ТЕМА 14: Мировой рынок капиталов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 14: Мировой рынок капиталов.



План:

1. Иностранные инвестиции, их масштабы и значение в мировой экономике.

2. Внешняя задолженность и проблемы ее регулирования.

3. Инвестиционный климат и его формирование в РБ

Термины и понятия:

Прямые зарубежные инвестиции, инвестор, инвестирование, репатриация, прибыли, «вторая экономика», внешний долг, сальдо заемных операций, базовый трансферт, аккумулированный долг, процентные ставки, стабилизационная программа МВФ, план Брейди, неконсессионные кредиты.

Краткое содержание.

Существенная часть международной миграции капитала приходится на прямые зарубежные инвестиции. Согласно классификации ЮНКТАД, к прямым иностранным инвестициям относятся зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают устойчивую вовлеченность в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, не являющейся местом пребывания инвестора.

К прямым иностранным инвестициям рекомендовано относить:

- приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее 10-20 % от суммарной стоимости объявленного капитала;

- реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и любой репатриации части прибыли;

- внутрифирменное предоставление кредита или равноценная этому операция по урегулированию задолженности в отношениях «материнской» компании с ее зарубежным филиалом.

Предпринимательскую форму вывоза капитала называют «второй экономикой» в связи с ее непосредственной связью с процессами производства.

Активное привлечение прямых зарубежных инвестиций в экономику развитых стран началось с 60-ых годов. К 1970 г. их общий объем в целом по миру составил 13 млрд. долл. В год. В 80 – ые годы объем ПЗИ в мире составил уже 450 млрд. долл., в 1990 г. – 1,7 трлн. долл., т.е. произошло почти четырехкратное увеличение за одно десятилетие. В 1998 году годовой объем мировых инвестиций превысил 400 млрд. долл., а накопленный во всем мире объем ПЗИ составил более 2,7 трлн. долл. Высокие темпы роста объемов прямых инвестиций объясняются перестройкой в мировом хозяйстве: ТНК начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, целью которого является длительный характер получения прибыли.

Движение значительной части международного капитала продолжает осуществляться преимущественно между развитыми странами – они являются наименее рисковыми с точки зрения вложения капитала. Значительная часть инвестиций приходится на три главных центра мировой экономики – США, Европейский Союз и Японию.

С увеличением в последнее время масштабов прямого инвестирования связано возникновение и быстрое развитие международных корпораций (МК).

Как свидетельствует опыт многих стран мира, использование зарубежного капитала в форме прямых инвестиций позволяет повысить эффективность развития всей экономики.

Главная выгода для принимающей страны от прямых зарубежных инвестиций состоит в получении дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. Прямые зарубежные инвестиции стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производимого продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Главная выгода стран, вывозящих капитал в виде прямых зарубежных инвестиций, состоит в том, что они обеспечивают более высокую отдачу по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Прямые иностранные инвестиции содействуют наиболее эффективной интеграции национальных экономик в мировую, благодаря возрастающим внешним контактам, разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству.

Емкость прямых инвестиций на международном рынке составляет 130 млрд. долларов США в год, портфельных- 3,3 млрд. долларов США.

Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономического развития. Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:

1. выплату основной суммы кредита

2. уплату процентов по кредиту.

Взятые вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и сбережений страны- должника.

Если страна наращивает объем внешних заимствований и повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней задолженности страна вынуждена не только наращивать экспорт своей продукции, но и сокращать расходы на импорт зарубежных товаров. В ряде случаев внешний долг обслуживается путем новых заимствований за рубежом.

Любая страна с высоким уровнем задолженности рано или поздно сталкивается с обострением проблемы внешнего долга.

Возникновение мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу связано с состоянием сальдо внешних операций или базового трансферта.

Это сальдо отражает соотношение чистого притока (оттока) капитала и суммы внешнего заимствования. Чистый приток(отток) капитала равен валовому притоку капитала за вычетом амортизации (выплаты основной суммы кредита).Отсюда количественно сальдо заемных операций, или базовый трансферт, можно исчислить разницей между чистым притоком капитала и суммой процента на весь внешний долг.

Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются:

аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим;

- снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки;

- трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли;

- общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса);

- страна утрачивает доверие кредиторов, объем кредитов уменьшается;

- бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.

Чтобы избежать оттока ресурсов из страны, правительство отказывается либо от части, либо от всех платежей по долгам.

В настоящее время страны с высоким уровнем задолженности имеют возможность обратиться к стабилизационным программам МВФ.

Развитие долговых процессов на ранних стадиях протекает весьма своеобразно. Когда сроки погашения ссуд наступают, страны вынуждены обращаться к новым займам, как для финансирования своих программ, так и для осуществления выплат по прежним займам. При этом до тех пор, пока страна не достигнет «самоподдерживаемого» роста, валовый приток новых заемных средств, а значит и объем валовой задолженности, должны возрастать не медленнее, чем ежегодные платежи по прямым заимствованиям. Только тогда чистый приток внешних ресурсов по крайней мере не будет уменьшаться.

Острота проблемы задолженности характеризуется не только динамикой роста внешнего долга, но и его структурой, т.е. распределением во времени платежей по его погашению. Характер такого распределения зависит от условий, на которых были получены займы и кредиты. При этом суммарный объем платежей по долгу на единицу заемных средств тем больше, чем выше процентная ставка и чем длиннее срок погашения займа; объем же ежегодных платежей по долгу тем более, чем выше процентная ставка и чем короче срок предоставления займа. Таким образом, растягивание долгового процесса ведет к тому, что страна ради уменьшения ежегодного давления долга на платежный баланс вынуждена в конечном итоге платить больше на единицу заемных средств, чем могла бы при интенсивных расчетах по долгам. Тем не менее развивающиеся страны стремятся по возможности получать займы и кредиты с более длительным сроком погашения. Величина ежегодных платежей играет для них гораздо более важную роль, чем общий объем платежей, накапливаемых в течение длительного времени.

Проблемы урегулирования внешней задолженности часто решают международные валютно-кредитные учреждения. МВФ для каждого должника разрабатывал стабилизационную программу, которая обычно предусматривала либерализацию или отмену валютного и импортного контроля, снижение валютного курса, открытие экономики страны, принятие жестких антиинфляционных мер (контроль за кредитами банков, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль за зарплатой, отмена контроля за ценами и поощрение свободы рынка).

Во второй половине 80-ых годов развивающиеся страны стали говорить о необходимости налаживания диалога между всеми участниками долговых отношений. Была выдвинута программа урегулирования проблем внешней задолженности.

Политика стран-кредиторов в отношении внешних долгов заключалась в следующих моментах (план Брейди):

уменьшение долга, снижение процентных ставок;

- обмен долговых бумаг;

- обмен в национальной валюте одного долга на другой;

И другие меры. (Удлинение сроков выплат, предоставление правительствам-кредиторам возможности продавать или обменивать займы по официальной помощи и неконсессионные кредиты).

1. Отстранение от международного рынка капиталов.

2. Угроза санкций.

3. Применение санкций.

4. Государственные гарантии.

Современное состояние внешней государственной задолженности Республики Беларусь характеризуется рядом показателей, основным из которых является структура внешнего государственного долга. Внешний долг Белоруссии начал формироваться с 1992 года и к концу 1995 года достиг 1,5 млрд. долларов США, ежегодно увеличиваясь на 350 млн. долл. (15-20%). С подписанием соглашения между Россией и Белоруссией об урегулировании претензий финансового характера была списана задолженность Белоруссии перед Россией за энергоносители и по техническим кредитам, в результате чего внешний государственный долг снизился до 950 млн. долл. к концу 1996 года.

Статья 33. Закона РБ «О бюджете РБ на 2002 г.» установила лимит внешнего государственного долга на конец года в размере 2 млрд. долл. США. Хотя совокупный внешний долг страны значительно превышает указанный лимит.

Обязательства РБ, образующие внешний долг на 1 января 2002 г. составили 2445 млн. долл.США.

Внешний государственный долг РБ формируют обязательства по кредитам Правительства, погашаемым из бюджета (45-48%) и по кредитам предприятий, привлеченным под гарантии Правительства и погашенным за счет их собственных средств (52-55%).

Данная структура внешнего государственного долга по дебиторам примерно совпадает с его структурой по кредиторам, где на займы международных финансовых организаций (МВФ, МБР, ЕБРР, ЕС) приходится 41,8 % внешнего государственного долга, а на кредиты иностранных государств (Германия, Австрия, США и др.) – 58,2%

В целом в настоящее время международные частные рынки капитала фактически закрыты для Беларуси и основными источниками внешних ресурсов для страны являются МВФ или двусторонние кредиторы.

Инвестиционный климат представляет собой совокупность экономических, политических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране.

Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает ряд параметров: национальное законодательство, экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный режим, валютная политика, темпы экономического роста, темпы инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешней задолженности и т.д.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ отмечено принятием в 1991г. законов «Об инвестиционной деятельности в РБ» и «Об иностранных инвестициях на территории РБ». На современном этапе нормативное обеспечение функционирования предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Инвестиционным кодексом.

Регистрация предприятий с иностранными инвестициями в РБ осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями, утвержденным Постановлением Министерства иностранных дел от 19. 12. 2000 г. N 174

Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями носит льготный характер и направлено на усиление заинтересованности иностранных инвесторов во вложении капитала в национальную экономику. К основным льготам по налогообложению можно отнести:

освобождение от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год (доля иностранного инвестора в уставном фонде составляет 30%);

- в случае если коммерческие организации с иностранными инвестициями производят особо важную для республики продукцию, включенную в перечень такой продукции, утверждаемой Правительством РБ, в отношении таких организаций действуют на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50 %;

- коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника составляет более 30%, вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственного производства;

- льготы на товары, ввозимые на таможенную территорию РБ в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями;

- налоговое и таможенное законодательство РБ предусматривает и иные льготы по налоговым и таможенным платежам.

Правовое и финансовое обеспечение функционирования предприятий с иностранными инвестициями является основой для создания стабильного состояния финансов предприятий с иностранными инвестициями в РБ и является стимулирующей мотивацией по созданию субъектов хозяйствования такого рода.

В целом процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в РБ сопряжен с рядом трудностей, преодолеть которые возможно, лишь решив некоторые внутренние социально-экономические и политические задачи.

Существуют фобии (боязнь), препятствующие развертыванию в РБ совместных и иностранных предприятий.

Во-первых, потеря части не всегда дееспособного национального производства за счет поглощения крупными инвесторами. Инвестирование всегда связано с приватизацией.

Во-вторых, существует опасность, что иностранные инвесторы превратят Беларусь в сборочный цех для производства собственных товаров. Хотя на современном этапе по настоящему качественный продукт нельзя произвести исключительно в рамках одного государства. Предприятия с иностранными инвестициями являются основой динамики современной мировой и национальной экономики.

В 2003 году в РБ планировалось привлечь 1,5 млрд. долл. иностранных инвестиций. При этом за первое полугодие было привлечено только510, 6 млн. долл., из них 282,1 млн. долл. прямых иностранных инвестиций (55,3%). Основными формами привлечения инвестиций были кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций (72%). Наибольшую активность проявляют: Германия(12% от общего объема объявленных уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями); Нидерланды (10,9%), Кипр (6,9%), США (6,6%), Россия (5,4%) и др.

Проверь себя:

1. Что такое прямые иностранные инвестиции?

2. Что относится к зарубежным инвестициям?

3. Когда началось активное привлечение ПЗИ в экономику развитых стран?

4. Чем объясняются высокие темпы роста объемов прямых инвестиций?

5. На какие страны приходится основная часть инвестиций?

6. Какой эффект получают страны от использования ПЗИ?

7. Какую выгоду получают страны, вывозящие капитал?

8. С чем связано возникновение мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу?

9. Назовите обстоятельства, под влиянием которых может произойти обострение проблемы обслуживания внешнего долга.

10. Как развиваются долговые процессы на ранних стадиях.

11. К чему приводит политика растягивания долгового процесса?

12. Почему развивающиеся страны стремятся получать займы и кредиты с более длительным сроком погашения?

13. Что собой представляет стабилизационная программа МВФ?

14. В чем заключается политика стран-кредиторов в отношении внешних долгов?

15. Каково современное состояние внешней государственной задолженности РБ?

16. Какие законодательные акты регулируют инвестиционный климат в РБ?

17. Какой характер носит налогообложение предприятий с иностранными инвестициями?

18. Назовите проблемы, препятствующие развертыванию в РБ совместных и иностранных предприятий.

19. Назовите основные формы привлечения инвестиций в РБ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.132.200 (0.046 с.)