Работа концертмейстера с детским хором



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа концертмейстера с детским хором



 

Работа концертмейстера с детским хором значительно отличается от занятий с солистами. Пианист должен овладеть навыками общения с младшим и старшим хоровыми коллективами. Знать возрастные особенности детей, а именно – диапазон голоса. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др. Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Подчеркнем, что не только от дирижера, но от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора. Пианисту необходимо постоянно следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения.

На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара) иногда нужно показать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа, а также без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. В процессе такой игры следует добиваться выразительности, создавая образец исполнения для участников хора. Через показ на инструменте аккомпаниатор обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку, ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации, агогику и др. Именно тогда произведение прозвучит в нужном контексте. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Особенности учебного процесса в школе таковы, что отдельные занятия концертмейстер проводит с хоровым коллективом без дирижера. При этом пианист должен учитывать такие моменты, как степень знания хористами музыкального материала, диапазон партий, особенности дыхания, интонационные трудности сочинения и методы их преодоления, степень развития слуховых и певческих данных детей, их музыкального мышления, художественного воображения и др., т.е. должен стать вторым хормейстером.

Музыкальные образы, которые слышит концертмейстер внутренним слухом, он в какой-то степени делает видимыми. Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест аккомпаниатора может вызвать ошибку в звучании хора: неверное вступление голосов, ошибочный динамический нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. От него требуется умение играть многострочные партитуры. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Чрезвычайно важным качеством концертмейстера является полифоническое слышание фактуры произведения. Опорой всего должен быть всегда бас – именно он должен стать основой любого музыкального произведения.

Чаше всего, перед тем как выйти к хору с новым произведением, концертмейстер знакомится с ним во внеурочное время. Для предварительного ознакомления концертмейстера с хоровым произведением есть своя методика. «Здесь сначала рекомендуется сыграть вокальные партии в совмещенном виде на рояле, а также ознакомиться с каждой партией отдельно путем интонирования ее голосом со словами (при этом следует учесть, что теноровая партия играется на октаву ниже). После этого присоединить к ансамблирующим голосам гармоническую основу частично или полностью в зависимости от наличия аккордовых звуков в вокальных партиях» - рекомендует Н. Крючков (15, с.35). Это необходимо для того, чтобы составить комплексное впечатление о звучании сочинения. Естественно, что выиграть буквально все реальные звуки совмещенной партитуры при этом не представляется возможным. Имеется в виду создание собственного рабочего варианта аранжировки. Так, в хоре «Слава народу» С. Рахманинова фортепианную партию правой руки (аккордовые триоли) придется играть в сжатом виде левой рукой одновременно с партией басового голоса.

Некоторые аккомпанементы хоровых произведений репертуара хорового класса являются фортепианными переложениями (клавирами) оркестровых партитур. В этих случаях пианисту желательно ознакомиться с оркестровой партитурой сочинения и желательно со звукозаписью, чтобы иметь представление об оркестровых красках оригинальной версии. Фортепиано не может точно передать тембровую окраску тех или иных инструментов, но стремиться к этому нужно. Концертмейстер должен приблизить фортепианную партию клавира к партитуре композитора, к оркестровой красочности, а отсюда и к музыкально-сценической образности. Знание основ оркестровых стилей композиторов поможет более точно воплотить замысел конкретного сочинения.

Следует учесть, что многие темпы при исполнении на фортепиано несколько «сдвигаются». Обусловлено это невозможностью достигнуть протяженности звучания, аналогичной оркестровой. Атака звука у пианиста, безусловно, более определенная, даже острая, чем у любой оркестровой группы. Необходимо учитывать еще один важный момент. «Пытаясь воплотить на рояле «объемное» оркестровое звучание (особенно в кульминациях), пианисты подчас пытаются извлечь из инструмента не свойственную ему звучность, теряя при этом благородство звучания на fortissimo», т.е. не форсировать звук - предостерегает начинающих концертмейстеров опытный аккомпаниатор и педагог концертмейстерского класса Е. Шендерович (38, с.181-182). Пианисту надо также помнить, что не все клавирные переложения удачны, и допускается их аранжировка, исходя из индивидуальных возможностей исполнителя и логики музыки.

Полноценный и результативный творческий процесс в классе хора возможен только при единстве музыкального мышления трех составляющих: хормейстера-концертмейстера-хора.

Также необходимо единство внутренней ритмической пульсации хормейстера и концертмейстера. Эти два человека должны существовать в одном ритмическом измерении. На занятиях хора концертмейстер должен осуществлять постоянный контроль над ритмической точностью в музыкальных произведениях (особенно на этапах разучивания), опираясь при этом на партию аккомпанемента.

На каждом занятии концертмейстер должен быть помощником и соратником хормейстера. Особенно важно это становится при работе над многоголосьем. Так, при показе самого простейшего вида двухголосия – канона – потребуется помощь концертмейстера для показа в ансамбле с хормейстером всех трех видов канона – дикционного, ритмического, мелодического.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для плодотворного творческого процесса на занятиях хора необходимо постоянное профессиональное сотрудничество хормейстера и концертмейстера. Только при этом условии, возможно, добиться высоких художественных результатов.

«Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология обучения на занятиях по вокалу и хору»

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благосостояния общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. С каждым годом отмечают тенденцию роста хронической заболеваемости школьников (патология опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки и искривление позвоночника; заболевание нервной системы и психической сферы - астено-невротические и другие дезаптационные состояния, а также невротическое и патохарактерологические отклонения; сердечно-сосудистые заболевания; респираторно-вирусные инфекции и простудные заболевания).

В начале 90-х годов ХХ века возникает качественно новое, необычное явление – синдром физического и психоэмоционального «выгорания». Он сопровождается не только упадком сил, депрессией и глубокой меланхолией Люди вообще перестают ощущать вокруг себя жизнь, как таковую.

Основоположники отечественной детской физиологии (И.М. Сеченов, 1947; Н.А. Н.А. Берштейн, 1968; И.А. Аршавский, 1992 и др.) показали, что на основе движений и физической активности ребёнка протекает вся его органическая и духовная жизнь, поддерживающая обменные процессы и развитие.

Дыхание – это движение. Дыхание – есть важнейшая функция организма, ведь без воздуха мы не можем обойтись и несколько минут. Пока мы дышим, мы живём! Но умеем ли мы правильно дышать? Одни при вдохе приоткрывают рот, другие – дышат часто и поверхностно, третьи - ритмично, с закрытым ртом, полной грудью вдыхают воздух. При развитой грудной клетке отмечается хорошая ёмкость лёгких – это количество воздуха, которое можно выдохнуть после самого глубокого вдоха. Но гиподинамия – малоподвижный образ жизни – наложила отпечаток и на деятельность дыхательной системы современного человека, у которого, зачастую, отмечается поверхностное дыхание. А такой тип дыхания не в состоянии обеспечить организм необходимым количеством кислорода, в результате снижается работоспособность, развиваются различные заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Существуют средства для профилактики подобных болезней – это различные дыхательные гимнастики. На Востоке с древних времён были известны различные методы дыхательных упражнений, которые являлись основой боевых искусств (у-шу; джиу-джи-цу – «сила входит в тебя с воздухом, с воздухом же и выходит», «вдох-выдох, есть чередование силы и слабости»). Гимнастика дыхания «крадущихся» (ниндзя) заключалась в том, что ремнём перетягивали талию, и нужно было сделать подряд две тысячи вдохов – таких глубоких, чтобы надувалась нижняя часть живота. Дыхательная гимнастика йога – начинается с выдоха, а затем полное дыхание, где участвуют грудная клетка и диафрагма, и где задержка на вдохе, равна задержке на выдохе.

В основе дыхательных упражнений древних целителей Востока лежит Зыоньг-шинь.

По мнению индийских и вьетнамских учёных – эта дыхательная гимнастика является очень простым и уникальным способом всесторонней тренировки и закаливания организма. Зыоньг-шинь – четырёхфазное дыхание животом. Так следует дышать постоянно.

Принцип дыхания: глубокий вдох, длительная задержка на вдохе, выдох, задержка дыхания на выдохе.

По мнению древневосточных учителей во время задержки дыхания на вдохе особенно хорошо усваивается кислород, при задержке дыхания на выдохе – организм эффективнее очищается от углекислого газа. Они считали, что оптимальная продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе для полного газообмена в лёгких составляет 20 секунд, причём на вдохе задержка дыхания должна быть максимальной.

Об эффективности парадоксальной дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой и её ученика и ассистента Михаила Щетинина известно далеко за пределами нашей страной.

Но какое отношение имеет дыхательная гимнастика к вокалу? Самое-самое! В вокальном словаре И. Кочнева пишет: «Постановка голоса – это процесс развития в голосе качеств, необходимых для профессионального использования. Голос может быть поставлен для сценической работы, ораторской речи, пения в различных жанрах вокального искусства. Методика постановки голоса опирается на общие принципы использования дыхания, артикуляции и резонаторов».

Величайший тенор планеты Энрико Карузо огромное значение придавал дыханию. Он довел до технического совершенства вдох и выдох . У него была чрезвычайно велика сила абдоминально – диафрагмального дыхания (абдоминальный от лат. Abdomen – живот; диафрагма по лат. Diaphragma – непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения легких).

«Дыхание следовало с удивительной точностью и чуткостью за всеми движениями души, оно придавало теплоту, подчеркивало слово, вносили стремительный порыв, дрожало и плакало – в зависимости от воли певца» (В. Торторелли « Энрико Карузо»)

Дыхание – энергетический источник голоса. Народная поговорка итальянцев гласит: « Как вдохнёшь – так и запоёшь». Певческий вдох сопровождается активной работой мышц-вдыхателей, расширяющих рёбра, диафрагму, которая, опускаясь и сокращаясь, даёт свободу для наполнения воздухом лёгких. По типу вдоха определяется нижнерёберное диафрагмальное и диафрагмальное (брюшное) дыхание.

Для пения принципиальное значение имеет не сколько тип дыхания, сколько характер выдоха – выходящее дыхание должно быть плавным, без толчков, лишнего напряжения, но организованным. Таким образом, мы воспитываем мышечную память на основе анализа и самоконтроля. Выдох осуществляется при действии мышц брюшного пресса, диафрагмы и рёбер в сложном процессе голосообразования и резонирования звука.

Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание на начальной стадии - без звука, далее на различные звуки (гласные, согласные, словосочетания, фразы). Наполненность воздуха необходимо соразмерять с распределением дыхания на музыкальную фразу.

Дыхание берём ртом (на быстрых и подвижных темпах) – артикуляционный аппарат готов к воспроизведению звука, либо ртом и носом одновременно (комплексно) и бесшумно! Вот чему нужно научить. Многие педагоги-вокалисты считают, что вдох носом обеспечивает более полное дыхание, способствует активизации нервно-мышечных тканей и пазух носа, принимающих участие в сложном процессе фонации.

Голос, управляемый свободной внутренней энергией, доставит удовольствие как поющему, так и слушателю.

Как научить правильно, дышать ребёнка, который пришёл петь. Работа с голосом – процесс трудоёмкий, а нам часто нужен быстрый результат. Хорошо, когда голос «поставлен» от природы, тогда можно заниматься вокализацией, формировать, раскрывать более красивый, тембрально окрашенный звук. С такими голосами обращаются как с драгоценными камнями – всё лишнее убрать, очистить, не поцарапать и тогда засверкает всеми гранями.

А если пришёл зажатый ребёнок – поверхностное дыхание, внутренний слух не развит, поёт и не слышит, что фальшивит; или с одним из диагнозов, что приведены выше – но желание петь непреодолимое.

Подготовительный этап самый ответственный. Ведь именно он закладывает фундамент будущему голосу.

Начинаем с релаксации (расслабление мышц лица, шеи, плечевого и грудного поясов, пальцев рук) и дыхательной гимнастики.

Я называю её гимнастикой для «ленивых», так как она выполняется лёжа.

Лечь на ровную поверхность. Расслабиться. Прошу мысленно посмотреть вглубь себя. Учиться контролировать каждое движение.

1. Положить ладонь правой руки на ключицы, левая – на грудь. На счёт 1-2-3-4 – посылаем поток воздуха (дышать ртом) на ключицы, следующий счет 1-2-3-4 – задержка дыхания, 1-2-3-4 – выдох, 1-2-3-4 – задержка дыхания. Левая рука фиксирует неподвижность груди.

2. Правая рука перемещается в нижнюю часть рёбер (диафрагма) – фиксирует их неподвижность. На счёт 1-2-3-4 – делаем вдох грудью – дальше по схеме: вдох, задержка, выдох, задержка.

3. Левая рука перемещается на низ живота – (фиксируем его неподвижность). Посылаем воздух на диафрагму – дышим по схеме.

4. Вдыхаем животом (вдох, задержка, выдох, задержка). На выдохе руками помочь освободить полностью живот от воздуха («прилепить» живот к спине).

5. Попеременно, начиная с ключиц и до живота - посылаем поток воздуха: 1- ключицы; 2- грудь; 3- диафрагма; 4- живот; 1-2-3-4 – задержка; выдох – 1- живот; 2- диафрагма; 3- грудь; 4- ключицы; 1-2-3-4 – задержка.

6. Перевернуться на живот. Прикасаясь лбом к рукам, несколько раз облегчённо вздохнуть.

При глубоком вдохе позвоночник (поясница) вытягивается, а при выдохе – укорачивается.

Каждое упражнение нужно выполнить 4 раза. Перед сном, после выполнения упражнений, уходят волнения и утомляемость дня, нормализуется циркуляция крови в сосудах, сон становится более глубоким. Утром же – несколько минут такой гимнастики даёт заряд бодрости на весь день.

Главное – научиться контролировать работу мышц и органов, чтобы подготовить их к общему процессу пения, потому что упражнения на дыхание – это лишь первая ступень в осознании всей механики.

Эти упражнения даю как задание на дом – ежедневно утром и вечером лёжа в кровати. На уроках вокала обращаюсь к дыхательной гимнастике Стрельниковой А.Н.. Упражнения выполняем в комплексе с упражнениями на вокализацию. Прекрасный результат совершенствования голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование души, личности даёт "Фонопедический метод развития голоса" В.В.Емельянова.

Правильно сбалансированное дыхание чрезвычайно благосклонно воздействует на весь организм в целом:

- улучшает устойчивость организма к кислородному голоданию;

- улучшает работу бронхов;

- положительно влияет на обменные процессы;

- налаживает нарушение функции сердечно-сосудистой системы;

- улучшает аппарат кровоснабжения;

- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

- повышает общую сопротивляемость организма;

- происходит нейропсихологическая коррекция детей с синдромом внимания и гиперактивности;

- способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей.

Дважды в год – в сентябре и апреле - проводим диагностику объёма лёгких:

На звуке «ре» первой октавы (грудной регистр) будущий вокалист пропевает гласные звуки: «У»; «О»; «А»; «Э». Тоже самое он пропевает на октаву выше (головной регистр). Это делается для чистоты эксперимента, так как положение голосовых связок и языка при произношении этих звуков различное. Засекаем по секундомеру время продолжения звучания каждого звука отдельно.

Данные фиксируются в специальной таблице:

 

  Ф.И.О.   Возраст Сентябрь Апрель   Динамика роста
Грудной регистр Головной регистр Грудной регистр Головной регистр
У О А Э У О А Э У О А Э У О А Э
                                     
                                     
                                     

 

Обозначения динамики роста объёма лёгких:

▲ - объём лёгких не изменён;

■ - незначительное увеличение объёма лёгких;

□ - значительное увеличение объёма лёгких.

Теперь мы будем иметь ясную картину развития лёгких за весь период обучения вокальному искусству. Нужно помнить, что, проводя диагностику, необходимо учитывать возраст обучающегося и количество лет, которые данный ученик занимался в классе вокала.

Средняя жизненная ёмкость лёгких у здоровых людей составляет 3000 – 3500 куб. см. У легкоатлетов достигает 4500куб. см., а у пловцов и вокалистов 5000 – 6000 куб.см.

На деятельность дыхательного центра оказывает огромное влияние центральная нервная система, которая выполняет саморегуляцию дыхания (при разговоре, пении и др.)

На характере дыхания отражаются также различные эмоциональные состояния: смех, плач, радость, печаль. А вокал является самым мощным эмоциональным зарядом.

Таким образом, в данной статье отражён лишь один, но очень важный вопрос работы над голосом – дыхательная гимнастика, которая является связующим звеном всех процессов вокализации и без особых усилий со стороны поющего ведёт к оздоровлению организма в целом.

Конечно, сложно выделить одно из общего, так как постижение вокального искусства – это сложный, длительный процесс, включающий в себя и физическое самосознание (релаксация, пальчиковая гимнастика, работа с позвоночником), и психологические аспекты певческого процесса (настрой, самовнушение, самосозерцание, внутренняя свобода), и голосообразование, и голосоведение, и работу по освобождению артикуляционного аппарата, и развитие диапазона, и многое другое, что также обладает здоровьесберегающим эффектом. В этой статье мы не говорим о музыкальной выразительности, музыкальном образе, эмоциональной одухотворённости, исполнительском мастерстве.

Вокальное искусство – это поющая душа. А «сущность души, – как сказал известный философ Вышеславцев Б.П., - есть творчество».

Приложение 5

Конспект открытого занятия

(Младшая хоровая группа, возраст 9-10 лет.)

Тема занятия:Разучивание песни «Папуас»

Дата проведения:

Тип занятия: комбинированный.

Цель занятия:Разучивание нового произведения.

Задачи:

Обучающие:

1. Ознакомление со спецификой исполнения музыкального произведения, понятием «канон»;

2. Закрепление умений и навыков исполнения канона, вокально-хоровых упражнений;

3. Развитие интонационного исполнения песни «Папуас».

Развивающие:

1.Развитие вокально-хоровых способностей (музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальная память);

2.Развитие эмоциональной выразительности и артистизма.

Воспитательные:
1.Формирование культуры пения у воспитанников;
2. Развитие интереса к хоровому исполнению произведений, творческому самовыражению.

Проектируемый результат: Ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить её.

Методы обучения: Беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песен.

Используемый на занятии музыкальный материал:

1. Вокальные упражнения;

2. канон «Куры, гуси да индюшки»;

3. «Папуас» - музыка и слова В. Славкина;

4. «Наши мамы самые красивые» - слова и музыка Ю.Чичкова;

5. «Для чего»- слова и музыка И.Крутого.

Оборудование:

Хрестоматия музыкального материала, песенный материал, тексты песен «Папуас», «Наши мамы», CD диск с записями фонограмм песни «Для чего» (минус голос).

План занятия:

Организационный момент

v Приветствие.

v Положительный настрой на занятие хором.

v Проверка готовности к занятию.

Развитие темы.

Сообщение темы, постановка цели.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.019 с.)