IV.Методическое обеспечение программы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV.Методическое обеспечение программы



Литература

Приложение

I. Пояснительная записка

1.1.Направленность общеобразовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа хорового коллектива «Дружба» предназначена для организации занятий творческого объединения, деятельность которого направлена на формирование и развитие навыков хорового пения у учащихся школьного возраста (7-14 лет), разработана в соответствии с требованиями нормативных документов к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ.

Дополнительная общеобразовательная программа хорового коллектива «Дружба» имеет художественную направленность, является модифицированной(составлена на основе типовых программ для музыкальных школ), комплексной(объединяет различные виды музыкального творчества); по уровню освоения – общеразвивающей, по уровню реализации - разноуровневой, по цели обучения - развивающей вокально-хоровые способности.

Хоровой коллектив «Дружба» организован в МБУДО «Центр детского творчества» г.Оренбурга, учебной базой хорового коллектива в рамках сетевого договора является МОАУ «Лицей №4» г. Оренбурга.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы хорового коллектива «Дружба» определяется ее направленностью на решение задач нравственного, эстетического воспитания и поддержки одаренных детей.

Важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей является воспитание на вокальных традициях народа. Вокально-хоровое искусство обеспечивает приобщение детей к музыкальной культуре. Хористы, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомятся с сокровищницей музыкального искусства, через постижение ими эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки происходит формирование базовых ценностей и, в целом, общего отношения к окружающему миру.

В интеллектуальном плане занятия в хоровом коллективе обеспечивают расширение музыкального кругозора, формирование определенного объема певческих умений и навыков, развивают познавательные процессы.

В личностном плане освоение вокально-хоровой культуры способствует развитию эмоциональной сферы, музыкальной отзывчивости, личностных качеств, самосознания ребенка, реализации его личностных потребностей в самопознании, самоутверждении, поиске путей дальнейшей самореализации.

Занятия в хоровом коллективе опосредовано влияют на развитие коммуникативных умений и умений взаимодействовать с окружающими.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие учащихся идут взаимосвязано и неразрывно. Содержание дополнительной общеобразовательной программы обеспечивает развитие музыкальных способностей, формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков (певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, ансамбля), координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям, навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы подкрепляется реализацией оздоровительно-коррекционной функции. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и соматической стабилизации и гармонизации личности.

Дополнительная общеобразовательная программа хорового коллектива «Дружба» позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса певческих знаний, умений, навыков с учетом сензитивности периода младшего школьного и подросткового возрастов для развития музыкальных способностей.

Реализация развивающей, обучающей, воспитывающей и оздоровительно-коррекционной функции обуславливает педагогическую целесообразность использования данной программы в работе с детьми младшего и подросткового возрастов.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы в содержательном плане связана с репертуаром, соединяющим в себе разноплановые по жанру, стилю музыкальные произведения, представленностью регионального компонента в содержании обучения. С инструментальной точки зрения новизну программы составляет использование обучающих методик Д.Е Огороднова, В.В. Емельянова, Г. Струве и др., частных методик развития дикционных и дыхательных навыков А. Н. Стрельниковой, Э.Чарелли, речевых игр Карла Орфа.

 

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие вокально-хоровых способностей у учащихся.

Задачи:

Обучающие:

· Формирование системы опорных знаний в области вокально-хорового исполнительства (ознакомление со строением певческого аппарата, формирование основ музыкальной грамоты, знаний в области жанровых и стилистических особенностей музыкальных произведений, певческого дыхания, постановки и охраны голоса, сценического исполнительства);

· расширение музыкального кругозора;

· формирование умений и навыков в области вокально-хорового исполнительства (освоение правильного певческого дыхания, певческой артикуляции, навыков звукообразования, интонирования, звуковедения);

· формирование основ сценической культуры.

Воспитывающие:

· воспитание ценностного отношения к вокально-хоровой культуре;

· воспитание эстетического вкуса и чувства стиля в академическом пении;

· воспитание личностных качеств и умений, определяющих успешность освоения программы хорового коллектива «Дружба»: дисциплинированность, ответственность, мотивация достижений, познавательная активность, коммуникабельность, умение взаимодействовать в концертной и исполнительской деятельности.

Развивающие:

· развитие вокально-хоровых способностей (музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса, музыкальной памяти, творческого воображения и артистизма);

· развитие познавательных, эстетических потребностей, творческих способностей и музыкальной одаренности;

· развитие контрольно-оценочных умений и самооценки себя как исполнителя.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы базируется на теоретических положениях о развитии специальных способностей (Б.М. Теплов, А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн), музыкальных способностей (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, К.В. Тарасова), о сензитивных периодах развития вокальных данных (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский), теоретических и прикладных исследованиях в области организации обучения, методов и форм развития музыкальных способностей (Д.Б. Кабалевский, Д. Огороднов, П.В. Голубев и др.), вокально-хорового исполнительства (Г.А. Струве, В.В. Емельянов, В.А. Шереметьев, Г.П. Стулова и др.).

Базовые положения:

1.Развитие музыкально-певческих способностей определяется развитием врожденных задатков (Б.М. Теплов).

2. Стратегия обучения определяется уровнем музыкальности детей (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев).

3. Период младшего школьного возраста является благоприятным для развития голосовых связок, музыкального слуха, музыкальной памяти (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры. В подростковом возрасте закрепляются личностные качества и ценностные установки, определяющие успешность в выбранной для самореализации области, в данном случае, в вокально-хоровой исполнительской деятельности.

4. Приобщение к музыкальному искусству наиболее эффективно реализуется через коллективное пение как самый доступный вид музыкальной деятельности детей различного возраста (Н.А. Ветлугина, Г.А.Струве).

В основе процесса обучения по программе лежат:

- рекомендации по развитию певческого голоса П.В. Голубева;

- методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова;

- практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки;

- метод развития вокальных данных воспитанников хора В.В.Емельянова;

- дыхательные упражнения А. Стрельниковой, методика развития дикционных навыков и сценической речи Э.Чарелли, речевые игры К.Орфа.

Принципы организации педагогического процесса:

- принцип единства художественного и технического развития вокально-хоровых способностей;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении вокально-хоровым исполнительством;

- принцип ориентации на зону ближайшего развития воспитанника хора;

- принцип соразмерности нагрузки уровню, состоянию здоровья и индивидуальных возможностей воспитанников хора;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности музыкального материала;

- принципы индивидуального и дифференцированного подхода.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.247 (0.009 с.)