Сравнительная характеристика учебных программ по изо (традиционная программа Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин и экспериментальная программа Б. М. Неменского). – смотреть в файле 25-50 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика учебных программ по изо (традиционная программа Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин и экспериментальная программа Б. М. Неменского). – смотреть в файле 25-50



До 70-х годов существовала только одна программа Ростовцева - традиционная. В 70-е годы Неменский выступил с эксперементальной программой — дать базовые знания ИЗО-граммоты. Цель — сформировать в ученике художника, чувствовал чтобы он, эмоционально переживал. Суть споров — цель в советской школе — дать базовые знания. Цели Неменского в это не вписывались.

Ответ: У Кузина - научность обучения, наглядность обучения, систематичность и последовательность обучения. Сознательность и активность. Всеобщее художественное воспитание, преподавание как единство обучения, единство практической деятельности и развитие эстетического восприятия, единство работы на плоскости и объемно-пространственные виды деятельности, развитие художественного восприятия. Единство требований искусства и педагогических, реализация этого в работах учащихся

У Неменского — Закон художественного наблюдения, принцип освоения прожитого. Постоянство связи с жизнью, принцип единой формы и содержания в процессе обучения, принцип создания потребности преображения.

Задачи: основы знаний, обучающая, воспитывающая, развивающая: навыков и умения в практике. Чувства пропорций, характер. Единство изобразительной и трудовой деятельности на уроках. Интеграция с мызыкой, литературой, историей

Ростовцев, Кузин

46. Проблемы оценки и отметки в художественном образовании. – посмотреть в файле 1-25

Оценка — ай, молодец! Отметка то, что ставится * журнал Оценка и отметка - форма контроля за успеваемостью. Важно менять виды контроля

Контрольная проверка результатов является обязательной. С ее помощью осуществляется обратная связь к педагогу. Виды контроля:

- предварительный до изучения;

- текущий (во время),

- периодический или рубежный контроль (после периода обучения - четверть или полугодие)

- итоговый контроль (в конце года).

Оценка - заключение о характере и результатах ученической деятельности, качествах его личности и поведения. Оценка может быть качественной (хорошо) и количественной (1, 2, 3, 4, 5).

Пед оценки:

Положительные (похвала, одобрение)

Отрицательные (замечание).

Амбивалентные (двойственные -3/4).

Контроль производится систематически (разные формы опроса), индивидуальный подход при оценивании, классность, информирование.

Оценка затрагивая личные качества не должна даваться публично (1 на 1).

Методы/формы контроля: Письменные, устные, практические, тесты:

- устный - фронтальный опрос, чтении, изложение, опрос;

- письменный контроль - диктант, сочинение;

- тест - набор стандартизированных заданий по определенной теме.

Комплексные методы - поурочный бал.

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе.

Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах. Практически везде принята 5-ти бальная система отметок. Но существуют и другие, например 10-12 бальные. Их чаще всего используют за рубежом. Имеют место 4-х и 3-х бальные системы, там где двойки на ставят. У оценки есть свои функции:

- с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика;

- оценка информирует ученика о его знаниях, выявляет уровень его знаний;

Есть несколько способов выставления оценки:

- нормативный - когда знания ученика оцениваются исходя из требований стандарта образования и программных требований;

- личностный — при котором ответ ученика сравнивается с его действиями и ответами в прошлом;

- сопоставленный — когда учитель сравнивает действия одного ученика с действиями другого.

Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика. При выставлении оценок учитель должен придерживаться следующих правил: Контроль знаний должен охватывать все важные элементы знаний умений и навыков уч-ся. При выставлении оценок учитель должен исходить из личностного и нормативного способа оценивания. При выставлении оценок учитель должен объяснить, почему именно так он оценил знания. При выставлении оценок учитель должен использовать разнообразные методы контроля. * Необходимо давать возможность ученикам насколько раз исправить оценку.

Кроме учительского контроля, при выставлении оценок должен присутствовать ученический самоконтроль и самооценка. Современная система оценок имеет свои отрицательные черты:

Для многих учеников оценка является конечной целью их учебной деятельности т. е. они учатся не ради получения знаний, а ради хор. оценки.

На уроках контролю знаний и оцениванию подвергается только часть учеников, поэтому учителю бывает трудно установить, как на самом деле ученики усвоили материал.

В школе становится главным оценка учителя, а самоконтролю и самооценке уделяется меньше внимания или же вообще не уделяется.

Часто оценка ученика становиться оценкой работы учителя. Такой подход мешает многим учителям объективно оценивать ответы.

Большую роль играет Вербальная оценка учителя, особенно если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе. Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.

*Методы контроля:

1. Текущая проверка (текущий контроль) - повседневная в форме наблюдения и оценки на протяжении всех этапов усвоения знаний.

2. Тематический контроль — проводиться в случае, если необходимы повторение и учет итогов по пройденной теме в целом

3. четвертная проверка (периодический контроль)

4. годовая, (заключительный контроль)

5. выпускные и переводные экзамены.

Устный контроль - индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос. Может сочетаться с выполнением устных и письменных упражнений. Устный опрос делиться:

индивидуальный — основательное знакомство с ЗУНами отдельных уч-ся., которые обычно вызываются к доске. Чаще всего это «сильные» уч-ки. Но бывает и наоборот (нужна поддержка).

комбинированный - сочетание группового, индивидуального и фронтального. Дается после прохождения объемной темы. Каждому уч-ку. дается задание разной степени сложности. уплотненный -

фронтальный - его цель проследить усвоение материала и определить готовы ли к восприятию новой темы. Проходит в виде беседы, уч-ся кратко отвечают на вопросы.

Письменный Контроль

Практическая проверка - проводиться по всем предметам, связанным с практическими навыками, но особенно велика ее роль в учете успеваемости по предметам: РИСОВАНИЕ, ЧЕРЧЕНИЕ, труд, физ-ра. Благодаря практической проверке выявляется умение применять знания в труде, жизни. Она представляет собой задания, которые требуют проведения опыта, трудовых операций, измерения.

Проверка домаш работ.

Программированный контроль- это альтернативный метод или метод выбора. Дается 3-4 варианта ответа, надо выбрать травильный. + одновременная проверка всех уч-ся. Минус - можно проверить лишь отдельные стороны усвоения знаний.

Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им, как показывает опыт, позволяет соотносить ребенку свои цели и планы с результатами Эффективность воспитания худож. творческ. активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках ИЗО привлекаются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля.

Самоконтроль или взаимоконтроль - дает возможность видеть результаты своей деятельности и товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути их исправления.

47. Виды детской изобразительной деятельности и их характеристика в школе (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, дизайн). – смотреть файл 25-50!

Графика, аппликация, тематическое рисование, рисование с натуры, лепка, живопись, оригамми.

Для осуществления учебно-воспитательных задач, программой предусматривается четыре вида занятий:

- рисование с натуры,

- тематическое;

- декоративное рисование;

- беседы об изобразительном искусстве.

Среди всех видов изобразительной деятельности, предусмотренных школьной программой, рисование с натуры является основным. Педагог вырабатывает у своих учеников способность правильно видеть окружающий мир: умение анализировать конструктивные особенности предметов, обобщать видимые формы, выделять в натуре характерное, воспринимать все многообразие красок окружающего мира. Процесс рисования с натуры требует от ученика постоянного сравнения видимых форм между собой На уроках формируется представление о плоской изобразительной поверхности, как своеобразном трехмерном пространстве, так развивается пространственное мышление. На этих уроках при изображении различных предметов быта и орудий труда, учитель постоянно проводит мысль о том, что внешний вид объектов складывается постепенно, в результате большой трудовой практике людей, и во многом связан с национальными художественными традициями.

На занятиях тематического рисования у чащиеся создают самостоятельные композиции на темы истории или окружающей действительности и заканчиваются иллюстрированием произведений русского фольклора и литературы. Рисование на темы одно из самых сильных средств идейного воспитания учащихся. Именно на этих уроках внимание детей направлено на наблюдение окружающей жизни, на освоение глубины содержания и яркости образов произведений устного народного творчества и литературы. Эти уроки являются одним из наиболее эффективных путей развития художественных. Творческих способностей учащихся, т. к. дает им больше возможности для проявления индивидуальных способностей Этот вид деятельности развивает творческое воображение детей. Организация предварительного наблюдения, обсуждение с учащимися возможных вариантов композиционного решения, объектов рисования, набросков и зарисовок с натуры - важный момент в методике проведении уроков тематического рисования. При проведении уроков иллюстрирования русских народных сказок или литературных произведений учитель выбирает и зачитывает те отрывки, которые наилучшим образом направят работу ребят. Большое значение на этих уроках имеет рабств с цветом как средством отображения реальной действительности, и выражением отношения рисующего к объектам Здесь, важное значение приобретают межпредметные связи - с литературой, историей, музыкой. Для иллюстрирования могут быть выбраны фольклорные произведения родного края.

Декоративное ри сование - одно из важных средств развития художественно- творческих способностей детей. Оно совершенствует умение обобщать, выделять в каждом предмете И явлении главное, типичное. Декоративное рисование развивает воображение, чувство ритма, понимание гармонии и равновесия, учит ценить конструктивную ясность и целесообразность. Здесь важная роль принадлежит знакомству с русским народным искусством, которое доставляет эстетическое наслаждение и рождает чувство национальной гордости. На уроках декоративного рисования учащиеся получают начальные сведения о специфике декоративно-прикладного искусства, которая заключается в сочетании эстетики и универсального использования в быту. Выполняя декоративные композиции в цвете, дети учатся добиваться гармоничных цветовых решений, основанных на сочетании сближенных ил контрастных цветов. Большую роль на этих уроках играют наглядные пособия, в качестве которых могут быть использованы произведения народного и промышленного декор. - прикладного искусства: изделия из дерева с различной росписью, резные изделия, глиняные игрушки, расписанные подносы, различные ткани, изделия из фарфора, стекла и метала. Важна взаимосвязь уроков декоративного рисования с уроками труда, так как реализация собственных замыслов доставляет детям радость и удовлетворение

Изучение произведений искусства имеет большое значение в нравственном и эстетическом воспитании учащихся в общем культурном развитии и расширении кругозора. Внимательное изучение произведений искусств обостряет и углубляет взгляд детей на мир, учит их видеть красоту вокруг. Занятия проходят в виде беседы с учениками, в которых рассказ учителя перекликается с опросом детей. Такая методика проведения уроков-бесед активизирует внимание и мышление школьников, учет их внимательнее изучать произведения, анализировать их, вникать в содержание, видеть какими средствами достигается выразительность. Беседа может быть посвящена знакомству с отдельными произведениями искусства, его видам и жанрам, беседы о жизни и творчестве художников или тематические беседы, в которых рассматриваются и обсуждаются картины разных художников, созданных на одну тему.

48. Формы организации работы по художественному образованию в системе дополнительного образования.

Кружки, студии, художественные школы. Чем отличаются? Факультативы — это теоретические занятия

Кружки — чисто практические цели, но продолжают учебную дятельность Студии — творческие цели (актеры, музыканты, художники) Доп. образование дает возможность более глубоко изучить предмет. Форма- организация пед. процесса в единстве: содержание +

цель- принципы- методы- формы + средства. Виды:

простые формы: это минимум методов и средств, посвящены 1 теме.

К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход и т. д.


 


Составные формы: это развитие простых или на их разнообразных сочетаниях: урок, конкурс проф. мастерства, трудовой десант, конференция КВН.

Пример: урок может включать в себя - беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады.

Комплексная форма: целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм: день открытых дверей, дни посвященные выбранной профессии, дни зашиты детей, неделя театра и т. д.

В зависимости от направления воспитания выделяют формы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания.

Формы организующие обучение: урок, лекция, семинар, зачет, консультация и т. д.

Т. Ж. Есть индивидуальные, групповые и коллективные формы деятельности уч-ся.

Сочетание на уроках ИЗО коллективных и индивидуальных форм работы — важное условие развития творчества. Пример: Урок1. уч-ся слушают песни, затем совместно обсуждая, выбирают сюжеты композиции, делают эскизы. По лучшим эскизам

коллективно выполняют рисунок композиции. Уч-ся делят на 2 группы м\ж ними соревнование. На 2х листах дети по очереди

рисуют, все по ходу обсуждается.

Урок 2 - группа детей делает совместный рисунок, а остальные индивидуальные. Итог- тематическая выставка

Ответ: Художественно-эстетич направ. является самым массовым и популярным в системе доп. образования. Занимает одно

из ведущих мест.

Постоянно растет число центров худ образования, картинных галерей, школ ДПИ и ИЗО. Увеличивается число объединений худ. направленности, особенно на базе общеобразоват. школ.

Особое место в воспит. и развивают воздейств, на личность занимает проблема приобщения детей к основам традиций народ. культуры(худ. ремесла). Сегодня в системе доп. образ, действуют центры народ. ремесел, творческие мастерские, студии и др. объединения, способствующие ранней проф. ориентации.

Это направ. поддерживает традиции семейного уклада, вековую приемственность артельного мастерства, вносит вклад в сохранение традиций народов России

Разработана система проведения Федеральных массовых мероприятий со школьниками по всем видам худ. творчества, как местные так и региональные: конкурсы, олимпиады и т. д.

Все это под эгидой Мин. кльтуры России и Росс. гос. домом народ, творчества и союзов художников и Т. Д

Разработка госполитики в обл. воспитания

Конкретно формы работы:

предмет Формы и задачи Характер работы, форма обучения
Станковое искусство Форма: Кружки живописцев, полиграфистов, скульпторов. Задачи: Работа с натуры и по воображению. Улучшить навыки в ИЗО грамоте. Практическая работа. Простая форма Составн. форма
дли Форма: Кружки, студии керамистов, игрушечников, текстильщиков, модельеров, конструкторов, дизайнеров. Задачи: развить и воспитать творческо-трудовые навыки в процессе создания художественной вещи. Практическая работа. Простая форма Составн. форма
Монументальное искусство Форма: Кружки, школы, студии монументалистов (витражи, мозаика, фреска), архитекто­ров, театральных художников. Фотокружок, (создание диапозитивов. Задачи: развивать умение создавать вещь по предварительному художественному замыслу. Практическая работа. Простая форма Составн. форма Комплексная форм.
История искусств Форма: Клуб юных искусствоведов. Задачи: Воспитывать привычку внимательного изучения живописи, скульптуры, графики. Развить навыки анализа худож. произведения. Закрепить умение работать с детской искусствоведческой литературой. Теоретическая работа. Все формы, но больше составные и комплексные.
8 и 10 классы в. Учащиеся должны уметь проводить экскурсии на школьных выставках. 9. Прочесть лекцию об искусстве с диапозитивами для младших классов. 10 Провести школьную экскурсию в художественном музее.  

 


Кружковая работа создает возможность глубже узнать предмет, приобрести навыки практич. работы, а так же возм. для более тесной связи и общения между школьниками разных классов встречают, в условиях благоприят. эмоц. обст. созд. на основе общих интересов и духов. потребностей.

Средства обуч. зависят от методов- активный метод: словесный, контроля и самоконтроля то используют- учебники, пособия, технические средства, особ. тех средства при практич. методе.

При пассивном методе: уч-cя слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения, экскурсия)- используют наглядные пособия (средства) - плакаты, стенды и т. д Дидактические материалы и средства не должны доминировать одно перед другим, давать поровну то и другое.

Средства и материалы: учеб. пособия, таблицы, модели, учеб. тех. средства, оборудование, материалы, мебель, сред-ва наглядности.

Идеальн. сред-ва- это усвоенные ЗУМы, кот. использ. педагог и уч-ся для усвоения новых знаний: чертежи, схемы, произведения искусства, речь, письмо, а так же вербализация. Учитель должен грамотно и понятно изложить в соответ. форме как устно, так и в виде таблицы, схемы.

Уметь доказать, анализировать, так же формы могут быть индивид, групповая, т. е. можно приходить в любое время будут заниматься индивидуально.

Классно. уроч. постоян. состав. групп., программ.

Школьные дополнительные образования могут быть государствен, негосударствен., муниципальные. ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Ответ: Общие требования: Законченная система и цельность предметов.

законченность

цельность

каждый урок должен являться системой, все связано общей целью и задачей данного предмета. Урок делиться на части:

организационный момент- установка дисциплины, не терять своего лица, без истерик, главное - завоевать авторитет. Далее перекличка.

Рабочее место уч-ка и учит, готовится заранее, проверка домашнего задания

объяснение нового материала — четкое объяснение задач, наглядные примеры, во время объяснения задавать вопросы так, чтобы видеть понимают или нет новую тему. Словесные объяснения иллюстрировать на доске. Заранее предвидеть ошибки, подведение итогов

Уроки должны быть разнообразные но форме и содержанию!

Формы:

урок беседа

урок изложение (лекция) урок практикум коллективная работа урок повторение, закрепление урок—игра

внешкольная форма работы-экскурсии, походы, плейеры домашняя форма работы

внеклассная форма работы - факультативы, кружки и т. д. Формы организации: объединения, студии, худож. школы.

Выделяется: индивидуальная форма работы, групповое обучение, классно-урочная форма.

49. Формирование эмоционально – положительного отношения к изо – деятельности у подростков. – см. файл 25-50, Б-46!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.037 с.)