Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрождение и дальнейшее развитие ремесла в XV-XVI вв.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- Становление литейного дела и развитие огнестрельного оружия (конец XV в.). Деятельность казённого Пушечного двора в Москве (созд. в 80-е гг. XV в.) Самой древней пушкой, дошедшей до наших дней, является пушка, изготовленная мастером Яковом в 1488 г. В конце XVI в. на Пушечном дворе Андреем Чоховым была отлита «Царь-пушка» весом 40 тонн. - Совершенствование оружейного дела. Создание в Москве Оружейной палаты (середина XVI в.). - Совершенствование в Московском государстве техники чеканки монет (XVI в.). - Развитие кузнечного дела (XV-XVI вв.). III. Обострение вопроса о вере, месте и роли Церкви в государстве и обществе в конце XV- первой трети XVI вв. - Распространение ересей стригольников и жидовствующих на северо-западе Руси (конец XVв.). - Выдающийся монастырский организатор, писатель-полемист и богослов Иосиф Волоцкий (1440-1515) и заволжский старец, выдающийся исихаст, прославившийся глубоким мистическим созерцанием Нил Сорский (1433-1508) как символические фигуры философско-религиозного спора о месте и роли Церкви в государстве и обществе в среде иосифлян (осифлян) и нестяжателей (конец XV - начало XVI вв.). Ещё в 70-е годы XIV в. сначала в Пскове, а затем в Новгороде среди ремесленников и низшего духовенства стало распространяться еретическое учение стригольников, с позиции рационализма критиковавшее Библию, обрядовость, церковную иерархию, роль священника как посредника между верующим и Богом и ряд других основополагающих догм православия. Относительно нравственной жизни они все одинаково придерживались аскетических идей, выступая против церковной собственности, отличались строгой самоцензурой и постничеством. Вожди этой ереси дьякон Никита и Карп стригольник (по одной из версий – стригольник ремеслом, по другой дьякон, назначенный простригать на голове поставляемого в монахи особый знак) в 1375 г. были отлучены от Церкви и сброшены в Волхов толпой новгородцев. Тем не менее, зёрна сомнения, брошенные русскими «протестантами» в народной среде не погибли и от случая к случаю прорастали новыми ересями. Одной из них была ересь жидовствующих, распространившаяся в Новгороде во второй половине XV в. Из Литвы она была «занесена» на берега Волхова учёным евреем Схарией. Смысл ереси заключалась в отрицании догматов о Троице, о Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочитании Старого Завета Новому, в отвержении святых мощей и икон, монашества, церковной собственности и т. д. Среди последователей Схарии были и священники Дионисий, Алексей, протопоп Святой Софии Гавриил и именитые образованные горожане. В 1480 г., когда Новгород посетил Иван III, внешне благочестивые мужи сумели прельстить великого князя своими учёными речами. Вместе с Иваном III Дионисий и Алексей не только вскоре оказались в Москве, но и получили места в великокняжеских соборах. Так ересь жидовствующих дала корни в первопрестольной. Одних (особенно в среде владетельного боярства) привлекали в ней идеи, отрицающие право монастырей иметь вотчины, других (даже из государевых родственников и ближайшего окружения великого князя) завораживали таинственные астрологические знания и каббалистические построения. Среди последних оказались невестка царя, жена наследника престола Ивана Молодого Елена, дипломат дьяк Фёдор Курицын с братом Иваном Волковым и государев переписчик книг Иван Чёрный, несколько московских купцов и др. Симпатизировал на первых порах жидовствующим и сам великий князь, и митрополит Зосима. Еретики проявляли живой интерес к научным знаниям, занимаясь философией, астрономией, математикой, юриспруденцией, языкознанием и пытаясь по-новому осмыслить традиционные понятия и ценности. Так, например, Ф. Курицын в «Лаодикийском послании» попытался выразить мысль о свободе воли («самовластии души»), подчёркивая её достижение через образованность. Иван Волков стал автором «Мерила праведного», в котором среди прочих законов была и «Русская правда». Иван Чёрный переписал крупнейшее историческое произведение средневековья «Еллинский летописец», каббалистической тайнописью заострив внимание будущих читателей на всём том, что прямо и косвенно разоблачало церковную иерархию, культ икон, веру в чудеса, то есть, служило предметом еретической «пропаганды». Первым перешёл в наступление на еретиков новгородский архиепископ Геннадий, заинтересовавшийся даже католическими антиеретическими трактатами. Силу убеждения Геннадий подкреплял преследованиями и публичными наказаниями заподозренных в ереси. Вслед за Геннадием в борьбу вступил игумен Волоцкого (Волоколамского) монастыря Иосиф Волоцкий, написавший много сочинений против еретиков. Первый итог борьбы с жидовстующими подвёл Церковный Собор в Москве 1490 г. Его решениями новгородские еретики были осуждены. Сложнее оказалось Церкви повергнуть московских еретиков, так как они до определённого времени находились под покровительством митрополита и Ивана III. Великому князю, не вникавшему в суть религиозных споров, импонировали их мысли, осуждающие монастырские владения. Настораживала Ивана III и воинственность иосифлян – сторонников Иосифа Волоцкого, которые в своём религиозном рвении в процессе борьбы с еретиками подчас возносили духовную власть выше светской. Противоположную позицию по отношению к праву Церкви владеть собственностью занимали сторонники Нила Сорского, вошедшие в историю как нестяжатели. Нил Сорский, известный церковный писатель, основатель небольшого монастыря на реке Соре, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря выступал за то, чтобы монахи жили не трудом зависимых крестьян, а результатами своего праведного труда. По его мнению, только аскетизм и постоянная борьба за нравственное самоусовершенствование могло поддерживать авторитет Церкви. Его учение полностью противоречило доктрине иосифлян, согласно которой Церковь должна быть богатой и сильной, преодолевая недостатки монастырской жизни строгим соблюдением устава, церковной дисциплины и обрядов, ибо только богатая церковь может оказывать действенную помощь людям, попавшим в беду и нуждающимся в покровительстве. В 1503 г. на Церковном Соборе произошло идеологическое «сражение» между иосифлянами и нестяжателями. Нестяжатели оказались в меньшинстве и проиграли. Не помогло им и совпадение их взглядов на земельную собственность с интересами великокняжеской власти в лице Ивана III, нуждавшегося в земельных владениях для пожалований ими своих верных слуг. Собор 1503 г., осудив крайности стяжания и выразив озабоченность по поводу нравственности священников, объявил церковное владение неприкосновенным «Божьим стяжанием». Великий князь должен был уступить, но от этого великокняжеская власть только выиграла, так как в лице иосифлян она получила не только бескомпромиссных борцов с ересями, но и мощное «идеологическое оружие» в форме носителей идеи божественного происхождения великокняжеской власти и её ответственности перед богом: «Царь убо естеством подобен всем человеком, а властию же подобен Высшему Богу». Победа иосифлян означала их переход в решительное наступление Церкви на жидовствующих при поддержке светской власти. Иосиф Волоцкий написал специальное сочинение против еретиков с символическим названием «Просветитель». Собор 1504 г. решил их печальную судьбу. В Новгороде и Москве запылали костры…На определённое время наметился прочный союз великокняжеской власти и Церкви, искореняющими наставлениями и силой ересь. Естественно, что церковные споры не прекратились в начале XVI в., продолжившись в его первой трети. Идеи Нила Сорского развивал талантливый публицист из боярских кругов Вассиан Патрикеев, поставивший вопрос о лишении монастырей их владельческих прав и привилегий. Духом нестяжательства были пронизаны многочисленные произведения Максима Грека, в которых он обличал монахов, писал о тяжёлом положении монастырских крестьян. И Грек в 1525 г. и Патрикеев в 1531 г., став жертвами преследований иосифлян, были сосланы в монастыри по обвинению в ереси. Воинствующими продолжателями ереси жидовствующих в середине XVI века были боярский сын Матвей Башкин и беглый холоп Феодосий Косой. В учении Феодосия (феодосианство), который выступал против всяческих авторитетов, считал что Церковь, поддерживая культ святых, следует культу мёртвых, а также учил о ценности материальной жизни, равнобожии человека и т. д.) явственно наличествовали влияния европейского материализма и атеизма. За своё поругание икон и отрицание исповеди Башкин попал в заточение, а Косой чудом избежал наказания, перейдя границу Литвы. IV. Развитие идеологии сильной самодержавной власти (середина- вторая половина XVI в.) - Идеи необходимости государственных преобразований в России и создания сильной централизованной дворянской монархии в публицистических произведениях Ивана Семёновича Пересветова в середине XVI в. («Малая и Большая челобитные», «Сказание о Магмете-салтане и о царе Константине») Стержневой идеей произведений Пересветова было совпадения и гармония интересов сильной самодержавной монархии в России и служилого дворянства. - Вопрос о роли самодержавия и его месте в государстве и обществе в «Переписке» Ивана Грозного с князем Андреем Михайловичем Курбским (вторая половина XVI в.). Вопрос о роли самодержавия и его месте в государстве и обществе стал стержневой идеей, обсуждавшейся в «Переписке» Ивана Грозного с князем Андреем Михайловичем Курбским. Кроме писем Ивану Грозному способы ограничения царской власти рамками сословно-представительной монархии Курбский защищал в «Истории о великом князе Московском». Права на независимость царской власти Иван IV отстаивал в «ответах» князю, опираясь на идею божественного происхождения самодержавной власти.
* Рассмотрение культурного творчества XIII в. ограничивается его первой третью, то есть до монголо-татарского нашествия, прервавшего на определённый период процесс его естественного развития. В качестве образцов культурного творчества в период после «Батыева разорения» рассматриваются только произведения русской литературы, отразившие наступившие трагические времена в истории Руси.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.141 (0.008 с.) |