Классические теории международной торговли



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические теории международной торговли



 

Современные теории международной торговли ведут свое начало от классической политэкономии, от теорий А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли является различие в абсолютных издержках при производстве товаров в разных странах: одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Доказывая выгодность мировой торговли, он писал, что если какая-нибудь страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.

Именно поэтому, несмотря на то, что в выборе специализации производства продукции А. Смит большую роль отводил рынку, он считал необходимым при рассмотрении этого вопроса учитывать преимущества страны – естественные (климатические условия, обладание некоторыми природными ресурсами и т.п.) и приобретенные (обычно обусловленные технологией производства).

Некоторые современные исследования, имеющие в основе теорию абсолютного преимущества, оформились в теорию размера страны, которая учитывает различие стран по их производственной специализации и помогает объяснить, в каком объеме, и какого типа продукцию нужно вовлечь в торговлю.

Крупные страны обладают рядом отличий от небольших стран, в силу чего они обычно продают меньшую долю произведенной продукции и приобретают меньшую долю потребляемых товаров. Они обладают более разнообразными ресурсами, несут более высокие транспортные издержки во внешней торговле, могут вести крупносерийное производство. Эти страны имеют большие возможности развивать отрасли, как для обслуживания обширных внутренних рынков, так и для достижения их конкурентоспособности на экспортных рынках.

Взгляды А. Смита дополнил и развил Д. Рикардо, которому принадлежит теория относительного преимущества. В своих теоретических выкладках он доказал не только возможность, но и необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов: эта страна получить выигрыш, если откажется от менее эффективного, в пользу более эффективного производства.

Общий объем продукции можно увеличить, согласно этой теории за счет дополнительных преимуществ, возникших при специализации страны на производстве той продукции, по которой преимущества в издержках особенно велики. По мнению Д. Рикардо, для страны невыгодно развивать даже те отрасли, где издержки производства ниже, чем в других странах, но разница в издержках меньше, чем продукции наиболее производительной отрасли в стране.

Он приводит такой пример: производство определенного количества вина в Португалии может требовать 80 человек в течение года, а производство сукна – 90 человек в течение того же времени. В Англии для производства того же количества вина необходимо 120 человек, а сукна – 100 человек. Португалии будет выгодно вывозить вино в обмен на сукно, хотя ввозимое Португалией сукно могло быть произведено самой Португалией с меньшим количеством труда, чем в Англии.

Дело в том, что, переместив труд и капитал из производства сукна в виноделие – отрасль, в которой она имеет большие сравнительные преимущества перед Англией, Португалия путем обмена на вино может получить сукно, затратив труд лишь 80 человек, т.е. сэкономить труд 10 человек.

Этот обмен будет выгоден и для Англии, т.к. сосредотачивая свои усилия на производстве сукна, она может в обмен на сукно получить определенное количество вина, затрачивая труд не 120 человек, а лишь 100, и экономя, таким образом, труд 20 человек.

По мысли Д. Рикардо, несмотря на то, что та или иная страна способна выпускать множество разнообразных товаров, она обладает сравнительным преимуществом в производстве лишь определенных видов продукции, в то время как другим странам лучше удается производство чего-либо другого. Каждая страна экспортирует ту продукцию, в выпуске которой она преуспевает, а импортирует ту продукцию, в выпуске которой преуспевают другие страны.

Современной модификацией теории сравнительных издержек является теория соотношения факторов производства. Страны по-разному наделены факторами производства – трудом, землей, капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким-либо одним фактором, например, трудом с относительно более низкой заработной платой, то трудоемкие товары, производимые в данной стране, будут обходиться более дешево.

В странах с избыточным капиталом более дешевыми будут капиталоемкие товары, соответственно странам с избыточной рабочей силой выгодно производить и экспортировать трудоемкие товары, а там, где есть свободные капиталы, но нет избытка рабочей силы, целесообразно специализироваться на изготовлении и вывозе капиталоемких товаров, импортируя в свою очередь трудоемкие.

Основоположниками этой теории были два шведских экономиста – Эли Хекшер и Бертил Олин. Позднее Пол Самуэльсон выявил математические условия, при которых данные утверждения становятся действительными для хозяйственной практики.

В середине ХХ столетия (1948 г.) американские экономисты П.Самуэльсон и В.Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В результате торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста В. Леонтьева под названием «ПарадоксЛеонтьева». Парадокс заключался в том, что, используя теорию Хекшера – Олина, он показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоёмок. Этот вывод противоречил существовавшим ранее представлениям об экономике США. По распространенному мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теоремой Хекшера – Олина можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.

В. Леонтьев предположил, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко- год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда, т.е. большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Это послужило основой для возникновения модели «квалификации рабочей силы».

В соответствии с этой моделью в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля. Относительное изобилие профессионального персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, требующих большого количества квалифицированного труда, изобилие же неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых высокая квалификация не требуется.

Получив широкий резонанс, «парадокс Леонтьева» определил дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ. Она стала включать понятие технического прогресса и неравномерности его распределения, различий между странами в существующей зарплате и прочие понятия.

 

3. Неоклассические теории международной торговли

 

В западных исследованиях проблем международной торговли широкое распространение получила теория внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей, в частности, экспортом на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен в виде определенного коэффициента – мультипликатора.

Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ, а затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Сторонники концепции жизненного цикла товара считают, что на основе этапов такого цикла могут быть объяснены современные торговые связи между странами, в частности, при обмене готовыми изделиями.

Согласно общему тезису теории жизненного цикла товара, продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит ряд этапов (4,5). Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла.

В своей доктрине Р. Вернон, Л.Уэльс и др. обосновывают схему, по которой на этапе внедрения после выявления потребности в продукции осуществляется разработка нововведения, организуется производство и налаживается сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт.

Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделия. Переход к крупносерийному производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и освоения новых видов оборудования.

На этапе роста, помимо увеличения объема продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из страны нововведения, создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах.

На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка, прежде всего, в стране нововведения.

Складываются условия масштабного производства в развивающихся странах, в частности в НИС, с последующим вывозом в страны нововведений, например производство телевизионной техники, компьютеров, радиоэлектроники.

Наконец, этап упадка, который с международных позиций характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся странах. Определенная часть рынка в странах нововведений, ориентированная на данную продукцию удовлетворяется за счет импорта. Крупнейшие компании развитых стран начинают производство и продвижение на рынок новых более совершенных товаров.

Эта теория как бы закрепляет международные преимущества высокоразвитых стран.

Среди основных проблем теорий внешней торговли находится совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с тем, как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях.

Свою версию выдвинул американский экономист М.Портер. На основании изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций»

Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

- факторных условий;

- условий спроса;

- состоянием обслуживающих и близких отраслей;

- стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.

Влияет также экономическая политика правительства и, даже случайные события (война, новые изобретения и т.д.). Сочетание этих параметров и особенно первых четырех (детерминанты), определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.

Определенный вклад в развитие теории международной торговли внес А. Маршалл. Особую роль в международных торговых отношениях он отводил предложению.Так,международный спрос на товары данной страны значительно расширяется, если в целом страна предложит свои товары на условиях, более благоприятных для покупателей, и – наоборот, когда она будет навязывать условия, выгодные ей самой.

Сосредоточив внимание на предложении, А. Маршалл заключил, что богатые страны могут быть пионерами в производстве новых товаров, выгадывают от широких и хорошо налаженных внешнеторговых связей, могут лучше приспосабливать выпуск того или иного товара к емкости различных рынков, чем страны бедные, и в результате будут получать большую выгоду от внешней торговли.

Поэтому положение страны в международном разделении труда, мировой торговле в существенной мере определяется предложением, его эластичностью. В соответствии с этим А. Маршалл вводит в теорию международной торговли кривую взаимного спроса и предложения, как показатель оптимальных условий внешнеторгового обмена.

Влияние НТП на развитие международной торговли нашло отражение в теории технологического разрыва, автором которой является американский ученый Познер. По его мнению, если технические новшества первоначально появляются в одной стране, то она приобретает сравнительные преимущества в соответствующей отрасли, производя товары с меньшими издержками. Начиная производство нового товара, в течение определенного времени страна обладает квазимонополией, позволяющей ей получать добавочную прибыль, что и предопределяет ее заинтересованность в расширении экспорта.

Поставки этого товара из страны – его создателя на мировой рынок будут продолжать до тех пор, пока другие страны не преодолеют технологический разрыв в этой отрасли. После преодоления разрыва, причин для развития торговли данным товаров нет. Для объяснения причин торговли он вводит понятие «поток нововведений», возникающих в разных странах и отраслях.

Если страна, в которой возникло нововведение, получает в процессе торговли добавочную прибыль, которую можно назвать технологической рентой, то страна-покупатель экономит, используя более совершенную продукцию и не затрачивая средства на ее разработку. Освоить производство уже известной продукции, естественно, легче и дешевле, чем ее создать. По мере распространения технологии страна-импортер продолжит выигрывать, в то время как страна-новатор постепенно теряет свои преимущества.

Во многих странах мира наблюдается неравномерное предложение факторов производства, что оказывает влияние, как на экономику этих стран, так и на международную торговлю. В связи с этим американский ученый Рыбчинский Т.М. сформулировал следующую теорему: рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных ведет не только к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, но и к сокращению выпуска других товаров.

В качестве примера, подтверждающего теорему, часто приводится Голландия, где открытие месторождений природного газа привело к увеличению капиталовложений в разработку этих месторождений, повышению роли природного газа в экономике, вызвав при этом сокращение производства в обрабатывающей промышленности. В литературе это явление получило название деиндустриализации Голландии, или «голландской болезнью».

С точки зрения теоремы Рыбчинского, быстрое расширение нового сектора производства в связи с приростом нового фактора производства вызвало отток ресурсов из других отраслей, так как в новом секторе более высокий уровень заработной платы, более высокие прибыли.

Тем не менее, эта теорема не может рассматриваться как обобщение всеобщей закономерности. Скорее она отражает возможность возникновения ситуации, подобной голландской.

Но есть примеры и противоположного плана. Рост производства в капиталоемких отраслях в ряде развивающихся стран не только не привел к сокращению производства в трудоемких отраслях, но и. наоборот, сопровождался его увеличением. Это относится, в частности, к сельскому хозяйству в большинстве НИС, где отток трудовых ресурсов в новые отрасли промышленности не привел к снижению производства, а только способствовал ему.

 

Основные категории и понятия

Меркантилистская теория международной торговли, абсолютные издержки, относительные преимущества, теория соотношения факторов производства, концепция жизненного цикла товара, «Парадокс Леонтьева».

Контрольные вопросы

1. Какова роль государства в регулировании международной торговли по определению меркантилистов?

2. В чем суть «абсолютных издержек»?

3. Дайте объяснение концепции «международной конкурентоспособности наций».

4. Чем определяется положение страны в международном разделении труда по определению А. Маршалла?

 

Тема 11. Ценообразование в международной торговле



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.02 с.)