Французский романтизм. Шатобриан. Ж. де Сталь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французский романтизм. Шатобриан. Ж. де Сталь.



А. де Мюссе. Творчество В. Гюго. Исторический роман в системе романтических жанров.

Истоки французского романтизма на рубеже XVIII – XIX веков. Шатобриан, полемика с идеями руссоизма. Трактат "Гений христианства" и его значение для "обновления" христианской доктрины в новейшей культуре. Поэтизация и эстетизация католичества, характер христианских идей Шатобриана в сопоставлении с демократическими и либеральными идеями современников. Художественно-эстетическое новаторство Шатобриана. Мотив мировой скорби в творчестве Шатобриана ("Рене", "Атала").

Литературная "оппозиция" во французской литературе периода Империи. Де Сталь как теоретик искусства. Трактат "О литературе и ее связи с общественными установлениями". Просветительские традиции в мировоззрении де Сталь. Влияние идей Руссо. Деление литературы на "северную" и "южную", появление термина романтизм.

Болезнь века в произведениях французских романтиков, поэтизация разочарования. "Исповедь сына века" де Мюссе как диагноз столетия. Связь понятия лишнего человека в русской литературной традиции с эстетикой французского романтизма.

Периодизация творчества Гюго. Ранняя романтическая лирика Гюго. Увлечение бонапартизмом в юношеские годы, демократизации взглядов в дальнейшей эволюции. Предисловие к «Кромвелю» как манифест романтизма. Драматургия Гюго в контексте утверждения романтизма в театральном искусстве. Значение драматургии Гюго для разрушения канонов классицизма в драматургии. Драма «Эранани» и полемика вокруг нее, общественный резонанс литературных выступлений Гюго. Проблема историзма в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери». Поэтика контрастов и гротеска в романе. Система персонажей романа, особенности композиции. Авторская позиция в романе. Исторический роман в эпоху романтизма. Сравнительная характеристика изображения истории в романах Скотта, Гюго и Дюма.

Приложение к лекции:

Французский романтизм.

Как художественная система обрел законченные формы позже, нежели в немецкой и английской литературах.

Личность мыслиться, как единственный источник преобразования мира.

Романтическая концепция мира тяготеет к идеалу личности гениальной, знаком гениальности становится творческий дар.

Романтическая личность восприимчива к религиозным системам мышления.

Во Франции идею свободы личности нейтрализовала вовлеченность индивида в водоворот массовых движений.

Французский романтизм менее радикален в отрицании современности.

Герой французского романтизма более современен и как психологический тип более обыкновенен.

Внимание французских авторов приковано к страданию утонченно-чувствительной души.

Классицизм проявляется в приверженности к гражданской идее, к конфликтам чувства и долга, в пристрастии к поэтике антитез.

Просветительский дидактизм.

Жермена де Сталь (1766 – 1817) трактат «О литературе».

Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848)

1802 – «Гений христианства»

«Атала» 1801

«Начезы» 1802

1811 «Путешествие из Парижа в Иерусалим»

 

В. Гюго (1802 – 1885)

«Предисловие» к драме «Кромвель» 1827

1830 постановка «Эрнани»

король Карл I, донья Соль, дон Руй Гомес Сильва

1824 «Новые оды»

1826 «Оды и баллады»

Своеобразие американского романтизма. Лирика американского романтизма.

Романтизм как первый этап становления самобытной американской литературы. Значение романтической литературы для формирования самосознания национальной американской литературы. Специфика романтизма в США. Творчество Ирвинга. Романтическая позиция Америки прошлого. Творчество Купера, своеобразие его творческого метода. Цикл романов Купера о Кожаном Чулке. Противопоставление наступающей цивилизации и естественного человека в творчестве Купера.

Школа «трансценденталистов». Эмерсон и его философское эссе «Природа». Значение деятельности Эмерсона и его философии «доверия к себе». Торо и его книга «Уолден, или Жизнь в лесу». Преломление идей руссоцизма в творчестве Торо, своеобразие его стиля.

Творчество Лонгфелло. «Филологическая» основа творчества. Язык Лонгфелло, звукозапись, музыкальность. Тема природы в лирическом эпосе Лонгфелло.

Творчество Уитмена. Книга стихов «Листья травы», значение центрального образа книги Уитмена. «Песня о себе» как квинтэссенция нового самоощущения лирического героя Уитмена. Новаторство Уитмена. Уитмен, как предтеча современной англоязычной поэзии. Циклизация лирических произведений в творчестве Уитмена.

Творчество Э. Дикинсон. Центральные мотивы в лирике

Э. Дикинсон.

Характеристика творчества Мелвилла, Готорна. Творчество Э.По.

Творчество Н. Готорна. Двойственность отношения к пуританскому прошлому Новой Англии в произведениях Готорна. Сюжеты-метафоры в творчестве Готорна. Новеллистка Готорна. Роман «Алая буква».

Творчество Г. Мелвилла. Роман Мелвилла «Моби Дик» как

американский эпос. Синтетический жанр романа. Образ белого кита в символике романа. Самоопределение героев по отношению к белому киту. История восприятия романа Мелвилла.

Творчество Э. По. Поэзия Э. По. Русские переводы стихо-творения «Ворон», его композиция, лирический сюжет, пространственно-временная организация. Воплощение принципов поэтического воздействия в прозе Э. По. Ритмизованность коротких новелл Э. По («Колодец и маятник»). Тематическая классификация новеллистики Э. По: аналитические (детективные) рассказы, мистические (метафизические) новеллы, зарождение фантастики в творчестве Э. По: элементы технологической и социальной фантастики. Новелла «Падение дома Ашеров» как вершина исследований страха у Э. По. Иронические мотивы в новелле Э. По «Золотой жук». Значение творчества Э. По для последующего развития литературы. Закономерность появления жанра детектива в русле романтизма. Связь героя-романтика с героем-аналитиком Э. По. Черты избранничества и гениальности в образе сыщика неоромантизма как продолжение традиций творчества По.

Приложение к лекции:

Американский романтизм.

 

1775-1783 гг. – 13 англ. колоний на американском континенте подняли освободительную войну. Результат – создание США, буржуазно-демократической республики.

«Право на жизнь, свободу, стремление к счастью»

Джордж Вашингтон предводил армией ремесленников, бедных фермеров.

Война – результат формирования американской нации, берущей начало от колонистов-пуритан, первых поселенцев 17 века, прибывших на «Мейфлауре».

 

Американская мечта: Америка – страна свободы, безграничных возможностей.

 

Хронологические рамки американского романтизма – рубеж второго и третьего десятилетия XIX века до окончания Гражданской войны между Севером и Югом 1861 – 1865 гг.

Три столетия колонизации материка.

Фронтир – граница между цивилизацией первых поселенцев и остальной частью материка.

Незрелость общественных противоречий вело к позднему формированию реалистического метода.

Этапы развития американского романтизма:

I. 1820 – 1830, ранний романтизм – результат взаимодействия с европейской литературой. Формируются собственные традиции, намечаются основные темы (война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев). Для данного периода характерны оптимизм, связь с идеологией Просвещения. Альтернативу буржуазному укладу романтики видят в идеализировании американского Запада (патриархального прошлого страны, морской стихии, войны за независимость).

 

В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. Брайент, Д. П. Кеннеди.

 

II. 1840 – 1850 – зрелый романтизм. Творчество Ннатаниел Готорна (1804-1864), Эдгар Аллан По (1809-1849), Герман Мелвилла (1819-1891), Генри Уодсуорт Лонгфелло (1807-1882).

Ралф Уолдо Эмерсон (1803-11882), Генри Дейвид Торо (1817-1862), трансцендентальный идеализм.

Трансцендентализм – американское философско-литературное движение 1830-1860 гг. Манифест эссе Р. У. Эмерсона «Природа». Название ряд идей взяты от «трансцендентального идеализма» И. Канта, а также Ф. Шеллинга. Основные идеи: социальное равенство «равных перед богом людей», духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно материальных интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм.

Появляется трагический фон, настроение скорби и тоски, герой с раздвоенной психикой.

Разрыв между идеалом и действительностью.

Происходит переход от освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира. Влияние философии Канта, Шеллинга, Фихте.

В творчестве По, Мелвилла, Готорна большую роль играют символика, мистические мотивы.

III. Поздний романтизм. Период кризисных явлений. В рамках романтической эстетики появляется тема борьбы против рабства, литература аболиционизма (Эмерсон, Торо, Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896)).

Аболиционизм (от лат. аbolitio – уничтожение, отмена) – общественное движение за отмену какого-либо закона; в конце 18-19 веков в США движение за отмену рабства негров.

Творчество У. Уитмена (1819-1892) – сплав романтической и реалистической эстетики.

Творчество Эмили Элизабет Дикинсон (1830-1886), за пределами рамок романтизма, проникнуто романтическим мироощущением.

Утверждение национальной самобытности, индейская тематика, фольклор черных американцев южных штатов. Философский анализ американского опыта, пересмотрение пуританских вглядов.

Герман Мелвилл (1819-1891)

1841 «Акушнет»

Маркизские острова, племя тайпи.

1846 «Тайпи»

1847 «Ому»

«Марди»

1849 «Редберн»

1850 «Белый бушлат»

1851 «Моби Дик» - философский, социальный, морской, «китобойный» роман.

Традиции стиля проповеди, Шекспира.

Измаил

Квикег – «каннибальский вариант Джорджа Вашингтона»

Корабль «Пекод» (племя массачусетских индейцев)

 

Капитан «Ахав»; библейская легенда о пророке Ионе, проглоченном китом. «ни Белому Кту, ни человеку, ни сатане никогда даже нен коснуться подлинной и недоступной сущности старого Ахава»

Символика цвета – белая вселенная бесцельна и бессердечна.

1852 «Пьер, или Двусмысленность».

 

Э.А. По (1809-1849).

Джон Аллан

Лондонские пансионы

Виргинский ун-т

1827 сб. стихов «Тамерлан и др. стихотворения».

1829 слушатель военной академии в Вейст-Понте.

1836 женитьба на двоюродной сестер Виргинии Клемм (14 лет) болезнь жены, 1847 смерть.

Психологическая неуравновешенность, вино, опиум.

1840 «Философия обстановки», симметрия в комнате и в искусстве.

1846 «Философия творчества»

рационалистический романтизм, идея эффекта целого. Идея пропорциональности произведения

1850 «Поэтический принцип».

Интенсивность использования выразительных средств. Подчеркивание значения формы поэтического произведения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.028 с.)