Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смутное время: причины, ход событий, итоги.

Поиск

Смутное время (Смута) - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI - начале XVII в. Смута совпала с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть.

Причины Смуты:

1. Тяжелый системный кризис московского государства, во многом связанный с правлением Ивана Грозного. Противоречивая внутренняя и внешняя политика привела к разрушению многих экономических структур. Ослабила ключевые институты и привела к гибели людей.

2. Были утрачены важные западные земли (Ям, Иван-город, Корела)

3. Резко обострились социальные конфликты внутри московского государства, которые охватили все общества.

4. Вмешательство иностранных государств (Польша, Швеция, Англия и др. по поводу земельных вопросов, территории и т. д.)

5. Династический кризис:

-1584 г. После смерти Ивана Грозного престол занял сын Федор. Фактическим правителем государства стал брат его жены Ирины боярин Борис Федорович Годунов. В 1591 г. При загадочных обстоятельствах в Угличе скончался младший сын Грозного, Дмитрий. В 1598 г. умирает Федор, династия Ивана Калиты пресекается.

Ход событий:

1. 1598-1605 гг. Ключевая фигура этого периода - Борис Годунов. Он был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем. В тяжелых условиях - экономическая разруха, сложная международная обстановка - он продолжил политику Ивана Грозного, но менее жестокими мерами. Годунов вел успешную внешнюю политику. При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Укрепились русские позиции на Кавказе. После продолжительной войны со Швецией в 1595 г. был заключен Тявзинский мир (близ Иван-города). Россия вернула себе утерянные земли на берегу Балтики - Иван-город, Ям, Копорье, Корелу. Было предотвращено нападение крымских татар на Москву. В 1598 г. Годунов с 40-тысячным дворянским ополчением лично возглавил поход против хана Казы-Гирея, не отважившегося вступить в русские земли. Велось строительство укреплений в Москве (Белый город, Земляной город), в пограничных городах на юге и западе страны. При активном его участии в 1598 г. в Москве учреждено патриаршество. Русская церковь стала равноправной по отношению к другим православным церквам.

Чтобы преодолеть хозяйственную разруху, Б. Годунов предоставил некоторые льготы дворянству и посадским людям, в то же время, предприняв дальнейшие шаги по усилению феодальной эксплуатации широких масс крестьянства. Для этого в конце 1580-х - начале 1590-х гг. правительство Б. Годунова провело перепись крестьянских дворов. После переписи крестьяне окончательно утратили право переходить от одного помещика к другому. Писцовые книги, в которых были записаны все крестьяне, стали юридическим основанием их крепостной зависимости от феодалов. Кабальный холоп обязан был служить своему хозяину в продолжение всей своей жизни.

В 1597 г. был издан указ о розыске беглых крестьян. Этим законом вводились «урочные лета» - пятилетний срок сыска и возвращения беглых крестьян вместе с женами и детьми своим господам, за которыми они числились по писцовым книгам.

В феврале 1597 г. был издан указ о кабальных холопах, по которому тот, кто прослужил по вольному найму более шести месяцев, превращался в кабаль­ного холопа и мог освободиться только после смерти господина. Эти меры не могли не вызвать обострения классовых противоречий в стране. Народные мас­сы были недовольны политикой правительства Годунова.

В 1601-1603 гг. в стране был неурожай, начинается голод и голодные бунты. Ежедневно в России умирали сотни людей в городе и на селе. В результате двух неурожайных годов цены на хлеб поднялись в 100 раз. По свидетельствам современников, в России в эти годы погибла почти треть населения.

Борис Годунов в поисках выхода из создавшегося положения разрешил раздавать хлеб из государственных закромов, разрешил холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться. Но все эти меры успеха не имели. Среди населения поползли слухи, что на людей распространилось наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Годунова, захва­тившего власть. Начались массовые восстания. Крестьяне объединялись вместе с городской беднотой в вооруженные отряды и нападали на боярские и поме­щичьи хозяйства.

В 1603 г. в центре страны вспыхнуло восстание холопов и крестьян, во главе которых стоял Хлопко Косолап. Он сумел собрать значительные силы и двинулся с ними на Москву. Восстание было жестоко подавлено, а Хлопко казнен в Москве. Так началась первая крестьянская война. В крестьянской войне начала XVII в. можно выделить три больших периода: первый (1603 – 1605 гг.), важнейшим событием которого было восстание Хлопка; второй (1606 - 1607 гг.) - крестьянское восстание под руководством И. Болотникова; третий (1608-1615 гг.) - спад крестьянской войны, сопровождаемый рядом мощных выступлений крестьян, горожан, казачества

В этот период в Польше объявился Лжедмитрий I, который получил поддержку польской шляхты и вступил на территорию русского государства в 1604 г. Его поддержали многие русские бояре, а также народные массы, надеявшиеся на облегчение своего положения после прихода к власти «законного царя». После неожиданной смерти Б. Годунова (13 апреля 1605 г.) Лжедмитрий во главе, перешедшей на его сторону армией 20 июня 1605 г. торжественно вступил в Москву и был провозглашен царем.

Оказавшись в Москве, Лжедмитрий не спешил с выполнением обязательств, данных польским магнатам, т. к. это могло ускорить его свержение. Вступив на престол, он подтвердил принятые до него законодательные акты, закрепощавшие крестьян. Пойдя на уступку дворянам, он вызвал недовольство боярской знати. Пропала вера в «доброго царя» и у народных масс. Недовольство усилилось в мае 1606 г., когда в Москву на свадьбу самозванца с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек прибыло две тысячи поляков. В русской столице они себя вели как в завоеванном городе: пьянствовали, буянили, насиловали, занимались грабежом.

17 мая 1606 г. бояре во главе с князем Василием Шуйским устроили заговор, подняв на восстание население столицы. Лжедмитрий I был убит.

2. 1606-1610 гг. Этот этап связан с правлением Василия Шуйского, первого «боярского царя». Он взошел на престол сразу после гибели Лжедмитрия I по решению красной площади, дав крестоцеловальную запись о хорошем отношении к боярам. На престоле Василий Шуйский столкнулся с множеством проблем (восстание Болотникова, Лжедмитрий II, Польские войска, голод).

Между тем, видя, что затея с самозванцами провалилась, и, используя как повод заключение союза России со Швецией, Польша, состоявшая в войне со Швецией, объявила войну России. В сентябре 1609 г. Король Сигизмунд III осадил Смоленск, затем, разбив русские войска, двинулся на Москву. Шведские войска вместо помощи захватили новгородские земли. Так на северо-западе России началась шведская интервенция.

В этих условиях в Москве произошел переворот. Власть перешла в руки правительства из семи бояр («Семибоярщина»). Когда в августе 1610 г. к Мо­скве подошли польские войска гетмана Жолкевского, бояре-правители, бо­явшиеся народного восстания в самой столице, стремясь сохранить свою власть и привилегии, пошли на измену родине. Они пригласили на русский трон 15-летнего Владислава - сына польского короля. Через месяц бояре тайно ночью впустили польские войска в Москву. Это было прямое предательство национальных интересов. Над Россией нависла угроза иноземного порабощения.

3. 1611-1613 гг. Патриарх Гермоген в 1611 г. инициировал создание земского ополчения вблизи Рязани. В марте оно осадило Москву, но потерпело неудачу из-за внутренних разногласий. Второе ополчение создали осенью, в Новгороде. Возглавили его К. Минин и Д. Пожарский. По городам рассылались грамоты с призывом поддержать ополчение, задача которого состояла в освобождении Москвы от интервентов и создании нового правительства. Ополченцы называли себя свободными людьми, во главе стоял земский совет и временные приказы. 26 октября 1612 г. ополчение сумело взять московский кремль. По решению боярской думы, оно было распущено.

Итоги Смуты:

1. Общее число погибших равно одной трети населения страны.

2. Экономическая катастрофа, разрушена система финансов, транспортные коммуникации, огромные территории выведены из сельскохозяйственного оборота.

3. Территориальные потери (Черниговская земля, Смоленская земля, Новгород-северская земля, прибалтийские территории).

4. Ослабление позиций отечественных купцов и предпринимателей и усиление иностранных купцов.

5. Появление новой царской династии 7 февраля 1613 г. Земский собор избрал 16-летнего Михаила Романова. Он должен был решить три главные про­блемы - восстановление единства территорий, восстановление государствен­ного механизма и экономики.

В результате мирных переговоров в Столбове в 1617 г. Швеция вернула России Новгородскую землю, но оставила за собой Ижорскую землю с берегами Невы и Финского залива. Россия потеряла единственный выход к Балтийскому морю.

В 1617 - 1618 гг. провалилась очередная попытка Польши овладеть Москвой и возвести на русский престол королевича Владислава. В 1618 г. в селе Деулино было подписано перемирие с Речью Посполитой на 14,5 лет. Владислав не отказался от притязаний на русский престол, ссылаясь на договор 1610 г. За Речью Посполитой оставались Смоленские и Северские земли. Несмотря на тяжелые условия мира со Швецией и перемирия с Польшей, для России наступила долгожданная передышка. Русский народ отстоял независимость своей Родины.

 

Литература

 

1. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]. - М.: Проспект, 2009. - С. 85 - 117.

2. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учеб. для вузов / Н. И. Павленко. - М.: Высш. шк., 2004. - С. 170 -239.

 

 


Страны Европы в XVI в.

(реформация, контрреформация, абсолютизм)

 

Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся главной идеологической опорой феодального строя.

Церковная власть в Средние века была господствующей политической и духовной силой. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление среди рядовых верующих и некоторых священнослужителей.

Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности, возникновение централизованных государств, экономический кризис, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической. Одной из предпосылок Реформации были гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на явления культуры, в том числе и на религию.

На протяжении Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, органично вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской. Церковь в Средние века являлась крупнейшим земельным собственником. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, чтобы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.

Католическая церковь процветала, пока господствовал феодальный строй. Но с конца XV в. в Европе начинают распространяться капиталистические элементы, происходит формирование нового класса - класса буржуазии, который был заинтересован в обновленной идеологии. Новая религия должна была отличаться от католицизма простотой и дешевизной.

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом принято считать 1517 г., выступление Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций. Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты. Единственным источником религиозной истины должно быть Священное Писание. В период Крестьянской войны 1525 г. обозначился раскол Реформации. Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера, который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. М.Лютер выступил с резким осуждением крестьян. Неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению войны.

Идеи Реформации быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии.

В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества. Однако разрешение политических споров не положило конец спорам догматическим. В 1580 г. разработан документ, получившего название Формулы Согласия. С выработкой Формулы Согласия и созданием корпуса Книги Согласия основные теологические споры внутри Евангелической Церкви были завершены.

Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии, где авторитет католической Яркими представителями движения Реформации в Швейцарии выступили Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.

Доктрина Цвингли имела черты сходства с лютеранством, но и немало отличалась от него. Как и Лютер, Цвингли опирался на Священное Писание, критиковал схоластическое богословие. Он отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства. Главное богословское различие между Лютером и Цвингли состояло в разной трактовке причастия, носившей у Цвингли более рационалистический характер. Цвингли был сторонником республиканизма. Идеи Цвингли получили распространение в Швейцарии, после его гибели были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Основным положением учения Ж. Кальвина было учение о «всеобщем предопределении». Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Идеи Кальвина получили распространение и в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции.

Комплекс мер, предпринятый католической церковью для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. Контрреформация имела внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона заключалась в насильственном подавлении реформаторского движения путём преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещённых книг, внутренней стороной были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.

Церковь инициировала создание ордена иезуитов, его основателем был И. Лойола. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Направления деятельности ордена были различны. Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе преданности католической церкви. Важной задачей ордена также была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей.

В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить натиск протестантизма, который победил в основном в Скандинавии, Северной Германии, Нидерландах и Швейцарии, на Британских островах и в Северной Америке. Оплотом католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия.

Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 г., по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Вестфальский мир юридически закрепил принцип: «Чья власть, того и вера», и были зафиксированы конфессиональные границы по состоянию на 1624 г. Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли, а также возникшего особым путём англиканства.

Итоги реформационного движения нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны перестал существовать единый христианский мир, под духовным руководством папы римского. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.

В XVI в. в странах Европы постепенно утверждается абсолютизм. Абсолютизм (от лат. absolutus - независимый, неограниченный). Абсолютная монархия - последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.

Абсолютизм имеет следующие черты: глава государства - монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной, власти; он устанавливает налоги и распоряжается финансами. При абсолютизме достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат, большая постоянная армия; деятельность органов сословного представительства прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство. Основные черты абсолютизм наиболее отчетливо проявились во Франции. Первые элементы абсолютизма появились в конце XV- начале XVI вв., расцвет относится ко времени Ришелье (первого министра Людовика XIII в 1624-1642 гг.) и особенно Людовика XIV (1643-1715 гг.). Спецификой английского абсолютизма было сохранение парламента, слабость бюрократического аппарата на местах, отсутствие постоянной армии. В раздробленной Германии абсолютизм складывался не в общегосударственном масштабе, а в пределах территорий отдельных княжеств.

Вначале абсолютизм играл прогрессивную роль. Он выступал против феодального распада страны, содействовал развитию национальной промышленности, проводя политику меркантилизма. Когда же капитализм достиг уровня, исключающего его дальнейшее эффективное развитие в недрах феодализма, абсолютизм был уничтожен в ходе революций (в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в.).

 

Литература

 

1. Всемирная история. Реформация в Германии. URL: http://bibliotekar.ru/istoriya/index.htm (дата обращения 22.10.2012).

2. Контрреформация. URL:

http://reformatsia.ru/kontrreformaciya/ (дата обращения 22.10.2012).

3. Троицкий С.М. Абсолютизм. URL:

http://www.hrono.ru/organ/ukaz_a/absoljutizm.php (дата обращения 22.10.2012)




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.009 с.)