Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественное мышление Леси Дычко в кантатах для детских хоровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Украинское музыкальное творчество для детей - самобытное и динамическое явление, которое не только охватывает известные на сегодня жанрово-стилистические плоскости, но и обнаруживает отчетливые тенденции к художественному самообновлению, стилевому и видовому обогащению. Ее стилистическая гибкость обусловлена наличием мощной основы - самобытными пластами украинского фольклора и композиторской музыки для детей, а также оригинальностью авторского мышления каждого из композиторов, работающих в этой области. Своим развитием современное музыкальное искусство в значительной мере обязано профессиональному воспитанию новых поколений, заинтересованность которых этим видом творчества возникает преимущественно в юном возрасте. Важный стимул привлечения детей к национальной художественной сокровищнице - яркий, эффектный репертуар, над пополнением которого работают представители разных композиторских школ. Новаторскими поисками, которые увенчались большим художественным успехом, характеризуются пять кантат Леси Дычко, созданные в 70-х гг. ХХ столетия. Среди них: «Солнечный круг» для детского хора и симфонического оркестра на слова Д. Чередниченко (1974-1975), «Здравствуй, новый добрый день» для хора без сопровождения (1975-1976), «Весна» (посвящена музыковеду С.С. Павлишин) для детского хора в сопровождении оркестра (1976-1977) и «Слава рабочим профессиям» - концерт-кантата для детского хора, двух фортепиано, арфы и ударных (1977-1978). Три последние написаны на слова С.Авдиенко. Пятая кантата – «Барвинок» для детского хора и оркестра создана на слова С. Жупанина. В этих произведениях в полной мере раскрывается своеобразие индивидуального почерка композитора. Это и глубоко лирическое восприятие действительности, и удивительное богатство звуковых и зрительных впечатлений, и тонкое чувство ритмов, и радужные краски и оттенки народно-песенных интонаций, ладовых наслоений, колоритных звуковых соединений и т.д. Замысел, тематическое образное содержание, а также ряд особенностей формы, драматургии и выразительных средств этих широких музыкальных полотен, в том числе трех первых из названных хоровых циклов, отражает авторское мировоззрение летнего цикла. В различных проявлениях красоты природы и ее эмоционального выражения обнаруживаются непосредственные связи с ее камерной кантатой «Четыре времени года». Кантаты Л. Дычко состоят из четырех частей (исключение составляет кантата «Весна»), каждая из которых охватывает несколько хоровых миниатюр, посвященных различным образам зимы, весны, лета и осени. Они исполняются без перерыва, таким образом, образуют определенную целостность. В совокупности эти подразделы, по меткому определению Н. Гордийчука, является «системой микроциклов в цикле. Такой подход к проблеме структуры целого объясняется стремлением Дычко к конкретизированной образности и театральности выражения. И это естественно, если учесть, что каждая часть - это своего рода «конденсат» определенного народного обычая или обряда, который в быту немыслим без драматического действа» [горд, с.59]. Эти строки касаются камерной кантаты «Времена года», однако их вполне правомерно отнести к ряду номеров детских кантат и особенно к произведению «Солнечный круг», где элементы народной обрядности четко прослеживаются в заключительных построениях, в частности первой, второй и последней частей. Например, «Весна» из цикла «Солнечный круг» завершается «Веснянкой», в конце «Лета» появляются музыкальные эпизоды гимнического типа, создающие величественный образ жнив. Интонационной основой здесь служат попевки купальских и жнивных песен с характерным ладовым колоритом диатоники, в частности лидийского наклонения и пентатоники. Окончание последней части кантаты новогодним поздравлением обусловило использование мелодических попевок обрядовых песен зимнего цикла - колядок, щедровок. Как уже говорилось, каждая часть цикла распадается на отдельные номера. «Весна» имеет три самостоятельные, контрастные по музыке, подраздела – «Белый дед», «Птичка» и «Веснянка». В первом изображен образ последних зимних снежных метелей («Белый дед белой метлой белую дорожку метет. Метет, метет, метет, метет, метет, не выметет»). Образ этот передан в основном оркестровыми средствами - стремительными гаммоподобными пассажами по хроматическим звукорядам, преимущественно восходящим движением шестнадцатых с последующим спадом. И только тогда, когда появилось в тексте упоминание про месяц март («Пришел себе парень, ясный март - белая тропа бежала, зеленую сказку потеряла, по всему миру раструсила...»), музыка светлеет и становится более напевной, на первый план выступает хоровое звучание. Оркестровая фактура меняется, становится прозрачной и приобретает роль сопровождения. Второй подраздел – «Птичка» - насыщен звукоизобразительными приемами (пение). В оркестровой партии своеобразный колорит создают политональные наслоения коротких триольных или квинтольных мотивов с прыжками по кругу, а также трели и тремолирующие аккорды; в хоровой партии - остинатные фигурации параллельных квартовых аккордов, возникающие благодаря постепенному включению всех четырех голосов на кварту выше, с беспрестанным повторением одной и той же секундовой попевки на характерном словесном слоге «пить», имитирующем птичий щебет. «Веснянка» связана с весенней обрядностью - народными хороводами, играми, поздравлениями весны. Ее интонационная основа - старинный обрядовый фольклор. Четырехголосной хоровая фактура расцвечена подголосками, оркестровая партия тоже многозвучна, в ней применяется «утолщение» мелодических линий, связанных с самостоятельностью отдельных оркестровых групп. По мнению Б.Фильц, это напоминает своеобразную стилевую черту творческого метода Л. Ревуцкого в его обработках народных песен [фильц, с.18]. По форме «Веснянка» более развернута, имеет пятичастную (рондоподобную) структуру. Трижды повторяющийся светлый Ля мажорный рефрен каждый раз величаво (Andante) звучит на тоническом органном пункте и тем самым подчеркивает завершающий этап музыкального развития первой части. «Веснянка» своеобразно завершает жизнеутверждающий характер всего микроцикла, передает настроение общего подъема, вызванного приходом весны. Во вторую часть – «Лето» - тоже входят меньшие подразделы: «Солнечные всадники» и «Золотые ручьи», исполняемые без перерыва. Взаимно дополняя друг друга, эти хоровые миниатюры по-разному создают ощущение непрерывного движения и, таким образом, иллюстрируют содержание поэтических текстов. Образ фантастических солнечных коней и их скачки передается изменением острых по звучанию аккордов и кластеров, золотые ручьи - равномерным течением шестнадцатых в оркестре. В третьем разделе «Лета», который носит название «Песня-игра», появляются музыкальные эпизоды, где величественное прославление лета и животворного солнца доходит до апофеоза и ассоциируется с массовым празднованием жатвы (в тексте идет речь о созревании хлеба на полях, о жатве: «Мы выходим в жатву», «все вокруг - поля и хлеба - поют под солнцем»). Сияющий солнечный колорит музыке придают метко найденные гармонические краски. Композитор весь этот заключительный эпизод строит на сопоставлении в xopе исключительно мажорных трезвучий, иногда их обращений. «Осень» состоит из четырех отдельных подразделений. Обрамляющие эпизоды – «Синие туфельки» (Largo misterioso) и «Осень» (Andante cantabile) - прекрасные образцы поэтической лирики, окутанные легкой дымкой грусти, обозначены интонационной выразительностью пения и колористической образностью инструментального сопровождения. Первый из них («Синие туфельки») - для сопрано, с мягким узорчато-ажурным сопровождением оркестра, - служит своеобразным эпиграфом ко всей части. Задумчиво-спокойный, даже немного жалобно-таинственный характер музыки лаконично описывает картину осеннего утра в лесу. Два средних эпизода – «Кукушка» и «Утренний концерт» - контрастируют с крайними по яркости красками, динамичным развитием тематического материала, полным оптимизма, танцевальности, четкой ритмической пульсации, темпераментности. Они свидетельствуют об огромной изобретательности и неисчерпаемой фантазии Л. Дычко в воспроизведении живых голосов природы, нахождении интересных и убедительных изобразительно-колористических эффектов, ладовых нюансов и тоновых сопоставлений. Ярко и свежо звучат, например, непрерывные тональные сдвиги отдельных звеньев композиционной структуры на различные интервалы. В результате этого основной танцевальный мотив свободно, без каких-либо модуляционных переходов, «кружит» по разных тональностях с Ре мажора в Ре-бемоль мажор, затем в Соль мажор, Фа мажор, Ми-бемоль мажор, Ре мажор, До мажор, что возвращается в конце снова в Ре мажор. Все это звучит с различными отклонениями, ладовыми альтерациями, гармоническим колористическим обострением. Итак, «Утренний концерт», как справедливо отметил Н. Гордийчук, является «ярким» контрастным моментом в драматургии. Он будто последняя вспышка красок и энергии перед спокойствием и затишьем заключительного подраздела части под названием «Осень» [горд, с.70]. Завершает кантату четвертая часть – «Зима», написанная в виде сплошной одночастной оркестрово-хоровой композиции под названием «Январь-Новогодник». Она начинается оркестровым музыкальным материалом из I-й части («Белый дед»), что звучит в оркестре и изображает зимнюю метель. Эта образная арка укрепляет общую форму кантаты, а также отмечает главную драматургическую идею вечного обновления на земле и круговорота в природе. Обрядово-песенный фольклор становится источником для первого, акапельного, эпизода, а также для окончания «Зимы» - для трехголосного хора и оркестра («Здравствуй, Январь- Новогодник»). Все это создает величаво-приподнятое настроение (композитор определила его темпом Maestoso), что перекликается с обрядово-славильными окончаниями «Весны» и «Лета», где обычаи наших предков рельефно выступают на первый план. Прославляется труд земледельца, а поздравления, новогодние пожелания новых достижений, благополучия и счастья воспринимаются естественно, поскольку вытекают из всего предыдущего музыкально-образного развития кантаты. Особенности структуры данной кантаты, построение отдельных ее частей, введение образно-тематических арок, связи с обрядовыми песнями (не только с их мелодикой и ладовой структурой, но и с образным содержанием и традиционной сюжетикой) встречаем также в других произведениях этого жанра. Кантата «Здравствуй, новый добрый день» на слова С. Авдиенко (ор. 20), как уже отмечалось выше, написана для хора а капелла. Это произведение продолжает хоровой стиль Леси Дычко, ярко выраженный в ее предыдущих произведениях этого жанра для детей. По мнению, Б.Фильц, это стиль украинских композиторов-классиков хоровой музыки, прежде всего, Леонтовича. Опираясь на традиции этого великого мастера, Л. Дычко тоже воспроизводит особенности украинской песни, манеры народного многоголосного пения [Фильц, с. ]. Характерно, что кантата построена по традиционному календарному циклу, демонстрирует его новую, современную тpaктовку: она начинается не так, как это принято издавна (например, во «Временах года» Вивальди или Гайдна) - от части «Весна», а от «Лета», чтобы таким образом цикл завершался «Весной». Такая оптимистичная концепция воспроизведена и в музыке. По высказыванию, Б.Фильц, сравнение с классиками жанра здесь не случайно, потому что названия отдельных частей каждого раздела сочетают яркую оптимистическую образность (например: «Утро», «Дождь») с классическими обозначениями форм и жанров («Прелюдия», «Скерцо» и т. д.). Цикл открывается «Прелюдией» («Утро») и завершается «Постлюдией» с характерным названием, которое можно считать оптимистичным выводом произведения: «Здравствуй, день, на всей земле». Каждый раздел, посвященный определенной поре года, состоит из двух частей: «Прелюдия» и «Скерцо» входят в «Лето», «Осень» включает «Арию» («Сова») и «Анданте» («Осень»), «Зима» - «Фантазию» («Мимоза») и фугетту («Новогодняя»), «Весна» - «Рондо» («Весна») и «Постлюдию» [фильц, с. ]. Обратимся к конкретным примерам. В «Прелюдии» создан волшебный образ пробуждающегося утра. Как в тексте, так и в музыке поэтичность этой картины органично сочетается с конкретностью. Текст и песенная мелодическая линия появляются здесь после вступления, исполняемого без слов на совпадениях мягких, плавных секундовых ходов, решаемых в терциях и трезвучиях. Колоритность этого эпизода усиливается терциями глиссандо в солистов. Во второй части колористичность является основной чертой. Здесь «чириканье» птичек передано в отмечаемые стаккато на фоне глиссандового скольжения от трехзвучных к секундово-терцовым аккордам, а также благодаря словесной звукоизобразительности - при воспроизведении голосом звукосочетания «чш». В следующем эпизоде «Рiu mosso» (авторское название фугетты) вся хоровая ткань из восьми голосов строится на перекличке попевки из четырех звуков на слове «Куку-реку». Активность этого звукового образа снова невольно вызывает ассоциации с «Временами года» Гайдна, где петух будит людей в предрассветной тьме. Оптимистическая концепция построения первой части кантаты прослеживается и в ее драматургической линии - от постепенного оживления из-за роста активности в пробуждение к жизни. Только окончание (последние пять тактов в переменном метре 6/4 и 10/4) переменно- ладовыми мелодическими восходящими ходами в медленном темпе связывает с обрядовыми песнями. Этот факт имеет существенное значение, поскольку именно так заканчивается весь цикл. Вторая часть «Лета» - «Дождь» - построена на стаккатных перекличках в слове «Дождик», на которые далее в других голосах накладываются плавные интервальные и аккордовые ходы по терциям и малых секундам. Яркий, действительно детский образ создают малосекундовые попеременные ходы (нелегкие для исполнения), которые звуконаследуют кваканье лягушек. Кроме того, здесь используется прием глиссандо и приблизительное многоголосное звучание в пределах указанного в партитуре квадрата для воспроизведения кваканья. Часть «Осень» строится на обобщении двух поэтически сопоставленных и в то же время близких образов с легкой дымкой грусти. «Сова» - это сольная ария, в которой переменный метр и диатонические интонационные обороты ассоциируются с народной песенностью. В целом, тип мелодики близок здесь к современной песне, и поэтический образ совы трактуется полушутя, лишь намекая на прошлые пересуды, связанные с этой птицей. Третья часть – «Зима». В первой части фантазии («Мимоза») принят новаторский прием - словесное выражение без музыки. Речь идет о цветовой и даже сонористической подаче текста («Холодно... мороз... мимоза... живая... зима»). Композитор придает этим словам особый смысл, вплетая символы весны в контекст зимнего пейзажа, поэтому и подача их является в какой-то мере «музыкальной» - распределение между четырьмя голосами с разной силой звучания каждого слова, изменением темпа, фермата, очерченная высота конечного звука и т.д. Вторая часть «Зимнего диптиха» - «Новогодняя фугетта» - построена наступательными энергичными мелодическими ходами. Характерно также, что фугетта как полифоническая форма вплетена здесь лишь как эпизод после первого активного образа зимы в аккордовой фактуре, изображение «завывания» в кварто-секундовых аккордах без слов и текущего движения средних голосов глиссандо. «Весна» врывается стуками «унисона ударов» кварт в партии альтов, на которые накладывается проведенная малыми секундами мелодическая линия в сопрано. Этот очень яркий, полный живой энергии образ чередуется с многоголосными восклицаниями «тук, тук». Однако постепенно эта звукоизобразительная, даже звукоимитирующая картина переходит в поэтическое заключение в 12-звучном изложении с красотой плавных аккордовых сочетаний, продленными ферматами, озвученными в pp. Постлюдия в темпе Largetto, следующего attacca, является логическим выводом предыдущей цепи образов и очень органично внедряет повторения начального образа Прелюдии. Здесь только больше подчеркивается мягкость, поэтичность, в частности путем сгущения фактуры, глиссандирования с аккорда на аккорд. В ясно выраженном трехчастном построении средний эпизод - фугетта (переклички на слове «Кукареку»). Крайние - это поэтические, широко распевные мелодические образы, с заключительным динамичным «взрывом» после трехкратного (как в «Прелюдии») восходящего мелодического движения на переменных ладах, средний из которых целотоновый. Поэтому, без сомнения, монументальные кантаты для детского хорового исполнения Леси Дычко открыли новую страницу в украинской хоровой музыке для детей, показали высокий профессиональный уровень художника, ее яркий талант и бесконечные творческие возможности на пути прогресса в данной области искусства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.254 (0.013 с.) |