Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности



В этой внешнеторговой группе сделок различают торговлю результатами научно-технических исследований и торговлю объектами авторского права.

Соглашения по обмену научно-техническими знаниями связаны с куплей – продажей итогов исследовательских работ, представляющих не только научную, но и коммерческую ценность. В отличие от международной торговли вещественными предметами в операциях по торговле научно-техническими знаниями присутствуют продукты интеллектуального труда, выступающие в форме патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образов, а также технические знания и опыт, объединенные понятием ноу-хау.

Патент – это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. Он дает владельцу титул собственности на изобретение и защищает его не только от местных, но и от иностранных конкурентов. Действует на территории той страны, выдавшей его. Но патент может быть куплен другой страной и тогда действует и на ее территории.

В группе внешнеторговых сделок по купле-продаже итогов творческой деятельности большое место принадлежит торговле лицензиями. Лицензионные операции означают предоставление права на использование иностранных научно-технических достижений на основе специальных лицензионных соглашений. Сущность лицензионных операций состоит в предоставлении патентовладельцем-лицензиаром своему торговому партнеру-лицензиату права на промышленное и коммерческое использование изобретения, которое было запатентовано в его стране, на определенный срок и за определенное вознаграждение.

Кроме предоставления права на использование изобретения и связанным с ним ноу-хау, лицензионные соглашения охватывают также ряд дополнительных обязательств лицензиара по предоставлению лицензиату помощи в применении новшеств, являющихся предметом соглашения.

За предоставление права на использование предмета лицензионного соглашения покупатель (лицензиат) выплачивает продавцу (лицензиару) лицензионное вознаграждение. Наиболее часто встречается такая форма вознаграждения, как роялти – периодические отчисления, определяемые как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаемые в расчете на единицу производимого товара.

Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют также Великобритания, Швейцария и другие, промышленно развитые страны. В международной лицензионной торговле особенно важную роль играет внутрифирменный обмен технологиями в рамках ТНК.

Ведущими отраслями лицензионной торговли являются электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.

В мировой практике все более широкое распространение получает франшиза товарных знаков. Суть франшизы заключается в том, что компания разрешает своему контрагенту использовать свое широко известное фирменное наименование при условии, что он будет под этим наименованием сбывать продукцию этой корпорации, получая за это от нее техническую, коммерческую, консультационную и иную помощь.

Заметное место во внешнеторговых сделках занимает также возмездный обмен продукцией научно-исследовательской работы в области науки, производства, медицины и т.д. Речь идет о заключении сделок по выполнению заказных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исполнению заказов на подготовку научно-технической документации, научного оборудования и опытных образцов изделий и материалов, проведение научно-технических экспертиз.

В этих случаях широко используются договоры о научно-технической и производственной кооперации. Разработанные технологии могут передаваться путем обмена информацией об относящихся к теме работы научно-технических достижениях, а также предоставления возможностей их использовать, например, путем «перекрестного лицензирования». Соглашения сторон, предусматривающие передачу и использование технологий, применительно к организациям отдельных стран заключаются в форме соответствующих межправительственных соглашений. Такого рода соглашения, например, подписаны с Италией, Францией, Австрией и другими странами.

При производственной кооперации наряду с передачей технологий могут осуществляться: передача изобретений и других технических усовершенствований, созданных в период действия договора, а также технической документации; командирование специалистов; обучение персонала; оказание технической помощи в других формах.

Что касается международного оборота объектами авторского права, то он охватывает операции по приобретению прав на постановку театральных спектаклей, кинофильмов, прокат телепрограмм, переводов и издание научной и художественной литературы и операции в других сферах духовной жизни.

 

Основные категории и понятия

Международная торговля услугами, экспортный инжиниринг, международная аренда, международный лизинг, лицензионная торговля.

 

Контрольные вопросы

Назовите факторы роста международной торговли услугами.

Какие способы международной торговли услугами Вы знаете?

Охарактеризуйте рынок инжиниринговых услуг.

В чем суть экспортного и импортного лизинга?

 

Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей

Мировой рынок услуг связи

 

Связь, коммуникационные системы являются важным элементом воспроизводственного процесса в глобальном масштабе. Связь представляет собой совокупность отраслей, объединенных общим целевым назначением – передачей и распределением различного рода информации. Мировое хозяйство находится на пути к информационной стадии развития, в которой связь, информационная техника будут существенным, если не важнейшим элементом его функционирования.

В зависимости от предоставляемых услуг, технической базы связь подразделяется на два основных вида почтовую и электрическую. Производственная деятельность предприятий почтовой связи включает прием от отправителей, обработку, пересылку и доставку адресатам письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов, периодических изданий и другие услуги.

Электрическая связь – это передача и прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков и сообщений любого рода по проводной, радио, оптической и другим электрическим системам. К электрической связи относятся телефонная видеотелефонная, телеграфная, факсимильная связь, передача данных, радиовещание, телевидение, электронная почта.

В зависимости от технической базы и организации производственных процессов по передаче информации в связи выделяется ряд подотраслей основной деятельности. Среди них важнейшее место занимает телефонная, телевизионная и космическая связь.

Связь становится самым большим в мире предприятием. Сбыт средств связи и услуг, связанный с распространением сообщений и изображений, составляет 4 % ВМП, причем на долю телекоммуникационных услуг приходится более 40 %.

Различают национальные, региональные и международные рынки услуг связи, развитие которых определяется уровнем экономического развития стран, регионов. Ведущее место по объему этих услуг занимает ЕС, на втором месте – Северная Америка, далее ЕАСТ, страны Азии, страны Центральной и Восточной Европы. Самые высокие показатели в международных услугах связи, в частности в телефонных переговорах, отмечаются в малых промышленно развитых европейских странах (Люксембург, Швейцария, Бельгия и т.д.).

Основная часть услуг сферы связи охватывает внутренние рынки. В Западной Европе на них приходится 80 % услуг телекоммуникационных компаний. Среди оставшейся части 4/5 представляют трансевропейские услуги.

На мировом рынке телекоммуникационных услуг, начиная с 90-х годов можно выделить следующие преобладающие тенденции:

- быстрое повсеместное увеличение общего объема этих услуг, появление все более эффективных и технически совершенных видов, таких как Интернет и сотовая связь;

- рост масштабов и повсеместная диверсификация деятельности телекоммуникационных компаний, сопровождающаяся переходом телекоммуникационных операторов к представлению все более широкому кругу пользователей более разнообразного спектра услуг;

- дальнейшая либерализация деятельности телекоммуникационных услуг на национальных рынках, повышение их открытости;

- нарастание конкуренции между телекоммуникационными компаниями-операторами на мировом рынке, что способствует расширению географических границ их деятельности, повышению концентрации капитала;

- сокращение разрыва между числом пользователей телекоммуникационными услугами в промышленно развитых и развивающихся странах.

В создании информационных сетей в наибольшей степени преуспели США. В США созданы сети, охватывающие практически весь мир, например, «Интернет».

В Японии функционирует комплексная информационная система, объединяющая национальные сети телефонной, факсимильной и телексной связи между фирмами и организациями.

По количеству пользователей мобильной связи на первом месте находится Китай, далее следуют США и Япония.

Внедрение новой техники и технологии приводит не только к росту объема услуг связи, но и к снижению издержек производства в результате увеличения передающих мощностей. Однако технические возможности воспроизводить и передавать информацию развиваются быстрее, чем способность организационно использовать их. В результате конкуренция на мировом рынке информационных услуг усиливается, быстрыми темпами возрастают расходы компаний на информационную технологию.

В глобальном масштабе около 45 компаний оказывают телекоммуникационные услуги. В целом среди 15 крупнейших компаний ведущие позиции занимают 10 американских компаний. Опыт последних десятилетий показывает, что ни одна даже крупная компания не способна развивать все элементы связи. В начале 70-х годов многие крупные компании в промышленности и кредитной сфере создали собственные системы связи, используя арендуемые линии.

В 1993 году было положено начало образованию крупных международных телекоммуникационных союзов, которые делят рынок телекоммуникационных услуг и потенциально могут превратиться в картельные объединения.

Однако отношение потоков информации между индустриальными и развивающимися странами оценивается как 100:1.

Развитие современных видов связи и информационных систем способствует дальнейшему повышению эффективности экономики. Информационные системы и сети связи позволяют компаниям оперировать значительным числом данных по товарам, услугам, фирмам, рынкам. Они содействуют быстрому сбору, накоплению, систематизации и анализу данных для принятия оптимальных управленческих решений. По американским оценкам, вследствие качественно и оперативного использования связи издержки производства снижаются на 6-10 %, издержки обращения – на 7-20 %. Эффективность применения информационных систем на фирменном уровне выражается в сокращении материальных запасов в 3-4 раза, оборотных средств – на 7- 10 %. То есть связь стала средством оптимального использования хозяйственных ресурсов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.011 с.)