Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции развития культуры Европы и России XIX в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
XIX век в истории европейской культуры прославился не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и частыми радикальными переменами в сфере художественной культуры. Одно художественно-стилевое направление сменяло другое, отражая стремительно изменяющееся настроение времени, активный поиск путей духовного состояния общества через формы философии и художественной культуры. Характерной чертой искусства XIX в. является отсутствие какой-либо единой эстетической доминанты. Развитие искусства характеризуется асинхронностью, разнообразием стилей, борьбой противоположных направлений. На смену рационализму Просвещения пришла эмоциональность, экзальтированность и иррациональность романтизма - идейно-художественного направления в европейской культуре начала XIX в., связанного с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого характера, жизни и природы. Главные темы романтического искусства и литературы - это величественные неспокойные пейзажи, (гроза, бушующее море, ветер), далёкие эпохи, жизнь героических личностей, мистицизм, смерть. Для романтиков проблема личности – центральна. Познание мира - это, прежде всего, самопознание. Родиной романтизма принято считать Германию (произведения Ф. Шиллера, Г., Э.Т.А. Гофмана, сказки братьев Гримм). Главой романтического движения в живописи стал Эжен Делакруа. Помимо упомянутых выше, искусство романтизма может гордиться произведениями В. Гюго, Жорж Санд, А. Дюма-отца и др. В России это сказки и поэмы А.С. Пушкина, ранние произведения Н.В. Гоголя, произведения Ю.М. Лермонтова и др. В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Архитектура России, как и в странах Западной Европы, переживала трудные времена. Начиная с конца 30-х годов XIX в. классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, использование выразительных средств, присущих разным художественным стилям путем соединения их в единое целое, длившийся до конца XIX в. Во второй половине XIX в. на смену романтизму пришли и другие направления: реализм, натурализм, символизм. Реализм - идейно-художественное направление в культуре XIX в., связанное со стремлением осмыслить действительность во всей её полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенные и типические моменты. Для реализма свойственно тщательное изображение повседневной жизни и разносторонний объективный показ характера человека. В живописи начало реализма связывают с произведениями Гюстава Курбе («Прачки», «Купальщицы»). Он первым применил понятие «реализм» к своему творческому методу. Представителем реализма в живописи можно считать русского художника П. Федотова («Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др.). Реализм стал мощной основой русской художественной культуры второй половины XIX в. Этот период по праву называют «золотым веком» русской культуры. Появилось множество художников-реалистов: В. Перов («Тройка», «Проводы покойника» и др.), А. Саврасов («Грачи прилетели), И. Репин («Бурлаки на Волге», «Не ждали»), В. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова») и др. Реализм тщательно воспроизводил обстоятельства жизни своих героев. Наиболее полное выражение он нашел в жанре социального романа. Писатели-реалисты, в отличие от романтиков, признавали ценность «низкой» действительности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить в образах и обстоятельствах. Реализм в европейской литературе представлен произведениями Ч. Диккенса, О. Бальзака, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу и др. Ярко и разнообразно реалистическая традиция представлена в русской литературе. Образцами реализма являются произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др. Важным направлением в европейской художественной культуре последней трети XIX в. был также натурализм - идейно-художественное направление, характеризующееся повышенным вниманием к среде обитания людей и базирующееся на предопределенности человеческих пороков влиянием среды. Натурализм исходил из положения, что судьбы людей предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями вне зависимости от их воли. Наиболее ярким представителем натурализма стал Эмиль Золя. Влияние натурализма испытали многие крупные драматурги-реалисты: М. Горький, Л. Толстой и т.д. Художественно-изобразительной системой, которая не копировала, а воспроизводила действительность в соответствии с определенным спонтанно возникшим впечатлением стал импрессионизм. Импрессионизм - направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в конце 60-х - начале 70 гг. и стремящееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, отразить мгновенное впечатление. Название произошло от картины Клода Моне «Впечатление» (impressio) и объединяло группу художников Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писсарро и др. Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, а в том, что живопись должна воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом, словно впервые, как ребенок. Импрессионистический метод можно увидеть в творчестве прекрасных русских художников В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля. Импрессионизм в скульптуре получил воплощение в творчестве О. Родена («Адам», «Ева» и др.). Постимпрессионизм - общее название течений в живописи конца XIX - начала XX вв., возникших как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолётному, объединяющее художников, не связанных единством метода и программы. Постимпрессионизм интересен особым вниманием к форме, к декоративной стилизации, символикой цвета, новыми приёмами построения пространства и объёма (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген). Ещё одним значительным идейно-художественным направлением в европейском искусстве рубежа XIX-XX вв. стал символизм, для которого характерно использование в качестве выразительных средств разнообразных символов: образы-символы, идеи-символы и т.д. Художники-символисты противостояли реализму и импрессионизму и стремились выразить настроение и идеи через символику цвета и формы. Сюжеты их произведений были, как правило, мифологическими, мистическими или фантастическими. Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. В 80-90-е годы символизм появляется и в Англии, где его самым значительным представителем был О. Уайльд. Очень интересно и разнообразно проявляются символистические традиции в творчестве Д. Мережковского, А. Блока, К. Бальмонта, И. Северянина, В. Брюсова и др. Символисты презирали быт с его духовной бедностью. Реальному миру они противопоставляли умозрительные образы идеальной недостижимой красоты. Этим они отличались от романтиков, которые верили в возможность воплощения своих идеалов. Одно из первых архитектурных направлений рубежа XIX-XX вв. - модерн - художественный стиль, использовавший наиболее интересные приёмы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры. Для модерна характерны выявление функционально-конструктивной основы здания, отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» (и отсюда широкое введение кривых линий) металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Но для модерна характерна и склонность к иррационализму. Примером модерна может служить творчество А. Гауди. Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего расцвета, оказал неизгладимое воздействие на русскую архитектуру. Примером могут служить творения Ф. Шехтеля - особняк С. Рябушинского (ныне дом-музей А.М. Горького), особняк З. Морозовой, здание Ярославского вокзала, фасад здания Художественного театра, Дом московского купеческого общества и др. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника.
Литература 1. Культура России. XIX век (1801 - 1914). URL: http://www.russianculture.ru/forme.asp?id=11 (дата обращения 15.11.2012). 2. Общие тенденции в развитии культуры XIX в. URL: http://libsib.ru/kulturologiya/osnovnie-etapi-mirovoy-kulturi-vi-xx-vv--problemi-sovremennoy-kulturi/obschie-tendentsii-v-razvitii-kulturi-xix-v (дата обращения 16.11.2012). 3. Орлов, А.С. История России с древ нейших времен / А.С. Орлов. - М.: Проспект, 1997. -С. 255-267, 339-349
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.009 с.) |