Русской Православной Церкви нашего времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русской Православной Церкви нашего времени



Как было указано в первой главе церковно-певческая традиция - комплексный элемент церковного искусства. Теперь рассмотрим, как она формируется на современном этапе развития церковного общества.

Формирования и развитие церковного пения напрямую зависит от церковных постановлений и указов церковных властей. Только в недрах церкви может рождаться правильное церковное отношение к богослужебному пению. Примеры такой заботы о пении можно видеть в церковной истории. В нашей работе указывалось на Апостольские правила, а также постановления Вселенских и Поместных соборов. Но из истории развития церковного пения в России видно, что каждая эпоха, а также государственная власть влияли на церковное пение.

Для удобства восприятия и визуального структурирования данного материала приводим ниже таблицу, в которой указываются главные причины, которые влияют на развитие церковно-певческой традиции в наше время.

Таблица №7

Формирование церковно-певческой традиции на современном этапе
Церковная власть Церковные учебные заведения Регенты. Псаломщики. Церковные хоры Православные издательства, фирмы аудиозаписи и телеканалы

 

Как мы уже отмечали, в первую очередь, на церковные традиции пения оказывает непосредственное влияние Церковная власть. Это: Патриарх, митрополиты, епископы, настоятели, игумены (игуменьи – в женских обителях). Все эти инстанции могут давать рекомендации и благословения на исполнение тех или иных церковных песнопений, как на службах, так и при исполнении духовного концерта на праздничных мероприятиях. Могут быть указания также на параметры исполнения песнопения, т. е. осуществлять контроль каноничности или «светскости» музыкальных произведений.

Учебные Духовные заведения: Академии, Семинарии, Училища, Регентские школы и Православные гимназии с разной степенью подготовки воспитанников и воспитанниц занимаются церковным пением. Как правило, это хоры однородные, реже смешанные. Регентские школы более углубленно изучают традиции церковного пения, и их выпускники являются специалистами в этом отношении, поэтому духовные заведения (а также светские Вузы, где имеется спецкурс по регентскому делу) формируют традиции богослужебного пения.

Регенты и псаломщики – непосредственно влияют на традиции пения, так же как церковная власть и учебные духовные заведения. Осуществляя выбор репертуара и манеру исполнения, которые зависят от образования, духовного воспитания и местного культурного контекста, они участвуют в становлении традиций.

Возрождение и распространение церковных традиций происходит как в храме, так и вне храма: на духовных концертах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.п. Распространению духовности содействуют научно-публицистическая литература, аудио и видео записи, соответствующие передачи по радио и телевидению. Такое влияние называется не прямым, но опосредованным, т.е. вторичным, через технические средства.

Сильное и непосредственное влияние оказывают на формирование церковно-певческой традиции деятельность церковных хоров. В наше время в церковном пении после столь длительного развития можно видеть три стиля пения. Это: кафедральное пение, приходское пение и монастырское пение.

Кафедральное пение сформировалось в больших соборах крупных городов, где регулярно проходят архиерейские богослужения, и где всегда много народа. Это пение отличается торжественностью, концертностью, яркостью звучания большой хоровой массы. В этих соборах, как правило, поют смешанные четырехголосные хоры с многочисленными мужской и женской группами и с группой солистов. Здесь звучат, по большей части, композиторские духовные сочинения концертного характера, в которых часто хоровые партии даны в удвоении. Аккордовые вертикали таких хоров охватывают большой звуковой диапазон - в четыре, а то и пять октав (если есть басы - октависты). Расположение аккордов в ектениях и гласах, как правило, широкое. Такие хоры исполняют традиционное, так называемое Праздничное пение, которое звучит в Воскресные дни и в дни больших церковных праздников. Как правило, в кафедральных храмах существует еще и левый хор, в отличие от архиерейского – правого или верхнего хора, который располагается на хорах – площадных балконах для хора. У левого хора репертуар скромнее и состоит из обиходного пения в тесном расположении. Он располагается на клиросе, рядом с Алтарем.

Приходское пение можно услышать в небольших храмах провинциальных городов и сел, где простая, тихая обстановка, где в будние дни немного прихожан, которые бывают здесь всегда, и все друг друга знают, где службу ведет всегда один священник (редко два или три) - и в будни, и в праздники. И звучание хора здесь спокойное, камерное. Обычно поют небольшие хоры - скорее ансамбли, и, чаще, женские. Если и есть мужские голоса, то немногочисленные, да и то, в основном, лишь по праздникам, а по будням обходятся женским трехголосным хором. Песнопения, исполняемые в таких храмах, в основном, обиходные, гласовые или каких-либо простых распевов, изложенные в тесной гармонии. Такое пение очень хорошо сочетается с обстановкой храма, его убранством. В таких храмах часто поет народ, подпевая хору полюбившиеся распевы. Это пение простое, близкое по духу народному пению.

Монастырское пение по определению можно услышать в монастырях. Это пение больше сохранило свою древнюю основу. И хотя здесь редко можно услышать одноголосие знаменное распева, все же монастырское пение имеет общую с ним направленность. Оно всем своим звучанием иллюстрирует слова «Херувимской песни»: "Всякое ныне житейское отложим попечение". Здесь поют хоры только однородные - женские или мужские (в зависимости от монастыря). Они могут быть и четырех- и трехголосными. Песнопения здесь, в основном, простые, обиходные или монастырских распевов. В крупных монастырях – Лаврах, всегда имеется два хора, которые располагаются на богослужении по обеим сторонам алтаря и поют, часто с канонархом, по очереди - это древняя традиция респонсорного и антифонного пения. В маленьких монастырях довольствуются одним хором.

Для наглядности и раскрытия заявленной темы рассмотрим несколько ведущих певческих коллективов Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются яркими представителями современной церковной певческой культуры и традиции.

Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам»

В 1990 году при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря был организован мужской хор «Валаам». Репертуар начинающего хора поначалу составили расшифровки, гармонизации и обработки древних монастырских распевов. Но затем, в его основание был положен обиходный распев ВалаамскогоиСоловецкого монастырей — двух самых северных в русской земле древних обителей.

С 1990 по 1994 год шел трудный процесс освоения русского церковно-певческого искусства. В эти же годы складывался певческий состав коллектива. В их числе — выпускники Санкт-Петербургской консерватории, ведущие солисты оперных театров Санкт-Петербурга и Академической Капеллы.

В 1994 году, обобщив накопленный к тому времени исполнительский и исследовательский опыт, руководитель хора И. Ушаков создал Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам». Его работа всецело подчинена музыкально-просветительской деятельности мужского хора Института. Именно с этого времени начинается запись и издание (на виниловых и компакт-дисках) музыкально-исторических и мемориальных программ. На сегодняшний день их более 40. Чтобы найти, отобрать, обработать репертуар даже для одной из таких программ, необходима длительная и многоплановая работа — архивная, источниковедческая, аналитическая, музыкально-стилистическая, редакционная, исполнительская. Такая работа предполагает широкую эрудицию и глубокие профессиональные знания автора-составителя. Тем самым коллектив, возглавляемый И. Ушаковым, является наследником и продолжателем коренных традиций русской певческой культуры.

Программы, записанные и изданные на компакт-дисках Мужского хора ИПК «Валаам», не имеют аналогов — ни в прошлой, ни в современной музыкальной культуре России. По содержанию своему это - исторические концерты: масштабные, насыщенные богатейшим репертуаром, складывающиеся в уникальный, грандиозный по замыслу цикл. По существу же это - песенная летопись истории Государства Российского. Каждая ее глава-программа посвящена значительному событию, нашедшему отражение в народных песнях и духовных гимнах.

Мужской хор «Оптина пустынь»

Мужской хор Санкт-Петербургского Подворья монастыря Оптина Пустынь был основан в 1996 году Александром Семёновым по благословению настоятеля Подворья иеромонаха Ростислава. Хор представляет собой ансамбль профессиональных певчих – выпускников Санкт-Петербургской государственной консерватории. Этот богослужебный коллектив был призван возрождать утраченные традиции древнего монастырского пения. Благодаря тесному сотрудничеству хора с группой учёных-медиевистов, многие певческие рукописи, пребывавшие в забвении в книгохранилищах монастырей и академических библиотек, вновь обрели звучание на клиросе Подворья, а впоследствии вошли и в концертные программы хора.

Концертные программы хора: «Тысячелетие русского церковного пения», «Любовь святая», «Распевы русских монастырей», «Раннее русское многоголосье», «Пение древней Церкви». В начале 2006 года вышел в свет девятый альбом хора – «Душа грустит о небесах», в котором представлены хоровые сочинения русских композиторов, а также новые переложения русских народных песен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.006 с.)