Вопрос № 2. Зарождение научной П. Источники пед. Знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 2. Зарождение научной П. Источники пед. Знания



Возникла с появлением человека, и сначала была частью философии, идеи и основы были заложены в трудах ученых Древнего мира (Китай, Египет, Индия). Основой европейской с-мы воспитания стала древнегреческая философия. Педагогика (греч. «педос»- дитя, «аго»- вести). Статус отдельной науки П. приобрела в XVII в. (эпоха Просвщения). Заслуга принадлежит Ф.Бекону и Яну Амос Калинскому

Источники развития П.

1. Вековой опыт воспитания закреплен в образе жизни, традициях, обычаях, в народной педагогике
2. Различные философские, обществоведческие, педагогические труды
3. Опыт новаторов, исследования ученых, которые становятся достоянием

Вопрос № 3. Структура пед. Науки. Связь П. с другими науками

Система пед. Наук представляет собой

· Общая педагогика (исследует основные принципы воспитания). В них выделяют теорию воспитания и обучения (дидактика)
· Возрастная педагогика (дошкольная, школьная и др. Изучение основных аспектов обучения или воспитания определенных возрастов)
· Дефектологическая (коррекционная) педагогика (воспитание и обучение людей с ограниченными возможностями)
· Пеницитарная педагогика (воспитание и обучение людей в местах лишения свобод)
· Социальная педагогика (вопросы соц. воспитания, влияние на человека соц. институтов)

Связь педагогики с др. науками

1. Использование педагогикой идей других наук
2. Использование данных др. наук
3. Использование исследований др. наук
4. Участие педагога в комплексных исследованиях человека

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях»

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах

Вопрос № 4. Основные категории П, их взаимосвязь

Категории педагогики - понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики

Практически везде категориями педагогики считаются:

Образование (процесс формирования ума, характера или физических способностей личности)

Обучение (это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня)

Воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни)

Очень часто в качестве категорий педагогики указываются:

Социализация (процесс формирования из индивида личности)

Дидактика (часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.)

Развитие (необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования)

Формирование

Л.М. Кадцын, проводя обширный анализ педагогической литературы, формулирует следующую иерархическую структуру педагогических категорий:

1. Педагогическая деятельность (это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению.)

2. Воспитание, Обучение, Образование

3. Педагогическая система (совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенап­равленного... педагогического влияния на формирование личности)

4. Педагогический процесс (специально организованное взаимодействие старшего и младшего поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта)

Вопрос № 5. Сущность педагогической деятельности, структура

Педагогическая деятельность – особый вид соц. деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшему накопленных культуры и опыта, созданию условий для развития, подготовку к выполнению соц. роли в обществе

Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, содержанием которого является обучение, воспитание и развитие ребенка

Особенности пед. Деятельности

1. Зависимость результата труда от личности педагога
2. Пед. Деятельность носит творческий характер
3. Объект п.д. – ребенок отличающийся динамичностью, сложностью, многообразием проявлений

Виды п.д.

1. Воспитательная (организация воспитательной среды)
2. Преподавание (управление познавательной деятельностью в процессе обучения)
3. Научная деятельность (педагог может выступать в качестве исследователя, получать знания о пед. Процессах, использовать свои методы)
4. Управленческая деятельность (педагог управляет пед процессом развития личности, организует свою деятельность и ребенка)
5. Культурно-просветительная деятельность (педагог знакомит с возможностями культуры, самовоспитания, знакомит родителей с отраслями П., оказывает помощь в воспитании)

Функции п.д.

1. Диагностическая (изучение учащихся, установление уровня их развития и воспитанности)
2. Ориентационно-прогностическая (умение определить направление деятельности, ее цели, задачи, спрогнозировать результаты)
3. Организаторская (вовлечение в деятельность детей и стимулирование их активности)
4. Информационно-объяснительная (связана со знаниями педагога, умением их донести)
5. Творческая (умение превность в теории элементы творчества)
6. Коммуникативная (умение педагога налаживать взаимосвязь с ребенком)

П.д. характеризуется наличием стиля. Стиль – устойчивая система способов приемов осуществления деятельности в различных условиях

· Авторитарный (руководство, контроль, форма приказа. Педагог пресекает инициативу самостоятельность)

· Демократический (способность к сотруднечеству, инициатива, творческое начало, умение конструктивно решать конфликты)

· Либеральный (устраняет ответственность педагога за происходящим, может оказатся вне п.д.)

· Непосредственный (колебание стилей, т.е. их совмещение время от времени)0

Структура п.д. включает в себя следущие компоненты

1. Гностические (относятся к сфере знаний педагога)
2. Коммуникативные (связан с умением выстраивать взаимодействие с детьми)
3. Организаторские (умение организовать деятельность ребяенка)
4. Конструктивные (отбор ученического материала, планирование, использование учебной базы)

Структура п.д. связана с ее функциями

Вопрос № 6. Образование как общечеловеческая ценность.

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

Цель заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому. Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно – исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально – правовых устоев общества

Подытоживая сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
2) формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
3) обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
4) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
5)создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания.

Вопрос №7. Закон РФ «Об образовании». Характеристика основных концептуальных идей закона.

Закон принят 10.07.1992. Состоит из преамбулы и 6 глав. В преамбуле дается понятие «образование» и «получение образования». Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней или цензов.

Раздел 1. Общие положения.

Речь идет о гос политике в сфере образования, о ее принципах, о гарантиях прав граждан.

Принципы гос политики

1. Гуманистический характер образования
2. Светский характер образования в гос и муниципальных образовательных учреждениях
3. Свобода и плюрализм в образовании
4. Приоритет человеческой ценности, свобода в развитии личности, воспитании

Ст.5 гарантирует возможность поучения образования гражданам РФ независимо от ола, расы, нации, языка, происхождения, места жительства. Гарнтия бесплатного дошкольного, общего, среднего общего и начала профессионального образования.

Раздел 2. Система образования

Речь идет об образовательных учреждениях – учр, осуществляемые образовательный процесс, т.е. реализующие программы и обеспечение содержания и воспитания учащихся. К образовательным относятся следующие учр

· Дошкольные

· Общеобразовательные

· Начального, среднего и высшего профессионального образования

· Дополнительное образование детей и взрослых

· Коррекционные с ограниченными возможностями здоровья

· Учр для сирот, детей без попечения

Форма получения образования

· Очная

· Очно-заочная (вечерняя)

· Заочная

· В форме семейного образования

· Самообразование

· Экстернат

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В РФ реализуются общеобразовательные (направленные на решение задач формирования культуры личности и адаптации к обществу, создание основы для выбора и освоения проф программы) и профессиональные (направлены на повышение проф образования, подготовку специалистов к квалификации)

Раздел 3. Управление системы образования.

Разграничиваются полномочия в области образования различных уровней гос власти

 

Раздел 4. Экономика системы образования.

Вопросы финансирования образования, предоставление платных услуг.

 

Раздел 5. Соц гарантии реализации прав на образование

Вопросы прав и соц поддержки учащихся, сохранения здоровья, прав и обязанностей родителей и работников образовательных учр.

 

Раздел 6. Международная деятельность в области образования.

Вопросы международного сотрудничества в образовании.

 

Вопрос № 8. Общая характеристика системы образования РФ.

(УТОЧНИТЬ!!!!!!)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.019 с.)