Я возрастная группа (дети 12-14 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я возрастная группа (дети 12-14 лет)



Целью работы с этой возрастной группой хора является закрепление, расширение и развитие ранее полученных навыков и умений, а также дальнейшее, углубленное изучение тем программы и участие всех детей в праздниках, конкурсах, фестивалях, проводимых в группе, в объединении, школе. Старшее звено обучения – главный певческий актив в хоре. Дети именно в этом возрасте не только хотят участвовать во всех интересных делах, но и могут проявить себя всесторонне: в активном пении, в общественной жизни хора, в передаче своих знаний другим.

Учащиеся отличаются более сформированным голосовым аппаратом, все отчетливее проявляются тембровые особенности каждого голоса (сопрано, альтов). Дети постепенно переходят от напевно-речевого, мелодико-речитативного интонирования к вокально-напевному, приближаясь к музыкальному интонированию, которое существует у взрослых исполнителей. Это связано как с взрослением детей, так и развитием и укреплением голосового аппарата, музыкального мышления.

В то же время у большинства хористов этой группы начинается мутационный период, который длится примерно 1,5-2 года. В начальной стадии появляется голосовая утомляемость, охриплость, голос становится бесцветным, теряет звонкость, полетность, появляется детонирование (неустойчивость интонации в сторону понижения). Однако при спокойном течении мутации голос может измениться почти незаметно. Рекомендуется не прекращать занятия в этот период, но сила звука должна быть средней. Чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани необходимо петь легким, светлым звуком, максимально используя головной резонатор. Особенно значительна роль педагога в завершающей стадии мутации, когда подростки поют, сгущая тембр не свойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых связок.

В связи с этим, возможен перевод хористов из партии в партию с целью создания наиболее благоприятных условий для формирования их голосов. При формировании партий в хоре нужно стремиться к примерно равному укреплению их детьми с хорошо развитым звуковысотным слухом и голосовыми данными. Постоянной заботой руководителя является укрепление и пополнение «ядра» хоровой партии. Рассаживать участников хора надо так, чтобы «ядро» не потеряло своего ведущего и организующего значения, а более слабо подготовленные могли опираться на сильных певцов.

При распределении участников хора по партиям учитываются и другие моменты, так, у некоторых не всегда по разным причинам (недостаточная координация слуха и голоса, заболевания слухового аппарата, певческой неразвитости) можно выявить свойственный им тип голоса.

Количество детей в этой группе хора от 80 – 100 человек.

С расширением диапазонных и исполнительских возможностей (появление третьего голоса) воспитанников расширяется и репертуар. В репертуар включаются произведения более сложные в ритмическом и мелодическом отношении.

Примерные формы проведения хоровых занятий и домашних заданий.

Наряду с традиционными, программой предусматривается проведение следующих форм занятий:

· Интегрированное занятие (хоровое пение и слушание музыки; хоровое пение и сценические движения; хоровое пение и беседа о музыке);

· Открытое занятие с присутствием родителей;

· Контрольное занятие - концерт;

· Занятие – путешествие;

· Занятие – состязание;

· Конкурсы, олимпиады.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала являются небольшими по объёму и доступными по трудности:

· задания на разучивание партий;

· пение интонационных упражнений;

· выполнение ритмических упражнений;

· творческие задания (досочинение мелодии, импровизация на музыкальную тему, создание рисунков);

· выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Работа над репертуаром

Разучивание вокально–хорового произведения ставит перед педагогом задачу подбора интересного, высокохудожественного и доступного в исполнительском плане репертуара. На начальном этапе обучения могут исполняться несложные одноголосные произведения с фортепианным сопровождением, народные песни, детские песни современных композиторов. По мере развития вокально-хоровых навыков в репертуар включаются произведения без сопровождения, каноны, в том числе на народном и национальном материале, произведения двухголосные и с элементами трехголосия, сочинения зарубежных и русских композиторов – классиков, музыка современных композиторов.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей.

Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности. Песенный репертуар подбирается с реальной возможностью его освоения в рамках работы определенной возрастной группы хора.

Эффективность занятий во многом зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у воспитанников живой интерес к предмету. Репертуар должен отличаться высокохудожественной ценностью, быть разнообразным в отношении характера, темпа, сложности произведения. Известно, что вокальные возможности детей ограничены, поэтому в некоторых произведениях следует облегчить трудности исполнения.

Оценивая репертуар в свете поставленных воспитательных задач, педагог выясняет, насколько произведение усилит интерес к хоровой деятельности и к музыке вообще, позволит развить мышление, самостоятельность, расширить кругозор.

Исполнение многих произведений детского репертуара требует совершенного владения вокалом. Поэтому в репертуаре доминируют музыкальные произведения обучающего характера.

В старшей группе хора необходимо смелее включать в репертуар произведения композиторов-классиков с развернутым музыкальным сопровождением, с более широким кругом музыкальных образов, и произведения, создающие вариационное развитие, контрастное сопоставление музыкальных тем, небольшие циклические формы.
Рекомендуется объединять в циклы разнохарактерные небольшие сочинения одного автора или близкие по тематике произведения.
Учебно-тренировочные упражнения

Учебно-тренировочные упражнения являются первым, начальным этапом работы над развитием и формированием голоса певца. При распевании с использованием учебно-тренировочных упражнений необходимо соблюдать принцип строгой последовательности: от медленного, спокойного темпа - к более подвижному; от упражнений, охватывающих ограниченный участок диапазона без напряжения звучащих нот, до упражнений, на всем имеющимся в данный период диапазоне; от упражнений на выдерживание вокальной линии на одной какой-либо более удобной гласной до комбинирования гласных с согласными; от упражнений незначительной силы звука до нормальной.

Пение учебно-тренировочного материала должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от учебно-творческих целей и конкретной ситуации. Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, другие развивают гармонический слух, улучшают дикцию и т. д. Многие из них вырабатывают несколько навыков одновременно. Каждое новое упражнение должно быть исполнено педагогом воспитанникам доступно, неторопливо, связно, певуче и непременно в том темпе, в каком желательно получить его от воспитанников.

Развитие певческих способностей детей тесно связано с работой над певческим дыханием. Упражнения для выработки певческого дыхания по своей методике выполнения созвучны упражнениям дыхательной гимнастики и служат оздоровительным целям. С помощью дыхательных упражнений повышается физическая работоспособность, увеличивается сопротивляемость организма неблагоприятным факторам внешней среды.

Каждое занятие хора включает в себя следующие компоненты:

а) Дыхательная гимнастика. Свободное носовое дыхание нормализует работу не только органов дыхания, но голосового и артикуляционного аппарата. На занятиях хора используется дыхательная гимнастика Э.М. Чарели.

б) Приемы формирования навыка певческого дыхания (три группы приемов).

Первая группа приемов – специальные физиологические упражнения:

· «Крепкий выдох»;

· «Шипящий выдох»;

· «Качаем носом»;

· «Чередование вдоха и выдоха с поворотом головы»;

· «Вдыхаем цветочный аромат»

Вторая группа приемов – технические приемы, способствующие выработке навыков дыхания: «Музыкальная цепочка»

Третья группа приемов – приемы, употребляемые в процессе работы над песней: «Дыхание и жест»

Главное назначение дыхательных упражнений – улучшить дыхание во время пения, совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность, вырабатывать умение дышать всегда правильно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.008 с.)