Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы изучения произведений искусстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методологической основой преподавания искусства в школе должно стать положение об искусстве как особой форме общественного сознания, имеющей образно-личностную природу. Методология диктует выбор методической стратегии, в основе которой — отбор средств, технологий, приемов обучения, адекватных специфической природе искусства. Исходя из этих утверждений кратко обозначим некоторые основополагающие принципы изучения явлений искусства и методические требования к организации занятий, независимо от предмета, входящего в эту образовательную область, на любом этапе школьного обучения. 1. Принцип относительной суверенности. Искусство рассматривается как суверенная область духовной жизни человека и общества. Постижение искусства школьниками способствует воссозданию более глубокой, многомерной картины мира, в котором художественные произведения не выступают иллюстрацией эпизодов гражданской истории или разнообразных явлений реальной действительности. Получая возможность посмотреть на события глазами творцов искусства, ученик создает в своем' воображении яркий, подчас противоречивый, но запоминающийся художественный образ эпохи. Данный принцип предполагает также, что и различные виды искусства рассматриваются и воспринимаются как относительно- суверенные, каждый из которых обладает собственным художественным языком, специфическими приемами создания художественного образа. Относительность же заключается в том, что построение художественного образа в разных искусствах в ту или иную эпоху строится по сходным моделям. В методическом аспекте важно обратить внимание на то, что общение с искусством на уроке должно происходить в контексте художественного процесса; идейный замысел произведения не рассматривается отдельно (или вне) художественных средств, языка, которым говорит искусство. 2. Принцип единства познавательного и эмоционально-ценностного. Постижение искусства не может быть сведено к накоплению учащимися суммы знаний о фактах создания произведений, биографиях творцов - • -.. 13 искусства, историях, связанных с бытованием шедевров мировой культуры (хотя важность и значимость этих сведений в ином, более широком контексте, очевидна). Вне эмоционального отклика личности на увиденное, услышанное, прочитанное невозможно говорить об общении с искусством. В соответствии с этим принципом должны смениться приоритеты урока: с создания оптимальных условий для усвоения знаний акцент должен быть перенесен на организацию диалога с искусством, программирование такой деятельности учащихся, которая организует освоение пластов культуры через их «проживание» и сопереживание им. Методические ситуации, создаваемые в процессе обучения, призваны стимулировать не запоминание и воспроизведение услышанной (прочитанной) информации, а выражение эмоций, впечатлений, настроений самих учеников по поводу произведения. 3. Личностный принцип. Искусство по своей природе многомерно и неоднозначно; предполагает и допускает наличие различных толкований, прочтений одного и того же произведения, множественность индивидуальных трактовок внутри смыслового художественного поля. Восприятие произведений искусства зависит от личности человека (его возраста, жизненного опыта, взглядов на мир и пр.) и может претерпевать существенные изменения в процессе общения с культурными ценностями. Формированию личностного опыта восприятия произведений искусства адекватны диалогические методы организации урока (стимулирующие умение видеть своеобразие памятника культуры, его взаимосвязь с эпохой, выделять наиболее характерные черты и особенности творческого метода) и коллективные формы осмысления произведений на уроке (позволяющие соотносить собственное мнение с мнением других и корректировать его). 4. Принцип наглядности. Формирование собственного мнения и отношения к произведению возможно только при общении с ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, прослушивания, размышления об увиденном и услышанном. Изложенные принципы вполне могут быть успешно и эффективно реализованы в рамках школьной аудиторной классно-урочной системы, создавая прочный фундамент для интеграции предметов искусства. Однако даже в пределах одного образовательного учреждения обязательно взаимодействие всех участников образовательного процесса — как на уровне философии образования, так и на уровне организации преподавания. Прежде всего необходима команда педагогов, которые осознают и принимают такую методологию, видят в ней основу своей педагогической деятельности, готовы корректировать учебные планы и методику уроков с учетом общих задач. АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Курс мировой художественной культуры предполагает регулярный анализ различных художественных произведений (живописных, графических, скульптурных, архитектурных, музыкальных, литературных, кинематографических, фотографических). Такой анализ должен быть направлен на развитие личности ученика, его умения воспринимать и понимать искусство, а не на проверку его памяти. Поэтому во всех случаях следует начинать анализ с непосредственного общения ученика с произведением, с формулировки впечатления учащегося. Лишь после этого можно переходить к рассмотрению произведения в контексте истории искусства. Обязательные структурные элементы анализа 1. Что вижу/слышу/читаю в произведении? 2. Какое впечатление на меня производит то, что я вижу/слышу/читаю? 3. Есть ли у произведения автор? Какое место занимает это произведение в его творчестве? 4. Можно ли отнести произведение к какому-либо стилю, направлению, течению? Какие особенности этого стиля, направления, течения можно увидеть в произведении? 5. Когда было создано произведение? Какие черты эпохи создания отразились в нем? Что рассказывает произведение о времени своего создания? 6. Какое место занимает произведение в истории мировой культуры? Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства? Какова сегодняшняя жизнь этого произведения? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПАМЯТНИКАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 1. Обсуждение произведений художественной культуры должно подчиняться общей логике занятия и мотивироваться его целями и задачами. При этом необходимо помнить, что даже самый маленький фрагмент текста культуры является произведением искусства, и работать с ним нужно так, чтобы ученики поняли и осознали его художественную ценность. 2. Анализ художественного произведения предполагает возможность непосредственного взаимодействия учащихся с произведением. Поэтому, приступая к анализу, необходимо обеспечить максимально возможное представление произведений (хорошие репродукции, слайды, качественные видео- или аудиозаписи). 3. Важно, чтобы ученики ясно понимали, что, когда и с какой целью они смотрят, читают, слушают. Этому способствуют вопросы и задания, предваряющие или завершающие работу с произведением, которые соответствующим образом ориентируют школьников. 4. Количество вопросов и заданий воспроизводящего характера необходимо минимизировать. Приоритет отдается проблемным заданиям и «открытым» вопросам, так как именно они адекватны многомерной и неоднозначной природе самого искусства, предполагающей и допускающей наличие различных (одинаково «правильных») толкований, прочтений одного и того же произведения, множественность индивидуальных трактовок внутри смыслового художественного поля. 5. В ходе анализа произведений не стоит злоупотреблять вопросами, требующими специальной искусствоведческой подготовки. Если же педагог осознает потребность в работе с такими понятиями, как «композиция», «сюжет», «цветовое решение», «фабула» и др., необходимо обеспечить учащимся возможность пользоваться словарем терминов или другой специальной литературой. 6. Все произведения, о которых идет речь на занятии, обязательно обсуждаются. Цель обсуждения заключается в создании педагогической ситуации, стимулирующей формирование собственного мнения, личностного эмоционально-ценностного отношения к текстам культуры. 7. При обсуждении педагог создает ситуацию, при которой может высказаться максимальное количество желающих. Не стоит перебивать отвечающих или оценивать их ответы. Обязательное условие успешности дискуссии — спокойно и уважительно принимать все мнения, версии, гипотезы даже в том случае, если они противоречат вашей точке зрения. Собственное мнение целесообразно высказать в завершение обсуждения, ни в коем случае не давить им на школьников и не позиционировать как «правильное» или «лучшее». 8. По возможности, на первых этапах анализа не объявляйте название произведения, его автора, время создания. Это позволит ученику не оказаться «под грузом авторитета», а непосредственно и искренне выразить свое мнение об этом произведении. 9. Толерантность и конструктивность дискуссии предполагает, что любой ее участник высказывает собственное мнение, а не пересказывает чужое. При этом всякое, даже самое невероятное и спорное мнение должно быть аргументировано, причем аргументы необходимо найти в самом художественном тексте. 10. Завершение свободного обсуждения не предполагает формирования единого мнения (вполне возможно, что, выслушав и сопоставив разные точ- ки зрения, кто-то так и останется при своей). Не обязательно соглашаться и ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Характер домашних заданий определяется спецификой предмета МХК. цель которого не может быть сведена к освоению основ наук. Домашние задания должны быть направлены на то, чтобы ученик получил возможность овладеть максимальным количеством стратегий самореализации е пространстве культуры. В соответствие с этими требованиями необходимо привести типологию домашних заданий, которые могут: • иметь повторительный характер и быть нацеленными на закрепление полученных на уроке знаний и представлений; • иметь опережающий характер и являться подготовкой для последующих уроков (для курса МХК такого рода задания могут составлять значительную часть, так как учащимся подчас приходится осваивать разделы мировой культуры в течение 1-2 учебных часов); • предполагать самостоятельный поиск и анализ информации, что позволит ученикам расширить представления об изучаемой культуре/эпохе! подробнее познакомиться с творчеством знаменитых мастеров, историей создания и бытования мировых шедевров; • быть нацеленными на освоение учащимися разнообразных способе! В контексте общих задач, которые ставятся сегодня перед курсом МХК| наиболее предпочтительными представляются два последних типа заданий, которые дают возможность ученику включить культурное наследие в личностный мир, предлагают ситуации, когда освоение опыта мирово! культуры становится средством развития и становления личности. В зависимости от выбранного типа заданий определяется их объем и форма выполнения. Первые два типа заданий являются традиционными и выполняются учениками либо устно, либо в виде кратких записей в тетради. Их проверка может осуществляться тестированием, что дает возможность оценить уровень усвоения материала всеми учащимися. Для индивидуальных ответов, связанных с формированием личностной позиции, оптимальной формой предъявления работы является презентация, которая позволит ученику выстраивать свой ответ, опираясь на визуальные образы, и проявить при этом собственную индивидуальность. Домашние задания трех последних типов требуют более значительных затрат времени. Их итоги могут подводиться в различных формах. Для представления поисковых и исследовательских работ рекомендуется использование презентаций или создание специальных компьютерных сайтов. Основным требованием к таким работам является личное отношение ученика к представленному материалу, наличие его оценки, размышлений, собственных версий. Домашнее задание, предполагающее самостоятельное исследование объектов городского и музейного пространства, может ограничиваться письменными ответами на вопросы, которые ученику предлагалось решить непосредственно в процессе деятельности. Однако представляемая работа не должна носить характер индивидуального «отчета» или фактологической справки (картина художника NN написана в... году), главное в ней — размышления, версии, гипотезы по поводу увиденного, понятого, осмысленного, подкрепленные вескими аргументами. Адекватной формой выполнения домашнего задания в данном случае может стать также небольшое эссе, которое позволит получить эмоциональный отклик на проделанную учеником работу и стать впоследствии частью его личного портфолио. Но наибольшего эффекта при подведении итогов самостоятельной исследовательской деятельности детей в городской или музейной среде удается достигнуть при организации групповой дискуссии, которая позволит ученикам высказать собственные версии и откорректировать их в процессе обсуждения. Учитель получает возможность оценить не только правильность ответов и их аргументированность, но и умение ученика презентовать результаты своей деятельности, отстаивать собственную точку зрения, убеждать и доказывать. Творческие работы подростков, как правило, не являются предметом формального оценивания в привычной пятибалльной системе или в логике «зачет/незачет». Вместе с тем было бы серьезной ошибкой не оценивать их вовсе. Оптимальной формой рефлексии проделанной работы может стать формирование личного портфолио ученика, одной из разновидностей которого является «Дневник читателя, зрителя, слушателя».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.009 с.) |