризация полученных знаний на уровне формирования конкретных умений и навыков. Исполнение произведений, изложенных в различных музыкальных структурах, обогащает музыкальный кругозор хористов в области знаний музыкальной формы, стилистических особенностей музыкальных произведений.

Занятия по постановке голоса (хоровой вокал) по классической методике пения, движения под музыку, музыкальные игры способствуют освоению теоретических знаний на смысловом уровне и тем самым решить проблему формирования "фундамента музыкальности" воспитанников хора.

Концертная деятельность

Концертные выступления являются неотъемлемой частью исполнительской деятельности хорового коллектива. Детский хор «Дружба» имеет в своем репертуаре несколько концертных программ. Ежегодно репертуар пополняется новыми номерами, которые проходят апробацию на слушателях.

Публичные выступления активизируют, стимулируют работу хористов в коллективе, позволяют все более полно проявлять полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту ансамбля и певцов, формированию личностных качеств. Являясь важной формой воспитательного воздействия, концертные выступления должны организовываться с чувством меры: излишнее и недостаточное их количество нельзя считать положительным, желательно также, чтобы они проходили перед доброжелательной аудиторией.

Вся работа со всем хором или отдельной группой хора тщательно планируется с учетом графика концертной деятельности. План концертной деятельности включает в себя выступления разного уровня: от показательных занятий до отчетных концертов всего хора, от конкурсов в рамках учебного заведения до конкурсов городского, областного и всероссийского уровней.

Существует так же градация концертных выступлений в зависимости от количества его участников: одна концертная группа или весь хоровой коллектив. Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт хора в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте хор исполняет 13-18 произведений. Концертная программа как правило включает в себя разноплановые произведения, контрастные по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю изложения и т.д. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее произведений. Руководитель хора при составлении программы должен иметь в виду, что интерес слушателей к выступлению хора должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы хор имеет одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам слушателей в конце концерта.

За 10-15 минут до выхода на сцену желательно провести стоя, в концертных костюмах короткую 5-ти - 7-ми минутную настройку хора, во время которой следует спеть одно-два упражнения, настраивающие хор на начало концерта, а главное, сосредоточить внимание коллектива на предстоящем концерте, снять излишнее напряжение, естественно возникающее у певцов перед началом концерта.

Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством подготовленного репертуара. Каждое концертное выступление хора должно анализироваться, обсуждаться с хоровым коллективом. Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской деятельности.

Для пропаганды хорового искусства, дальнейшего развития коллектива, поддержания его творческого потенциала, подтверждения статуса хора важно его участие в фестивалях и конкурсах российского уровня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.007 с.)