Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выполнение домашних заданий по темам практических занятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Некоторые задания, указанные в рекомендациях к практическим занятиям (см. раздел 5), могут быть предложены для самостоятельного выполнения. Самостоятельно осваиваются принципы фонетической транскрипции старославянского текста, полученные навыки закрепляются на практических занятиях при транскрибировании текстов.
Образец транскрипции текста [1] бh же тq стадо свино пасомо велие при горh. ³ молиш# и вьси бhси гл\mе. посъли ны вь свини> да вь н# вьнидемь. ³ абие повелh имъ исъ. ³ ишедъше дси нечисти. вьнид@ вь свини>. ³ qстръми с# стадо по брhгq въ море. бh же ихъ hко дъвh тыс@mи. ³ qтопаах@ въ мори. ³ пас@mи свини> бhжаш#. ³ вьзвhстиш# въ градh и на селhхъ. ³ прид@ видhтъ что естъ бывшее (Мк. V, 11 – 14.).
[b˙ä́ ˆ ž’e tú stádo sv˙inó / pasómo v˙él˙ǐje pr˙i ˆ gor˙ä́ / i ˆ mol˙íš’ę ˆ i v˙əs’í b˙ä́s˙i glagól’o˛š’ˆt’e / posəl˙í ní v˙ə ˆ sv˙in˙ǐ́ję / da ˆ v˙ə ˆ n’ę́ v˙ən˙íd˙em˙ə / i ˆ áb˙ǐje pov˙el˙ä́ ímə iisúsə / i ˆjiš’édəš’e dús’i n˙eč’íst˙ǐji v˙ən˙idó˛ v˙ə ˆ sv˙in˙ǐ́ję / i ˆ ustrəm˙í ˆ s˙ę stádo po ˆ br˙ä́gu və ˆ mór’e / b˙ä́ ˆ ž’e íhə jáko dəv˙ä́ tíso˛š’ˆt’i / i ˆ utapáaho˛ və ˆ mór’i / i ˆ pas󲚒ˆt’i sv˙in˙ǐ́ję b˙äž’áš’ę / i ˆ v˙əzv˙äst˙íš’ę və ˆ grád˙ä i ˆ na ˆ s˙el˙ä́hə / i ˆ pr˙idó˛ v˙íd˙ätə / č’tó jéstə bívš’eje//]
Комментарии к транскрипции: 1. Транскрипция дается буквами латиницы. Специальными знаками обозначаются: а) шипящие согласные ш [š’], ж [ž’], ч [č’], жд [ž’ˆd’], m [š’ˆt’]; б) гласный h [ä], в соответствии с произношением, – открытый гласный переднего ряда; в) носовые гласные @ [о] и # [ę]; г) редуцированные гласные ъ [ə], ь [ə]; д) гласный ы [i]. 2. В транскрипции используются следующие надстрочные знаки: ’ – мягкость согласного, ˙ – полумягкость согласного, ˇ – напряженность, ˆ – над согласными обозначает их слитность, между словами указывает на одно фонетическое слово, состоящее из нескольких лексических, – над ə указывает на непередний характер редуцированного. Подстрочный знак используется для обозначения ы. 3. Паузы внутри фрагмента обозначаются слэшем (/), конец фрагмента обозначается двойным слэшем (//) Выполнение итоговой контрольной работы
Работа представляет собой комплексный (фонетический, морфологический, синтаксический) анализ предложенного преподавателем текста. Текст выдается на 4-м практическом занятии. Готовая работа сдается на последнем практическом занятии. Для подготовки необходимо пользоваться литературой и словарями, указанными в разделе 7.
Схема анализа текста 1. Сделайте литературный перевод из предложенного отрывка старославянского текста. 2. Анализ графических особенностей текста. 2.1.Расшифруйте титловые сокращения, определите функции надстрочных знаков, имеющихся в тексте. 2.2. Найдите графические свидетельства того, что текст а) был написан кириллицей; б) переведен из глаголицы в кириллицу. 3. Фонетический анализ 3.1. Пользуясь этимологическими словарями, реконструируйте индоевропейскую (и/или праславянскую) форму, обязательно – корень, если возможно, – аффиксы и флексии; обоснуйте, где необходимо, индоевропейскими параллелями. 3.2. Проанализируйте фонетические явления письменной эпохи, зафиксированные в тексте: · Проиллюстрируйте реализацию тенденции к восходящей звучности в слоге: в 3-х любых неодносложных словах определите слогораздел и дайте характеристику построения слогов в них. · Отметьте позиционные изменения редуцированных: а) слабые и сильные позиции редуцированных гласных (5 слов); б) напряженные редуцированные (все случаи в тексте) · Случаи ассимиляции (по глухости/звонкости, месту и способу образования). · Случаи появления неорганических звуков. · Отражение падения редуцированных в виде: а) пропуска редуцированных; б) мены букв ъ и ь; в) написаний о, е в соответствии с ъ, ь. 3.3. Проанализируйте результаты фонетических процессов праславянской эпохи: 3.3.1. Найдите в тексте рефлексы satəm – centum, подтвердите параллелями из индоевропейских языков. 3.3.2. Найдите случаи появления славянского h из *s, определите характер появления (фонетический или аналогический). 3.3.3. Тенденция к восходящей звучности: · Укажите случаи появления протетических согласных, приведите необходимые параллели. · Обозначьте случаи монофтонгизации дифтонгов (3-4 примера), чередования, обусловленные монофтонгизацией. · Обозначьте носовые гласные (3-4 примера), а также новые сочетания гласного с носовым согласным на месте бывшего дифтонгического сочетания (если такие сочетания есть). · Рефлексы сочетаний типа *tort, *telt и под. · Рефлексы сочетаний *ort, *olt. · Рефлексы сочетаний редуцированных с плавными (укажите, где слоговой плавный, где сочетание «плавный+редуцированный»). · Результаты диссимиляции и упрощения групп согласных *tt, *pn, *bt, *tm и т.д.
3.3.4. Закон слогового сингармонизма: · Отметьте результаты I, II, III переходных смягчений (палатализаций) заднеязычных согласных. · Отметьте рефлексы изменений согласных под воздействием *j.
4. Морфологический анализ В предложенном отрывке дайте морфологическую характеристику всем словоформам в зависимости от частеречной принадлежности по следующей схеме: Имя существительное: Начальная форма (И. п., ед. ч.); род, тип склонения и вариант (если есть), здесь же отметьте случаи позднейших изменений, произошедших в склонении; падеж; число. Имя прилагательное: Н.ф. (И. п., ед. ч., м. р.); разряд по значению, а также словообразовательные суффиксы, характерные для прилагательных определенных разрядов; форма (именная или местоименная); тип и вариант склонения (у именных форм); число; падеж; если прилагательное употреблено в сравнительной степени, укажите средства выражения последней. Местоимение: Н.ф. (И. п., ед. ч., кроме возвратного местоимения); а) у личных местоимений: лицо; число; падеж; полная или энклитическая форма; б) у неличных местоимений: семантический разряд; вариант склонения (твердый, мягкий, смешанный); род (если есть), число (если есть); падеж. Счетное слово: Н.ф. (определяется в зависимости от принадлежности к определенному лексико-грамматическому классу); род (если есть); число (если есть); разряд (количественное или порядковое); простое или составное. Глагол: Н.ф. (инфинитив); наклонение; у глаголов в изъявительном наклонении – время (у глаголов в прошедшем и будущем времени конкретизируйте временное значение: аорист, имперфект, будущее сложное первое и т.д.); класс глагола; тип основы инфинитива (у прошедших времен); лицо; число; род (у аналитических глагольных форм); грамматические средства образования глагольной формы. Причастие: Н.ф. (как у прилагательных); время; залог; класс глагола или тип основы инфинитива (в зависимости от временной формы); именная или местоименная форма; тип склонения; род; число; падеж. Инфинитив и супин: тип основы инфинитива; случаи смешения инфинитива и супина. Наречие: разряд по значению; способ образования.
У всех знаменательных частей речи укажите синтаксическую функцию. Служебные части речи: а) предлоги: первичный или новый; конкретизация падежного значения; б) союзы: сочинительный или подчинительный; характер выражаемых отношений; в) частицы: разряд; значение в контексте. 1. Синтаксический анализ · Разделите текст на простые предикативные единицы, охарактеризуйте их по типу грамматической основы (двусоставные, в том числе неполные; односоставные: определенно-личные, назывные и т.д.). · Определите характер связи простых единиц в составе сложного целого; назовите отношения, выражаемые подчинительной связью, обозначьте средства синтаксической связи. · Назовите средства обозначения субъекта, перечислите типы сказуемого и особенности его выражения. · Обозначьте функции причастий в тексте. · Назовите типы межсловной связи, обратите внимание на особенности согласования субъекта и предиката. · Обозначьте особенности управления в тексте, выделите значения падежных форм, отметьте «двойные падежи» (если они есть в тексте). · Отметьте оборот «дательный самостоятельный». · Проанализируйте способы включения чужой речи в текст. · Проанализируйте синтаксические явления текста в связи с его жанровой спецификой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.01 с.) |