Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Старославянизмы, их признаки; стилистические функции старославянизмов.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Билет 1 1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Классификация лексических значений слова. Найдите в тексте слова и выражения с переносным значением, установите тип переноса наименования. Разграничьте случаи общеязыкового и индивидуально-авторского переноса. Приведите примеры заданий на формирование у учащихся умения разграничивать лексическое и грамматическое значение слова. Расскажите о работе со словарями разных типов на уроках изучения лексики. 2. Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева. Как сопоставление приведенных стихотворений обнаруживает антиномичность решения темы поэтом и насколько это может быть обнаружено в школьном анализе? Какой из двух вариантов изучения стихотворения «Что ты клонишь над водами…» (в 8 классе, согласно программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой или в 10 классе по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) Вы считаете более удачным с литературоведческой, методической, педагогической точек зрения и почему? Предложите вариант сопоставительного анализа стихотворений в 10 классе.
Билет 2 1. Словосочетание. Различные подходы к трактовке словосочетания в вузе и школе. Классификация словосочетаний (по главному слову, по степени семантической слитности, по структуре, по грамматическому значению, по типу подчинительной связи). Приведите из текста примеры словосочетаний разных типов. Охарактеризуйте содержание школьного курса синтаксиса по разделу «Словосочетание» в действующих школьных учебниках. Составьте фрагмент урока объяснения нового материала по теме «Способы подчинительной связи в словосочетании» с использованием словосочетаний из данного текста. 2. Художественное своеобразие «голой» прозы А.С. Пушкина. Ее место в истории русской прозы. Проза Пушкина как благодатный материал для работы над эпическим произведением в средних классах: эстетическая и педагогическая мотивировка. Возможные цели и формы обращения к приведенному эпизоду при изучении романа «Дубровский». Дубровский объезжал однажды малое свое владение; приближаясь к березовой роще, услышал он удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих 3 и привел их связанных к себе на двор. Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. Дубровский был отменно сердит: прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались 2 шалить в пределах его владений, зная приятельскую связь его с их господином. Требования к ответу и критерии оценки ответа При ответе на вопросы, содержащиеся в билете, выпускник должен продемонстрировать: а) знания: – основ теоретических дисциплин, входящих в общепрофессиональный («Теория и методика обучения русскому языку», «Теория и методика обучения литературе», «Педагогика», «Современный средства оценивания результатов обучения» и др.) и предметный блок подготовки специалиста («История русской литературы», «Современный русский литературный язык», «История русского языка», «Стилистика» и др.); – основных направлений развития филологической и педагогической науки; – программ и учебных комплексов для средней общеобразовательной школы; – методов, приемов, средств обучения и их дидактических возможностей; б) умения и навыки: – литературоведческого анализа художественных текстов разных родов и жанров; – всех видов анализа языковых единиц с учетом вузовских и школьных программ; – планирования и проведения учебных занятий по русскому языку и литературе с учетом специфики изучения тем и разделов и в соответствии с действующими программами; – использования современных методов, приемов и средств обучения русскому языку и литературе, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; – подбора дидактического и иллюстративного материала к урокам по всем разделам школьного курса русского языка и литературы; – использования возможностей учебных предметов для формирования у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений. 2. При выставлении оценки на государственном экзамене членам комиссии рекомендовано руководствоваться следующим: – оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплин и осознавший их значение для приобретаемой профессии; – оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам и в целом справившийся с практическими заданиями; – оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала, но допустивший погрешности в устном ответе и при выполнении экзаменационных заданий; – оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий. К принципиальным ошибкам в ответе относятся: отсутствие навыков анализа текстов, анализа языкового материала; несформированность понятийного аппарата; отсутствие умения систематизировать знания, обобщать изученный материал и делать выводы; недостаточная сформированность культуры речи – общей и профессиональной. Программа междисциплинарного экзамена Русский язык Фонетические единицы современного русского языка. Классификация гласных и согласных фонем современного русского литературного языка. Фонетические и исторические чередования гласных и согласных звуков. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) фонетические единицы. Фраза, речевой такт, слог как единицы членения речевого потока. Наиболее известные теории слога. Слогораздел в русском языке. Гласные и согласные звуки как основные типы звуков речи. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между ними. Фонология. Понятие фонемы. Принцип объединения звуков в составе одной фонемы. Московская фонологическая школа (МФШ) и Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ). Сильные и слабые позиции фонем. Классификация гласных фонем по месту и степени подъёма языка, по наличию или отсутствию лабиализации. Классификация согласных фонем по степени участия голоса и шума, по месту и способу образования, по положению средней части спинки языка (по твердости/мягкости). Понятие о чередовании звуков. Фонетические чередования, причины их появления. Фонетические процессы в области гласных звуков: редукция гласных, аккомодация, переход [и] в [ы] после твёрдых согласных. Фонетические процессы в области согласных: оглушение звонких согласных на конце слова; ассимиляция по звонкости и глухости, ассимиляция зубных перед передненёбными, ассимиляция по мягкости и твёрдости; смягчение согласных перед гласными переднего ряда; упрощение групп согласных. Исторические чередования, их отличия от фонетических. Роль исторических чередований в слово- и формообразовании. Основные исторические чередования гласных и согласных. Графика и орфография. Слоговой принцип русской графики, его проявления и отступления от него. Морфологический принцип как основной принцип русской орфографии. Другие принципы современной русской орфографии. Русский алфавит. Соотношение звуков языка и букв алфавита. Звуковые значения русских букв, понятие однозначности и многозначности букв. Слоговой принцип русской графики. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных, обозначение звука [j] и гласных звуков. Основные отступления от слогового принципа графики: в употреблении гласных после шипящих; в употреблении буквы е после согласных букв, обозначающих твердые звуки; в обозначении звука [j]. Разделы русской орфографии. Понятие об орфограмме. Основной (морфологический) принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Опорные, проверяемые и бесповерочные написания. Слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания. Лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический и традиционный принцип этих написаний. Принципы употребления прописных и строчных букв. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Классификация лексических значений слова (значения прямые и переносные, мотивированные и немотивированные, свободные и связанные, узуальные и окказиональные). Понятие о слове как основной единице языка. Важнейшие признаки и функции слова. Лексическое значение слова. Слово и предмет. Слово и понятие. Структура лексического значения слова. Понятие о семе. Типология и иерархия сем. Основные типы лексических значений русских слов. Виды номинации. Понятие о внутренней форме. Прямое и переносное значение слова; типы переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос). Денотативное значение, коннотативные элементы значения. Мотивированное и немотивированное значение. Значения свободные и связанные, виды связанных значений. Узуальное и окказиональное значение слова. Синонимия и антонимия как проявление системных отношений в лексике. Типы синонимов и антонимов. Стилистические функции синонимов и антонимов. Синонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Лексические синонимы. Их роль и место в лексико-семантической системе языка. Типы синонимов: семантические (идеографические, понятийные), стилистические, семантико-стилистические. Синонимический ряд как открытая лексико-семантическая микросистема. Понятие о доминанте синонимического ряда. Основные функции синонимов в тексте. Антонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Типы лексических антонимов. Стилистические функции антонимов. Категории наклонения, времени, лица глагола в современном русском языке. Образование и значение спрягаемых форм глагола. Особенности спрягаемых (предикативных) форм русского глагола и их состав. Категория наклонения глагола. Значение категории наклонения. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонение. Наклонение и время. Образование форм наклонения. Употребление форм одного наклонения в значении другого. Категория времени глагола, ее связь с категориями вида и наклонения. Значение категории времени. Система времен русского глагола, история ее развития. Образование форм времени. Прямые и переносные значения форм настоящего, будущего и прошедшего времени. Категория лица глагола, ее связь с категорией времени. Значение категории лица. Образование форм лица. Недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Личные глаголы в безличном употреблении. Неспрягаемые формы глагола в современном русском языке. Причастие и деепричастие как синкретичные формы глагола. Образование причастий и деепричастий. Спрягаемые (предикативные) и неспрягаемые (непредикативные, атрибутивные) формы глагола. Причастие как форма глагола, совмещающая свойства глагола и прилагательного в значении, морфологических и синтаксических признаках. Вид, залог и время причастия. Действительные и страдательные причастия, их образование и значение. Деепричастие как форма глагола, совмещающая свойства глагола и наречия в значении, морфологических и синтаксических признаках. Вид, переходность и залог деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Вопрос о месте причастия и деепричастия в системе частей речи. Наречие и категория состояния в современном русском языке. Приемы разграничения омонимичных наречий, кратких прилагательных и слов категории состояния. Общая характеристика наречия как части речи: категориальное грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки (первичные синтаксические функции, способ связи с другими словами). Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Вопрос о категории состояния в русском языкознании. Семантические разряды слов категории состояния. Сходство между наречиями на -о и словами категории состояния: сходство графической формы (тепло встретили и здесь тепло), наличие степеней сравнения, сочетаемость с глаголом (весело смеяться и Разговаривать с вами – весело). Отличие слов категории состояния от наречий по категориальному значению, по синтаксическим особенностям (синтаксическая функция, синтаксическая сочетаемость). Приемы разграничения омонимичных слов разных частей речи: наречий на -о, кратких прилагательных и слов категории состояния; форм степеней сравнения качественных наречий, прилагательных и слов категории состояния; наречий и имен существительных: определение грамматического значения, изменяемости / неизменяемости, синтаксической функции и синтаксической сочетаемости. Типы практических заданий 1. Иллюстрируйте ответ примерами из текста. 2. Расскажите о…, приводя примеры из текста. Комментарии к формулировкам 1-2. Если в билете дана подобная формулировка, то можно выделять не все единицы (конструкции) указанного типа, например, не все случаи проявления морфологического принципа орфографии, не все глагольные словосочетания и т.д. В то же время нужно найти все имеющиеся в тексте разновидности названных в формулировке билета языковых единиц (синтаксических конструкций). Например, если требуется проиллюстрировать примерами из текста ответ на вопрос «Типы словосочетаний», то нужно постараться найти в тексте словосочетания, разные по структуре (простые и сложные), по степени семантической слитности (свободные и синтаксически неделимые), по главному слову (именные – субстантивные, адъективные, местоименные; глагольные; наречные), по грамматическому значению. Только если в приведенном фрагменте нужных словосочетаний нет или их недостаточно, можно привести самостоятельно составленные словосочетания. 3. Найдите в тексте…, определите их тип. 4. Найдите в тексте…, определите их стилистическую функцию. 5. Определите разряды (типы склонения и т.п.) употребленных в тексте… 6. Квалифицируйте употребленные в тексте… Комментарии к формулировкам 3-6. Если в билете дана подобная формулировка, из текста нужно выделить все имеющиеся в нем языковые единицы указанного типа, независимо от их количества. Например, если требуется определить тип употребленных в тексте диалектизмов, необходимо выделить все диалектизмы и указать тип каждого. (Еще лучше – распределить все имеющиеся в тексте диалектизмы по типам.) Если требуется распределить по типам склонения существительные, то распределять надо все существительные, употребленные в тексте. 7. Произведите… разбор выделенных в тексте слов. 8. Определите виды глаголов, употребленных в тексте, подберите к ним (если возможно) видовые пары. При выполнении данного задания нужно помнить следующее: 1) видовая пара есть не у всех русских глаголов (глаголы, не имеющие пары, называются одновидовыми); в частности, видовой пары нет у бесприставочных глаголов движения (бежать, идти, нести и др.); 2) глаголы, образующие видовую пару, называют одно и то же действие, но глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее предела (варить, решать, строить), а глаголы совершенного вида – действие, предела достигшее (сварить, решить, построить). 9. От выделенного в тексте глагола образуйте все возможные спрягаемые (или неспрягаемые) формы. 10. Объясните постановку знаков препинания в … предложениях текста. При выполнении этого задания можно провести полный пунктуационный разбор текста. Но с учетом дефицита времени на подготовку к ответу разумнее ограничиться анализом условий, влияющих на наличие / отсутствие знака препинания и на его выбор. Например: В такие дни нельзя стрелять: 1 птица, 2 выпорхнув у вас из-под ног, 3 тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана (И.С. Тургенев). 1 – между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, если во второй части называется причина того, о чем говорится в первой части. 2-3 – запятые выделяют обособленное полупредикативное определение, выраженное деепричастным оборотом. Примечание: Многоточием в приведенных формулировках заданий обозначены названия языковых единиц и конструкций или видов разбора. Виды разбора языковых единиц, 1. Фонетический разбор слова. Слова, предназначенные для него, обозначены цифрой 1. 2. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Слова, предназначенные для него, обозначены цифрой 2. Напоминаем, что морфемному анализу подвергается словоформа, употребленная в тексте, а словообразовательный проводится по начальной форме слова. 3. Разбор слова как части речи (морфологический). Слова, предназначенные для него, обозначены цифрой 3. Обратите внимание: если для разбора предназначена аналитическая словоформа (типа самый интересный, думал бы) или сложное служебное слово (так как, рядом с и т.п.), цифра 3 стоит один раз, т.е. из предложения Я не смог бы 3 Вам помочь, так как 3 не обладаю нужными навыками для разбора нужно выписать не смог бы и так как. 4. Синтаксический разбор простого предложения (или предикативной части в составе сложного). Этот вид разбор отмечен цифрой 4, которая стоит или в конце самостоятельного простого предложения или в конце не последней предикативной части сложного предложения. 5. Синтаксический разбор сложного предложения. Этот вид разбор отмечен цифрой 4, которая стоит в конце сложного предложения. Обратите внимание: при разборе сложного предложения надо подчеркнуть все грамматические основы, желательно отметить в тексте границы всех частей, но каждую предикативную часть полностью анализировать не нужно! Рекомендуемая литература Основная Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. М., 2003. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2001 (и послед. изд.). Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. М., 1987. (Ч. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография; Ч. 2. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология; Ч. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация.) Дополнительная Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. 3-е изд., испр. М., 1991 (и послед. изд.). Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. 5-е изд., перераб. М., 1987 (и послед. изд.). Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2002. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения (теоретический курс). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. Современный русский язык / Под ред. Д.Э.Розенталя. М., 1984 (и послед. изд.). Словари и справочники Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 (и послед.изд.). Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и послед. изд.). Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. М., 1989. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 3-е изд., испр. и доп. М., 1985 (и послед. изд.). Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание / Сост. М.В. Панов. М., 1984. Русский сентиментализм. Жанры, герои, особенности поэтики русской сентиментальной прозы. Сентиментальная повесть в творчестве Н.М. Карамзина. Образ автора, характер повествования, способы раскрытия внутреннего мира героев. Сентиментализм (франц. sentiment – «чувство») как художественный метод и художественное направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в. Признание чувства доминантой «человеческой природы», героем – частного человека, способного глубоко чувствовать. Идея внесословной ценности человека. Жанры сентиментализма: элегия, послание, песня, эпистолярный роман, дневник, путешествие, повесть. Сентиментализм в творчестве М.М. Хераскова, М.Н. Муравьева, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, В.В. Капниста и др. Рационалистичность и дидактизм русского сентиментализма Разновидности сентиментальной повести в творчестве Карамзина: любовно-психологическая повесть («Бедная Лиза», 1792; «Юлия», 1796); ироническая повесть-сказка («Прекрасная царевна и щастливый Карла»); философско-психологическая повесть («Чувствительный и холодный», 1803); сельская повесть-пастораль («Фрол Силин», 1791); повесть с элементами романа («Рыцарь нашего времени», 1803); историческая повесть («Наталья, боярская дочь», 1792; «Марфа-Посадница», 1803); предромантические повести («Остров Борнгольм», 1794; «Сиерра-Морена», 1795). Анализ повести «Бедная Лиза». Изображение крестьянской среды. Героиня как образец сентиментального представления о «естественном человеке». Эраст – один из наиболее ранних в русской литературе неоднозначных характеров. Рассказчик – типичный сентиментальный герой, «чувствительный» просвещённый человек, любящий пофилософствовать, сожалеющий о Лизе, но понимающий и в какой-то мере прощающий заблуждения Эраста. Лирические отступления автора, анализ психологии героев. Природа как активное действующее лицо, помогающее изображению внутреннего мира героев. Описание подмосковного пейзажа с Симоновым монастырём в центре; описание весны – предвосхищение светлого чувства, грозовой пейзаж – символ катастрофы и др. Поэтика лирического текста в прозе Карамзина: сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, музыкально-ритмические приёмы. Подготовка восприятия и приемы анализа лирического произведения в средних и старших классах. Приемы подготовки восприятия лирического произведения: опора на личные впечатления, использование произведений смежных искусств с целью создания определенного настроения, активизации работы воображения. Приемы исследования характера первоначального восприятия поэтического текста в средних классах: беседа, устное словесное рисование, подбор музыкальных, живописных интерпретаций. Скрытые приемы анализа лирического произведения: устное словесное рисование, комментированное чтение, работа над выразительным чтением. Обучение различным формам интерпретации поэтического текста. Особенности восприятия и анализа лирического произведения в старших классах. Подготовка восприятия лирического текста через освоение понятия литературного течения (направления) и жанра. Формирование понятия «лирический герой», «лирический цикл». Работа над теорией стиха. Литературоведческие и школьные приемы анализа (онтологический анализ, аксиологический анализ и др.). Организация постижения образа-переживания через внимание к жанровым, лексико-семантическим, интонационно-ритмическим, стилистическим особенностям поэтического текста. Самостоятельная и исследовательская работа с поэтическим текстом. Подготовка восприятия и приемы анализа драматического произведения на уроке литературы. Особенность драмы как рода литературы и объективные и субъективные трудности его восприятия юными читателями. Приемы подготовки восприятия драмы: знакомство с театром, историей театрального искусства, просмотр спектакля, знакомство со сценической историей пьесы, Формы работы, связанные со спецификой драмы: устное словесное рисование, комментированное чтение, чтение по ролям, мизансценирование, инсценирование, создание режиссерского (актерского) комментария, сравнение с театральной или кинематографической интерпретацией.Их использование на уроке в старших классах. Нетрадиционные уроки – диспут, пресс-конференция, зрительская конференция, литературный монтаж по материалам журнальной полемики и др. Уроки внеклассного чтения. Особенности уроков внеклассного чтения по целеполаганию, содержанию, мотивации, организационно-методическим приемам и формам. Типология уроков внеклассного чтения: уроки вводного типа, уроки – рекомендации книги, уроки-конференции, уроки углубления понимания прочитанного (урок-беседа, урок-диспут, конференция, конкурс чтецов). Формы деятельности учащихся: художественное рассказывание, выразительное чтение, инсценирование, участие в диспуте, в работе семинара, конференции, составление композиций, подготовка и защита проектов. Примерные практические задания 1. Продемонстрируйте возможности использования определенной технологий при работе с приведенным отрывком (при изучении названного в билете произведения, темы). Например: – Предложите вариант урока в 11 классе с использованием педагогической технологии развития критического мышления (тема урока указана в билете); – Предложите варианты создания проблемных ситуаций, которые можно использовать при изучении текста в 11 классе (тема урока указана в билете); – Предложите вариант использования исследовательских технологий в 11 классе (тема урока указана в билете); – Предложите вариант использование педагогической технологии «Портфель ученика» в 9 классе; – Предложите вариант анализа рассказа на уроке литературы в 11 классе с использованием технологии «работа в группах»; – Предложите вариант урока с использованием технологии инверсивного изложения (тема урока указана в билете). 2. Предложите вариант урока, на котором на примере приведенного в билете отрывка формируется теоретико-литературное понятие (9 класс). 3. Предложите вариант нетрадиционного урока литературы, на котором формируются умения выразительного чтения и интерпретации текста (5-6 класс). 4. Предложите вариант урока, в котором сочетались бы характеристика поэтического цикла и онтологический анализ одного стихотворения. Мотивируйте выбор стихотворных текстов для такого урока. 5. Предложите вариант урока по указанной теме с учетом необходимости последовательной работы по формированию читательских умений в соответствии с возрастом учащихся. 6. Предложите вариант урока с использованием комментированного чтения данного отрывка (10 класс). 7. Предложите план урока обучения сравнительной характеристике героев. 8. Продемонстрируйте взаимосвязь путей и приемов анализа большого эпического произведения на материале изучения указанного романа. 9. Предложите вариант планирования проблемно-тематического изучения романа в 11 классе. 10. На примере работы с приведенным ниже монологом предложите различные формы интерпретации драматического текста на уроке литературы в старших классах. 11. Предложите систему вопросов и заданий, которые позволят учащимся при работе с приведенным отрывком прийти к выводам о своеобразии психологизма писателя. 12. Предложите варианты проверки первичного восприятия указанного произведения учащимися 8 класса. 13. Предложите варианты творческих заданий при изучении указанного образа в 10 классе. 14. Предложите систему индивидуальных и групповых заданий для учащихся при изучении указанного произведения в 10-ом классе. 15. Поясните, чем будут различаться уроки по указанному произведению, ориентированные на читателей-«художников» и читателей-«мыслителей». 16. Сравните уроки изучения драматического произведения, ориентированные на читателей-«художников» и читателей-«мыслителей». 17. Обоснуйте выбор произведений указанного автора для чтения в средних и старших классах. Образец планирования ответа Чтобы подготовить ответ на вопрос по теории и методике обучения литературе, необходимо, во-первых, раскрыть предложенные в билете методические понятия (восприятие, пути, приемы анализа и т.д.), во-вторых, выполнить практическую часть, предложив вариант работы с явлениями, обозначенными данными понятиями, в процессе школьного разбора указанного произведения. 1. Укажите основные трудности в восприятии школьниками произведений эпохи классицизма и приемы подготовки восприятия учащимися творчества поэтов-классицистов. Предложите вариант урока, посвященного разбору и интерпретации приведенного отрывка из названной оды М.В. Ломоносова (9 класс). 1. Трудности: язык и стиль середины XVIII в.: много незнакомых слов (старославянизмы, архаизмы, варваризмы и пр.); 2) незнание истории – деятельность Елизаветы на троне, деятельность её предшественников; 3) первое знакомство с жанром. 2. Подготовка восприятия произведений классицизма: 1) исторический комментарий; 2) демонстрация репродукций и разговор о произведениях живописи (картина Архипова «Прощание Геракла с Андромахой»), скульптуры (памятник Суворову в Петербурге – М.И. Козловский); 3) сообщение о правилах создания произведений классицизма; 4) рассказ об оде как литературном жанре; 5) словарная работа (часть непонятных и устаревшие слова и выражения записать на доске). 3. Выразительное чтение оды и выделение микротем: картины мирной жизни; восхваление Елизаветы; гимн Петру; описание просторов и богатств России; призыв к молодежи овладевать науками. 4. Беседа. Каким настроением и каким пафосом должно быть окрашено чтение оды? Какой стихотворный размер и почему выбирает Ломоносов? Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении? Чем и кем восторгается поэт в этой оде? Как передает это чувство? В чем своеобразие этой оды? Почему она получила такое название? Насколько форма соответствует содержанию? 5. Подведение итогов. В заключение урока предлагается подумать над вопросом, почему ода стала основным жанром поэзии Ломоносова. Ответить на этот вопрос, ознакомившись в общественно-политическими, философскими и эстетическими воззрениями поэта, уже нетрудно. Записывается вывод: Ломоносов понимал одический жанр очень широко; предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем (воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца) Поэтому и возникали на ряду с гражданскими, публицистическими религиозно-философские, духовные оды. Рекомендуемая литература Основная Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход: Учеб. пособие для студентов-филологов. М., 2003. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. М., 1985. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей: В 2 ч. / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. Ч. 1-2. М., 1996. Дополнительная Анализ лирического произведения / Авт.-сост. А.И. Княжицкий и др. М., 2002. Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. М., 1989. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения в школе. 2-е изд., перераб. СПб., 2000. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1967. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят...»: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1990. Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997. Маранцман В. Г. Возрастные и индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 54–61. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. М., 1986. Павлова З.А. Урок проверки знания текста художественного произведения // Русская словесность. 2000. № 4. С. 41–44. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений: 5–11 кл. / Под ред. А.И. Княжицкого. М., 2006. Программа по литературе: Для ст. кл. сред. шк. / Под ред. В.Г. Маранцмана. 2-е изд., испр. СПб., 2008. Программа: Литература: 1–11 кл. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 2007. Программа: Литература: 5–11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. М., 2009. Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5–11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2004. Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5–11 кл.: Программа / Под ред. А.Г. Кутузова. М., 2009. Санина 3. «Весь мир – театр»: Опыт аналитической работы с драмат. постановками в 7-8 кл. средней школы // Литература (прил. к газ. «Первое сентября»). 2003. № 27-28. Свирина Н.М. Культурный контекст на уроке литературы. СПб., 1999. Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей рус. филологии. М., 2000. Шевченко Л.А. Теория литературы на школьном уроке: Из опыта работы: Пейзаж. Лирика А.С. Пушкина // Русская словесность. 1994. № 1. С. 18–21. Шелестова З.А. Выразительное чтение лирических произведений на уроке литературы // Литература в школе. 2001. № 1. С. 37-39. Шелестова З.А., Шелестова О.С. Выразительное чтение басен // Литература в школе. 2002. № 1. С. 26.
Билет 1 1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Классификация лексических значений слова. Найдите в тексте слова и выражения с переносным значением, установите тип переноса наименования. Разграничьте случаи общеязыкового и индивидуально-авторского переноса. Приведите примеры заданий на формирование у учащихся умения разграничивать лексическое и грамматическое значение слова. Расскажите о работе со словарями разных типов на уроках изучения лексики. 2. Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева. Как сопоставление приведенных стихотворений обнаруживает антиномичность решения темы поэтом и насколько это может быть обнаружено в школьном анализе? Какой из двух вариантов изучения стихотворения «Что ты клонишь над водами…» (в 8 классе, согласно программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой или в 10 классе по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) Вы считаете более удачным с литературоведческой, методической, педагогической точек зрения и почему? Предложите вариант сопоставительного анализа стихотворений в 10 классе.
|