Культурно-исторические источники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-исторические источники



ИСТОРИЯ РОССИИ

Тема 4. Русская культура в период Средневековья (IX-XVI вв.)

I. Культура Руси IX-XIII вв .*

Материалы стандарта:

Древняя Русь.

Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян.

Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности.

Кодификатор ЕГЭ:

История России с древности до конца XVI в.
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Древнерусское государство (IX – первая половина XII вв.)
Принятие христианства.
Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
Культура Руси в XII-XV вв.

Ключевые даты и события

IX-XIII в

957 г. - поездка княгини Ольги в Константинополь, крещение Ольги

988 г. – крещение Руси Владимиром I

989-996 гг. – строительство Десятинной (Успения Богородицы) церкви в Киеве

1031-1036 гг. – строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове

1037-1041 гг. – строительство Софийского собора в Киеве

1045-1050 гг. – строительство Софийского собора в Новгороде

1049 г. – создание Иларионом «Слова о законе и благодати»

1056-1057 гг. – написание «Остромирова Евангелия»

1060 г. – строительство Софийского собора в Полоцке

1062-1074 гг. – деятельность игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского по созданию и развитию обители

1073;1076 гг. – создание «Изборников» Святослава Ярославича

1113 г. – создание иноком Нестором «Повести временных лет»

1115 г. – написание «Мстиславова Евангелия»

не ранее 1117 г. – создание «Поучения» Владимира Мономаха

1158-1161 гг. – строительство Успенского собора во Владимире

1158-1164 гг. – строительство Золотых ворот во Владимире

1165 г. – создание храма Покрова на Нерли

после 1187 г. - создание «Слова о полку Игореве»

1194-1197 гг. – строительство Дмитревского собора во Владимире

1234 г. – создание Георгиевского собора в Юрьеве-Польском

1299 г. – перенесение престола митрополита из Киева во Владимир

Персоналии

Подвижники Церкви и деятели культуры
Кирилл и Мефодий Владимир I (Святой) Первые русские князья-мученики Борис и Глеб Владимировичи Нестор Сильвестр Иларион Антоний и Феодосий Печерские Владимир I (Креститель) Владимир Мономах

Основные термины и понятия

 

Язычество. Волхвы. Христианство. Православие. Церковь. Храм. Монастырь. Инок (монах). Митрополит. Архимандрит. Икона. Иконографический канон. Крестово-купольный стиль. Мозаика. Фреска. Скань. Зернь. Чернь. Глаголица. Кириллица. Житие. Летопись.

Культурно-исторические источники

«Слово о законе и благодати» (Иларион, 1049), «Повесть временных лет» (Нестор, 1113), «Поучение» Владимира Мономаха (не ранее1117), «Слово о полку Игореве» (после 1187), «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.), «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (середина XIII в.)

II. Конкретно-исторические условия, факторы зарождения и развития древнерусской культуры (культуры Киевской Руси). Её характерные черты.

Влияние родовых культурных традиций на формирование древнерусской государственности

Сильное влияние родовых воззрений сказалось на формировании древнерусской государственности, Это прежде всего проявилось в том, что руководители ряда славянских и финских племен призвали на службу целый род князей-правителей. Родовой быт наших древних предков привел к организации государственной власти по своему образу и подобию, сделав ее достоянием семейства Рюрика. Ни за кем, кроме членов этого семейства, не признавалось права на власть.

Основные направления развития культурного творчества на Руси после принятия христианства (988).

Становление отечественной светско-религиозной литературы, затрагивающей проблемы политической и духовно-нравственной жизни Руси, ответственности человека перед своей христианской совестью за содеянное им в жизни

- «Поучение» Владимира Мономаха (не ранее 1117); «Послание» митрополита Климентия Смолятича священнику Фоме (середина XII в.); «Слово о полку Игореве» (после 1187), «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.) и др.

Наиболее ярко древнерусское религиозно-нравственное сознание проявилось в «Поучении»Владимира Мономаха. Князь Владимир Всеволодович, прозванный Мономахом (поскольку его дедом по материнской линии был византийский император Константин Мономах) предстает в нашей истории как мудрый, просвещенный правитель и законодатель, как доблестный воин-патриот, не жалевший жизни для обороны Руси, как один из самых опытных и удачливых полководцев, не знавший поражений на поле брани. Кроме этого Владимир Всеволодович явился человеком высоко духовным по уровню своего христианского сознания, что позволило ему стать выдающимся религиозно-нравственным писателем Киевской Руси. Христианские воззрения на духовные основы человеческого существования он высказал в послании к князю Олегу Святославичу, в автобиографическом повествовании и завещательном письме своим детям, которые и составляют то, что мы называем «Поучение» Владимира Мономаха. Это сочинение создавалось постепенно, в последние годы жизни великого князя было дополнено вставками, завещанием и завершено, вероятно, между 1117 и 1125 гг. Религиозно-нравственные устои мировоззрения Владимира Мономаха, позволившие ему высоко подняться над мстительными нравами и грубыми политическими страстями эпохи, становятся понятны из духовного завещания великого князя своим детям. В этой части «Поучения» Владимир Всеволодович приоткрывает нам свой скромный и спокойный внутренний образ. Прежде всего, бросается в глаза тихий ненавязчивый тон письма, где автор по существу не наставляет, не поучает, а задушевно делится выводами из опыта многотрудной, напряженной и крайне опасной жизни. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, – смиренно говорит, многоопытный и могучий великий князь, – не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. <...> Ежели же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил». Что же считает князь Владимир наиболее ценными человеческими качествами, которые желает видеть в чадах своих? Прежде всего, Бога ради и своей души, имейте страх Божий в сердце своем и подавайте милостыню нескудную – это начало всякого добра, пишет Мономах. Имейте душу чистую и непорочную, а тело худое. Ешьте и пейте без шума, при старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтесь, с равными и младшими любовь имейте, без лукавства беседуйте, не свирепствуйте словом, глаза держите книзу, а душу ввысь. Избегайте суеты, ограничивайте увлекающихся властью, ни во что не ставьте всеобщий почет, не мстите, лишаемые, любите, ненавидимые, терпите, гонимые, молчите, хулимые. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Не ленитесь ни на что хорошее – пусть не застанет вас солнце в постели. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а, поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на немного дней». Таким образом, в основе всех нравственных советов Владимира Мономаха – безусловное сердечное доверие Богу как премудрому Творцу и Спасителю, а также принцип соблюдение правды Божией в отношении к людям. Христианский правитель обязан защищать слабых от сильных, а не добиваться любой ценой поддержки своей власти со стороны сильных мира сего. В этой праведной мысли князя-мыслителя, очевидно, воплотился православный идеал государственной власти, соответствующий воззрениям крещеного народа.

- «Слово о полку Игореве» (после 1187)

Не меньшее значение в формировании русского национального самосознания сыграло «Слово о полку Игореве», созданное в период распада Древнерусского государства и формирования новых политических центров на его территории. В «Слове» со всей очевидностью проявилось возрастание чувства духовной общности народа в условиях распада киевской государственности Эпоха политической раздробленности охватывает большой временной отрезок – от первой трети XII в. до возвышения Москвы и объединения русских земель во второй половине XV в. Духовное развитие Руси в этот период определяется болезненным противоречием между религиозно и нравственно укрепляющимся русским национальным единством, с одной стороны, и княжеским многовластием, раскалывающим государственную целостность страны, с другой. В то время как русские все более ясно начинают осознавать свою принадлежность к одной религии, одной земле, одной национальной общности и одной культуре, государственное устройство Руси развивается в обратном направлении. По мере умножения числа представителей княжеского рода, разрастания и обособления его ветвей, идея родовой общности правителей уже не может политически скреплять Русь. Отдельные князья стремятся прочно гарантировать свои права на княжения, передавая их от отца к сыну, что превращает уделы Великого княжества Киевского в самостоятельные политические центры. Но политический распад Киевской Руси не только не ослабляет чувства внутренней связи русских людей, а, в силу единой веры, уже утвердившегося языкового и культурного родства, резко усиливает ощущение ими духовно-национального единства. Ярким литературным выражением роста этого патриотического чувства является «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после неудачного похода в Половецкую степь в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича (1151- 1202). Поражение и гибель большей части русского войска, пленение русских князей половцами, побег князя Игоря из половецкого плена произвели сильное впечатление на современников: трагической военной неудаче Игоря посвящены, кроме «Слова», две летописные повести. Однако, в отличие от летописцев, автор «Слова» не столько рассказывает, сколько размышляет о взволновавшем его событии, оценивая его в сопоставлении с прошлым Руси и высказывая мысли о будущем. Наш древний соотечественник, создавший «Слово о полку Игореве», вдохновлялся всепроникающей любовью к родной ему Русской земле. «Именно эта Русская земля, – по словам Д.С.Лихачева, – явилась главным героем его произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение». Интересно заметить, что автор «Слова» понимает под Русской землей не только Киевскую землю и примыкающие к ней области, что было обычным для политического сознания периода раздробленности, но все территории (Владимиро-Суздальское княжество, Владимиро-Волынское, Новгород Великий), где правили русские князья и жили русские люди, в том числе области, захваченные кочевниками. Например, река Дон, на которой находились кочевья половцев, но где имелись и многочисленные русские поселения, для автора «Слова» – русская река. Говоря о художественном выражении этого необычного для XII века ощущения единства Русской земли, Д.С.Лихачев указывает, что вместе с русскими людьми выступает в «Слове» русская природа. «Дон зовет князя Игоря “на победу”. Донец помогает Игорю во время бегства. Славу Игорю поют девицы на “Дунаи”, где действительно имелись русские поселения. Там же слышен и плач Ярославны». Даже Полоцкое княжество, которое в то время постоянно противопоставлялось остальной Руси, введено автором в круг русских княжеств, а потому он обращается к полоцким князьям с призывом совместно защищать Русскую землю. Единство Русской земли мыслится автором «Слова» не только в связи с общностью народа, но и в связи с «грозной» и «великой» властью князя Киевского, проявлять верность которому призваны остальные русские князья. В «Слове» еще не предвидится ни возможности создания нового государственного центра на Северо-Востоке Руси, ни будущего самодержавия, однако необходимость возрождения центральной власти, ее общенародного авторитета и ее силы в масштабах всей Русской земли выражается достаточно определенно.

Народный фольклор

- Развитие народного фольклора как неотъемлемой части русской культуры.

Примерами устного народного творчества этого периода являются: обрядовый фольклор (свадебные песни, похоронные плачи-причитания, праздничные обряды, заговоры, заклинания, сказки, пословицы, поговорки, загадки); народные предания (предание о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, предание о князе Олеге).

- Особое место в народном фольклоре народных былин. Богатырские былины.

Первые образцы былин возникли ещё в дохристианский период, но своего подлинного развития достигли после принятия христианства. Наибольшую известность получили былины о Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Микуле Селяниновиче, новгородские былины о «госте» Садко, сказания о князе Романе и др.

Именно богатырские былины дают возможность оценить, насколько духовно разгорается и высоко воспаряет древнерусское национальное чувство под влиянием принятия Русью христианства. Княжение Владимира Красное Солнышко, когда князь, приобщив страну христианству, начал напряженную борьбу со степными кочевниками, стало временем возникновения стержневого циклаотечественных былин.

Главными персонажами киевских богатырских сказаний являются могучие христианские воины, защищающие Православную Русь от посягательств иноверцев. Богатыри предстают перед нами в сражениях, чудесных подвигах и на пирах гостеприимного великого князя Киевского. Владимир Красное Солнышко находится в центре удалого и могучего богатырского народа. Добрый, ласковый, хлебосольный, он приветливо соединяет вокруг себя гостей-витязей, пришедших из разных краев Руси, согревая их своим православным сердечным отношением, так же как настоящее солнце освещает и греет необозримую Русскую землю со всем живущим на ней. «Праздник, пир – составляет колорит Владимировых песен; но этот пир, как и вся жизнь, имеет христианскую основу, – поясняет известный мыслитель-славянофил К.С. Аксаков в своем очерке о богатырских былинах. – Христианство есть главная основа всего Владимирова мира. На этой-то христианской основе является богатырская сила и удаль молодого, могучего народа.– Эти пиры, эта жизнь имеет и всерусское значение; видим здесь всю русскую землю, собранную в единое целое христианскою верою, около великого князя Владимира, просветителя земли русской. Радость, проникнувшая жизнь, после возрождения Христовым учением, является как праздник, как постоянный братский пир... Могучий, пирующий хор богатырей в то же время хранит землю русскую от врагов и хищников».

Много витязей собирается у Владимира. Они представляют практически все края Русской земли: Ростов Великий – Алеша Попович и Еким Иванович, Галич – Казарин Петрович и Дюк Степанович, Рязань – Добрыня Никитич, Новгород – Ставр-боярин, Киев – Чурила, наконец, Муром – Илья Иванович Муромец. Илья Муромец – самый выдающийся герой сказаний, признанный святым Русской Церковью, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Среди молодых и удалых богатырей только Илья Иванович стар и лишен удали. Выходец из крестьян, он степенен, не кровожаден, не любит убивать и где возможно избегает наносить удара. По точному определению К.С. Аксакова – это тихая непобедимая сила, скрывающая в себе крепость духа и олицетворяющая сам русский народ. Вместе с богатырями в былинах присутствуют и калики перехожие – так в Древней Руси называли православных странников, идущих поклониться гробу Господню в Святой Земле (Палестине) и добывающих пропитание милостыней. Калики наделяют Илью Муромца богатырской мощью, а иногда и сами проявляют недюжинную молодецкую стать: Калика-богатырь побивает несметную силушку, а с могучим каликой Иванищем не решается вступить в единоборство даже Илья Иванович. Тот факт, что смиренные паломники не противопоставляются богатырям, а сами нередко оказываются богатырями, исследователь былин В.И. Калугин считает весьма важным проявлением древнерусской точки зрения, приравнивающей духовный подвиг паломничества к подвигу ратному. В создаваемых каликами и устно передаваемых духовных стихах, отражающих сугубо народное миросозерцание, святые Божии угодники стоят плечом к плечу с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и другими православными воинами как духовные защитники и покровители Русской земли. Этим, в принципе мирным, неагрессивным, чисто оборонительным пафосом защиты веры и Отечества русские богатыри существенно отличаются от героев западных рыцарских хроник, таких как «Песня о Роланде», «Песня о Гильоме Оранжеском» (Франция), «Песня о нибелунгах» (Германия) или «Песня о Сиде» (Испания). В современных былинам произведениях средневекового европейского эпоса наличествуют совершенно чуждые первым идеи завоевания, кровавой мести, борьбы за славу и богатство, насильственного крещения иноверцев, религиозной войны. Былины рисуют нам образ по-христиански смиренного и благочестивого воина, соединяющего в себе телесную мощь и непобедимую силу духа. Таков был древнерусский идеал, рожденный сочетанием новозаветной благодатной религии с самоощущением молодого могучего народа.

Средневековая Русь

Религия и Церковь в средневековой Руси

Кодификатор ЕГЭ:

Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
Культура Руси в XII – XV вв.
Российское государство во второй половине XV –начале XVII вв.
Культура России в XVI в.

Ключевые даты и события

XIV-XVI в.

1328 г. – перенесение престола митрополита из Владимира в Москву

1354 г. – посвящение в митрополиты Владимирского епископа Алексия, способствовавшего укреплению позиций московских князей и преодолению распрей между русскими князьями

1367 г. – строительство каменного кремля в Москве

1405 г. – роспись Андреем Рублёвым иконостаса Благовещенского собора в Москве

около 1408 г. – создание первого общерусского летописного свода – Троицкой летописи

1408 г. – создание Андреев Рублёвым вместе с Даниилом Чёрным фресок Успенского собора во Владимире

1425-1427 г. – написание Андреем Рублёвым иконы «Троица»

1439 гг. – подписание константинопольским патриархом унии с Римской католической Церковью в условиях надвигающейся мусульманской угрозы на Ферраро-Флорентийском соборе, которая ставила Православную Церковь в духовную зависимость от Римского папы

1441 г. – отказ Василия II и русских епископов признать решения Ферраро-Флорентийского собора

1448 г. – избрание собором русских епископов Рязанского епископа Иону митрополитом без согласия Константинополя, что означало фактическую независимость (автокефалию) русской епархии

1475-1479 гг. – строительство Успенского собора в Москве

1481 г. – написание Дионисием икон для Успенского собора в Москве

1484-1489 гг. – строительство Благовещенского собора в Москве

1480 г. – создание Московского летописного свода

1487-1491 гг. – создание на территории Московского кремля Грановитой палаты

1505-1508 гг. – строительство в Москве Архангельского собора

1505-1508 гг. – строительство в Москве церкви-колокольни Ивана Лествичника (Ивана Великого)

1510-1511 гг. – «послание» игумена Филофея государю Василию III

1532 г. – возведение храма Вознесения в Коломенском

1554 г. – завершение написания «Великих Четьих-Миней»

1555-1561 гг. – строительство Покровского собора «на рву» (храма Василия Блаженного)

1564 г. – появление «Апостола» - первого образца отечественной казённой печатной продукции

 

Персоналии

Подвижники Церкви и деятели культуры
Митрополит Киевский и всея Руси Пётр Рязанский старец Софоний Митрополит Алексий Игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский Монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый Стефан Пермский Андрей Рублёв Феофан Грек Даниил Чёрный Игумен Филофей Нил Сорский Иосиф Волоцкий Вассиан Патрикеев Максим Грек Иван Пересветов Андрей Курбский Сильвестр митрополит Макарий Афанасий Никитин Аристотель Фиорованти Антон Фрязин Новый Алевиз Солари Пьетро Барма и Постник Иван Фёдоров Фёдор Конь Андрей Чохов

Основные термины и понятия

Уния. Автокефалия. Иосифляне. Нестяжатели. Ересь. Стригольники. Жидовствующие. Шатровый стиль.

Литература и устное народное творчество в XIV-XV вв.

Возрождение летописания на Руси (конец XIII – начале XIV вв.)

Наряду с Новгородом, Псковом, не пострадавшим от нашествия монголо-татар, летописи ведутся в Ростове, Суздале, Рязани и Твери.

Литература в общественно-политической жизни в период формирования и укрепления самодержавной царской власти в России (конец XV- начало XVI вв.)

- Создание «Сказания о князьях Владимирских» (начало XVI в.), сыгравшего значительную роль в становлении идеи легитимности (законности) прав московских великих князей на царский титул и «киевское наследство».

В «Сказании» проводилась мысль о том, что московские государи ведут свою родословную от римского императора Августа. Выведение родословной от римских императоров служило также обоснованием прав на выдающееся положение Московского государства в международной жизни. В «Сказании» утвекрждалось, что византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии - шапку Мономаху, которой князь венчался на царствие.

- Оформление идеологии «Москва – третий Рим» (1510-1511) в посланиях игумена Псковского Елеазарова монастыря Филофея Василию III

Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» – Константинополь, а оттуда в Москву. Два Рима пали из-за измены «истинному христианству». Византия изменила христианству, пойдя ради политических выгод на унию с католической церковью в 1439 г., что привело к её завоеванию турками и гибели. Москва, не признавшая унии, стала «Третьим Римом», «а четвёртому Риму», по мнению Филофея, «не бывать». Таким образом, в послании нашло отражение идеологическое противопоставление истинно христианской православной России «латинскому» западному миру.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Тема 4. Русская культура в период Средневековья (IX-XVI вв.)

I. Культура Руси IX-XIII вв .*

Материалы стандарта:

Древняя Русь.

Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян.

Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности.

Кодификатор ЕГЭ:

История России с древности до конца XVI в.
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Древнерусское государство (IX – первая половина XII вв.)
Принятие христианства.
Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
Культура Руси в XII-XV вв.

Ключевые даты и события

IX-XIII в

957 г. - поездка княгини Ольги в Константинополь, крещение Ольги

988 г. – крещение Руси Владимиром I

989-996 гг. – строительство Десятинной (Успения Богородицы) церкви в Киеве

1031-1036 гг. – строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове

1037-1041 гг. – строительство Софийского собора в Киеве

1045-1050 гг. – строительство Софийского собора в Новгороде

1049 г. – создание Иларионом «Слова о законе и благодати»

1056-1057 гг. – написание «Остромирова Евангелия»

1060 г. – строительство Софийского собора в Полоцке

1062-1074 гг. – деятельность игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского по созданию и развитию обители

1073;1076 гг. – создание «Изборников» Святослава Ярославича

1113 г. – создание иноком Нестором «Повести временных лет»

1115 г. – написание «Мстиславова Евангелия»

не ранее 1117 г. – создание «Поучения» Владимира Мономаха

1158-1161 гг. – строительство Успенского собора во Владимире

1158-1164 гг. – строительство Золотых ворот во Владимире

1165 г. – создание храма Покрова на Нерли

после 1187 г. - создание «Слова о полку Игореве»

1194-1197 гг. – строительство Дмитревского собора во Владимире

1234 г. – создание Георгиевского собора в Юрьеве-Польском

1299 г. – перенесение престола митрополита из Киева во Владимир

Персоналии

Подвижники Церкви и деятели культуры
Кирилл и Мефодий Владимир I (Святой) Первые русские князья-мученики Борис и Глеб Владимировичи Нестор Сильвестр Иларион Антоний и Феодосий Печерские Владимир I (Креститель) Владимир Мономах

Основные термины и понятия

 

Язычество. Волхвы. Христианство. Православие. Церковь. Храм. Монастырь. Инок (монах). Митрополит. Архимандрит. Икона. Иконографический канон. Крестово-купольный стиль. Мозаика. Фреска. Скань. Зернь. Чернь. Глаголица. Кириллица. Житие. Летопись.

Культурно-исторические источники

«Слово о законе и благодати» (Иларион, 1049), «Повесть временных лет» (Нестор, 1113), «Поучение» Владимира Мономаха (не ранее1117), «Слово о полку Игореве» (после 1187), «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.), «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (середина XIII в.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.068 с.)