ТОП 10:

Вектор торговой политики, экономическая экспансия, транзит.



 

Краткое содержание.

На начало 2002 г. РБ подписала более 850 двусторонних межгосударственных договоров по проблематике внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Теперь она имеет экспортно-импортные связи более, чем со 140 странами, из которых 38 европейских, 32 азиатских, 37 африканских, 29 государств с американского континента и 5 – из Австралии и Океании.

Республика вывозит на мировой рынок более 1000 наименований товарной продукции. Традиционно первые четыре места в товарной структуре экспорта, на долю которых приходится более половины вывоза на внешний рынок, занимают транспортные средства (около 17%), химическая продукция (14%), машины и оборудование (12%), текстиль и текстильные изделия (11%).

Большая часть белорусских товаров идет на рынок России, 14 регионов которой, включая Москву и Московскую область, имеют специальные торговые соглашения с РБ. Вторым важнейшим торговым партнером республики является Украина, за которой следуют другие страны постсоветского пространства. Из торговых партнеров Дальнего Зарубежья ведущее место принадлежит Германии и другим великим державам Западного Мира.

В результате Республика Беларусь среди стран СНГ занимает важное место в сфере внешней торговли. Ее экспортная и импортная квота колеблется в пределах 45-55%.

Общий объем внешней торговли в 1998 г. составил почти 17 млрд. долл. США, в том числе около 8 млрд. долл. Экспорт и 9 млрд. долл. Импорт. В структуре внешнеторгового оборота товарами и услугами Беларуси в 1998 г. 92,2% занимали товары и 7,8% услуги (на мировом рынке товары занимают 80% и услуги 20%).

Транспортные средства. Основными товарами являются тракторы, грузовые автомобили, мотоциклы и велосипеды.

40% в структуре транспортных средств приходится на грузовые автомобили, основным рынком которых являются страны СНГ (более 95%) и, прежде всего, Россия (80%). Практически не поставляются грузовые автомобили в страны Западной Европы, менее 2% экспортируются в страны Центральной и Восточной Европы (Латвия и Литва), примерно такое же количество в Китай. Цены на грузовые автомобили имеют тенденцию к снижению.

Более 20% экспорта составляют тракторы. 65% экспортируется в СНГ (Россия – 65%, Украина – 15%, Молдова и Казахстан – по 1,5%, Литва – 8%, Венгрия – 4,5%, Латвия – 3,5%).

Доля стран Западной Европы в экспорте тракторов за последние годы снизилась в 4 раза. В 2 раза сократился экспорт тракторов на азиатский континент.

Более 17% общего объема экспорта приходится на запасные части и принадлежности для автомобилей и тракторов. Более 90% запчастей приходится на Россию. 5,1% в общем объеме экспорта занимают прицепы и полуприцепы.

Экспорт машин, оборудования, механизмов, их частей и принадлежностей в общем объеме экспорта составляет от 12 до 14,5%. Главные позиции занимают холодильники и морозильники, подшипники, телевизоры, электронные интегральные схемы, металлообрабатывающие станки. Эта продукция почти полностью поставляется в страны СНГ.

Продукция химической промышленности. Удобрения, органические химические соединения, продукты неорганической химии. Калийные удобрения 45% поставляются в страны дальнего зарубежья. Наблюдается рост цен на калийные удобрения. 10% экспорта по этой товарной группе составляют азотные удобрения. Поставляются в основном в Россию (76,7%), Латвию(16,7%) и Литву (5,9%). 10% химической продукции занимает фармацевтическая продукция. Поставляется в страны СНГ, в основном в Россию.

Текстиль и текстильные изделия. Химические волокна и нити, текстильная и трикотажная одежда, льноволокно, х/б ткани.

На экспорт одежды приходится 35% экспорта данного раздела. Поставляются преимущественно в страны Западной Европы (Германию), США, Великобританию.

Недрагоценные металлы. Растет доля экспорта черных металлов – 52,9% и изделий из них –35,8%. Более половины экспорта приходится на страны СНГ (почти полностью поставляются в Россию), а также Египет, Марокко, Гонконг, США, Румынию, Германию.

Основной товар из черных металлов – металлокорд и бытовые газовые плиты.

Минеральные продукты – соль, стройматериалы, продукты переработки нефти.

Пластмассы и изделия из них, каучук и резиновые изделия, шины для транспортных средств, полиэтилен.

Продукция АПК. Экспорт сократился в 12 раз. В 1993 г. импорт превысил над экспортом в 1,8 раза.

Пищевая продукция – кондитерские изделия, пиво, пищевой спирт и водка – достигнуто положительное сальдо.

Сократился экспорт молока до 438 и 605 тыс. в 1995-1998 гг.

Вывоз яиц вырос на 4 020 млн. шт. или почти в 2,5 раза.

Экспорт картофеля и пивоваренного солода был выше импорта.

Беларусь сегодня представляет собой страну с развитой экономикой, основанной не на добыче и продаже полезных ископаемых, а на переработке сырья и готовой продукции. Беларусь дает 30% мирового выпуска большегрузных автомобилей, 6% тракторов, значительную долю определенного типа микропроцессоров. Около 60% ВВП экспортируется. Такой показатель характерен для европейских стран с высочайшей степенью развития экономики.

Основные болевые точки внешней торговли РБ – это энергетика, сырье, рынки сбыта продукции. Нехватка собственных энергоресурсов, сырья заставляет Беларусь ввозить их, в первую очередь из России. На сегодняшний день РБ имеет отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Правительство РБ взяло курс на поощрение импорта новейших технологий и капитала для последующего наращивания своего экспорта. На поддержание высококонкурентных мелких и средних производств, способных перестраиваться под нужды внешнего рынка.

Транзитное положение страны – это тоже «природный» ресурс страны и использование его с максимальной отдачей, залог положительной внешнеторговой политики.

РБ осуществляет половину транзита российской нефти и примерно 25% российского газа в Европу, а также миллионы тонн грузов готовой продукции и сырья, которые идут в ту или другую сторону. Основными торговыми партнерами РБ являются Россия, Украина, страны Евросоюза. За последние 6-7 лет товарооборот с Россией удвоился и достиг в 2004 году 15 млрд. долл.

В 2002 в торговле с ЕС РБ имела 1 млрд. долл. Отрицательного сальдо. В 2003 году РБ в торговле с ЕС на 1 млрд. в плюсе. На экспорт идут серьезные промышленные товары (17% экспорта в Германию).

В отношении ЕС доля экспорта увеличивается. Если 10-12 лет назад он составлял 8-10%, то сейчас доля Европы в нашем экспорте – уже около 40%. Из стран ЕС закупаются современные машины и оборудование, технологии и технологические процессы, необходимые для модернизации промышленности и С\Х.

Страны ЕС являются основными источниками кредитования. На их долю приходится 95% кредитов.

Беларусь налаживает торговые связи с Польшей, Прибалтикой, Мировым Югом, арабскими странами, Китаем, Индией, Африкой, Латинской Америкой.

Сегодня государство не может достичь внутреннего экономического равновесия, не используя мер внешнеэкономического и, в частности, внешнеторгового регулирования.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

- односторонним. Обычно такие меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран;

- двусторонним, по взаимной договоренности вводятся пошлины, не ущемляющие интересов друг друга;

- многосторонним.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм. Главный способ государственного регулирования – тарифы. Существует несколько форм протекционизма:

селективный протекционизм – против отдельных стран или товаров;

- отраслевой протекционизм – защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

- коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, не входящих в них;

- скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

С позиции эффективности проводимого курса, внешнеторговая политика условно включает два последовательных этапа:

I этап – поддержка отечественных производителей, проведение политики обменного курса и применение прямых методов стимулирования экспорта.

II этап – реформа регулирования импорта (переход от количественных ограничений к тарифам; сокращение числа тарифных разрядов; упрощение системы «таможенной очистки».

Условия либерализации торговой политики включают:

1. сближение внутренних цен с мировыми как конечная цель реформирования;

2. ослабление нетарифных ограничений;

3. введение единых тарифных ставок и их снижение;

2. снижение обменного курса национальной валюты и отказ от нормирования ее ресурсов;

3. отмена протекционистской защиты внутреннего рынка.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные, те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ производится в соответствии с таможенными режимами, предусмотренными Таможенным кодексом РБ.

Таможенный тариф –свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД страны. Таможенный тариф, действующий через механизм цен, является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭД и способен эффективно регулировать как экспорт, так и импорт страны.

Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием проведения РБ активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности РБ и защите ее экономических интересов. Законодательство РБ в отношении таможенно-тарифного регулирования состоит из 2-х блоков:

1.Определяет аспекты обложения пошлинами товаров и регулируется законом «О таможенном тарифе»;

2.Регламентирует деятельность служб таможенного контроля (т.е. определяет их права, обязанности, порядок и организацию таможенного контроля) – Таможенный кодекс РБ.

Таможенная пошлина –обязательный взнос, который взимается таможенными органами при ввозе или вывозе товара на таможенную территорию. Таможенные пошлины предназначены для формирования бюджета РБ, а также как мера тарифного регулирования ВЭД, для экономической защиты внутреннего рынка республики. 13 ноября 1997 года был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О таможенном тарифе», где изложена новая редакция Закона РБ «О таможенном тарифе». Виды ставок таможенных пошлин и виды таможенных пошлин приведены в соответствие с международными нормами и систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД СНГ.

Законом предусмотрены следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные,начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; комбинированные.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров правительством РБ могут устанавливаться сезонные пошлины, на срок до 6 месяцев.

В целях защиты экономических интересов РБ к ввозимым товарам могут применяться особые виды таможенных пошлин:

специальные пошлины, как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РБ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб общественным производителям подобных или конкурирующих товаров; ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РБ, со стороны других государств или их соседей;

1. антидемпинговые пошлины – если на таможенную территорию РБ ввозятся товары по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза. Если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям;

2. компенсационные пошлины – в случаях ввоза на территорию РБ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии государства;

Применению особых видов таможенных пошлин предшествует расследование, проводимое по инициативе органов государственного управления. Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются исключительно по решению президента РБ, в том числе в отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи.

Это правило не распространяется на предоставление льгот по уплате таможенной пошлины и НДС на товары, ввозимые в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями.

Работы по анализу структуры импортного тарифа и его совершенствованию проводятся в Министерстве экономики РБ.

Таможенные органы РБ участвуют в разработке мер таможенной и экономической политики РБ.

Ставки таможенных пошлин рассчитываются аналитическим путем с учетом следующих критериев: 1) в какой мере это пополняет госбюджет; 2) соответствие ставкам, установленным РБ; 3) с учетом требований ВТО.

Проверь себя:

1. Какую товарную продукцию вывозит Республика Беларусь на мировой рынок?

2. Назовите торговых партнеров Республики Беларусь.

3. Какое место в структуре экспорта занимают транспортные средства?

4. Куда поставляется продукция химической промышленности?

5. Какова доля экспорта и импорта продукции АПК?

6.На чем основана экономика Беларуси?

7.Какое значение имеет для Беларуси ее географическое положение?

8. Какие страны являются основными торговыми партнерами Беларуси?

9. Каковы торговые отношения Беларуси со странами ЕС?

10.Что такое протекционистская торговая политика?

11.На чем основана политика свободной торговли?

12.Назовите формы протекционизма.

13.Назовите этапы внешнеторговой политики.

14.Назовите условия либерализации торговой политики.

15.Каково основное назначение таможенных пошлин?

16.Какие виды ставок таможенных пошлин предусмотрены в Беларуси?

17.Кто предоставляет льготы по уплате таможенных платежей в РБ?

18.Какие критерии положены в основу расчетов ставок таможенных пошлин в РБ?

 

Тема 12.Свободные экономические зоны.

 

План.

1.Свободные экономические зоны в мировой системе хозяйствования. Экономическая сущность

2. Основные типы СЭЗ.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.61.235 (0.02 с.)