Романтизм – новое художественное направление начала XIX века – основывается на общекультурном сдвиге, захватившем все сферы общественного сознания и изменившем мировосприятие людей эпохи. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романтизм – новое художественное направление начала XIX века – основывается на общекультурном сдвиге, захватившем все сферы общественного сознания и изменившем мировосприятие людей эпохи.



«Преобразился мир» - каноническая формула эпохи, данная Пушкиным.

Ощущение вовлеченности отдельного человека и всего человечества в быстрое историческое движение, ощущение, рожденное революцией, пронизывает романтизм.

Романтизм является реакцией на Просвещение и на просветительский реализм. Взяли романтики из наследия восемнадцатого века больше, чем отбросили (например, руссоистская антропология с ее культом чувства и природы).

Романтизм стремится к объективности, пытается понять характер всемирного развития. Большое влияние на романтиков оказал Шеллинг (его философия тождества духа и природы, субъекта и объекта, «Абсолютная объективность дается единственно искусству» (Шеллинг)). Отсюда у йенских романтиков апология универсальности искусства, включающее в себя художественное и философское познание.

Идея синтеза, взаимосвязи и взаимозависимости всего сущего стала одним из основных открытий романтизма (в этом он предшествует реализм).

Отсюда идея неделимости формы и содержания в искусстве у романтиков. Одна из тенденций романтизма – стремление к созданию обобщенных символических образов. Романтиков привлекают мифы, но они стремятся к созданию собственных мифов. Можно говорить о мифологии Кольриджа, Байрона, Гофмана. Символизм, мифологическая обобщенность образа – важнейшие черты романтического художественного сознания.

Движение истории воспринимается романтиками как внеразумное, неуловимое для рационального познания. Романтикам свойственна вера в некую провиденциальную закономерность, доступную только благодаря воображению. Вслед за Гердером романтики разрабатывают идею истории цивилизации как сменяющихся эпох, ставящих и разрешающих свои задачи. Каждая нация имеет свой внутренний мир. Романтики первыми стали разрабатывать национальную типологию. Романтики стремились воспроизвести не только внешние приметы времени но дух эпохи, национальной культуры. Они используют научные факты и богатое воображение («Дайте мне факты, а воображения мне хватит своего» В. Скотт).

В центре романтического искусства – личность, жаждущая понять законы целого – природы, общества, исторического процесса. Устремленность романтизма к новой объективности выливается в понятие романтической иронии, которая оказывается диалектической ловушкой. В качестве средства преодолеть субъективную ограниченность миропонимания. Романтическая ирония становится ловушкой для любой реальной данности.

Возникает такая романтическая особенность, как двоемирие, точно охарактеризованное Гегелем: «С одной стороны, духовное царство, завершенное в себе… с другой стороны пред нами царство внешнего как такового, освобожденное от прочного единства с духом».

Шеллигианский «целостный человек», которого можно назвать искателем или энтузиастом (герой Тика, Вакенродера, Новалиса, ранней поэзии Кольриджа и Вордсворта, таким остается позже герой Клейста и Шелли) сменяется героем отчужденным, одиноким скитальцем, нигилистом, испытывающего любопытство ко злу. Противопоставленный миру герой идеализируется, его недовольство жизнью обретает характер мировой скорби, его субъективность разрастается и подчас стремится заслонить все человечество. Бунт, разлад между субъектом и не соответствующим высоким требованиям субъекта, но навязывающим ему свои правила миром настолько ярко воплощены романтиками, что представляется фундаментальной темой романтизма. Но в бунте сохраняется жажда гармонии, воссоединения с миром, тоска по утраченной простоте и целостности. Привлекательность Каина, Манфреда кроится в готовности, в какой они исследуют зло, как путь достижения полноты жизни, и расплачиваются за выбор пути. Романтизм разграничивает два типа зла: зло бытовое, пошлое, буржуазное, и зло, принадлежащее духовному царству, коренящееся в гордыне ума, воли, таланта и гордыне справедливости. Большое влияние на представление романтиков о личности оказала философия Фихте с ключевой идеей абсолютного «я» и его внутренней свободой (романтики превратили абсолютное «я» Фихте в индивидуальное «я»).

Романтизм использовал, преобразовав его сентиментальный образ личности. Но не чувствительность, а страсть – основа романтической личности.Всепоглощающая страсть сочетается с волей к свободе (общественно-политической, творческой, индивидуальной). Среди разных типов романтической свободы есть свобода от механической заданности и неизменности социальной роли (излюбленная тема Гофмана), и, наконец, освобождение от смертной предопределенности человека, борьба с которой переходит в космический, богоборческий бунт (тема Байрона).

Самая главная, конституирующая черта романтической личности – воображение. В ком спит воображение, то не вырвется из эмпирического царства пошлости. Творческое начало предает воображению активный, волеизъявительный характер, что находит воплощение в жизнестроительной программе романтиков. Несколко поколений молодых людей, выросших в атмосфере романтизма, занимались моделированием своего исторического характера в форме романтического жизнетворчества. Реальные личности эпохи служили моделями романтического жизнестроения (Наполеон, Байрон, Ипсиланти).

Жизнетворчество было проявлением утопизма, имманентно присущего романтизму. Романтизм переносит все упования из реального в идеальный план. Романтизм создал многообразную утопию – красоты, активной личности, национального единства, человека и природы, идеальной революции. Экзотичность была способом переключения изображаемого в утопический план.

Романтизм начинается с ниспровержения рационалистической эстетики классицизма. Романтики порывали с нормативностью классицизма: с резким разграничением высокого и низкого, трагизма и комизма, с идеалом красоты возвышенной, с требованием определенности и внутренней непротиворечивости каждого жанра, обладающего своим набором предписаний (драматические три единства). Требование естественности главенствует во всех романтических манифестах . в основании романтической эстетики лежало и требование максимальной экспрессивности. Гюго в предисловии к «Кромвелю» называет искусство концентрирующим зеркалом. Гротеск, построенный на фантастике, максимально эффективен, когда фантастичность оттеняется бытовой средой (у Гофмана, Шамиссо).

Романтизм обновил всю систему литературных жанров, смело контаминируя их, создавая пограничные жанры: лиро-эпические, лиро-эпико-драматические. Романтическая поэма создана заново, романтическая драма возвращается к традициям Шекспира и Кальдерона. Романтизм использовал классическую новеллу, рыцарский роман, элементы плутовского романа, романа-становления, переработал и передвинул с периферии жанр исторического романа.

В романтизме складывается новая повествовательная структура/ В центре ее – герой-наблюдатель. Он анализирует себя, становится предметом анализа. Проблематичный герой жанрово не ограничен (у истоков этой традиции – Руссо).

Романтики фиксируют внимание на совмещение полярных состояний (страсти и холодности, возвышенных и низменных желаний). У романтиков настойчивый интерес к невидимому, глубинному в человеческой психике: раздвоению личности, галлюцинаторному безумию. Романтический психологизм – шаг вперед, сделанный литературой на пути к постижению диалектики души.

 

Литература:

1. Елизарова, М. Е. и др. История зарубежной литературы XIX века / М. Е. Елистратова. – М., 1964.

2. Реизов, Б. Г. Между классицизмом и романтизмом /
Б. Г. Реизов. – Л., 1962.

3. Тамарченко, Н. Д., Тюпа, В. И., Бройтман, С. Н. Теория литературы: В 2 т. / Н. Д. Тамарченко и др. – М., 2004. – Т. 1.

4. Тураев, С. В. От просвещения к романтизму /
С. В. Тураев. – М., 1983.

Приложение к лекции:

Иенский романтизм.

 

1797 г. журнал «Атениум»

1797 г. «Фрагменты» Ф. Шлегеля

1797 г. в Йене формируется кружок йенских романтиков:

А. и Ф. Шлегели, Новалис (Фридрих фон Харденберг), Л. Тик,
Ф. Шеллинг, И. Фихте, Ф. Шлейрмахер.

Ф. Шлегель (1772 – 1829)

А. Шлегель (1767- 1784)

Новалис (1772 – 1801)

С 1799 «Генрих фон Офтердинген»:

«Истинно романтическая поэзия заключается в искусстве умелого и прятного остранения, превращения предмета изображения в странный, незнакомый и в то же время знакомый и притягательный».

«Моя возлюбленная есть сокращенное подобие вселенной, вселенная есть развернутое подобие моей возлюбленной» (Новалис)

1797-1799 «Гимны к ночи»

1799-1800 «Духовные песни»

Людвиг Тик (1773 – 1853)

1798 «Странствия Франца Штернбальда»

1797 «Белокурый Экберт»

1797 «Кот в сапогах»

1800 «Мир наизнанку»

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.008 с.)