КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.



На общественно-культурную жизнь в России первой половины XIX века оказала Отечественная война 1812 года и движение декабристов, Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом-переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения, паровой двигатель начинает применяться на транспорте (пароход, железнодорожное сообщение). Развитие промышленности требовало интенсивного развития науки и образования. В 1817 году было создано Министерство духовных дел м народного просвещения, хотя и в области издания литературы оно ограничивалось цензурным комитетом. Начальное образование выглядело также как и в конце предыдущего века, количество университетов было таким же, но необходимость расширения грамотности вызвало появление начальных школ, принадлежавших различным ведомствам, которые готовили сельских и волостных писарей. Помимо университетов появились и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, технические учебные заведения - Петербургский практический технологический институт, Московское ремесленное училище и Земледельческая школа.

В связи с ростом образования начинает расширяться книгоиздательское дело в лице братьев Глазуновых, Селивановского, Плавильщикова, Смирдина. Большое значение в просвещении начинают играть периодические издания - газеты и журналы «Библиотека для чтения», «Московский телеграф», «Телескоп» и др. Расширяется сеть библиотек в провинциальных городах, открываются новые музеи: Исторический, Эрмитаж, первые промышленные выставки.

Российская наука начала XIX века, прежде всего, связана с освоением новых территорий и географическими открытиями Лазарева и Беллинсгаузена. Открытия в области неевклидовой геометрии сделал Лобачевский, в области технической электротехники Петров (Вольтова дуга), первую линию электромагнитного телеграфа сконструировал Якоби, паровая железная дорога была построена братьями Черепановыми, открытия в области химии совершили Зинин и Бутлеров, в области медицины Пирогов, историографии Карамзин, Соловьев, Грановский.

Основным направлением в художественной культуре первой половины XIX века был романтизм. Под влиянием патриотического подъёма войны 1812 года к исторической теме обращались писатели, поэты, композиторы. Возникновение романтизма в русской литературе связано с Жуковским, его баллады дали русской поэзии «душу и сердце» для нравственного развития общества, кроме того, Жуковский и Гнедич были переводчиками античной литературы и западноевропейских писателей. В развитии русской национальной литературы огромная роль принадлежит А. С. Пушкину, с его творчеством связано утверждение современного литературного языка, начало реализма, как художественного направления по примеру романа «Евгений Онегин», а творчество Лермонтова - это трудный путь от романтизма к критическому реализму в «Герое нашего времени». Обличительные тенденции, присущие критическому реализму, получили развитие и в творчестве Гоголя, Это «Мёртвые души» и «Ревизор». К натуральной школе относятся ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского, в центре творчества, которых был маленький человек с трудной житейской судьбой. Предметом внимания русской литературы становится судьба крепостного крестьянина в произведениях Григоровича, Даля, Тургенева, Невиданный ранее в России мир русского купечества открылся в драматургии Островского. Художественная литература завоевала в жизни общества преобладающее влияние.

В первой половине XIX века активизируется собирательская деятельность в области русского песенного фольклора. Центрами театральной культуры становятся в Москве Малый и Большой театры, в Петербурге - Александрийский с именами выдающихся актёров Семёновой, Каратыгина, Мочалова, Щепкина, Мартынова, с драматургией Фонвизина, Гоголя, Грибоедова, Островского.

Музыка испытывает на себе сильное воздействие патриотической эпохи войны 1812 года. Это историко-патриотические оперы Кавоса «Иван Сусанин», Верстовского «Аскольдова могила», широкий расцвет приобретает домашнее музицирование и жанр бытового романса. Но особая роль в развитии музыкальной культуры принадлежит Глинке, как основоположнику русской классической музыки, создавшему оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», симфоническую музыку, романсы. Для творчества Даргомыжского в его операх «Русалками «Каменный гость» характерно раскрытие социальной темы, применение мелодического речитатива, напряжённость драматических ситуаций.

Блестящих успехов в первой половине века достигла архитектура русского ампира в творчестве Захарова -Адмиралтейство, Воронихина - Казанский собор, Росси - Арка Главного штаба, Михайловский дворец, Александрийский театр и др. Формируются центральные архитектурные ансамбли Петербурга - Дворцовая, Сенатская площади, Стрелка Васильевского острова. В русско-византийском стиле по строительству культовых сооружений работает архитектор К. Тон - храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец, соборы в Ельце, Задонске.

Освобождение от эстетических установок классицизма было, прежде всего, связано с растущим интересом к человеческой личности и получило выражение в романтическом портрете, ярким представителем

этого жанра был О. Кипренский - портреты Оленина, Хвостовой, Пушкина. Продолжает сохраняться приоритет исторической живописи, бытовой жанр ещё не получает признания. Ярким представителем классицизма в живописи в первой половине века был К. Брюллов, который внёс в классицизм элементы романтического трагизма «Последний день Помпеи», был блестящи мастером парадного портрета «Всадница», «Итальянский полдень», станковых портретов Струговщикова, Кукольников, Крылова, Ланчи, автопортрета. Крупнейшим художником был А. Иванов, для картин которого характерно религиозно-нравственное начало с верой в духовное возрождение человечества. Главным делом всей его жизни является монументальное полотно «Явление Христа народу», «Иосиф, толкующий сны заключёнными» и др. Рождение бытового жанра связано с творчеством Beницианова, его картины были открытием в русской живописи 20-х годов, Это «На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето», «Захарка» с изображениями повседневной крестьянской жизни. Родоначальником критического реализма в русской живописи был П. Федотов. Появление небольших жанровых картин Федотова на академической выставке 1849 года произвело настоящую сенсацию, это «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё Анкор» создают образы униженных, оскорблённых, задавленных тяжёлой жизнью людей, обречённых на жалкое прозябание. В области академической живописи с темой страдания и гибели людей выступал Бруни «Медный змий», пейзажа с цветущей природой Лебедев и С. Щедрин «Старый и новый Рим», «Гавань в Сорренто», в книжной иллюстрации Агин, Тимм, Ковригин.

Морская стихия и борющиеся с ней люди, морские сражения представлены в русском искусство работами Айвазовского. Работая исключительно по воображению, художник достиг исключительных, эффектов в изображении картин моря то приветливо-спокойных, романтических, то гневно-ревущих «Девятый вал», «Волна», «Кораблекрушение», «Чёрное море».

В первой половине века устанавливаются связи русской культуры с культурой других народов России. Развивающиеся культурные контакты способствовали создание национальных письменностей, допускалось обучение деятелей культуры других народов в российских университетах. Здесь выдвинулись Т. Шевченко, армянский писатель Налбандян, классики грузинской литературы Бараташвили, Чавчавадзе, азербайджанский писатель Ахундов.


Терминология:

Ампир - стиль в архитектуре трех первых десятилетий XIX века и завершающий развитие классицизма, опирающийся на художественное наследие императорского Рима.


 


 

вовали увеличению выпуска книг, журналов, газет. В 1894 году в России работало свыше 1000 типографий, которые издавали художественную, естественнонаучную и учебную литературу.

Большое развитие по сравнению с предшествующим периодом получили различные формы культурно-просветительных учреждений - библиотеки, музеи, выставки. В 30-40 годы возникли новые типы библиотек: бесплатные народные библиотеки-читальни, книжные склады, земские библиотеки. В 1862 году открылась первая публичная библиотека в Москве, широкое распространение поучило частное коллекционирование произведений искусства, так в 1893 году была открыта картинная галерея И. Третьякова, в 1894 году Литературно-театральный музей Бахрушина, собрание русского прикладного искусства Щукина вошло в состав Исторического музея.

Ещё в 1872 году по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии был организован Политехнический музей, также сыгравший важную роль в культурно-просветительном движении. С 1871 года организуются выставки художников-передвижников, которые знакомили столичную и провинциальную публику с высокими достижениями русской живописи, вначале она проходила в залах Академик художеств, а затем экспонировалась в 14 городах России. Здесь усилиями новой русской интеллигенции было сделано важное дело - приобщение к образованию и культуре широких народных масс.

Капитализм, с его возросшим техническим потенциалом и сферой промышленного производства, привёл к глубоким сдвигам в области отечественной науки и техники. Значительно вырос авторитет университетской науки и образования. Возникли крупные научные школы, а труды многих учёных получили мировое признание. Серьёзный вклад в развитие естественных и общественных наук внесли научные общества, с деятельностью которых были обязаны научные съезды, практиковавшиеся в России по обмену опытом.

С именем Менделеева было связано открытие в 1869 году периодического закона химических элементов, Столетов создаёт отечественную школу физиков. Всемирную известность получили, организованные Русским географическим обществом, экспедиции по исследованию Азии и Сибири Семёнова-Тянь-Шанского, Пржевальского, Валиханова, Миклухо-Маклая.

Открытия Сеченова в области физиологии человека «Рефлексы головного мозга», Бекетова в области морфологии растений, Ковалевского и Мечникова по сравнительной эмбриологии и фагоцитоза - защитных свойств организма, имели мировое значение. Тимирязев основал научную школу по физиологии растений, развивая теорию Дарвина в биологии. Крупнее успехи были достигнуты в области электротехники, так Яблочков изобрел первую электрическую лампу накаливания.

 

Лодыгин создал лампу накаливания с применением вольфрама. Попов изобрёл радиотелеграф с использованием электромагнитных волн для передачи сигналов на расстояние. В области аэродинамики и воздухоплавания работали выдающиеся учёные Можайский и Циолковский, создавшие теорию авиации и космонавтики.

В области историографии развернулась научная деятельность Соловьёва в капитальном труде «Истории России с древнейших времён», Ключевского в «Курсе русской истории», Срезневского в области филологии и лингвистики, а также Фортунатова и Анненкова, по русскому фольклору Даля.

Во второй половине века в области художественной культуры были созданы произведения мирового значения. Прежде всего, то, что литературная и художественная критика была представлена блестящими именами Добролюбова, Белинского, Чернышевского, Писарева, Стасова, Серова, Одоевского. 60-70-е годы период яркого расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в мировую культуру внесли Тургенев «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Записки охотника», Достоевский с его глубоким нравственным значением в «Преступлении и наказании», «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Бесах». Разночинная интеллигенция своим идейным вождём считала Некрасова, у которого тема народных исканий и надежд занимала центральное место в творчестве. Если обратиться к поэме «Кому на Руси жить хорошо», Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л.Толстого, его романы, повести, драмы ставили сложные и противоречивые вопросы современности, это судьбы народа и Родины в «Войне и мире», буржуазной морали в «Анне Карениной», нравственные вопросы в «Живом трупе». Развитие русского театра, во второй половине века связано с творчеством А. Н. Островского. Это замечательное явление русской национальной культуры, который в своих 47 пьесах отразил самые широкие круги русского общества. На драматургии Островского воспитывались выдающиеся русские актёры Садовский, Рыбаков, Стрепетова, Мартынов, Никулина, Савина, Варламов и др.

По инициативе русской интеллигенции в Москве был создан Артистический кружок, а в Петербурге, по инициативе А. Рубинштейна, Русское музыкальное общество с отделениями во многих городах и с открытием консерваторий в Петербурге, а затем в Москве, положивших начало профессиональному музыкальному образованию в России. В Петербурге также в 60-е годы по инициативе Балакирева и Ломакина была открыта Бесплатная музыкальная школа с целью распространения музыкальных знаний.

Огромную роль в развитии русской музыкальной культуры сыграло творческое объединение русских композиторов «Могучая кучка», куда

входили Балакирев, Мусоргский, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков, идейное руководство возглавлял В.Стасов. Их музыкально-сценические произведения «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», оперы Римского-Корсакова приобрели мировую известность. Выдающиеся достижения русской музыки связаны с великим П. Чайковским, проявившим себя во всех жанрах музыкального искусства: три балета, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», шесть симфоний, несколько симфонических поэм, романсы, фортепианная музыка.

В устаревшие эстетические идеи передовая русская критика внесла свежую струю, как и в художественную академическую твердыню, так как центр профессиональной подготовки художников уже не отвечал требованиям времени, хотя совет Академии художеств стал решительнее поощрять произведения бытового жанра с присуждением академических наград, к которым были представлены Якоби, Песков, Мясоедов, Журавлёв, Лебедев, Пукирев. Стали устраиваться ежегодные академические выставки, привлекающие большое внимание широкой публики.

В недрах Петербургской академии художеств и Московского училища ваяния и живописи зародилось и стало крепнуть реалистическое направление, означавшее переворот в национальном искусстве, а в 1862 году Совет Академии принял решение, отвергающее преимущество религиозного и исторического жанров перед бытовыми и другими жанрами. Но наступление политической реакции заставило Совет Академии отступить от решений, вынесенных ранее. В ответ на прошение от октября 1863 года, группе молодых художников было отказано «О дозволении свободно выбирать сюжеты тем, помимо заданной темы». В ответ на такое решение Совета четырнадцать конкурентов на большую золотую медаль подали прошение об отказе от конкурса и выходе из состава Академии, инициатором этого протеста был Крамской.

Чтобы получить возможность для существования и быть независимым от Академии, Крамской вместе с единомышленниками организовал артель, вокруг которой сложилась большая группа художников-жанристов, где выдающееся место занимал Перов. Его картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь на селе», «Чаепитие в Мытищах», показанные на выставке в Москве, имели огромный успех и оказались боевыми произведениями эпохи. Во второй половине б0-х годов гневное негодование Перова сменилось скорбным раздумьем над тяжёлой участью народа в картинах «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы». Наряду с картинами Перова большую популярность на выставках приобрели работы Прянишникова и Неврева.

Большую роль в развитии русской реалистической живописи сыграл выдающийся художественный критик и учёный - демократ В. Стасов, который считал, что фундаментом искусства является народность и реализм, и прибегал в своих выступлениях не к обороне, а к утверждению своих взглядов. В 1870 году воспитанники Академик художеств и училища ваяния и живописи учредили товарищество передвижных выставок, проводившихся не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России. Учредителями товарищества были Крамской, Клодт, Ге, Перов, Мясоедов, Якоби, Клодт, Корзухин, К. Маковский, Лемох, Шишкин, Саврасов, Прянишников и др., они в дальнейшем получили название «передвижников». Руководителем товарищества в первое десятилетие его существования был Крамской, расцвет творчества которого падает на 70-е годы. Его картина «Христос в пустыне» - это отражение существенных вопросов жизни русской интеллигенции, её мучительные раздумья и драматическое положение мыслящего человека в окружающей жизни. Большой исторический и художественный интерес представляет портретная галерея Крамского, это Толстой, Григорович, Третьяков, Некрасов, Салтыков-Щедрин и др. Крамской с интересом писал русских крестьян «Полесовщик», «Крестьянин с уздечкой», в этих работах его отличает строгая объективность и наблюдательность.

Появление работ Репина означало новый подъём в русской реалистической живописи. Окончив Академию художеств, Репин провёл несколько лет за границей, совершенствуя живопись, а затем, возвратившись в Россию, обратился к исторической теме «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», затем перешёл на бытовой жанр «Мужичок из робких», «Протодьякон», «Мужик с дурным глазом», «Крестный ход в Курской губернии», которые характеризуют целые общественные классы дореволюционной России. Революционному движению в России, которое у Репина вызывало живой интерес, он посвятил целый цикл картин - «Под конвоем», «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходка». А в 80-е годы он вновь возвращается к исторической теме, это «Запорожцы» и «Иван Грозный», если первая блистает светлым жизнерадостным юмором, то вторая поражает психологической остротой и драматизмом ситуации. Портретная галерея Репина представляет собой цвет русской науки и искусства: это Стасов, Тургенев, Чистяков, Писемский, Ге, Мусоргский, Пирогов, Рубинштейн, Стрепетова, Крамской, Третьяков, Суриков, Толстой и др. Наряду с Репиным на передвижных выставках помещали бытовые картины и другие замечательные художники-реалисты В. Маковский, Мясоедов, Максимов, Савицкий, Прянишников, Неврев, Ярошенко, Лемох.

Ярошенко посвятил своё творчество передовой русской интеллигенции, её молодому поколению «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Сестра милосердая», «Всюду жизнь». В. Маковский обращался в творчестве к широкому охвату жизненных явлений, это жизнь городских мещан, чиновников, крестьян, господ: «Посещение бедных», «Осуждённый», «Крах банка», «В приёмной доктора», «Любители соловьев», «На бульваре», «Вечеринка».

 

Своеобразное место в искусстве второй половины XIX века занимает Н. Н. Ге, блестяще выступив на академической выставке с «Тайной вечерей» а затем с картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», но, сомневаясь в полезности искусства, увлёкся правдоискательством, бродя по России и занимаясь самым прозаическим трудом. Под воздействием Л.Толстого вернулся к творчеству в картинах «Что есть истина?», «Суд Синедриона», «Иуда», «Распятие», в которых евангельская тема раскрывает страдание человека в мире несправедливости и зла.

Передвижники существенно обновили искусство пейзажа, это Шишкин, Васильев, Куинджи, Саврасов, Левитан. Шишкин в своих произведениях воспел красоту русского леса. Он проделал огромную подготовительную работу, ездил и бродил по северу России, чтобы доказать в творчестве, что простые мотивы русской природы могут стать предметом большого искусства в картинах «Дубовая роща», «Сосновый бор», «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали» и др. . Васильев-пейзажист элегического склада, он передавал в своих картинах грустные или хмурые моменты природы «Перед дождём», «Оттепель», «Мокрый луг», «После грозы». Шумный успех на выставках имели полотна А. Куинджи «Украинская ночь», «Берёзовая роща», «Чёрное море», «Ночь на Днепре», овеянные поэзией и романтикой, с необыкновенными цветовыми эффектами дневного и ночного освещения. Здесь уместно вспомнить лирическое творчество Саврасова «Грачи прилетели», «Просёлок», Поленова «Московский дворик», «Осень на Оке» и др.

Особое место в пейзажной живописи занимает И. Левитан, который создал пейзаж, с настроением, со звучащей музыкой. Это «Вечерний звон», «Берёзовая роща», «Вечер на Волге», «Владимирка», «У омута». Эпическое драматическое полотно о быстротечности жизни и вечно существующей всепоглощающей природе «Над вечным покоем», и в тоже время светлые лирические пейзажи «Март», «Золотая осень», «Весна - большая вода», «Летний вечер», «Стога», «Озеро». С антимилитаристскими настроениями в русской живописи выступал В. Верещагин. Много путешествуя, он накопил огромный материал и отразил в своих произведениях, это «Смертельно раненый», «3абытый», «Нападают врасплох», «Парламентёры», «На Шипке всё спокойно», «Панихида», выражая быт и нравы Средней Азии, показывая дикость и жестокость феодальной знати и мусульманского духовенства «Представляют трофеи» или «Апофеоз войны».

Историческая живопись второй половины века представлена В.Суриковым в картинах «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», в которых раскрываются столкновения двух противоборствующих миров.

 

С 1880 года вокруг С. Мамонтова складывается новый художественный кружок, куда вначале входили Поленов, Васнецов, Репин, Неврев, а затем молодые художники Нестеров, Врубель, Коровин, Якунчикова. Особенно близок мамонтовскому кругу был Васнецов с его духом патриотизма и народности в картинах «Богатыри», «Витязь на распутьи», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Алёнушка», «Битва славян со скифами».

Творческому вниманию Нестерова были близки мотивы неудовлетворённости, тоски по старой патриархальной России. Отсюда мотивы ухода от мирской жизни в мир природы и единение с нею «Пустынник», «Видение строку Варфоломей», в картинах «Дмитрий-царевич убиенный» и «Великий постриг» тема загубленной жизни, что часто встречается в народно-песенном творчестве. Большую роль в развитии русского искусства сыграл просвещенный меценат, купец, коллекционер П.М.Третьяков, оказавший значительную материальную и моральную поддержку многим русским художникам и собравшей богатейшую коллекцию русской живописи, подаренную затем Москве.

Скульптура также занимала значительное место следом за живописью, Это Каменский «Первые шаги», Чижов «Крестьянин в беде», Лансере, Антокольский, Антокольскому принадлежат такие выдающиеся произведения с исторической темой как «Иван Грозный», «Петр I», «Спиноза», «Нестор летописец», «Ермак», «Мефистофель», «Христос перед судом народа».

Произведения монументальной скульптуры представлены Микешиным - памятник «Тысячелетию России» в Новгороде, Опекушиным - памятник А. Пушкину в Москве.


Терминология:

Антропология - наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.

Этнография - отрасль науки, изучающая состав, происхождение, расселение народов мира, особенности духовной культуры.

Филология - совокупность наук, изучающих язык и литературу того или иного народа.

Лингвистика - наука о языке.

Эмбриология - наука о предзародышевом развитии, оплодотворении, зародышевом и личиночном развитии организма.

Фагоцитоз - активный захват и поглощение живых клеток и неживых частиц одноклеточными организмами-фагоцитами, одна из защитных реакций организма.

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.013 с.)