ТОП 10:

Для непрофильных специальностей



 

 

Рекомендовано методической комиссией при филиале НОУ ВПО

«Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Омске

 

 

Омск-2013

УДК 9(С)(03)

ББК 63.3 я 2

И 90

 

Рецензенты:

Д.и.н., профессор – А.А. Штырбул;

К.и.н., доцент – И.В. Новикова.

И 90 История в вопросах и ответах для непрофильных специальностей: справочное пособие/ Н.П. Бобкова (и др.); под ред. О.А. Кирьяш – Омск: ИПК Макшеевой Е.А.: 2013. – … с.

 

 

Справочное пособие по истории для непрофильных специальностей дает возможность ознакомиться с основными проблемами отечественной и мировой истории. Пособие выполнено в рамках историко-краеведческой лаборатории БУК «Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина.

 

© Историко-краеведческая лаборатория

БУК «Омская государственная областная научная библиотека

им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина


Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..

Предмет истории как науки. Функции истории. Подходы к изучению истории…………..

Первобытный мир и рождение цивилизаций (источники, периодизация истории первобытного общества, теории происхождения человека)…………………………………

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока……………………………………..

Общая характеристика цивилизаций Античного мира……………………………………….

Средневековье как этап всемирной истории (понятие средние века, феодализм, периодизация истории средних веков, характеристика этапов феодализма)………………..

Становление европейской средневековой христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь…………………………………………………………………………………….

Формирование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманская теории, социально-политическое устройство……………………………………………………………

Политическая (феодальная) раздробленность на Руси: причины и

последствия (XII-XIII вв.)………………………………………………………………………..

Борьба русского народа за независимость в XIII в. Последствия влияния ордынского ига на дальнейшую историю страны………………………………………………………………..

Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства при Иване III и Василии III………………………………………………………..

Культура России и Европы (XV-XVI вв.)……………………………………………………..

Развитие феодализма в Европе на примере Франции (V-XV вв.)…………………………..

Внутренняя политика Ивана IV………………………………………………………………

Внешняя политика Ивана Грозного…………………………………………………………..

Смутное время: причины, ход событий, итоги………………………………………………..

Страны Европы в XVI в. (реформация, контрреформация, абсолютизм)…………………

Культура России и Европы в Новое время……………………………………………………

Международные отношения и европейская колониальная экспансия в XVII-XVIII вв……

Социальные движения в России в XVII в. Церковный раскол……………………………….

Социально-экономическое развитие России в XVII в………………………………………..

Эволюция государственного строя в России в XVII в. Зарождение абсолютизма…………

Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу в XVI-XVIII в…

Реформы Петра I………………………………………………………………………………….

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)………………………………………………

Внутренняя политика царского правительства во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины II……………………………………………………..

Внешняя политика России во второй половине XVIII века………………………………..

Буржуазные революции в Европе. Война за независимость североамериканских колоний и образование США………………………………………………………………………………

Внутренняя политика правительства Александра I в первой четверти XIX в. Движение декабристов………………………………………………………………………………………..

Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г………………………………………..

Становление индустриальной цивилизации в Западной Европе в XIX в……………………

Внутренняя политика правительства Николая I. Общественные движения во второй четверти XIX в. …………………………………………………………………………………..

Внешняя политика России во второй четверти XIX века……………………………………

«Великие реформы» 60-70-х гг. XIX века: предпосылки, сущность, значение…….………

Общественная мысль, политическое движение в России во второй половине XIX века……

Внешняя политика России во второй половине XIX в…………………………………………

Тенденции развития культуры Европы и России XIX в………………………………………

Особенности социально-экономического и политического развития России в конце XIX - начале XX вв. …………………………………………………………………………………….

Особенности образования, стратегия и тактика основных политических партий в России в начале XX в……………………………………………………………………………………….

Мир индустриальной цивилизации 1900 - 1914 гг……………………………………………..

Международные отношения в начале XX в., Русско-японская война………………………

Характер, движущие силы, основные события и результаты первой Российской революции (1905-1907 гг.)………………………………………………………………………

Аграрная политика П.А.Столыпина………………………………………………………….

Россия в первой мировой войне (причины, военные планы, этапы, итоги и последствия)……………………………………………………………………………………..

Февральская революция 1917 г. Падение царизма……………………………………………

Россия в 1917 г. (от Февраля к Октябрю)………………………………………………………

Второй съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первой половины 1918 гг.)…………………………………..

Формирование Версальско-Вашингтонской системы. Послевоенное развитие стран Западной Европы и США. 1918 - 1939 гг………………………………………………………

Восток в 1918 - 1939 гг. (Турция, Индия, Китай, Япония)…………………………………..

Гражданская война в России: причины, этапы и итоги. Политика «военного коммунизма».

НЭП. Причины перехода к новой экономической политике, её сущность…………………

Образование СССР, национальная политика советского правительства в 1920-30-е гг…….

Промышленное развитие страны в годы первых пятилеток. Последствия ускоренной индустриализации……………………………………………………………………………….

Сплошная коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты………………

Политика советского правительства в области культуры (20-30-е гг. XX в.)………………

Формирование командно-административной системы, культа личности Сталина, репрессии в 30-40 гг. XX в…………………………………………………………………….

Советская внешняя политика накануне Великой Отечественной войны (1933-1941 гг.)….

Причины, основные этапы, итоги и уроки Второй Мировой войны…………………………

Великая Отечественная война советского народа…………………………………………….

Крушение колониальной системы. Развитие стран Востока в 1960- 80-е гг………………..

Советское общество в послевоенный период - международная и внутренняя политика советского государства (1945 - 1953 гг.)………………………………………………………

Формирование постиндустриальной цивилизации……………………………………………

Экономические реформы и попытки демократизации общественной жизни

(1953 - 1960-е гг.). Внешняя политика………………………………………………………..

СССР в 70-е - первой половине 80-х гг. XX в. Причины, сущность и проявления механизма торможения во всех сферах жизнедеятельности советского общества…………

Социально-экономическое и внутриполитическое развитие страны в годы перестройки….

«Новое мышление» во внешней политике СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)…….

Августовский путч 1991 г., распад СССР………………………………………………………

Постсоветская Россия: экономика и внутренняя политика………………………………….

Внешняя политика России в 1990-е гг…………………………………………………………..

Мир развитых стран в условиях глобализации…………………………………………………

Россия в первом десятилетии XXI в…………………………………………………………….

Литература…………………………………………..…………………………………………….

Информация об авторах………………………………………………………………………….


ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «История» является фундаментальной дисциплиной, которая входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «История» изучается студентами всех факультетов на первом курсе. Основными формами промежуточной аттестации дисциплины выступают зачет (1 семестр) и экзамен (2 семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Основная цель дисциплины заключается в формировании целостного видения процессов и явлений отечественной и мировой истории.

Задачами дисциплины являются: анализ важнейших событий мировой и отечественной истории; формирование комплексных знаний об основных этапах и характеристиках мировой истории, раскрытие взаимосвязей экономической, политической и социальной истории; выявление места истории России в мировом историческом процессе.

В соответствии с современной моделью высшего профессионального образования федерального государственного стандарта третьего поколения, преподавание дисциплины «История» нацелено на формирование таких компетенций общекультурного и профессионального характера как:

- владение культурой мышления;

-способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

В результате изучения дисциплины «История» студент должен:

- знать основные факты, события и явления отечественной и мировой истории.

- уметь применять оперировать основными понятиями, терминологией исторической науки, составлять развернутую характеристику исторических явлений, событий и процессов.

- владеть (быть в состоянии продемонстрировать) способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию, систематизировать и анализировать данные таблиц, графиков и карт, навыками аргументации.

Справочное пособие по дисциплине «История» предназначено для студентов 1 курса всех специальностей Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. Пособие разработано на основе образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования и охватывает события мировой и отечественной истории с IX - XXI вв.

Материалы пособия выстроены по проблемно-хронологическому принципу. Пособие содержит минимум исторического материала, необходимого для получения на экзамене удовлетворительной оценки. В пособии сделан акцент на самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Для получения на экзамене оценки «хорошо» и «отлично» в помощь студенту в конце каждого вопроса представлен список литературы необходимый для более глубокого освоения материала. Общий список литературы представлен в конце пособия.

В пособии представлено несколько типов вопросов, каждый из которых обладает своей спецификой.

Первый тип вопросов - это вопросы по отечественной истории. Они являются наиболее простыми для восприятия студентами, т.к. в определенной степени дублируют школьный курс отечественной истории. Вопросы этого типа раскрывают события, явления и процессы истории России, охватывая период с IX-XXI вв. Вопросы выстроены по хронологическому признаку и отличаются схематичной информативностью.

Второй тип вопросов - вопросы по зарубежной истории. Основная сложность в восприятии материала этих вопросов заключается в недостаточной подготовленности студентов по зарубежной истории. Ответы на вопросы этого типа содержат данные о событиях мировой истории с эпохи становления и развития первобытного общества до современности. Ответы на вопросы этого типа представляют собой алгоритм ответа студента на экзамене, в котором выделены основные этапы, явления, процессы мировой истории, представлены оценки, итоги и значение исторических событий.

Третий тип вопросов - вопросы смешанного характера. Спецификой этого типа вопросов является построение материала по проблемно-хронологическому принципу. В вопросах прослеживается динамика развития параллельных процессов, характерных для отечественной и мировой истории, определяются общие и специфические черты, выявляются факторы, оказывающие влияние на развитие отечественной и мировой истории, подводятся итоги.

Четвертый тип вопросов - вопросы теоретического характера. Эти вопросы, в основном касаются современного развития общества. Они отличаются наибольшей долей дискуссионности. В пособии по многим спорным вопросам представлены не только точка зрения авторов пособия, но и мнения, которые встречаются в других учебниках и пособиях. При изложении материала кратко приводятся аргументы и контраргументы.

Все вопросы представляют собой только краткий алгоритм ответа студента. Развернутые выводы студент может сформулировать, изучив тему, ознакомившись с дополнительной литературой.

 

Рекомендации по работе с пособием.

1. Начать необходимо с внимательного, вдумчивого, возможно, неоднократного прочтения ответа на вопрос.

2. При повторном прочтении нужно обратиться к дополнительному справочному материалу, для правильного понимания терминов, процессов и явлений, получить больше информации об исторических личностях.

3. Материал, содержащийся в пособии недостаточен для получения отличной оценки, но у Вас есть возможность расширить свои знания, обратитесь к литературе, указанной после каждой справки.

4. Завершив работу над темой, продумайте логику изложения материала. Для этого можно составить письменный план ответа. Указанный план можно расширить, превратив в план-конспект Вашего ответа, дополнив его необходимыми историческими датами и именами. При изложении ответа, обращайте внимание на дикцию и правильный литературный язык.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.214.0 (0.01 с.)