Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творческий портрет Леси ДычкоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Леся (Людмила) Васильевна Дычко родилась 24 октября 1939 в Киеве, в семье инженера-дорожника. Ее отец, Василий Афанасьевич Дычко, родом из Полтавщины, рос в многодетной семье. Рано потеряв родителей, он воспитывался в одном из детских домов г. Зинькова. С детства очень любил музыку, самостоятельно изучил нотную грамоту. Овладев игрой на фортепиано, сопровождал на этом инструменте сеансы немого кино. Попав в Киев, изучал музыку в рабочей консерватории (вечерняя музыкальная школа для взрослых им. К.Г. Стеценко). Во время пребывания в этом учебном заведении В.Дычко написал несколько песен и романсов. После рождения Леси, заметив у нее уже в раннем детстве незаурядные музыкальные способности, все делал для того, чтобы их развить. Отец научил маленькую Лесю нотной грамоте, а затем начал поощрять ее писать «собственные произведения». У Леси развилась музыкальная память и ярко проявился так называемый абсолютный слух. Она легко распознавала взятые на фортепиано аккорды, и даже все звуки, которые входили в случайные сочетания типа кластеров. Нравилось ей также определять музыкальную высоту звуков природы - дождевых капель, шума листьев и т.д. [62]. Лесина мама, Вера Антоновна, по специальности педагог, человек музыкальный, имела хороший голос и хорошо пела (в частности, бытовые романсы и украинские народные песни). Кроме того, Вера Антоновна увлекалась рисованием, что, без сомнения, значительно повлияло на зарождение Лесиной страсти - интереса к изобразительному искусству. В 1947 году Леся поступила в 13-ю средней школу им. К.Ушинского и параллельно - в семилетнюю музыкальную школу № 2. В общеобразовательной школе девочка отдавала предпочтение гуманитарным и обществоведческим предметам. В музыкальной школе Леся больше любила хоровое пение и сольфеджио. Занятия игрой на фортепиано, что требовало сосредоточенности, дисциплинированности воли и определенных физических усилий, привлекали меньше. Любимым занятием в свободное время была импровизация сказок и различных фантастических историй, которые она могла рассказывать часами. В 1954 году, окончив с высокими оценками детскую музыкальную школу и семь классов общеобразовательной, Леся перешла в восьмой класс специальной музыкальной школы-десятилетки им. М.В. Лысенко при Киевской государственной консерватории. К тому времени уже четко определилась склонность юного дарования к творчеству, и ее зачислили ученицей теоретического отдела. Руководителем Л.Дычко по теории музыки была Е.Андреева – композитор, квалифицированный теоретик и педагог. Много усилий отдала Е.Андреева для воспитания в ученице самодисциплины, привила любовь к планомерной и настойчивой работе [62]. Сольфеджио Леся изучала в классе также опытного педагога В.Кучерова, который систематизировал ранее приобретенные знания. В школе Л.Дычко начала серьезно заниматься творчеством. Сначала это было практическим освоением отдельных композиционных средств и приемов, выработкой умения развивать музыкальный материал, укладывать его в какую-то определенную форму. Через некоторое время начинающая композитор взялась за написание небольших инструментальных произведений. Так возникли программные пьески «Обида» и «Киска» для фортепиано, «Скерцо» для скрипки, «Мелодия» для виолончели с сопровождением фортепиано. В 1958 году Л.Дычко окончила школу им. М.В. Лысенко и осенью того же года стала студенткой композиторского факультета Киевской государственной консерватории. Сначала она училась в классе К.Ф.Данькевича, который привил ей чувство художественной правды и любовь к фольклору, а впоследствии перешла к Б.М. Лятошинскому, под руководством которого изучала не только теорию композиции, но и инструментовку. В годы учебы Л.Дычко в консерватории в национальном и зарубежном музыкальном творчестве обостряется интерес к фольклору. Леся знакомится с различными собраниями фольклора, читает специальные научные труды, пытаясь понять своеобразие методов обработки народных мелодий разными композиторами, в частности М. Балакиревым, Б. Бартоком, Н. Лысенко, Н.Леонтовичем, Л. Ревуцким, Б. Лятошинским и др. Глубокий след в жизни Л.Дычко оставило участие в фольклорных экспедициях, которые устраивала консерватория для студентов композиторского и историко-теоретического факультетов. В консерватории Леся Дычко сосредоточилась на овладении арсеналом традиционных средств и приемов, выработанных веками в музыкальной практике. Композитор пробует свои силы в разных жанрах и формах: сольной и хоровой песне, романсе, симфоническом и вокально-симфоническом [62]. Консерваторию Леся Васильевна закончила в 1964 году. В следующем году она стала членом Союза композиторов Украины, что было воспринято общественностью как высокая оценка творческих достижений молодого творца. Кроме постоянного интереса к живописи и скульптуре, Л.Дычко принимается за изучение драматического искусства, в частности посещает лекции по истории театра и актерского мастерства в Государственном институте театрального искусства им. И.К.Карпенко-Карого. Для совершенствования своих композиторских навыков и постижения фундаментальных теоретических проблем творчества Леся Дычко поступила в 1967 году в аспирантуру Киевской консерватории. Ее руководителем был назначен Б.Н. Лятошинский. Однако, преждевременная смерть выдающегося украинского композитора, произошедшая весной 1968 г. навсегда прервала плодотворное общение ученицы с учителем. Через некоторое время руководителем Л.Дычко по аспирантуре стал известный российский композитор и педагог, профессор Московской консерватории Н.И. Пейко. После окончания аспирантуры Леся Васильевна начинает педагогическую работу как преподаватель истории и теории музыки в Студии при Государственной заслуженной капелле бандуристов УССР и в Киевском художественном институте, композитор значительно активизирует свою творческую деятельность, расширяет ее жанровый объем, обогащает тематику. В 2002 году она преподает в Тегеранском университете, а в 1989 и 2004 годах выступает в Канаде с лекциями и творческими отчетами про украинскую современную хоровую музыку. Леся Дычко относится к генерации тех украинских композиторов, которые начали свой творческий путь на переломе 50-60-х годов ХХ столетия. Композитор еще училась в Киевской государственной консерватории, когда ряд ее произведений прозвучал с «большой» эстрады и полюбился широкому кругу слушателей. Имя молодого композитора стало известно также за пределами Украины. По характеру своего дарования Леся Дычко - тонкий, проницательный и страстный лирик. При этом лирика ее земная, жизненная, проникнута искренней задушевностью. Абстрактные порывы чужды самой манере художественного мышления композитора. Поэтому закономерно, что важнейшим выразительным средством музыкального мышления Л.Дычко является мелодика - удивительно гибкая, распевная, будто льющаяся из самого сердца. Мелодия в ее произведениях не имеет ничего общего с инертным, организованным по стандартным предписаниям течением звуков. Каждая попевка или отдельная интонация - это отзвук живого настроения, исполненный глубокого эмоционального смысла [63]. Стремление к обострению выразительности, подчеркнутой пластичности и индивидуальности мелодического движения повлекли за собой большое значение полифонии в стиле Л.Дычко. Композитор не ограничивает себя одним типом полифонического мышления. В конструировании музыкальной ткани она одинаково успешно использует первобытные формы многоголосия (так называемую гетерофонию), которые встречаются в календарных и обрядовых песнях, подголосками и «ленточным» развертыванием самостоятельных горизонтальных линий коллективного пения, контрастной и классической имитационной полифонией. Отсюда следует широкое применение полифонии пластов, которая практикуется в различных жанрах и формах современной музыки. И как у каждого зрелого художника, все типы полифонии выступают в естественно интегрированном виде, а в определенных, обусловленных содержанием моментах - раздельно, демонстрируя везде высокое творческое мастерство автора. Леся Дычко является одним из вдохновенных певцов природы в украинской музыке, что также свидетельствует о широте ее художественных интересов. Природа у нее всегда одухотворенная и выступает в неразрывном единстве с образом человека труда. Самобытность трактовки природы заключается еще и в том, что часто ее воспроизведение связано с годовым циклом (например, кантаты «Чотири пори року», «Сонячне коло»), что символизирует вечность жизни, непрерывность ее обновления. Самыми любимыми формами выражения, к которым обращается композитор, являются сольное пение, хоры без сопровождения и с инструментальным сопровождением. В связи с преобладанием вокальных форм большое значение в творчестве Л.Дычко приобретает поэтическое слово. Она написала много романсов, песен и хоров (в том числе ряд вокальных циклов) на слова Т.Шевченко и Леси Украинки, И. Франко и П. Грабовского, П. Тычины и М. Рыльского. Широко «озвучивает» композитор стихи своих современников. Поэтическое слово как воплощение образа или носитель определенной «эмоциональной информации» занимает важное место в инструментальных произведениях, которые в основном относятся к программной музыке. Музыка Леси Дычко рождается из народных стилевых источников. Однако народность не стоит понимать здесь как пассивную этнографизацию высказывания. Художник стремится проникнуться самим духом фольклора, понять самобытность его стиля и создать собственную музыку на основе активного переосмысления приобретенных знаний и впечатлений [63]. На преобразовании принципов и средств фольклорной выразительности, критическом освоении достижений мировой классической и современной музыки (как и лучших национальных художественных традиций), основано яркое национальное звучание творчества Леси Дычко. Оно одинаково ярко проявляется как в деталях (интонационном языке, ладовом мышлении, особенностях многоголосного распева, в отдельных приемах инструментального письма, где специфика фактуры иногда напоминает «графику» игры народных музыкантов), так и в сплошном звучании того или иного произведения. В своем искусстве Л.Дычко всегда стремится быть на уровне тех требований, которые выдвигает действительность перед творческой интеллигенцией. Ее интересуют темы, которые волнуют народ, она стремится быть художником-гражданином, активно включена в жизнь общества. Композитор является автором 3-х балетов, 3-х хоровых опер, 3-х симфоний, 14-ти кантат, 2-х ораторий, 4-х литургий на канонические тексты и многих произведений симфонической и камерной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам, 45-ти песен (Приложение 1). Широкий диапазон творческих вкусов композитора дополняют и хоровые концерты, проявляющие еще одну грань ее таланта - влечение к живописи и скульптуре, архитектуре и самобытным культурам народов Европы, Азии, Латинской Америки, родной Украины. Любимый жанр - хоровая музыка. Л. Дычко продолжила уникальную традицию украинской авторской духовной музыки. Именно за произведения хорового жанра она была неоднократно отмечена почетными наградами и премиями. Леся Дычко - член Национального союза композиторов Украины, член правления Музфонда Украины, член Координационного совета Национального всеукраинского музыкального союза, Секретарь правления Национального союза композиторов Украины, профессор Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского (2009), член-корреспондент Национальной академии искусств Украины (2009), заслуженный деятель искусств Украины (1982), лауреат Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко (1989), народная артистка Украины 1995), кавалер орденов Святого Владимира (1998) и Княгини Ольги III степени (1999), лауреат художественной премии «Киев» им. А.Веделя (2003). Композитор не ограничивается только творческой работой, она активно включена в процесс формирования исполнительской традиции, налаживает новые пути художественного сотрудничества, способствует популяризации украинского искусства в мире. Л.Дычко - член жюри хорового конкурса им. Н.Леонтовича, оргкомитетов фестивалей «Киев-Мюзик-Фест», «Музыкальные премьеры сезона», член почетного комитета хорового фестиваля «Златоверхий Киев», член жюри Всемирного хорового конкурса современной музыки в г. Дебрецен (Венгрия) и председатель жюри хорового форума христианской молодежи Украины (Киев, 1999). Как член хоровой комиссии композитор бывала в Грузии, Армении, Иране, странах Прибалтики и дальнего европейского зарубежья (в частности, во Франции) [57, с. 12]. Много внимания уделяет Л.Дычко вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения, что нашло определенное отражение и в ее творчестве. Она посвятила детям ряд песен, хоров, инструментальных пьес и несколько больших циклов типа кантат (акапельных и с оркестровым сопровождением).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.213 (0.013 с.) |