Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы оценивания результатов методы и приемы контроля↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Осуществление текущего и итогового контроля на уроках МХК тесно связано со спецификой предмета, творческим характером его освоения, что предполагает дополнение традиционных форм и способов контроля специфическими. К наиболее эффективным могут быть отнесены: • Собеседование (индивидуальное и групповое). Дает возможность неформальной индивидуальной работы с учениками, способствует выявлению степени их личностного роста и развития. • Заполнение «Дневника читателя, зрителя, слушателя». Эта форма контроля разработана специально для курса МХК, но на практике используется сравнительно редко, поскольку предполагает достаточно кропотливую индивидуальную работу. В «Дневник» ученики заносят свои впечатления, размышления, комментарии по поводу книг, выставок, фильмов, музыкальных и кинопроизведений и др. Записи эти имеют достаточно личный характер, обусловленный самой формой их фиксации. Для учителя это означает, что знакомиться с содержанием «Дневника» надо очень корректно, с разрешения его владельца и не оценивать традиционной оценкой. В противном случае педагог рискует отвратить школьников от попытки искренней рефлексии собственных впечатлений, что приведет к формализации работы и не даст никаких результатов. • Тесты позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности. Кроме этого тесты способствуют накоплению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания. При всей заданности формы тестов их составление предполагает учет специфики предмета: не рекомендуется давать тесты на репродуктивное воспроизведение информации, следует ограничить тесты, направленные на перечисление дат жизни, имен творцов искусства, названия произведений. • Семинар дает возможность, опираясь на имеющиеся у учащегося знания, расширить и углубить их, формирует умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся знаний и их закрепление. Семинарские занятия предполагают вступительное слово и заключение учителя и коллективное обсуждение. • Зачет — одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель — систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо блоке изучаемого материала. Эта форма не только дает возможность проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальный потенциал учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность школьников за процесс обучения. Подготовка к зачету прививает опыт самостоятельной исследовательской работы как с разнообразными источниками информации, так и с реальными объектами культурного наследия. Формы организации зачетов разнообразны, но для МХК наиболее приемлемы те, которые используют элемент игры. • Реферат — наиболее сложная форма письменной работы, сочетающая в себе план и конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу. Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу МХК — на усмотрение учителя. • Портфолио творческих работ ученика. Деятельность по созданию портфолио можно условно разделить на три этапа. На первом главной целью становится освоение разнообразных способов действия, позволяющих проанализировать и оценить произведения искусства с разных сторон, с различных точек зрения. На втором — учащиеся пытаются самостоятельно найти способ решения проблемы. К третьему этапу они уже готовы самостоятельно формулировать проблемы и искать их решение. • Олимпиада позволяет учителю не только проверить качество знаний школьников, но и повысить интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. В последнее время активно разрабатывается форма компьютерной олимпиады для школьников. • Итоговый экзамен. Учитывая различные программы, по которым ведется преподавание, организация экзамена и разработка его содержания требуют согласования общих подходов. Портфолио Понятие «ученический портфолио» Ученический портфолио — это коллекция различных документов и работ учащегося, демонстрирующая его индивидуальные образовательные достижения за определенный период времени. Цель портфолио Портфолио есть способ фиксирования, накопления и оценки образовательных достижений школьника. Являясь, по сути, альтернативной технологией отслеживания результатов обучения (по сравнению с традиционными способами — экзаменом, тестированием, итоговой контрольной работой, нацеленными в большей степени на проверку репродуктивного уровня усвоения информации), портфолио позволяет проследить индивидуальный (личностный) рост учащегося, достигнутый им в процессе освоения учебного предмета МХК, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Правильно составленный портфолио позволяет всем субъектам образовательного процесса — ученику, педагогу, родителям — выявить: • достижения учащегося в области формирования его предметной компетентности (то есть знаний, умений, опыта, необходимых для решения проблем в предметной области); • достижения в области опыта личной творческой деятельности; • достижения в области формирования рефлексивных умений и опыта рефлексивной деятельности учащегося. Функции портфолио Помимо диагностической (определение и оценка личностного роста ребенка за определенный период времени), портфолио по МХК имеет и иные педагогические функции. Портфолио позволяет: • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; • формировать у школьников организационные навыки, «умение учиться» (ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность); • развивать навыки рефлексивной деятельности и самооценки; • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Тип и примерная структура портфолио В педагогической литературе выделяют три вида портфолио: портфолио документов; портфолио работ; портфолио отзывов. Целям учебного курса МХК в наибольшей мере соответствует портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских, контрольных работ, выполненных учеником за определенный промежуток времени. Вместе с тем данный вид портфолио может быть дополнен и материалами, соответствующими другим вариантам портфолио. Примерная структура портфолио Раздел 1. «Общие сведения об авторе» («Автопортрет») Может включать в себя такие материалы, как: • краткое описание успехов по МХК, достигнутых учеником ранее (если портфолио собирается в течение нескольких учебных лет); • результаты самоанализа знаний и умений по МХК, проведенного учащимся в начале и конце учебного года; • письменное обоснование учеником создания данного портфолио, аргументацию, почему в портфолио включаются те или иные материалы; — письменное эссе, содержащее рассуждения ученика о роли учебного курса МХК в его жизни и т.д. Раздел 2. «Мои работы» 2.1. Контрольные работы. В этой рубрике ученик может поместить выполненные им промежуточные и итоговые письменные контрольные работы, результаты тестирования по предмету, которые, по его мнению, свидетельствуют о его продвижении в освоении содержания предмета МХК. 2.2. Поисковые (источниковедческие) работы, то есть работы, связанные с поиском дополнительной информации по предмету МХК. Их цель — показать уровень сформированности умения работать с различными источниками информации: справочной и специальной искусствоведческой литературой, материалами СМИ, Интернет-ресурсами, экспонатами музейных коллекций, городским пространством. В эту рубрику ученик может поместить: — письменные ответы на домашние задания, связанные с поиском дополнительной информации об истории создания и бытования произведений искусства, о творцах культурного наследия, об исторической эпохе и пр.; — тексты докладов, сообщений, с которыми учащийся выступал на уроках МХК; — индивидуальные или коллективные презентации итогов образовательных путешествий по городу, музею; — описания результатов социологических опросов горожан, анализ ин-тернет-ресурсов, материалов СМИ; — составленные лично учащимся библиографические списки по той или иной теме МХК, искусствоведческие словарики и т.д. 2.3. Работы, связанные с анализом художественных произведений. В этой рубрике размещаются работы, позволяющие судить об уровне сформированности у учащегося умений быть читателем, зрителем, слушателем. Рубрика включает: — письменные характеристики произведений (литературных, живописных, музыкальных, скульптурных и т.д.), составленные учеником в соответствии с определенным планом (памяткой); — работы по сопоставлению (сравнению) произведений искусства (разных эпох, разных национальных, школ, одного и того же автора и пр.); — отзывы (рецензии) на прочитанные книги, музыкальные произведения, кинофильмы, спектакли и пр. 2.4. Индивидуальные творческие работы, связанные с созданием собственных оригинальных текстов культуры. Работы данного типа позволяют выявить уровень креативных способностей учащихся, глубину понимания специфики художественного языка мировых культур, степень овладения вьфазительными средствами различных видов искусства и пр. В эту часть гюртфолио помещаются следующие материалы: — сочинения и эссе по различным проблемам мировой художественной культуры; — рисунки, литературные тексты (стихотворения, сказки, пьесы и т.д.), музыкальные произведения (их записи), проекты архитектурных, скульптурных произведений, предметов быта, музейной коллекции и др., созданные учеником с использованием художественного языка той или иной культуры; — маршруты экскурсий по городу или музею. 2.5. Коллективные творческие работы. В этой рубрике помещаются работы (или их фотографии), выполненные учеником в составе группы. Ценность работ вырастет, если ученик приложит краткий комментарий относительно степени личного участия в проекте. 2.6. Научно-исследовательские работы. Работы (прежде всего рефераты), помещенные в данную рубрику, позволяют выявить уровень сформированности у ученика организационных и исследовательских умений. 2.7. Иные творческие работы: — материалы познавательно-игрового характера (например, составленные учеником кроссворды, ключворды, ребусы, вопросы, загадки); — самостоятельно составленные подборки иллюстративного материала к той или иной теме МХК; — сценарии праздников, подготовленных данным учеником в рамках школьной недели МХК, др. Раздел 3. «Мои документы» В данный раздел портфолио могут войти: — дипломы (грамоты) участника/призера школьных, районных, городских, региональных, всероссийских или международных конкурсных испытаний по МХК; — сертификаты (дипломы) об окончании учреждений дополнительного образования школьников, обучение в которых связано с освоением области художественной культуры (например, музыкальной или художественной школы, театрального, литературного, краеведческого кружка, курсов юных экскурсоводов); — свидетельства о прохождении факультативов по МХК или элективных культурологических курсов предпрофйльной подготовки и профильного обучения. Раздел 4. «Отзывы» Данный раздел портфолио содержит следующие материалы: —— резюме, подготовленное учащимся, с оценкой собственных учебных достижений по МХК; — заключения педагога или другого специалиста о качестве творческих работ учащегося; — рецензии педагога или другого специалиста на исследовательскую работу, проект, статью ученика; — отзывы о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, в школьном научном обществе и пр.; — благодарственные или рекомендательные письма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.009 с.) |