Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международное регулирование транспорта и связиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Регулирование транспорта и связи осуществляется на двух уровнях: межправительственном и экономических отношений компаний. При этом сотрудничество происходит как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В качестве основного средства международного регулирования выступают международные договоры и соглашения, которые дополняются образованием различных органов. Многосторонние межправительственные отношения осуществляются в рамках международных и региональных организаций. Так, общетранспортной международной организацией является Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Он изучает вопросы, связанные с развитием всех видов транспорта и связи в Европе, разрабатывает проекты международных конвенций и соглашений. В области морского транспорта ведущее место занимает межправительственная Международная морская организация (ИМО), которая занимается внедрением в практику оптимальных стандартов и норм, обеспечивающих безопасность человеческой жизни и имущества, координацией международно-правовых вопросов, связанных с техническими аспектами торгового судоходства и плавания рыбопромысловых судов. В сфере гражданской авиации примерно такими же вопросами занимается межправительственная Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Основная цель этой организации заключается в разработке принципов и методов международной аэронавигации и в содействии планированию и развитию международного воздушного транспорта. Координация деятельности автомобильного и железнодорожного транспорта на межправительственном уровне осуществляется в рамках региональных экономических комиссий ООН. В сфере связи регулирование осуществляется такими организациями как: Международный телекоммуникационный союз, Международная организация спутниковой связи «Интелсат», Почтовый союз северных стран и др. На уровне компаний и владельцев также осуществляется многостороннее регулирование в рамках международных неправительственных организаций. Важное место в их деятельности занимает ценовое и/или тарифное регулирование. По сути дела они нередко выступают как картели, созданные для поддержания уровня цен в определенных районах и направлениях. Так, в области авиационного транспорта известна Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая занимается разработкой и принятием рекомендаций по организации перевозок, а определение тарифов и их уровней возложены на региональные конференции по перевозкам. Подобная система существует и на морском транспорте, где известна Международная ассоциация судовладельцев. Помимо нее действует Международная палата судоходства. Тарифное регулирование также осуществляется в форме конференций. Судоходные конференции традиционно являются способом регулирования конкуренции, они носят региональный характер. В них участвуют владельцы судов разных стран, перевозящих грузы и пассажиров на определенных морских линиях. Дорожный транспорт регулируется Международным союзом дорожного транспорта (МАС) – это всемирная организация, которая занимается решением проблем автомобильного транспорта в 68 странах на четырех континентах. МАС защищает интересы отрасли, независимо от того, идет речь о перевозке пассажиров или товаров, представляет интересы всех операторов сферы автотранспорта. Проблемы унификации, совершенствования технических средств и эксплуатации железных дорог решаются Международным союзом железных дорог (МСЖД). Это международная неправительственная организация – ассоциация железнодорожных компаний. Экономические отношения в системах транспорта и связи осуществляются в тесной взаимосвязи национальных и межгосударственных форм регулирования.
Основные категории и понятия Национальные, региональные и международные рынки услуг связи, мировая транспортная система, общетранспортная международная организация, международная морская организация, международная организация гражданской авиации, международный телекоммуникационный союз. Контрольные вопросы 1. Какие страны занимают ведущие позиции в мире по оказанию услуг связи? 2. Раскройте преобладающие тенденции на рынке телекоммуникационных услуг. 1. Из каких видов транспорта состоит мировая транспортная система? 2. Как осуществляется международное регулирование услуг транспорта и связи? Тема 15. Международный технологический обмен
Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
Международный технологический обмен – это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность. Международные документы ООН трактуют понятие «технология» как: - набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; - материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др. Процесс международной передачи технологии включает в себя: - отбор и приобретение технологий; - адаптацию и освоение приобретенной технологии; - развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной экономики. Можно выделить два уровня предпосылок обмена технологиями: Первый, на уровне страны - это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производства в различных отраслях. Для развивающихся стран – это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей. Второй, на уровне организаций (фирм) приобретение технологии способствует: - решению конкретных экономических и научно-технических проблем; - преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия; - недостатка производственных мощностей и иных ресурсов; - получение новых стратегических возможностей в развитии. Таким образом, экономическая целесообразность экспорта технологий объясняется тем, что: - продажа технологий – это источник получения доходов; - передача технологий за рубеж - форма борьбы за товарный рынок; - это способ обойти проблемы экспорта соответствующего продукта; - это способ установления контроля над зарубежной фирмой; - это способ обеспечения доступа к другому новшеству через «перекрестное лицензирование». Экономическая целесообразность импорта технологий объясняется тем, что это: - доступ к новшествам высокого технического уровня; - средство экономии затрат на НИОКР; - средство сокращения валютных расходов на товарный импорт; - обеспечение использования национального капитала и рабочей силы; - условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям. Мировой рынок технологий Субъектами мирового рынка технологий выступают: государства, фирмы, университеты, фонды и физические лица (ученые и специалисты). Объектами рынка технологий являются интеллектуальная собственность в овеществленной форме (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.). Мировой рынок технологий состоит из четырех сегментов: - рынок патентов и лицензий; - рынок науко- и технологическиемкой продукции; - рынок высокотехнологичного капитала; - рынок научно-технических специалистов. Наиболее весомую роль во всех сегментах мирового рынка технологий играют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, на долю которых приходится более 60 % международного технологического обмена. В целом на промышленно развитые страны приходится около 90 % мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на данную сферу. Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность, общее машиностроение, химическую промышленность, транспортное машиностроение и др. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом. Сложившийся мировой рынок технологий имеет следующие особенности. Во-первых, мировой рынок технологий способствует интеллектуализации мировой экономки в целом. Во-вторых, главными субъектами выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального. В-третьих, крупнейшие ТНК (например, «Боинг», «Форд Моторс» и др.) сосредотачивают исследования в своих руках, что способствует монополизации международного рынка технологий. Так уровень монополистического контроля в области технологий достигает 80 - 90 %. В-четвертых, новейшие технологии используются ТНК в основном в стране базирования, а по мере их устаревания передаются в филиалы и далее продаются за рубеж в виде лицензий. В-пятых, технологический разрыв, существующий между различными группами стран, формирует многоступенчатую структуру мирового рынка технологий: a) высокие технологии (уникальные и прогрессивные) обращаются между промышленно развитыми странами. Причем лидирующие позиции здесь принадлежат США, расходы на НИОКР которых, составляют столько же, сколько у Германии, Франции, Англии, Италии и Японии вместе взятых; б) низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии промышленно развитых стран являются новыми для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Зачастую передаваемая сюда технология плохо приспособлена к возможностям этих стран, поскольку разработана применительно к уровню развития и структуре промышленно развитых стран с учетом развитии инфраструктуры и высококвалифицированного персонала. В-шестых, мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу функционирования, которая предполагает как международные документы по праву на интеллектуальную собственность и правила передачи технологий, так и международные органы регулирования их передачи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.007 с.) |