Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция художественного мышления Леси Дычко↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эволюция художественного мышления Леси Дычко Дипломная работа Специальность 7.02020401 Музыкальное искусство
Научный руководитель _____________д.иск., профессор Т.В.Мартынюк
«Допустить дипломную работу к защите при ГЭК»
Декан факультета искусств _____________ к.п.н., доц. А.З. Абдулхаиров
Зав. кафедрой музыкального искусства ______ к.иск., доцент Г.Р. Мамбетова
Симферополь – 2014
Содержание Введение …………………………………………………………………………..3 Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………… 1.1.Научные основы проблемы художественного (музыкального) мышления…………………………… 1.2. Творческий портрет Леси Дычко………………………….. 1.3. Художественное (музыкальное) мышление Леси Дычко в контексте развития украинской музыки второй половины ХХ столетия……………………. Глава ІІ. КАТЕГОРИИ И ЦЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО (МУЗЫКАЛЬНОГО) МЫШЛЕНИЯ ЛЕСИ ДЫЧКО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РАЗНЫХ ПЕРИОДОВ……………………..……………….. 2.1. Художественное мышление Леси Дычко в кантатах для детских хоров…………………………………. 2.2. Оперное творчество Леси Дычко в контексте идей и ценностей неофольклоризма…………. 2.3. Кантата «Червона калина» Леси Дычко в аспекте проблемы национального……………………….. 2.4. Литургия в прочтении Леси Дычко…………………………… 2.5. Образ Киева в кантатно-ораториальных произведениях Леси Дычко. Выводы……………………. Список использованной литературы…………….. Приложения………………………………………..
Введение Современный музыкальный континуум представляет огромное количество «индивидуализированных высотных структур» (Ю.Холопов), когда обладая принципами анализа одного или определенной группы произведений в большинстве случаев нет возможности применить их для разбора других. Распространенной тенденцией творческого процесса второй половины ХХ – начала ХХІ столетия является стремление к индивидуализации авторских решений на всех уровнях музыкального произведения. Вряд ли эти явлениям можно найти историческую параллель в прошлом. Поиск неповторимого, атипичного становится одним из стимулов эволюции творчества, ассимилирует основные категории научно-технического прогресса в художественном мышлении. Стремительная эстетико-стилевая эволюция, несмотря на неблагоприятные для развития историко-политические обстоятельства тоталитарного режима, происходила в течение второй половины ХХ столетия. Результатом поисков композиторов становится разнообразный и убедительный в своей контрастности звуковой образ мира в украинской композиторской школе, он динамически изменялся в зависимости от «дыхания эпохи» и чутко реагирует на него сегодня. Понятие «музыкальное мышление» широко используется в философских, эстетических, музыковедческих, психолого-педагогических работах. Но среди исследователей нет единства взглядов на его сущность, более того, имеются «разночтения». В культурологии, музыкознании, музыкальной педагогике разработаны следующие понятия: «интонационно-образное» (В. В. Медушевский), «художественно-образное» (Н. П. Антонец), «образно-музыкальное» (Л. Г. Арчажникова) мышление и т. д. Чаще всего употребляется понятие «музыкальное мышление» (М. Г. Арановский, В. Ю. Озеров, А. Н. Сохор, Ю. Н. Тюлин, Ю. Н. Холопов и др.). Исследователи считают музыкальное мышление разновидностью художественного мышления и мышления как вида человеческой деятельности, однако, имеющей свою специфику. Г.Елистратова выводит определение этого явления: «Музыкальное мышление - сложное явление, требующее комплексного подхода к себе. Оно должно быть изучено одновременно с трех точек зрения: как пример обнаружения общих закономерностей любого человеческого мышления, как один из видов художественного мышления и как проявление специфических свойств музыкального мышления» [14, с.59]. Тем не менее на сегодняшний день, понятие «музыкальное мышление» еще не получило статуса строго научного термина. Дело не только в относительно недостаточной изученности этого явления, но и в его отличиях от того что, именуется собственно мышлением. И хотя область понятий и логических операций играет известную роль, как в процессе создания музыкального произведения, так и при его восприятии, совершенно ясно, что не она определяет специфику музыкального мышления. Поэтому вопрос о правомерности данного понятия применительно к творчеству композиторов остается до сего дня актуальным. Эти общие закономерности своеобразно воплощаются в творчестве всемирно известного современного композитора Леси (Людмилы) Дычко. Противоречивы и неоднозначны художественные процессы, разделенные между двумя противоположными полюсами - стремлением к радикальному обновлению и обращением к идеалам прошлого - нашли в ее творческой деятельности своеобразное воплощение и отражают тенденцию к возрождению древнего, первичного, сущностного для духовного бытия любого поколения, вызывают научный интерес в сфере проявления художественного (музыкального) мышления творца. Леся Дычко - композитор с ярко выраженным индивидуальным видением окружающего мира и самобытным пониманием тех проблем, которые встают перед художником. Своеобразие ее стиля, прежде всего, определяется органическим сочетанием народных музыкальных источников с современными формами художественного мышления, соединением стихийной эмоциональности с мудрой рациональностью. Композитор активно применяет новые музыкальные средства. Она стремится при этом понять их эстетическую сущность, выяснить пригодность для образного выражения какой-то определенной идеи. Для нее составляет ценность только то, что служит содержательности искусства и художественной правде. Беспредметная «игра звуков», любование пустыми «переливами» чужды самой природе дарования композитора. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научно-теоретического анализа музыкального мышления талантливого создателя масштабных жанров хоровой музыки, в которых авторская индивидуальность композитора нашла наиболее яркое проявление. Особого внимания заслуживает обращение композитора к фольклору, прежде всего к древнейшим образцам дохристианских времен - вечного источника духовного достояния народа. Параллельно с анализом выразительных средств, ладогармонических особенностей хоровых произведений (кантат, ораторий, Литургий), представляется целесообразным обратить внимание на их архитектонику, выразительную систему и др. понятия художественного (музыкального) мышления, поскольку семантика и выразительная первооснова народных источников, трансформируясь в композиторском процессе, безусловно, влияет на эволюцию их жанров и форм. Библиографию исследования составил массив источников по проблеме художественного (музыкального) мышления (И.Котляревский, Н.Горюхина, Л.Дыс, Г.Елистратова, Н.Копцева, В.Лозинская и др.), истории развития украинской музыки ХХ столетия (Е.Зинькевич, И.Ляшенко, Н.Гречуха и др.), жизнеописания Леси Дычко (Л.Серганюк, С.Грица, Н.Степаненко и др.), работы по творчеству выдающегося украинского композитора (Л.Серганюк, С.Грица, Н.Степаненко, Н.Белик-Золотарева, О.Бенч, Н.Гордийчук, Е.Дзюпина, В.Драганчук, Е.Зосим, А.Козаренко, Н.Костюк, Т.Кривицкая, Е.Летичевская, Г.Лунина, С.Осадчая, С.Павлишин, Ю.Панькевич, Л. Пархоменко и др.). Цель исследования – воссоздать эволюцию художественного (музыкального) мышления Леси Дычко. Задачи исследования: 1. Выявить научные основы проблемы художественного (музыкального) мышления. 2. Воссоздать творческий портрет Леси Дычко. 3. Представить художественное (музыкальное) мышление Леси Дычко в контексте развития украинской музыки второй половины ХХ столетия. 4. Проанализировать кантаты для детских хоров, оперное творчество, кантату «Червона калина», Литургии, оратории Леси Дычко с целью выявления категорий и ценностей художественного (музыкального) мышления. Объект исследования — музыкальное творчество Леси Дычко. Предмет исследования — эволюция художественного (музыкального) мышления в произведениях Леси Дычко на примере кантат для детских хоров, оперного творчества, кантаты «Червона калина», Литургий, ораторий. Методы исследования: - теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация источников с целью выявления состояния разработанности проблемы, определение её понятийного аппарата, теоретических основ, изучение различных жанров музыки композитора, анализ музыкального мышления в произведениях Л.Дычко. - исторические – биографический для изложения событий жизни и творчества композитора, историко-культурный для оценки художественного значения произведений композитора. Новизна исследования: определены категории музыкального мышления композитора, эстетические доминанты ее творчества; предложены способы анализа музыкального мышления композитора на примере произведений разных жанров; уточнены сущность и содержание понятия художественного (музыкального) мышления применительно к творчеству Л.Дычко. Теоретическое значение исследования: - осуществлен анализ музыкальных произведений Леси Дычко с целью выявления эволюции художественного (музыкального) мышления; - определены категории и ценности музыкального мышления украинского композитора. Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практике учителей общеобразовательной школы. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованной литературы, приложений. Общий объём работы 80 страниц, список использованных источников составляет 69 наименований.
Выводы 1.Музыкальное мышление как синтез чувственности и рациональности, будучи в своей основе рациональным явлением, «проектом разума», направлено в первую очередь на живую субъективность в единстве сознательного и бессознательного, рационального и иррационального. Музыкальное мышление формирует тип культуры, все значимые культурные факты формировались под влиянием художественных установок и формировали определенный культурный идеал. Музыкальное мышление композитора раскрывает культурные ценности в двуединстве универсальности и конкретности, абсолютности и обусловленности, абстрактности и конкретности, целостности и локальности. Ценности, продуцируемые музыкальным мышлением композитора и имеющие общечеловеческое знание, есть смыслы, которые композитор воплощает в своем творении и которые он воспринимает в качестве ценности для себя самого. 2. Леся Дычко стала знаковой фигурой в музыкальном искусстве Украины второй половины ХХ века. Самые яркие достижения композитора связаны с жанрами хоровой музыки как новой страницы в эстетике современного хорового искусства. По характеру своего дарования Леся Дычко - тонкий, проницательный и страстный лирик. При этом лирика ее земная, жизненная, проникнута искренней задушевностью. Представляется, что важнейшим выразительным средством композитора является мелодика - удивительно гибкая, распевная, будто льется из самого сердца. Каждая попевка или отдельная интонация - это отзвук живого настроения, полный 3.Фольклорный материал получает индивидуальное прочтение и авторское переосмысление. Опираясь на образцы народно-песенного творчества и используя новые достижения современной композиторской техники, Леся Дычко создала свой неповторимый стиль, где проявились яркие черты украинского национальной ментальности, отраженной в обычаях и обрядах, склонность к кордоцентричности, «философии сердца», высокий этос и тонкое чувство единства человека с окружающим его миром природы, мифопоэтичностью мироздания. В органическом использовании фольклора и его трансформации основной акцент придается не только формированию новой образности, но и прежде всего актуализации его содержания, его семантическом нагрузке. 4. В творчестве композитора зримо проступают связи с древнейшими образцами древней музыки: старинными пластами календарно-обрядовых, лирико-эпических жанров и трансформацией аутентичных фольклорных основ. Здесь преобладает яркая образность, стремление отразить гармонию человека и природы («Четыре времени года», «Солнечный круг», «Здравствуй новый добрый день!»). Многочисленные страницы музыки для детей свидетельствуют об огромном значении в ней лирического фактора - одной из важнейших художественных сфер украинской музыки. 5. Оперы «Золотослов» и «Рождественское действо» Леси Дычко стали своеобразным итогом эволюции стиля и кульминационным этапом развития неофольклорних тенденций композиторского творчества. Воздействуя на этот жанр, неофольклорная стилистика обогатила концепцию, драматургию и музыкальный язык каждой оперы в частности. Ведь автор объединяет идею синкретизма древней мистерии и ритуального действа и синтетические возможности оперного жанра. Обновляя жанровые основы оперы, Л. Дычко акцентирует главную роль хоровой партии, имеет ведущее драматургическое и композиционное значение для развития целого произведения. Именно в ее хоровой партии воплощаются новаторские приемы звукоподражания, гармонического наслоения, политональные наложения, ставшие яркими признаками авторского стиля еще в ранних хоровых произведениях. Поэтому можно говорить об операх как новом уровне развития хорового жанра. Оперно-хоровое творчество Леси Дычко занимает ведущее место в современной музыке второй половины XX - начала XXI века. Композитор не только искусно продолжила отечественную хоровую традицию, но и значительно обогатила ее своими собственными новаторскими идеями, которые особенно ярко проступили в операх «Золотослов» и «Рождественское действо». Синтез национальной традиции и новаторства, ставший основой собственного композиторского стиля Дычко, позволил обновить традиционные оперные жанры и схемы, и самобытно воплотить идею духовного единства поколений украинского народа. 6. Кантата Леси Дычко «Червона калина» отражает мироощущение, присущее украинцам с позиций современного мышления. В целом для воплощения рыцарско-волевого начала используются взаимопроникновение горизонтали и вертикали, созвучия нетерцового строения или с добавленными тонами, полигармония, «аккорды-тональности» и, вместе с тем, классически-тональные звучания, фактурные наслоения, элементы речитации т.п.. Музыкально-языковое воплощение рыцарско-волевого как отдельной образной сферы, его усиливающаяся динамика в архитектонике произведения, показывает доминирующую роль волевого в семантике кантаты, ярко демонстрируют значение «Красной калины» как художественного подчеркивания рыцарско-волевого элемента в структуре украинского национального характера. 7. В Литургиях использованные церковные песнопения, интонации украинского народного мелоса переосмыслены собственным композиторским видением. Новейшие средства выразительности отводят эти произведения от узколокальных в измерения общечеловеческих ценностей, подносят к уровню поистине вселенского значения. 8. В кантате «В Киеве зори» и оратории «И нарекоша имя Киев» композитором создан образ Киева. Обращение Леси Дычко в историю, прошлое напоминает взгляд летописца на события с высоты «вечного», установленного навсегда, смысла. С таким взглядом композитора на историю связан и характерный семантический ряд кантаты: героика, победа, плач, радость, сила жизненной энергии славянского мировоззрения. Многоплановость решения образных уровней создает целостный образ Киева, перекликается с «широким видением» людей Киевской Руси. В многочастные композициях этих произведений, полных контрастов и драматизма, стилевые обобщения на почве музыкально-лексических и поэтических образцов древних эпох «доходят» до слушателя сквозь призму новейших технических и исполнительских приемов, с помощью которых автор достигает ярких смысловых эффектов. Последовательное понимание возможностей взаимосвязей между средствами различных родов искусства роднит концепции произведений Л. Дычко с принципами глобального синкретизма как определяющей свойства архаического творчества.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Список сочинений Леси Дычко Оперы · “Золотослов”слова народні 1992 (для солістів та хору) · “Різдвяне дійство” слова народні 1998 (для солістів, хору та ударних) Оратории · “І нарекоша ім'я Київ” тексти літописів 1982(для солістів, хору, інструм. ансамблю) · “Індія-Лакшмі” тексти індійських поетів 1989(для солістів, хору, симф. оркестру) Симфонии · “Вітер революції” вірші М. Рильського та П. Тичини 1976 · “Зелене Євангеліє” для сопрано, баса та камерного оркестру 1990. На вірші Б.-І. Антонича Кантаты · Рапсодія “Думка” вірші Т. Г. Шевченка 1964 (для колорат. сопрано, чоловічого хору, симфонічного оркестру) · “Червона калина” слова старовинних українських пісень 1968 (для хору, солістів та інструментального ансамблю) · “Пори року” слова народні 1973 · “Карпатська” слова народні 1974 · “Сонячне коло” вірші Д. Чередниченка 1975 (для дитячого хору та симфонічного оркестру) · “Здрастуй, новий добрий день” вірші Є. Авдієнка 1976 (для дитячого (жіночого) хору) · “Весна” вірші Є. Авдієнка 1980 (для дитячого хору та симфонічного оркестру) · “Барвінок” вірші С. Жупанина 1980 (для дитячого хору та симфонічного оркестру) · “Ода музиці” вірші Б. Олійника 1980 (для мецо-сопрано, хору, камерного оркестру та органа) · “У Києві зорі” слова народні 1982 (для сопрано, чоловічого хору та інструментального ансамблю) · Ода “Довженкові” вірші М. Вінграновського 1984 (для чоловічого хору і органа) · П’ять фантазій за картинами російських художників 1962, 1972 (для хору і симфонічного оркестру) Хоровые концерты · “Краю мій рідний” вірші Б. Олійника та С. Жупана 1995 — 1998 (для солістів та хору) · “Французькі фрески” 1995 для читця, мішаного хору, квартету духових, органу, ударних · “Іспанські фрески” (для хору та ударних) 1996 — 1999 · “Швейцарські фрески” 2002(для двох читців, мішаного хору, органу і ударних) Хоровые поэмы · “Голод – 33” вірші С. Коломійця (1993) · “Лебеді материнства” вірші В. Симоненка (1996) Литургии · Літургія №1 для однорідного хору (чол., жін.)1989, 1990 · Літургія №2 для мішаного хору 1990 · “Урочиста Літургія” для мішаного хору (2000 — 2002) Отдельные хоровые произведения a capella · П’ять прелюдій в стилі “шань-шуй” — на вірші японських поетів (1989)(для жіночого хору) · Псалом 67 (для жіночого хору)(1999) · Дві колядки слова народні(1996) · Місячна фантазія вірші П. Мовчана (1999) · Лісові далі · Сонячний струм Произведения для фортепиано · “Українські писанки” — поліфонічні варіації для фортепіано (1972) · “Замки Луари” — п’ять п’єс для фортепіано (1994) · “Карпатські фрески” у семи частинах для фортепіано (1993) · “Алькасар... Дзвони Арагону” — фортепіанний цикл (1995) · Драматичний триптих — для двох фортепіано (1993) · Парафраз на теми опери “Золотослов” (2002) · “Чотири пори року” — для двох фортепіано, перша версія (1993) · “Дитячий альбом” для фортепіано (1992) Балет · "Катерина Білокур" (постановка А. Рубіної)
Приложение 2.
Эволюция художественного мышления Леси Дычко Дипломная работа Специальность 7.02020401 Музыкальное искусство
Научный руководитель _____________д.иск., профессор Т.В.Мартынюк
«Допустить дипломную работу к защите при ГЭК»
Декан факультета искусств _____________ к.п.н., доц. А.З. Абдулхаиров
Зав. кафедрой музыкального искусства ______ к.иск., доцент Г.Р. Мамбетова
Симферополь – 2014
Содержание Введение …………………………………………………………………………..3 Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………… 1.1.Научные основы проблемы художественного (музыкального) мышления…………………………… 1.2. Творческий портрет Леси Дычко………………………….. 1.3. Художественное (музыкальное) мышление Леси Дычко в контексте развития украинской музыки второй половины ХХ столетия……………………. Глава ІІ. КАТЕГОРИИ И ЦЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО (МУЗЫКАЛЬНОГО) МЫШЛЕНИЯ ЛЕСИ ДЫЧКО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РАЗНЫХ ПЕРИОДОВ……………………..……………….. 2.1. Художественное мышление Леси Дычко в кантатах для детских хоров…………………………………. 2.2. Оперное творчество Леси Дычко в контексте идей и ценностей неофольклоризма…………. 2.3. Кантата «Червона калина» Леси Дычко в аспекте проблемы национального……………………….. 2.4. Литургия в прочтении Леси Дычко…………………………… 2.5. Образ Киева в кантатно-ораториальных произведениях Леси Дычко. Выводы……………………. Список использованной литературы…………….. Приложения………………………………………..
Введение Современный музыкальный континуум представляет огромное количество «индивидуализированных высотных структур» (Ю.Холопов), когда обладая принципами анализа одного или определенной группы произведений в большинстве случаев нет возможности применить их для разбора других. Распространенной тенденцией творческого процесса второй половины ХХ – начала ХХІ столетия является стремление к индивидуализации авторских решений на всех уровнях музыкального произведения. Вряд ли эти явлениям можно найти историческую параллель в прошлом. Поиск неповторимого, атипичного становится одним из стимулов эволюции творчества, ассимилирует основные категории научно-технического прогресса в художественном мышлении. Стремительная эстетико-стилевая эволюция, несмотря на неблагоприятные для развития историко-политические обстоятельства тоталитарного режима, происходила в течение второй половины ХХ столетия. Результатом поисков композиторов становится разнообразный и убедительный в своей контрастности звуковой образ мира в украинской композиторской школе, он динамически изменялся в зависимости от «дыхания эпохи» и чутко реагирует на него сегодня. Понятие «музыкальное мышление» широко используется в философских, эстетических, музыковедческих, психолого-педагогических работах. Но среди исследователей нет единства взглядов на его сущность, более того, имеются «разночтения». В культурологии, музыкознании, музыкальной педагогике разработаны следующие понятия: «интонационно-образное» (В. В. Медушевский), «художественно-образное» (Н. П. Антонец), «образно-музыкальное» (Л. Г. Арчажникова) мышление и т. д. Чаще всего употребляется понятие «музыкальное мышление» (М. Г. Арановский, В. Ю. Озеров, А. Н. Сохор, Ю. Н. Тюлин, Ю. Н. Холопов и др.). Исследователи считают музыкальное мышление разновидностью художественного мышления и мышления как вида человеческой деятельности, однако, имеющей свою специфику. Г.Елистратова выводит определение этого явления: «Музыкальное мышление - сложное явление, требующее комплексного подхода к себе. Оно должно быть изучено одновременно с трех точек зрения: как пример обнаружения общих закономерностей любого человеческого мышления, как один из видов художественного мышления и как проявление специфических свойств музыкального мышления» [14, с.59]. Тем не менее на сегодняшний день, понятие «музыкальное мышление» еще не получило статуса строго научного термина. Дело не только в относительно недостаточной изученности этого явления, но и в его отличиях от того что, именуется собственно мышлением. И хотя область понятий и логических операций играет известную роль, как в процессе создания музыкального произведения, так и при его восприятии, совершенно ясно, что не она определяет специфику музыкального мышления. Поэтому вопрос о правомерности данного понятия применительно к творчеству композиторов остается до сего дня актуальным. Эти общие закономерности своеобразно воплощаются в творчестве всемирно известного современного композитора Леси (Людмилы) Дычко. Противоречивы и неоднозначны художественные процессы, разделенные между двумя противоположными полюсами - стремлением к радикальному обновлению и обращением к идеалам прошлого - нашли в ее творческой деятельности своеобразное воплощение и отражают тенденцию к возрождению древнего, первичного, сущностного для духовного бытия любого поколения, вызывают научный интерес в сфере проявления художественного (музыкального) мышления творца. Леся Дычко - композитор с ярко выраженным индивидуальным видением окружающего мира и самобытным пониманием тех проблем, которые встают перед художником. Своеобразие ее стиля, прежде всего, определяется органическим сочетанием народных музыкальных источников с современными формами художественного мышления, соединением стихийной эмоциональности с мудрой рациональностью. Композитор активно применяет новые музыкальные средства. Она стремится при этом понять их эстетическую сущность, выяснить пригодность для образного выражения какой-то определенной идеи. Для нее составляет ценность только то, что служит содержательности искусства и художественной правде. Беспредметная «игра звуков», любование пустыми «переливами» чужды самой природе дарования композитора. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научно-теоретического анализа музыкального мышления талантливого создателя масштабных жанров хоровой музыки, в которых авторская индивидуальность композитора нашла наиболее яркое проявление. Особого внимания заслуживает обращение композитора к фольклору, прежде всего к древнейшим образцам дохристианских времен - вечного источника духовного достояния народа. Параллельно с анализом выразительных средств, ладогармонических особенностей хоровых произведений (кантат, ораторий, Литургий), представляется целесообразным обратить внимание на их архитектонику, выразительную систему и др. понятия художественного (музыкального) мышления, поскольку семантика и выразительная первооснова народных источников, трансформируясь в композиторском процессе, безусловно, влияет на эволюцию их жанров и форм. Библиографию исследования составил массив источников по проблеме художественного (музыкального) мышления (И.Котляревский, Н.Горюхина, Л.Дыс, Г.Елистратова, Н.Копцева, В.Лозинская и др.), истории развития украинской музыки ХХ столетия (Е.Зинькевич, И.Ляшенко, Н.Гречуха и др.), жизнеописания Леси Дычко (Л.Серганюк, С.Грица, Н.Степаненко и др.), работы по творчеству выдающегося украинского композитора (Л.Серганюк, С.Грица, Н.Степаненко, Н.Белик-Золотарева, О.Бенч, Н.Гордийчук, Е.Дзюпина, В.Драганчук, Е.Зосим, А.Козаренко, Н.Костюк, Т.Кривицкая, Е.Летичевская, Г.Лунина, С.Осадчая, С.Павлишин, Ю.Панькевич, Л. Пархоменко и др.). Цель исследования – воссоздать эволюцию художественного (музыкального) мышления Леси Дычко. Задачи исследования: 1. Выявить научные основы проблемы художественного (музыкального) мышления. 2. Воссоздать творческий портрет Леси Дычко. 3. Представить художественное (музыкальное) мышление Леси Дычко в контексте развития украинской музыки второй половины ХХ столетия. 4. Проанализировать кантаты для детских хоров, оперное творчество, кантату «Червона калина», Литургии, оратории Леси Дычко с целью выявления категорий и ценностей художественного (музыкального) мышления. Объект исследования — музыкальное творчество Леси Дычко. Предмет исследования — эволюция художественного (музыкального) мышления в произведениях Леси Дычко на примере кантат для детских хоров, оперного творчества, кантаты «Червона калина», Литургий, ораторий. Методы исследования: - теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация источников с целью выявления состояния разработанности проблемы, определение её понятийного аппарата, теоретических основ, изучение различных жанров музыки композитора, анализ музыкального мышления в произведениях Л.Дычко. - исторические – биографический для изложения событий жизни и творчества композитора, историко-культурный для оценки художественного значения произведений композитора. Новизна исследования: определены категории музыкального мышления композитора, эстетические доминанты ее творчества; предложены способы анализа музыкального мышления композитора на примере произведений разных жанров; уточнены сущность и содержание понятия художественного (музыкального) мышления применительно к творчеству Л.Дычко. Теоретическое значение исследования: - осуществлен анализ музыкальных произведений Леси Дычко с целью выявления эволюции художественного (музыкального) мышления; - определены категории и ценности музыкального мышления украинского композитора. Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практике учителей общеобразовательной школы. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованной литературы, приложений. Общий объём работы 80 страниц, список использованных источников составляет 69 наименований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.198 (0.018 с.) |