Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы педагогических исследований. Рисуночные тесты и проективные методики исследований. – см. файл 25-50, Б-39.

Поиск

43. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у детей на уроках ИЗО. – см. файл 25-50, Б-40!

Активизация мышления учащихся 6 классах в процессе художественного творчества. Мышление школьников средних и старших классов отличается стремлением к выяснению причин явлений реального мира. У учащихся формируется умение обосновывать свои суждения, логически раскрывать свои умозаключения, делать обобщения, выводы. Продолжает развиваться самостоятельность мышления, умение самому решить Т. е. или иные задачи в новых ситуациях, используя старые знания и имеющийся опыт. Самостоятельность, критичность, активность мысли ведут к творческому проявлению мысли. Общая линия развития мышления - это ряд этапов перехода количества в количество, неуклонное повышение уровня содержания мышления.

Диагностика ребенка, методики для развития..

44. Авторские дидактические системы в истории педагогической мысли (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт). – еще посмотреть в файле 25-50!

Бурное развитие методики как науки началось в Росси с 19 веха. Базой этому послужили педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо, Гетте, Пестолоции. В это время рисование вводилось в программы уездных школ, гимназий как обязательный предмет.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Яном Амосом Каменским (1592—1670) в его «Великой дидактике». Правда, Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения как обязательный предмет. Но ценность его мыслей о рисовании состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики.

определил количество учеников, длину учебного дня, домашнее задание, возрастное обучение. В XXI главе «Великой дидактики» — «Метод искусств» — Коменский указывает, что для обучения искусству необходимо соблюдать три требования: 1) правильного употребления; 2) разумного направления; 3) частого упражнения. Коменский настаивал, «чтобы ученика обучали, где и как нужно применять каждое из этих требований», и руководили им; чтобы всегда была «налицо определенная форма и норма, что должно выполнять», и показ того, как надо выполнять; и, наконец, «формы для выполнения должны быть самыми совершенными», «ибо как никто не может провести прямые линии, пользуясь кривой линейкой, так никто не может дать хорошей копии по ошибочному оригиналу».

Особую ценность для нас представляют мысли Коменского о необходимости изучать методы преподавания.

Каменский (принцип природосообразности). Разработал классно-урочную систему, его проект преподавания на родном языке (до этого на латинском). Пансафическая шкала - всеобщей мудрости,

Педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо, Гёте обогатили теорию и практику преподавания рисования. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития педагогической мысли вообще и в области методики преподавания рисования в частности. Сегодня их труды помогают соединить теорию искусства с теорией педагогики, дополнить принципы искусства принципами дидактики и тем самым обогатить методику преподавания рисования как в общеобразовательной школе, так и в специальной художественной.

Однако, несмотря на авторитетные высказывания о громадной роли рисования как общеобразовательного предмета, ни в XVII, ни в XVIII веке рисование не было введено в курс учебных предметов в школах. Только в начале XIX века оно начинает входить в круг школьных занятий

Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци (1746—1827). После Песталоцци рисование прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах. Не случайно назвали его отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассматривает как общеобразовательный предмет. Все знания, по его мнению, исходят из числа, формы и слова. Первым шагом к познанию служит созерцание. Чтобы иметь возможность правильно мыслить, необходи­мо правильно рассматривать окружающую природу. Рисование и есть наисовершеннейший способ приобрести это умение.

Для усвоения искусства осмысленного созерцания необходимы специальные упражнения, которые приучают глаз смотреть на все, сравнивая, анализируя и группируя. А для этого, говорит Песталоцци, необходимо из большого количества окружающих нас разнообразных форм выбрать несколько наиболее простых и строго определенных, при помощи которых глаз будет иметь возможность разлагать все остальные на составные части и определять взаимоотношения последних. Такими основными нор­мальными фигурами Песталоцци считал простейшие геометрические формы.

Первые упражнения в рисовании Песталоцци советовал проводить на аспидных досках мелками Когда же ученик приобретет известный навык и перейдет к рисованию с натуры, ему можно дать карандаш и бумагу.

Особая роль, по мнению Песталоцци, должна принадлежать рисованию в начальной школе. В его дневнике, где речь идет о воспитании сына, рисование занимает главное место. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать письму, — не только потому, что оно облегчает процесс овладения начертанием букв, но и потому, что оно легче усваивается: «Письмо есть не что иное, как рисование произвольно выбранных линейных форм, поэтому оно должно в основном следовать общим правилам линейного рисунка. Это основное положение вполне соответствует требованиям природы: ребенок в состоянии усвоить основы линейного рисунка на два-три года раньше, чем он сможет хорошо овладеть пером. Итак, я учу детей рисовать раньше, чем заходит речь о письме, и, следуя этому методу, они учатся писать буквы совершенно безукоризненно, что обычно не встречается в этом возрасте». Давая методические рекомендации для начальной стадии обучения, Песталоцци писал: «Выбирай из всех человеческих знаний самое легкое, обладающее наибольшей привлекательностью для детей, чтобы приучить ребенка к работе, требующей от него определенной усидчивости. Твоей путеводной нитью должна стать его склонность к подражанию. У тебя в комнате есть печь — срисуй ее. Если твой ребенок и не сумеет в течение года нарисовать прямоугольник, он все же приучится сидеть за работой»

От правильно построенной методики, говорит Песталоцци, зависит успех обучения рисованию. Художники мало задумы­ваются над методикой преподавания, они идут окольными путями, поэтому их искусство оказывается доступным только избранным, особо одаренным. Однако обучить основам рисунка можно каждого, и рисование, имеющее большое общеобразовательное значение, должно занять свое место в школе наравне с другими общеобразовательными предметами Свои взгляды на методику обучения рисованию Песталоцци наиболее полно изложил в книге «Как Гертруда учит своих детей». Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измерению. В соответствии с этой установкой он определяет и сам термин «рисование» как установление формы посредством линий; величину же формы, указывает он, можно установить точным измерением. Именно рисование с натуры, по Песталоцци, развивает ребенка: достаточно научить его рисовать с натуры модели, взятые из окружающей его действительной жизни и природы; если даже эти первые контуры будут несовершенны, то развивающее значение их гораздо больше, чем рисование с подражаний, т. е. с готовых рисунков. Профессиональных методических установок при обучении рисованию Песталоцци не дает, так как он не был художником. Но и общие его замечания представляют большую ценность. Заслуга Песталоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. Песталоцци считал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для понимания форм —другая, для техники— третья. Эту работу и стали проводить его ученики и последователи. После Песталоцци рисование как общеобразовательный предмет начинает вводиться во всех начальных школах. Много методических пособий по рисованию издается и для средних школ, с различными установками и методами обучения.

Профессиональных методических рекомендаций не дает, так как не был художником. Заслуга - впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством. После него рисование начинает вводится в школьные предметы.

Педагогическая деятельность как помощь в овладении культурой. Разработал ряд подходов в обучении и воспитании. Отношения между учителем и учеником строятся на гуманной основе. Призывал развивать ум, руку, сердце Творить себя сам

И. Ф. Гербарт, по его мнению существует педагогика как наука и педагогика как воспитание. Он предлагал сделать ее философской наукой. Что касается содержания педагогики, то оно составляет стройный порядок теорем, объединенных в одно целое. По мнению ученого, представление - это первичный элемент духовной жизни. В связи с этим Гербарт определил два акта умственной деятельности:

*Углубленное или сознательное четкое понимание единичного, в то время как школьник находится во власти переживаний нового явления.

* Осмысливание, то есть размышление, смысл которого заключается в выявлении и объединении отдельных частей, взаимодействующих и объединяющихся в единое целое.

Гербарт рассматривал эти акты и в состоянии движения и в состоянии покоя. Исходя из этого, он сделал вывод, что существует 4 этапа процесса усвоения явлений и предметов: Углубление в состоянии покоя или ясность. Углубление в состоянии движения, или ассоциация. Осмысливание состояние покоя или система; Осмысливание с состоянии движения или метод.

В его основе лежит принцип авторитета и любви к ученику. Средсвом — угроза и надзор. Не авторитарность, а педагогический авторитет Авторитет наряду С любовью обеспечивает более эффективное действие к цели. Гербарт дал педагогике целостный ряд теоретической концепции. В основу педагогики - философия (отвечает на вопросы о целях образования)

Ломоносов - отечественный ученый. Разработчик методик преподавания отдельных дисциплин. Сторонник народного образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.011 с.)