Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура московского княжества

Поиск

В XIV веке происходит постепенное возвышение Москвы, как центра объединенных русских земель. Выгодное географическое положение способствовало развитию торговли, спасало Москву и относительная удалённость путей, по которым двигались монгольские полчища, гибкая политика московских князей содействовала быстрому росту и возвышению Москвы.

Из Владимира переносится кафедра митрополита «всея Руси», Огромную роль в сплочении русского народа вокруг Москвы сыграла Куликовская битва, когда объединённая Русь дала решительный отпор Золотой Орде и вселила веру русских людей об окончательном свержении татаро-монгольского ига. Духовная жизнь этой эпохи получила отражение в ряде литературных произведений. Это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», прославляющими подвиг русского народа и князя Дмитрия Донского.

Культура Москвы XIV века и начала ХV века отличается большой многогранностью. Её художники удачно использовали достижения местных архитектурных и живописных школ, а также архитектуры Владимиро-Суздальской, Киево-Черниговской и Новгородской школ. До 1326 года Москва почти вся была деревянной, кроме каменного Успенского собора. Дмитрий Донской в течение короткого времени сменил деревянные Кремлёвские стены на каменные, расширил территорию Кремля до современного уровня с соборной площадью, окружённой Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами. Москва превратилась в первоклассную крепость, в целях обороноспособности были укреплены монастыри, окружающие столицу. По соборам, находящимся внутри монастырей, можно судить о характере московского зодчества XIV-ХV веков: это соборы Успения Богоматери на Городке, Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, Троицкий в Троице-Сергиевском монастыре, Спасский собор Андроникова монастыря.

Живопись Москвы XIV века характеризуется обилием различных направлений, но впервой половине столетия явно проступают традиции XIII века. Это «Отослание апостолов на проповедь» Сийского Евангелия, икона «Борис и Глеб» Успенского собора. В Москву наряду с греческими живописцами, приглашаются художники из Константинополя и других русских городов Пскова,Твери, Новгорода.

Имя великого русского художника Древней Руси Андрея Рублёва (1360-1430гг.) упоминается в летописи вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городка в связи с росписью Благовещенского собора в Московском Кремле. Он был монахом Троицо-Сергиевй монастыря, а позднее Спасо-Андроникова.

 

В 1408 году, вместе с Даниилом Чёрным, работает над Фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками и иконами Троицкий собор в Троице-Сергиевском монастыре. Рублёв начал свой творческий путь в момент патриотического подъёма после Куликовской битвы, Сохранившиеся работы Рублёва говорят об удивительной способности выражать глубокие нравственные переживания, об изумительном чувстве формы. Это новая более высокая ступень в развитии древнерусского искусства.

Здесь уместно сказать несколько слов о русском иконостасе-стене, отделяющей алтарь от остальной части храма, превращённую в многоярусную композицию из большого количества икон. В её основе лежит композиция «Деисуса», где изображён Христос, к которому приближаются Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы, апостолы. Здесь выражается идея заступничества, всепрощения: они умоляют Христа простить грехи людей. Особой известностью пользуются иконы Рублёва из звенигородского чина «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», Они отличаются особой мягкостью исполнения, любовью к человеку. Это подтверждают и Фрески Успенского собора во Владимире, даже фрески «Страшного суда» проникнуты чувством духовного освобождения. Самое совершенное творение Рублёва икона «Троица», написанная в память о Сергее Радонежском, мыслящем об объединении всех русских земель. Библейская легенда о трёх путниках, посетивших Авраама и разделивших предложенную им трапезу, трактована в жанровом плане - это три прекрасные отрока, равные между собой. Кроме идеальной круговой композиции, большую роль Б изображении играет колорит: чистые звонкие, синие, нежно-изумрудные, сиреневые, золотистые, вишнёвые тона составляют неповторимый по силе цветовой аккорд. В «Троице» Рублёву удалось выразить новые представления о прекрасных чувствах, которые воодушевляют человека на служение великому правому делу. В области иконописи работали также Даниил Чёрный, Дионисий Глушицкий и другие неизвестные мастера.

Центрами книгопечатания и книгохранения продолжают оставаться монастыри, обучение совершается в частных училищах, которые открывались также при монастырях и приходских церквях, преподавателями были или лица духовного звания, или «мастера грамоты». Такое обучение практиковалось не только в городах, но к в сельской местности. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты. Окончившие школу могли пополнить свои знания путём чтения книг, но имелись школы с более развернутой программой, в которых изучали грамматику, арифметику и другие предметы.

Важной областью прикладного, художественного творчества было шитьё и вышивание. Вышивальщицы пробовали создавать и портретные произведения. Скульптура же в Московском княжестве не получила

широкого распространения. О характере московской скульптуры некоторые представления дают оклады икон, переплеты книг, резные иконки, среди них оклад «Евангелия боярина Кошки», «Панагия» мастера Амвросия. Большого развития достигло искусство чеканки, например, в окладе «Владимирской богоматери», в изделиях прикладного искусства, хотя сохранилось немногое, это каменные иконки, яшмовый потир Ивана Фомина. Культура Москвы начинает интенсивно набирать силу в следующем веке с её становлением как столицы русского государства.

Терминология:

Потир - литургический сосуд, чаша на высокой ножке для освящения вина и принятия причастия.

Апостолы - в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства, в Новом завете 12 апостолов - ближайшие последователи (ученики) Христа.

Архангелы - архангелоначальники, одна из категорий ангелов.

Чин - ряд, последовательность икон, объединённых единым содержанием.

 

 


КУЛЬТУРА XV - XVI ВЕКОВ

(русское средневековье)

В XV столетии идёт процесс укрепления Москвы в качестве общерусского центра. К Москве присоединяются Ярославль, Рязань, Новгород, могущественная Тверь. Русь окончательно освобождается от татаро-монгольского ига, а затем сама наносит удары по отдельным ханствам. Москва становится центром восточно-христианской церкви после гибели Византийской империи. Естественно, что в пору всё большего увеличения роста авторитета великого князя московского и создания единого централизованного государства, воздействие центральной власти распространяется на все сферы жизни: военное дело, судебную практику, культуру.

В XVI веке завершается формирование великорусской народности с образованием единого государства, происходит постепенное объединение местных культур, положившее начало созданию общерусской культуры, отстоявшейся и сохранившейся в последующие века. Растёт международное признание Москвы, завязываются дипломатические связи с Западной Европой. Шире распространяется просвещение, возникает книгопечатание, обогащаются технические знания, делаются попытки дать объяснения различным явлениям природы, заметно оживляется деятельность в области литературы.

Российское государство формировалось как государство Феодально-крепостническое, усиление феодального гнёта нашло своё отражение в законодательстве конца XVI века, что вызвало обострение социальных противоречий и сказалось на характере развития культуры, ярко выраженной в еретических, религиозных движениях.

В конце XV века углубляются противоречия между Церковью и светской властью за политические права в государстве, но они не только соперничали друг с другом, но и нуждались во взаимной поддержке. Постепенно, путем взаимных уступок складывается союз государства и православной церкви. Отказавшись от теократических устремлений (первенство церкви в управлении государством) церковь выдвигает теорию божественного происхождения княжеской власти и обеспечивает себе поддержку государства, а вместе с этим и регламентацию культурного развития.

Ведущей темой народного творчества продолжает оставаться тема героической борьбы русского народа с внешними врагами. Особенно широкую популярность приобрели песни о взятии Казани, об обороне Пскова, о несправедливом гневе Ивана Грозного на сына, цикл песен о Ермаке, во второй половине XVI века появляются ряд песен с социальной тематикой.

С развитием феодального хозяйства, ремёсел и торговли, государственного аппарата и международных отношений, значительно возросла

потребность в грамотных людях, нуждалась в них и церковь. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение об обучении «православных детей грамоте к письму». Большей частью школы открывались при монастырях и церквях, но существовали и светские школы в городах и сельской местности, где изучали грамматику, арифметику и другие предметы.

Широкое распространение получила рукописная книга, центрами хранения книг были монастыри, но иногда библиотеки были в боярских усадьбах, у посадских людей. Перепиской книг занимались в монастырях, но также и профессионалы-писцы в городах и провинции. Крупнейшим событием в истории русской культуры явилось возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью. Попытки книгопечатания относятся к 1553 году, но первые издания (их 7) были несовершенными. Новый тип книгопечатания наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была открыта типография в Москве, во главе которой стали Иван Федоров и Пётр Мстиславец. Они издали первую печатную русскую книгу «Апостол», а затем «Часослов» и «Букварь». После отъезда их на Украину дело книгопечатания продолжали их ученики Тарасьев, Невежа и его сын Андроник.

В первой четверти XVI века формируется политическая теория Российского государства, как важное явление мировой истории. В процессе разработки официальной идеологии великокняжеской власти явилось «Сказание о князьях Владимирских», легенды которых подтверждали право московских князей на всё наследие Киева и западных земель. Тогда же оформилась идея о Москве «Как о третьем Риме» игуменом псковского монастыря - Филофеем в духе воинствующей религиозной идеологии - центр мирового христианства из Рима переместился в Константинополь, а после гибели в Москву, а «четвёртому Риму не быть».

Вопрос о месте церкви в государстве стал одним из актуальных. Одним из ярких проявлений русской философской мысли стали выступления еретиков, которые в своих взглядах пытались выйти за рамки традиционных религиозных представлений. Еретические движения начались в Новгороде среди посадских людей и белого духовенства, Они отрицали основной догмат христианства о троичности божества, отрицали ряд церковных обрядов и осуждали стяжательство в среде духовенства. В Москве образовался еретический кружок с дьяконом Курицыным Ф. и представителями светских феодалов, отрицавшими монашество. Еретики проявляли большой интерес к научным знаниям. Они занимались философией, астрономией, математикой, юриспруденцией, языкознанием. В ряде своих сочинений, например, в «Лаодийском послании» Ф.Курицына высказывалась мысль о свободе воли, связанной с образованностью человека. И.Курицын в сочинении «Мерило

праведное» обращался к вопросам организации суда. В ходе борьбы с еретиками внутри церкви возникли два течения: иосифляне и нестяжатели. Первое течение возглавил Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамского монастыря с теорией божественного происхождения царской власти, освящённого церковью. Второе - Нил Сорский с проповедью аскетизма и нравственного самоусовершенствования с обязательным трудом всех членов христианской общины. Его поддерживали Вассиан Патрикеев и Максим Грек, монахи с Афона, занимавшиеся исправлением и переводом богослужебных книг.

Дипломат Фёдор Карпов выдвигал идею о построении общества и государства на основе твёрдых законов, чтобы оградить человека от произвола властителей. Интересное место занимает публицистика XVI века в творчестве Ивана Пересветова, который разработал стройную концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царём. Полемика о характере царской власти и о взаимоотношениях с подданными изложена Курбским в «Истории о великом князе Московском» Он не отвергает принцип единовластия, но в сочетании с органом, участвующим в решении важнейших государственных дел на основе справедливых законов. Целям идеологического обоснования самодержавия подчинены все исторические сочинения, и летописи этого времени.

Летописи вообще становятся государственным делом. Митрополит Макарий создаёт Великие четьиминеи, в которых собирает повести обо всех святых, чтимых на Руси. Создаются обширные летописные своды, в том числе «Лицевой летописный свод» 40 - 60 годов XVI века. Возникают историко-литературные сочинения, прославляющие политику московских князей, создаются и собственно-исторические сочинения-хронографы светского характера. Особенно большое внимание составлению исторических сочинений уделялось в царствование Ивана это «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича» и завершена работа над Никоновской летописью.

Когда Москва стала столицей общерусского государства, на её архитектурные сооружения было обращено особое внимание. Кирпичное строительство вытеснило каменное и в Москву приглашались итальянские мастера Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Антон Фрязин, Пьетро Солари, Алевиз Новый.

В конце XV начале XVI века окончательно сложился ансамбль Московского Кремля, он был приспособлен к новому «огневому» бою. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора Аристотелем Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Но Аристотелю Фиораванти удалось создать новое оригинальное произведение, где традиции русского зодчества обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по формам, но в тоже время грандиозный и торжественный, он стал классическим образцом монументального церковного зодчества.

С русскими архитектурными традициями Пскова и Владимиро-Суздаля связан построенный псковскими мастерами Благовещенский собор, а Алевиз Новый построил Архангельский собор, в котором ярко выразились светские черты, где в наружном убранстве применены пышные архитектурные детали итальянского Ренессанса.

Кроме культовых сооружений в Москве воздвигались светские постройки, это великокняжеский дворец (архитекторы Марко Руффо и Пьетро Солари), от которого сохранилась Грановитая палата, служившая тронным залом. В 1485 году началось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля, где решались не только фортификационные, но и эстетические задачи. Архитектурным центром Кремля стала столпообразная церковь - колокольня Ивана Великого. По образцу московских соборов были воздвигнуты соборы в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове, а также в монастырях Кириллово-Белозёрском, Новгородском Хатынском и других местах.

Стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремлённость ввысь, привело к возникновению шатрового стиля в русской-архитектуре. Выдающимся памятником такого стиля является храм Вознесения в селе Коломенском, Неповторимо своеобразен храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове, выполненный в виде многоярусной башни с четырьмя столповидными пределами. Эти памятники явились важными вехами на пути к созданию главного памятника эпохи Покровского собора или собора Василия Блаженного на Красной площади. Он был воздвигнут «на рву», в честь взятия Казани и представляет группу из девяти столпообразных куполов, центральный увенчан большим шатром, вокруг которого расположено восемь приделов. Небольшая внутренняя площадь здания, живописность и сказочный размах Фантазии (архитекторы Барма и Посник) говорят о том, что собор был рассчитан на внешнее восприятие, чем на культовую постройку.

В целях укрепления обороноспособности были построены кремли и крепости в Нижнем Новгороде, Туле, Коломке, Зарайске, Серпухове. В Москве была построена вторая линия укреплений Китай-город, мощными крепостями стали монастыри Троице-Сергиев, Кириллово-Белозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский.

В 80-х годах, в связи с грандиозным строительством, был создан приказ Каменных дел. Известный «городовых дел мастер» Фёдор Конь возвёл в Москве третью линию каменных укреплений, а также грандиозный Смоленский Кремль, где техническое совершенство сочеталось с изяществом архитектурного оформления.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца ХV начала ХVI века был Дионисий. Ему принадлежат часть икон к фре

сок Успенского собора, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал со своими сыновьями. Эти фрески исполнены радостного чувства с изысканным колоритом и воспринимаются как ликующее торжественное песнопение. Для живописи ХVI века характерно расширение круга тем, возрастание интереса к русской истории, например, в изображениях Благовещенского собора, в Кремле встречаются лица византийских императоров и наиболее чтимых русских князей, а в Золотой палате Кремлёвского дворца, наряду с библейскими темами, встречаются темы из русской истории: принятие христианства, венчание князя Владимира венцом Мономаха, также чисто аллегорические фигуры «Целомудрие», «Разум», «Правда». В это время обнаруживается стремление русских князей подчинить живопись государственным задачам. Это выражено в огромной четырёхметровой иконе «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани войсками Ивана Грозного. Несмотря на то, что вопросы живописи рассматривались на церковных соборах, её развитие шло новыми самостоятельными путями.


Терминология:

Андрей Курбский - князь, боярин, писатель. Участник походов против Казанского ханства. Боясь опалы за близость к казнённым Иваном Грозным боярам, бежал в Литву.

Четьиминеи - сборники жития святых, составленные по месяцам чествования их церковью.

Хронограф - сочинение по всемирной истории, на Руси в XI-ХVIII веке, переводные, дополнены русскими событиями.

Фортификация - (укрепление) отрасль военно-инженерной науки по созданию военных укреплений.

Ренессанс - (возрождение) эпоха Возрождения, общественно-политическое и культурное движение в Италии и странах Западной Европы в XIV-ХV веках.

 


КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

В истории русской культуры XVII век завершает средневековье и со второй половины века начинается новый период. Россия продолжает оставаться феодальной страной с окончательным закреплением крепостного права соборным уложением 1649 года, но в недрах феодально-крепостнической системы формируются ростки новых буржуазных отношений. XVII век характеризуется обострением социальных противоречий, крестьянскими войнами, стрелецкими бунтами и проявлением народного недовольства. В этот период начинается новый этап в формировании русской нации, изменяется характер культурно-исторического процесса, освободившегося от средневекового мировоззрения. Государственные потребности и общенациональные интересы требовали необходимости в преодолении экономической и культурной отсталости от стран Западной Европы.

Важным показателем и условием развития культуры было распространение грамотности и просвещения. Эта необходимость была вызвана оживлением торгово-промышленной деятельности, появлением мануфактур, ростом связей с зарубежными странами. Значительно вырос уровень грамотности на протяжении ХVII века среди посадских людей и дворянства. О растущем стремлении к грамотности говорило и широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий, например, большой спрос находил «Букварь» Василия Бурцева, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, таблицы умножения. Печатный двор издавал огромными тиражами Буквари, Псалтыри, Часословы. Большое распространение получило обучение иностранным языкам: латыни, греческому, польскому. Значение рукописных книг в XVII веке не уменьшилось, приоритет в переписке и издании книг принадлежал духовенству. Но этим всё больше начинают заниматься и посадские люди, а поэтому в книгописании происходи: возникновение новых светских жанров - демократической сатиры и бытовой повести. Получает распространение переводная литература не только религиозно-нравственного, но и светского содержания.

Потребность в образованных людях приводила к необходимости создания школ, куда для преподавания привлекались образованные люди с Украины и Белоруссии. Так государственный деятель боярин Ртищев пригласил 30 учёных монахов ив Киева в основанную им школу при Андреевском монастыре. Прихожане церкви Иоанна Богослова просили об открытии школы для изучения грамматики и иностранных языков (разрешение было получено), действовала школа при Чудовом монастыре. Симеон Полоцкий, образованный по тому времени человек, ставший учителем царских детей, открыл школу в Заиконоспасском монастыре со специально построенным зданием. В 1681году, по инициатива патриарха, на Печатном дворе была организована школа для «греческого

чтения», а в 1687 году Славяно-греко-латинское училище (позже академия), котором руководили братья Лихуды, получившие образование в Падуанском университете в Италии.

Научные знания XVII века носили преимущественно прикладной, практический характер. Одним из таких практических руководств была «Книга сошного письма» содержавшая знания в области геометрии и её применение при измерении земельных площадей. О. Михайлов составил «Устав ратных пушечных и других дел», основанный на иностранных военных источниках и дополненный собственными наблюдениями из области математики, физики, химии.

Практическим характером отличались и медицинские знания, так как широкое распространение получили «Травники», «Лечебники» на описаниях различных трав и их лечебных свойствах. Для развития медицинских знаний большое значение имел Аптекарский приказ, где наряду с иностранными врачами работали и русские фармакологи, а русский лекарь И. Венедиктов составил «Фармакопею» на основания иностранных источников и собственных наблюдений.

В области астрономии большинство населения придерживалось традиционных, средневековых взглядов на мироздание по гелиоцентрической системе взглядов Птолемея, но в России появляются астрономические приборы в виде подзорной трубы для наблюдений за небесными светилами.

Развитие торговли и оживление дипломатических связей способствовали развитию географических знаний. Ещё на рубеже XVI-ХVII веков была составлена сводная карта Русского государства, особенно крупные успехи, были достигнуты в изучении Сибири, то есть путей, рек, залежей руд, растительного и животного мира. Составлялась чертежи и обзоры отдельных районов России Годуновым, Ремизовым, сведения по географии других стран собирались русскими посольствами, например, о Китае-Петлиным, Байковым, Спафарием. Существенные сдвиги происходили и в развитии исторических знаний, которые пользовались наибольшей популярностью, например, «Повесть об Азовском сидении», легендарные повести о начале Москвы и славянской истории. В XVII веке ещё продолжают сохраняться летописи. Это «Новый летописец», но появились произведения, посвящённые одной узкой теме, например, сочинение Медведева «Созерцание краткое» о стрелецких бунтах, о неудачах Азовских походов, «Скифская история» о борьбе России с татарами и турками и «Синопсис» Иннокентия Гизеля с обзором русской истории с древнейших времён.

Одним из политических уроков, усвоенных господствующим классом, было признание необходимости сильной власти в стране. Выдвигалась необходимость избрания того или иного правителя, «всей землёй», то есть земским собором. В этом духе высказывался А.Пали

цын, который объяснял единодушное избрание Михаила Романова на царский престол тем, что эта мысль внушена людям богом. Общественную мысль XVII века занимали вопросы классовых и национальных интересов, тема патриотизма и национально-освободительной борьбы. Здесь уроки «смутного времени» не прошли даром. Тимофеев и Палицын резко осуждали представителей своего класса, которые в страхе перед народным движением шли на сговор с интервентами. «Сказание» Палицына - произведение высокого патриотического значения, отразившее подъём национального сознания. В псковских повестях явно просматриваются антифеодальные настроения, все бедствия, пережитые Россией рассматриваются как результат боярских насилий, козней, измен, но во второй половине XVII века ясно обозначаются тенденции к монархическому абсолютизму, обоснованные С. Полоцким и Ю. Крижаничем. Они выступали с идеями равного правосудия и отрицали принципы знатности к родовитости, то есть с идеей общего блага и просвещённым монархом.

Рост городов и развитие товарно-денежных отношений выдвинули ряд новых экономических проблем. С этой программой выступали Морозов, Ртищев, Ордын-Нащокин, Матвеев, Голицын. Они пришли к выводу о важности развития торговли и ремёсел, провели ряд мероприятий, направленных на поддержку купечества и развитие промышленности.

К XVII веку относятся записи произведений устного народного творчества - исторических песен, былин, пословиц, заговоров. Происходит сближение народного живого языка с литературным, а также разрыв со средневековыми традициями, с переходом от исторических героев к вымышленным, к созданию обобщённых литературных образов, то есть к раскрытию ценностей человеческой личности, многообразию и противоречивости человеческих характеров. Житие постепенно превращается в биографическую повесть, например, «Повесть об Улиании Осорьиной», «повесть-житие о протопопе Аввакуме».

Возникает новый литературный жанр - демократическая сатира, обличающая несправедливость общественного строя. Так в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» обличались порядки феодального продажного суда. Сатирическая тема захватывает и служителей церкви, монастырские порядки. Актуальной становится тема взаимоотношений старого и молодого поколений в «Повести о Горе-Злосчастии» и «Повести о Савве Грудцыне», в чём то перекликающихся с евангельской притчей о блудном сыне, но не возвратившимся в родной дом, а ушедшем в монастырь.

В конце XVII века появляется «Повесть о Фроле Скобееве», рассказывающей о появлении нового энергичного, не брезгующего никакими средствами, дворянства. Новым в литературе было появление силлабического стихосложения (с равным количеством слогов), основателем

которого был Симеон Полоцкий. Его стихи объединены в два сборника, «Рифмологион» и «Ветроград многоцветный», а также переложенный на стихи «Псалтырь рифмотворная». Широкое распространение получила художественная переводная литература - рыцарский роман, бюргерская бытовая новелла, приключенческая повесть, рассказы. К такой литературе относятся «Повесть о Бове королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «Об Оттоне - кесаре римском», «Повесть о Еруслане Лазаревиче».

Зодчество XVII века обнаруживает тенденцию к усилению в архитектуре светского начала, стремление к внешней нарядности и живописности, к «дивному узорочью». Одним из замечательных светских зданий первой половины ХVII века является Теремной дворец в Московском Кремле, построенной русскими зодчими Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым. В церковном зодчестве продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры, но и здесь проступает стремление к внешней нарядности и декоративному убранству. Это Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, прозванная «Дивной», церковь по заказу Д. Пожарского в Медведкове под Москвой, собор в Вязьме и другие. Культовая архитектура утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства, церкви становятся похожими на светские хоромы или игрушки. Для их строительства применяются цветные изразцы, фигурной кирпич, разнообразные декоративные детали. Заказчиками постройки церквей всё чаше становились богатые купцы и посадские общины, примером таких построек являются: церковь Троицы в Никитниках в Москве по заказу купца Никитникова, церковь Вознесения в Устюге, церковь Рождества Богородицы в Путинках, построенная по заказу прихожан. Наиболее яркие образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, одним их крупных торгово-промышленных центров России. Здесь ярославские купцы, соревнуясь между собой, возводили постройки одна роскошнее другой. В середине века, по заказу купцов Скрипиных, была построена церковь Ильи Пророка, купцы Неждановские возвели церковь Иоанна Златоуста. Вершиной посадсксго зодчества стала церковь Иоанна Предтечи в Толчкове «ликующая симфония народной фантазии». В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. Монументальным характером отличается и комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. Изменил свой внешний облик и Московский Кремль, богато украшенный белокаменными узорами. Декоративной отделке подверглись стены и башни Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева и других монастырей.

Богатые купцы и дворяне начали строить для себя каменные жилые дома, обращаясь к богатому декоративному оформлению фасадов, Примером таких построек могут служить палаты думного дьяка Аверкия

Кириллова или дом дьяка Ивана Волкова, Богатым убранством отличались и жильё дома в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде,- и других городах. Конец столетия характеризуется появлением в архитектуре «нарышкинского стиля» - (московского барокко) с четкостью и симметричностью композиции: это церковь Покрова в Филях, церковь в селе Уборы под Москвой, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря Крутицкий теремок, соборы в Рязани, Астрахани, Сухарева башня и др.. Новые веяния в живописи начали проявляться с середины столетия, а именно, становление реалистических тенденций. Центром этого направления стала Оружейная палата, которое возглавил ценитель и знаток искусства боярин Хитрово. С ним работали С. Ушаков, Я. Казанец, Г. Зиновьев, С. Резанец, Ф. Зубов, И. Владимиров. Своеобразным манифестом этого направления стал трактат о живописи Иосифа Владимирова, исполненный в форме послания к Симону Ушакоау о том, что искусство должно быть близким к природе и должно радовать человека. Со своей стороны С. Ушаков написал «Слово к люботщателям иконного писания», где решительно встал на защиту реалистического письма. Черты этого стиля отчётливо проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках с применением светотени. К числу высоких достижений живописи относятся росписи ярославских храмов, которые делали Гурий Никитин, Сила Савин и Дмитрий Плеханов. Несмотря на то, что духовенство пыталось установить контроль над иконописью, тем не менее, парсунная живопись (портретная) на досках яичными красками начинает передавать сходство и индивидуальные черты. Таковы портреты русских царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Живописцы начинают работать по западному образцу - масляными красками, на грунтованном холсте - портреты Репнина, Годунова, Нарышкина.

Русские живописцы ездили для росписи церквей на Украину, в Грузию, Молдавию и оказали серьезное влияние на развитие живописи украинского, белорусского и кавказских народов.

Терминология:

Гелиоцентрическая система Птоломея - теория движения планет вокруг неподвижной Земли.

 


 

КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

(культура нового времени, первая половина)

Восемнадцатый век играет важную роль в истории развития России - из экономически отсталой страны к концу века она приходит сильной развитой державой, активно влияющей на судьбы мира. Начало столетия связано с реформами Петра I, они затрагивали хозяйство страны, государственное устройство, армию и флот, культуру. Это выражалось в «европеизации» всех областей жизни: строятся металлургические заводы, суконные и полотняные фабрики, армия и флот становятся регулярными, заменяя прежние средневековые военные формирования, складывается новый административный аппарат дворянской империи. Абсолютизм являлся решающей силой в утверждении новой светской культуры. Здесь необходимо сказать несколько слов о личности Петра, его энергии и целеустремлённости, образованности, практических знаниях и интереса к русской истории, самого представления о деятельности монарха, разрушения церемонности, степенности, простоты в быту и в отношении к окружающим.

Развитие школы и образования молодых людей становится впервые при Петре - I государственной политикой. В практику входит не только обучение молодёжи за границей корабельному и морскому делу для практического осуществления хозяйственных, военных и культурных преобразований, но также и в России открываются новые учебное заведения. В 1701 году в Москве была открыта школа математических и навигацких наук, за короткое время в столицах появилось несколько профессиональных школ: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, при олонецких и уральских заводах возникли горнозаводские училища. Все профессиональные учебные заведения имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике. На базе некоторых профессиональных школ позднее образовались высшие учебные заведения. В первой четверти XVIII века в ряде провинциальных городов были организованы цифирные школы, где указом царя предписывалось «подьячим и дворянским людям учиться поголовно». В городах продолжали сохраняться старые формы обучения - школы грамоты, в дворянских семьях широкое распространение получило домашнее образование.

В первой четверти XVIII века значительно увеличилось издание книг, особенно учебных и справочной литературы. Издавались учебники: «Букварь» Поликарпова, «Первое учение отрокам» Прокоповича, «Арифметика» Магницкого, словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре, которые были с гравюрами, схемами, чертежами.

Дальнейшим шагом в утверждении светской культуры было введение гражданской азбуки и начало гражданской печати. Реформа шрифта упростила сложную кириллицу и способствовала разделению сферы светской и церковной книжности. В России с 1703 года начала издаваться первая печатная газета «Ведомости» и ежегодные календари с полезной информацией. Поставив книгопечатание на службу преобразованиям, Петр I содействовал открытию гражданских типографий, например, Киприанова, а также формируется система просветительских учреждений - библиотек и лавок для продажи книг. Такими были библиотека при Кунсткамере, которая вошла в состав Академии наук, и книжная лавка при Гостином дворе, в Москве лавка Печатного двора.

Итогом государственных преобразований в области науки было учреждение Академии Наук. В стране впервые возник центр, имевший достаточно оснащённую базу для научных исследований в различных областях знаний. Интерес к научным знаниям был связан с практическими интересами государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. В ходе правительственных экспедиций исследовались новые территории, изучались природные ресурсы, материалы для составления карты Каспийского моря, снаряжались морские экспедиции по исследованию земли (Беринг), Нартовым был изобретён токарно-винторезный станок, создавались труды по истории России.

Преобразования в XVIII веке определяли изменение в общественном сознании и способствовали возникновению жизненно важных проблем. В первую очередь утверждается представле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.014 с.)