Материалы по «Ист. зар. лит первой половины 19 в.» для ФФ и ОЖ. 2012. Рогова Е.Н.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы по «Ист. зар. лит первой половины 19 в.» для ФФ и ОЖ. 2012. Рогова Е.Н.



Характеристика творчества Мелвилла, Готорна. Творчество Э.По .

Творчество Н. Готорна. Двойственность отношения к пуританскому прошлому Новой Англии в произведениях Готорна. Сюжеты-метафоры в творчестве Готорна. Новеллистка Готорна. Роман «Алая буква».

Творчество Г. Мелвилла. Роман Мелвилла «Моби Дик» как

американский эпос. Синтетический жанр романа. Образ белого кита в символике романа. Самоопределение героев по отношению к белому киту. История восприятия романа Мелвилла.

Творчество Э. По. Поэзия Э. По. Русские переводы стихо-творения «Ворон», его композиция, лирический сюжет, пространственно-временная организация. Воплощение принципов поэтического воздействия в прозе Э. По. Ритмизованность коротких новелл Э. По («Колодец и маятник»). Тематическая классификация новеллистики Э. По: аналитические (детективные) рассказы, мистические (метафизические) новеллы, зарождение фантастики в творчестве Э. По: элементы технологической и социальной фантастики. Новелла «Падение дома Ашеров» как вершина исследований страха у Э. По. Иронические мотивы в новелле Э. По «Золотой жук». Значение творчества Э. По для последующего развития литературы. Закономерность появления жанра детектива в русле романтизма. Связь героя-романтика с героем-аналитиком Э. По. Черты избранничества и гениальности в образе сыщика неоромантизма как продолжение традиций творчества По.

 

 

II.Методические рекомендации по изучению дисциплины «История зарубежной литературы. 1 половина 19 века» для студентов.

1. Для овладения учебным материалом первоначально следует ознакомиться с содержанием и планированием рабочей программы по курсу.

2. Для успешной учебной деятельности необходимо овладение материалом в объеме, предусмотренным учебной программой курса.

3. Следующим необходимым этапом в овладении материалами курса является ознакомление с содержанием лекций, учебных пособий и монографий, рекомендованных по курсу «История зарубежной литературы XIX в.», и прочтение списка художественной литературы по указанному периоду. Список художественной литературы представляет собою необходимый минимум для получения экзамена (для филологов) и зачета (у журналистов) по курсу, рекомендуется и приветствуется ознакомление с творчеством писателей романтиков в более полном объеме.

4. Для упрочения знаний следует вести дневник чтения по прочитанной литературе курса. В дневник не вносится хронология, связанная с творчеством конкретного писателя. В дневнике могут присутствовать пересказ сюжета, система персонажей, фрагменты текста. Приветствуется цитирование лирических произведений.

5. Рекомендуется также заучивание лирических произведений по курсу, по фрагменту из произведений каждого автора, предусмотренного программой.

6. Написание контрольной работы по курсу предполагает ознакомление с материалом по курсу, списками художественной и научной литератур и консультирование с преподавателем дисциплины по выбранной теме.

 

III.Учебно-методические материалы

 

 

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой

По кафедре теории литературы и зарубежных литератур

 

код, наименование образовательной программы

 

№ п/п   Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу Количество студентов, изучающих дисциплину Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы Количество экз. Наличие грифа (да/нет)
Цикл Общепрофессиональных дисциплин
  История 65/29=94 Головенченко, Анатолий Федорович. Зарубежная литература XIX века. Романтизм : хрестоматия: учеб. пособие для вузов / А. Ф. Головенченко ; сост. А. Ф. Головенченко, ред. Я. Н. Засурский, сост. Н. П. Козлова, сост. Б. И. Колесников. - М.: Просвещение, 1976. - 512 с. : ил. - 8000.00 р., 47 р., 46 р., 8000 р., 8 р., 1.29 р.    
  Зарубежной   Зарубежная литература XIX века: Романтизм [Текст]: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб. пособие / Сост. А.С. Дмитриев, Сост. Б.И. Колесников, Сост. Н.Н. Новикова. - М.: Высшая школа, 1990. - 367 c. - ISBN 5-06-001648-Х : 20 р., 36 р., 20 р., 1.00 р.    
  Литературы   Зарубежная литература.XIX век. Романтизм. Критический реализм : Хрестоматия / Сост. М.Л. Антонов, Ред. Я.Н. Засурский. - М.: Просвещение, 1979. - 639 cил. - 11000 р., 10000 р., 11000 р., 1.70 р.    
  1/3 19 века   История зарубежной литературы XIX века. В 2 ч. : учеб. для пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит.". Ч. 1 / А. А. Завьялова, В. А. Луков, Н. П. Михальская ; ред. Н. П. Михальская. - М. : Просвещение, 1991. - 256 с. - ISBN 5-09-001926-6 : 12.00 р., 28.00 р., 30.00 р., 2400.00 р., 12000.00 р., 10.00 р., 5000.00 р., 5.00 р., 12.00 р., 1.90 р.    
      Храповицкая, Галина Николаевна. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм [Текст] : учебник / Г. Н. Храповицкая, А. В.Коровин. - 2-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 406 с. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-89349-333-8 - ISBN 5-02-022612-2 : 1980.00 р., 99.00 р.  
      Истоия всемирной литертуры в 9-ти томах. – Т.6. – М. 1989 – М., 1991.    
      История зарубежной литературы XIX в. в 2-х частях./ Под ред. Дмитриева А.С. – М., 1983.    
      История зарубежной литературы XIX в. / под ред. Соловьёвой Н.А. – М., 1991.    

 

Список основной литературы по курсу «История зарубежной литературы
1 половины 19в. »

1. История всемирной литературы в 9-ти томах. – Т. 6. – М. 1989 – М., 1991.

2. Березина, Ада Геннадьевна. История западно-европейской литературы. XIX век. Германия. Австрия. Швейцария: учеб. пособие для вузов / [А. Г. Березина, А. В. Белобратов, Л. Н. Полубояринова], 2005.

3. История зарубежной литературы XIX века: Учеб.для филол.спец.вузов / В.Н. Богословский, А.Ф. Головенченко, А.С. Дмитриев; Ред. Н.А. Соловьева, 1991.

4. История зарубежной литературы XIX века: учеб. пособие для вузов / Ред. Я.Н. Засурский, Ред. С.В. Тураев, 1982.

5. История зарубежной литературы XIX в. в 2-х частях / Под ред. Дмитриева А.С. – М., 1983.

6. История зарубежной литературы XIX в. в 2-х частях / Под ред. Михальской Н.П. – М., 1991.

7. История зарубежной литературы XIX в. / Под ред. Соловьевой Н.А. – М., 1991.

8. История французской литературы: краткий курс: учеб. пособие : пер. с фр. / К. Ловернья-Ганьер [и др.]; ред. Д. Берже, 2007.

9. Храповицкая, Галина Николаевна. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие / Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин, 2007.

Список дополнительной критической и учебной литературы по «Истории зарубежной литературы. 1 половина 19 века»

 

Аникст А.А. История английской литературы. – М., 1956.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973.

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX в. – М., 1972.

Венедиктова Т.Д. У. Уитмен: поэзия. – М., 1982.

Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. – М., 1957.

Дубашинский И. А. Д. Г. Байрон. – М., 1985.

Дъяконова Н.Я. Английский романтизм. – М., 1978.

Елистратова А. А. Байрон. – М., 1958.

Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.

Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. – М., 1960.

Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. –Л.. 1978.

Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур. – Л., 1981.

Зарубежная литература XIX в. Романтизм. Критический реализм. Хрестоматия. – М., 1979.

История всемирной литературы в 9-ти томах – Т. 6. – М., 1989. – Т.7, – М., 1991.

Избранная проза немецких романтиков. В 2-х томах. – М., 1979.

Карельский А. В. Жизненные воззрения Э. Т. А. Гофмана. //

Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. – М., 1987.

Клейст Г. фон. О театре марионеток. // Клейст Г. фон. Избранное. – М., 1977.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980. Сост. А. В. Михайлов.

Марчанд Л. Лорд Байрон. – М., 2002.

Моруа А. Лелия, или Жизнь Жорж Санд. – М., 1990.

Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. – М., 1968.

Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. – М., 1947.

Орлов С. А. Исторический роман В. Скотта. – М., 1960.

Пастернак Б. Генрих Клейст. // Пастернак Б. Об искусстве. – М., 1990.

Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. – М., 1989.

Пирсон Х. В. Скотт. – М., 1983.

Поэзия немецких романтиков./ Сост. А.В. Михайлов. – М., 1985.

Реизов Б. Г. Между классицизмом и романтизмом. – Л., 1962.

Реизов Б. Г. Творчество В. Скотта. – М., 1965.

Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л., 1958.

Трапезникова Н. С. Романтизм Жорж Санд. – Казань, 1976.

Трескунов М.С. Виктор Гюго. Очерк творчества. – М., 1961.

Тураев С. В. От просвещения к романтизму. – М., 1983.

Уоррен Р.П. Как работает поэт. Статьи, интервью. – М., 1988.

Шлегель Ф. Критичесике фрагменты. // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – М., 1983.

Шульц Г. Новалис. – Урал, 1998.

 

Конспекты лекций.

Вводная лекция.

Характеристика литературы конца XVIII – начала XIX в. Литература начала ХIХ века. Романтическое искусство как реакция на эстетику эпохи Просвещения. Романтизм – новое художественное направление начала века. Романтизм и реализм как главные творческие методы и направления в национальных литературах первой половины ХIХ века. Основные закономерности возникновения и развития романтизма и классического (критического) реализма, их взаимосвязь.

Романтизм и реализм – парадигмы единого креативистского направления (теория В.И. Тюпы). Игровая установка эстетики романтизма. Черты романтической парадигмы художественности, предвосхищающие эстетику модернизма и постмодернизма.

Различные значения термина романтизм (таинственное, романтическое – классицистическое). Генезис термина романтизм. Основные этапы развития романтизма (данная периодизация не подходит к национальным этапам романтизма): ранний (конец XVIII – начало XIX в.); развитые формы (20 - 40-е годы XIX в.); поздний романтизм (после революции 1848 года).

Понятие предромантизма. Предпосылки романтизма, социально-политические и эстетические. Философские основы романтизма. Немецкая классическая философия и эстетика романтизма. Философия истории Гердера. Гердер о богоподобности человека. Гердер о мифологии, языке. Идеи Канта, определившие мировоззрение эпохи. Этика Канта. Кант о методе антиномий, проблеме человеческой свободы и равенстве людей. Моральный закон Канта. Тезис об автономности человеческого «Я» Фихте. Ф. Шлегель о философии, творчестве, иронии. Три источника романтизма, выделенные Ф. Шлегелем: Великая французская революция, философия Фихте и роман Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера». Основные понятия романтизма: универсальности искусства, идея синтеза и взаимозависимости всего сущего, идея неделимости формы и содержания, символизм, мифологическая обобщенность образа, романтическая концепция истории, романтическая ирония, двоемирие, шеллигианский целостный человек, герой-энтузиаст, герой отчужденный, романтический конфликт, романтический герой, темы зла и свободы, воображение-страсть, жизнетворчество, романтическая система жанров, психологизм. Национальное своеобразие романтизма в различных странах Европы и США. Взаимосвязь русского и западноевропейского романтизма.

Ранний немецкий романтизм.

Йенская романтическая школа, пример коллективной жизни в искусстве (совместные сборники, симпозиумы), «Фантазус» Людвига Тика, «Зимний сад» Арнима, «Серапионовы братья» Гофмана. Симпозиум как празднество, характеризующееся фестивальностью, урбанностью, по Ф. Шлегелю.

Эстетические идеи Ф. Шлегеля. Поэзия в движении, творимой жизни. Идея тайно льющейся жизни как одна из основных в эстетике романтизма. Романтизм о развоплощении искусства, затуманенности смысла, мотиве тайны, свободы, хаоса. Понятия универсальной поэзии и романтической иронии. Определение иронии Ф. Шлегелем: «Ирония – это ясное сознание вечной подвижности, бесконечно полного хаоса»; «ирония содержит и побуждает чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, между невозможность и необходимостью исчерпывающей полноты высказывания»; «ирония – форма парадоксального». «Универсальность» Ф. Шлегеля как способность романтического поэта постигать мир в целостности и многогранности. Теория жанров Шлегеля: значение романа и фрагмента в жанровой системе романтизма. Деятельность А. Шлегеля. "Восточное" влияние на эстетику йенской школы. Появление «О языке и мудрости индусов» Ф. Шлегеля 1808 г. Формирование востоковедения как науки. Восточные мотивы в творчестве Гете и Гейне.

Творчество Новалиса. Биография писателя, образ Новалиса, воплощающий концепцию универсальной романтической личности. Афоризмы и фрагменты Новалиса, Новалис о поэте и поэзии, человеке и мире. Магический идеализм Новалиса. Особенности поэтики «Генриха фон Офтердингена» Новалиса. Характеристики главного героя, центральные мотивы, символика «Генриха фон Офтердингена». Символика центрального образа голубого цветка. Проявление иронии на уроне сюжета и композиции (мотивы предопределенности, повторяемости, невозможности достижения идеала). Функция вставных историй, сказок (предание о певце, об Атлантиде, рассказ Зулеймы). Жанровое своеобразие «Гимны к ночи» Новалиса.

Творчество Л. Тика. Жанровое своеобразие «Белокурого Экберта». Черты романтической новеллы и сказки в «Белокуром Экберте» (особенности пространственно-временных характеристик, система персонажей, мотивы волшебной сказки). Проявление романтической иронии в новелле-сказке Л. Тика (функция мотивов уединенности, предопределенности, повторяемости в создании иронической картины мира). Символическое значение песенки птицы в «Белокуром Экберте». Анализ поэтики заглавия и эпилога новеллы-сказки с точки зрения отражения в них романтической иронии.

 

 

В 60-е годы, по С. С. Аверинцеву, происходит эстетическая революция эстетического мышления. Отныне искусство перестает отождествляться с наукой, начинает рассматриваться в качестве творчества. Предтечей является эстетика Баумгартена. Произведение искусства мыслится как «новая реальность», определяющим отношением художественности становится отношение автор – герой. Креативизм: предромантизм, романтизм, постромантизм. Предромантизм – императив вкуса. Романтизм – императив игра, оригинальность. Отрицается ориентация на какой бы то ни было сверхтекст. На смену категории жанра приходит категория стиля, т.е. индивидуального художественного языка. Читать романтическое произведение означает для читателя становится собой, обретать внутреннюю свободу самобытной личности.

1. Генезис термина романтизм.

Возникает в 1650 г., в XVIII веке означает «воображаемый», «фантастический». Восходит к средневековому употреблению слова «романс» (героическая испанская песня) и «роман» (эпическая поэма о рыцарях), затем повествование с выдумкой.

В XVIII в. «романтическое» - все необычное, таинственное, связанное со средневековой стариной.

В конце XVIII в. романтическое противопоставляется классицистическому.

В XIX – XX вырабатывается термин искусства.

 

Фридрих Шлегель указал на три источника романтизма: Великая французская революция (1789 г.), философия Фихте и роман Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера».

Генезис романтизма. Предромантизм – переходное явление от классицизма к романтизму. Основные тенденции: возникает как оппозиция просветительскому рационалистическому духу. Для романтизма характерно обращениям к мистификациям; «шекспиризация» (стремление к свободе от нормативной эстетики классицизма); руссоизация Основные жанры предромантизма – готический роман (Уолпол), трагедия рока (Хоум).

Возникает романтизм в конце XVIII в. Почти одновременно с эстетическими трактатами выступили романтики в Германии, Шатобриан и де Сталь во Франции, представители Озерной школы в Англии.

Можно выделить три этапа: первый – ранний (конец XVIII - начало XIX; развитые формы 20 – 40 гг. XIX в.; поздний романтизм после революции 1848 г. (к национальным этапам романтизма это периодизация не подходит).

Общая тенденция литературного процесса в западно-европейских литературах – убыстрение темпа литературного развития. Новые художественные направления складываются в короткие сроки. При этом новые тенденции уживаются со старыми. Черта эпохи – сосуществование художественных направлений.

Уильям Блейк

1789 – «Песни невинности»

1794 – «Песни опыта»

1790 - «Бракосочетание неба и ада»

1804 – «Мильтон», «Иерусалим»

1821 – «Призрак Авеля»

 

Уильям Вордсворт

1798 «Лирические баллады» (совместно с С. Т. Кольриджем), т.1, 2

1800 второе издание «Лирических баллад» с Предисловием

«Прелюдия, или Развитие самосознания поэта» 1798 – 1805, опубл. 1850

1814 – «Прогулка» (философская поэма)

1819 – «Питер Белл»

 

Роберт Саути

1801 «Талаба-разрушитель»

1805 «Мэдок»

1821 «Видение суда»

баллады 1799 «Суд божий над епископом»

1794 стихотв. Драма «Уот Тайлер», опубл. 1817

Веселая песня. У. Блейк.

Когда, заливаясь, смеется ручей

И полон воздух веселых речей,

Смеется роща, смеемся мы,

И эхом смеющимся вторят холмы,

 

Смеются луга зеленой травой,

Смеется кузнечик, укрытый листвой,

И девушки, сладкие губы раскрыв.

Выводят со смехом веселый мотив,

 

И птицы звенят, оглашая дол,

И в тени накрыт с угощеньем стол –

А ну-ка с нами веселья испей

И хохотом, хохотом радость излей!

К Фирце»

(Фирца - столица Северного Царства)

(Иоанн, 2:4, «Что Мне и Тебе, Жено?»

Рожденному в земную часть

Придется снова в землю пасть,

Чтоб встать однажды, не скорбя –

И что мне жено до тебя!

 

В Саду два пола расцвели,

Отбросив Стыд,

На гибель шли;

Но грешных пожалел Господь,

На труд и плач обрекший Плоть.

 

О Мать моих земных цепей

И горестной тюрьмы моей!

Меня ты заточила в склеп,

В котором я и глух, и слеп.

 

Ты рот забила мне землей –

И тяжек жребий мой земной!

Но спас меня Христос, скорбя –

И что мне жено до тебя!

 

"Бунтарский" романтизм в английской школе. Творчество Байрона. Творчество В. Скотта.

Формирование новой ветви английского романтизма, его исторические и духовные предпосылки. Основные этапы жизни и творчества Байрона. Феномен жизнетворчества Байрона. Тип активного, действующего героя в творчестве Байрона и Шелли. Перенос акцента с творческих исканий героя-художника на поэзию жизнетворчества и действия. "Паломничество Чайльд-Гарольда": проблема жанра. Отношения автор-герой в поэме. Лирическая стихия в поэме. Тип героя и конфликта. Сюжетное построение романтической поэмы-путешествия. Архаичность формы подчеркивает современность проблематики поэмы (использование спенсеровой строфы). "Восточные поэмы" Байрона: сюжетная схема; особенности пространственной организации; система персонажей; тип главного героя, мстителя и мятежника, его портретная характеристика и предыстория ("Корсар"). Сопоставление героической и романтической (байронической) поэм. Контраст между созерцательной установкой героя «Чайльд-Гарольда» и героем-бунтарем восточных поэм. Влияние байроновских поэм на русскую литературу. Драматическая философская поэма "Манфред". Титанические фигуры в творчестве Байрона. Трагический кризис индивидуалистического мировоззрения. История создания "Дон Жуана". Широта охвата действительности. Отсутствие романтического героя, особенности композиции и стиха. Дон Жуан Байрона в ряду литературных «Дон Жуанов». Проблема байронизма. Байрон и русская культура.

Приложение к лекции:

Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824).

22 января 1788 родился в Лондоне

1801 - школа в Харроу

1805 – любовь к Мэри Чаворт

1806 «Летучие наброски»

1807 – «Стихи по разным поводам»

1807 – первый сборник «Часы досуга», «Английские барды и Шотландские обозреватели»

1808 – путешествие по Европе (Португалия, Испания, Греция, Албания, Турция)

1812 – первые две песни «Чайльд Гарольда»

1812, 1813 - 3 речи в парламенте1813 – 1816 «восточные поэмы»:

«Гяур», 1813; «Абидосская невеста» - , 1813; «Корсар», 1814; «Лара», 1814; «Осада Коринфа», 1816; «Паризина», 1816

1815 – женитьба на Аннабелле Мильбенк

1815 – рождение дочери Ады

1815 цикл стихотворений «Еврейские мелодии»

1816 – покидает Англию

1817 - 3 ч. «Чайльд-Гарольда»,

«Шильонский узник», «Манфред»; дружба с Шелли

1818 – Венеция, 4 часть «Паломничества Чайльд-Гарольда», «Беппо»; знакомство с Терезой Гвиччьоли

1819 – 1824 «Дон Жуан» («удивительное шекспировское разнообразие» А.С. Пушкин)

1821 – 1823 «Каин», «Видение суда» (сатира на Саути, Георга III)

1823 – выехал на собственном корабле «Геркулес» финансировать повстанческую армию

1824 19 апреля – смерть от лихорадки

легкие похоронены в Греции

церковь недалеко от Ньюстеда

В. Скотт. Ранняя поэтическая деятельность В. Скотта. Эстетические принципы В. Скотта романиста. Жанр исторического романа, его место в романтизме. Традиции авантюрно-приключенческого, сентиментально-психологического романа, готические традиции в историческом романе В. Скотта. Концепция истории В. Скотта. Особенности изображения исторических событий в романах Скотта. Конкретность в исторических картинах В. Скотта. Особенная композиционная роль у повествователя в произведениях В. Скотта: передает прошлое, служит связующим звеном между стариной и современностью. Он наследник, хранитель живой преемственности. Прошлое показывается как источник современности. В. Скотт начинает повествование с частных, малоизвестных лиц. Шекспир следовал легенде, традиции. В. Скотт создает канву, представляет традиционные фигуры заново, «домашним способом». Герои В. Скотта: "реальные" и вымышленные персонажи, взаимодействие первого и второго плана изображения. Юмористические мотивы в романах В. Скотта. Авторская позиция в романах В. Скотта. "Шотландский" и "английский" циклы романов В. Скотта. «Уэверли» как роман, содержащий основные черты поэтики дальнейших произведений
В. Скотта. Стремление В. Скотта к литературной мистификации, феномен Неизвестного. Игра с читателем, многоступенчатая организация повествования в романах Скотта, Пушкина, Гоголя.

Приложение к лекции:

Вальтер Скотт (1771 – 1832)

1796 перевод «Леноры» Бюргера

1802 «Песни шотландской границы»

1805 – «Песни последнего менестреля»

1814 «Уэверли»

1815 «Гай Меннеринг»

1816 «Пуритане»

1818 «Роб Рой»

1819 «Айвенго»

1821 «»кенильворт»

1826 «Вудсток»

1823 «Квентин Дорвард»

1832 «Граф Роберт Парижский»

«Рассказы трактирщика» («Пуритане», «Черный карлик», «Легенда о Монтрозе»); «Рассказы крестоносцев» («Обрученные», «Талисман»)

 

имение Аббатсфорд

глава издательской фирмы

 

конкретность исторических картин

 

повествователь – хранитель живой преемственности

прошлое – источник современности

 

создает канву, представляя традиционные фигуры заново

2.500 персонажей

41 том романов и повестей, 12 томов писем, 3 тома дневников

 

 

Французский романтизм.

Как художественная система обрел законченные формы позже, нежели в немецкой и английской литературах.

Личность мыслиться, как единственный источник преобразования мира.

Романтическая концепция мира тяготеет к идеалу личности гениальной, знаком гениальности становится творческий дар.

Романтическая личность восприимчива к религиозным системам мышления.

Во Франции идею свободы личности нейтрализовала вовлеченность индивида в водоворот массовых движений.

Французский романтизм менее радикален в отрицании современности.

Герой французского романтизма более современен и как психологический тип более обыкновенен.

Внимание французских авторов приковано к страданию утонченно-чувствительной души.

Классицизм проявляется в приверженности к гражданской идее, к конфликтам чувства и долга, в пристрастии к поэтике антитез.

Просветительский дидактизм.

Жермена де Сталь (1766 – 1817) трактат «О литературе».

Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848)

1802 – «Гений христианства»

«Атала» 1801

«Начезы» 1802

1811 «Путешествие из Парижа в Иерусалим»

 

В. Гюго (1802 – 1885)

«Предисловие» к драме «Кромвель» 1827

1830 постановка «Эрнани»

король Карл I, донья Соль, дон Руй Гомес Сильва

1824 «Новые оды»

1826 «Оды и баллады»

Американский романтизм.

 

1775-1783 гг. – 13 англ. колоний на американском континенте подняли освободительную войну. Результат – создание США, буржуазно-демократической республики.

«Право на жизнь, свободу, стремление к счастью»

Джордж Вашингтон предводил армией ремесленников, бедных фермеров.

Война – результат формирования американской нации, берущей начало от колонистов-пуритан, первых поселенцев 17 века, прибывших на «Мейфлауре».

 

Американская мечта: Америка – страна свободы, безграничных возможностей.

 

Хронологические рамки американского романтизма – рубеж второго и третьего десятилетия XIX века до окончания Гражданской войны между Севером и Югом 1861 – 1865 гг.

Три столетия колонизации материка.

Фронтир – граница между цивилизацией первых поселенцев и остальной частью материка.

Незрелость общественных противоречий вело к позднему формированию реалистического метода.

Этапы развития американского романтизма:

I. 1820 – 1830, ранний романтизм – результат взаимодействия с европейской литературой. Формируются собственные традиции, намечаются основные темы (война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев). Для данного периода характерны оптимизм, связь с идеологией Просвещения. Альтернативу буржуазному укладу романтики видят в идеализировании американского Запада (патриархального прошлого страны, морской стихии, войны за независимость).

 

В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. Брайент, Д. П. Кеннеди.

 

II. 1840 – 1850 – зрелый романтизм. Творчество Ннатаниел Готорна (1804-1864), Эдгар Аллан По (1809-1849), Герман Мелвилла (1819-1891), Генри Уодсуорт Лонгфелло (1807-1882).

Ралф Уолдо Эмерсон (1803-11882), Генри Дейвид Торо (1817-1862), трансцендентальный идеализм.

Трансцендентализм – американское философско-литературное движение 1830-1860 гг. Манифест эссе Р. У. Эмерсона «Природа». Название ряд идей взяты от «трансцендентального идеализма» И. Канта, а также Ф. Шеллинга. Основные идеи: социальное равенство «равных перед богом людей», духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно материальных интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм.

Появляется трагический фон, настроение скорби и тоски, герой с раздвоенной психикой.

Разрыв между идеалом и действительностью.

Происходит переход от освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира. Влияние философии Канта, Шеллинга, Фихте.

В творчестве По, Мелвилла, Готорна большую роль играют символика, мистические мотивы.

III. Поздний романтизм. Период кризисных явлений. В рамках романтической эстетики появляется тема борьбы против рабства, литература аболиционизма (Эмерсон, Торо, Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896)).

Аболиционизм (от лат. аbolitio – уничтожение, отмена) – общественное движение за отмену какого-либо закона; в конце 18-19 веков в США движение за отмену рабства негров.

Творчество У. Уитмена (1819-1892) – сплав романтической и реалистической эстетики.

Творчество Эмили Элизабет Дикинсон (1830-1886), за пределами рамок романтизма, проникнуто романтическим мироощущением.

Утверждение национальной самобытности, индейская тематика, фольклор черных американцев южных штатов. Философский анализ американского опыта, пересмотрение пуританских вглядов.

Герман Мелвилл (1819-1891)

1841 «Акушнет»

Маркизские острова, племя тайпи.

1846 «Тайпи»

1847 «Ому»

«Марди»

1849 «Редберн»

1850 «Белый бушлат»

1851 «Моби Дик» - философский, социальный, морской, «китобойный» роман.

Традиции стиля проповеди, Шекспира.

Измаил

Квикег – «каннибальский вариант Джорджа Вашингтона»

Корабль «Пекод» (племя массачусетских индейцев)

 

Капитан «Ахав»; библейская легенда о пророке Ионе, проглоченном китом. «ни Белому Кту, ни человеку, ни сатане никогда даже нен коснуться подлинной и недоступной сущности старого Ахава»

Символика цвета – белая вселенная бесцельна и бессердечна.

1852 «Пьер, или Двусмысленность».

 

Э.А. По (1809-1849).

Джон Аллан

Лондонские пансионы

Виргинский ун-т

1827 сб. стихов «Тамерлан и др. стихотворения».

1829 слушатель военной академии в Вейст-Понте.

1836 женитьба на двоюродной сестер Виргинии Клемм (14 лет) болезнь жены, 1847 смерть.

Психологическая неуравновешенность, вино, опиум.

1840 «Философия обстановки», симметрия в комнате и в искусстве.

1846 «Философия творчества»

рационалистический романтизм, идея эффекта целого. Идея пропорциональности произведения

1850 «Поэтический принцип».

Интенсивность использования выразительных средств. Подчеркивание значения формы поэтического произведения.

 

 

Форма текущего контроля. Проверка внимательности прочтения текстов (на уровне детализации). Подготовка к собеседованию по прочитанным произведениям курса «История зарубежной литературы ХIХ в. Романтизм».

 

1. Л. Тик. Белокурый Экберт.

Кого встречает на своем пути Берта, выйдя за порог хижины?

Что вызывает смех у Берты при виде лица старухи?

Чему научилась Берта у старухи?

Что Берта сделала с птицей?

Чем занимается Вальтер в окрестностях замка Экберта?

Почему погибает Экберт?

 

2. Новалис «Генрих фон Офтердинген».

Что снится Генриху Офтердингену в начале произведения?

Что общего в снах Генриха и его отца?

 

3. Клейст Г. фон. Михаэль Кольхаас.

Какое чувство превращает Михаэля Кольхааса в романтического героя?

Что было написано в записке, помещенной в медальон, который носил на груди герой?

Какова судьба детей Кольхааса, его потомков?

 

4. Гофман Э.Т. А. Песочный человек.

Что отличает Натанаэля от всех других детей?

Перескажите сюжет мрачного произведения Натанаэля.

Что делает Клара, когда Натанаэль читает непонятные для нее произведения?

Какую зловещую фразу произносит в финале произведения Коппелиус, когда Натанаэль находится на башне?

Кого напоминает Клара в финальном эпизоде произведения?

 

5. Байрон Д.Г. Корсар.

В каком пространстве предстает впервые главный герой поэмы?

Чем открывается поэма Байрона «Корсар»?

Чем в поэме объясняется конфликт Конрада с обществом?

Как погибает Конрад?

 

6. Скотт В. Айвенго.

Назовите имена вымышленных персонажей романа.

Назовите исторические имена, которые использует на страницах своего романа Скотт.

Какие черты внешности монаха Тука кажутся подозрительными Ричарду Львиное Сердце во время посещения кельи монаха?

 

7. Гюго В. Эрнани.

Звук какого инструмента преследует Эрнани?

Кто первый из героев выпивает яд?

Сколько смертей в конце драмы?

 

8. По Э. Падение дома Ашеров.

Какая болезнь преследует род Ашеров?

Какое произведение читает хозяин дома и рассказчик во время кульминационных событий новеллы?

Какое предчувствие мучает Ашера на протяжении всей новеллы?

 

9. Кольридж С. Т. Сказание о Старом Мореходе.

Сколько юношей встречает Старый Мореход в начале поэмы?

Кто убивает Альбатроса?

Как меняется взгляд Старого Морехода от начала к концу балладного повествования?

Почему Брачный Гость не идет на пир в конце поэмы?

 

10. Шатобриан Ф. де. Рене.

У кого поселился Рене (начало произведения)?

В чем заключалась тайна Амели?

При каких обстоятельствах погибает Рене?

 

11. Ирвинг В. Рип Ван Винкль.

Что не устраивает в поведении Рип Ван Винкля его жену?

Как зовут собаку Рип Ван Винкля?

Какое заведение посещает Рип, спасаясь от сварливой жены?

Кого встречает в горах Рип?

В какую игру играют «странные личности» в горах?

Какой единственный вид деспотизма был известен Рипу, плохо разбирающегося в политике?

 

12. Определите авторов и название произведений по стихотворным фрагментам (строфам), приведенным ниже:

 

Тебя любил я, море! В час покоя

Уплыть в простор, где дышит грудь вольней,

Рассечь руками шумный вал прибоя –

Моей отрадой было с юных дней.

 

Мой кончен труд, дописан мой рассказ,

И гаснет, как звезда перед зарею,

Тот факел, о который я не раз

Лампаду поздней зажигал порою.

 

Прости! Подходит срок неумолимо.

И здесь должны расстаться мы с тобой.

Прости, читатель, спутник пилигрима!

 

Был слишком горд, чтоб жизнь влачить, смирясь,

И слишком тверд, чтоб пасть пред сильным в грязь;

 

Среди нехоженых дорог,

Где ключ студеный бил,

Ее узнать никто не мог

И мало кто любил.

 

Как тучи одинокой тень,

Блуждал я сумрачен и тих,

И встретил в тот счастливый день

Толпу нарциссов золотых.

 

Я слышу издали сквозь сон

Тебя, мой давний друг,

Ты – птица или нежный стон,

Блуждающий вокруг?

 

В скорби жгучей о потере я захлопнул плотно двери

И услышал стук такой же, но отчетливей того.

«Это тот же стук недавний, – я сказал, – в окно за ставней,

Ветер воет неспроста в ней у окошка моего,

Это ветер стукнул ставней у окошка моего, -

Ветер – больше ничего».

 

Форма промежуточного контроля. Вопросы по романтизму.

 

1. Как Вы понимаете следующие афоризмы Новалиса? Соотнесите их с романтической концепцией искусства:

 

«Совершенной формой наук должна быть форма поэтическая».

 

«Разгадать смысл жизни способен лишь художник».

 

«Жизнь не должна быть тем, что дано нам, но она должна стать творимой нами фабулой».

 

«Поэт понимает природу лучше, чем ученая голова».

 

«Поэма должна быть такой же неисчерпаемой, как человек или афоризм».

 

 

2. Прочитайте определения иронии Ф. Шлегеля, приведенные ниже. Попытайтесь самостоятельно выделить основные характеристики романтической иронии, сформулируйте определение иронии.

 

 

«Ирония содержит и побуждает чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, между невозможностью и необходимостью исчерпывающей полноты высказывания».

 

«… гармоническая банальность не знает, как ей отнестись к этому постоянному самопародированию, когда вновь и вновь нужно то верить, то не верить, пока у нее не закружится голова и она не станет понимать шутку всерьез, а серьезное считать шуткой».

 

«Ирония – форма парадоксального. Парадоксально все хорошее и великое одновременно».

 

«Ирония – это ясное сознание вечной подвижности, бесконечно полного хаоса».

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.073 с.)