Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и методика преподавания практических занятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Чтение старославянского текста. Принципы фонетической транскрипции (2 часа)
Для подготовки к практическому занятию необходимо познакомиться с правилами чтения старославянского текста. Основные правила чтения: · При чтении обязательно расшифровываются слова под титлами (специальными надстрочными знаками, служащими для сокращения слов). · Все буквы в словах «прочитываются», при этом читать следует, как написано. Так, гласные и в ударных, и в безударных позициях читаются одинаково. Например, не допускается акающее произношение. · Особое внимание нужно обратить на те звуки, которые отсутствуют в современном русском языке (звуковое значение всех букв кириллицы приведено в Приложении к данному пособию): 1. носовые гласные @, # читаются как о с носовым призвуком и е с носовым призвуком. Если сложно читать таким образом, можно в конце артикуляции произносить согласный н; 2. гласный h произносился в старославянском как а переднего ряда [ä]; 3. редуцированные гласные ъ и ь следует читать соответственно как краткий гласный, средний между [о] и [у] и как гласный, средний между [е] и [и]*; 4. йотированные буквы ", >, \, ~, ю читаются по-разному в зависимости от положения в слове (аналогично современным русским е, ё, ю, я); 5. буквы m, æä произносятся как мягкие [š’ˆt’] и [ž’ˆd’]*. На занятии закрепляются навыки чтения и перевода старославянского текста. Для работы предлагаются тексты из Приложения к данному пособию или из сборника упражнений по старославянскому языку [Бондалетов, Самсонов, Самсонова 2003]. Вторая часть занятия посвящена транскрибированию фрагментов прочитанного текста (текстов). Правила транскрибирования и образец фонетической транскрипции даны в разделе 6. 2. История славянских азбук. Старославянская графика (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Древние славянские азбуки – глаголица и кириллица. Источники азбук. 2. Проблема авторства глаголицы и кириллицы (какую азбуку создал Константин), ареал распространения. 3. Особенности кириллической графики: количество букв и числовые значения, буквы-лигатуры, в том числе йотированные буквы, буквы-дублеты, основные надстрочные знаки и их функции, соответствие букв глаголицы и кириллицы. Литература: Ремнева, 2004. С. 40 – 55; Хабургаев, 1974. С. 27 – 39, 53 – 59; Селищев, 1951. С. 35 – 67; Истрин, 1988. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 28, 29, 37, 38, 44, 49, 54, 55, 58.
3. Вокализм старославянского языка (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем старославянского языка: ряд, подъем, лабиальность, назальность. 2. Сочетаемость гласных с твердыми / мягкими согласными. Позиционные вариации гласных фонем. 3. Место редуцированных в системе старославянских гласных. Слабые и сильные позиции редуцированных. 4. «Напряженные редуцированные» как варианты редуцированных фонем и фонем полного образования <и> и <ы>. 5. Гласные в абсолютном начале слова. Протетические согласные. Литература: Ремнева, 2004. С. 71 – 76, 80; Хабургаев, 1974. С. 88 – 93, 96 – 98; Иванова, 1997. С. 51 – 52, 55 – 59; Кудрявцев, 1997. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 77, 81, 82, 86, 89, 97, 101, 102,104, 84. Самостоятельная работа по теме «Фонетическая транскрипция».
4. Консонантизм старославянского языка (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем: место и способ образования, участие голоса, степень звучности (глухость / звонкость), палатальность / велярность. 2. Противопоставление согласных по глухости / звонкости, твердости / мягкости. Полумягкие согласные. 3. Согласные р, л. Возможность плавных согласных быть слогообразующими в старославянском языке. Графическое обозначение слогового характера р, л. Литература: Ремнева, 2004. С. 81 – 89; Хабургаев, 1974. С. 98 – 103; Иванова, 1997. С. 64 – 67. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 112, 113, 116 – 119, 126, 128, 124.
5. Особенности индоевропейского вокализма и консонантизма (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Система гласных индоевропейского праязыка: долгие и краткие гласные, дифтонги и дифтонгические сочетания. 2. Особенности индоевропейского вокализма. Смычные лабиальные и придыхательные согласные, вопрос об их общеиндоевропейском характере. 3. Явление satəm- и centum. Восточно- и западноиндоевропейская ветви. Литература: Ремнева, 2004. С. 102 – 107; Хабургаев, 1974. С. 110 – 112, 138 – 141; Камчатнов, 2000, 33 – 36; Селищев, 1951, С. 176 – 194; Мейе, 2000. С. 15 – 65. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 182, 190, 194, 207, 208. Работа с Этимологическим словарем русского языка М. Фасмера (СПб, 1996): реконструкция индоевропейского вида корней в словах из предложенного текста.
6. Происхождение славянских гласных из индоевропейских долгих и кратких (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Гласные, различающиеся количественными (квантитативными) характеристиками. 2. Появление новых славянских гласных в результате интонационных изменений и утраты квантитативности. Литература: Ремнева, 2004. С. 115 – 119; Хабургаев, 1974. С. 112 – 117; Селищев, 1951. С. 112 – 116, 120 – 127, 133 – 134, 136 – 138; Мейе, 2000. С. 39 – 46. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 182, 199, 200, 201, 205. Прочитайте и переведите старославянский текст № 1 (см. Приложение). Выберите несколько слов с корнями индоевропейского происхождения (не заимствованных). Воспользовавшись этимологическим словарем русского языка М. Фасмера (СПб, 1996), определите, каким индоевропейским гласным соответствуют славянские гласные в родственных корнях.
7. Происхождение славянского согласного h (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Появление h из * s в определенных фонетических условиях. 2. Возникновение h в результате грамматической аналогии. 3. Звукоподражательное происхождение h. Литература: Ремнева, 2004. С. 108 – 110; Хабургаев, 1974. С. 140 – 141; Селищев, 1951, С. 184 – 194. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 211–216.
8. Монофтонгизация дифтонгов (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Дифтонги как фонетические единицы, противоречащие открытости слога. Устранение дифтонгов в праславянском языке. Зависимость характера изменений от фонетической позиции в слове: монофтонгизация и распадение. 2. Новые славянские гласные дифтонгического происхождения. 3. Чередования, возникшие в результате монофтонгизации дифтонгов. Литература: Ремнева, 2004. С. 126 – 129; Хабургаев, 1974. С. 121 – 126; Селищев, 1951. С. 117 – 119, 127 – 129, 134 – 136; Мейе, 2000. С. 46 – 49. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 217, 218, 220. Прочитайте и переведите текст № 2 (см. Приложение). Выберите слова, в корнях которых присутствуют звуки [u], [i], [ě], и, опираясь на данные этимологических словарей (см. раздел 7), определите их происхождение.
9. Образование носовых гласных (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Утрата дифтонгических сочетаний с носовыми согласными. Диалектный характер этого процесса. 2. Чередования, возникшие в результате образования носовых гласных. Литература: Ремнева, 2004. С. 129 – 131; Хабургаев, 1974. С. 127 – 128; Селищев, 1951. С. 139 – 148. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 225, 228 – 233, 235. 10. Изменение сочетаний гласных с плавными согласными (4 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Три типа дифтонгических сочетаний гласных с плавными согласными r, l. 2. Особенности изменения сочетаний типа *tort в разных славянских языковых группах. Южнославянское неполногласие и восточнославянское полногласие. Исконные сочетания ра, ла. 3. Судьба слов с полногласными и неполногласными сочетаниями в русском языке. 4. Изменение начальных сочетаний *ort, *olt в разных славянских диалектных группах. Вопрос о влиянии интонации на результаты изменений. 5. Два типа сочетаний редуцированных с плавными согласными в праславянском языке. Особенности изменения сочетаний типа *tъrt у южных славян. Графическое обозначение слоговых р и л. Литература: Ремнева, 2004. С. 132 – 138; Хабургаев, 1974. С. 128 – 138; Селищев, 1951. С. 160 – 175; Мейе, 2000. С. 57 – 65. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 240, 241, 243, 245, 249, 254, 257 – 260, 261, 263, 267. Прочитайте и переведите текст № 3 (см. Приложение). Найдите в данном фрагменте слова, содержащие результаты изменения дифтонгических сочетаний гласных с плавными согласными (неполногласие, слоговые плавные). Обоснуйте ваш выбор.
11. Упрощение и диссимиляция групп согласных (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Упрощение и диссимиляция геминат. 2. Упрощение групп согласных как результат действия тенденции к восходящей звучности. 3. Чередования, вызванные данными фонетическими процессами. Литература: Ремнева, 2004. С. 111, 124 – 126; Хабургаев, 1974. С. 155 – 159; Селищев, 1951. С. 210 – 217. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 268 – 270, 271, 272, 274.
12. Контрольная работа по теме «Тенденция к восходящей звучности» (2 часа)
Варианты заданий
1. Дайте старославянские параллели к и.-е. словам и реконструкциям: I вариант: лит. Krantas; II вариант: сскр. meile ‘любовь’; III вариант: *ghoilo; IV вариант: *jēdti.
2. Восстановите исконный вид корня и определите, какие изменения произошли в славянских корнях: I вариант: кан@ти (капати); II вариант: нравъ; III вариант: слава; IV вариант: възрастъ.
3. Пользуясь и.-е. параллелями, определите в славянских корнях наличие слогового плавного согласного или сочетания плавный+редуцированный: I вариант: плътъ др.-лит. pluta; II вариант: гръло лит. gurklys; III вариант: бльскъ др.-исл. blikia; IV вариант: зрьно др.-лит. žirnis.
4. Найдите чередования звуков в следующих словах и объясните их происхождение: I вариант: брати с# – борьць; II вариант: пити – пь~ши; III вариант: плести – плететъ; IV вариант: д@ти – надъменъ.
13. Палатализации заднеязычных согласных и смежные с ними процессы (4 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Закон слогового сингармонизма и его сущность. 2. Первое переходное смягчение (палатализация) заднеязычных согласных *k, *g, *h. 3. Вторая палатализация перед гласными дифтонгического происхождения. Третья («бодуэновская») палатализация, непоследовательность ее протекания. 4. Смягчение групп согласных перед гласными переднего ряда. Литература: Ремнева, 2004. С. 138 – 140, Хабургаев, 1974. С. 143 – 151; 146 – 154; Селищев, 1951. С. 199 – 207. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 282, 283, 285, 288, 290, 292, 293, 295 – 298, 300. Прочитайте и переведите текст № 4 (см. Приложение). Проанализируйте слова, содержащие результаты 1-й, 2-й и 3-й палатализаций.
14. Взаимодействие согласных с *j (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Смягчение согласных под воздействием *j как результат действия закона слогового сингармонизма. 2. Особенности смягчения смычных зубных и губных под воздействием *j в разных диалектах праславянского языка. 3. Палатализация групп согласных перед *j. Литература: Ремнева, 2004. С. 141 – 146; Хабургаев, 1974. С. 152 – 155; Селищев, 1951. С. 208 – 210. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 306 – 309, 304, 311, 313. Прочитайте и переведите текст № 5 Приложения. Сделайте фонетическую транскрипцию первых пяти строк. Найдите в словах отрывка рефлексы палатализаций под воздействием гласных переднего ряда и *j.
15. Общая характеристика морфологической системы старославянского языка (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Средства выражения грамматических значений в праславянском и старославянском языке. 2. Части речи в старославянском языке. Грамматические категории, характеризующие имя и глагол. Счетные слова. 3. Служебные части речи. Проблема разграничения союзов и частиц. Переход знаменательных слов в служебные как активный процесс. Литература: Ремнева, 2004. С. 165 – 166; Хабургаев, 1974. С. 160 – 161, 346 – 365; Бернштейн, 1974. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 346, 351, 353.
16. Грамматические категории существительного (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Категория рода. Грамматический характер родовой принадлежности большинства существительных. Средства оформления родовой отнесенности. Колебания в роде. 2. Категория числа. Трехчленная числовая парадигма. Собирательные существительные. Группы singularia и pluralia tantum. 3. Категория падежа. Вопрос о числе падежей в старославянском языке. Звательная форма. 4. Праславянское склонение в сравнении с индоевропейским. Изменение средств, оформляющих склонения, в результате общеславянских фонетических процессов. Литература: Хабургаев, 1974. С. 161 – 166; Ремнева, 2004. С. 167 – 179; Кузнецов, 2006. С. 9 – 88; Бернштейн, 1974. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 356, 359, 362, 364, 365, 367.
17. Склонение на *ā, *jā, *ŏ, *jŏ (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Образование твердого и мягкого вариантов продуктивных типов склонения. Стимулирование данного процесса действием закона слогового сингармонизма. 2. Склонения на * ā, * ŏ: система падежных окончаний, их появление на базе индоевропейских основообразующих суффиксов и флексий. Соотносительные флексии твердого и мягкого вариантов. Литература: Ремнева, 2004. С. 180 – 185; Хабургаев, 1974. С. 166 – 173, 188 – 192; Мейе, 2000. С. 318 – 321, 323 – 330; Бодуэн де Куртенэ, 1963. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 370, 379, 436, 443, 385, 376, 389.
18. Склонение существительных с древними основами на *ŭ, *ĭ (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Склонение на * ŭ как исчезающий тип склонения. Ограниченное число слов, изменяющихся по данному типу. Следы чередований вариантов основообразующего элемента во флексиях. Взаимодействие ŏ- и ŭ- склонений. 2. Слова, относящиеся к древнему ĭ- склонению. Ступени чередования древнего основообразующего элемента. Взаимодействие ĭ- склонения и мягкой разновидности ŏ-склонения. Литература: Ремнева, 2004. С. 185 – 189; Хабургаев, 1974. С. 173 – 179, 188 – 192; Мейе, 2000. С. 330 – 338. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 403, 394. Из упражнений 422 и 423 выберите слова, исторически относившиеся к склонениям на * ŭ и * ĭ, Отметьте изменения, которые отразились в их склонении. Обратитесь к текстам № 6, 7 Приложения, найдите слова, употребляющееся с «неисконными» окончаниями. В чем заключается особенность употребления данных окончаний?
19. Консонантное склонение (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Консонантный тип как исчезающее склонение, появившееся в результате объединения нескольких индоевропейских склонений. Реконструкция семантики основообразующих суффиксов. 2. Противопоставленность основы И.-В. п. и основы косвенных падежей склонения на согласный. Вопрос о разграничении склонения на * ū и консонантного склонения. 3. Влияние продуктивных типов на консонантное склонение.
Литература: Ремнева, 2004. С. 189 – 194; Хабургаев, 1974. С. 179 – 185, 188 – 192; Мейе, 2000. С. 338 – 345. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 413, 420, 419; из упражнений 422 и 423 выберите слова, относившиеся к склонению на согласный и *ū. Объясните происхождение новых флексий.
20. Местоимение в старославянском языке (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Личные местоимения. Архаичность склонения. Возвратное местоимение, общность склонения возвратного и личных местоимений. 2. Использование указательных местоимений в функции личных (при указании на 3 лицо). 3. Неличные местоимения: семантические разряды, особенности склонения. «Разносклоняемые» местоимения. Литература: Хабургаев, 1974. С. 208 – 226; Ремнева, 2004. С. 208 – 221; Гадолина, 1963; Мейе, 2000. С. 347 – 357, 363 – 367. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 468, 488, 476, 480, 487, 491, 493, 496. Почитайте и переведите текст № 8 Приложения. Выпишите местоимения и дайте им полную морфологическую характеристику. Укажите функции указательных местоимений (в роли личных, анафорическая, дейктическая).
21. Имя прилагательное (4 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Семантические разряды прилагательных. Словообразовательные аффиксы, маркирующие каждый из разрядов. 2. Склонение именных прилагательных. 3. Образование местоименных (полных) прилагательных для индивидуализации признака по отношению к описываемому объекту. Дальнейшая синтаксическая дифференциация именных и местоименных форм. 4. Сравнительная степень: способы образования, склонение. Относительная и абсолютная превосходная степень. Литература: Ремнева, 2004. С. 194 – 208; Хабургаев, 1974. С. 226 – 246; Селищев, 1952. С. 125 – 140; Толстой, 1999. С. 52 – 170. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 504, 505, 503, 515, 523, 531, 540.
22. Счетные слова (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Отсутствие лексико-грамматического класса числительных. Счетные местоимения, прилагательные и существительные. Склонение счетных слов. 2. Порядковые счетные слова. Литература: Ремнева, 2004. С. 222 – 229; Хабургаев, 1974. С. 246 – 251; Супрун, 1961. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 548, 550, 547, 555.
23. Грамматические категории и формы старославянского глагола (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Грамматические категории старославянского глагола и средства их выражения. Вопрос об оформленности вида в старославянском языке. Изменяемые и неизменяемые формы. 2. Две формообразующие основы. Классы глагола. Типы основ инфинитива. Литература: Ремнева, 2004. С. 229 – 239; Хабургаев, 1974. С. 251 – 258; Иванова, 1997. С. 131 – 136; Бунина, 1959; Мейе, 2000. С. 161 – 193, 222 – 245; Вайан, 1952. С. 283 – 376. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 559, 567, 570.
24. Настоящее и будущее время (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Настоящее и будущее простое время глагола: спряжение тематических и нетематических глаголов. 2. Первое сложное будущее время: образование и спряжение. И.К. Бунина о значении первого сложного будущего. Вопрос об отнесении форм нач#ти+инфинитив, хотhти+инфинитив к первому сложному будущему. 3. Втрое сложное будущее (преждебудущее) как относительное время. Образование и спряжение. Литература: Ремнева, 2004. С. 239 – 250; Хабургаев, 1974. С. 258 – 267; Иванова, 1997. С. 136 – 139; Бунина, 1959; Мейе, 2000. С. 221 – 225, 245 – 258. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 574, 575, 577, 582, 585, 586.
25. Простые прошедшие времена (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Аорист и его виды (простой, древний сигматический, новый). Особенности образования аориста от разных глагольных основ. 2. Особенности образования и семантика славянского имперфекта. Литература: Ремнева, 2004. С. 250 – 269; Хабургаев, 1974. С. 268 – 283; Иванова, 1997. С. 139 – 147; Бунина, 1959; Мейе, 2000. С. 198 – 207, 218 – 221. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 597, 598, 591, 593. Прочитайте и переведите текст № 9 Приложения. Выпишите все формы простых прошедших времен и дайте им полную морфологическую характеристику. Обратите внимание на контекстные условия их употребления. Составьте небольшой повествовательный текст (7 – 8 предложений), стилизованный под старославянский, для обозначения прошедших событий используйте формы аориста и имперфекта. При составлении текста учитывайте значения этих времен. Постарайтесь употребить формы от разных типов основ. При работе воспользуйтесь Старославянским словарем [Словарь 1994].
26. Аналитические прошедшие времена (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Славянский перфект: значение, образование, спряжение. 2. Плюсквамперфект как относительное прошедшее время. Сходство модели образования плюсквамперфекта и преждебудущего времени. Литература: Ремнева, 2004. С. 269 – 273; Хабургаев, 1974. С. 283 – 286; Бунина, 1959; Мейе, 2000. С. 210 – 212. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 613, 617. Составьте небольшой текст, стилизованный под старославянский (см. задание к предыдущему практическому занятию), в котором по возможности используйте формы перфекта и плюсквамперфекта. Проанализируйте их значения.
27. Ирреальные наклонения (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Славянский императив. Образование форм повелительного наклонения по модели индоевропейского желательного наклонения (оптатива). Дефектность парадигмы спряжения в императиве. Компенсация отсутствующих форм. 2. Сослагательное наклонение: значение, образование, спряжение. Литература: Ремнева, 2004. С. 273 – 278; Хабургаев, 1974. С. 286 – 291; Бунина, 1959; Вайан, 1952. С. 251 – 255, 281 – 282. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 630, 632, 622, 623
28. Контрольная работа по теме «Глагол» (2 часа)
Переведите предложенный фрагмент текста. Выпишите все спрягаемые глагольные формы и дайте их морфологическую характеристику.
29. Причастия в старославянском языке (2 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени: образование, склонение. Функционирование кратких (именных) и полных (местоименных) форм. 2. Страдательные причастия. Формообразующие суффиксы страдательных причастий. Ограниченность образования страдательных причастий настоящего времени от нетематических основ. Склонение кратких и полных форм. Литература: Ремнева, 2004. С. 279 – 296; Хабургаев, 1974. С. 291 – 308; Мейе, 2000. С. 194 – 198, 207 – 210, 214 – 218, 267 – 271. Практическая часть: Упражнения из сб. В.Д. Бондалетова и др.: 649, 656, 646, 648, 653, 658, 660, 665, 669.
30. Синтаксис старославянского текста (4 часа)
Вопросы для обсуждения: 1. Порядок слов в предложении. Ударяемые и безударные слова. 2. Типы простых предложений. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Конструкции с двойными падежами: значение и синтаксические функции. «Именительный предикативный». Выражение второстепенного действия. 3. Типы межсловной связи. Предложное и беспредложное управление. Основные падежные значения. 4. Проблема границ в старославянском предложении. Особенности сочинительной связи. 5. Аналоги подчинительной связи. «Пояснение». Функции союзов. Оборот «дательный самостоятельный». 6. Способы передачи чужой речи. Литература: Ремнева, 2004. С. 305 – 316; Хабургаев, 1974. С. 366 – 427; Вайан, 1952. С. 389 – 413; Ломтев, 1956; Мейе, 2000. С. 380 – 394; Правдин, 1956; Правдин, 1958; Стеценко, 1977; Творительный падеж..., 1958; Ходова, 1963; Ходова, 1980. Практическая часть: Сделайте синтаксический анализ текстов №1, 10 – 12 (см. Приложение) по принципу «от сложного к простому», учитывая по возможности все обсуждавшиеся выше вопросы.
6. Структура и методика проведения самостоятельной работы студентов
Цель организации самостоятельной работы студентов – закрепить информацию, полученную на занятиях, углубить навыки перевода и лингвистической интерпретации старославянских текстов, освоить темы, не вошедшие в лекционный курс, а также подготовиться к промежуточной и итоговой аттестации. Предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.01 с.) |