Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главные члены простого двусоставного предложения. Подлежащее, его типы и способы выражения. Сказуемое, его типы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие о предикативной основе простого двусоставного предложения. Подлежащее и сказуемое как предполагающие друг друга, взаимозависимые главные члены предложения. Подлежащее, его типы: номинативное и инфинитивное. Разные способы выражения подлежащего-слова и подлежащего-словосочетания. Сказуемое; его вещественное и грамматическое значение. Классификация сказуемых по семантике (глагольные и именные) и по структуре (простые и составные). Типы сказуемого: а) простое глагольное – координированное и некоординированное; б) составное глагольное – вспомогательный глагол + инфинитив основного глагола; в) составное именное – глагол-связка + именная часть, выраженная разными способами. Вопрос о сложном сказуемом. Второстепенные члены предложения, их типы, способы выражения. Детерминанты. Синкретичные члены предложения. Члены предложения главные и второстепенные. Второстепенные члены обязательные и факультативные. Основные положения структурно-семантической классификации второстепенных членов. Дополнение, его виды (приглагольное – прямое и косвенное) и приименное; способы выражения дополнений. Обстоятельство, его способы выражения и разряды по значению. Определения, его виды (согласованное и несогласованное), способы выражения. Приложение как особый второстепенный член предложения. Присловные и приосновные второстепенные члены предложения. Детерминант как особый случай функционирования второстепенного члена предложения. Основные типы детерминантов. Понятие о синкретизме второстепенных членов предложения. Условия синкретизма членов предложения: использование слова во вторичной синтаксической функции, синкретичная грамматическая семантика слова, двойные синтаксические связи (дуплексивы). Основные разновидности синкретичных второстепенных членов предложения. Структурно-семантические типы односоставных предложений в современном русском языке. Односоставное предложение как самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения. Вопрос о грамматической природе его главного члена. Система односоставных предложений в современном русском языке: предложения глагольные (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные) и именные. Вопрос об обобщенно-личных, генитивных и вокативных предложениях. Характеристика каждого типа односоставных предложений по грамматической семантике, по формам и способам выражения главного члена, по особенностям второстепенных членов, по функциям в тексте. Простое осложнённое предложение. Простые предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными и вставными конструкциями. Пунктуация в простых осложненных предложениях. Понятие о простом осложненном предложении. Виды конструкций, осложняющих простое предложение. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов. Смысловые отношения между однородными членами. Предложения с обособленными членами. Формальные средства выражения обособления. Смысловое осложнение члена предложения как причина обособления. Функции обособленных членов предложения: дополнительное сообщение, уточнение, пояснение. Полупредикативные второстепенные обособленные члены предложения. Общие условия обособления полупредикативных членов предложения (распространенность, способ выражения, позиция по отношению к распространяемому слову и др.). Поясняющие и уточняющие члены предложения как особый вид обособленных членов. Различия между поясняющими и уточняющими членами предложения. Вопрос об обособлении дополнений. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Предложения с вводными и вставными конструкциями. Типы вводных компонентов по функции (модальные, эмоциональные и др.) и по структуре (слово, словосочетание, предложение). Предложение с вставными конструкциями. Форма вставок (словоформа, словосочетание, предложение); способы их введения в осложняемое предложение. Интонационное и пунктуационное оформление вводных и вставных конструкций. Сложные предложения в современном русском языке; их классификация. Сложносочинённые и бессоюзные сложные предложения; их структурно-семантические типы. Предложения простые и сложные. Предикативная часть и простое предложение. Структурное, семантическое и функциональное единство предикативных частей сложного предложения. Основные средства связи предикативных частей: интонация и союзные средства. Типы сложных предложений по основным средствам связи: союзные (сложноподчиненные и сложносочиненные) и бессоюзные. Основные различия между ними. Сложносочиненные предложения. Средства связи их предикативных частей: сочинительные союзы, интонация, лексические конкретизаторы, порядок следования частей и др. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного состава. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений (соединительно-перечислительные, соединительно-результативные, со значением выбора, чередования, сопоставительные и др.); используемые в них дополнительные средства связи. Бессоюзные сложные предложения. Средства связи их предикативных частей: интонация; порядок следования частей; общие второстепенные члены; слова, нуждающиеся в пояснении или изъяснении и др. Структурно-семантические типы бессоюзных предложений, используемые в них дополнительные средства связи. Знаки препинания в сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях. Сложноподчинённые предложения в современном русском языке; средства связи их предикативных частей. Структурно-семантическая и традиционная классификация сложноподчинённых предложений. Понятие о сложноподчиненном предложении. Основные средства связи его предикативных частей: интонация, союзы семантические и синтаксические, союзные слова, указательные слова, опорные слова, порядок следования предикативных частей. Приемы разграничения союзов и союзных слов. Традиционная (логико-грамматическая) классификация СПП, основанная на уподоблении придаточной части члену простого предложения. Определение типа придаточной по данной классификации. Основные положения структурно-семантической классификации СПП. Предложения нерасчлененной (с присловными придаточными) и расчлененной (с придаточными, относящимися к грамматической основе) структуры; основные различия между ними. Структурно-семантические типы СПП нерасчлененной структуры. СПП с придаточными изъяснительными, сравнительно-объектными, присубстантивно-определительными, местоименно-определительными, образа действия, меры и степени. Структурно-семантические типы СПП расчлененной структуры. СПП с придаточными места, времени, причины, цели, условия, сравнения, уступки, следствия, присоединительными. Понятие о многочленных сложных предложениях. Типы многочленов. Основные различия между дву- и многочленными сложными предложениями. Многочленные сложные предложения с одним видом связи. Многочленные сложноподчиненные предложения с разным видами подчинения придаточных и знаки препинания в них. Многочленные сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения однородного и неоднородного состава. Виды многочленных предложений с разными видами связи предикативных частей. Звкономерности выделения структурно-семантических блоков в их составе. Типы практических заданий 1. Иллюстрируйте ответ примерами из текста. 2. Расскажите о…, приводя примеры из текста. Комментарии к формулировкам 1-2. Если в билете дана подобная формулировка, то можно выделять не все единицы (конструкции) указанного типа, например, не все случаи проявления морфологического принципа орфографии, не все глагольные словосочетания и т.д. В то же время нужно найти все имеющиеся в тексте разновидности названных в формулировке билета языковых единиц (синтаксических конструкций). Например, если требуется проиллюстрировать примерами из текста ответ на вопрос «Типы словосочетаний», то нужно постараться найти в тексте словосочетания, разные по структуре (простые и сложные), по степени семантической слитности (свободные и синтаксически неделимые), по главному слову (именные – субстантивные, адъективные, местоименные; глагольные; наречные), по грамматическому значению. Только если в приведенном фрагменте нужных словосочетаний нет или их недостаточно, можно привести самостоятельно составленные словосочетания. 3. Найдите в тексте…, определите их тип. 4. Найдите в тексте…, определите их стилистическую функцию. 5. Определите разряды (типы склонения и т.п.) употребленных в тексте… 6. Квалифицируйте употребленные в тексте… Комментарии к формулировкам 3-6. Если в билете дана подобная формулировка, из текста нужно выделить все имеющиеся в нем языковые единицы указанного типа, независимо от их количества. Например, если требуется определить тип употребленных в тексте диалектизмов, необходимо выделить все диалектизмы и указать тип каждого. (Еще лучше – распределить все имеющиеся в тексте диалектизмы по типам.) Если требуется распределить по типам склонения существительные, то распределять надо все существительные, употребленные в тексте. 7. Произведите… разбор выделенных в тексте слов. 8. Определите виды глаголов, употребленных в тексте, подберите к ним (если возможно) видовые пары. При выполнении данного задания нужно помнить следующее: 1) видовая пара есть не у всех русских глаголов (глаголы, не имеющие пары, называются одновидовыми); в частности, видовой пары нет у бесприставочных глаголов движения (бежать, идти, нести и др.); 2) глаголы, образующие видовую пару, называют одно и то же действие, но глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее предела (варить, решать, строить), а глаголы совершенного вида – действие, предела достигшее (сварить, решить, построить). 9. От выделенного в тексте глагола образуйте все возможные спрягаемые (или неспрягаемые) формы. 10. Объясните постановку знаков препинания в … предложениях текста. При выполнении этого задания можно провести полный пунктуационный разбор текста. Но с учетом дефицита времени на подготовку к ответу разумнее ограничиться анализом условий, влияющих на наличие / отсутствие знака препинания и на его выбор. Например: В такие дни нельзя стрелять: 1 птица, 2 выпорхнув у вас из-под ног, 3 тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана (И.С. Тургенев). 1 – между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, если во второй части называется причина того, о чем говорится в первой части. 2-3 – запятые выделяют обособленное полупредикативное определение, выраженное деепричастным оборотом. Примечание: Многоточием в приведенных формулировках заданий обозначены названия языковых единиц и конструкций или видов разбора. Виды разбора языковых единиц, 1. Фонетический разбор слова. Слова, предназначенные для него, обозначены цифрой 1. 2. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Слова, предназначенные для него, обозначены цифрой 2. Напоминаем, что морфемному анализу подвергается словоформа, употребленная в тексте, а словообразовательный проводится по начальной форме слова. 3. Разбор слова как части речи (морфологический). Слова, предназначенные для него, обозначены цифрой 3. Обратите внимание: если для разбора предназначена аналитическая словоформа (типа самый интересный, думал бы) или сложное служебное слово (так как, рядом с и т.п.), цифра 3 стоит один раз, т.е. из предложения Я не смог бы 3 Вам помочь, так как 3 не обладаю нужными навыками для разбора нужно выписать не смог бы и так как. 4. Синтаксический разбор простого предложения (или предикативной части в составе сложного). Этот вид разбор отмечен цифрой 4, которая стоит или в конце самостоятельного простого предложения или в конце не последней предикативной части сложного предложения. 5. Синтаксический разбор сложного предложения. Этот вид разбор отмечен цифрой 4, которая стоит в конце сложного предложения. Обратите внимание: при разборе сложного предложения надо подчеркнуть все грамматические основы, желательно отметить в тексте границы всех частей, но каждую предикативную часть полностью анализировать не нужно! Рекомендуемая литература Основная Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. М., 2003. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2001 (и послед. изд.). Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. М., 1987. (Ч. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография; Ч. 2. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология; Ч. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация.) Дополнительная Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. 3-е изд., испр. М., 1991 (и послед. изд.). Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. 5-е изд., перераб. М., 1987 (и послед. изд.). Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2002. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения (теоретический курс). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. Современный русский язык / Под ред. Д.Э.Розенталя. М., 1984 (и послед. изд.). Словари и справочники Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 (и послед.изд.). Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и послед. изд.). Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. М., 1989. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 3-е изд., испр. и доп. М., 1985 (и послед. изд.). Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание / Сост. М.В. Панов. М., 1984.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.01 с.) |