Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русской Православной Церкви нашего времениСодержание книги Поиск на нашем сайте
Как было указано в первой главе церковно-певческая традиция - комплексный элемент церковного искусства. Теперь рассмотрим, как она формируется на современном этапе развития церковного общества. Формирования и развитие церковного пения напрямую зависит от церковных постановлений и указов церковных властей. Только в недрах церкви может рождаться правильное церковное отношение к богослужебному пению. Примеры такой заботы о пении можно видеть в церковной истории. В нашей работе указывалось на Апостольские правила, а также постановления Вселенских и Поместных соборов. Но из истории развития церковного пения в России видно, что каждая эпоха, а также государственная власть влияли на церковное пение. Для удобства восприятия и визуального структурирования данного материала приводим ниже таблицу, в которой указываются главные причины, которые влияют на развитие церковно-певческой традиции в наше время. Таблица №7
Как мы уже отмечали, в первую очередь, на церковные традиции пения оказывает непосредственное влияние Церковная власть. Это: Патриарх, митрополиты, епископы, настоятели, игумены (игуменьи – в женских обителях). Все эти инстанции могут давать рекомендации и благословения на исполнение тех или иных церковных песнопений, как на службах, так и при исполнении духовного концерта на праздничных мероприятиях. Могут быть указания также на параметры исполнения песнопения, т. е. осуществлять контроль каноничности или «светскости» музыкальных произведений. Учебные Духовные заведения: Академии, Семинарии, Училища, Регентские школы и Православные гимназии с разной степенью подготовки воспитанников и воспитанниц занимаются церковным пением. Как правило, это хоры однородные, реже смешанные. Регентские школы более углубленно изучают традиции церковного пения, и их выпускники являются специалистами в этом отношении, поэтому духовные заведения (а также светские Вузы, где имеется спецкурс по регентскому делу) формируют традиции богослужебного пения. Регенты и псаломщики – непосредственно влияют на традиции пения, так же как церковная власть и учебные духовные заведения. Осуществляя выбор репертуара и манеру исполнения, которые зависят от образования, духовного воспитания и местного культурного контекста, они участвуют в становлении традиций. Возрождение и распространение церковных традиций происходит как в храме, так и вне храма: на духовных концертах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.п. Распространению духовности содействуют научно-публицистическая литература, аудио и видео записи, соответствующие передачи по радио и телевидению. Такое влияние называется не прямым, но опосредованным, т.е. вторичным, через технические средства. Сильное и непосредственное влияние оказывают на формирование церковно-певческой традиции деятельность церковных хоров. В наше время в церковном пении после столь длительного развития можно видеть три стиля пения. Это: кафедральное пение, приходское пение и монастырское пение. Кафедральное пение сформировалось в больших соборах крупных городов, где регулярно проходят архиерейские богослужения, и где всегда много народа. Это пение отличается торжественностью, концертностью, яркостью звучания большой хоровой массы. В этих соборах, как правило, поют смешанные четырехголосные хоры с многочисленными мужской и женской группами и с группой солистов. Здесь звучат, по большей части, композиторские духовные сочинения концертного характера, в которых часто хоровые партии даны в удвоении. Аккордовые вертикали таких хоров охватывают большой звуковой диапазон - в четыре, а то и пять октав (если есть басы - октависты). Расположение аккордов в ектениях и гласах, как правило, широкое. Такие хоры исполняют традиционное, так называемое Праздничное пение, которое звучит в Воскресные дни и в дни больших церковных праздников. Как правило, в кафедральных храмах существует еще и левый хор, в отличие от архиерейского – правого или верхнего хора, который располагается на хорах – площадных балконах для хора. У левого хора репертуар скромнее и состоит из обиходного пения в тесном расположении. Он располагается на клиросе, рядом с Алтарем. Приходское пение можно услышать в небольших храмах провинциальных городов и сел, где простая, тихая обстановка, где в будние дни немного прихожан, которые бывают здесь всегда, и все друг друга знают, где службу ведет всегда один священник (редко два или три) - и в будни, и в праздники. И звучание хора здесь спокойное, камерное. Обычно поют небольшие хоры - скорее ансамбли, и, чаще, женские. Если и есть мужские голоса, то немногочисленные, да и то, в основном, лишь по праздникам, а по будням обходятся женским трехголосным хором. Песнопения, исполняемые в таких храмах, в основном, обиходные, гласовые или каких-либо простых распевов, изложенные в тесной гармонии. Такое пение очень хорошо сочетается с обстановкой храма, его убранством. В таких храмах часто поет народ, подпевая хору полюбившиеся распевы. Это пение простое, близкое по духу народному пению. Монастырское пение по определению можно услышать в монастырях. Это пение больше сохранило свою древнюю основу. И хотя здесь редко можно услышать одноголосие знаменное распева, все же монастырское пение имеет общую с ним направленность. Оно всем своим звучанием иллюстрирует слова «Херувимской песни»: "Всякое ныне житейское отложим попечение". Здесь поют хоры только однородные - женские или мужские (в зависимости от монастыря). Они могут быть и четырех- и трехголосными. Песнопения здесь, в основном, простые, обиходные или монастырских распевов. В крупных монастырях – Лаврах, всегда имеется два хора, которые располагаются на богослужении по обеим сторонам алтаря и поют, часто с канонархом, по очереди - это древняя традиция респонсорного и антифонного пения. В маленьких монастырях довольствуются одним хором. Для наглядности и раскрытия заявленной темы рассмотрим несколько ведущих певческих коллективов Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются яркими представителями современной церковной певческой культуры и традиции. Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам» В 1990 году при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря был организован мужской хор «Валаам». Репертуар начинающего хора поначалу составили расшифровки, гармонизации и обработки древних монастырских распевов. Но затем, в его основание был положен обиходный распев ВалаамскогоиСоловецкого монастырей — двух самых северных в русской земле древних обителей. С 1990 по 1994 год шел трудный процесс освоения русского церковно-певческого искусства. В эти же годы складывался певческий состав коллектива. В их числе — выпускники Санкт-Петербургской консерватории, ведущие солисты оперных театров Санкт-Петербурга и Академической Капеллы. В 1994 году, обобщив накопленный к тому времени исполнительский и исследовательский опыт, руководитель хора И. Ушаков создал Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам». Его работа всецело подчинена музыкально-просветительской деятельности мужского хора Института. Именно с этого времени начинается запись и издание (на виниловых и компакт-дисках) музыкально-исторических и мемориальных программ. На сегодняшний день их более 40. Чтобы найти, отобрать, обработать репертуар даже для одной из таких программ, необходима длительная и многоплановая работа — архивная, источниковедческая, аналитическая, музыкально-стилистическая, редакционная, исполнительская. Такая работа предполагает широкую эрудицию и глубокие профессиональные знания автора-составителя. Тем самым коллектив, возглавляемый И. Ушаковым, является наследником и продолжателем коренных традиций русской певческой культуры. Программы, записанные и изданные на компакт-дисках Мужского хора ИПК «Валаам», не имеют аналогов — ни в прошлой, ни в современной музыкальной культуре России. По содержанию своему это - исторические концерты: масштабные, насыщенные богатейшим репертуаром, складывающиеся в уникальный, грандиозный по замыслу цикл. По существу же это - песенная летопись истории Государства Российского. Каждая ее глава-программа посвящена значительному событию, нашедшему отражение в народных песнях и духовных гимнах. Мужской хор «Оптина пустынь» Мужской хор Санкт-Петербургского Подворья монастыря Оптина Пустынь был основан в 1996 году Александром Семёновым по благословению настоятеля Подворья иеромонаха Ростислава. Хор представляет собой ансамбль профессиональных певчих – выпускников Санкт-Петербургской государственной консерватории. Этот богослужебный коллектив был призван возрождать утраченные традиции древнего монастырского пения. Благодаря тесному сотрудничеству хора с группой учёных-медиевистов, многие певческие рукописи, пребывавшие в забвении в книгохранилищах монастырей и академических библиотек, вновь обрели звучание на клиросе Подворья, а впоследствии вошли и в концертные программы хора. Концертные программы хора: «Тысячелетие русского церковного пения», «Любовь святая», «Распевы русских монастырей», «Раннее русское многоголосье», «Пение древней Церкви». В начале 2006 года вышел в свет девятый альбом хора – «Душа грустит о небесах», в котором представлены хоровые сочинения русских композиторов, а также новые переложения русских народных песен.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.009 с.) |