Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы оценивания результатов методы и приемы контроля

Поиск

Осуществление текущего и итогового контроля на уроках МХК тесно связа­но со спецификой предмета, творческим характером его освоения, что предпо­лагает дополнение традиционных форм и способов контроля специфическими.

К наиболее эффективным могут быть отнесены:

• Собеседование (индивидуальное и групповое). Дает возможность не­формальной индивидуальной работы с учениками, способствует выявле­нию степени их личностного роста и развития.

• Заполнение «Дневника читателя, зрителя, слушателя». Эта форма контроля разработана специально для курса МХК, но на практике используется сравнительно редко, поскольку предполагает достаточно кропотливую индиви­дуальную работу. В «Дневник» ученики заносят свои впечатления, размышле­ния, комментарии по поводу книг, выставок, фильмов, музыкальных и кинопро­изведений и др. Записи эти имеют достаточно личный характер, обусловленный самой формой их фиксации. Для учителя это означает, что знакомиться с содер­жанием «Дневника» надо очень корректно, с разрешения его владельца и не оценивать традиционной оценкой. В противном случае педагог рискует отвра­тить школьников от попытки искренней рефлексии собственных впечатлений, что приведет к формализации работы и не даст никаких результатов.

• Тесты позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности. Кроме этого тесты способствуют накоплению новой ин­формации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют зна­ния. При всей заданности формы тестов их составление предполагает учет специфики предмета: не рекомендуется давать тесты на репродуктивное воспроизведение информации, следует ограничить тесты, направленные на перечисление дат жизни, имен творцов искусства, названия произведений.

• Семинар дает возможность, опираясь на имеющиеся у учащегося зна­ния, расширить и углубить их, формирует умение доказывать, убеждать, от­стаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся знаний и их закрепление. Семинарские занятия предполагают вступительное слово и заключение учителя и коллективное обсуждение.

• Зачет — одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель — систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо блоке изучаемого материала.

Эта форма не только дает возможность проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальный потенциал учащихся, спо­собствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, по­вышает ответственность школьников за процесс обучения. Подготовка


к зачету прививает опыт самостоятельной исследовательской работы как с разнообразными источниками информации, так и с реальными объектами культурного наследия. Формы организации зачетов разнообразны, но для МХК наиболее приемлемы те, которые используют элемент игры.

• Реферат — наиболее сложная форма письменной работы, сочетаю­щая в себе план и конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу. Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу МХК — на усмотрение учителя.

• Портфолио творческих работ ученика. Деятельность по созданию портфолио можно условно разделить на три этапа. На первом главной це­лью становится освоение разнообразных способов действия, позволяющих проанализировать и оценить произведения искусства с разных сторон, с различных точек зрения. На втором — учащиеся пытаются самостоятель­но найти способ решения проблемы. К третьему этапу они уже готовы са­мостоятельно формулировать проблемы и искать их решение.

• Олимпиада позволяет учителю не только проверить качество знаний школьников, но и повысить интерес к предмету, выявить способных уча­щихся, обладающих стремлением к творчеству. В последнее время актив­но разрабатывается форма компьютерной олимпиады для школьников.

• Итоговый экзамен. Учитывая различные программы, по которым ве­дется преподавание, организация экзамена и разработка его содержания требуют согласования общих подходов.

Портфолио

Понятие «ученический портфолио»

Ученический портфолио — это коллекция различных документов и ра­бот учащегося, демонстрирующая его индивидуальные образовательные достижения за определенный период времени.

Цель портфолио

Портфолио есть способ фиксирования, накопления и оценки образова­тельных достижений школьника. Являясь, по сути, альтернативной техноло­гией отслеживания результатов обучения (по сравнению с традиционными способами — экзаменом, тестированием, итоговой контрольной работой, нацеленными в большей степени на проверку репродуктивного уровня ус­воения информации), портфолио позволяет проследить индивидуальный (личностный) рост учащегося, достигнутый им в процессе освоения учеб­ного предмета МХК, причем вне прямого сравнения с достижениями других


учеников. Правильно составленный портфолио позволяет всем субъектам образовательного процесса — ученику, педагогу, родителям — выявить:

• достижения учащегося в области формирования его предметной ком­петентности (то есть знаний, умений, опыта, необходимых для решения проблем в предметной области);

• достижения в области опыта личной творческой деятельности;

• достижения в области формирования рефлексивных умений и опыта рефлексивной деятельности учащегося.

Функции портфолио

Помимо диагностической (определение и оценка личностного роста ребенка за определенный период времени), портфолио по МХК имеет и иные педагогические функции. Портфолио позволяет:

• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможно­сти обучения и самообучения;

• формировать у школьников организационные навыки, «умение учить­ся» (ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность);

• развивать навыки рефлексивной деятельности и самооценки;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для ус­пешной социализации.

Тип и примерная структура портфолио

В педагогической литературе выделяют три вида портфолио: портфо­лио документов; портфолио работ; портфолио отзывов.

Целям учебного курса МХК в наибольшей мере соответствует портфо­лио работ — собрание различных творческих, проектных, исследователь­ских, контрольных работ, выполненных учеником за определенный проме­жуток времени. Вместе с тем данный вид портфолио может быть дополнен и материалами, соответствующими другим вариантам портфолио.

Примерная структура портфолио

Раздел 1. «Общие сведения об авторе» («Автопортрет»)

Может включать в себя такие материалы, как:

• краткое описание успехов по МХК, достигнутых учеником ранее (если портфолио собирается в течение нескольких учебных лет);

• результаты самоанализа знаний и умений по МХК, проведенного учащимся в начале и конце учебного года;

• письменное обоснование учеником создания данного портфолио, аргументацию, почему в портфолио включаются те или иные материалы;


— письменное эссе, содержащее рассуждения ученика о роли учебного курса МХК в его жизни и т.д.

Раздел 2. «Мои работы»

2.1. Контрольные работы.

В этой рубрике ученик может поместить выполненные им промежуточ­ные и итоговые письменные контрольные работы, результаты тестирова­ния по предмету, которые, по его мнению, свидетельствуют о его продви­жении в освоении содержания предмета МХК.

2.2. Поисковые (источниковедческие) работы, то есть работы, связан­ные с поиском дополнительной информации по предмету МХК.

Их цель — показать уровень сформированности умения работать с различными источниками информации: справочной и специальной искус­ствоведческой литературой, материалами СМИ, Интернет-ресурсами, экс­понатами музейных коллекций, городским пространством. В эту рубрику ученик может поместить:

— письменные ответы на домашние задания, связанные с поиском до­полнительной информации об истории создания и бытования произведений искусства, о творцах культурного наследия, об исторической эпохе и пр.;

— тексты докладов, сообщений, с которыми учащийся выступал на уроках МХК;

— индивидуальные или коллективные презентации итогов образова­тельных путешествий по городу, музею;

— описания результатов социологических опросов горожан, анализ ин-тернет-ресурсов, материалов СМИ;

— составленные лично учащимся библиографические списки по той или иной теме МХК, искусствоведческие словарики и т.д.

2.3. Работы, связанные с анализом художественных произведений.

В этой рубрике размещаются работы, позволяющие судить об уровне сформированности у учащегося умений быть читателем, зрителем, слуша­телем. Рубрика включает:

— письменные характеристики произведений (литературных, живо­писных, музыкальных, скульптурных и т.д.), составленные учеником в со­ответствии с определенным планом (памяткой);

— работы по сопоставлению (сравнению) произведений искусства (разных эпох, разных национальных, школ, одного и того же автора и пр.);

— отзывы (рецензии) на прочитанные книги, музыкальные произведе­ния, кинофильмы, спектакли и пр.

2.4. Индивидуальные творческие работы, связанные с созданием соб­ственных оригинальных текстов культуры.


Работы данного типа позволяют выявить уровень креативных способно­стей учащихся, глубину понимания специфики художественного языка миро­вых культур, степень овладения вьфазительными средствами различных видов искусства и пр. В эту часть гюртфолио помещаются следующие материалы:

— сочинения и эссе по различным проблемам мировой художествен­ной культуры;

— рисунки, литературные тексты (стихотворения, сказки, пьесы и т.д.), музыкальные произведения (их записи), проекты архитектурных, скульптур­ных произведений, предметов быта, музейной коллекции и др., созданные учеником с использованием художественного языка той или иной культуры;

— маршруты экскурсий по городу или музею.

2.5. Коллективные творческие работы.

В этой рубрике помещаются работы (или их фотографии), выполненные учеником в составе группы. Ценность работ вырастет, если ученик приложит краткий комментарий относительно степени личного участия в проекте.

2.6. Научно-исследовательские работы.

Работы (прежде всего рефераты), помещенные в данную рубрику, по­зволяют выявить уровень сформированности у ученика организационных и исследовательских умений.

2.7. Иные творческие работы:

— материалы познавательно-игрового характера (например, составлен­ные учеником кроссворды, ключворды, ребусы, вопросы, загадки);

— самостоятельно составленные подборки иллюстративного материа­ла к той или иной теме МХК;

— сценарии праздников, подготовленных данным учеником в рамках школьной недели МХК, др.

Раздел 3. «Мои документы»

В данный раздел портфолио могут войти:

— дипломы (грамоты) участника/призера школьных, районных, город­ских, региональных, всероссийских или международных конкурсных ис­пытаний по МХК;

— сертификаты (дипломы) об окончании учреждений дополнительно­го образования школьников, обучение в которых связано с освоением обла­сти художественной культуры (например, музыкальной или художествен­ной школы, театрального, литературного, краеведческого кружка, курсов юных экскурсоводов);

— свидетельства о прохождении факультативов по МХК или электив­ных культурологических курсов предпрофйльной подготовки и профиль­ного обучения.


Раздел 4. «Отзывы»

Данный раздел портфолио содержит следующие материалы:

—— резюме, подготовленное учащимся, с оценкой собственных учебных достижений по МХК;

— заключения педагога или другого специалиста о качестве творчес­ких работ учащегося;

— рецензии педагога или другого специалиста на исследовательскую работу, проект, статью ученика;

— отзывы о работе в творческом коллективе учреждения дополнитель­ного образования, в школьном научном обществе и пр.;

— благодарственные или рекомендательные письма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.009 с.)