Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование читательских умений учащихся как методическая проблема.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Последовательность формирования читательских умений в соответствии с возрастом учащихся. Формирование читательских умений учащихся средних классов как методическая проблема. Основные читательские умения, которые должны быть сформированы в средних классах школы: – воссоздавать в устном и письменном изложении события художественного произведения, свободно владеть всеми видами пересказов произведения; – характеризовать, сопоставлять и оценивать героев произведения по их поступкам; – находить в тексте прямые авторские оценки героев и ситуаций; – выразительно читать художественные тексты с учетам жанра, настроения и ритмических особенностей; – составлять план произведения или его фрагмента; – определять роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения; – составлять план ответа и давать развернутый ответ на вопрос по изученному произведению в устной и письменной форме; – рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственной оценки событий и героев произведения и приводить доказательства своей позиции; – пользоваться списком литературы, уметь найти книгу по каталогу, пользоваться сборниками-альманахами и антологиями. Основные умения учащихсястарших классов: – находить общие черты литературы определённого исторического периода, взаимосвязь конкретного текста и литературного направления; – определять жанр художественного произведения, мотивировать жанровое определение композиционной и стилистической структурой текста, связывать выбор жанра с литературным направлением и отношением писателя к действительности; – выявлять в тексте авторское отношение к героям и событиям; – определять роль портрета, пейзажа, интерьера, изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения; – оценивать трактовку роли и режиссёрский замысел спектакля, эмоциональный лейтмотив и художественную структуру произведений музыки, изобразительного искусства, кино; – писать сочинение-рассуждение по прочитанному произведению; – рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственной мотивированной оценки героев и событий; – самостоятельно работать с книгами о писателях; – пользоваться энциклопедическими справочниками и словарями. Кроме того, ученики должны овладеть письменными жанрами сочинения-рассуждения, литературно-критического очерка, эссе, письма, путевого очерка, дневниковой записи, мемуарного свидетельства. Восприятие художественного текста читателем как методическая проблема. Восприятие как чувственное освоение. Термин «читательское восприятие» в методике преподавания литературы. Восприятие читателем художественного текста как: – комплекс сложных психический процессов, протекающих в мозгу человека во время и после общения с художественным текстом, – творческая деятельность, опосредованная жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом читателя, положительной мотивацией, потребностью и интересом. Основные компоненты восприятия: работа воображения, эмоциональное переживание прочитанного, мыслительные акты (понимание, работа памяти, установление логических связей, ассоциаций и др.). Влияние на читателя других компонентов восприятия: мифологическое, подсознательное, бессознательное и пр. Синтез в читательском восприятии представлений, вызванных деятельностью воображения, которое стимулируется воздействием словесных сигналов. Целостность и живость первичного восприятия произведения читателями. Наивно-реалистическое восприятие(наивный реализм) какприравнивание литературного изображения к житейским фактам, игнорирование авторской точки зрения и пренебрежение совокупностью оценок (политических, моральных, эстетических), составляющих сущность литературного произведения. Обязательность учета характера восприятия учащимися литературного произведения в учебном процессе. Возрастные особенности восприятия литературного произведения учащимися. Младший возраст (эмоциональность, богатство воображения, интерес к отдельным ярким эпизодам, категоричность суждений о поступках героев, наивно-реалистическое восприятием литературы); подросток (повышенная эмоциональность, полет фантазии, интерес к проблеме формирования характера и моральных качеств человека, к мотивам его поведения, переход к осознанию художественных достоинств произведения); ранняя юность (ослабление эмоционально-образных переживаний, логизация прочитанного, интерес к внутреннему миру героя и мировосприятию автора, желание систематизировать свои впечатления, способность воспринимать сложные социально-психологические коллизии и художественную условность, оригинальные композиционные и стилевые решения). Условность деления подростков на возрастные группы и возможности учета характера восприятия учащимися литературного произведения в учебном процессе. Формы проверки особенностей восприятия учащимися литературного произведения. Индивидуально-типологические особенности восприятия литературного произведения учащимися. Основные типы восприятия художественного текста учащимися. Школьники «рассудочного» типа (с преобладанием логических моментов восприятия – «мыслители»): интерес к составлению планов, участию в работе итогового характера, затруднения при выполнении заданий по тексту, по работе с художественным словом). Эмоциональные читатели (с преобладанием наглядных и образных реакций на текст – «художники»: интерес к выразительным средствам языка и стиля произведения, затруднения в составлении планов, работе над выводами и т.д.). «Смешанный» тип читательской реакции. Роль изучения особенностей учащихся каждого класса в организации индивидуальной и дифференцированной работы на уроке. Выраженность воссоздающего воображения и эмоциональной отзывчивости (сравнительно с мыслительной активностью) у подавляющего большинства учащихся 4-6 классов. Резкая дифференциация в литературном развитии учащихся 7-8 классов. Влияние на восприятие искусства индивидуального склада личности, читательского, жизненного и т.д. опыта ученика. Усиление дифференциации учеников одного возраста в старших классах: интенсивное литературное развитие школьников с развитым мышлением, общей начитанностью и ярко выраженным интересом к предмету. Гибкость и тактичность в руководстве нравственным и умственным развитием учащихся. Дифференциация работы учащихся с учетом объёма, сложности и художественного своеобразия текстов, меры самостоятельности их разбора, характера заданий и т.д. Проблема восприятия художественного текста на уроках литературы. Объективные и субъективные сложности, возникающие в процессе восприятия художественного текста учащимися (например, произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого). Учет художественного своеобразия произведения при подготовке его восприятия школьниками. Формы подготовки восприятия произведения учащимися: беседа с опорой на личный опыт (читательский, зрительский, жизненный), создание определенного видео- и аудиоряда для создания эмоционального фона восприятия произведения, психологический лингвистический, исторический, историко-культурный, историко-бытовой, комментарии на уроке литературы. Самостоятельная работа учащихся с информационными источниками при создании комментария к тексту произведения. Варианты проверки первичного восприятия прозаического текста в средних классах. Подготовка восприятия и приемы анализа лирического произведения в средних и старших классах. Приемы подготовки восприятия лирического произведения: опора на личные впечатления, использование произведений смежных искусств с целью создания определенного настроения, активизации работы воображения. Приемы исследования характера первоначального восприятия поэтического текста в средних классах: беседа, устное словесное рисование, подбор музыкальных, живописных интерпретаций. Скрытые приемы анализа лирического произведения: устное словесное рисование, комментированное чтение, работа над выразительным чтением. Обучение различным формам интерпретации поэтического текста. Особенности восприятия и анализа лирического произведения в старших классах. Подготовка восприятия лирического текста через освоение понятия литературного течения (направления) и жанра. Формирование понятия «лирический герой», «лирический цикл». Работа над теорией стиха. Литературоведческие и школьные приемы анализа (онтологический анализ, аксиологический анализ и др.). Организация постижения образа-переживания через внимание к жанровым, лексико-семантическим, интонационно-ритмическим, стилистическим особенностям поэтического текста. Самостоятельная и исследовательская работа с поэтическим текстом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.225 (0.008 с.) |