Выполнение домашних заданий по темам практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнение домашних заданий по темам практических занятий



 

Некоторые задания, указанные в рекомендациях к практическим занятиям (см. раздел 5), могут быть предложены для самостоятельного выполнения.

Самостоятельно осваиваются принципы фонетической транскрипции старославянского текста, полученные навыки закрепляются на практических занятиях при транскрибировании текстов.

 

Образец транскрипции текста [1]

бh же тq стадо свино пасомо велие при горh. ³ молиш# и вьси бhси гл\mе. посъли ны вь свини> да вь н# вьнидемь. ³ абие повелh имъ исъ. ³ ишедъше дси нечисти. вьнид@ вь свини>. ³ qстръми с# стадо по брhгq въ море. бh же ихъ hко дъвh тыс@mи. ³ qтопаах@ въ мори. ³ пас@mи свини> бhжаш#. ³ вьзвhстиш# въ градh и на селhхъ. ³ прид@ видhтъ что естъ бывшее (Мк. V, 11 – 14.).

 

[b˙ä́ ˆ ž’e tú stádo sv˙inó / pasómo v˙él˙ǐje pr˙i ˆ gor˙ä́ / i ˆ mol˙íš’ę ˆ i v˙əs’í b˙ä́s˙i glagól’o˛š’ˆt’e / posəl˙í ní v˙ə ˆ sv˙in˙ǐ́ję / da ˆ v˙ə ˆ n’ę́ v˙ən˙íd˙em˙ə / i ˆ áb˙ǐje pov˙el˙ä́ ímə iisúsə / i ˆjiš’édəš’e dús’i n˙eč’íst˙ǐji v˙ən˙idó˛ v˙ə ˆ sv˙in˙ǐ́ję / i ˆ ustrəm˙í ˆ s˙ę stádo po ˆ br˙ä́gu və ˆ mór’e / b˙ä́ ˆ ž’e íhə jáko dəv˙ä́ tíso˛š’ˆt’i / i ˆ utapáaho˛ və ˆ mór’i / i ˆ pas󲚒ˆt’i sv˙in˙ǐ́ję b˙äž’áš’ę / i ˆ v˙əzv˙äst˙íš’ę və ˆ grád˙ä i ˆ na ˆ s˙el˙ä́hə / i ˆ pr˙idó˛ v˙íd˙ätə / č’tó jéstə bívš’eje//]

 

Комментарии к транскрипции:

1. Транскрипция дается буквами латиницы. Специальными знаками обозначаются: а) шипящие согласные ш [š’], ж [ž’], ч [č’], жд [ž’ˆd’], m [š’ˆt’]; б) гласный h [ä], в соответствии с произношением, – открытый гласный переднего ряда; в) носовые гласные @ [о] и # [ę]; г) редуцированные гласные ъ [ə], ь [ə]; д) гласный ы [i].

2. В транскрипции используются следующие надстрочные знаки: – мягкость согласного, ˙ – полумягкость согласного, ˇ – напряженность, ˆ – над согласными обозначает их слитность, между словами указывает на одно фонетическое слово, состоящее из нескольких лексических, – над ə указывает на непередний характер редуцированного. Подстрочный знак используется для обозначения ы.

3. Паузы внутри фрагмента обозначаются слэшем (/), конец фрагмента обозначается двойным слэшем (//)

Выполнение итоговой контрольной работы

 

Работа представляет собой комплексный (фонетический, морфологический, синтаксический) анализ предложенного преподавателем текста. Текст выдается на 4-м практическом занятии. Готовая работа сдается на последнем практическом занятии. Для подготовки необходимо пользоваться литературой и словарями, указанными в разделе 7.

 

Схема анализа текста

1. Сделайте литературный перевод из предложенного отрывка старославянского текста.

2. Анализ графических особенностей текста.

2.1.Расшифруйте титловые сокращения, определите функции надстрочных знаков, имеющихся в тексте.

2.2. Найдите графические свидетельства того, что текст а) был написан кириллицей; б) переведен из глаголицы в кириллицу.

3. Фонетический анализ

3.1. Пользуясь этимологическими словарями, реконструируйте индоевропейскую (и/или праславянскую) форму, обязательно – корень, если возможно, – аффиксы и флексии; обоснуйте, где необходимо, индоевропейскими параллелями.

3.2. Проанализируйте фонетические явления письменной эпохи, зафиксированные в тексте:

· Проиллюстрируйте реализацию тенденции к восходящей звучности в слоге: в 3-х любых неодносложных словах определите слогораздел и дайте характеристику построения слогов в них.

· Отметьте позиционные изменения редуцированных: а) слабые и сильные позиции редуцированных гласных (5 слов); б) напряженные редуцированные (все случаи в тексте)

· Случаи ассимиляции (по глухости/звонкости, месту и способу образования).

· Случаи появления неорганических звуков.

· Отражение падения редуцированных в виде: а) пропуска редуцированных; б) мены букв ъ и ь; в) написаний о, е в соответствии с ъ, ь.

3.3. Проанализируйте результаты фонетических процессов праславянской эпохи:

3.3.1. Найдите в тексте рефлексы satəm – centum, подтвердите параллелями из индоевропейских языков.

3.3.2. Найдите случаи появления славянского h из *s, определите характер появления (фонетический или аналогический).

3.3.3. Тенденция к восходящей звучности:

· Укажите случаи появления протетических согласных, приведите необходимые параллели.

· Обозначьте случаи монофтонгизации дифтонгов (3-4 примера), чередования, обусловленные монофтонгизацией.

· Обозначьте носовые гласные (3-4 примера), а также новые сочетания гласного с носовым согласным на месте бывшего дифтонгического сочетания (если такие сочетания есть).

· Рефлексы сочетаний типа *tort, *telt и под.

· Рефлексы сочетаний *ort, *olt.

· Рефлексы сочетаний редуцированных с плавными (укажите, где слоговой плавный, где сочетание «плавный+редуцированный»).

· Результаты диссимиляции и упрощения групп согласных *tt, *pn, *bt, *tm и т.д.

 

3.3.4. Закон слогового сингармонизма:

· Отметьте результаты I, II, III переходных смягчений (палатализаций) заднеязычных согласных.

· Отметьте рефлексы изменений согласных под воздействием *j.

 

4. Морфологический анализ

В предложенном отрывке дайте морфологическую характеристику всем словоформам в зависимости от частеречной принадлежности по следующей схеме:

Имя существительное: Начальная форма (И. п., ед. ч.); род, тип склонения и вариант (если есть), здесь же отметьте случаи позднейших изменений, произошедших в склонении; падеж; число.

Имя прилагательное: Н.ф. (И. п., ед. ч., м. р.); разряд по значению, а также словообразовательные суффиксы, характерные для прилагательных определенных разрядов; форма (именная или местоименная); тип и вариант склонения (у именных форм); число; падеж; если прилагательное употреблено в сравнительной степени, укажите средства выражения последней.

Местоимение: Н.ф. (И. п., ед. ч., кроме возвратного местоимения);

а) у личных местоимений: лицо; число; падеж; полная или энклитическая форма;

б) у неличных местоимений: семантический разряд; вариант склонения (твердый, мягкий, смешанный); род (если есть), число (если есть); падеж.

Счетное слово: Н.ф. (определяется в зависимости от принадлежности к определенному лексико-грамматическому классу); род (если есть); число (если есть); разряд (количественное или порядковое); простое или составное.

Глагол: Н.ф. (инфинитив); наклонение; у глаголов в изъявительном наклонении – время (у глаголов в прошедшем и будущем времени конкретизируйте временное значение: аорист, имперфект, будущее сложное первое и т.д.); класс глагола; тип основы инфинитива (у прошедших времен); лицо; число; род (у аналитических глагольных форм); грамматические средства образования глагольной формы.

Причастие: Н.ф. (как у прилагательных); время; залог; класс глагола или тип основы инфинитива (в зависимости от временной формы); именная или местоименная форма; тип склонения; род; число; падеж.

Инфинитив и супин: тип основы инфинитива; случаи смешения инфинитива и супина.

Наречие: разряд по значению; способ образования.

 

У всех знаменательных частей речи укажите синтаксическую функцию.

Служебные части речи: а) предлоги: первичный или новый; конкретизация падежного значения; б) союзы: сочинительный или подчинительный; характер выражаемых отношений; в) частицы: разряд; значение в контексте.

1. Синтаксический анализ

· Разделите текст на простые предикативные единицы, охарактеризуйте их по типу грамматической основы (двусоставные, в том числе неполные; односоставные: определенно-личные, назывные и т.д.).

· Определите характер связи простых единиц в составе сложного целого; назовите отношения, выражаемые подчинительной связью, обозначьте средства синтаксической связи.

· Назовите средства обозначения субъекта, перечислите типы сказуемого и особенности его выражения.

· Обозначьте функции причастий в тексте.

· Назовите типы межсловной связи, обратите внимание на особенности согласования субъекта и предиката.

· Обозначьте особенности управления в тексте, выделите значения падежных форм, отметьте «двойные падежи» (если они есть в тексте).

· Отметьте оборот «дательный самостоятельный».

· Проанализируйте способы включения чужой речи в текст.

· Проанализируйте синтаксические явления текста в связи с его жанровой спецификой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.012 с.)