Структура и методика преподавания теоретического курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и методика преподавания теоретического курса



Старославянский язык

Учебно-методическое пособие

 

Красноярск

СФУ

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общая характеристика дисциплины 4

2. Связь с другими дисциплинами и образовательными программами 4

3. Структура дисциплины 5

4. Структура и методика преподавания теоретического курса 5

5. Структура и методика преподавания практических занятий 13

6. Структура и методика проведения самостоятельной работы студентов 25

7. Литература и информационные источники 42

8. Методика проведения промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине 45

9. Приложение 48

 

 

1. Общая характеристика дисциплины

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 031000.62 Филология.

В задачи курса входит знакомство филологов-бакалавров с древнеславянским литературным языком: получение представления о памятниках старославянского языка, кириллической азбуке, приобретение навыков чтения старославянских текстов. Значительная часть курса посвящена изучению праславянских процессов в области фонетики и морфологии, результаты которых нашли отражение в памятниках старославянской письменности. Знание данных процессов позволяет понять закономерности дальнейшего развития отдельных славянских языков, а также обнаруживать старославянское наследство в современном русском литературном языке.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать основные положения и концепции в области древнего славянского литературного языка; иметь представление о древнем этапе развития славянских языков, в том числе русского, на разных уровнях;

уметь применять полученные знания о славянской языковой системе дописьменной и ранней письменной эпохи в собственной профессиональной деятельности; проводить научное исследование в русле исторической лингвистики на основе существующих традиционных и новейших методик;

владеть навыками чтения и интерпретации старославянских текстов для последующего извлечения из них исторической, культурной и собственно лингвистической информации.

 

2. Связь с другими дисциплинами и образовательными программами

 

Курс «Старославянский язык» связан с дисциплинами общепрофессионального цикла. Изучение данной дисциплины является необходимым для успешного освоения курсов «История русского языка: Историческая грамматика» и «История русского литературного языка». Это обусловлено тем, что старославянский язык является своеобразным предшественником современных славянских языков, в том числе (что особенно важно для филологов-русистов) русского языка, а также тем, что поздний вариант старославянского – церковнославянский язык – оказал значительное влияние на русский литературный язык.

Очевидной кажется связь дисциплины с курсом «Основной (русский) язык», в частности, с такими разделами как «Фонетика» и «Морфемика», так как данные уровни системы языка содержат единицы, особенности функционирования которых можно объяснить только с позиций диахронической лингвистики (например, исторические чередования фонем и морфем). Старославянское наследство актуализируется и при изучении стилистических пластов лексики современного русского языка в разделе «Лексикология».

Освоение дисциплины также не может быть полноценным без привлечения знаний по дисциплинам гуманитарного цикла, прежде всего истории.

3. Структура дисциплины

Вид учебной работы Всего часов семестр
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия:      
лекции      
практические занятия (ПЗ)      
Самостоятельная работа:      
изучение теоретического курса (ТО)      
контрольная работа      
контрольные задания      
выполнение домашних заданий      
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет/экзамен зачет экзамен

 

Структура и методика преподавания теоретического курса

Модуль I. Введение

Раздел I. Старославянский язык как предмет научного изучения (2 часа)

Лекция. 1. Старославянский язык – первый письменный язык славян. Старославянский язык в кругу родственных языков (2 часа)

 

Содержание понятия «старославянский язык». Лингвистическое и общекультурное значение изучения «старославянского языка». Термины, обозначающие первый письменный язык славян: «старославянский» – «древнецерковнославянский» – «древнеболгарский» – «древнеславенский» – «древнеславянский» и т.п. Соотношение понятий «старославянский» и «церковнославянский».

Индоевропейский праязык. Дальнейшее распадение индоевропейского праязыка на отдельные языковые группы. Хронологические ориентиры. Общеславянский язык как предок славянских языков. Вопрос о балто-славянской языковой общности. Место старославянского языка среди других славянских языков. Вопрос о диалектной основе древнеславянского языка

Значение сравнительно-исторического метода для установления родства языков.

Литература: Ремнева, 2004. С. 9 – 22; Хабургаев, 1974. С. 5 – 20; Иванова, 1997. С. 5 – 6, 32 – 40.

Раздел II. История возникновения славянской письменности. Славянские азбуки (1 час)

Лекция 2. Предыстория и история возникновения письменности у славян. Славянские азбуки. Графика старославянского языка (1 час).

 

Исторические условия возникновения письменности у славян. Древнейшие сведения о славянах. Первые славянские государства (VII –X вв.). Распространение христианства: политическое и культурное значение. Старославянский как древний общеславянский литературный язык.

Солунские братья Константин (Кирилл) (826(7) – 869) и Мефодий (820 – 885). Исторические и литературные источники об основных этапах их жизни и деятельности. «Моравская миссия» и ее значение для становления славянской письменности и культуры. Судьбы славянской письменности в X – XII вв. Две школы книжности: Охридская и Преславская. Особенности рукописей, созданных в недрах двух основных центров славянской письменности. Изводы церковнославянского языка.

Древнейшие славянские азбуки глаголица и кириллица. Проблема относительной древности и «авторства» азбук.

Особенности кириллической азбуки кирилло-мефодиевской поры: состав букв, обозначение чисел, надстрочные и строчные знаки.

Литература: Ремнева, 2004. С. 22 – 32, 40 – 55; Хабургаев, 1974. С. 20 – 39, 53 – 59; Селищев, 1951. С. 9 – 15, 39 – 67; Хабургаев, 1994; Бернштейн, 1984; Флоря, 2000.

 

Модуль III. Грамматическая система

Раздел. V. Общая характеристика морфологической системы старославянского языка (2 часа)

 

Лекция 10. Система частей речи старославянского языка как наследство праславянской морфологической системы. Средства оформления морфологических значений (2 часа)

 

Морфологическая система общеславянского языка в сравнении с индоевропейской. Средства морфологизации: чередования, акцент, аффиксация. Усиление роли аффиксации в праславянский период. Части речи в старославянском языке. Противопоставленность двух основных лексико-грамматических классов – имени и глагола. Переразложение основ знаменательных частей речи в эпоху действия общеславянских фонетических законов – тенденции к восходящей звучности и закона слогового сингармонизма. Новая система славянских окончаний, сложившаяся на базе индоевропейских суффиксов и флексий.

 

Литература: Ремнева, 2004. С.165 – 166; Войлова, 2003. С. 99 – 100.

Раздел VI. Морфология отдельных частей речи

Варианты заданий

 

1. Дайте старославянские параллели к и.-е. словам и реконструкциям:

I вариант: лит. Krantas;

II вариант: сскр. meile ‘любовь’;

III вариант: *ghoilo;

IV вариант: *jēdti.

 

2. Восстановите исконный вид корня и определите, какие изменения произошли в славянских корнях:

I вариант: кан@ти (капати);

II вариант: нравъ;

III вариант: слава;

IV вариант: възрастъ.

 

3. Пользуясь и.-е. параллелями, определите в славянских корнях наличие слогового плавного согласного или сочетания плавный+редуцированный:

I вариант: плътъ др.-лит. pluta;

II вариант: гръло лит. gurklys;

III вариант: бльскъ др.-исл. blikia;

IV вариант: зрьно др.-лит. žirnis.

 

4. Найдите чередования звуков в следующих словах и объясните их происхождение:

I вариант: брати с# – борьць;

II вариант: пити – пь~ши;

III вариант: плести – плететъ;

IV вариант: д@ти – надъменъ.

 

13. Палатализации заднеязычных согласных и смежные с ними процессы (4 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Закон слогового сингармонизма и его сущность.

2. Первое переходное смягчение (палатализация) заднеязычных согласных *k, *g, *h.

3. Вторая палатализация перед гласными дифтонгического происхождения. Третья («бодуэновская») палатализация, непоследовательность ее протекания.

4. Смягчение групп согласных перед гласными переднего ряда.

Литература: Ремнева, 2004. С. 138 – 140, Хабургаев, 1974. С. 143 – 151; 146 – 154; Селищев, 1951. С. 199 – 207.

Практическая часть:

Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 282, 283, 285, 288, 290, 292, 293, 295 – 298, 300.

Прочитайте и переведите текст № 4 (см. Приложение). Проанализируйте слова, содержащие результаты 1-й, 2-й и 3-й палатализаций.

 

14. Взаимодействие согласных с *j (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Смягчение согласных под воздействием *j как результат действия закона слогового сингармонизма.

2. Особенности смягчения смычных зубных и губных под воздействием *j в разных диалектах праславянского языка.

3. Палатализация групп согласных перед *j.

Литература: Ремнева, 2004. С. 141 – 146; Хабургаев, 1974. С. 152 – 155; Селищев, 1951. С. 208 – 210.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 306 – 309, 304, 311, 313.

Прочитайте и переведите текст № 5 Приложения. Сделайте фонетическую транскрипцию первых пяти строк. Найдите в словах отрывка рефлексы палатализаций под воздействием гласных переднего ряда и *j.

 

15. Общая характеристика морфологической системы старославянского языка (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Средства выражения грамматических значений в праславянском и старославянском языке.

2. Части речи в старославянском языке. Грамматические категории, характеризующие имя и глагол. Счетные слова.

3. Служебные части речи. Проблема разграничения союзов и частиц. Переход знаменательных слов в служебные как активный процесс.

Литература: Ремнева, 2004. С. 165 – 166; Хабургаев, 1974. С. 160 – 161, 346 – 365; Бернштейн, 1974.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 346, 351, 353.

 

16. Грамматические категории существительного (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Категория рода. Грамматический характер родовой принадлежности большинства существительных. Средства оформления родовой отнесенности. Колебания в роде.

2. Категория числа. Трехчленная числовая парадигма. Собирательные существительные. Группы singularia и pluralia tantum.

3. Категория падежа. Вопрос о числе падежей в старославянском языке. Звательная форма.

4. Праславянское склонение в сравнении с индоевропейским. Изменение средств, оформляющих склонения, в результате общеславянских фонетических процессов.

Литература: Хабургаев, 1974. С. 161 – 166; Ремнева, 2004. С. 167 – 179; Кузнецов, 2006. С. 9 – 88; Бернштейн, 1974.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 356, 359, 362, 364, 365, 367.

 

17. Склонение на *ā, *jā, *ŏ, *jŏ (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Образование твердого и мягкого вариантов продуктивных типов склонения. Стимулирование данного процесса действием закона слогового сингармонизма.

2. Склонения на * ā, * ŏ: система падежных окончаний, их появление на базе индоевропейских основообразующих суффиксов и флексий. Соотносительные флексии твердого и мягкого вариантов.

Литература: Ремнева, 2004. С. 180 – 185; Хабургаев, 1974. С. 166 – 173, 188 – 192; Мейе, 2000. С. 318 – 321, 323 – 330; Бодуэн де Куртенэ, 1963.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 370, 379, 436, 443, 385, 376, 389.

 

18. Склонение существительных с древними основами на *ŭ, *ĭ (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Склонение на * ŭ как исчезающий тип склонения. Ограниченное число слов, изменяющихся по данному типу. Следы чередований вариантов основообразующего элемента во флексиях. Взаимодействие ŏ- и ŭ- склонений.

2. Слова, относящиеся к древнему ĭ- склонению. Ступени чередования древнего основообразующего элемента. Взаимодействие ĭ- склонения и мягкой разновидности ŏ-склонения.

Литература: Ремнева, 2004. С. 185 – 189; Хабургаев, 1974. С. 173 – 179, 188 – 192; Мейе, 2000. С. 330 – 338.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 403, 394. Из упражнений 422 и 423 выберите слова, исторически относившиеся к склонениям на * ŭ и * ĭ, Отметьте изменения, которые отразились в их склонении.

Обратитесь к текстам № 6, 7 Приложения, найдите слова, употребляющееся с «неисконными» окончаниями. В чем заключается особенность употребления данных окончаний?

 


19. Консонантное склонение (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Консонантный тип как исчезающее склонение, появившееся в результате объединения нескольких индоевропейских склонений. Реконструкция семантики основообразующих суффиксов.

2. Противопоставленность основы И.-В. п. и основы косвенных падежей склонения на согласный. Вопрос о разграничении склонения на * ū и консонантного склонения.

3. Влияние продуктивных типов на консонантное склонение.

 

Литература: Ремнева, 2004. С. 189 – 194; Хабургаев, 1974. С. 179 – 185, 188 – 192; Мейе, 2000. С. 338 – 345.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 413, 420, 419; из упражнений 422 и 423 выберите слова, относившиеся к склонению на согласный и *ū. Объясните происхождение новых флексий.

 

20. Местоимение в старославянском языке (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Личные местоимения. Архаичность склонения. Возвратное местоимение, общность склонения возвратного и личных местоимений.

2. Использование указательных местоимений в функции личных (при указании на 3 лицо).

3. Неличные местоимения: семантические разряды, особенности склонения. «Разносклоняемые» местоимения.

Литература: Хабургаев, 1974. С. 208 – 226; Ремнева, 2004. С. 208 – 221; Гадолина, 1963; Мейе, 2000. С. 347 – 357, 363 – 367.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 468, 488, 476, 480, 487, 491, 493, 496.

Почитайте и переведите текст № 8 Приложения. Выпишите местоимения и дайте им полную морфологическую характеристику. Укажите функции указательных местоимений (в роли личных, анафорическая, дейктическая).

 

21. Имя прилагательное (4 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Семантические разряды прилагательных. Словообразовательные аффиксы, маркирующие каждый из разрядов.

2. Склонение именных прилагательных.

3. Образование местоименных (полных) прилагательных для индивидуализации признака по отношению к описываемому объекту. Дальнейшая синтаксическая дифференциация именных и местоименных форм.

4. Сравнительная степень: способы образования, склонение. Относительная и абсолютная превосходная степень.

Литература: Ремнева, 2004. С. 194 – 208; Хабургаев, 1974. С. 226 – 246; Селищев, 1952. С. 125 – 140; Толстой, 1999. С. 52 – 170.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 504, 505, 503, 515, 523, 531, 540.

 

22. Счетные слова (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Отсутствие лексико-грамматического класса числительных. Счетные местоимения, прилагательные и существительные. Склонение счетных слов.

2. Порядковые счетные слова.

Литература: Ремнева, 2004. С. 222 – 229; Хабургаев, 1974. С. 246 – 251; Супрун, 1961.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 548, 550, 547, 555.

 

23. Грамматические категории и формы старославянского глагола (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Грамматические категории старославянского глагола и средства их выражения. Вопрос об оформленности вида в старославянском языке. Изменяемые и неизменяемые формы.

2. Две формообразующие основы. Классы глагола. Типы основ инфинитива.

Литература: Ремнева, 2004. С. 229 – 239; Хабургаев, 1974. С. 251 – 258; Иванова, 1997. С. 131 – 136; Бунина, 1959; Мейе, 2000. С. 161 – 193, 222 – 245; Вайан, 1952. С. 283 – 376.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 559, 567, 570.

 

24. Настоящее и будущее время (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Настоящее и будущее простое время глагола: спряжение тематических и нетематических глаголов.

2. Первое сложное будущее время: образование и спряжение. И.К. Бунина о значении первого сложного будущего. Вопрос об отнесении форм нач#ти+инфинитив, хотhти+инфинитив к первому сложному будущему.

3. Втрое сложное будущее (преждебудущее) как относительное время. Образование и спряжение.

Литература: Ремнева, 2004. С. 239 – 250; Хабургаев, 1974. С. 258 – 267; Иванова, 1997. С. 136 – 139; Бунина, 1959; Мейе, 2000. С. 221 – 225, 245 – 258.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 574, 575, 577, 582, 585, 586.

 

25. Простые прошедшие времена (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Аорист и его виды (простой, древний сигматический, новый). Особенности образования аориста от разных глагольных основ.

2. Особенности образования и семантика славянского имперфекта.

Литература: Ремнева, 2004. С. 250 – 269; Хабургаев, 1974. С. 268 – 283; Иванова, 1997. С. 139 – 147; Бунина, 1959; Мейе, 2000. С. 198 – 207, 218 – 221.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 597, 598, 591, 593.

Прочитайте и переведите текст № 9 Приложения. Выпишите все формы простых прошедших времен и дайте им полную морфологическую характеристику. Обратите внимание на контекстные условия их употребления.

Составьте небольшой повествовательный текст (7 – 8 предложений), стилизованный под старославянский, для обозначения прошедших событий используйте формы аориста и имперфекта. При составлении текста учитывайте значения этих времен. Постарайтесь употребить формы от разных типов основ. При работе воспользуйтесь Старославянским словарем [Словарь 1994].

 

26. Аналитические прошедшие времена (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Славянский перфект: значение, образование, спряжение.

2. Плюсквамперфект как относительное прошедшее время. Сходство модели образования плюсквамперфекта и преждебудущего времени.

Литература: Ремнева, 2004. С. 269 – 273; Хабургаев, 1974. С. 283 – 286; Бунина, 1959; Мейе, 2000. С. 210 – 212.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 613, 617.

Составьте небольшой текст, стилизованный под старославянский (см. задание к предыдущему практическому занятию), в котором по возможности используйте формы перфекта и плюсквамперфекта. Проанализируйте их значения.

 


27. Ирреальные наклонения (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Славянский императив. Образование форм повелительного наклонения по модели индоевропейского желательного наклонения (оптатива). Дефектность парадигмы спряжения в императиве. Компенсация отсутствующих форм.

2. Сослагательное наклонение: значение, образование, спряжение.

Литература: Ремнева, 2004. С. 273 – 278; Хабургаев, 1974. С. 286 – 291; Бунина, 1959; Вайан, 1952. С. 251 – 255, 281 – 282.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 630, 632, 622, 623

 

28. Контрольная работа по теме «Глагол» (2 часа)

 

Переведите предложенный фрагмент текста. Выпишите все спрягаемые глагольные формы и дайте их морфологическую характеристику.

 

29. Причастия в старославянском языке (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени: образование, склонение. Функционирование кратких (именных) и полных (местоименных) форм.

2. Страдательные причастия. Формообразующие суффиксы страдательных причастий. Ограниченность образования страдательных причастий настоящего времени от нетематических основ. Склонение кратких и полных форм.

Литература: Ремнева, 2004. С. 279 – 296; Хабургаев, 1974. С. 291 – 308; Мейе, 2000. С. 194 – 198, 207 – 210, 214 – 218, 267 – 271.

Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 649, 656, 646, 648, 653, 658, 660, 665, 669.

 

30. Синтаксис старославянского текста (4 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Порядок слов в предложении. Ударяемые и безударные слова.

2. Типы простых предложений. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Конструкции с двойными падежами: значение и синтаксические функции. «Именительный предикативный». Выражение второстепенного действия.

3. Типы межсловной связи. Предложное и беспредложное управление. Основные падежные значения.

4. Проблема границ в старославянском предложении. Особенности сочинительной связи.

5. Аналоги подчинительной связи. «Пояснение». Функции союзов. Оборот «дательный самостоятельный».

6. Способы передачи чужой речи.

Литература: Ремнева, 2004. С. 305 – 316; Хабургаев, 1974. С. 366 – 427; Вайан, 1952. С. 389 – 413; Ломтев, 1956; Мейе, 2000. С. 380 – 394; Правдин, 1956; Правдин, 1958; Стеценко, 1977; Творительный падеж..., 1958; Ходова, 1963; Ходова, 1980.

Практическая часть: Сделайте синтаксический анализ текстов №1, 10 – 12 (см. Приложение) по принципу «от сложного к простому», учитывая по возможности все обсуждавшиеся выше вопросы.

 

 

6. Структура и методика проведения самостоятельной работы студентов

 

Цель организации самостоятельной работы студентов – закрепить информацию, полученную на занятиях, углубить навыки перевода и лингвистической интерпретации старославянских текстов, освоить темы, не вошедшие в лекционный курс, а также подготовиться к промежуточной и итоговой аттестации.

Предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

 

№ п/п Содержание работы Объем в часах (в соответствии с учебным планом направления 031000.62 Филология)
1. Изучение теоретического материала  
2. Выполнение домашних заданий по темам практических занятий  
3. Выполнение итоговой контрольной работы, включающей комплексный анализ старославянского текста  

 

Схема анализа текста

1. Сделайте литературный перевод из предложенного отрывка старославянского текста.

2. Анализ графических особенностей текста.

2.1.Расшифруйте титловые сокращения, определите функции надстрочных знаков, имеющихся в тексте.

2.2. Найдите графические свидетельства того, что текст а) был написан кириллицей; б) переведен из глаголицы в кириллицу.

3. Фонетический анализ

3.1. Пользуясь этимологическими словарями, реконструируйте индоевропейскую (и/или праславянскую) форму, обязательно – корень, если возможно, – аффиксы и флексии; обоснуйте, где необходимо, индоевропейскими параллелями.

3.2. Проанализируйте фонетические явления письменной эпохи, зафиксированные в тексте:

· Проиллюстрируйте реализацию тенденции к восходящей звучности в слоге: в 3-х любых неодносложных словах определите слогораздел и дайте характеристику построения слогов в них.

· Отметьте позиционные изменения редуцированных: а) слабые и сильные позиции редуцированных гласных (5 слов); б) напряженные редуцированные (все случаи в тексте)

· Случаи ассимиляции (по глухости/звонкости, месту и способу образования).

· Случаи появления неорганических звуков.

· Отражение падения редуцированных в виде: а) пропуска редуцированных; б) мены букв ъ и ь; в) написаний о, е в соответствии с ъ, ь.

3.3. Проанализируйте результаты фонетических процессов праславянской эпохи:

3.3.1. Найдите в тексте рефлексы satəm – centum, подтвердите параллелями из индоевропейских языков.

3.3.2. Найдите случаи появления славянского h из *s, определите характер появления (фонетический или аналогический).

3.3.3. Тенденция к восходящей звучности:

· Укажите случаи появления протетических согласных, приведите необходимые параллели.

· Обозначьте случаи монофтонгизации дифтонгов (3-4 примера), чередования, обусловленные монофтонгизацией.

· Обозначьте носовые гласные (3-4 примера), а также новые сочетания гласного с носовым согласным на месте бывшего дифтонгического сочетания (если такие сочетания есть).

· Рефлексы сочетаний типа *tort, *telt и под.

· Рефлексы сочетаний *ort, *olt.

· Рефлексы сочетаний редуцированных с плавными (укажите, где слоговой плавный, где сочетание «плавный+редуцированный»).

· Результаты диссимиляции и упрощения групп согласных *tt, *pn, *bt, *tm и т.д.

 

3.3.4. Закон слогового сингармонизма:

· Отметьте результаты I, II, III переходных смягчений (палатализаций) заднеязычных согласных.

· Отметьте рефлексы изменений согласных под воздействием *j.

 

4. Морфологический анализ

В предложенном отрывке дайте морфологическую характеристику всем словоформам в зависимости от частеречной принадлежности по следующей схеме:

Имя существительное: Начальная форма (И. п., ед. ч.); род, тип склонения и вариант (если есть), здесь же отметьте случаи позднейших изменений, произошедших в склонении; падеж; число.

Имя прилагательное: Н.ф. (И. п., ед. ч., м. р.); разряд по значению, а также словообразовательные суффиксы, характерные для прилагательных определенных разрядов; форма (именная или местоименная); тип и вариант склонения (у именных форм); число; падеж; если прилагательное употреблено в сравнительной степени, укажите средства выражения последней.

Местоимение: Н.ф. (И. п., ед. ч., кроме возвратного местоимения);

а) у личных местоимений: лицо; число; падеж; полная или энклитическая форма;

б) у неличных местоимений: семантический разряд; вариант склонения (твердый, мягкий, смешанный); род (если есть), число (если есть); падеж.

Счетное слово: Н.ф. (определяется в зависимости от принадлежности к определенному лексико-грамматическому классу); род (если есть); число (если есть); разряд (количественное или порядковое); простое или составное.

Глагол: Н.ф. (инфинитив); наклонение; у глаголов в изъявительном наклонении – время (у глаголов в прошедшем и будущем времени конкретизируйте временное значение: аорист, имперфект, будущее сложное первое и т.д.); класс глагола; тип основы инфинитива (у прошедших времен); лицо; число; род (у аналитических глагольных форм); грамматические средства образования глагольной формы.

Причастие: Н.ф. (как у прилагательных); время; залог; класс глагола или тип основы инфинитива (в зависимости от временной формы); именная или местоименная форма; тип склонения; род; число; падеж.

Инфинитив и супин: тип основы инфинитива; случаи смешения инфинитива и супина.

Наречие: разряд по значению; способ образования.

 

У всех знаменательных частей речи укажите синтаксическую функцию.

Служебные части речи: а) предлоги: первичный или новый; конкретизация падежного значения; б) союзы: сочинительный или подчинительный; характер выражаемых отношений; в) частицы: разряд; значение в контексте.

1. Синтаксический анализ

· Разделите текст на простые предикативные единицы, охарактеризуйте их по типу грамматической основы (двусоставные, в том числе неполные; односоставные: определенно-личные, назывные и т.д.).

· Определите характер связи простых единиц в составе сложного целого; назовите отношения, выражаемые подчинительной связью, обозначьте средства синтаксической связи.

· Назовите средства обозначения субъекта, перечислите типы сказуемого и особенности его выражения.

· Обозначьте функции причастий в тексте.

· Назовите типы межсловной связи, обратите внимание на особенности согласования субъекта и предиката.

· Обозначьте особенности управления в тексте, выделите значения падежных форм, отметьте «двойные падежи» (если они есть в тексте).

· Отметьте оборот «дательный самостоятельный».

· Проанализируйте способы включения чужой речи в текст.

· Проанализируйте синтаксические явления текста в связи с его жанровой спецификой.

 

Литература и информационные источники

Основная литература

 

Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб, 2008.

Ремнева М.Л. Старославянский язык. М., 2004.

 

Дополнительная литература

 

Алипий (Гаманович), иеромонах. Грамматика церковнославянского языка. М., 1991.

Бернштейн С.Б. Сравнительная грамматика славянских языков. М., 2005.

Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередование. Именные основы. М., 1974.

Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984.

Беседина-Невзорова В.П. Старославянский язык. Харьков, 1962.

Бирнбаум Х. Праславянский язык. Достижения и проблемы его реконструкции. М., 1987.

Бодуэн де Куртенэ И.А. Заметка об изменяемости основ склонения, в особенности же о их сокращении в пользу окончаний // Избранные труды по общему языкознанию. Т. II. М., 1963. С. 19 – 29.

булатова Р.В. Надстрочные знаки в южнославянских рукописях XI – XIV вв. // Методическое пособие по описанию славянорусских рукописей, хранящихся в СССР. Вып. I. М., 1973.

Бунина И.К. Система времен старославянского глагола. М., 1959.

Вайан А. Руководство по старославянскому языку. М., 1952.

Ван-Вейк Н. История старославянского языка. М., 1957.

Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян: Переводческая техника Кирилла и Мефодия. М., 1971.

Войлова К.А. Старославянский язык. М., 2003.

Вялова С.О. К истории изучения глаголических памятников (из переписки славистов, хранящейся в публичной библиотеке) // Исследования памятников письменной культуры в собраниях и архивах отдела рукописей и редких книг. Л., 1985.

Гадолина М.А. История форм личных и возвратного местоимений в славянских языках. М., 1963.

Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

Иванова Т.А. Старославянский язык. М., 1997.

Истрин В.М. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988.

Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2000.

Кривчик В.Ф., Можейко Н.С. Старославянский язык. Минск, 1985.

Кудрявцев Ю.С. Еще о напряженных редуцированных гласных // Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. Новая серия. Тарту. 1997.

Кузнецов П.С. Очерки по морфологии праславянского языка. М., 2006.

ломтев Т.П. Очерки по историческому синтаксису русского языка. М., 1956.

Львов А.С. Очерки по лексике памятников старославянской письменности. М., 1966.

Львов А.С. Праславянский слой старославянской лексики // ВЯ. 1976. №2.

Матвеева-Исаева Л.В. Лекции по старославянскому языку. Л., 1958.

Мейе А. Общеславянский язык. М., 2000.

Нахтигал Р. Славянские языки. М., 1963.

Правдин А.Б. Аблативные значения родительного падежа в старославянском языке // Краткие сообщения Института славяноведения. Вып. 25. М., 1958. С. 23 – 44.

Правдин А.Б. Дательный приглагольный в старославянском и древнерусском языках // Ученые записки Института славяноведения. Т. 13. М., 1956.

Селищев А.М. Старославянский язык. Ч. 1 – 2. М., 1951 – 1952.

Стеценко А.И. Исторический синтаксис русского языка. М., 1977.

Супрун А.Е. Старославянские числительные. Фрунзе, 1961.

Творительный падеж в славянских языках. М., 1958.

Толстой Н.И. Значение кратких и полных форм прилагательных в старославянском языке // Н.И. Толстой Избранные труды. Т. III. Очерки по славянскому языкознанию. М., 1999.

Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. СПб., 2000.

Флоря Б.Н. Турилов А.А. Иванов С.А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2004.

Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994.

Хабургаев Г. А. Старославянский – церковнославянский – русский литературный // История русского языка в древнейший период (Вопросы русского языкознания. Вып. 5). М., 1984.

Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., (1974) 1986.

Ходова К.И. Система падежей старославянского языка. М., 1963.

Ходова К.И. Простое предложение в старославянском языке. М., 1980.

Цейтлин Р.М. Лексика старославянского языка. Опыт анализа мотивированных слов по данным древнеболгарских рукописей X – XI вв. М., 1972.

Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1999.

 

 

Сборники упражнений

 

Бондалетов В.Д. Самсонов Н.Г. Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сб. упражнений. М., 2003.

Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник упражнений по старославянскому языку. М., 1985.

Дементьев А.А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку. М., 1975.

Кондрашов Н.А., Кузнецова Л.К., Войлова К.А.. Сборник упражнений по старославянскому языку и методические указания к их выполнению. М., 1988.

 

 

Рабочие программы

 

Ёлкина Н.М. Программа дисциплины «Старославянский язык» для государственных университетов. М., 1985.

Михайлов А.В. Старославянский язык: Рабочая программа курса. Красноярск, 1998.

Якубайлик Г.А. Рабочая программа по старославянскому языку. Красноярск, 1998.

 

Словари

 

Этимологические:

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. СПб.,1996.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М., 1999.

Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / под ред. О.Н. Трубачева. Вып. 1 – 35. М., 1974 – 2009.

Толковые:

Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка: В 3-х т. М., 1989.

Старославянский словарь / под ред. Р.М. Цейтлин, В. Вечерки, Э. Благовой. М., 1994.

 

8. Методика поведения промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине

 

Формой промежуточной аттестации по курсу является зачет, формой итоговой аттестации – экзамен. Условием успешной сдачи зачета и экзамена является выполнение аудиторных контрольных работ, а также итоговой работы, включающей комплексный анализ текста (см. раздел 6).

 

Вопросы к зачету и экзамену

 

1. Содержание термина «старославянский язык». Соотношение понятий «старославянский» – «церковнославянский» – «древнеболгарский» – «древнерусский».

2. Источники изучения старославянского языка.

3. Предмет и задачи курса «старославянский язык». Роль старославянского языка в истории русского литературного языка.

4. Индоевропейский язык-основа и праславянский язык.

5. Место старославянского среди других славянских языков.

6. История происхождения старославянской письменности. Миссия Константина и Мефодия.

7. Диалектная основа старославянского языка.

8. Древнейшие памятники славянской письменности.

9. Старославянские азбуки и их происхождение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.234 с.)