Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное регулирование транспорта и связи

Поиск

 

Регулирование транспорта и связи осуществляется на двух уровнях: межправительственном и экономических отношений компаний. При этом сотрудничество происходит как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В качестве основного средства международного регулирования выступают международные договоры и соглашения, которые дополняются образованием различных органов.

Многосторонние межправительственные отношения осуществляются в рамках международных и региональных организаций. Так, общетранспортной международной организацией является Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Он изучает вопросы, связанные с развитием всех видов транспорта и связи в Европе, разрабатывает проекты международных конвенций и соглашений.

В области морского транспорта ведущее место занимает межправительственная Международная морская организация (ИМО), которая занимается внедрением в практику оптимальных стандартов и норм, обеспечивающих безопасность человеческой жизни и имущества, координацией международно-правовых вопросов, связанных с техническими аспектами торгового судоходства и плавания рыбопромысловых судов.

В сфере гражданской авиации примерно такими же вопросами занимается межправительственная Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Основная цель этой организации заключается в разработке принципов и методов международной аэронавигации и в содействии планированию и развитию международного воздушного транспорта.

Координация деятельности автомобильного и железнодорожного транспорта на межправительственном уровне осуществляется в рамках региональных экономических комиссий ООН.

В сфере связи регулирование осуществляется такими организациями как: Международный телекоммуникационный союз, Международная организация спутниковой связи «Интелсат», Почтовый союз северных стран и др.

На уровне компаний и владельцев также осуществляется многостороннее регулирование в рамках международных неправительственных организаций. Важное место в их деятельности занимает ценовое и/или тарифное регулирование. По сути дела они нередко выступают как картели, созданные для поддержания уровня цен в определенных районах и направлениях.

Так, в области авиационного транспорта известна Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая занимается разработкой и принятием рекомендаций по организации перевозок, а определение тарифов и их уровней возложены на региональные конференции по перевозкам.

Подобная система существует и на морском транспорте, где известна Международная ассоциация судовладельцев. Помимо нее действует Международная палата судоходства. Тарифное регулирование также осуществляется в форме конференций.

Судоходные конференции традиционно являются способом регулирования конкуренции, они носят региональный характер. В них участвуют владельцы судов разных стран, перевозящих грузы и пассажиров на определенных морских линиях.

Дорожный транспорт регулируется Международным союзом дорожного транспорта (МАС) – это всемирная организация, которая занимается решением проблем автомобильного транспорта в 68 странах на четырех континентах. МАС защищает интересы отрасли, независимо от того, идет речь о перевозке пассажиров или товаров, представляет интересы всех операторов сферы автотранспорта.

Проблемы унификации, совершенствования технических средств и эксплуатации железных дорог решаются Международным союзом железных дорог (МСЖД). Это международная неправительственная организация – ассоциация железнодорожных компаний.

Экономические отношения в системах транспорта и связи осуществляются в тесной взаимосвязи национальных и межгосударственных форм регулирования.

 

Основные категории и понятия

Национальные, региональные и международные рынки услуг связи, мировая транспортная система, общетранспортная международная организация, международная морская организация, международная организация гражданской авиации, международный телекоммуникационный союз.

Контрольные вопросы

1. Какие страны занимают ведущие позиции в мире по оказанию услуг связи?

2. Раскройте преобладающие тенденции на рынке телекоммуникационных услуг.

1. Из каких видов транспорта состоит мировая транспортная система?

2. Как осуществляется международное регулирование услуг транспорта и связи?

Тема 15. Международный технологический обмен

 

Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена

 

Международный технологический обмен – это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.

Международные документы ООН трактуют понятие «технология» как:

- набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;

- материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.

Процесс международной передачи технологии включает в себя:

- отбор и приобретение технологий;

- адаптацию и освоение приобретенной технологии;

- развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной экономики.

Можно выделить два уровня предпосылок обмена технологиями:

Первый, на уровне страны - это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения.

В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производства в различных отраслях. Для развивающихся стран – это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей.

Второй, на уровне организаций (фирм) приобретение технологии способствует:

- решению конкретных экономических и научно-технических проблем;

- преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия;

- недостатка производственных мощностей и иных ресурсов;

- получение новых стратегических возможностей в развитии.

Таким образом, экономическая целесообразность экспорта технологий объясняется тем, что:

- продажа технологий – это источник получения доходов;

- передача технологий за рубеж - форма борьбы за товарный рынок;

- это способ обойти проблемы экспорта соответствующего продукта;

- это способ установления контроля над зарубежной фирмой;

- это способ обеспечения доступа к другому новшеству через «перекрестное лицензирование».

Экономическая целесообразность импорта технологий объясняется тем, что это:

- доступ к новшествам высокого технического уровня;

- средство экономии затрат на НИОКР;

- средство сокращения валютных расходов на товарный импорт;

- обеспечение использования национального капитала и рабочей силы;

- условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям.

Мировой рынок технологий

Субъектами мирового рынка технологий выступают: государства, фирмы, университеты, фонды и физические лица (ученые и специалисты). Объектами рынка технологий являются интеллектуальная собственность в овеществленной форме (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

Мировой рынок технологий состоит из четырех сегментов:

- рынок патентов и лицензий;

- рынок науко- и технологическиемкой продукции;

- рынок высокотехнологичного капитала;

- рынок научно-технических специалистов.

Наиболее весомую роль во всех сегментах мирового рынка технологий играют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, на долю которых приходится более 60 % международного технологического обмена. В целом на промышленно развитые страны приходится около 90 % мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на данную сферу.

Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность, общее машиностроение, химическую промышленность, транспортное машиностроение и др. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

Сложившийся мировой рынок технологий имеет следующие особенности. Во-первых, мировой рынок технологий способствует интеллектуализации мировой экономки в целом. Во-вторых, главными субъектами выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального. В-третьих, крупнейшие ТНК (например, «Боинг», «Форд Моторс» и др.) сосредотачивают исследования в своих руках, что способствует монополизации международного рынка технологий. Так уровень монополистического контроля в области технологий достигает 80 - 90 %. В-четвертых, новейшие технологии используются ТНК в основном в стране базирования, а по мере их устаревания передаются в филиалы и далее продаются за рубеж в виде лицензий. В-пятых, технологический разрыв, существующий между различными группами стран, формирует многоступенчатую структуру мирового рынка технологий:

a) высокие технологии (уникальные и прогрессивные) обращаются между промышленно развитыми странами. Причем лидирующие позиции здесь принадлежат США, расходы на НИОКР которых, составляют столько же, сколько у Германии, Франции, Англии, Италии и Японии вместе взятых;

б) низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии промышленно развитых стран являются новыми для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Зачастую передаваемая сюда технология плохо приспособлена к возможностям этих стран, поскольку разработана применительно к уровню развития и структуре промышленно развитых стран с учетом развитии инфраструктуры и высококвалифицированного персонала.

В-шестых, мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу функционирования, которая предполагает как международные документы по праву на интеллектуальную собственность и правила передачи технологий, так и международные органы регулирования их передачи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.007 с.)