ТОП 10:

НЭП. Причины перехода к новой экономической политике, её сущность



В условиях Гражданской войны и военно-коммунистической политики население лишилось каких-либо материальных стимулов к производству. Однако лидерам большевиков казалось, что их политика не чрезвычайная и вынужденная, а вполне закономерная. Они строили бесклассовое, свободное от товарно-денежных отношений общество будущего, коммунизм. В ответ одно за другим в разных концах страны вспыхивают мощные крестьянские восстания (в Тамбовской губернии, Среднем Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной Сибири). К весне 1921 г. в рядах восставших против большевистской диктатуры было уже свыше 200 тыс. чел. Продразвёрстка в 1920 г. не была выполнена, огромные усилия тратились на подавление мятежей и крестьянских восстаний.

В марте 1921 г. с оружием в руках против большевиков выступили матросы и красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-морской базы балтийского флота. Против власти большевиков, говоривших о диктатуре пролетариата, поднимается рабочее движение. В городах нарастает волна забастовок и демонстраций рабочих. В.И. Ленин был вынужден охарактеризовать ситуацию зимы 1920-весны 1921 г. как экономический и политический кризис Советской власти.

Власть большевиков оказалась под угрозой. Л.Д. Троцкий для преодоления кризиса требовал ужесточить меры «военного коммунизма»: отделить крестьян от земли, создать гигантские трудовые армии и использовать их на стройках коммунизма. Троцкий предлагал также укрепить карательные и репрессивные органы для организованного насилия над теми, кто добровольно в трудовые армии не пойдёт. Его противники из так называемой «рабочей оппозиции» (А.Г. Шляпников, А.М. Коллонтай и др.) предложили наоборот отказаться от руководящей роли большевиков и передать управление профсоюзам.

Наиболее трезво опасную для большевиков ситуацию оценил Ленин. Он отказывается от попытки немедленного перехода к коммунизму с помощью насилия. Внутренняя политика выстраивается по двум направлениям:

1. В экономической сфере большевики отказались от прежнего курса. Чтобы спасти свою власть они готовы идти на уступки крестьянам, идут на освобождение хозяйственной жизни от тотального государственного контроля.

2. В политической сфере прежний курс был ужесточён. Усилилась централизация и борьба против оппозиционных сил, сохранялся диктаторский характер большевистского правления.

Первой «антикризисной» мерой большевиков стала замена продразвёрстки натуральным продналогом. Её одобрил X съезд РКП (б), состоявшийся 8-16 марта 1921 г. Замена продразвёрстки продналогом и разрешение свободной торговли положили начало новой экономической политике (НЭПу).

С введением продналога (он был меньше продразвёрстки и объявлялся заранее, накануне посева) у крестьянина появлялись излишки, которыми он мог свободно распоряжаться, т.е. торговать. Свобода торговли вела к разрушению государственной монополии не только в распределении сельскохозяйственных продуктов, но и в управлении промышленностью в городе. Предприятия переводятся на хозрасчёт, который давал возможность постепенного перехода на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. Вводилось материальное стимулирование рабочих. Многие предприятия отдавались в аренду кооперативам, товариществам или частным лицам. Тем самым отменялся декрет о национализации всей мелкой и кустарной промышленности.

По новому положению от 7 июля 1921 г. можно было открыть кустарное или промышленное производство, но не более одного на владельца. Разрешалось нанимать до 10 рабочих при механизированном производстве («при моторе») и до 20 - без механизации («без мотора»). Больше стало привлекаться специалистов на государственные заводы. Отмена закона о всеобщей трудовой повинности в 1921 г. дала возможность заняться предпринимательством. Начался процесс формирования «советской буржуазии» (нэпманов).

Начало НЭПа совпало с голодом - следствием прежней политики «военного коммунизма», лишившей сельское хозяйство каких-либо резервов, сделавшей беззащитным перед любым неурожаем. Хлебородные районы Украины, Кавказа, Крыма, Приуралья и Поволжья в 1921 г. охватила засуха. В 1921- 1922 гг. голодало около 40 губерний с 90 млн. населения, из которых 40 млн. оказались на грани смерти.

Правительство усиленно искало выход. Был создан ряд комиссий помощи голодающим. Началась кампания русской церкви по добровольной сдаче своих ценностей в фонд спасения голодающих, ценности стали поступать от русских эмигрантов. Однако вскоре на церковь начались гонения. Для закупки продовольствия изымалось, часто жестоко, церковное имущество. Продавались за границу произведения искусства. Советское правительство обращается к миру с призывом о помощи. Её предлагают и оказывают Американская администрация помощи (АРА), международный пролетариат, европейские государства.

Одним из важнейших элементов НЭПа стала денежная реформа 1922-1924 гг. (Нарком финансов Г.Я. Сокольников). Реформа началась в конце 1922 г. с выпуска советского червонца. С этого времени по март 1924 г. в обращении одновременно был устойчивый червонец и падающий совзнак. В 1924 г. оставшиеся советские деньги Госбанк выкупил у населения. Золотой червонец ценился выше английского фунта стерлингов и был равен 5 долларам 14,5 центам США. Рубль стал международной валютой.

К числу важнейших законов принятых Советской властью в начале 1920-х гг., принадлежит закон о концессиях (разрешение, уступка). Советская страна по договору передавала зарубежным предпринимателям на определённый срок в эксплуатацию природные богатства, предприятия или другие хозяйственные объекты. Через концессии В.И. Ленин видел возможность приобрести необходимые машины и паровозы, станки и оборудование, без которых восстановить хозяйство было невозможно.

Были заключены концессии между правительством РСФСР и Большим Северным телеграфическим обществом (1921 г.) на эксплуатацию подводных телеграфных линий между Россией, Данией, Японией, Китаем, Швецией и Финляндией. В 1922 г. открылась первая международная авиалиния Москва - Кенигсберг. Создаются специальные акционерные предприятия - русские, иностранные, смешанные. Но в дальнейшем концессии и смешанные предприятия не получили своего развития из-за государственного вмешательства, которое ограничивало свободу предпринимателей.

Кооперация, которая в годы «военного коммунизма» была придатком Народного комиссариата продовольствия, получила относительную самостоятельность. Эффективность кооперативного производства была, по крайней мере, вдвое выше, чем в государственной промышленности. Она обеспечивалась более свободной организацией труда. В промышленности к середине 1920-х гг. 18% предприятий были кооперативными. 2/3 кооперативного товаропродукта приходилась на города. К 1927 г. 1/3 всех крестьянских дворов охватывала сельскохозяйственная кооперация. Она насчитывала около 50 различных типов объединений: кредитная, свекловичная, картофельная, маслодельная и т.д.

Аграрная политика Советской власти поддерживала экономически немощные бедняцко-середняцкие хозяйства. Одновременно сдерживается с помощью налоговой политики, регулярных переделов земли рост крупных крестьянских (кулацких) хозяйств. Удельный вес крупных хозяйств не поднимался выше 5% от общего числа по стране. Однако именно они были производителями товарной продукции. Хозяйства замыкаются на производстве для собственного потребления, а не продажи. Рост населения приводит к дроблению крестьянских дворов. Происходит стагнация и падение производства. При этом цены на сельхозпродукцию искусственно занижаются государством, что делает невыгодным их производство.

Потребности в сельхозпродукции городского населения и промышленности возрастают, а удовлетворены быть не могут. Государство, сохранившее контроль над «командными» высотами, т.е. над крупной промышленностью и банками, постоянно стремилось диктовать свои условия и в других отраслях экономики. Средства для поддержания крупной промышленности постоянно изымались из других отраслей экономики, тормозя их развитие. Завышенные цены на промышленные товары делали их недоступными для деревни. В этом важнейшие причины кризисов НЭПа 1923, 1925, 1928 гг., которые, в конце концов, привели к утверждению жёсткой командно-административной системы, военно-коммунистической по своему содержанию.

 

Литература

 

1. НЭП. Взгляд со стороны: Сборник / сост. В.В. Кудрявцев. - М. -1991. - С. 42-56.

2. Россия и мир. Учебная книга по истории. В 2-х ч. / под общ. ред. А.А. Данилова. - М.: ВЛАДОС, 1994. - Ч. 2. - С. 101-131.

3. Талапин, А.Н. Отечественная история. Курс лекций: учеб. пособие для студентов негуманитарных факультетов высшего профессионального образования / А.Н. Талапин, А.А. Циндик. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - С. 98-99.

 

 


Образование СССР, национальная политика советского правительства

В 1920-30-е гг.

После завершения гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых советских государств - РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, а так же Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (с 1922 по 1936 гг. объединённые в Закавказскую Федерацию - ЗСФСР).

В 1920-1921 гг. между республиками устанавливается военный и хозяйственный союз (объединялись наркоматы внешней торговли, финансов, военных и морских дел, путей сообщения, труда, почт и телеграфов). В 1922 г. был заключен и дипломатический союз - подписан протокол о передаче РСФСР другими республиками прав защиты их интересов, вплоть до заключения и подписания от их имени договоров и соглашений.

В большинстве республик власть принадлежала национальным компартиям, входившим в состав единой РКП(б), что облегчало процесс их объединения.

К объединению стимулировало экономическое положение: исторически сложившееся разделение труда, веками складывавшаяся экономическая взаимосвязь районов. Но, главной стала идея принадлежности к единому великому государству, которая превалировала в настроениях народов, живших в бывшей Российской империи.

Сыграли свою роль и общность исторических судеб: миграции, перемешивание населения, смешанные браки, а также - мирная, преимущественно народная колонизация в России, отсутствие геноцида, необходимость совместного выживания возникших политических режимов во враждебном внешнем окружении.

В руководстве РКП(б) существовали различные точки зрения на принципы построения единого многонационального государства.

Созданная комиссия Политбюро ЦК РКП(б) утвердила проект «автономизации», предложенный И.В. Сталиным. Он предусматривал включение Украины, Белоруссии, Закавказских республик в состав РСФСР на правах автономий. В.И. Ленин, ознакомившись с проектом, подверг его резкой критике. Он полагал, что все республики должны на принципах федерации создать Союз - на строго добровольных началах, полном равноправии и сохранении за каждой республикой права на свободный выход из государственного союза. ЦК РКП(б) утвердил ленинские принципы национально-государственного устройства.

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик.

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР (она состояла из Декларации и Договора об образовании СССР). Конституция признавала республики суверенными государствами - с правом свободного выхода из Союза (однако механизм выхода так и не был прописан), внесения в свои конституции изменений в соответствии с Конституцией СССР.

Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, делегаты которого избирались местными Советами (1 делегат от 25 тыс. городских жителей и 1 делегат на 125 тыс. сельских жителей); в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов - он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, имел свой руководящий орган - Президиум ЦИК. Исполнительным органом ЦИК СССР стал Совет Народных Комиссаров (правительство во главе с В.И. Лениным).

Во второй половине 20-х годов в устройстве СССР произошли изменения.

В 1924-1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. было провозглашено создание Таджикской ССР (ранее Таджикистан входил в состав Узбекской ССР). Схожие изменения происходили и в других республиках. Так, в 1924 г. в составе УССР появилось новое автономное объединение - Молдавская АССР.

Таким образом, уже в 20-е гг. большевики собрали в единое государство большую, без Польши и Финляндии часть территории Российской империи.

Но шло время, и становилось ясно, что создание в 1922 г. Союза и принятие Конституции 1924 г. всех национальных проблем не решило.

Остро стоял «тюркский» вопрос. Так, видный деятель наркомнаца Султан-Галиев требовал поднять до уровня союзных (т. е. имеющих право выхода из Союза) ряд российских автономий. Речь шла о Туркестанской АССР, включавшей в себя территории Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. В последующем он выдвигал планы создания на территории России четырёх республик, носящих наднациональный, по сути, пантюркистский характер: федерации Урало-Волжских республик, Общекавказской федерации, Казахской республики и, так называемой Туранской республики, состоящей из четырёх государств Средней Азии. Ряд работников Татарской и Крымской АССР были уличены в связях с пантюркистским движением и Турцией.

Постоянно напряжённой в плане сохранения союзного государства обстановка была на Украине. Здесь в 20-е гг. действовали т. н. «укаписты» - члены Украинской Коммунистической Партии, члены мелкобуржуазных и националистических организаций. В политике проводимой официальными властями Украинской ССР имела место так называемая «украинизация».

На этом фоне правительством вносятся коррективы в учебные программы, в которые после десятилетия замалчивания исторического прошлого возвращается изучение Отечественной истории. После гонений восстанавливаются в правах историки-государственники: Готье, Тарле, Платонов. Критике подверглись произведения литературы, в которых в неуважительной форме изображался русский народ и его прошлое.

Соответственно видоизменяется и природа общности, с которой должен идентифицировать себя советский гражданин. Если раньше такой общностью были рабочий класс или партия, то теперь ими становятся «нация, Родина, Отечество», которые объявлены священными.

С принятием в 1936 г. «сталинской Конституции» по сути, менялась природа федерации. Если раньше советская федерация, была договорной, то теперь она становилась конституционной. В прежней конституции СССР 1924 г. текст основного закона начинался с декларации о создании СССР и союзного Договора. В тексте 1936 г. ссылок на эти документы уже не содержалось. Тем самым они утрачивали свою силу. СССР становился единым государством.

Соответственно изменялась и структура государственных органов. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума новый основной Закон предусматривал образование Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Если раньше высшие органы формировались методом делегирования, то теперь они избирались на основании всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права. Тем самым высшие органы власти уже не сковывались местными руководящими элитами. По-новому распределялись и полномочия между союзным центром и республиками. Новая конституция усиливала территориальное единство и государственную целость СССР. Но порочная практика, когда национальный вопрос решался сугубо за счёт - РСФСР, преодолена не была. Геополитические симпатии руководителей воплощались в ущерб национальным интересам русского народа. В частности, по новой Конституции автономной республике Казахстан придавался статус союзной республики. Так же был решён вопрос с Киргизией. РСФСР теряла около четверти своей территории и около 10% промышленного потенциала. Но, эти преобразования нельзя рассматривать однозначно, в том числе однозначно негативно. Расширяя права входивших в состав СССР народов, союзное правительство выбивало почву из-под ног сепаратистов и националистов. По сути, «сталинская Конституция» стала воплощением того синтеза большевизма и национальной русской идеи, о которой в философском плане писал Н.А. Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма»

В 1940 г. с присоединением Прибалтики и Бессарабии в СССР вошли Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская союзные республики.

С 1940 по конец 1991 г. в СССР насчитывалось 15 республик: РСФСР, Латвийская, Литовская, Эстонская, Украинская, Белорусская, Молдавская, Армянская, Азербайджанская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Туркменская, Таджикская, Узбекская ССР.

 

Литература

 

1.История России XX- начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова / под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - С.346-361, 387-393, 469-477.

2. Шумилов, М.И., Шумилов, М.М. История России 1917-1918: учебное пособие / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. - Петрозаводск: ПетрГУ, 1999. - С.150-161.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.88 (0.013 с.)