ТОП 10:

ТЕМА17. Международная экономическая интеграция.



План.

1. Цели, предпосылки и этапы международной экономической интеграции.

2. Основные формы региональной экономической интеграции.

3. Основные интеграционные группировки мира.

4. Интеграционные процессы в СНГ.

Особенности белорусско-российской экономической интеграции.

 

Термины и понятия.

Экономика масштаба, интеграционные группировки, координирующий регламент, «фактор ограниченности», единый воспроизводственный процесс, преференционные торговые соглашения, «Четыре свободы», преференциальные торговые соглашения, ЗСТ, Таможенный союз, общий рынок, СНГ, постсоветские государства, взаимозависимость, союз «четырех», союз России и Белоруссии, Центрально-азиатский союз, тройственный таможенный союз, субрегиональная интеграция, ГУУАМ, интеграционные объединения, Маастрихтский договор, развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой.

 

Краткое содержание.

Экономическая интеграция –процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый государственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

- взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;

- широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

- глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;

- необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;

- региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

Несмотря на многочисленность и разные уровни развития все интеграционные группировки мира преследуют примерно одинаковые цели:

1. Использование преимуществ экономики масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций. Подобные цели ярко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

2. Создание благоприятной внешнеэкономической среды путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной и других неэкономических областях. Характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

3. Решение задач торговой политики, создание более стабильной основы для взаимной торговли. Это характерно особенно в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

4. Содействие структурной перестройке экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее характерно для ЕС.

5. Поддержка развития молодых отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Характерно особенно для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки.

Предпосылки международной экономической интеграции:

· Технологические и конкурентные факторы формируют преимущества в мирохозяйственных связях, способствуют увеличению их масштабов, диверсификации, переходу к более высоким формам в МЭО.

· Экономические предпосылки, создаваемые в рамках таможенного союза – ликвидация торговых барьеров, внедрение определенного координирующего регламента и т.д. Создание новых товарных потоков между странами-членами интеграционной группировки, которые позволяют устранять производство более дорогих товаров-аналогов внутри данной страны.

· Внешнеэкономические факторы: обеспечение более надежной обороноспособности, престижность вступления в «элитный клуб» и т.д.

· Стремление к интеграции для преодоления «фактора ограниченности» (имеются в виду природные ресурсы, сырье, энергоносители и т.д.). Возникают условия для увеличения производства.

· Интернационализация хозяйственной жизни. Возникновение региональной торговли и превращение ее в мировую. Международное движение капиталов. Глобализация всех видов рынков.

Международная экономическая интеграция означает симбиоз национальных экономических систем, внедрение их в единый воспроизводственный процесс.

Экономическая интеграция имеет ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон:

интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым; трудовым; материальным; к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок;

1) экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны третьих стран;

2) интеграционное взаимодействие позволяет решать наиболее острые проблемы социального характера.

Иначе говоря, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран.

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.

Этапы интеграционного процесса:

1 этап -Преференциальные торговые соглашения.

2 этап Создание зоны свободной торговли (ЗСТ).

3 этапТаможенный союз (ТС).

4 этапОбщий рынок.

5 этапЭкономический союз.

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине ХХ века, а в настоящее время их насчитывается уже более 60. Можно выделить несколько уровней интеграции (по Е.П. Пузаковой).

На первом уровне преференциальные торговые соглашения заключаются либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный в торговле режим друг другу, чем третьим странам.Межгосударственные органы дляуправления преференциальными соглашениями не создаются.

На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли(ЗСТ), предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. ЗСТ может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но часто обходится без него, согласовывая основные параметры развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Участие в ЗСТ может усложнить положение стран-производителей, так как либерализация импорта создает благоприятные условия для соперников из числа стран-участниц соглашения, продукция которых может быть более высокого качества и технического уровня. Усиление конкуренции грозит банкротством для национальных производителей, не выдержавших соперничества с иностранными поставщиками товаров и услуг.

Третий уровень интеграции (форма более тесного сотрудничества) связан с образованием таможенного союза(ТС). Он отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением ими общего таможенного тарифа и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами, полная свобода их перемещения внутри региона, а также создание более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий секретариат.

При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов группировки достигает формы общего рынка– интегрирующиеся страны договариваются о свободном движении не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. Особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию. Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств участвующих стран, встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.

Наиболее сложная форма международной региональной экономической интеграции – экономический и валютный союз. При его достижении происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами – участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки.

Все эти формы в представленном порядке соответствуют этапам развития интеграционных объединений, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.

Пример: ЕС

1 этапЗСТ (1958-1966). Отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, введение единого таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран.

2 этаптаможенный союз(1968-1986), дополненный элементами межгосударственного согласования экономической и валютной, а также, в некоторой степени, внешней политики.

3 этапобщий рынок (1987-1992). Ликвидация барьеров на пути передвижения товаров и факторов производства. Достижение «4 свобод».

4 этапэкономический союз (1993 год по наст. время). Усиление экономической и политической интеграции.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.005 с.)