Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ Киева в кантатно-ораториальных произведениях Леси Дычко↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кантата «В Киеве зори» Леси Дычко состоит из трех разделов. Композиторский отбор источников стал решающим в создании «сюжета» кантаты. Именно текст подсказал жанровое решение каждой части. А многозначность поэтической канвы не только способствовала воссозданию исторического образа Киева, но и позволила построить главную концепцию произведения: показать рельефный, многогранный, яркий образ Киева, в котором будто сплелись характерные черты исторических событий, национального характера, художественного мировоззрения народа. Проявление сюжетной основы кантаты дает возможность обосновать логику построения и взаимосвязи частей произведения. По мнению Н.Степаненко, в воссоздании образа Киева можно выделить три уровня: 1. Целостно-обобщающий (символический). 2. Символико-временной (дискретный, где каждая часть - страница истории). 3. Сквозной, персонифицированный (образы-символы, образы людей - Настя-барышня, Оксана, рассказчики, пан-капитан, парни, казаки) [Степаненко, с. 10]. Тексты кантаты, представляющие различные песенные жанры, автор связывает в единый организм, в котором переплелись такие исторические срезы: язычество («Купала» - IV часть), период национально-освободительной борьбы (XV в. - XVII вв. - І часть, петровская эпоха (XVIII в. - II часть). Однако композитор не стремится дать хронологическую последовательность в развертывании исторической судьбы Киева. Анализ поэтического ряда, в котором исторические срезы Киева представлены картинно-отдельно и хронологически непоследовательно, вызывает ассоциации с природой летописания. Особенности этого метода, по Н.Степаненко, состоят в следующем: 1. Обращение Леси Дычко в историю, прошлое напоминает взгляд летописца на события с высоты «вечного», установленного навсегда, смысла. С таким взглядом композитора на историю связан и характерный семантический ряд кантаты: героика, победа, плач, радость, сила жизненной энергии славянского мировоззрения. Многоплановость решения образных уровней создает целостный образ Киева, перекликается с «широким видением» (Д. С. Лихачев) людей Киевской Руси. 2. Исторические периоды каждой части кантаты в поэтическом ряду стоят на далекой временной удаленности. Эта дистанция формирует объективный композиторский подход, поэтизирует историческое прошлое. Аналогичная ситуация наблюдалась и в средневековой литературе, и живописи. 3. Взгляд композитора на отдаленные и разведенные во времени исторические срезы Киева напоминает характерные для летописи смешивания политических, экономических, социальных, географических, дипломатических, военных, этнографических и других важных сведений различных периодов времени. Летопись создавала впечатление необъятности событий человеческой истории, ее непостижимости и величия [Степаненко, с. 11]. Летописной поэтике присущи также некоторые другие особенности, которые проявляются в кантате: присутствие «ландшафтного» взгляда на объект (сочетание различных событий в рассказе без очевидной прагматичной связи, без сюжетной мотивировки); резкая модуляция от «массовых сцен» к одному (женскому) образу и наоборот, с соблюдением одинакового отношения к временному развертыванию того или иного исторического образа Киева; композиционное решение по анфиладному принципу построения летописи, в котором новые части, присоединяясь к предыдущим, сохраняют свою самостоятельность и др. Дополнительно выявляются некоторые особенности природы фольклорных текстов: принцип параллелизма, который определяет контрастное соотношение частей; мотив названия, несущий новую информацию в фольклоре. Либретто кантаты (первый этап творческой работы автора) запрограммировало и ее музыкальное решение, в котором значительно расширилась историческая панорама сюжета и углубилось его образное наполнение. В музыкальном прочтении отобранных текстов ощутимо глубокое знание Лесей Дычко фольклора, поэтика которого обусловила ассоциативные планы, обогатила и расширила образно-смысловые горизонты произведения. С этим связаны и внемузыкальные ассоциации с другими видами искусств, которые дополняют эмоционально-образный спектр кантаты. Среди особенно важных моментов фольклорной поэтики, которые стали главными ориентирами для композитора, наиболее выделяются следующие: этическое наполнение, коллективная природа фольклора - использование общедоступного традиционного «языка образности» («готового фонда»); явление типизации - многозначность восприятия народной песни по принципу аналогии. В связи с этим появляются и фольклорные источники в каждой части кантаты. Так, эпическая героико-патриотическая «доминанта» части обусловлена жанровым синтезом, результат которого - историческая песня. Создав собственную версию поэтического текста, Леся Дычко выбрала подсказанный фольклором путь жанрового синтеза, который связывает Времена (обобщенный, единый для всех времен героический, воинский образ) и разрушает локальность исторического колорита. Так, например, последняя интонация зачина («В чистом поле») вобрала много интонаций: былины, думы, протяжной, исторической песни. Однако в интонационной драматургии из всего общеславянского обобщающего фонда более отчетливо проявляются такие жанровые составляющие как интонации думы и плача, усиливающие экспрессию выражения в кульминационных моментах. Благодаря этому история приближается и уже не говорится, а изображается. В этом важную роль играет также и структурно-композиционная особенность І части, в которой сочетаются два принципа фольклорной поэтики: «цепная композиция» (прослеживается на уровне поэтического ряда) и композиция «ступенчатого сужения образа» (музыкальный и поэтический ряд). Периодическое включение «щедрого вечера» формирует одну из важных особенностей драматургии: временную двуплановость. Прошлое косвенно присутствует и в воспоминаниях рассказчиков, собравшихся будто на «вечерницы» в Нынешнему. Это создает определенный композиционный ритм музыкальной драматургии целого [Степаненко, с. 11]. Своеобразную дилогию создают I и II части, соединенные по принципу «дополняющего контраста», что напоминает фольклорный композиционный принцип поляризации. Сопоставление военного и мирного времени позволило композитору многогранно представить образ народа - его волевые и устойчивые качества. Тексты I и II части, читаемые в либретто кантаты в одной временной плоскости, в музыке отнесены к различным хронологическим срезам: ХV-XVII вв. (I ч.) - XVIII вв. (II ч.). Благодаря «обобщению через жанр» в кантату введена новая стилевая координата эпохи русского и украинского Просвещения. Этот «музыкальный документ» - виватный кант «Радуйся, Русская земля». Тем самым композитор разрушает привычный стереотип: поэтический текст щедровки «прочитан» через мотив петровского канта. В аналитическом разделе выясняется родство кантов со щедровками. III часть кантаты продолжает ее сюжетное развертывание: тему сватовства, впервые появившуюся во II части («выберем пани лимирянку тебе молодому») конкретизирует женский образ. Музыкальное прочтение текста веснянки (или гаивки) углубляет его образное содержание. В нем будто выделяются следующие уровни: 1) образ Оксаны, которая мечтает о счастливой девичьей судьбе; 2) обобщенный образ матери, сестры, любимой (музыкальное решение 1 раздела с зачином - оплакивание воинов); 3) образ родной земли, метафора к образу Родины. Выявляется общность: а) интонационных источников, достигающих одного «готового фонда» (плач, дума, древнеславянский материал); б) образного мира (пространство, даль); в) тематического материала (возврат темы флейты и ламентозной интонации из 3 раздела I части). Это создает микроцикл эпического повествования, симметрию. IV часть - завершение кантаты, прославление жизни, картина языческого праздника («Купала»). Двухорное решение, введение дополнительного иструментария, что расширяет и уплотняет оркестровый ряд, представляют монументальность, особенно заметную на фоне камерной III части. Композитор достигает ощущения масс привлечением к событиям праздника «Купала». Это объясняется тем, по мнению Н.Степаненко, что «настоящее время обрядового ритуала принадлежало к действительно настоящему времени: народная игра не «изображала» того, что было в прошлом, а становилась настоящим действом - церемонией совершения праздника [Н.Степаненко, с. 13]. На сюжетном уровне логично продолжается тема брака (II-III части). Здесь она зашифрована в шутливой форме. Это своеобразная дразнилка, в которой идет игра между девушками и молодыми парнями - выбор суженого. Театральное начало проявляется в различных частях по-разному и достигается присутствием рассказчиков; монтажными перебивками, способствующими рельефному сочетанию двух времен; тембровой режиссурой; внезапностью введения крупного плана (перевод камеры на личность); изменением временного ракурса; изменением активно-событийного развертывания сюжета - статикой. Живопись и народно-прикладное искусство - еще одна координата, которая расширяет смысловые горизонты кантаты. Искусствоведы отмечают родство мотивов колядок, щедровок и художественного оформления книг, настенных росписей, орнаментальных украшений. Прямое или косвенное сходство наблюдается на уровне композиции, средств выразительности (изменение планов в орнаменте, сочетание интенсивных тонов с пастельными, лаконизм, переход рельефов от плоскостного изображения к сплетению разнообразных «выпуклых планов», использование фольклорных мотивов). Возникают аналогии и с украинской живописью эпохи барокко, преемственно связанной с древнерусской живописью: совмещение некоторых времен и событий на одной плоскости способствует всестороннему охвату исторической панорамы, декоративности (наличие герба, панегирической надписи, пейзажа за окном, парчевой одежды). То же наблюдается и в I части кантаты: «золотое кресло», «голубая лента», «золотое яблоко», традиции надписей-рассказов, сопровождающие изображения (функция «щедрого вечера») и др. Оратория «И нарекоша имя Киев» Леси Дычко состоит из четырех разделов. Композитором осуществлено изучение поэтических текстов оратории («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Новгородская летопись»). Именно их отбор является эскизом для создания исторического образа. В сюжетной канве оратории «участвуют» герои как фольклорного, так и исторического происхождения, которые стали легендарными: Кий, Щек, Хорив, Лыбидь (І ч.), Аскольд, Дир, Олег, Игорь (II ч.), Владимир (IV ч.), Ярослав Мудрый (VI ч.). В композиторском отборе они, как действующие лица, имеют ключевое значение в воспроизводстве исторического образа Киева и всей древнерусской культуры. В оратории присутствуют также: массовый образ славян и исторически неперсонифицированные «персонажи» - девушки, жены. Например, III и V части - это части-состояния, лишенные конкретной сюжетности. Они являются эмоционально-образными обобщениями, которые способна выразить именно музыка. Кроме княжеских фигур, в оратории участвует и летописец. С одной стороны, он выступает как литературный Автор XII века, а с другой - его устами говорит и современный Автор в лице композитора. Введение летописца означало для Леси Дычко своеобразное подражание отечественной традиции, ее продолжение и определенный исторический знак вечного, достоверного, устойчивого. В обобщенных образах Никона и Нестора композитора также привлекло то, что они - первые историки, создали первую систематическую историю своего времени, стали создателями самой формы летописания. Ее природа сказалась также и на сюжетном уровне оратории. Это и: хронологичность, в которой «рассказ проникнут движением от прошлого к современному» (в оратории - от Кия - до Ярослава). В центре исторической судьбы древнерусского государства - Киев как город, устойчивая опора, центр центральных исторических событий – прошлое, которое для летописца никогда не было отдаленным, поскольку летопись фиксировала преимущественно происшествия еще не «застывшего» Настоящего [Степаннко, с. 14]. В связи с этим особенно значима роль летописца, выступавшего не только как наблюдатель и предвзятый фиксатор, но и как соучастник, который реагирует на описываемые события. Композитором используются особенности речи древнерусского человека, что выражено прямой речью в литературе. В оратории (II часть) - включение прямой речи подчеркивает правдивость происходящего; г) актуальность и историчность подачи, создающих эффект реагирования, ведь летописи присуще именно историческое отношение как к событиям прошлого, так и к событиям современности; как связующее звено в сочетании прошлого и современности. Таким своеобразным «цепным дыханием» для летописцев была так называемая «родовая теория» - летописное установление хронологической последовательности событий и дат. Главный интерес летописцев сосредотачивался на поступках князей. В оратории это выразилось в композиторской режиссуре - отборе княжеских фигур и музыкальном оформлении к становлению древнеславянской народности в портрете каждого из них. Однако, как и в летописи, здесь при «ландшафтном взгляде» история монтируется из фрагментов разновременных сообщений и, в конечном счете, создает реконструкцию событий на уровне целого. Надо выделить еще одну особенность летописи - наличие разножанровых стилистических систем. По мнению исследователей, летопись относится к «объединяющему жанру» древнерусской литературы, для которого типичным является сочетание различных жанров. Анализ текстов оратории «И нарекоша имя Киев» в аспекте целостной структуры сюжета, осуществленный Н.Степаненко, позволяет утверждать, что в литературной программе оратории также появились признаки и сочетание разных жанров. Для Леси Дычко все эти моменты открылись в событиях, связанных с кульминационными поворотами в судьбе государства (основание Киева, принятие христианства, правление Ярослава Мудрого и др.). Используются и особенности легенды: фантастическое начало сливается с реальным, Прошлое с Настоящим и Будущим. В этом - свежесть, незыблемость и вечность идей легенд для современности. Выводы 1.Музыкальное мышление как синтез чувственности и рациональности, будучи в своей основе рациональным явлением, «проектом разума», направлено в первую очередь на живую субъективность в единстве сознательного и бессознательного, рационального и иррационального. Музыкальное мышление формирует тип культуры, все значимые культурные факты формировались под влиянием художественных установок и формировали определенный культурный идеал. Музыкальное мышление композитора раскрывает культурные ценности в двуединстве универсальности и конкретности, абсолютности и обусловленности, абстрактности и конкретности, целостности и локальности. Ценности, продуцируемые музыкальным мышлением композитора и имеющие общечеловеческое знание, есть смыслы, которые композитор воплощает в своем творении и которые он воспринимает в качестве ценности для себя самого. 2. Леся Дычко стала знаковой фигурой в музыкальном искусстве Украины второй половины ХХ века. Самые яркие достижения композитора связаны с жанрами хоровой музыки как новой страницы в эстетике современного хорового искусства. По характеру своего дарования Леся Дычко - тонкий, проницательный и страстный лирик. При этом лирика ее земная, жизненная, проникнута искренней задушевностью. Представляется, что важнейшим выразительным средством композитора является мелодика - удивительно гибкая, распевная, будто льется из самого сердца. Каждая попевка или отдельная интонация - это отзвук живого настроения, полный 3.Фольклорный материал получает индивидуальное прочтение и авторское переосмысление. Опираясь на образцы народно-песенного творчества и используя новые достижения современной композиторской техники, Леся Дычко создала свой неповторимый стиль, где проявились яркие черты украинского национальной ментальности, отраженной в обычаях и обрядах, склонность к кордоцентричности, «философии сердца», высокий этос и тонкое чувство единства человека с окружающим его миром природы, мифопоэтичностью мироздания. В органическом использовании фольклора и его трансформации основной акцент придается не только формированию новой образности, но и прежде всего актуализации его содержания, его семантическом нагрузке. 4. В творчестве композитора зримо проступают связи с древнейшими образцами древней музыки: старинными пластами календарно-обрядовых, лирико-эпических жанров и трансформацией аутентичных фольклорных основ. Здесь преобладает яркая образность, стремление отразить гармонию человека и природы («Четыре времени года», «Солнечный круг», «Здравствуй новый добрый день!»). Многочисленные страницы музыки для детей свидетельствуют об огромном значении в ней лирического фактора - одной из важнейших художественных сфер украинской музыки. 5. Оперы «Золотослов» и «Рождественское действо» Леси Дычко стали своеобразным итогом эволюции стиля и кульминационным этапом развития неофольклорних тенденций композиторского творчества. Воздействуя на этот жанр, неофольклорная стилистика обогатила концепцию, драматургию и музыкальный язык каждой оперы в частности. Ведь автор объединяет идею синкретизма древней мистерии и ритуального действа и синтетические возможности оперного жанра. Обновляя жанровые основы оперы, Л. Дычко акцентирует главную роль хоровой партии, имеет ведущее драматургическое и композиционное значение для развития целого произведения. Именно в ее хоровой партии воплощаются новаторские приемы звукоподражания, гармонического наслоения, политональные наложения, ставшие яркими признаками авторского стиля еще в ранних хоровых произведениях. Поэтому можно говорить об операх как новом уровне развития хорового жанра. Оперно-хоровое творчество Леси Дычко занимает ведущее место в современной музыке второй половины XX - начала XXI века. Композитор не только искусно продолжила отечественную хоровую традицию, но и значительно обогатила ее своими собственными новаторскими идеями, которые особенно ярко проступили в операх «Золотослов» и «Рождественское действо». Синтез национальной традиции и новаторства, ставший основой собственного композиторского стиля Дычко, позволил обновить традиционные оперные жанры и схемы, и самобытно воплотить идею духовного единства поколений украинского народа. 6. Кантата Леси Дычко «Червона калина» отражает мироощущение, присущее украинцам с позиций современного мышления. В целом для воплощения рыцарско-волевого начала используются взаимопроникновение горизонтали и вертикали, созвучия нетерцового строения или с добавленными тонами, полигармония, «аккорды-тональности» и, вместе с тем, классически-тональные звучания, фактурные наслоения, элементы речитации т.п.. Музыкально-языковое воплощение рыцарско-волевого как отдельной образной сферы, его усиливающаяся динамика в архитектонике произведения, показывает доминирующую роль волевого в семантике кантаты, ярко демонстрируют значение «Красной калины» как художественного подчеркивания рыцарско-волевого элемента в структуре украинского национального характера. 7. В Литургиях использованные церковные песнопения, интонации украинского народного мелоса переосмыслены собственным композиторским видением. Новейшие средства выразительности отводят эти произведения от узколокальных в измерения общечеловеческих ценностей, подносят к уровню поистине вселенского значения. 8. В кантате «В Киеве зори» и оратории «И нарекоша имя Киев» композитором создан образ Киева. Обращение Леси Дычко в историю, прошлое напоминает взгляд летописца на события с высоты «вечного», установленного навсегда, смысла. С таким взглядом композитора на историю связан и характерный семантический ряд кантаты: героика, победа, плач, радость, сила жизненной энергии славянского мировоззрения. Многоплановость решения образных уровней создает целостный образ Киева, перекликается с «широким видением» людей Киевской Руси. В многочастные композициях этих произведений, полных контрастов и драматизма, стилевые обобщения на почве музыкально-лексических и поэтических образцов древних эпох «доходят» до слушателя сквозь призму новейших технических и исполнительских приемов, с помощью которых автор достигает ярких смысловых эффектов. Последовательное понимание возможностей взаимосвязей между средствами различных родов искусства роднит концепции произведений Л. Дычко с принципами глобального синкретизма как определяющей свойства архаического творчества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.107 (0.017 с.) |