Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура конца XIX начала XX векаСодержание книги Поиск на нашем сайте
В этот период в области начального образования продолжают существовать земские школы, школы Министерства просвещения и церковно-приходские училища, число которых значительно выросло по сравнению со второй половиной века. В начале нового века Министерство просвещения вынуждено было внести в Государственную думу законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», но законопроект не был осуществлён. Растущая потребность в инженерно-технических кадрах, специалистах в разных областях экономики и культуры способствовала расширению технического и гуманитарного образования. Несмотря на то, что количество университетов выросло незначительно, тем не менее, количество обучающихся в них выросло в несколько раз. Как научные и учебные центры выделялись Электротехнический и Политехнический институты, частный Психоневрологический институт Бехтерева, Вольная высшая школа Лесгафта. Заметно расширилось женское высшее образование, где работало свыше 30 высших женских курсов, и был утвержден закон о праве женщин на высшее образование, особенно в сфере педагогического труда. Различные формы внешкольного образования начинают играть важную роль в просвещении народа. Такими стали рабочие курсы, например, Пречистинские в Москве. В 90-х годах получила распространение новая форма культурно-просветительной работы. Это своеобразные клубы с библиотекой-читальней, театрально-лекционным залом, даже чайной и торговой лавкой по типу народных домов, как, например, широкой известностью пользовался Лиговский народный дом графини Паниной или народный дом театрального типа в Петербурге, где выступали выдающиеся русские артисты. По числу издаваемых книг, Россия занимала третье место в мире. Большую популярность приобрели еженедельники, например, журналы «Нива», «Зритель», «Пулемёт» и другие. В конце века началась интенсивная деятельность русских книгоиздателей Суворина в Петербурге и Сытина в Москве. Они открывали в городах России книжные магазины, заводили типографии. Издавали не только дорогие подарочные издания, но и «Дешёвую библиотеку» для народа с произведениями русских писателей, Сытин, будучи монополистом, в издательском деле и книжной торговле, издавал для народа «Библиотеку самообразования», миллионными тиражами издавал учебную литературу: буквари, календари, детские книги. На рубеже веков сложилось новое искусство - кино, вначале видовое и хроникальное, а затем игровое. До революции в России было создано более двух тысяч картин отечественного производства.
Многие факторы социально-экономической жизни России определяли развитие русской науки этого времени. Академия наук и университеты с развитой системой научных обществ, всероссийские съезды учёных продолжали сохранять значение основных центров в объединении научных сил страны. Издание научно-популярной литературы, многочисленной научной периодики «Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь», «Научное обозрение», публичные лекции известных русских учёных, содействовали распространению научных знаний. На базе имеющихся достижений математики и механики, получили развитие новые области науки: воздухоплавание и электротехника. Исследования Жуковского послужили теоретической основой, на которой возникла современная авиационная наука. Были созданы первые русские самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Успехи русской авиации, прежде всего, связаны с именами лётчиков-испытателей Нестерова, Уточкина, Котельникова. В начале века Циолковский опубликовал статью» Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой изложил теорию движения ракетка последующие труды «Реактивный прибор как средство полёта в пустоте и атмосфере» разрабатывали теорию будущих космических полётов. На рубеже веков в области физики были сделаны важнейшие открытия: рентгеновские лучи и радиоактивность, делимость атома и возможность превращаемости элементов, теория относительности (пространство и время), основы генетики. В исследование новейших проблем естествознания русские учёные внесли огромный вклад, так Лебедев, создатель научной школы физиков, экспериментально доказал существование давления света, Его работы сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Голицын стал основоположником сейсмологии как науки. В трудах Вернадского были заложены основы новых наук - биохимии и радиогеологии. Мировое значение получили работы учёного-физиолога Павлова, который создал учение об условных рефлексах, связанных с высшей нервной деятельностью человека и животных. В области гуманитарных наук выдвинулось немало крупных учёных: экономист и историк Туган-Барановский, историки Платонов, Павлов-Сильванский, Семевский: литературоведы Венгеров, Пыпин. Важной областью русской культуры стала оригинальная религиозная философия в лице Соловьёва, Бердяева, Булгакова,Т рубецкого, Флоренского, в научных трудах которых утверждалась духовность, новое религиозное сознание, поиски путей соединения материального и духовного. Художественная культура этого периода отличается необычайной противоречивостью и сложностью. Это период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысливания ценностей, появления новых модернистических направлений. Русская литература продолжает играть важную роль в культурной жизни страны. Ещё продолжается творчество Л.Толстого. Появляются лучшие произведения А.Чехова «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», драматические произведения «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад», в которых автор не является судьёй или проповедником, а лишь правильно затрагивает современные вопросы. Начинается творчество А.Горького в его «Рассказах и очерках», Бунина, Куприна и других. В общественной жизни страны необычайно возросла роль театра. В 1898 году был открыт Московский художественный театр, руководимый Станиславским и Немировичем-Данченко с новыми принципами режиссуры и актёрского мастерства. В это время формируется эстетика экспериментального театра Мейерхольда, в Петербурге открывается театр В.Комиссаржевской. На рубеже веков существенные изменения происходят в музыке. Были открыты новые консерватории в Саратове, Одессе и Киеве, что свидетельствовало об успехах музыкального образования в стране. Новые черты в русской музыке начала XX века нашли наибольшее выражение в творчестве С.Рахманинова и Скрябина. Если первый следовал лучшим традициям русской классики, то творчество второго отличалось новаторством, глубоким философским содержанием, самобытностью. Центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры, частная опера Мамонтова, в которых развернулось искусство замечательных русских певцов Шаляпина, Собинова, Неждановой. Сложные процессы происходили в изобразительном искусстве. Новое поколение передвижников: Касаткин, Иванов, Коровин обратились к изображению представителей рабочего класса и крестьянства. Касаткин в 1892 году специально поехал в Донбасс, чтобы почерпнуть новые темы для творчества. Был выполнен целый цикл работ из жизни шахтёров: «Углекопы. Смена», «Шахтёрка», «Углекопы», «Шахтёр-тягальщик». Первые картины С.Иванова были посвящены крестьянам-переселенцам «В дороге», «Переселенка в вагоне», «Смерть переселенца», «Обратные переселенцы». В дальнейшем творчество Иванова обращается к теме каторги и ссылки «У строга», «Беглый», «Бродяга», «Арестант», к революционным событиям «Майский праздник», «Забастовка». Архипов обращается к живописи на открытом воздухе. Это «На Оке», «Обратный», к изображению мрачного подвала, наполненного испарениями, «Прачки». Традиции передвижничества продолжают в своём творчестве Мешков, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля, Серов.
Творчество В. Серова представлено, прежде всего, живописью портретной, психологическим социальным портретом. Это «Девушка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем», портреты Левитана, Лескова, Римского-Корсакова, Репина, Остроухова, Горького, Чехова, Шаляпина, Федотовой, Ермоловой, Павловой, которые передают творческий облик этих людей, главные черты их дарования. Портреты Мамонтова, Бахрушина, Победоносцева, Морозова, Витте, Голицына, Нобеля, Гиршмана передают облик талантливой предприимчивой передовой буржуазии европейского типа. Серов создавал и светские парадные портреты. Это прежде всего портрет княгини Орловой, танцовщицы Иды Рубинштейн, прибегая к схематичности и гротеску. Интересно относящееся к этому периоду творчество М. Врубеля. Главная тема его искусства - трагическое столкновение гордого, неприступного отщепенца с чуждым враждебным ему миром, где происходит разлад мечты и действительности, трагедия одиночества и обречённости. Он черпал сюжеты из мифологии, былин, библейских легенд, а также у Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Гете. Это «Суд Париса», «Микула Селянинович», «Принцесса Грёза», «Фауст», «Богатырь», «Пан», «Муза», «Морская царевна», «Демон», «Царевна Лебедь», «Сирень». Для всех этих произведений, прежде всего, характерна экспрессия, необузданная фантазия и страстность выражения. В конце века возникает новое творческое объединение «Мир искусства», куда входили Серов, Сомов, Бенуа, Добужинский, Бакст, Малявин, Головин, Рерих, «Мир искусства» предлагал создание живописи и скульптуры свободной от общественных оков с обновлением художественно-выразительных средств. Их творчество часто проникнуто сознанием исторической бесперспективности, трагизма, страхом перед грядущим. Они рисуют интимную жизнь дворянских будуаров, гостинных, парковые сцены. У Сомова - «Осмеянный поцелуй», «Остров любви», «Поэты», «Вечер», «Дама и чёрт», у Бенуа-красота парков Версаля, Царского села, Петергофа, Павловска, у Добужинского-городская тема «Гримасы города», «Окно парикмахерской», «Домик в Петербурге», «Дьявол». Близко к «Миру искусства» примыкает творчество Борисова-Мусатова. В его произведениях есть романтика старого уходящего мира. Это картины «Гармония», «У водоёма», «Встреча у колонны». Яркой звездой вспыхнуло творчество Малявина, его первые работы «Крестьянская девушка с чулком», «Старуха», а затем «Бабы» и особенно «Вихрь» сверкают дерзновенностью и стихийным разгулом красок. Возникший в Москве «Союз русских художников» испытал на себе влияние импрессионизма. Здесь выставлялись Коровин, С.Иванов, Юон, Архипов, Грабарь, Рябушкин, Васнецов, Жуковский, Рылов, Туржанский, Малютин.
Рябушкин обращался в творчестве к суриковским традициям, к картинам жизни и быта древней Москвы - «Русские женщины XVII столетия», «Свадебный поезд в Москве», «Едут». Коровин к портретной и жанровой живописи - «Портрет хористки», «У балкона», «В лодке», «Покупка кинжала», «Мостик», «Бумажные фонари». Выступает как художник-декоратор в частной опере Мамонтова, Большом театре, в «Русских сезонах» в Париже. Юон, Архипов, Степанов, Грабарь, Рылов и другие живописцы «Союза русских художников» сохранили традиционные мотивы национальной русской живописи и реалистического искусства. Обращались к разным темам в своём творчестве, но преимущество отдавали пейзажу. В начале XX века в художественном творчестве появляются новые организации «Голубая роза», «Венок», «Бубновый валет», «0слиный хвост» Лучшие художники «Голубой розы» Кузнецов и Сарьян обращаются к неразбуженному прогрессом экзотическому Востоку. В 1910 году вновь возобновляются закрытые ранее выставки художников «Мира искусства» где появляются имена Кустодиева, Лансере, Петрова-Водкина, Богаевского. Самобытной фигурой позднего «Мира искусства» является Рерих, воскресивший архаическую старину в своих произведениях - «Зловещие», «Идолы», «Славяне на Днепре», а затем продолжавший своё творчество в Индии. Крупными скульпторами этой эпохи являлись Голубкина, Коненков, Матвеев, Трубецкой, Андреев. Голубкина обращалась в творчестве к миру простого человека труда «Железный», «Идущий», «Рабочий», Трубецкой испытал влияние импрессионизма «Мать с ребёнком», «Мать и сын», памятник императору Александру III. Андреев создал памятник Гоголю в Москве. Коненков обращался к разным темам в своём творчестве от богатырских до сказочных. Это «Рабочий-боевик Иван Чуркин», «Нике», «Коленопреклонённая», «Лесовик», «Старичок-полевичок», «Нищая братия», «Сказительница Кривополенова», «Паганини». В конце XIX начале XX века на территории России было построено много новых зданий разного назначения: промышленные сооружения, магазины, банки, доходные дома, вокзалы, где применялись новые строительные материалы. Здесь выделяется здание гостиницы «Метрополь» - архитектор Валькот, здание Ярославского вокзала - архитектор Шехтель, здание Казанского вокзала - архитектор Щусев. Здесь, в заключении, уместно сказать о последнем предреволюционном десятилетии русской культуры, особенно о поэзии и её новых направлениях. На этот период приходится расцвет литературного символизма в творчестве таких поэтов как Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковковский, Гиппиус, Белый, Блок. Они почти все входили в религиозно-философское общество, которое занималось богоискательством в литературно-художественной среде. Они издавали сборник «Вехи» со статьями о русской интеллигенции, её роли в русской революции и отношении к народу. В модернистическом искусстве на смену символизма пришёл акмеизм. Его основоположниками считаются Гумилёв и Городецкий, туда входили также Ахматова, Зенкевич, Мандельштам, Кузмин. Одновременно с акмеизмом возник футуризм. Наиболее значительная из футуристических групп объединяла поэтов Бурлюка, Хлебникова, Кручёных, Каменского, Маяковского, Северянина. Там же начинали свой творческий путь Асеев и Пастернак. Они провозглашали новые революционные формы поэзии, абсолютную свободу поэтического слова, отказ от литературных традиций. Но в среде русских поэтов были и индивидуальности, такие как Волошин, Цветаева, Есенин, которых трудно было отнести к какому-то направлению. Творчество таких писателей как Горький, Бунин, Куприн продолжает развиваться в традициях русского реализма. К этому предреволюционному времени относится и возникновение русского художественного авангарда в творчестве Малевича, Кандинского, Фалька, Шагала, Филонова. Русское искусство получает широкое международное признание. Организованные С.Дягилевым «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории русского искусства, где представлялась русская живопись, оперное и балетное искусство с неожиданным для всего мира большим успехом. Здесь выдвинулись выдающиеся в русском искусстве имена: танцовщики А.Павлова, Т. Карсавина, 0.Спесивце-ва, В.Нижинский, балетмейстер Фокин, композитор И. Стравинский. Терминология: Рефлекс - отражение, ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющиеся через нервную систему. Различают (врождённые) безусловные и условные (приобретённые в жизненной практике). Сейсмология - раздел геофизики, занимающейся изучением колебаний земной коры, в частности землетрясений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.59 (0.01 с.) |