Тема 9. Международный технологический обмен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Международный технологический обмен.



 

 

План.

 

 

1. «Технология» как объект международной торговли.

2. Каналы и формы передачи технологии.

Международные лицензионные соглашения.

 

Термины и понятия.

Международный обмен технологий, коммерциализация идеи, ноу-хау, воплощенные технологии, патент, лизинг, инжиниринг, консалтинг, техническое пиратство.

Краткое содержание.

В международной экономике понятие «технология» трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.

Понятие «технология» включает в себя:

1. Собственно технологию, понимаемую как набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг.

2. Материальную технологию, воплощенную в машинах, оборудовании и т. д.

По определению экспертов ЮНКТАД, к международному обмену технологийотносятся сделки на основе «Соглашений между сторонами независимо от их правовой формы, которые преследуют в качестве цели или одной из своих правовых целей уступку по лицензии или передачу своих прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг».

Не всякая технология становится товаром. Технология становится товаром, который может быть продан, лишь в определенных условиях – если она приближается к тому, чтобы стать товаром на определенной стадии движения «идея – рынок», а именно тогда, когда осознана реальная возможность коммерциализации идеи, проведены экспертиза, отсев, определены возможные сферы использования. Но даже в этом случае товар-технология должны иметь товарный вид, т.е. удовлетворять стандартным требованиям к товару. В таком виде технология как товар может иметь вид патентов, производственного опыта, ноу-хау, опытных или промышленных образцов оборудования, аппаратуры, другой техники, а также технологии в узком понимании – как способов производства технологических процессов и секретов.

Приобретая товарный вид, технология становится предметом передачи. Технология-товар проходит определенный жизненный цикл от момента появления до исчезновения.

Экономическая целесообразность экспорта технологии в том, что он есть:

1. Средство увеличения дохода. Если нет условий для реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, следует хотя бы реализовать технологию в качестве самостоятельного продукта.

2. Форма борьбы за товарный рынок. Покупатели за рубежом будут уже знакомы с товаром, который ранее выпускался по лицензии.

3. Способы обойти проблемы экспорта товара в материальной форме, (транспортировка, сбыт, таможенные барьеры).

4. Средство расширения товарного экспорта.

5. Способ установления контроля над зарубежной фирмой.

6. Способ обеспечения доступа к другому новшеству.

7. Возможность более эффективного совершенствования объектов лицензии.

Экономическая целесообразность импорта технологий в том, что он есть:

1. Доступ к новшествам высокого технического уровня.

2. Средство экономии затрат на НИОКР, в то числе и во времени.

3. Средство уменьшения расходов на товарный импорт.

4. Условие расширения экспорта продукции, выпускаемое по зарубежным технологиям.

Это определило возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности.

Неоднородность мирового рынка технологий привели к формированию таких его сегментов как:

- рынок патентов и лицензий;

- рынок наукоемкой технологической продукции;

- рынок высокотехнологического капитала;

- рынок научно-технических специалистов;

Мировой рынок технологий имеет ряд особенностей. Это один из наиболее интенсивно развивающихся в последние десятилетия мировых рынков. Мировойрыноктехнологий развит лучше, чем национальный иимеет двухуровневуюструктуру:

- высокие технологии обращаются преимущественно между промышленно развитыми странами;

- средние и низкие технологии могут быть новыми для рынка развивающихся и трансформирующихся стран и предметом технологического обмена между ними и внутри этих групп стран.

Мировой рынок высоких технологий характеризуется уникально высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе развитых государств.

40 % принадлежит США, 30 % - Японии, 13 % - Германии. Основными конкурентами на мировом рынке высоких технологий являются США и Япония. Степень монополизации мирового рынка технологий значительно выше, чем мирового рынка товаров.

Различают следующие основные пути передачи технологий:

1.На некоммерческой основе:

- Информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и т.д.;

- Конференции, симпозиумы, семинары, клубы;

- Зарубежное обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных началах вузами, предприятиями, организациями;

- Перекрестное лицензирование;

- Деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники;

- Международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка мозгов».

2. На коммерческой основе:

- Продажа воплощенных технологий;

- Прямые зарубежные инвестиции и сопровождающее их строительство, реконструкция и модернизация предприятий, фирм, производств;

- Продажа патентных и ноу-хау лицензий;

- Совместное проведение НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;

- Координирование и кооперирование НИОКР;

- Оказание технической помощи;

- Экспорт комплексного оборудования;

- Лизинг;

- Инжиниринг;

- Консалтинг;

- Портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров;

- Научно-техническое и производственное кооперирование.

Помимо двух основных путей передачи технологий существует еще нелегальнаяпередача технологий в форме промышленного шпионажа и технического пиратства – массового выпуска и продажи товаров-имитаций теневыми структурами.

Результатом международного лицензионного обмена является предоставление лицензии – разрешения на использования изобретения, научно-технического достижения, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой или иной информации, необходимой для организации производства.

Лицензия является формой передачи технологии. Существуют такие формы передачи технологий как франчайзинг - разрешение на использование известного фирменного наименования.

Лизинг – финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной другой стороне в исключительное пользование на установленный срок имущества за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

Международный инжиниринг – как форма обмена научно-техническими знаниями. Одна сторона предоставляет другой стороне комплекс инженерно-технических услуг.

Неконтрактные формы передачи технологий: корпоративные формы – покупка или продажа компании, создание совместного предприятия, открытая продажа акций.

Контрактные способы передачи технологий: соглашения, лицензии, франчайзинг, инжиниринг.

Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой, технологическую отсталость ее владельцев.

Практически весь объем передачи технологии в коммерческой сфере оформляется или сопровождается лицензионным соглашением – договором, по которому лицензиар (продавец, владелец патента или товарного знака, ноу-хау) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право на пользование предметом лицензии за определенное вознаграждение в течение определенного срока.

Лицензионное соглашение содержит следующие стандартные разделы:

Преамбула (сведения о сторонах).

Определения (описание понятий и терминология).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.019 с.)