Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное мышление Леси Дычко в кантатах для детских хоров

Поиск

Украинское музыкальное творчество для детей - самобытное и динамическое явление, которое не только охватывает известные на сегодня жанрово-стилистические плоскости, но и обнаруживает отчетливые тенденции к художественному самообновлению, стилевому и видовому обогащению. Ее стилистическая гибкость обусловлена ​​наличием мощной основы - самобытными пластами украинского фольклора и композиторской музыки для детей, а также оригинальностью авторского мышления каждого из композиторов, работающих в этой области.

Своим развитием современное музыкальное искусство в значительной мере обязано профессиональному воспитанию новых поколений, заинтересованность которых этим видом творчества возникает преимущественно в юном возрасте. Важный стимул привлечения детей к национальной художественной сокровищнице - яркий, эффектный репертуар, над пополнением которого работают представители разных композиторских школ.

Новаторскими поисками, которые увенчались большим художественным успехом, характеризуются пять кантат Леси Дычко, созданные в 70-х гг. ХХ столетия. Среди них: «Солнечный круг» для детского хора и симфонического оркестра на слова Д. Чередниченко (1974-1975), «Здравствуй, новый добрый день» для хора без сопровождения (1975-1976), «Весна» (посвящена музыковеду С.С. Павлишин) для детского хора в сопровождении оркестра (1976-1977) и «Слава рабочим профессиям» - концерт-кантата для детского хора, двух фортепиано, арфы и ударных (1977-1978). Три последние написаны на слова С.Авдиенко. Пятая кантата – «Барвинок» для детского хора и оркестра создана на слова С. Жупанина.

В этих произведениях в полной мере раскрывается своеобразие индивидуального почерка композитора. Это и глубоко лирическое восприятие действительности, и удивительное богатство звуковых и зрительных впечатлений, и тонкое чувство ритмов, и радужные краски и оттенки народно-песенных интонаций, ладовых наслоений, колоритных звуковых соединений и т.д. Замысел, тематическое образное содержание, а также ряд особенностей формы, драматургии и выразительных средств этих широких музыкальных полотен, в том числе трех первых из названных хоровых циклов, отражает авторское мировоззрение летнего цикла. В различных проявлениях красоты природы и ее эмоционального выражения обнаруживаются непосредственные связи с ее камерной кантатой «Четыре времени года».

Кантаты Л. Дычко состоят из четырех частей (исключение составляет кантата «Весна»), каждая из которых охватывает несколько хоровых миниатюр, посвященных различным образам зимы, весны, лета и осени. Они исполняются без перерыва, таким образом, образуют определенную целостность. В совокупности эти подразделы, по меткому определению Н. Гордийчука, является «системой микроциклов в цикле. Такой подход к проблеме структуры целого объясняется стремлением Дычко к конкретизированной образности и театральности выражения. И это естественно, если учесть, что каждая часть - это своего рода «конденсат» определенного народного обычая или обряда, который в быту немыслим без драматического действа» [горд, с.59].

Эти строки касаются камерной кантаты «Времена года», однако их вполне правомерно отнести к ряду номеров детских кантат и особенно к произведению «Солнечный круг», где элементы народной обрядности четко прослеживаются в заключительных построениях, в частности первой, второй и последней частей. Например, «Весна» из цикла «Солнечный круг» завершается «Веснянкой», в конце «Лета» появляются музыкальные эпизоды гимнического типа, создающие величественный образ жнив. Интонационной основой здесь служат попевки купальских и жнивных песен с характерным ладовым колоритом диатоники, в частности лидийского наклонения и пентатоники. Окончание последней части кантаты новогодним поздравлением обусловило использование мелодических попевок обрядовых песен зимнего цикла - колядок, щедровок.

Как уже говорилось, каждая часть цикла распадается на отдельные номера. «Весна» имеет три самостоятельные, контрастные по музыке, подраздела – «Белый дед», «Птичка» и «Веснянка». В первом изображен образ последних зимних снежных метелей («Белый дед белой метлой белую дорожку метет. Метет, метет, метет, метет, метет, не выметет»). Образ этот передан в основном оркестровыми средствами - стремительными гаммоподобными пассажами по хроматическим звукорядам, преимущественно восходящим движением шестнадцатых с последующим спадом. И только тогда, когда появилось в тексте упоминание про месяц март («Пришел себе парень, ясный март - белая тропа бежала, зеленую сказку потеряла, по всему миру раструсила...»), музыка светлеет и становится более напевной, на первый план выступает хоровое звучание. Оркестровая фактура меняется, становится прозрачной и приобретает роль сопровождения.

Второй подраздел – «Птичка» - насыщен звукоизобразительными приемами (пение). В оркестровой партии своеобразный колорит создают политональные наслоения коротких триольных или квинтольных мотивов с прыжками по кругу, а также трели и тремолирующие аккорды; в хоровой партии - остинатные фигурации параллельных квартовых аккордов, возникающие благодаря постепенному включению всех четырех голосов на кварту выше, с беспрестанным повторением одной и той же секундовой попевки на характерном словесном слоге «пить», имитирующем птичий щебет.

«Веснянка» связана с весенней обрядностью - народными хороводами, играми, поздравлениями весны. Ее интонационная основа - старинный обрядовый фольклор. Четырехголосной хоровая фактура расцвечена подголосками, оркестровая партия тоже многозвучна, в ней применяется «утолщение» мелодических линий, связанных с самостоятельностью отдельных оркестровых групп. По мнению Б.Фильц, это напоминает своеобразную стилевую черту творческого метода Л. Ревуцкого в его обработках народных песен [фильц, с.18].

По форме «Веснянка» более развернута, имеет пятичастную (рондоподобную) структуру. Трижды повторяющийся светлый Ля мажорный рефрен каждый раз величаво (Andante) звучит на тоническом органном пункте и тем самым подчеркивает завершающий этап музыкального развития первой части. «Веснянка» своеобразно завершает жизнеутверждающий характер всего микроцикла, передает настроение общего подъема, вызванного приходом весны.

Во вторую часть – «Лето» - тоже входят меньшие подразделы: «Солнечные всадники» и «Золотые ручьи», исполняемые без перерыва. Взаимно дополняя друг друга, эти хоровые миниатюры по-разному создают ощущение непрерывного движения и, таким образом, иллюстрируют содержание поэтических текстов. Образ фантастических солнечных коней и их скачки передается изменением острых по звучанию аккордов и кластеров, золотые ручьи - равномерным течением шестнадцатых в оркестре. В третьем разделе «Лета», который носит название «Песня-игра», появляются музыкальные эпизоды, где величественное прославление лета и животворного солнца доходит до апофеоза и ассоциируется с массовым празднованием жатвы (в тексте идет речь о созревании хлеба на полях, о жатве: «Мы выходим в жатву», «все вокруг - поля и хлеба - поют под солнцем»). Сияющий солнечный колорит музыке придают метко найденные гармонические краски. Композитор весь этот заключительный эпизод строит на сопоставлении в xopе исключительно мажорных трезвучий, иногда их обращений.

«Осень» состоит из четырех отдельных подразделений. Обрамляющие эпизоды – «Синие туфельки» (Largo misterioso) и «Осень» (Andante cantabile) - прекрасные образцы поэтической лирики, окутанные легкой дымкой грусти, обозначены интонационной выразительностью пения и колористической образностью инструментального сопровождения. Первый из них («Синие туфельки») - для сопрано, с мягким узорчато-ажурным сопровождением оркестра, - служит своеобразным эпиграфом ко всей части. Задумчиво-спокойный, даже немного жалобно-таинственный характер музыки лаконично описывает картину осеннего утра в лесу.

Два средних эпизода – «Кукушка» и «Утренний концерт» - контрастируют с крайними по яркости красками, динамичным развитием тематического материала, полным оптимизма, танцевальности, четкой ритмической пульсации, темпераментности. Они свидетельствуют об огромной изобретательности и неисчерпаемой фантазии Л. Дычко в воспроизведении живых голосов природы, нахождении интересных и убедительных изобразительно-колористических эффектов, ладовых нюансов и тоновых сопоставлений.

Ярко и свежо звучат, например, непрерывные тональные сдвиги отдельных звеньев композиционной структуры на различные интервалы. В результате этого основной танцевальный мотив свободно, без каких-либо модуляционных переходов, «кружит» по разных тональностях с Ре мажора в Ре-бемоль мажор, затем в Соль мажор, Фа мажор, Ми-бемоль мажор, Ре мажор, До мажор, что возвращается в конце снова в Ре мажор. Все это звучит с различными отклонениями, ладовыми альтерациями, гармоническим колористическим обострением.

Итак, «Утренний концерт», как справедливо отметил Н. Гордийчук, является «ярким» контрастным моментом в драматургии. Он будто последняя вспышка красок и энергии перед спокойствием и затишьем заключительного подраздела части под названием «Осень» [горд, с.70].

Завершает кантату четвертая часть – «Зима», написанная в виде сплошной одночастной оркестрово-хоровой композиции под названием «Январь-Новогодник». Она начинается оркестровым музыкальным материалом из I-й части («Белый дед»), что звучит в оркестре и изображает зимнюю метель. Эта образная арка укрепляет общую форму кантаты, а также отмечает главную драматургическую идею вечного обновления на земле и круговорота в природе. Обрядово-песенный фольклор становится источником для первого, акапельного, эпизода, а также для окончания «Зимы» - для трехголосного хора и оркестра («Здравствуй, Январь- Новогодник»).

Все это создает величаво-приподнятое настроение (композитор определила его темпом Maestoso), что перекликается с обрядово-славильными окончаниями «Весны» и «Лета», где обычаи наших предков рельефно выступают на первый план. Прославляется труд земледельца, а поздравления, новогодние пожелания новых достижений, благополучия и счастья воспринимаются естественно, поскольку вытекают из всего предыдущего музыкально-образного развития кантаты.

Особенности структуры данной кантаты, построение отдельных ее частей, введение образно-тематических арок, связи с обрядовыми песнями (не только с их мелодикой и ладовой структурой, но и с образным содержанием и традиционной сюжетикой) встречаем также в других произведениях этого жанра.

Кантата «Здравствуй, новый добрый день» на слова С. Авдиенко (ор. 20), как уже отмечалось выше, написана для хора а капелла. Это произведение продолжает хоровой стиль Леси Дычко, ярко выраженный в ее предыдущих произведениях этого жанра для детей. По мнению, Б.Фильц, это стиль украинских композиторов-классиков хоровой музыки, прежде всего, Леонтовича. Опираясь на традиции этого великого мастера, Л. Дычко тоже воспроизводит особенности украинской песни, манеры народного многоголосного пения [Фильц, с. ]. Характерно, что кантата построена по традиционному календарному циклу, демонстрирует его новую, современную тpaктовку: она начинается не так, как это принято издавна (например, во «Временах года» Вивальди или Гайдна) - от части «Весна», а от «Лета», чтобы таким образом цикл завершался «Весной».

Такая оптимистичная концепция воспроизведена и в музыке. По высказыванию, Б.Фильц, сравнение с классиками жанра здесь не случайно, потому что названия отдельных частей каждого раздела сочетают яркую оптимистическую образность (например: «Утро», «Дождь») с классическими обозначениями форм и жанров («Прелюдия», «Скерцо» и т. д.). Цикл открывается «Прелюдией» («Утро») и завершается «Постлюдией» с характерным названием, которое можно считать оптимистичным выводом произведения: «Здравствуй, день, на всей земле». Каждый раздел, посвященный определенной поре года, состоит из двух частей: «Прелюдия» и «Скерцо» входят в «Лето», «Осень» включает «Арию» («Сова») и «Анданте» («Осень»), «Зима» - «Фантазию» («Мимоза») и фугетту («Новогодняя»), «Весна» - «Рондо» («Весна») и «Постлюдию» [фильц, с. ].

Обратимся к конкретным примерам. В «Прелюдии» создан волшебный образ пробуждающегося утра. Как в тексте, так и в музыке поэтичность этой картины органично сочетается с конкретностью. Текст и песенная мелодическая линия появляются здесь после вступления, исполняемого без слов на совпадениях мягких, плавных секундовых ходов, решаемых в терциях и трезвучиях. Колоритность этого эпизода усиливается терциями глиссандо в солистов.

Во второй части колористичность является основной чертой. Здесь «чириканье» птичек передано в отмечаемые стаккато на фоне глиссандового скольжения от трехзвучных к секундово-терцовым аккордам, а также благодаря словесной звукоизобразительности - при воспроизведении голосом звукосочетания «чш». В следующем эпизоде ​​«Рiu mosso» (авторское название фугетты) вся хоровая ткань из восьми голосов строится на перекличке попевки из четырех звуков на слове «Куку-реку». Активность этого звукового образа снова невольно вызывает ассоциации с «Временами года» Гайдна, где петух будит людей в предрассветной тьме.

Оптимистическая концепция построения первой части кантаты прослеживается и в ее драматургической линии - от постепенного оживления из-за роста активности в пробуждение к жизни. Только окончание (последние пять тактов в переменном метре 6/4 и 10/4) переменно- ладовыми мелодическими восходящими ходами в медленном темпе связывает с обрядовыми песнями. Этот факт имеет существенное значение, поскольку именно так заканчивается весь цикл.

Вторая часть «Лета» - «Дождь» - построена на стаккатных перекличках в слове «Дождик», на которые далее в других голосах накладываются плавные интервальные и аккордовые ходы по терциям и малых секундам. Яркий, действительно детский образ создают малосекундовые попеременные ходы (нелегкие для исполнения), которые звуконаследуют кваканье лягушек. Кроме того, здесь используется прием глиссандо и приблизительное многоголосное звучание в пределах указанного в партитуре квадрата для воспроизведения кваканья.

Часть «Осень» строится на обобщении двух поэтически сопоставленных и в то же время близких образов с легкой дымкой грусти. «Сова» - это сольная ария, в которой переменный метр и диатонические интонационные обороты ассоциируются с народной песенностью. В целом, тип мелодики близок здесь к современной песне, и поэтический образ совы трактуется полушутя, лишь намекая на прошлые пересуды, связанные с этой птицей.

Третья часть – «Зима». В первой части фантазии («Мимоза») принят новаторский прием - словесное выражение без музыки. Речь идет о цветовой и даже сонористической подаче текста («Холодно... мороз... мимоза... живая... зима»). Композитор придает этим словам особый смысл, вплетая символы весны в контекст зимнего пейзажа, поэтому и подача их является в какой-то мере «музыкальной» - распределение между четырьмя голосами с разной силой звучания каждого слова, изменением темпа, фермата, очерченная высота конечного звука и т.д. Вторая часть «Зимнего диптиха» - «Новогодняя фугетта» - построена наступательными энергичными мелодическими ходами. Характерно также, что фугетта как полифоническая форма вплетена здесь лишь как эпизод после первого активного образа зимы в аккордовой фактуре, изображение «завывания» в кварто-секундовых аккордах без слов и текущего движения средних голосов глиссандо.

«Весна» врывается стуками «унисона ударов» кварт в партии альтов, на которые накладывается проведенная малыми секундами мелодическая линия в сопрано. Этот очень яркий, полный живой энергии образ чередуется с многоголосными восклицаниями «тук, тук». Однако постепенно эта звукоизобразительная, даже звукоимитирующая картина переходит в поэтическое заключение в 12-звучном изложении с красотой плавных аккордовых сочетаний, продленными ферматами, озвученными в pp.

Постлюдия в темпе Largetto, следующего attacca, является логическим выводом предыдущей цепи образов и очень органично внедряет повторения начального образа Прелюдии. Здесь только больше подчеркивается мягкость, поэтичность, в частности путем сгущения фактуры, глиссандирования с аккорда на аккорд. В ясно выраженном трехчастном построении средний эпизод - фугетта (переклички на слове «Кукареку»). Крайние - это поэтические, широко распевные мелодические образы, с заключительным динамичным «взрывом» после трехкратного (как в «Прелюдии») восходящего мелодического движения на переменных ладах, средний из которых целотоновый.

Поэтому, без сомнения, монументальные кантаты для детского хорового исполнения Леси Дычко открыли новую страницу в украинской хоровой музыке для детей, показали высокий профессиональный уровень художника, ее яркий талант и бесконечные творческие возможности на пути прогресса в данной области искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.254 (0.013 с.)