КУЛЬТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КУЛЬТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА.



ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Киевская Русь.

Киевское государство, возникшее в IX веке, достигло своего могущества в X - XI столетиях. Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры явилось богатое культурное наследие восточных славян. Уже в VII-VIII веке у них сложились ремесленные и сельскохозяйственные орудия труда, использовавшиеся в течение нескольких столетий, когда формировались трудовые навыки и накапливались практические знания о природе. Закреплению и передаче производственного и социального опыта служила языческая религия - многобожие, где можно выделить несколько разновременных пластов, восходящих к различным историческим эпохам. Наиболее древний пласт восходит к одухотворению природы, вера в добрых и злых духов - леших, водяных, русалок, домовых, якобы управлявших отдельными земными объектами - лесами, водными источниками, жильём и т. д., более поздний пласт связан с символизацией природных стихий к покровительством различных отраслей хозяйства: грозы и молнии - Перун, солнечные божества - Даждьбог и Сварог, бог ветров - Стрибог, женского начала и женских работ -Мокошь, покровитель скота - Велес и т. д.

Опираясь на языческие верования в Киевской Руси, был создан богатый и разнообразный фольклор. Это в первую очередь календарная обрядовая поэзия; заговоры, заклинания, обрядовые песни, свадебные песни, плачи - причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали также и другие формы фольклора, не связанные с языческой религией: пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Сказочные мотивы нашли своё отражение и в летописях, в житийской литературе, например в «Киево-Печерском патерике».

Письменные памятники донесли до нас многочисленные легенды «О времени Бусовом», о движении славян на Балканы. С образованием государства, возникает значение исторических жанров фольклора. К числу таких преданий относится предание о Кие, Хорине, об основании Киева, о походах на Константинополь, о смерти князя Олега от укуса ядовитой змеи, о единоборстве Мстислава и Редеди и т, д. К X веку относится возникновение былинного эпоса - вершины народного устного творчества: легендарные сказания о героях - богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, а позднее появляются и земледельческие былины.

При князе Владимире в 988 году Русь принимает крещение и становится христианской. Но становление новой религии проходит не просто, христианство, внедряясь в народные массы, трансформировалось

под влиянием традиционных языческих верований и культов. Древние языческие боги, покровители разных областей человеческой деятельности, продолжают своё существование под именем святых православной религии. Так образ Ильи Пророка слился с образом Перуна - громовержца, святые Модест, Вдасий, Георгий стали покровителями скота. Но новая религия с ее монотеизмом способствовала развитию феодального способа производства, укреплению молодой русской государственности, международным связям с христианским миром. Неслучайно, при Ярославе Мудром в первой половине XI века Киевское государство превратилось в могущественную феодальную державу. Поэтому, очевидно, в конце XII века появилось величайшее литературное произведение «Слово о полку Игореве».

Существование у восточных славян письменности не вызывает никакого сомнения, Это подтверждают многочисленные археологические находки. Пиктографическое примитивное письмо исследователи относят к первой половине первого тысячелетия н.э., например, в сказании Черноризца Храбра. Но такое письмо было непригодно для записи сложных текстов при зарождающейся государственности. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов - миссионеров Кирилла и Мефодия, создавших два алфавита: кириллицу и глаголицу. Принятие христианства способствовало широкому распространению письменности, так как христианство в православном восточном варианте допускало богослужение по книгам на национальных языках, в отличие от католического богослужения - на латыни.

На основе диалектов древнеболгарского языка возник старославянский или церковнославянский язык, который и стал основой для исторической и повествовательной литературы типа «Слове о полку Игореве» и «Поучении Владимира Мономаха».

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу после введения христианства, князь Владимир приказал отдавать детей из лучших семей «на обучение книжному делу», где обучение велось на родном языке - учили чтению, письму, счету, основам христианского вероучения. Школы высшего типа готовили служивых людей для государственной к церковной деятельности, в таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, исторические и античные сочинения, естественные науки.

Образованность ценилась очень высоко. Высокообразованные встречались не только среди духовенства, но и в светских княжеских кругах, например, Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах были образованными людьми, среди них было

широко распространено знание иностранных языков.

Большинство памятников письменности домонгольского периода погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилось всего около 150 книг, древнейшими из которых являются «Остромирово Евангелие» и два «Изоборника князя Святослава». Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях, но в XII веке в крупных городах и у князей появляются переписчики - ремесленники. Ведущим центром книжности был Киево-Печерский монастырь, где существовала большая библиотека. Широкое распространение получила также переводная литература из Византии, Греции, стран Востока.

Одним из основных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи - это памятники духовной культуры средневекового общества. Самым значительным памятником летописания является «Повесть временных лет», выполненная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, который изложил сложный и разнообразный по составу материал, куда включены политические события и дипломатические документы, литературные произведения и исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Несмотря на то, что «Повесть временных лет» памятник феодальной идеологии, тем не менее её содержание проникнуто идеей единства Русской земли, героикой перед лицом внешней опасности. Одним из величайших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати», написанное священником Илларионом, где в форме церковной проповеди создан политический трактат против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе.

Разновидностью житийской литературы стали княжеские жития. Это «Сказание о Борисе и Глебе», которые стали жертвами междоусобной борьбы. Нравственные и политические проблемы затронуты в «Поучении Владимира Мономаха», где есть призыв к князьям для объединения против общего врага.

Наиболее выдающееся произведение древнерусской литературы это «Слово о полку Игореве», рассказывавшего о неудачном походе Новгород - Северских князей против половцев в 1185 году. Это произведение светское, автор его явно принадлежал к дружинной среде, а поэтому «Слово» наполнено широким патриотическим содержанием и размышлениями о судьбах раздробленной Русской земли.

До конца X века монументального каменного зодчества на Руси не существовало. Славяне издавна были искусными плотниками, поэтому строительство было исключительно деревянным, но ни княжеские дворцы, терема, культовые постройки до нашего времени не сохранились. После принятия христианства начинается строительство каменных храмов, принципы, создания которых были заимствованы в Византии.

 

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь в Киеве и Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Вершиной киевского зодчества является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами. Киевская София значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма и наличием тринадцати венчающих ее куполов. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению простых однокупольных храмов.

Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Первые храмы украшали приезжие греческие мастера, они принесли с собой сложившуюся иконографию, систему расположения религиозных сюжетов в храме, плоскостную манеру письма, искусно объединили мозаику с фресками. Из мозаичных работ выделяются изображение Богоматери Оранты в алтарной абсиде и Христа Вседержителя в центральном куполе храма. Две башни Софии Киевской выполнены в манере светской живописи: здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковые состязания, музыканты, скоморохи, акробаты, групповой портрет семьи Ярослава Мудрого.

В Киевской Руси существовал свод законов феодального права «Русская правда», включающего отдельные нормы «Закона Русского» Ярослава Мудрого, правду Ярославичей, устав Владимира Мономаха. Это защита жизни и имущества дружинников, положение феодальнозависимых людей, обязательственное и наследственное право.

Терминология:

«Киево-Печерский патерик» - жизнеописание Киево-Печерского мужского монастыря.

Мстислав и Редедя - Мстислав, тмутараканский князь. Победил в поединке богатыря князя когосов Редедю в 1022 году.

Политеизм – многобожие.

Монотеизм – единобожие.

Жития - биографии духовных и светских лиц, канонизированных православной церковью.

Риторика - наука об ораторском искусстве.

Трактат - научное сочинение по отдельно взятой, теме.

Иконография - строго установленная система изображения снятых и культовых сцен на иконах.

Абсида (апсида) - алтарник выступ в храмах.

 


КУЛЬТУРА XV - XVI ВЕКОВ

(русское средневековье)

В XV столетии идёт процесс укрепления Москвы в качестве общерусского центра. К Москве присоединяются Ярославль, Рязань, Новгород, могущественная Тверь. Русь окончательно освобождается от татаро-монгольского ига, а затем сама наносит удары по отдельным ханствам. Москва становится центром восточно-христианской церкви после гибели Византийской империи. Естественно, что в пору всё большего увеличения роста авторитета великого князя московского и создания единого централизованного государства, воздействие центральной власти распространяется на все сферы жизни: военное дело, судебную практику, культуру.

В XVI веке завершается формирование великорусской народности с образованием единого государства, происходит постепенное объединение местных культур, положившее начало созданию общерусской культуры, отстоявшейся и сохранившейся в последующие века. Растёт международное признание Москвы, завязываются дипломатические связи с Западной Европой. Шире распространяется просвещение, возникает книгопечатание, обогащаются технические знания, делаются попытки дать объяснения различным явлениям природы, заметно оживляется деятельность в области литературы.

Российское государство формировалось как государство Феодально-крепостническое, усиление феодального гнёта нашло своё отражение в законодательстве конца XVI века, что вызвало обострение социальных противоречий и сказалось на характере развития культуры, ярко выраженной в еретических, религиозных движениях.

В конце XV века углубляются противоречия между Церковью и светской властью за политические права в государстве, но они не только соперничали друг с другом, но и нуждались во взаимной поддержке. Постепенно, путем взаимных уступок складывается союз государства и православной церкви. Отказавшись от теократических устремлений (первенство церкви в управлении государством) церковь выдвигает теорию божественного происхождения княжеской власти и обеспечивает себе поддержку государства, а вместе с этим и регламентацию культурного развития.

Ведущей темой народного творчества продолжает оставаться тема героической борьбы русского народа с внешними врагами. Особенно широкую популярность приобрели песни о взятии Казани, об обороне Пскова, о несправедливом гневе Ивана Грозного на сына, цикл песен о Ермаке, во второй половине XVI века появляются ряд песен с социальной тематикой.

С развитием феодального хозяйства, ремёсел и торговли, государственного аппарата и международных отношений, значительно возросла

потребность в грамотных людях, нуждалась в них и церковь. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение об обучении «православных детей грамоте к письму». Большей частью школы открывались при монастырях и церквях, но существовали и светские школы в городах и сельской местности, где изучали грамматику, арифметику и другие предметы.

Широкое распространение получила рукописная книга, центрами хранения книг были монастыри, но иногда библиотеки были в боярских усадьбах, у посадских людей. Перепиской книг занимались в монастырях, но также и профессионалы-писцы в городах и провинции. Крупнейшим событием в истории русской культуры явилось возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью. Попытки книгопечатания относятся к 1553 году, но первые издания (их 7) были несовершенными. Новый тип книгопечатания наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была открыта типография в Москве, во главе которой стали Иван Федоров и Пётр Мстиславец. Они издали первую печатную русскую книгу «Апостол», а затем «Часослов» и «Букварь». После отъезда их на Украину дело книгопечатания продолжали их ученики Тарасьев, Невежа и его сын Андроник.

В первой четверти XVI века формируется политическая теория Российского государства, как важное явление мировой истории. В процессе разработки официальной идеологии великокняжеской власти явилось «Сказание о князьях Владимирских», легенды которых подтверждали право московских князей на всё наследие Киева и западных земель. Тогда же оформилась идея о Москве «Как о третьем Риме» игуменом псковского монастыря - Филофеем в духе воинствующей религиозной идеологии - центр мирового христианства из Рима переместился в Константинополь, а после гибели в Москву, а «четвёртому Риму не быть».

Вопрос о месте церкви в государстве стал одним из актуальных. Одним из ярких проявлений русской философской мысли стали выступления еретиков, которые в своих взглядах пытались выйти за рамки традиционных религиозных представлений. Еретические движения начались в Новгороде среди посадских людей и белого духовенства, Они отрицали основной догмат христианства о троичности божества, отрицали ряд церковных обрядов и осуждали стяжательство в среде духовенства. В Москве образовался еретический кружок с дьяконом Курицыным Ф. и представителями светских феодалов, отрицавшими монашество. Еретики проявляли большой интерес к научным знаниям. Они занимались философией, астрономией, математикой, юриспруденцией, языкознанием. В ряде своих сочинений, например, в «Лаодийском послании» Ф.Курицына высказывалась мысль о свободе воли, связанной с образованностью человека. И.Курицын в сочинении «Мерило

праведное» обращался к вопросам организации суда. В ходе борьбы с еретиками внутри церкви возникли два течения: иосифляне и нестяжатели. Первое течение возглавил Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамского монастыря с теорией божественного происхождения царской власти, освящённого церковью. Второе - Нил Сорский с проповедью аскетизма и нравственного самоусовершенствования с обязательным трудом всех членов христианской общины. Его поддерживали Вассиан Патрикеев и Максим Грек, монахи с Афона, занимавшиеся исправлением и переводом богослужебных книг.

Дипломат Фёдор Карпов выдвигал идею о построении общества и государства на основе твёрдых законов, чтобы оградить человека от произвола властителей. Интересное место занимает публицистика XVI века в творчестве Ивана Пересветова, который разработал стройную концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царём. Полемика о характере царской власти и о взаимоотношениях с подданными изложена Курбским в «Истории о великом князе Московском» Он не отвергает принцип единовластия, но в сочетании с органом, участвующим в решении важнейших государственных дел на основе справедливых законов. Целям идеологического обоснования самодержавия подчинены все исторические сочинения, и летописи этого времени.

Летописи вообще становятся государственным делом. Митрополит Макарий создаёт Великие четьиминеи, в которых собирает повести обо всех святых, чтимых на Руси. Создаются обширные летописные своды, в том числе «Лицевой летописный свод» 40 - 60 годов XVI века. Возникают историко-литературные сочинения, прославляющие политику московских князей, создаются и собственно-исторические сочинения-хронографы светского характера. Особенно большое внимание составлению исторических сочинений уделялось в царствование Ивана это «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича» и завершена работа над Никоновской летописью.

Когда Москва стала столицей общерусского государства, на её архитектурные сооружения было обращено особое внимание. Кирпичное строительство вытеснило каменное и в Москву приглашались итальянские мастера Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Антон Фрязин, Пьетро Солари, Алевиз Новый.

В конце XV начале XVI века окончательно сложился ансамбль Московского Кремля, он был приспособлен к новому «огневому» бою. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора Аристотелем Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Но Аристотелю Фиораванти удалось создать новое оригинальное произведение, где традиции русского зодчества обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по формам, но в тоже время грандиозный и торжественный, он стал классическим образцом монументального церковного зодчества.

С русскими архитектурными традициями Пскова и Владимиро-Суздаля связан построенный псковскими мастерами Благовещенский собор, а Алевиз Новый построил Архангельский собор, в котором ярко выразились светские черты, где в наружном убранстве применены пышные архитектурные детали итальянского Ренессанса.

Кроме культовых сооружений в Москве воздвигались светские постройки, это великокняжеский дворец (архитекторы Марко Руффо и Пьетро Солари), от которого сохранилась Грановитая палата, служившая тронным залом. В 1485 году началось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля, где решались не только фортификационные, но и эстетические задачи. Архитектурным центром Кремля стала столпообразная церковь - колокольня Ивана Великого. По образцу московских соборов были воздвигнуты соборы в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове, а также в монастырях Кириллово-Белозёрском, Новгородском Хатынском и других местах.

Стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремлённость ввысь, привело к возникновению шатрового стиля в русской-архитектуре. Выдающимся памятником такого стиля является храм Вознесения в селе Коломенском, Неповторимо своеобразен храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове, выполненный в виде многоярусной башни с четырьмя столповидными пределами. Эти памятники явились важными вехами на пути к созданию главного памятника эпохи Покровского собора или собора Василия Блаженного на Красной площади. Он был воздвигнут «на рву», в честь взятия Казани и представляет группу из девяти столпообразных куполов, центральный увенчан большим шатром, вокруг которого расположено восемь приделов. Небольшая внутренняя площадь здания, живописность и сказочный размах Фантазии (архитекторы Барма и Посник) говорят о том, что собор был рассчитан на внешнее восприятие, чем на культовую постройку.

В целях укрепления обороноспособности были построены кремли и крепости в Нижнем Новгороде, Туле, Коломке, Зарайске, Серпухове. В Москве была построена вторая линия укреплений Китай-город, мощными крепостями стали монастыри Троице-Сергиев, Кириллово-Белозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский.

В 80-х годах, в связи с грандиозным строительством, был создан приказ Каменных дел. Известный «городовых дел мастер» Фёдор Конь возвёл в Москве третью линию каменных укреплений, а также грандиозный Смоленский Кремль, где техническое совершенство сочеталось с изяществом архитектурного оформления.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца ХV начала ХVI века был Дионисий. Ему принадлежат часть икон к фре

сок Успенского собора, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал со своими сыновьями. Эти фрески исполнены радостного чувства с изысканным колоритом и воспринимаются как ликующее торжественное песнопение. Для живописи ХVI века характерно расширение круга тем, возрастание интереса к русской истории, например, в изображениях Благовещенского собора, в Кремле встречаются лица византийских императоров и наиболее чтимых русских князей, а в Золотой палате Кремлёвского дворца, наряду с библейскими темами, встречаются темы из русской истории: принятие христианства, венчание князя Владимира венцом Мономаха, также чисто аллегорические фигуры «Целомудрие», «Разум», «Правда». В это время обнаруживается стремление русских князей подчинить живопись государственным задачам. Это выражено в огромной четырёхметровой иконе «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани войсками Ивана Грозного. Несмотря на то, что вопросы живописи рассматривались на церковных соборах, её развитие шло новыми самостоятельными путями.


Терминология:

Андрей Курбский - князь, боярин, писатель. Участник походов против Казанского ханства. Боясь опалы за близость к казнённым Иваном Грозным боярам, бежал в Литву.

Четьиминеи - сборники жития святых, составленные по месяцам чествования их церковью.

Хронограф - сочинение по всемирной истории, на Руси в XI-ХVIII веке, переводные, дополнены русскими событиями.

Фортификация - (укрепление) отрасль военно-инженерной науки по созданию военных укреплений.

Ренессанс - (возрождение) эпоха Возрождения, общественно-политическое и культурное движение в Италии и странах Западной Европы в XIV-ХV веках.

 


КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

В истории русской культуры XVII век завершает средневековье и со второй половины века начинается новый период. Россия продолжает оставаться феодальной страной с окончательным закреплением крепостного права соборным уложением 1649 года, но в недрах феодально-крепостнической системы формируются ростки новых буржуазных отношений. XVII век характеризуется обострением социальных противоречий, крестьянскими войнами, стрелецкими бунтами и проявлением народного недовольства. В этот период начинается новый этап в формировании русской нации, изменяется характер культурно-исторического процесса, освободившегося от средневекового мировоззрения. Государственные потребности и общенациональные интересы требовали необходимости в преодолении экономической и культурной отсталости от стран Западной Европы.

Важным показателем и условием развития культуры было распространение грамотности и просвещения. Эта необходимость была вызвана оживлением торгово-промышленной деятельности, появлением мануфактур, ростом связей с зарубежными странами. Значительно вырос уровень грамотности на протяжении ХVII века среди посадских людей и дворянства. О растущем стремлении к грамотности говорило и широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий, например, большой спрос находил «Букварь» Василия Бурцева, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, таблицы умножения. Печатный двор издавал огромными тиражами Буквари, Псалтыри, Часословы. Большое распространение получило обучение иностранным языкам: латыни, греческому, польскому. Значение рукописных книг в XVII веке не уменьшилось, приоритет в переписке и издании книг принадлежал духовенству. Но этим всё больше начинают заниматься и посадские люди, а поэтому в книгописании происходи: возникновение новых светских жанров - демократической сатиры и бытовой повести. Получает распространение переводная литература не только религиозно-нравственного, но и светского содержания.

Потребность в образованных людях приводила к необходимости создания школ, куда для преподавания привлекались образованные люди с Украины и Белоруссии. Так государственный деятель боярин Ртищев пригласил 30 учёных монахов ив Киева в основанную им школу при Андреевском монастыре. Прихожане церкви Иоанна Богослова просили об открытии школы для изучения грамматики и иностранных языков (разрешение было получено), действовала школа при Чудовом монастыре. Симеон Полоцкий, образованный по тому времени человек, ставший учителем царских детей, открыл школу в Заиконоспасском монастыре со специально построенным зданием. В 1681году, по инициатива патриарха, на Печатном дворе была организована школа для «греческого

чтения», а в 1687 году Славяно-греко-латинское училище (позже академия), котором руководили братья Лихуды, получившие образование в Падуанском университете в Италии.

Научные знания XVII века носили преимущественно прикладной, практический характер. Одним из таких практических руководств была «Книга сошного письма» содержавшая знания в области геометрии и её применение при измерении земельных площадей. О. Михайлов составил «Устав ратных пушечных и других дел», основанный на иностранных военных источниках и дополненный собственными наблюдениями из области математики, физики, химии.

Практическим характером отличались и медицинские знания, так как широкое распространение получили «Травники», «Лечебники» на описаниях различных трав и их лечебных свойствах. Для развития медицинских знаний большое значение имел Аптекарский приказ, где наряду с иностранными врачами работали и русские фармакологи, а русский лекарь И. Венедиктов составил «Фармакопею» на основания иностранных источников и собственных наблюдений.

В области астрономии большинство населения придерживалось традиционных, средневековых взглядов на мироздание по гелиоцентрической системе взглядов Птолемея, но в России появляются астрономические приборы в виде подзорной трубы для наблюдений за небесными светилами.

Развитие торговли и оживление дипломатических связей способствовали развитию географических знаний. Ещё на рубеже XVI-ХVII веков была составлена сводная карта Русского государства, особенно крупные успехи, были достигнуты в изучении Сибири, то есть путей, рек, залежей руд, растительного и животного мира. Составлялась чертежи и обзоры отдельных районов России Годуновым, Ремизовым, сведения по географии других стран собирались русскими посольствами, например, о Китае-Петлиным, Байковым, Спафарием. Существенные сдвиги происходили и в развитии исторических знаний, которые пользовались наибольшей популярностью, например, «Повесть об Азовском сидении», легендарные повести о начале Москвы и славянской истории. В XVII веке ещё продолжают сохраняться летописи. Это «Новый летописец», но появились произведения, посвящённые одной узкой теме, например, сочинение Медведева «Созерцание краткое» о стрелецких бунтах, о неудачах Азовских походов, «Скифская история» о борьбе России с татарами и турками и «Синопсис» Иннокентия Гизеля с обзором русской истории с древнейших времён.

Одним из политических уроков, усвоенных господствующим классом, было признание необходимости сильной власти в стране. Выдвигалась необходимость избрания того или иного правителя, «всей землёй», то есть земским собором. В этом духе высказывался А.Пали

цын, который объяснял единодушное избрание Михаила Романова на царский престол тем, что эта мысль внушена людям богом. Общественную мысль XVII века занимали вопросы классовых и национальных интересов, тема патриотизма и национально-освободительной борьбы. Здесь уроки «смутного времени» не прошли даром. Тимофеев и Палицын резко осуждали представителей своего класса, которые в страхе перед народным движением шли на сговор с интервентами. «Сказание» Палицына - произведение высокого патриотического значения, отразившее подъём национального сознания. В псковских повестях явно просматриваются антифеодальные настроения, все бедствия, пережитые Россией рассматриваются как результат боярских насилий, козней, измен, но во второй половине XVII века ясно обозначаются тенденции к монархическому абсолютизму, обоснованные С. Полоцким и Ю. Крижаничем. Они выступали с идеями равного правосудия и отрицали принципы знатности к родовитости, то есть с идеей общего блага и просвещённым монархом.

Рост городов и развитие товарно-денежных отношений выдвинули ряд новых экономических проблем. С этой программой выступали Морозов, Ртищев, Ордын-Нащокин, Матвеев, Голицын. Они пришли к выводу о важности развития торговли и ремёсел, провели ряд мероприятий, направленных на поддержку купечества и развитие промышленности.

К XVII веку относятся записи произведений устного народного творчества - исторических песен, былин, пословиц, заговоров. Происходит сближение народного живого языка с литературным, а также разрыв со средневековыми традициями, с переходом от исторических героев к вымышленным, к созданию обобщённых литературных образов, то есть к раскрытию ценностей человеческой личности, многообразию и противоречивости человеческих характеров. Житие постепенно превращается в биографическую повесть, например, «Повесть об Улиании Осорьиной», «повесть-житие о протопопе Аввакуме».

Возникает новый литературный жанр - демократическая сатира, обличающая несправедливость общественного строя. Так в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» обличались порядки феодального продажного суда. Сатирическая тема захватывает и служителей церкви, монастырские порядки. Актуальной становится тема взаимоотношений старого и молодого поколений в «Повести о Горе-Злосчастии» и «Повести о Савве Грудцыне», в чём то перекликающихся с евангельской притчей о блудном сыне, но не возвратившимся в родной дом, а ушедшем в монастырь.

В конце XVII века появляется «Повесть о Фроле Скобееве», рассказывающей о появлении нового энергичного, не брезгующего никакими средствами, дворянства. Новым в литературе было появление силлабического стихосложения (с равным количеством слогов), основателем

которого был Симеон Полоцкий. Его стихи объединены в два сборника, «Рифмологион» и «Ветроград многоцветный», а также переложенный на стихи «Псалтырь рифмотворная». Широкое распространение получила художественная переводная литература - рыцарский роман, бюргерская бытовая новелла, приключенческая повесть, рассказы. К такой литературе относятся «Повесть о Бове королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «Об Оттоне - кесаре римском», «Повесть о Еруслане Лазаревиче».

Зодчество XVII века обнаруживает тенденцию к усилению в архитектуре светского начала, стремление к внешней нарядности и живописности, к «дивному узорочью». Одним из замечательных светских зданий первой половины ХVII века является Теремной дворец в Московском Кремле, построенной русскими зодчими Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым. В церковном зодчестве продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры, но и здесь проступает стремление к внешней нарядности и декоративному убранству. Это Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, прозванная «Дивной», церковь по заказу Д. Пожарского в Медведкове под Москвой, собор в Вязьме и другие. Культовая архитектура утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства, церкви становятся похожими на светские хоромы или игрушки. Для их строительства применяются цветные изразцы, фигурной кирпич, разнообразные декоративные детали. Заказчиками постройки церквей всё чаше становились богатые купцы и посадские общины, примером таких построек являются: церковь Троицы в Никитниках в Москве по заказу купца Никитникова, церковь Вознесения в Устюге, церковь Рождества Богородицы в Путинках, построенная по заказу прихожан. Наиболее яркие образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, одним их крупных торгово-промышленных центров России. Здесь ярославские купцы, соревнуясь между собой, возводили постройки одна роскошнее другой. В середине века, по заказу купцов Скрипиных, была построена церковь Ильи Пророка, купцы Неждановские возвели церковь Иоанна Златоуста. Вершиной посадсксго зодчества стала церковь Иоанна Предтечи в Толчкове «ликующая симфония народной фантазии». В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. Монументальным характером отличается и комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. Изменил свой внешний облик и Московский Кремль, богато украшенный белокаменными узорами. Декоративной отделке подверглись стены и башни Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева и других монастырей.

Богатые купцы и дворяне начали строить для себя каменные жилые дома, обращаясь к богатому декоративному оформлению фасадов, Примером таких построек могут служить палаты думного дьяка Аверкия

Кириллова или дом дьяка Ивана Волкова, Богатым убранством отличались и жильё дома в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде,- и других городах. Конец столетия характеризуется появлением в архитектуре «нарышкинского стиля» - (московского барокко) с четкостью и симметричностью композиции: это церковь Покрова в Филях, церковь в селе Уборы под Москвой, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря Крутицкий теремок, соборы в Рязани, Астрахани, Сухарева башня и др. . Новые веяния в живописи начали проявляться с середины столетия, а именно, становление реалистических тенденций. Центром этого направления стала Оружейная палата, которое возглавил ценитель и знаток искусства боярин Хитрово. С ним работали С. Ушаков, Я. Казанец, Г. Зиновьев, С. Резанец, Ф. Зубов, И. Владимиров. Своеобразным манифестом этого направления стал трактат о живописи Иосифа Владимирова, исполненный в форме послания к Симону Ушакоау о том, что искусство должно быть близким к природе и должно радовать человека. Со своей стороны С. Ушаков написал «Слово к люботщателям иконного писания», где решительно встал на защиту реалистического письма. Черты этого стиля отчётливо проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках с применением светотени. К числу высоких достижений живописи относятся росписи ярославских храмов, которые делали Гурий Никитин, Сила Савин и Дмитрий Плеханов. Несмотря на то, что духовенство пыталось установить контроль над иконописью, тем не менее, парсунная живопись (портретная) на досках яичными красками начинает передавать сходство и индивидуальные черты. Таковы портреты русских царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Живописцы начинают работать по западному образцу - масляными красками, на грунтованном холсте - портреты Репнина, Годунова, Нарышкина.

Русские живописцы ездили для росписи церквей на Украину, в Грузию, Молдавию и оказали серьезное влияние на развитие живописи украинского, белорусского и кавказских народов.

Терминология:

Гелиоцентрическая система Птоломея - теория движения планет вокруг неподвижной Земли.

 


 

КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

(культура нового времени, первая половина)

Восемнадцатый век играет важную роль в истории развития России - из экономически отсталой страны к концу века она приходит сильной развитой державой, активно влияющей на судьбы мира. Начало столетия связано с реформами Петра I, они затрагивали хозяйство страны, государственное устройство, армию и флот, культуру. Это выражалось в «европеизации» всех областей жи



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.219.12 (0.019 с.)