Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы интеграции с другими предметными↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ванюшкина Л. В17 Современный урок МХК / Любовь Ванюшкина, Наталия Шейко. - М.: Чи 978-5-9667-0380-6 В пособии описаны основные принципы, на которых должен строиться современ-ный урок по предмету «Мировая художественная культура». Рассмотрены способы отбора содержания, различные формы проведения уроков МХК, основы интеграции с другими предметными областями. Отдельно разобраны методы работы с произведениями искусства — как репродукциями, так и подлинниками. Особое внимание уделено выбору формы оценивания результатов. Пособие предназначено для преподавателей мировой художественной культуры, руководителей школьных кружков и ведущих факультативов по истории искусств. УДК 372.87.0 ББК 74.268.5 Учебное издание ВАНЮШКИНА Любовь Максимовна, ШЕЙКО Наталия Геннадьевна СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МХК Редактор Э.М. Тахтарова Корректор Г.М. Левина Компьютерная верстка Е.В. Князева Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-19078 от 08.12.2004 г. Подписано в печать 26.10.2007. Формат 60x901/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Печ. л. 2,0. Заказ №2762 тираж 5400 ООО «Чистые пруды», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165 Тел. (499) 249-28-77, ЬПр://\у«\\-.1зер1етЬег.ги Отпечатано с готовых диапозитивов в Раменской типографии Сафоновский пр., д. 1, г. Раменское, МО, 140100, Тел. (495) 377-07-83. Е-таИ: гатепйр@тш!.ш
О ООО «Чистые пруды», 2007 ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УРОКА Формулировка цели урока должна основываться на ясном понимании того, какие «шаги» (задачи) необходимо предпринять учителю, чтобы достигнуть главного. «Рамкой», главной смысловой установкой для целей, которые педагог формулирует для каждого занятия с учетом выбранной программы и возраста школьников, является основная цель всего курса МХК. Наиболее типичная ошибка, встречающаяся в работе учителей, — сведение образовательной цели урока к краткому описанию его содержания. Например, формулировка цели занятия, посвященного изобразительному искусству России XVIII века (программа Л.М. Предтеченской, 9-й класс), может выглядеть так: «Показать процесс становления светского изобразительного искусства: от парсуны — к портрету. Дать представление о творчестве выдающихся мастеров отечественной живописи (И. Никитин, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов). Портрет XVIII века. Возникновение исторической живописи (Г.И. Угрюмов, Д.Г. Левицкий)». Такая формулировка ставит в центр занятия исторический аспект развития художественной культуры, предполагает обращение к биографиям художников, к истории создания и бытования произведений, включает элементы искусствоведческого анализа и пр. Однако в этом контексте обозначенная цель не ориентирует на более высокий культурологический уровень осмысления содержания, не выводит общие рассуждения в плоскость осознания школьниками значения освоения этого конкретного пласта культуры для накопления собственного жизненного опыта. Реализации обозначенных задач помогла бы такая, например, формулировка цели занятия: «Выявить влияние просветительских идей на изобразительное искусство России XVIII века («Воспитание новой породы людей» как основная задача творцов отечественной художественной культуры)». На примере знакомства с образами, созданными выдающимися живописцами века Просвещения, обсудить, актуальны ли идеалы русских просветителей для современного человека и общества (образ «идеального правителя», идея равенства всех сословий, преклонение перед рационализмом). ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ Логика конструирования любой программы по МХК задает параметры отбора содержания образования. Некоторые из них начинают погружение в проблемы художественной культуры с первобытного общества, Древнего мира, Средневековья, Возрождения, другие — со знакомства с искусством Нового или Новейшего времени. Есть программы, которые отдают предпочтение отечественной художественной культуре, другие опираются преимущественно на зарубежное искусство. То же можно сказать и о разнообразии видов и жанров, полнота представления которых в программе отражает пристрастия авторов. Как правило, все программы по МХК предлагают объем содержания, не вполне вписывающийся в учебное время: авторы перечисляют в тексте гораздо больше произведений, чем можно освоить за урок. Отметим, что в задачи курса не входит исчерпывающее изложение истории отдельных видов искусства или рассказ обо всех выдающихся произведениях. Для приобретения опыта свободного ориентирования в различных пластах культуры не обязательно подробно и тщательно осваивать каждый из них. Достаточно отработать модельные ситуации накопления опыта диалогического взаимодействия с объектами культуры. Процесс освоения содержания курса предполагает, что в центре изучения культуры каждого хронологического периода — человек, его представления о мире и своем месте в мироздании, творческая деятельность. Вместе с тем учитель всегда стоит перед выбором: с какими именно произведениями, перечисленными в программе, он будет работать. Их выбор и количество диктуются конкретной ситуацией урока: эффективностью работы с произведением для достижения целей занятия, уровнем общей культуры учеников, пристрастиями самого педагога, наконец, наличием текстов культуры (зрительные образы — слайды или компакт-диски; аудиозаписи; кинофрагменты; литературные тексты и др.). В контексте сказанного отбор произведений для конкретного урока становится одним из ключевых моментов организации занятия. Главный ' критерий — целесообразность включения произведений разных видов искусства с позиций того, насколько они необходимы и достаточны для конструирования развивающей среды. Обозначенная доминанта определяет принципы отбора произведений (или их фрагментов) на урок. • Отбор произведений осуществляется в соответствии с содержанием программы курса МХК, по которой работает педагог, целями и задачами конкретного урока с учетом их адекватности возрасту и общему культурному уровню учащихся. • При отборе произведений прежде всего оценивается их способность содействовать в процессе их освоения и последующего обсуждения осмыслению тех проблем, которые определены как ключевые для данного занятия. Педагог имеет право расширить круг произведений (заменить некоторые из них), но выбор должен подчиняться общей логике программы и органично вписываться в контекст занятия. • Отобранные для работы тексты культуры должны представлять собой «панорамное поле» — произведения отечественного и зарубежного искусства, созданные в разное время представителями различных школ. • Произведения, предлагаемые для изучения, должны отличаться неоднозначностью, наличием проблемы, обсуждение которой провоцирует дискуссию. • Классические и современные произведения, обсуждаемые на занятиях, должны быть созвучны тем жизненным проблемам, которые каждый школьник решает для себя «здесь и сейчас», должны волновать, задевать за живое, что создаст условия для их превращения в предмет заинтересованного обсуждения. • Количество произведений, рассматриваемых на занятии, строго не регламентировано и зависит от содержания конкретного урока и степени подготовки класса. Если в ходе урока не получается обсудить все намеченные по плану тексты культуры (например, разгорелась дискуссия, школьники задали много дополнительных вопросов, высказывали собственные суждения), не стоит любой ценой стремиться «выполнить план». • Ни одна программа не дает возможности полностью прослушать монументальные музыкальные произведения (оратория, опера, концерт, симфония) от начала до донца, читать полный текст литературных произведений, смотреть кинофильм целиком. Следовательно, учитель должен выбирать фрагменты, определять минимум, который будет необходим и достаточен] Практика показывает, что целесообразно использовать не более двух-трех фрагментов на одном уроке, планируя, чтобы время их звучания или просмотра было соотносимо со временем, отведенным на их обсуждение. Все фрагменты должны иметь законченный характер и не обрываться на полуслове. При этом важно учесть, что отобранный фрагмент позволяет почувствовать специфику художественного языка всего произведения, стиль и особенности авторской манеры. • Допустимо сочетать на уроке знакомство с признанными шедеврами и образцами массового искусства, в том числе произведениями молодежной субкультуры (даже если они раздражают педагога и воспринимаются как воплощение китча в искусстве). Однако такое сочетание предполагает соблюдение меры в соотношении элитарного и массового, связь с основным содержанием занятия, подчинение логике общего замысла. • Можно и даже желательно расширять круг обсуждаемых произведений, включив те, которые учащиеся видели или слышали или которые они сами хотели бы обсудить на занятии. Это позволит сделать предметом обсуждения то, что им знакомо и интересно, фактически превратив в поле для дискуссий все пространство мирового искусства. ФОРМЫ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ Курс МХК новый в школьной программе, и это позволяет ему уже на этапе становления вобрать методические инновации, накопленные в педагогической науке, быть открытым для новых педагогических технологий, форм и методов, способствующих саморазвитию как учеников, так и педагога. Уроки МХК призваны создавать условия для формирования опыта восприятия произведений искусства учениками. Наиболее эффективными для достижения этой цели являются коммуникативные формы организации учебного процесса — фронтальные при обсуждении одного произведения всем классом, групповые или парные при работе с несколькими артефактами. Коммуникативные формы урока предполагают не просто обмен высказываниями, а организацию целенаправленного и упорядоченного обмена мнениями, результатом которого станет возможность каждого ученика осмыслить тему (произведение, художественный стиль или направление), составить собственное суждение об изучаемом материале, соотнося и корректируя его с учетом мнений, высказанных другими учениками. Специфика урока МХК заключается в том, что интерактивное взаимодействие происходит не только на уровне ученик - ученик или ученик — учитель, полноправным участником диалога становятся сами произведения искусства. Обмен высказываниями строится на основе рассматривания, изучения, исследования объектов культуры или их репродуктивных изображений. В силу этого уроки МХК могут проходить вне стен школы (в библиотеке, театре, музее, выставочном зале, городском пространстве), где в качестве объектов исследования выступают подлинные памятники культуры. Но это возможно и в рамках традиционной классно-урочной системы, где учитель ограничивается предъявлением «копий» — репродукций, аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ. Обозначим возможные коммуникативно-диалоговые формы организации урока в каждом из названных вариантов. 1. Уроки МХК в рамках традиционной классно-урочной системы рекомендуется проводить в виде: • дискуссий, способствующих формированию собственного мнения школьников, их личностного эмоционально-ценностного отношения и к искусству, и к миру в целом; • семинаров, позволяющих расширить и углубить знания, формирующих умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение; • педагогических мастерских, мотивирующих развитие интереса к изу- чаемым произведениям искусства и создающих условия для обобщения приобретаемого опыта и его «присвоения»; • уроков с элементами театрализации, позволяющих учиться видеть, чувствовать, понимать искусство через призму собственного опыта с привлечением различных каналов восприятия, прежде всего кинестетических; • экспериментальных исследований вещей, предметов, материалов и др., предполагающих включение всех каналов восприятия, в результате которых складывается образ вещи (предмета); • проектной деятельности, завершающейся сотворением собственных «текстов культуры». 2. Занятия по мировой художественной культуре, проходящие вне школы, могут быть выстроены в форме: • образовательных путешествий, в основе которых лежит самостоятельная работа учащихся, связанная с освоением культурных смыслов, заключенных в объектах городской и музейной среды; • музейно-педагогических занятий, позволяющих приобрести опыт освоения музея и музейных коллекций, формирующих навыки музейного зрителя; • историко-культурных реконструкций, целью которых является «погружение в эпоху» на основании изучения разнообразных памятников культурного наследия эпохи и актуализации различных каналов восприятия, что в результате позволяет сформировать собственный «образ эпохи». Ценность таких «выездных» уроков заключается в том, что они позволяют в полной мере использовать богатейший педагогический потенциал, которым обладают подлинные памятники (тексты) культуры: письменные источники, театральные постановки, музейные объекты, городские памятники архитектуры и скульптуры. При разработке такого рода занятий по МХК необходимо иметь в виду, что они не должны быть калькой школьного урока, проведенного в другой обстановке. Так, например, если педагог вместе с детьми осваивает городское пространство, то школьникам необходимо самостоятельно исследовать городские объекты, а не слушать лекции о них. Занятие на экспозиции музея не стоит ограничивать пересказом мнений специалистов о произведениях, наоборот, надо всячески стимулировать диалоговое взаимодействие учеников с артефактами, формирование собственного обоснованного мнения. Этими формами, безусловно, не исчерпываются возможности организации учебной деятельности школьников в преподавании мировой художественной культуры, и потому все творческие находки учителей, способствующие саморазвитию и учащихся, и их самих, должны приветствоваться. ДИСКУССИИ Дискуссия (от лат. diskussio — рассмотрение, исследование) является одним из наиболее востребованных, но сложных типов урока МХК. Именно дискуссия, основу которой составляет публичное обсуждение спорного вопроса или проблемы, создает условия для свободного высказывания, сравнения и сопоставления различных мнений, версий, гипотез, стимулирует формирование эмоционально-ценностных личностных суждений как о памятниках культурного наследия, так и о жизненных явлениях вообще. Дискуссия лучше всего отвечает специфике курса МХК, его целевым установкам, направленным на развитие и личностный рост ребенка, дает возможность всем участникам образовательного процесса взаимодействовать свободно и открыто. Требования к участникам Организация дискуссии требует соблюдения определенных правил ее ведения. Жанр дискуссии предполагает достаточно высокий уровень коммуникативной культуры учащихся, признание и соблюдение некоторых общих «правил». Так, все участники должны хорошо усвоить, что не следует говорить одновременно и тем более перебивать одноклассников; давать резкие оценки или делать критические замечания, если высказанные версии не соответствуют собственной позиции. Желательно избегать голословных утверждений и аргументировать любой тезис. До начала дискуссии полезно еще раз напомнить участникам своеобразный «кодекс дискутанта»*. • Я критикую идеи, а не людей. • Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении. • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен. • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к разным позициям. • Я стремлюсь осмыслить и понять различные взгляды на проблему. • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов. Грамотно организованная дискуссия создает условия для свободного обмена мнениями, пусть даже ошибочными с позиций большинства; принятия, уважительного отношения к любой высказанной точке зрения; кон- * Селевко Г.К. Дискуссия как эффективный метод познания // Школьные технологии, 2004. № 5. С. 108. структивной и доброжелательной критики. Важно, чтобы все участники дискуссии понимали, что обсуждение не ставит своей целью унифицирование мнений дискутирующих или достижение единственно «правильного»| итога. Вполне возможно, что участие в обсуждении позволит школьникам <выйти на новый уровень осмысления учебного материала, наметить воз-, можные пути решения спорной проблемы. Сравнение разных версий и ги- I потез позволит скорректировать собственное мнение, что создаст условия не только для освоения комплекса знаний, но прежде всего для их эмоциональной оценки, без которой невозможен процесс их индивидуализации. Организация дискуссии придает деятельности учителя новый характер: из носителя истины, правильной, принятой в науке точки зрения, которую он должен «донести» до ученика, педагог берет на себя функцию фасили-татора (от англ. facilitate — содействовать, способствовать) — организатора познавательной деятельности школьника. Его основная функция — обеспечить проблемную развивающую комфортную среду, моделировать образовательный процесс исходя из интересов развития личности ребенка, а не из субъективных представлений о том, каким он должен стать. Это означает, что педагог должен избегать навязывания готовых оценок, мнений, суждений, категорических утверждений, однозначных трактовок и «правильных» ответов, равно как и унификации мнений учащихся, сведения их высказываний к «общему знаменателю». Искусство, с которым педагог имеет дело на уроках МХК, многозначно и многомерно, и именно эти его особенности позволяют строить любое занятие как «детское открытие». За учеником всегда остается право на собственное мнение или точку зрения, но при этом любая позиция должна быть убедительно предъявлена и обоснована. Именно роль учителя — организатора деятельности Л.С. Выготский считал с психологической точки зрения наиболее соответствующей природе воспитания. При подготовке к дискуссии педагог продумывает стратегию своего участия в работе класса, что поможет избежать двух основных крайностей: монополизации и полной отстраненности. В первом случае педагогу грозит опасность поставить себя в позицию эксперта, владеющего истиной, знающего решение и ждущего не оригинальных версий и самостоятельных гипотез, а высказываний, которые подкрепляют его собственную точку зрения. Во втором случае существует реальная опасность превратить дискуссию в стихийный спор «обо всем на свете». Подобно хорошему дирижеру, педагог должен «держать партию», но делать это ненавязчиво и деликатно, помня о том, что главная задача — создать комфортную развивающую среду, которая способна максимально стимулировать активность школьников, поиск совместных путей разрешения проблемы. Подготовка дискуссии Планируя дискуссию, педагог, прежде всего, должен определиться, какой тип дискуссии предпочтителен для данного урока, насколько эффективно он способен содействовать достижению цели урока. На практике чаще всего реализуются свободные (общие) дискуссии. Их особенность — в отсутствии регламентации. Несмотря на кажущуюся легкость, именно свободные (неструктурированные) дискуссии требуют наибольшего педагогического мастерства. Они могут быть запланированы педагогом как компонент занятия, но могут возникнуть и спонтанно, непосредственно в ходе урока. Типы регламентированных дискуссий чрезвычайно разнообразны и выбираются педагогом в зависимости от конкретных целей и задач урока, степени подготовленности класса. Прежде всего педагогу необходимо оценить соответствие целей и задач урока (обучение, тренинг, диагностика, создание условий для развития творческих способностей личности и др.) выбранной форме организации деятельности детей; определить, насколько она уместна и целесообразна, и, наконец, готов ли класс (и сам педагог) к такой работе. Наиболее распространены такие формы, как диспут, прогрессивная дискуссия, конференция, свободные дебаты. Форма дискуссии наиболее приемлема для старшеклассников, которые уже обладают определенным запасом знаний, готовы и способны обсуждать проблемы коллективно. Подростковый возраст отличает стремление активно предъявлять собственную точку зрения, открыто высказывать свое мнение, отстаивать те ценности, которые представляются истинными. Дискуссия дает возможность удовлетворить эту потребность школьника, предоставляет ему «трибуну» и «аудиторию». О дискуссии необходимо предупредить школьников заранее. Вопросы и задания, которые станут основой обсуждения, также целесообразно объявить за 10—12 дней до ее начала. Если класс имеет небольшой опыт участия в дискуссии, стоит еще раз прокомментировать эту форму работы, уточнить правила, рассказать, как планируется дискуссия, организовать ее ход и подведение итогов. Ученикам должны быть совершенно понятны тема и цель дискуссии, требования к участникам, а также что и по каким критериям будет оцениваться. При подготовке к дискуссии предложите ученикам воспользоваться рекомендованной литературой, другими источниками, в том числе Интернет-ресурсами, посоветуйте принести в класс необходимые тексты культуры. Чем более разнообразный материал подготовят ученики к дискуссии, тем интереснее она пройдет. Формулировка темы Формулировка темы — один из наиболее ответственных моментов подготовки дискуссии, так как именно в названии фокусируется основная проблематика обсуждения. Формулировка темы должна иметь проблемный характер (содержать в себе противоречие, проблему), быть ориентирована на работу с противоречивым, неоднозначным высказыванием, мнением, суждением, но при этом звучать отчетливо и коротко. Лучше, если для названия выбираются «слоганы», уже содержащие некий вызов, конфликт, стимулирующие столкновение разнообразных мнений. Так, например, в качестве темы для дискуссии, завершающей изучение зарубежного изобразительного искусства 60—90-х годов XIX века, может быть выбран знаменитый отзыв об искусстве импрессионистов журналиста Леруа «Это не искусство! Это одно сплошное впечатление!», ставший синонимом приверженности старым представлениям и стереотипам. Содержание данной дискуссии — художественные искания творцов культуры 70-х годов XIX — начала XX века. Для того чтобы ее структурировать, необходимо выделить основные проблемы (не более 2—3), которые предстоит обсудить на уроке (например, «Существует ли прогресс в искусстве?», «Что есть традиция в искусстве?»). Для того чтобы дискуссия стала живой и заинтересованной, необходимы примерные вопросы для обсуждения, которые помогут ученикам осознать связь обсуждаемых проблем с современностью и их собственной жизнью, теми вопросами, которые волнуют школьников «здесь и сейчас». Вопросы целесообразно дать заранее для самостоятельной работы. Например: 1. Какие явления общественной жизни подготовили рождение новых творческих направлений в искусстве Франции и России 70-х годов XIX — начала XX века? 2. Город как модель мира в произведениях культуры рубежа веков (изменение облика больших городов в конце XIX века; восприятие города творцами различных видов искусства). 3. Импрессионисты и постимпрессионисты: кто они? • Традиционалисты или новаторы? • Соперники или союзники? • Учителя или ученики? Типы дискуссий разнообразны и отличаются не только формой организации деятельности детей, правилами их проведения, но прежде всего разными целями и задачами. Кратко прокомментируем наиболее часто используемые в практике работы учителя МХК.
ОБЛАСТЯМИ Одним из ключевых аспектов эффективности реализации курса в образовательном процессе является проблема интеграции МХК с другими предметными областями. На первый взгляд представляется вполне очевидным, что учебным предметам, составляющим образовательную область «Искусство», интеграция присуща по определению. Само название ориентирует на то, что в качестве системообразующего компонента интеграционных процессов выступает художественная культура, являющаяся содержанием образования различных курсов. Это обстоятельство создает иллюзию необязательности приложения особых педагогических усилий для реализации заложенных изначально интегративных основ. Однако даже беглое знакомство с программами по музыке, изобразительному искусству, истории, краеведению, мировой художественной культуре позволяет осознать разницу в подходах к рассмотрению искусства на уроках. Каждый курс имеет свою логику приобщения к культурному наследию, и спектр этот достаточно широк: история искусства, освещающая отдельные этапы развития мировой культуры; знакомство с выдающимися шедеврами различных видов искусства; история художественной критики и философское осмысление процессов, понятий, категорий искусства; история бытования произведений, биографии их создателей; воссоздание художественной картины мира. Любой из обозначенных (или иных возможных) подходов потенциально может быть взят за основу интегративных процессов обучения. Вместе с тем, если речь идет об образовательной области «Искусство» и выявлении ее специфики, необходимо отчетливо представлять, что реально надо предпринять, чтобы искусство стало основой интеграции, как именно целесообразно работать с произведениями искусства. Иными словами, приоритетным направлением становится разработка общих критериев, принципов отношения к явлениям художественной культуры, на фундаменте которых и будет строиться интеграция предметов. Такой подход позволяет сосредоточить усилия на создании методологии, дающей возможность получить опыт восприятия произведения искусства как художественного явления в его целостности и многогранности, опыт его собственного прочтения, опыт переноса обретенных умений на предметы иной образовательной области с учетом понимания специфики построения художественного образа в разных видах искусства. Этот процесс сопряжен с многочисленными трудностями, среди которых вовсе не являются основными недостаток литературных текстов, слай- дов, диафильмов, кино- и видеофрагментов, пластинок, компакт-дисков, аудиозаписей и соответствующего оборудования. Корни неэффективности приобщения к искусству, осознания его природы — в неотчетливом понимании роли изучения искусства в школьных курсах, в недостаточном владении методикой работы с таким специфическим «материалом», как художественный образ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПАМЯТНИКАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 1. Обсуждение произведений художественной культуры должно подчиняться общей логике занятия и мотивироваться его целями и задачами. При этом необходимо помнить, что даже самый маленький фрагмент текста культуры является произведением искусства, и работать с ним нужно так, чтобы ученики поняли и осознали его художественную ценность. 2. Анализ художественного произведения предполагает возможность непосредственного взаимодействия учащихся с произведением. Поэтому, приступая к анализу, необходимо обеспечить максимально возможное представление произведений (хорошие репродукции, слайды, качественные видео- или аудиозаписи). 3. Важно, чтобы ученики ясно понимали, что, когда и с какой целью они смотрят, читают, слушают. Этому способствуют вопросы и задания, предваряющие или завершающие работу с произведением, которые соответствующим образом ориентируют школьников. 4. Количество вопросов и заданий воспроизводящего характера необходимо минимизировать. Приоритет отдается проблемным заданиям и «открытым» вопросам, так как именно они адекватны многомерной и неоднозначной природе самого искусства, предполагающей и допускающей наличие различных (одинаково «правильных») толкований, прочтений одного и того же произведения, множественность индивидуальных трактовок внутри смыслового художественного поля. 5. В ходе анализа произведений не стоит злоупотреблять вопросами, требующими специальной искусствоведческой подготовки. Если же педагог осознает потребность в работе с такими понятиями, как «композиция», «сюжет», «цветовое решение», «фабула» и др., необходимо обеспечить учащимся возможность пользоваться словарем терминов или другой специальной литературой. 6. Все произведения, о которых идет речь на занятии, обязательно обсуждаются. Цель обсуждения заключается в создании педагогической ситуации, стимулирующей формирование собственного мнения, личностного эмоционально-ценностного отношения к текстам культуры. 7. При обсуждении педагог создает ситуацию, при которой может высказаться максимальное количество желающих. Не стоит перебивать отвечающих или оценивать их ответы. Обязательное условие успешности дискуссии — спокойно и уважительно принимать все мнения, версии, гипотезы даже в том случае, если они противоречат вашей точке зрения. Собственное мнение целесообразно высказать в завершение обсуждения, ни в коем случае не давить им на школьников и не позиционировать как «правильное» или «лучшее». 8. По возможности, на первых этапах анализа не объявляйте название произведения, его автора, время создания. Это позволит ученику не оказаться «под грузом авторитета», а непосредственно и искренне выразить свое мнение об этом произведении. 9. Толерантность и конструктивность дискуссии предполагает, что любой ее участник высказывает собственное мнение, а не пересказывает чужое. При этом всякое, даже самое невероятное и спорное мнение должно быть аргументировано, причем аргументы необходимо найти в самом художественном тексте. 10. Завершение свободного обсуждения не предполагает формирования единого мнения (вполне возможно, что, выслушав и сопоставив разные точ- ки зрения, кто-то так и останется при своей). Не обязательно соглашаться и ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Характер домашних заданий определяется спецификой предмета МХК. цель которого не может быть сведена к освоению основ наук. Домашние задания должны быть направлены на то, чтобы ученик получил возможность овладеть максимальным количеством стратегий самореализации е пространстве культуры. В соответствие с этими требованиями необходимо привести типологию домашних заданий, которые могут: • иметь повторительный характер и быть нацеленными на закрепление полученных на уроке знаний и представлений; • иметь опережающий характер и являться подготовкой для последующих уроков (для курса МХК такого рода задания могут составлять значительную часть, так как учащимся подчас приходится осваивать разделы мировой культуры в течение 1-2 учебных часов); • предполагать самостоятельный поиск и анализ информации, что позволит ученикам расширить представления об изучаемой культуре/эпохе! подробнее познакомиться с творчеством знаменитых мастеров, историей создания и бытования мировых шедевров; • быть нацеленными на освоение учащимися разнообразных способе! В контексте общих задач, которые ставятся сегодня перед курсом МХК| наиболее предпочтительными представляются два последних типа заданий, которые дают возможность ученику включить культурное наследие в личностный мир, предлагают ситуации, когда освоение опыта мирово! культуры становится средством развития и становления личности. В зависимости от выбранного типа заданий определяется их объем и форма выполнения. Первые два типа заданий являются традиционными и выполняются учениками либо устно, либо в виде кратких записей в тетради. Их проверка может осуществляться тестированием, что дает возможность оценить уровень усвоения материала всеми учащимися. Для индивидуальных ответов, связанных с формированием личностной позиции, оптимальной формой предъявления работы является презентация, которая позволит ученику выстраивать свой ответ, опираясь на визуальные образы, и проявить при этом собственную индивидуальность. Домашние задания трех последних типов требуют более значительных затрат времени. Их итоги могут подводиться в различных формах. Для представления поисковых и исследовательских работ рекомендуется использование презентаций или создание специальных компьютерных сайтов. Основным требованием к таким работам является личное отношение ученика к представленному материалу, наличие его оценки, размышлений, собственных версий. Домашнее задание, предполагающее самостоятельное исследование объектов городского и музейного пространства, может ограничиваться письменными ответами на вопросы, которые ученику предлагалось решить непосредственно в процессе деятельности. Однако представляемая работа не должна носить характер индивидуального «отчета» или фактологической справки (картина художника NN написана в... году), главное в ней — размышления, версии, гипотезы по поводу увиденного, понятого, осмысленного, подкрепленные вескими аргументами. Адекватной формой выполнения домашнего задания в данном случае может стать также небольшое эссе, которое позволит получить эмоциональный отклик на проделанную учеником работу и стать впоследствии частью его личного портфолио. Но наибольшего эффекта при подведении итогов самостоятельной исследовательской деятельности детей в городской или музейной среде удается достигнуть при организации групповой дискуссии, которая позволит ученикам высказать собственные версии и откорректировать их в процессе обсуждения. Учитель получает возможность оценить не только правильность ответов и их аргументированность, но и умение ученика презентовать результаты своей деятельности, отстаивать собственную точку зрения, убеждать и доказывать. Творческие работы подростков, как правило, не являются предметом формального оценивания в привычной пятибалльной системе или в логике «зачет/незачет». Вместе с тем было бы серьезной ошибкой не оценивать их вовсе. Оптимальной формой рефлексии проделанной работы может стать формирование личного портфолио ученика, одной из разновидностей которого является «Дневник читателя, зрителя, слушателя».
Портфолио Цель портфолио Портфолио есть способ фиксирования, накопления и оценки образовательных достижений школьника. Являясь, по сути, альтернативной технологией отслеживания результатов обучения (по сравнению с традиционными способами — экзаменом, тестированием, итоговой контрольной работой, нацелен<
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.018 с.) |