Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура России и Европы в Новое время.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории России XVII в.- это переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда старина и новизна перемешались. Основными отличительными особенностями развития культуры в этот период были: 1) бурный процесс обмирщения; 2) рост внимания к человеку; 3) открытость культуры - способность к контактам с культурами других народов. В XVIII в. процесс обмирщения культуры, секуляризации всех сфер жизни получил новый импульс. Во всех областях культуры утвердилось господствующее положение светского направления. Образование и книгопечатание. XVII - XVIII вв. характеризуются ростом грамотности, этому способствовало появление учебных пособий. В 1634 г. был издан первый «Букварь» В. Буриева, в 1648 г. вышла «Грамматика» М. Смотрицкого. В XVII-XVIII вв. происходит становление системы образования. В 1687 г. была открыта - Славяно-греко-латинская Академия, где наряду с греческим и латинским языками преподавали ряд богословских и светских дисциплин. В первой четверти XVIII в. Образование стало носить светский характер. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии и др. Ориентация системы образования на подготовку специалистов обусловила развитие системы профессиональных школ (Навигацкая школа, Артиллерийская школы и др.). В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова происходит открытие Московского императорского университета. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, в XVIII в. образование оставалось сословным, не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. Научные знания. На протяжении XVII- XVIII вв. русские землепроходцы составляли карты, чертежи, описания новых территорий. В 1648 г. экспедиция С. Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Е. Хабаров составил карту Приамурья и др. В 1720 г. правительством была организована первая экспедиция для изучения Сибири. Научные открытия были сделаны в области химии, физики, инженерного дела и т.д. Литература и общественно-политическая мысль. В литературе XVII -XVIII в. происходил процесс обмирщения, появляются реалистическая бытовая и историческая повесть (завоевание Сибири Ермаком и др.). Изживают себя старые жанры (летописи) и появляются новые: драматургия, поэзия, демократическая сатира. Родоначальником русской драматургии и поэзии считают С. Полоцкого (Притча о блудном сыне). Другим жанром, получившим распространение в первой половине XVII в. была демократическая сатира (Повесть о Ерше Ершовиче). Господствующим направлением в литературе в XVIII в. становится классицизм, отличительными чертами которого были: установление строгой иерархии жанров, высокий гражданский пафос, стремление к возвышенным нравственным идеалам. В последней трети XVIII в. зарождается реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»). В последней четверти XVIII в. появилось новое направление - сентиментализм. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина (повести Бедная Лиза, Деревня и др.). Архитектура. В зодчестве XVII в. также происходит обмирщение - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Со второй половины XVII в. в качестве образца устанавливается традиционное пятиглавие (Патриаршие палаты в Кремле и др.). Архитектура второй половины XVII в. получила название московского барокко. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, многоярусность, проработка деталей, устремленность здания вверх. Образцом стиля стала церковь Покрова в Филях. Архитектура начала XVIII в. характеризуется четкостью планов, скромным декоративным убранством сочетающимися с отдельными элементами барокко - петровское барокко (Петропавловский собор и др.). К середине XVIII в. барокко достигает своего расцвета. Мастером зрелого барокко в России был В.В. Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге и др.). Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришел классицизм. Мастерами русского классицизма являются В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве), М.Ф.Казаков (здания Московского университета и др.). Как и другие виды искусства, живопись также затронул процесс обмирщения. Развивается бытовой жанр, портретная - парсунная живопись. Новое направление возглавил С.Ф. Ушаков. Его произведения («Спас Нерукотворный», «Троица») знаменуют переход от религиозного искусства к светскому. Ведущим жанром XVIII в. становится портрет, окончательно вытеснивший икону. Основоположниками русского светского портрета принято считать И.Н. Никитина (Петр I на смертном ложе) и А.М. Матвеева (Автопортрет с женой), во второй половине XVIII в. крупнейшими портретистами эпохи были Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский. В середине XVIII в. русская живопись развивалась под влиянием бароккои рококо. Представителем русского варианта барокко был А.П. Антропов, являющийся мастером парадных и камерных портретов. Театр был создан в XVII в. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» состоялось 17 октября 1672 г. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Первый русский драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Ф.Г. Волкова. В 1752 г. по распоряжению Елизаветы Петровны театр переехал в Петербург, а в 1756 г. указом императрицы был преобразован в Российский театр для представления трагедий и комедий (с 1832 г. - Александринский). В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот. Для европейского Нового времени характерны следующие черты: 1) антропоцентричный характер культуры; 2) инновационный характер европейской культуры; 3) рационализм 4) в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха - эпоха Просвещения; 5) большее количество жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи. В XVII в. ведущую роль играют точные и естественные дисциплины математика, физика, химия и др. Трудами ученых XVII в. была создана база для технического прогресса (Г. Галилей, Й. Кеплер, И. Ньютон, Г. Лейбниц и др.) Для эпохи Нового времени характерными являются два художественных стиля: барокко и классицизм. Барочные произведения отличались выразительностью, использованием антитез, соблюдением эстетического равноправия прекрасного и безобразного, произвольным слиянием античной мифологии и христианской символики и др. Распространенными темами барокко были физические и нравственные страдания человека. Выразителями этого стиля в литературе были П. Кальдерон, в скульптуре и живописи - П. Рубенс, Д. Веласкес, Л. Бернини, в архитектуре - Ф. Борромини. Рококо - художественный стиль, который был облегченной стадией искусства барокко. Этот стиль стал украшением праздной жизни дворянской знати. Художниками, работавшими в стиле рококо, были Антуан Ватто и Франсуа Буше. Родиной классицизма стала Франция конца XVII в. Классицизм был тесно связан с придворной культурой периода утверждения французского абсолютизма. Свои истоки идеологи классицизма видели в образах античной культуры. Для произведений классицизма типичной была избирательность в сюжетах, формах и средствах изображения, подчиненных плану и главной задаче художника - убеждать силой и логикой мысли. В конце XVII - начале XVIII вв. в европейской культуре возникает идеология Просвещения, проповедавшая приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Во второй половине XVIII в. в европейской культуре формируется новый стиль - сентиментализм. Сентиментализм - художественное течение второй половины XVIII в., провозгласившее «естественное» чувство основой жизненных ценностей, противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения. Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре. В Германии влияние идей сентиментализма испытали И.В. Гете, Ф. Шиллер и др. Во Франции сентиментализм достиг вершин в романе Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза». К концу XVIII в. в самом Просвещении назрел решительный перелом. Просвещение получило возможность проверить себя на практике, реализовать свои идеи, в частности, свою веру во всемогущество человеческого разума. Великая Французская революция является финалом Просвещения, логически завершившим назревший к этому времени его кризис.
Литература
1. Алпатов, М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII-первая половина XIX в.) / М.А. Алпатов. - М.: Наука, 1985. - С. 20-24. 2. Кириллов, В.В. Очерки русской культуры XVIII века / В.В. Кириллов. - М.: МГУ, 1990. - С. 47-62. 3. Лекции по культурологи. URL: http://studentu-vuza.ru/kulturologiya/lektsii-po-kulturologii/kultura-novogo-vremeni.html (дата обращения 23.10.2012).
Международные отношения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.8.126 (0.012 с.) |