Тема 15. Платежный баланс и его структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Платежный баланс и его структура.



План.

1. Сущность платежного баланса.

2. Структура платежного баланса.

3. Сальдо платежного баланса.

Термины и понятия:

Кредит, дебет, текущие трансферты, принцип двойного счета, счет текущих операций, прямые инвестиции, финансовые деривативы, сальдо платежного баланса, активное сальдо, отрицательное сальдо

Краткое содержание.

Платежный баланс – это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны за определенный период в виде соотношения платежей за границу и поступлений из-за границы.

Платежный баланс отражает с количественных и качественных позиций масштабы, структуру, характер участия страны в мировом хозяйстве. Составляется на основе статистических данных о совершенных за определенный период внешнеэкономических сделках: об экспорте и импорте товаров и услуг, об объемах предоставленных и полученных за рубежом кредитов, об участии страны в работе международных фондовых рынков.

Как любой счет, платежный баланс состоит из двух частей – кредита и дебета. По кредиту счета отражаются источники денежных средств, а по дебету – направления их расходования. (Принцип двойного счета. Регистрация двух сторон одной и той же сделки). Информация, по которой составляется платежный баланс, носит оценочный характер, что приводит к определенной погрешности. Поэтому в структуре таблицы платежного баланса есть статья «Ошибки и пропуски».

Составляется платежный баланс в национальной валюте или в валюте, которая применяется во внутренних расчетах и учете. Дополнительно, в целях анализа проводится трансляция полученных данных в базовую валюту (доллар США, евро, СДР) по среднему за составляемый период курсу.

МВФ периодически издает Руководство по платежному балансу. Но некоторые страны вносят коррективы в предложенную МВФ схему.

Стандартный платежный баланс состоит из двух разделов: счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовых операций. А также статья «Ошибки и пропуски».

А. Счет текущих операций показывает результат взаимодействия страны с остальным миром за определенный промежуток времени, и с другой стороны – баланс внутренних инвестиций и сбережений. Счет текущих операций включает:

– Товары. Здесь отражается экспорт и импорт товаров;

– Услуги. Платежи и поступления по транспортным услугам; электронной, спутниковой, телеграфной, телефонной, факсимильной, почтовой связи; финансовым услугам, страхованию, строительству и т.д.;

– Доходы. Подразделяются на оплату труда и доходы от инвестиций;

– Текущие трансферты. Односторонние переводы – передача материальных ресурсов, не сопровождающаяся встречным движением стоимостного эквивалента. Отражается либо в дебете, либо в кредите (в зависимости от направления);

В. Счет операций с капиталом и финансовых операций – группа статей платежного баланса, фиксирующих международное движение капитала, с помощью которого финансируются экспорт и импорт товаров и услуг. Счет операций с капиталом и финансовых операций включает:

1.Счет операций с капиталом:

- капитальные трансферты, которые сопровождаются передачей прав собственности на основной капитал и списанием долгов кредиторами.

- Приобретение (продажа) непроизводственных нефинансовых активов.

2.Финансовый счет основан на классификации капитала по экономическому содержанию; предпринимательского капитала, ссудного капитала. И включает:

- прямые инвестиции

- портфельные инвестиции

- финансовые деривативы

- другие инвестиции

- резервные активы

С. Ошибки и пропуски – статья платежного баланса, отражающая пропуски платежей, которые по каким-либо причинам не были записаны в других статьях платежного баланса, и ошибки, закравшиеся в записи отдельных платежей.

Сальдо платежного баланса – разность между заграничными платежами и поступлениями. Положительное, активное сальдо – означает превышение поступлений над расходами, а отрицательное – наоборот.

Среди мер государственного воздействия на выравнивание платежного баланса страны можно назвать:

1. усиление прямого государственного контроля за внешнеэкономическими операциями;

2. понижение курса национальной валюты вплоть до ее девальвации;

3. повышение учетной ставки Центрального банка;

4. введение или усиление валютного контроля;

5. диверсификация валютных резервов.

Проверь себя:

1. Что такое платежный баланс?

2. На основе чего составляется платежный баланс?

3. Из каких частей состоит платежный баланс?

4. В каких денежных единицах составляется платежный баланс?

5. Назовите разделы платежного баланса.

Охарактеризуйте два главных принципа составления платежного баланса.

Какие методы использует государство в процессе регулирования платежного баланса?

 

 

ТЕМА 16. Международная миграция рабочей силы.

План:

1. Международная миграция рабочей силы: сущность, формы,

факторы. Участие РБ в процессах международной миграции рабочей силы.

2. Центры международной миграции рабочей силы и их характеристика.

3. Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и стран-реципиентов

4. Государственное регулирование миграционных процессов

Термины и понятия:

Переселение, эмиграционные потоки, иммиграционные потоки, миграционное сальдо, безвозвратная миграция, маятниковая миграция, нелегальная миграция, высококвалифицированная, низкоквалифицированная рабочая сила, реэмиграция, ограничительная политика, иммиграционная квота, страны-реципиенты, ограничение «цепной реакции», дискриминационные меры, «мягкие» меры регулирования, «жесткие» меры регулирования, репатрианты, страна-донор, страна-реципиент.

Краткое содержание.

Международная миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие с целью поиска работы сроком более одного года, вызванное прежде всего причинами экономического характера (а также политического, этнического, культурного, семейного и т.д. характера).

Определяющими мотивами являются желание больше заработать, стремление найти лучшее применение своей квалификации.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Разность эмиграции и иммиграции составляет миграционное сальдо. Согласно классификации МОТ современная трудовая миграция подразделяется на 5 типов:

работающие по контракту;

1. профессионалы;

2. нелегальные иммигранты;

3. беженцы;

4. переселенцы.

Причины миграции рабочей силы обусловлены воздействием факторов как экономического так и неэкономического характера.

К неэкономическим факторам относятся: политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные, экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические.

К экономическим факторам относятся:

- различные уровни развития стран;

- состояние национального рынка труда;

- структурная перестройка экономики;

- развитие научно-технического прогресса;

- вывоз капитала, функционирование ТНК;

В настоящее время сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1. По направлениям – из развивающихся постсоциалистических стран в промышленно-развитые; в рамках промышленно-развитых стран; между развивающимися странами, высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

2. По территориальному охвату – межконтинентальная, внутриконтинентальная.

3. По уровню квалификации мигрантов – высококвалифицированная рабочая сила, низкоквалифицированная.

4. По времени – безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая.

5. По степени законности – легальная, нелегальная.

Основные центры миграции – США, Канада, Австралия, Западная Европа, нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, новые индустриальные страны.

До 60-х годов главная роль в миграционных потоках населения РБ принадлежала внешней миграции. Рабочая сила убывала в Россию, Украину, Казахстан, республики Прибалтики.

Во второй половине 80-х годов внешняя миграция стала уменьшаться и на ее место приходит внутренняя миграция – из сельской местности в города, из меньших городов – в более крупные. В связи с катастрофой на ЧАЭС изменилась направленность и интенсивность миграционных потоков.

В настоящее время для РБ характерны небольшие объемы регистрируемой трудовой эмиграции. За 1996 г. за границу выехало 1672 чел., за 1997 – 1834 чел., за 1998 – 1748 чел. Однако по экспертным оценкам, из-за снижения жизненного уровня, экономической нестабильности за границу готов выехать каждый четвертый. В структуре трудовой эмиграции, преобладают представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенты. Эмиграция носит характер «утечки мозгов».

В настоящее время трудоустройством белорусских граждан за рубежом занимается 13 фирм.

Сократилось число выезжающих белорусов в Россию и Польшу, но увеличилось в Германию и Израиль, в Чехию.

Получили распространение полулегальные и нелегальные формы работы – по гостевой визе с временным трудоустройством. Работают в большинстве в строительстве, на с/х работах и в промышленности.

Растет приток иностранных граждан в РБ. (строительные организации, торгово-закупочные операции). Уже сейчас в народном хозяйстве республики работают 14,5 тыс. иностранцев по различным профессиям и специальностям.

По прогнозам следует ожидать приток иммигрантов из стран Балтии, Грузии, Средней Азии и Казахстана, что объясняется усиливающейся исламизацией стран этого региона, стимулирующий отток европейцев. Потенциальными иммигрантами для РБ являются 2,2 млн. этнических белорусов, живущих за пределами РБ в бывших советских республиках.

Повысился рост нелегальной иммиграции. На территории страны на нелегальном положении находится от 150 до 300 тыс. лиц, прибывших из стран СНГ. В стране проживает около 1000 вьетнамцев, у которых истек срок контрактов. Часть из них не желает уезжать.

В 90-е годы массовый характер приобрела и вынужденная иммиграция. Увеличивается число беженцев, иностранных студентов, не желающих уезжать за границу.

Разрабатывается концепция государственной миграционной политики и государственная миграционная программа РБ.

Первый центр мирового рынка рабочей силы сформировался в 70-е годы в районенефтедобывающих стран Ближнего Востока, которые притягивают огромное число людей из Индии, Пакистана, Иордании, Йемена, Греции, Турции, Италии. К началу 90-х гг. здесь работало более 4,5 млн. иностранцев (местных рабочих – 2 млн. чел.). Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран значительна. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97 %, Кувейте – 86,5 %, Саудовской Аравии – 40 %.

Некоторые страны арабского мира одновременно являются экспортерами и импортерами рабочей силы (Иордания, Йемен). Эти страны экспортируют низкоквалифицированную рабочую силу и импортируют – высококвалифицированную.

Второй центр сложился в странах Западной Европы. Существенную роль здесь сыграл ЕС, одним из элементов которого является создание общего рынка рабочей силы. Страны ЕС широко привлекали рабочую силу из стран, не входящих в сообщество. Иностранные рабочие используются в тех отраслях, где велика доля ручного труда, где работа является опасной, грязной и считается непрестижной для местного населения. За два истекших десятилетия страны ЕС завербовали из бедных стран Средиземноморья 30 млн. человек, из которых 6,8 млн. осело на постоянное жительство. Были завезены рабочие из Западной и Центральной Африки, Среднего Востока, стран Карибского бассейна. В странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. В 80-х годах во Франции 7,3% от общего числа работающих составляли трудящиеся – иммигранты, в Германии – 7,3%, в Люксембурге – 33%. Однако в этих странах велика доля рабочих – эмигрантов. В Португалии – 11,4%, в Греции – 5,5%, Испании – 4.8%, Италии – 3,9%.

Особенность иммигрантов состоит в том, что основная часть их – молодежь до 25 лет, пригодная к самым тяжелым физическим работам.

Характерной чертой этого региона является не стандартность, а специфичность каждой страны. Для Италии характерна как внутренняя миграция, так и внешняя. За последние 100 лет эту страну покинуло 27 млн. итальянцев. В Германии уже в 1910г. насчитывалось 1,3 млн. иностранных рабочих. Сейчас иностранцы составляют 10% занятых. Франция предпочитает черпать недостающую рабочую силу из бывших французских колоний.

В последнее время наблюдается тенденция снижения занятости иностранцев в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении. И увеличения в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью. По прогнозам европейских экспертов на место неорганизованной массы работников низкой квалификации станут коллективные договора по целевому назначению. В перспективе число высококвалифицированных профессионалов будет расти.

Третий центр рабочей силы принадлежит США. Иммигранты составляют около 5% от общего числа рабочей силы. Послевоенная иммиграция в США проходила в несколько этапов:

1 этап – европейский поток из стран Западной Европы составил 6,6млн. чел.

2 этап – в 1965г. был принят закон создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки.

3 этап – с 1993г. предпочтение отдается эмигрантам из Европы – Ирландии, Италии, Польши, Аргентины. Доля белого населения в числе занятых уменьшается и увеличивается доля цветного населения.

США активно переманивает к себе научно-технические кадры высокой квалификации, в том числе из Западной Европы. 23 % членов Национальной Академии Наук, 33 %лауреатов Нобелевской премии в США – иммигранты.

Четвертый центр сформировался в Латинской Америке, в частности в Аргентине и Венесуэле. Общее число составляет 3 млн.чел., большинство которых латиноамериканцы. Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточных европейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах – химиках, фермерах.

Пятый центр - страны АТР (Азиатско–Тихоокеанского региона) - Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Пакистан. Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции:

а) регулируемая трудовая миграция. Характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга.

б ) скрытая или нелегальная. Восточная и Западная Малайзия, Гонконг, Япония, Пакистан, Тайвань.

в) миграция высококвалифицированной рабочей силы. Япония, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Его называют «транзитной профессиональной миграцией».

Шестой центр – Австралия. Здесь наблюдается тенденция ассимиляции иммигрантов. В первую очередь принимаются иммигранты, делавшие инвестиции в экономику. Поощряется иммиграция женщин из других стран для решения проблемы рождаемости.

Седьмой центр – Африканский. Сложился вокруг самой богатой страны ЮАР. Неквалифицированных работников берут из соседних стран. Для ЮАР характерен высокий процент нелегальных иностранных рабочих, выходцев из Мозамбика, Анголы и других стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительство.

При анализе экономических последствий международной миграции рабочей силы необходимо принять во внимание ее влияние на доходы и расходы государства как в стране-эмиграции, так и в принимающей стране. Мигранты перестают платить налоги в родной стране и начинают платить их в стране пребывания, (легальные иммигранты). Их благосостояние зависит от того, повысилось или понизилось налоговое бремя.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двойственны.

С одной стороны она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны – приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов и обострению экологической ситуации, обезлюдению сел и феминизации его населения, порождает проблемы связанные со сложностью приспособления иммигрантов к новым социально-экономическим, культурным, природным условиям.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, имеются преимущества:

1. Нормализация положения на рынке труда в стране (сокращение безработицы), повышение среднего уровня зарплаты.

2. Рост квалификации выезжающих в другие страны. Приобщение к новым, более современным технологиям, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства.

3. Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает с одной стороны, сокращение налоговых поступлений, с другой стороны сокращение трансфертных платежей и социальных расходов.

Важным финансовым результатом оттока рабочей силы является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами родственникам. Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и улучшает платежный баланс страны. Этот источник резко улучшает положение национальной валюты.

Существует 4 прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

- Налоги с прибыли фирм-посредников.

- Налоги с непосредственных переводов мигрантов на родину для поддержки семей и родственников.

- Личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства, предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг).

- Капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

4. Выгоду получает госбюджет. Это налоги фирм-посредников по трудоустройству.

5. Международные организации активно включаются к научно-практической разработке и реализации многих проблем стран-экспортеров (создание новых рабочих мест, организация сети курсов переквалификации, улучшение системы образования, материальная помощь наименее защищенным слоям населения) для предотвращения оттока рабочей силы.

6. Эмиграция позволяет исправить нарушения процессов воспроизводства рабочей силы. Расширенное воспроизводство дает возможность как численного, так и качественного роста трудовых ресурсов.

Импорт рабочей силы производит многостороннее воздействие на экономику принимающих стран.

Повышается конкурентоспособность производимых страной товаров.

1. Преодоление «узких мест» в трудоемких отраслях и тех видах производства, которые не пользуются спросом у местного населения.

2. Без привлечения иностранных рабочих некоторые отрасли национальной экономики не могут нормально функционировать – строительство, угольная промышленность, сфера услуг и т.д.

3. Происходит перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики и рост ее квалификации. Иммигранты вносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей.

4. В результате процессов трудовой иммиграции во многих странах складывается двойной рынок труда (экспорт-импорт). Иммигранты заняты на более трудоемких видах работ, имеют более продолжительную трудовую неделю и ниже заработную плату.

5. В случае кризисов и безработицы иммигранты первыми могут быть уволены.

6. Экономия стран-реципиентов на подготовке кадров.

7. Иммигранты платят налоги, приезжают в страну в раннем трудоспособном возрасте. Нелегальные рабочие также платят налоги, но в то же время отлучены от общественных благ и услуг.

8. Иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением.

9. С финансовой стороны принимающая страна несет дополнительную нагрузку за счет роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов. Но страна в то же время не несет затрат на образование и профессиональное обучение, получает в казну дополнительные налоги. Финансовый результат от эмиграции также положительный.

Отрицательные моменты:

- Понижение реальных зарплат неквалифицированных рабочих.

- Среди иммигрантов возникают межнациональные конфликты, преступность.

- Отрицательные эмоции у населения принимающей страны (настороженность, враждебность), в основе которых лежат этнические и расовые предрассудки, религиозная нетерпимость.

Почти все государства мира в настоящее время регулируют процесс иммиграции, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников, либо простимулировать их отъезд (реэмиграция). С этой целью во многих развитых странах созданы государственные органы, которые решают вопросы, связанные с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. Это специальные бюро, службы и т.д.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Соглашения принимают вид межправительственных и межведомственных договоров.

Принимающими странами ограничительная практика применяется не ко всем категориям иммигрантов. Иммиграция высококвалифицированных специалистов, рабочих редких профессий, крупных ученых, выдающихся музыкантов или спортсменов даже стимулируется. Для представителей большинства обычных профессий принимающие страны устанавливают существенные ограничения. Они могут касаться профессиональной квалификации, уровня образования, стажа работы по специальности, времени пребывания в стране, национальности или происхождения, самой личности (состояние здоровья, отсутствие судимости и т.п.).

В некоторых странах, испытывающих большой наплыв иностранной рабочей силы (Германия, Франция) разрабатываются программы поощрения иностранных рабочих к возвращению на родину. Это и выплаты материальной компенсации уезжающим, профессиональная подготовка иностранных рабочих. На межгосударственном уровне путем оказания финансовой помощи странам-экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов.

В качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере.

В странах - реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов (в Турции существует перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя, например, врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, экскурсоводы и т.д.). Косвенно профессионально-отраслевые ограничения существуют, когда выделяют приоритетные профессии для въезда.

Предпочтение отдается: просторабочим, претендующим на низкооплачиваемую работу;специалистам-экономистам;специалистам редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы и т.д.);

- специалистам высшего класса (музыканты, спортсмены, ученые); руководящему персоналу фирм.

Страны-импортеры рабочей силы используют более жесткие меры: - эластичные квоты; сдерживание «маятниковой» миграции; ограничения иностранного влияния (рестрикции в отношении инвесторов, менеджеров и высококвалифицированных работников).

Некоторые государства применяют дискриминационные меры (мигранты не могут владеть недвижимостью, запрещена служба в государственных учреждениях, документы мигранта хранятся у местного предпринимателя и т.д.). Применяются насильственныемеры: выселение участников забастовок и лиц, долго остающихся без работы, сокращение доступа к фондам социальной помощи.

Цели эмиграционной политики стран-экспортеров заключаются в сокращении безработицы, поступлении валютных средств и т.д.

Комплекс мер, связанных с эмиграционной политикой включает «мягкие» меры регулирования и «жесткие», нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Валютная и банковская политика. Предоставление гражданам права открывать счета в национальных банках. Создание благоприятного валютного климата в странах трудовой эмиграции:льготы по валютным вкладам; открытие зарубежных филиалов отечественных банков; использование иностранных банков.

Финансовая политика заключается в эффективном использовании сбережений мигрантов для развития национальной экономики. Одним из путей вовлечения этих сбережений в экономический кругооборот – вложение их в ценные бумаги при предоставлении определенных финансовых льгот. Инвестиционная налоговая политика: создание инвестиционного климата;международное сотрудничество;консалтинговые услуги.

Таможенная политика: льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов (ввоз товаров)

Экспансионистская политика: стимулирование сопутствующего экспорта (выезд специалистов, связанных с ростом экспорта отечественных материалов и оборудования – сварщики, строители и т.д.); подготовка кадров (для страны-реципиента).

Регулирование структуры и объема эмиграции (практически также как и в странах-импортерах).

Содействие занятости репатриантов. Разработка специальных мер для обеспечения занятости.

 

Проверь себя:

 

1. Что представляет собой международная миграция рабочей силы?

2. Назовите определяющие мотивы международной миграции рабочей силы.

3. Назовите факторы экономического характера, являющиеся причиной миграции рабочей силы.

4. Назовите факторы неэкономического характера, являющиеся причиной миграции рабочей силы.

5. Назовите основные центры миграции рабочей силы.

6. Каким образом классифицируются формы миграции рабочей силы?

7. Каково положение РБ в международных миграционных процессах на современном этапе?

8. Какие страны имеют в общей численности рабочей силы наибольшее количество иммигрантов?

9. Какую роль сыграл ЕС в создании второго центра рабочей силы в Западной Европе?

10. В каких областях используются иностранные рабочие?

11. Назовите этапы прохождения иммиграции в США?

12. Какую цель преследуют США в иммиграционной политике?

13. В каких кадрах больше всего нуждаются в Латинской Америке?

14. Назовите формы трудовой миграции, характерной для АТР.

15. Какова особенность иммиграционной политики Австралии?

16. Какова особенность иммиграционной политики ЮАР?

17. К каким категориям иммигрантов применяется ограничительная практика принимающими странами?

18. Какие меры принимают правительства для поощрения иностранных рабочих к возвращению на родину?

19. Какие дискриминационные меры применяют государства для ограничения иммиграции?

20. Какие цели преследуют страны-экспортеры рабочей силы?

21. Назовите «жесткие» и «мягкие» меры регулирования эмиграционных потоков.

22. Назовите общие глобальные последствия миграции рабочей силы.

23. Какие преимущества получают страны, экспортирующие рабочую силу?

24. Какие преимущества получают страны, импортирующие рабочую силу?

25. Назовите отрицательные моменты иммиграции.

26. Назовите четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.082 с.)