Список художественной литературы по курсу «История зарубежной литературы. 1 половина 19 века»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список художественной литературы по курсу «История зарубежной литературы. 1 половина 19 века»



Новалис. Генрих фон Офтердинген.

Тик Л. Белокурый Экберт.

Клейст Г. фон. Маркиза д’О. Локарнская нищенка. Землетрясение в Чили (на выбор). Пентесилея. Семейство Шроффенштейн. Михаэль Кольхаас. О театре марионеток.

Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес. Житейские воззрения кота Мура. Эликсиры сатаны.

Шамиссо А.Удивительная история Петера Шлемиля.

Блейк У. Песни невинности и опыта.

Вордсворт. Лирика.

Саути Р. Баллады.

Кольридж. Сказание о Старом Мореходе. Кристабель. Кубла хан, или Видение во сне.

Байрон Д. Паломничество Чайльд-Гарольда. Корсар. Дон-Жуан.

Скотт В. Айвенго.

Шатобриан. Рене.

Гюго В. Эрнани. Собор Парижской богоматери.

Уитмен. Песня о себе.

Дикинсон Э. Лирика.

По Э. Рассказы. Лирика. Ворон. Падение дома Ашеров. Черный кот. Убийства на улице Морг. Маска красной смерти.

Мелвилл. Моби Дик.

Ирвинг В. Новеллы. Рип Ван Винкль. Жених-призрак. Легенда о сонной лощине.

 

Методические рекомендации преподавателю. Для формирования правильного представления у студентов о романтическом направлении необходимо сосредоточить внимание на особенностях поэтики конкретных романтических произведений.

Важным является анализ литературного произведения, демонстрирующий студенту сочетание индивидуальных черт авторской стилистической манеры и характеристик, связанных с отнесенностью текста с литературной парадигмой художественности.

Романтизм и реализм необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, в рамках одной креативистской парадигмы художественности (В. И. Тюпа).

При изучении и анализе произведений необходимо способствовать у студентов вырабатыванию навыка самостоятельного выявления в текстах общих литературных тенденций, порожденных романтической эстетической программой.

 

 

Планы практических занятий для студентов филологов.

 

План практических занятий № 1.

 

Анализ новеллы-сказки Л. Тика «Белокурый Экберт» (2 часа).

 

1. Выделите в «Белокуром Экберте» Л. Тика черты новеллы и сказки.

2. Проанализируйте пространственно-временную организацию произведения.

3. Определите особенности системы персонажей произведения.

4. Выделите центральные мотивы произведения.

5. Найдите в новелле-сказке отражение романтической концепции искусства.

6. Продемонстрируйте в новелле-сказке наличие иронического модуса художественности. Используйте при характеристике художественной картины мира новеллы Л. Тика «Белокурый Экберт» определения иронии Ф. Шлегеля, приведенные ниже:

«Ирония содержит и побуждает чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, между невозможностью и необходимостью исчерпывающей полноты высказывания».

 

«… гармоническая банальность не знает, как ей отнестись к этому постоянному самопародированию, когда вновь и вновь нужно то верить, то не верить, пока у нее не закружится голова и она не станет понимать шутку всерьез, а серьезное считать шуткой».

 

«Ирония – форма парадоксального. Парадоксально все хорошее и великое одновременно».

 

«Ирония – это ясное сознание вечной подвижности, бесконечно полного хаоса».

 

 

Литература:

1. Бент М. И. Кризис романтического субъективизма как источник структурных изменений в ранней новеллистике Л. Тика // Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. – Иркутск, 1987. – С. 21 – 32

2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. – М., 1983.

3. Теория литературы: в 2., под ред. Тамарченко Н.Д. Т. 1. – М., 2004. С. 74 – 77.

4. Тик Л., Белокурый Экберт // Избранная проза немецких романтиков: в 2 т., Т. 1. – 1979. С. 49 – 66.

 

 

План практических занятий № 2.

 

Анализ новеллы Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» (2 часа).

 

1. Определите основные черты новеллистики Гофмана.

2. Выделите в новелле Гофмана черты фантастического и реального. Соотнесите с проявлением фантастического и реального у Л. Тика.

3. Проанализируйте композицию новеллы. Выделите основные точки зрения на происходящее. Какова позиция автора?

4. Проанализируйте финальный эпизод произведения с точки зрения наличия в нем иронического типа художественности.

5. Охарактеризуйте центральные мотивы произведения, порожденные иронией.

 

Литература:

 

1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. – М., 1973.

2. Гротеск // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 83.

3. Клейст Г. фон. О театре марионеток. Избранное. Драмы, новеллы, статьи. - М., 1977. – С. 512-518

4. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М., 1978. – С. 60-63

5. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. – М. 1990. – С. 176-182

 

Практическое занятие № 3.

Анализ новеллы Клейста «Михаэль Кольхаас» (2 часа).

 

1. Выделите в новелле основной и «побочный» сюжеты. Определите роль фантастических мотивов в произведении, «побочного» сюжета.

2. Выделите в новелле черты хроникального стиля. Попытайтесь объяснить выбор хроникальной манеры повествования автором.

3. Проанализируйте композицию произведения. Какие точки зрения на происходящие события присутствуют в произведении?

4. Охарактеризуйте образ главного героя новеллы. В чем отличие Михаэля Кольхааса от героя-романтика немецкой литературы раннего периода развития, в чем он вполне романтический герой? Как бы Вы охарактеризовали конфликт, в который вступает Кольхаас?

5. Проанализируйте финальный эпизод произведения, продемонстрируйте наличие в нем романтической иронии.

 

Литература:

 

1. Жирмунский В. М. Генрих фон Клейст. «Михааль Кольхаас» Генриха фон Клейста // Жирмунский В. М. Из истории западно-европейских литератур. – Л., 1981

2. Берковский Н. Я. Клейст // Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973.

 

Практическое занятие № 4.

 

1. Анализ поэмы-баллады С. Т. Кольриджа «Сказание о старом мореходе» (2 часа).

2. Эстетические взгляды Кольриджа.

3. Обоснуйте правомерность двойной жанровой характеристики произведения Кольриджа.

4. Проанализируйте пространственно-временные характеристики произведения.

5. Выделите центральные мотивы произведения, символы. Соотнесите центральные символы поэмы-баллады с христианской символикой.

6. Охарактеризуйте главного героя «Сказания о старом мореходе» как героя романтика.

7. Охарактеризуйте концепцию мира и человека в поэме-балладе Кольриджа. В этой связи определите функции глоссы и проанализируйте смысл стиха «бесчувственный к добру и недобру» (финальная строка, посвященная брачному гостю).

 

Литература:

 

1. Дьяконова Н. Я. Кольридж // Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. – М., 1978.

2. Елистратова А. А. Кольридж // Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. – М., 1960. – 231-234.

3. Ерофеев В. Мир баллады // Воздушный корабль. Литературные баллады. – М., 1986. – С. 3-6.

 

Практическое занятие № 5.

 

1. Анализ поэмы Д. Г. Байрона «Корсар» (2 часа).

2. «Корсар» Байрона как романтическая поэма (сюжет, композиция, сравнение с героической поэмой, принцип повествования, тип героя, соотношение позиций автора и героя).

3. Пространственная организация поэмы, мотив двоемирия.

4. Система персонажей. Характеристика главного героя.

5. Смысл финала поэмы.

 

Литература:

 

1. Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. – М., 1975

2. Елистратова А. Байрон. – М., 1956

3. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978

 

 

Практическое занятие № 6.

 

Анализ романа В. Скотта «Айвенго» (2 часа).

 

1. Концепция истории В. Скотта.

2. Особенности исторического романа В. Скотта.

3. Тип сюжета.

4. Система персонажей романа.

5. Особенности главного героя.

6. Соотношение исторических и вымышленных героев в романе В. Скотта.

7. Особенности повествования в романе. Смысл эпиграфов. Юмористическая стихия в романе «Айвенго».

 

Литература:

 

1. Реизов В. Г. Творчество В. Скотта. – М., 1965

2. Орлов С. А. Исторический роман В. Скотта. – М., 1960

 

Практическое занятие № 7.

 

Анализ «Эрнани» В. Гюго (2 часа).

 

1. Гюго о классицизме.

2. Эстетические взгляды Гюго.

3. Эрнани как романтический герой. Найдите сходство и различие с героями Байрона.

4. Смысл трагического финала.

5. На примере драмы Гюго «Эрнани» попытайтесь определить особенности французского романтизма.

 

Литература:

 

Гюго В. Предисловие к «Новым одам», предисловие к «Одам и балладам», предисловие к «Кромвелю». // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980. С. 436-459

 

История всемирной литературы. В 9-ти т. Т. 6. – М., 1989. С. 160-167

 

Практическое занятие № 8.

 

Анализ новеллы Э. По «Золотой жук» (3 часа).

 

1. Биография Э. По. Характеристика творчества писателя.

2. Эстетические взгляды Э. По. Э. По об искусстве и творчестве.

3. Тематическая классификация новелл Э. По (приведите примеры).

4. Черты новеллистики Э. По (сочетание фантастического с точностью изображения, гротеск, ужасное и комическое в одном, мотив неопределенности и недоговоренности, интерес к необъяснимому и т.д.)

5. Проанализируйте новеллу По «Золотой жук». Выделите в новелле черты, характерные для новеллистики Э. По.

6. Мифопоэтическое значение образа жука, золота в новелле Э. По в «золотом жуке».

7. Образ рассказчика, роль рассказчика в развитии сюжета.

8. Система персонажей новеллы. Образ Леграна, ученого чудака, образ слуги Леграна (мифопоэтическое значение имени Юпитер). Мотив хозяина и слуги в рамках иронической картины мира произведения.

9. Черты научного стиля в описаниях новеллы. Их роль в рамках целостного повествования новеллы.

10. Мотивы тайны и страха в «Золотом жуке» Э. По. Игра с читательским ожиданием. Средства нагнетания напряжения (образы-детали, связанные с темой смерти). Ироническое развечание страхов в новелле.

 

Литература:

 

1. Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе ХIХ века. – М., 1972

2. История всемирной литературы. В 9-ти т. Т. 6. - С. 571-577

 

Методические рекомендации преподавателю. Для формирования правильного представления у студентов о романтическом направлении необходимо сосредоточить внимание на особенностях поэтики конкретных романтических произведений.

Важным является анализ литературного произведения, демонстрирующий студенту сочетание индивидуальных черт авторской стилистической манеры и характеристик, связанных с отнесенностью текста с литературной парадигмой художественности.

Романтизм и реализм необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, в рамках одной креативистской парадигмы художественности (В. И. Тюпа).

При изучении и анализе произведений необходимо способствовать у студентов вырабатыванию навыка самостоятельного выявления в текстах общих литературных тенденций, порожденных романтической эстетической программой.

Конспекты лекций.

Вводная лекция.

Характеристика литературы конца XVIII – начала XIX в. Литература начала ХIХ века. Романтическое искусство как реакция на эстетику эпохи Просвещения. Романтизм – новое художественное направление начала века. Романтизм и реализм как главные творческие методы и направления в национальных литературах первой половины ХIХ века. Основные закономерности возникновения и развития романтизма и классического (критического) реализма, их взаимосвязь.

Романтизм и реализм – парадигмы единого креативистского направления (теория В.И. Тюпы). Игровая установка эстетики романтизма. Черты романтической парадигмы художественности, предвосхищающие эстетику модернизма и постмодернизма.

Различные значения термина романтизм (таинственное, романтическое – классицистическое). Генезис термина романтизм. Основные этапы развития романтизма (данная периодизация не подходит к национальным этапам романтизма): ранний (конец XVIII – начало XIX в.); развитые формы (20 - 40-е годы XIX в.); поздний романтизм (после революции 1848 года).

Понятие предромантизма. Предпосылки романтизма, социально-политические и эстетические. Философские основы романтизма. Немецкая классическая философия и эстетика романтизма. Философия истории Гердера. Гердер о богоподобности человека. Гердер о мифологии, языке. Идеи Канта, определившие мировоззрение эпохи. Этика Канта. Кант о методе антиномий, проблеме человеческой свободы и равенстве людей. Моральный закон Канта. Тезис об автономности человеческого «Я» Фихте. Ф. Шлегель о философии, творчестве, иронии. Три источника романтизма, выделенные Ф. Шлегелем: Великая французская революция, философия Фихте и роман Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера». Основные понятия романтизма: универсальности искусства, идея синтеза и взаимозависимости всего сущего, идея неделимости формы и содержания, символизм, мифологическая обобщенность образа, романтическая концепция истории, романтическая ирония, двоемирие, шеллигианский целостный человек, герой-энтузиаст, герой отчужденный, романтический конфликт, романтический герой, темы зла и свободы, воображение-страсть, жизнетворчество, романтическая система жанров, психологизм. Национальное своеобразие романтизма в различных странах Европы и США. Взаимосвязь русского и западноевропейского романтизма.

Ранний немецкий романтизм.

Йенская романтическая школа, пример коллективной жизни в искусстве (совместные сборники, симпозиумы), «Фантазус» Людвига Тика, «Зимний сад» Арнима, «Серапионовы братья» Гофмана. Симпозиум как празднество, характеризующееся фестивальностью, урбанностью, по Ф. Шлегелю.

Эстетические идеи Ф. Шлегеля. Поэзия в движении, творимой жизни. Идея тайно льющейся жизни как одна из основных в эстетике романтизма. Романтизм о развоплощении искусства, затуманенности смысла, мотиве тайны, свободы, хаоса. Понятия универсальной поэзии и романтической иронии. Определение иронии Ф. Шлегелем: «Ирония – это ясное сознание вечной подвижности, бесконечно полного хаоса»; «ирония содержит и побуждает чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, между невозможность и необходимостью исчерпывающей полноты высказывания»; «ирония – форма парадоксального». «Универсальность» Ф. Шлегеля как способность романтического поэта постигать мир в целостности и многогранности. Теория жанров Шлегеля: значение романа и фрагмента в жанровой системе романтизма. Деятельность А. Шлегеля. "Восточное" влияние на эстетику йенской школы. Появление «О языке и мудрости индусов» Ф. Шлегеля 1808 г. Формирование востоковедения как науки. Восточные мотивы в творчестве Гете и Гейне.

Творчество Новалиса. Биография писателя, образ Новалиса, воплощающий концепцию универсальной романтической личности. Афоризмы и фрагменты Новалиса, Новалис о поэте и поэзии, человеке и мире. Магический идеализм Новалиса. Особенности поэтики «Генриха фон Офтердингена» Новалиса. Характеристики главного героя, центральные мотивы, символика «Генриха фон Офтердингена». Символика центрального образа голубого цветка. Проявление иронии на уроне сюжета и композиции (мотивы предопределенности, повторяемости, невозможности достижения идеала). Функция вставных историй, сказок (предание о певце, об Атлантиде, рассказ Зулеймы). Жанровое своеобразие «Гимны к ночи» Новалиса.

Творчество Л. Тика. Жанровое своеобразие «Белокурого Экберта». Черты романтической новеллы и сказки в «Белокуром Экберте» (особенности пространственно-временных характеристик, система персонажей, мотивы волшебной сказки). Проявление романтической иронии в новелле-сказке Л. Тика (функция мотивов уединенности, предопределенности, повторяемости в создании иронической картины мира). Символическое значение песенки птицы в «Белокуром Экберте». Анализ поэтики заглавия и эпилога новеллы-сказки с точки зрения отражения в них романтической иронии.

 

 

В 60-е годы, по С. С. Аверинцеву, происходит эстетическая революция эстетического мышления. Отныне искусство перестает отождествляться с наукой, начинает рассматриваться в качестве творчества. Предтечей является эстетика Баумгартена. Произведение искусства мыслится как «новая реальность», определяющим отношением художественности становится отношение автор – герой. Креативизм: предромантизм, романтизм, постромантизм. Предромантизм – императив вкуса. Романтизм – императив игра, оригинальность. Отрицается ориентация на какой бы то ни было сверхтекст. На смену категории жанра приходит категория стиля, т.е. индивидуального художественного языка. Читать романтическое произведение означает для читателя становится собой, обретать внутреннюю свободу самобытной личности.

1. Генезис термина романтизм.

Возникает в 1650 г., в XVIII веке означает «воображаемый», «фантастический». Восходит к средневековому употреблению слова «романс» (героическая испанская песня) и «роман» (эпическая поэма о рыцарях), затем повествование с выдумкой.

В XVIII в. «романтическое» - все необычное, таинственное, связанное со средневековой стариной.

В конце XVIII в. романтическое противопоставляется классицистическому.

В XIX – XX вырабатывается термин искусства.

 

Фридрих Шлегель указал на три источника романтизма: Великая французская революция (1789 г.), философия Фихте и роман Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера».

Генезис романтизма. Предромантизм – переходное явление от классицизма к романтизму. Основные тенденции: возникает как оппозиция просветительскому рационалистическому духу. Для романтизма характерно обращениям к мистификациям; «шекспиризация» (стремление к свободе от нормативной эстетики классицизма); руссоизация Основные жанры предромантизма – готический роман (Уолпол), трагедия рока (Хоум).

Возникает романтизм в конце XVIII в. Почти одновременно с эстетическими трактатами выступили романтики в Германии, Шатобриан и де Сталь во Франции, представители Озерной школы в Англии.

Можно выделить три этапа: первый – ранний (конец XVIII - начало XIX; развитые формы 20 – 40 гг. XIX в.; поздний романтизм после революции 1848 г. (к национальным этапам романтизма это периодизация не подходит).

Общая тенденция литературного процесса в западно-европейских литературах – убыстрение темпа литературного развития. Новые художественные направления складываются в короткие сроки. При этом новые тенденции уживаются со старыми. Черта эпохи – сосуществование художественных направлений.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.016 с.)