Приемы анализа произведения на уроке литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы анализа произведения на уроке литературы.



Устное словесное рисование как одно из средств усиления эмоциональной стороны анализа образов произведения. Формы: сюжетная картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Этапы работы: вступительная беседа с использованием живописных или музыкальных иллюстраций, выразительное чтение, выделение ключевых слов и выражений, составление словесного описания.

Работа над выразительным чтением как вид творческой интерпретации текста. Этапы работы: знакомство с образцом выразительного чтения текста, осмысление его основной тональности, выявление авторской позиции через анализ композиции, лексических средств, ритма и звукового рисунка, составлением «партитуры чтения»: обдумывание плана чтения и техники произнесения (определение тональности чтения частей произведений, характер интонирования фраз и т.д.), исполнение.

Работа по составлению пересказа: определение характера повествования, выделение ключевых слов (подробный пересказ), основных смысловых узлов (сжатый пересказ), определенного «угла зрения» (выборочный пересказ), активности читательского воображения (творческие пересказы с изменением лица рассказчика, «домысливанием» действия, воссозданием ситуаций, предшествовавших событиям произведения и т.п.).

Комментированное чтение – прием анализа, предполагающий постепенное восхождение читателя к идейно-художественному смыслу произведения через рассмотрение элементов его словесной формы (композиции, стиля и т.д.). Он предполагает определение общего эмоционального настроя анализируемого отрывка; выделение в нем и объяснение смысла и значения для создания художественного образа ключевых слов и выражений, составление ассоциативных лексических рядов (лингвистических, литературных, мифологических, культурологических и др.) и рассмотрение особенностей построения отдельных частей и их связей в тексте, анализ средств художественной выразительности, особенностей ритма, звуковой организации текста и т.п., уточнение возникающих представление об авторе (лирическом герое, повествователе), рассмотрение связей текста, определение роли образов в его структуре, сведение всех наблюдений воедино в процессе перечитывания текста.

Типы комментария, используемые на уроке литературы. Лингвистический комментарий и его роль на уроках литературы и его место в комплексном анализе художественного текста.

Сравнение (сопоставление) как прием анализа литературного произведения. Цель использования – развитие образного мышления. Содержание: а) сопоставление между собой литературных текстов; б) сопоставление литературного текста с произведений разных видов искусства; в) сопоставление литературного текста и различные его интерпретаций (музыкальных, живописных, сценических, кинематографических и пр.). Сравнение разных произведений или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.) в средних классах. Сопоставление героев и «типов сознания» писателей (Г.А. Гуковский) встарших классах. Сравнение как средство создания портрета эпохи и формирования понятия о своеобразии художественного мира каждого писателя в выпускном классе.

Составление киносценария. Обогащение читательского восприятия школьников под влиянием киновпечатлений. «Кинематографичность» мышления учащихся: подчеркнутая событийность, динамичность, обостренность, рельефность характеристик героев, резкость светотени, ассоциативность (монтаж). Содержание работы по созданию киносценария: знакомство со спецификой киноискусства (просмотр и обсуждение кинофрагмента, выяснение понятий крупного, среднего, общего планов, их смены, поиск мотива сценария, объединяющего эпизоды, определение границ киноэпизодов, коллективная работа над первыми эпизодами (беседа, устное словесное рисование, создание диалогов, подбор музыкальных, живописных иллюстраций), определение типов заданий и способов распределения «ролей» в группе, самостоятельная работа по группам над отдельными эпизодами и система индивидуальных заданий учащимся, обсуждение результатов работы.

Формирование теоретико-литературных понятий в процессе изучения литературы в школе.

Роль теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся, в овладении критериями оценок художественных явлений. Наглядно-образная основа изучения теоретико-литературных понятий в школе.

Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий: от первоначальных наблюдений к формулировке понятия, от обнаружения явления в тексте к сознательному использованию понятия в ходе анализа литературного произведения. Методические особенности работы над теоретико-литературными понятиями (например, классицизм, сентиментализм) в средних и старших классах.

Уроки внеклассного чтения.

Особенности уроков внеклассного чтения по целеполаганию, содержанию, мотивации, организационно-методическим приемам и формам.

Типология уроков внеклассного чтения: уроки вводного типа, уроки – рекомендации книги, уроки-конференции, уроки углубления понимания прочитанного (урок-беседа, урок-диспут, конференция, конкурс чтецов).

Формы деятельности учащихся: художественное рассказывание, выразительное чтение, инсценирование, участие в диспуте, в работе семинара, конференции, составление композиций, подготовка и защита проектов.

Примерные практические задания

1. Продемонстрируйте возможности использования определенной технологий при работе с приведенным отрывком (при изучении названного в билете произведения, темы). Например:

– Предложите вариант урока в 11 классе с использованием педагогической технологии развития критического мышления (тема урока указана в билете);

– Предложите варианты создания проблемных ситуаций, которые можно использовать при изучении текста в 11 классе (тема урока указана в билете);

– Предложите вариант использования исследовательских технологий в 11 классе (тема урока указана в билете);

– Предложите вариант использование педагогической технологии «Портфель ученика» в 9 классе;

– Предложите вариант анализа рассказа на уроке литературы в 11 классе с использованием технологии «работа в группах»;

– Предложите вариант урока с использованием технологии инверсивного изложения (тема урока указана в билете).

2. Предложите вариант урока, на котором на примере приведенного в билете отрывка формируется теоретико-литературное понятие (9 класс).

3. Предложите вариант нетрадиционного урока литературы, на котором формируются умения выразительного чтения и интерпретации текста (5-6 класс).

4. Предложите вариант урока, в котором сочетались бы характеристика поэтического цикла и онтологический анализ одного стихотворения. Мотивируйте выбор стихотворных текстов для такого урока.

5. Предложите вариант урока по указанной теме с учетом необходимости последовательной работы по формированию читательских умений в соответствии с возрастом учащихся.

6. Предложите вариант урока с использованием комментированного чтения данного отрывка (10 класс).

7. Предложите план урока обучения сравнительной характеристике героев.

8. Продемонстрируйте взаимосвязь путей и приемов анализа большого эпического произведения на материале изучения указанного романа.

9. Предложите вариант планирования проблемно-тематического изучения романа в 11 классе.

10. На примере работы с приведенным ниже монологом предложите различные формы интерпретации драматического текста на уроке литературы в старших классах.

11. Предложите систему вопросов и заданий, которые позволят учащимся при работе с приведенным отрывком прийти к выводам о своеобразии психологизма писателя.

12. Предложите варианты проверки первичного восприятия указанного произведения учащимися 8 класса.

13. Предложите варианты творческих заданий при изучении указанного образа в 10 классе.

14. Предложите систему индивидуальных и групповых заданий для учащихся при изучении указанного произведения в 10-ом классе.

15. Поясните, чем будут различаться уроки по указанному произведению, ориентированные на читателей-«художников» и читателей-«мыслителей».

16. Сравните уроки изучения драматического произведения, ориентированные на читателей-«художников» и читателей-«мыслителей».

17. Обоснуйте выбор произведений указанного автора для чтения в средних и старших классах.

Образец планирования ответа

Чтобы подготовить ответ на вопрос по теории и методике обучения литературе, необходимо, во-первых, раскрыть предложенные в билете методические понятия (восприятие, пути, приемы анализа и т.д.), во-вторых, выполнить практическую часть, предложив вариант работы с явлениями, обозначенными данными понятиями, в процессе школьного разбора указанного произведения.

1. Укажите основные трудности в восприятии школьниками произведений эпохи классицизма и приемы подготовки восприятия учащимися творчества поэтов-классицистов. Предложите вариант урока, посвященного разбору и интерпретации приведенного отрывка из названной оды М.В. Ломоносова (9 класс).

1. Трудности: язык и стиль середины XVIII в.: много незнакомых слов (старославянизмы, архаизмы, варваризмы и пр.); 2) незнание истории – деятельность Елизаветы на троне, деятельность её предшественников; 3) первое знакомство с жанром.

2. Подготовка восприятия произведений классицизма: 1) исторический комментарий; 2) демонстрация репродукций и разговор о произведениях живописи (картина Архипова «Прощание Геракла с Андромахой»), скульптуры (памятник Суворову в Петербурге – М.И. Козловский); 3) сообщение о правилах создания произведений классицизма; 4) рассказ об оде как литературном жанре; 5) словарная работа (часть непонятных и устаревшие слова и выражения записать на доске).

3. Выразительное чтение оды и выделение микротем: картины мирной жизни; восхваление Елизаветы; гимн Петру; описание просторов и богатств России; призыв к молодежи овладевать науками.

4. Беседа. Каким настроением и каким пафосом должно быть окрашено чтение оды? Какой стихотворный размер и почему выбирает Ломоносов? Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении? Чем и кем восторгается поэт в этой оде? Как передает это чувство? В чем своеобразие этой оды? Почему она получила такое название? Насколько форма соответствует содержанию?

5. Подведение итогов. В заключение урока предлагается подумать над вопросом, почему ода стала основным жанром поэзии Ломоносова. Ответить на этот вопрос, ознакомившись в общественно-политическими, философскими и эстетическими воззрениями поэта, уже нетрудно. Записывается вывод: Ломоносов понимал одический жанр очень широко; предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем (воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца) Поэтому и возникали на ряду с гражданскими, публицистическими религиозно-философские, духовные оды.

Рекомендуемая литература

Основная

Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход: Учеб. пособие для студентов-филологов. М., 2003.

Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. М., 1985.

Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей: В 2 ч. / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. Ч. 1-2. М., 1996.

Дополнительная

Анализ лирического произведения / Авт.-сост. А.И. Княжицкий и др. М., 2002.

Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. М., 1989.

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения в школе. 2-е изд., перераб. СПб., 2000.

Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1967.

Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят...»: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1990.

Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.

Маранцман В. Г. Возрастные и индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 54–61.

Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. М., 1986.

Павлова З.А. Урок проверки знания текста художественного произведения // Русская словесность. 2000. № 4. С. 41–44.

Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений: 5–11 кл. / Под ред. А.И. Княжицкого. М., 2006.

Программа по литературе: Для ст. кл. сред. шк. / Под ред. В.Г. Маранцмана. 2-е изд., испр. СПб., 2008.

Программа: Литература: 1–11 кл. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 2007.

Программа: Литература: 5–11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. М., 2009.

Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5–11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2004.

Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5–11 кл.: Программа / Под ред. А.Г. Кутузова. М., 2009.

Санина 3. «Весь мир – театр»: Опыт аналитической работы с драмат. постановками в 7-8 кл. средней школы // Литература (прил. к газ. «Первое сентября»). 2003. № 27-28.

Свирина Н.М. Культурный контекст на уроке литературы. СПб., 1999.

Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей рус. филологии. М., 2000.

Шевченко Л.А. Теория литературы на школьном уроке: Из опыта работы: Пейзаж. Лирика А.С. Пушкина // Русская словесность. 1994. № 1. С. 18–21.

Шелестова З.А. Выразительное чтение лирических произведений на уроке литературы // Литература в школе. 2001. № 1. С. 37-39.

Шелестова З.А., Шелестова О.С. Выразительное чтение басен // Литература в школе. 2002. № 1. С. 26.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.027 с.)