Это желтый или синий вопрос?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Это желтый или синий вопрос?



 

Вызовите свой исследовательский дух, используя «цветные вопросы», основанные на работе Джерри Роудза, который провел обширное исследование менеджеров и стилей управления. Роудз разработал довольно обширную классификацию различных видов вопросов. В ее основе лежат четыре типа вопросов, которые определяются как «цвета сознания». Цветные вопросы таковы:

□ Желтые вопросы. Подумайте о желтом цвете как нейтральном и объективном. Вопрос должен быть совершенно ясным. Спросите: «Каков...?» Например: «Какова наиболее существенная проблема или забота, с которой мы сталкиваемся?»

□ Зеленые вопросы. Подумайте о зеленом как плодородном и креативном. Вопрос должен быть образным и оригинальным. Спросите: «Что если мы...?» или «Предположим, мы...?» Придумайте как можно более изобретательный вопрос.

□ Синие вопросы. Подумайте о синем как обнадеживающем и положительном. Вопрос должен быть основан на мнении или суждении о какой-либо ценности или потребности. Подумайте о том, что нужно сделать или добавить. Спросите: «Что мы можем сделать?» или «Что мы должны сделать?»

□ Черные вопросы. Подумайте о черном как негативном. Спросите: «Что мы не можем сделать?» или «Что невозможно сделать? »

При мозговой атаке для генерации идей и решений на конкретную тему отметьте четыре отдельных листа бумаги как желтый, зеленый, синий и черный. Пусть группа придумает как можно больше желтых, зеленых, синих и черных вопросов на данную тему и запишет их на соответствующих листах. Вы можете расположить их колонками на большом листе бумаги. Вы также можете написать их на карточках или на стене под соответствующей цветной карточкой. Всякий раз, когда у вас возникает негативный вопрос, записывайте его на черном листе. На более позднем этапе рассмотрите черные вопросы и попробуйте найти способы разобраться с ними. После составления списка вопросов определите приоритеты, чтобы решить, на какой вопрос отвечать в первую очередь.

 

Примите другую точку зрения

 

На классной доске напишите вертикально алфавит. Затем попросите назвать фамилии известных (реальных или вымышленных) людей, начинающиеся на каждую букву: А = Нейл Армстронг, В = Александр Грэм Белл, С = Чарли Чаплин, D = Леонардо да Винчи, Е = Альберт Эйнштейн, F = Фред Флинтстоун, G = Бой Джордж и т. д.

Пусть каждый член группы выберет фамилию, которая начинается с той же буквы, что и его собственная. Человек может выбрать Альберта Эйнштейна или Дэвида Леттермана. Затем пусть каждый член группы подумает о том, как этот известный человек мог бы подойти к решению данной проблемы. Предположим, что проблема состоит в том, как стимулировать работников предлагать больше идей. Например, как Чарли Чаплин стимулировал бы работников? Как бы это делал Александр Грэм Белл? Наконец, предложите группе поделиться своими соображениями.

 

Один + один = один

 

Если одну каплю воды добавить к другой, то получится только одна капля, а не две. Примечательно, что, когда вы добавляете одно понятие к другому, все равно получается одно понятие, а не два. Обратите внимание, как легко вы понимаете такие комбинации слов, как «селекторное совещание», «главная страница», «клубная тусовка» и «новые правые». Эти примеры сочетания слов показывают, как формируется новое понятие путем объединения двух понятий в одно. Понятие «новые правые», например, относится к группе людей с твердыми религиозными убеждениями, которые пытаются влиять на политический процесс.

Грегори Мерфи из Университета штата Иллинойс предлагал людям оценить, насколько истинны некоторые свойства отдельных понятий и их сочетаний. Один набор понятий состоял из отдельных слов «пустой» и «магазин» и их комбинации «пустой магазин». Рассмотрим свойство «тратить деньги». Подобно испытуемым в исследовании Мерфи, вы, вероятно, понимаете, что тратить деньги характерно для «пустых магазинов», но не для «магазинов» вообще или «пустых» предметов. При комбинировании понятий смысл изменяется, и чем новее комбинация, тем новее ее значение.

По большей части, творческое мышление предполагает объединение ранее не связанных между собой идей, товаров или услуг и превращение их в нечто новое. Гутенберг создал печатный станок, соединив пресс для штамповки монет с виноградным прессом. Процесс объединения идей, элементов или частей идей называют синтезом. Многие считают синтез сутью креативности.

Попросите участников вспомнить название объекта, который начинается с той же буквы, что и их фамилия (например, П = пища, Я = яблоко, К = кредитная карточка, А = алмаз и т. д.). Напишите эти названия на самоклеющемся листке и прилепите его им на лоб. Теперь попросите, чтобы участники смешались между собой и объединили свой объект с чужим объектом, чтобы создать что-нибудь новое. Например:

а Камень + Стул = Эластичный коврик, который вы можете положить на камень, чтобы превратить любой камень в стул.

а Покрытие + Lego = Сборно-разборное деревянное покрытие, которое можно демонтировать и убрать.

а Стол + Бегущая дорожка = Стол с бегущей дорожкой. Вы можете идти со скоростью одну милю в час во время работы на компьютере, что обеспечит вам потерю веса без сидения на диете.

а Бомба + Ванна = Бомбочки для собачьих ванн. Бомбочки сделаны из шампуня для собак, который запрессован в твердую форму. Вы бросаете бомбочку в воду, и она пузырится и шипит, избавляя вас от необходимости одновременно держать в руках скользкую бутылку с шампунем и свою извивающуюся собаку.

□ Собака + Совок = Новый бизнес, связанный с домашними животными. За определенную плату оказывайте услугу по уборке собачьих экскрементов для учреждений, корпораций, полей для гольфа и поместий.

Вы были бы удивлены новыми идеями, товарами и возможностями в бизнесе, которые придумывают люди, используя это простое упражнение.

 

Я — фотоаппарат

 

Это упражнение поможет вам научиться непредвзято смотреть на вещи. Представьте, что вы — фотоаппарат, в то время как другой человек будет играть роль фотографа. Фотограф стоит позади вас. Ваши глаза — линзы, а правое плечо — затвор фотообъектива. Держите глаза (линзы) закрытыми, пока фотограф не будет делать снимок, слегка стукнув по вашему правому плечу (затвору).

Быстро откройте и закройте глаза подобно тому, как это делает затвор фотокамеры.

Вас водит фотограф, направляя за плечи и ставя так, чтобы различные сцены были прямо перед вами. Сделайте это несколько раз, чтобы вы перемещались и делали моментальные снимки. Задача фотоаппарата — точно, без искажений фиксировать каждую деталь картины. Открывайте глаза только на секунду. Все, что вы должны делать, — видеть то, что находится перед вами, без каких-либо предвзятых понятий о каждой из фотографий, которые вы делаете. Цель всего этого состоит в том, что быстрая последовательность заснятых впечатлений дает вам опыт наблюдения без влияния на восприятие ваших ожиданий. Это наблюдение без каких-либо заранее заданных представлений, что очень важно. Обучение тому, как преодолеть свои предвзятые мнения при столкновении с новой проблемой, — крайне важный элемент в творческом процессе.

Другое упражнение, которое поможет избавиться от предвзятых мнений, состоит в том, чтобы придумывать различные названия для предметов. Например, радугу можно было бы назвать «разноцветным дождем». В группе предложите участникам придумать различные названия для:

□ горы;

□ облака;

□ океана;

□ мира;

□ картины.

Затем пусть участники придумают другое название для темы встречи. Например, если встреча посвящена моральному духу в офисе, моральный дух можно было бы назвать «весенним цветком» или «теплым объятием», и т. д.

 

Вы молоток или гвоздь?

 

Это веселое групповое обсуждение. Задайте участникам группы вопросы о том, что их лучше всего описывает, и затем попросите их объяснить, почему они так считают.

1. Что вас точнее описывает в целом:

о Молоток или гвоздь?

о Облако или скала?

2. На работе:

о Дерево или ветер?

о Солонка или бутылка кетчупа?

3. На встречах:

о Рукопожатие или поцелуй?

о Часы или компас?

4. Вашу креативность:

о Снежинка или кипящая вода?

о Гроза или запах горящих листьев?

 

Марсиане прилетели

 

Хоть слова и возникли из образов и символов, это не означает, что они более продвинуты. Последний успех в компьютерной технологии — графический символ. Специалисты многих профессий используют графические языки: физики рисуют диаграммы, администраторы используют графики, а корпорации известны по своим торговым маркам.

Наглядно-образное и вербальное мышление, фактически, дополняют друг друга. Если вы сосредоточитесь на представленной слева фигуре, то заметите, как лица меняются местами. Сначала левая сторона будет выглядеть как фон, а правая — как лицо; а затем правая будет лицом, а левая — фоном, и т. д.

Так работает наглядно-образное и вербальное мышление. То, что мы называем вербальным мышлением, всегда направлено вовне. Но при этом всегда присутствует внутреннее наглядно-образное мышление, и когда мы обращаем свое мышление внутрь, мы также вызываем это мышление.

Попробуйте выполнить с группой следующее упражнение. Вообразите, что на автомобильной стоянке вашей компании только что приземлилась делегация марсиан. Вы приглашаете их зайти к вам. Они не понимают никаких земных языков — только графические символы. Они интересуются вашей компанией и вами. Они хотят знать, чем занимается компания и что делаете вы.

□ Предложите участникам подготовить короткую речь, составленную из графических символов, чтобы приветствовать марсиан и объяснить, чем занимается компания и какова их роль в компании (то есть, их должность).

□ Вывесите речи на стены. Пусть участники рассмотрят все эти речи.

□ Выберите одну речь, которую вы представили бы марсианам.

 

Скрещивание

 

Одна японская женщина создала новинку, которая стала очень популярна в Японии. Это брелок с растением: прозрачная пластиковая коробочка, в которой растения растут в миниатюрном питомнике, пока не вырастут настолько, что их можно пересадить в большие горшки. Как же к ней пришла эта идея?

Она додумалась до этого, играя с различными идеями и скрещивая их с и различными объектами в своем сознании, пока не получила правильную комбинацию. Однажды она думала о ключе и смотрела на подсолнух. Она задумалась над тем, можно ли скрестить ключ с цветком, чтобы ключ всегда был доступен, как цветок в саду. Она рассмеялась, когда подумала о том, что будет в течение дня носить свой ключ-цветок с собой. Затем ей внезапно пришла в голову мысль о миниатюризации ключа и цветка в форме брелока с растением.

Заставьте воображение работать с помощью причудливого скрещивания идей. Что бы получилось при скрещивании президента компании с подсолнухом? Менеджера по персоналу с бейсболом? Коммерческого директора с подводной лодкой? Вице-президента по маркетингу с гекконом?

Предложите группе поэкспериментировать, скрещивая растения, неодушевленные предметы, животных и людей.

1. Подготовьте четыре коробки, содержащие полоски бумаги со случайными названиями растений, неодушевленных предметов, животных и профессий. Постарайтесь использовать неодушевленные предметы, связанные с бизнесом, такие как копировальный аппарат, товар, телефон, документация, стол, комната для собраний и т. д.

2. Попросите, чтобы каждый участник взял по одной полоске и затем сделал из них гибриды. Например:

о птица х начальник;

о пони х продавец;

о клиент х дверь;

о арбуз х секретарь;

о документы х ключ.

о служба работы с покупателями х балерина

3. Спросить группу, что напоминает каждый гибрид? Сделайте рисунок. Назовите его и повесьте на стену.

4. Попросите, чтобы группа подумала о том, что делает каждый гибрид. Какой звук он издает? Каковы уникальные достоинства каждого (по крайней мере три)? Каковы уникальные недостатки каждого (по крайней мере три)?

 

Невозможные гибриды

 

Другое упражнение для развития воображения сфокусировано на создании невозможных объектов. Креативность предполагает синтез разнородных понятий, особенно когда они обычно не рассматриваются как пересекающиеся. Ниже представлены такие необычные сочетания объектов. Попытайтесь представить каждый объект, опишите его как можно подробнее и нарисуйте.

□ Предмет мебели, который также является фруктом.

□ Транспортное средство, которое также является рыбой.

□ Пища, которая также является камнем.

□ Фрукт, который также является человеческим жильем.

□ Птица, которая также является кухонной посудой.

□ Приправа, которая также является инструментом.

□ Компьютер, который также является чашкой.

□ Духовка, которая также является велосипедом.

□ Абажур, который также является книгой.

Например, для первого сочетания вы могли бы нарисовать гигантский ананас, из которого вырезан стул. Для транспортного средства, которое также является рыбой, вы могли бы нарисовать дельфина, тянущего лодку. Духовка, которая также является велосипедом, может предполагать наполнение труб велосипедной рамы паром, на котором можно готовить пищу, в то время как езда на велосипеде служила бы источником энергии. Пища, которая также является камнем, могла бы подразумевать, что минералы в камне служат источником пищевых добавок.

 

Резюме

 

Подобного рода упражнения помогают освободить воображение для генерации оригинальных идей. Одна директор средней школы рассказала мне, как они с уборщицей придумали идею для решения проблемы помады на зеркалах. Девочки любили оставлять следы от поцелуев на зеркалах. Она пригласила группу школьниц посмотреть, насколько трудно уборщице смывать помаду с зеркал. Директор представила им уборщицу, вошедшую с резиновой шваброй, которую она отнесла в туалетную кабину, опустила в унитаз и затем использовала для очистки зеркал от помады. После этой демонстрации на зеркалах больше не было помады.

 

 

Мозговая атака

 

Талантливый полководец командует армией, а не отдельными солдатами.

Сунь Цзы

 

Говоря образно, при мозговой атаке группа людей собирается для того, чтобы вместе вылепить некую скульптуру. Каждый приносит с собой немного глины и кладет на стол. Глину собирают в один большой ком, из которого затем общими усилиями ваяют скульптуру до тех пор, пока не сходятся на окончательном ее варианте.

Методика мозгового штурма была разработана еще в 1941 году А. Ф. Осборном. Ее цель — побудить членов группы выражать самые разные идеи, не опасаясь критики коллег. Все предлагаемые идеи вносятся в список, а затем дополняются, изменяются, расширяются и т. д. В итоге группа приходит к единому решению.

Смысл этой техники состоит в том, чтобы создать атмосферу, которая будет стимулировать работу воображения и мысли. Обычно в небольшой группе (шесть—двенадцать человек) обсуждают какую-то определенную проблему. Один из участников группы фиксирует высказываемые предложения и замечания. Ни одна из идей не отвергается. В конце заседания все идеи и предложения обсуждаются. Далее —два основных принципа мозговой атаки.

1. Количество переходит в качество. Как корабль не должен выходить в море без запасного якоря, так и вам не следует пытаться решить задачу исходя из одной-единственной идеи. Чем больше идей вы придумаете, тем выше вероятность того, что вы примете правильное решение.

2. Не спешите с критикой. Посмотрите на следующий рисунок. Отвечая на вопрос о местоположении точки, большинство людей сразу скажут, что она находится ниже центра треугольника. Но это не так. Если вы произведете необходимые измерения, то обнаружите, что точка расположена в самом центре фигуры.

 

Так же мы оцениваем и новые идеи. Мы выносим суждение инстинктивно и немедленно, и часто — неправильно. А ведь в других вопросах мы не делаем поспешных выводов. Например, покупая новую рубашку или свитер, вы обычно не берете первую попавшуюся вещь, а внимательно изучаете весь ассортимент, и это вполне естественно. Так и с идеями — стоит не торопясь обдумать все предложения, прежде чем «купиться» на новую идею.

Строительство железной дороги, наряду со сложным инженерным проектом, требует еще и воображения, интеллекта, мастерства. Но чтобы поезд сошел с рельсов, кому-то достаточно лишь неправильно перевести стрелку. Это не требует, как известно, особых знаний, а разрушительный эффект огромен.

Негативно настроенный критик может с ходу «зарубить» любое предложение, если ему что-то в нем не понравится. Аргументация его зиждется на том, что одно слабое место подразумевает несостоятельность всего проекта.

Отвергая часть, вы можете уничтожить и целое (при этом, не затратив ни времени, ни усилий, вы считаете, будто чего-то достигли).

Когда мы сотрудничаем с другими людьми, действуем с ними заодно ради общей цели, наши силы должны быть направлены в конструктивное русло. Успех любой мозговой атаки зависит от всех ее участников, понимающих важность создания благоприятной атмосферы для выдвижения идей. Поэтому следует избегать негативных оценочных суждений, например таких.

□ Давайте отложим это до лучших времен.

□ Что это еще за выдумка?

□ У меня есть идея получше.

□ Мы уже пытались это сделать.

□ Сейчас важно совсем другое.

□ Это противоречит проводимой нами политике.

□ Это неоправданный риск.

□ Все это, конечно, замечательно, но...

□ Это уже было.

□ Я давным-давно думал об этом.

□ Мы не можем себе это позволить.

□ Вряд ли нас поддержат другие.

□ Глупости!

□ Это совершенно излишне.

□ Вы забегаете вперед.

□ Это старо как мир.

Работа в группе мозгового штурма учит конструктивному подходу к рассмотрению идей.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Определите задачу. Сформулируйте — как можно четче — вашу проблему в виде вопроса.

2. Подберите участников. Оптимальное количество членов группы — от шести до двенадцати человек. Все участники должны иметь положительный настрой и быстрый, гибкий ум. Это должны быть сильные, независимые личности, с энтузиазмом относящиеся к участию в подобном семинаре и чувствующие реальную потребность улучшить положение дел. На занятие следует также пригласить человека, способного, в силу своего положения, принимать решения и осуществлять задуманное.

Примечание. Важно, чтобы лидер группы корректировал при необходимости высказывания влиятельного лица, поскольку ничто не довлеет над подчиненными так, как мнение руководства.

3. Создайте благоприятную обстановку. Лучшее место для занятий — удобная комната. Участники группы должны осознать недостаток свежих творческих идей и безотлагательность проведения мозгового штурма, но следует предусмотреть и перерывы в занятиях.

4. Выберите лидера группы (ведущего). Он должен обладать опытом налаживания контактов в коллективе и быть достаточно красноречивым (способным перефразировать высказанные предложения и найти приемлемые аналогии).

Обязанности лидера группы. о Он должен как следует готовиться к заседаниям.

о Попросите всех участников группы ознакомиться с некоторыми методиками развития творческого потенциала. Составьте подробный план семинара.

о Ему следует пригласить на встречу представителей разных сфер деятельности: как экспертов в данной области, так и неспециалистов, а также лиц, от которых может зависеть будущая судьба обсуждаемых в группе идей. Наблюдатели и приглашенные не должны влиять на решения группы. Как ложка дегтя в состоянии испортить бочку меда, так и мнение влиятельного лица может свести на нет усилия группы по поиску новых идей. Все участники должны быть равноправны.

о Ему надлежит составить план занятия и разослать его всем приглашенным.

о Он должен использовать разные творческие приемы, чтобы способствовать рождению идей. Для создания непринужденной атмосферы не возбраняются шутки, анекдоты, забавные случаи из жизни и т. д.

о Ему необходимо сосредоточиться на поставленной задаче.

о Четко формулируйте предлагаемые решения и в ходе занятия постоянно подводите промежуточные итоги.

о Он должен поощрять любое проявление инициативы; чем более странной выглядит идея, тем лучше.

о Обращайте внимание именно на идеи, избегая отождествления определенной идеи с личностью человека, который ее выдвинул.

о Ему следует управлять процессом выдвижения идей. Для творчества всегда важно умение направлять ход мыслей.

о Используйте наводящие вопросы и другие способы, чтобы помочь участникам семинара изменить привычный взгляд на вещи, старайтесь по-иному расставить акценты, разбудить их воображение, а в конечном итоге выработать в сжатые сроки как можно больше идей. Воспользуйтесь вопросами СКАМПЕР (см. главу девятую).

о Ему необходимо подчеркнуть вклад каждого в решение общей задачи.

5. Выберите «дежурного». Поручите одному из участников семинара записывать все высказываемые предложения. Если идеи не записывать, они забываются.

По окончании мозговой атаки лидер группы (или все участники вместе) должен разделить идеи по принципу приоритетности и оценить их. В процессе оценки некоторые предложения будут отвергнуты, другие отмечены как заслуживающие внимания — именно они и нуждаются в дальнейшей проработке.

Используйте разнообразные способы для того, чтобы наглядно представить стоящую перед группой задачу: рисуйте диаграммы, графики, пользуйтесь яркими маркерами. Это поможет обеспечить заинтересованное участие всех присутствующих и найти нескучные способы изобразить возникающие идеи и проиллюстрировать ход размышлений группы. Этот метод набросков и зарисовок очень близок большинству из нас и отражает естественное развитие мысли. Позже ваши «художества» можно будет перевести на доступный язык и записать.

В одной строительной компании для разработки проектов новых гаражей была проведена мозговая атака. При этом имели место графические наброски. Дизайнерам удалось разработать несколько весьма оригинальных проектов, и было решено остановиться на проектировании домашнего двухэтажного гаража в десять футов шириной и двадцать футов высотой. Один из проектов предполагал подъем автомобилей с помощью специального лифта. Этот проект оказался идеальным для тех, кто хотел освободить лужайку перед домом или был владельцем классических, раритетных авто с высоким верхом. Впоследствии строительная компания создала и программу обслуживания с взиманием ежегодной платы за эксплуатацию подъемников в таких гаражах.

6. Если уж идтитак до конца. Сразу после занятий организуйте для всей группы завтрак, обед или даже вечеринку, чтобы отпраздновать достигнутый успех. Напишите благодарственные письма всем наблюдателям и участникам семинара, отметив вклад каждого из них в разрешение нелегкой задачи. Послать заинтересованным лицам список идей, предложенных группой, — тоже замечательная мысль. Это поможет продолжить работу над идеями и сохранит в памяти каждого участника творческую атмосферу мозгового штурма.

Еще один полезный шаг — попросить участников мозговой атаки написать вам, какая из идей, по их мнению, достойна воплощения и что для этого необходимо предпринять.

Служащие одного из торговых центров искали пути повышения товарооборота. Одной из прозвучавших во время мозговой атаки идей было установить простую доску объявлений для покупателей. Через два дня один из участников встречи развил эту идею и предложил организовать в торговом центре электронную почту. Проделав несложные действия на компьютере, вы можете послать сообщение другу, получить ответ или оставить «записку» (с использованием шифра) для конкретного человека или даже послание для всего мира. Нажав на кнопку, вы тут же получите распечатку. И все это бесплатно. Идея состоит в том, чтобы сделать из торгового центра нечто большее — центр связи, который, несомненно, привлечет покупателей.

7. Оценить идеи. Если одновременно пустить горячую и холодную воду,то в результате польется теплая. Если вы попытаетесь оценить идею сразу, как только она возникнет, вы не сможете ни по достоинству ее оценить, ни увидеть все ее недостатки. Не спешите с суждениями, оценивайте идеи лишь в конце занятий.

В завершение мозговой атаки разделите все идеи на три группы: те, внедрение которых принесет быструю отдачу, те, над которыми еще стоит поработать, и перспективные подходы к проблеме.

Ведущий может квалифицировать идеи сам или пригласить всю группу участвовать в их оценке.

Идей должно быть как можно больше. Вносите в список все возникающие идеи, даже если некоторые из них будут во многом повторять одна другую.

Ряд дуг на следующем рисунке составляет колонку. Все дуги одного размера, поэтому колонка должна быть совершенно прямой, и все же кажется, будто вершина колонки шире ее основания. Одинаковые дуги, нарисованные одна под другой, создали иллюзию восприятия. Мы видим нечто отличное от того, что фактически изображено. Подобным же образом, когда вы составляете список идей, не имеет значения, кажутся они кому-то похожими или идентичными.

 

Участники группы мозгового штурма обсуждали проблему нежелательных телефонных звонков (непристойные вопросы, кто-то молчит и тяжело дышит в трубку, приставания торговых агентов и т. д.). Соответственно требовалось решить задачу: как избежать нежелательных телефонных звонков?

Один из участников заседания выдвинул такую идею: почему бы нам не отслеживать эти звонки и не поступать так же в отместку? В конце занятия группа придумала телефон мести. Фактически речь идет об автоответчике с уже записанным ответом на нежелательный звонок. Подняв трубку и нажав на специальную клавишу, вы можете принять любое сообщение. Нажимаете на другую — и на том конце провода слышится «взрыв» в 100 децибел. Еще одна клавиша — и грозный мужской голос зловеще вопрошает: «Что, в ад захотелось?!»

Каждый участник группы должен думать о том, как отшлифовать идеи или как объединить две или несколько идей в одну, но «усовершенствованную». Лидеру группы, подбадривая участников обсуждения, следует постоянно спрашивать: «А что еще можно придумать?»

Другой участник предложил: «Вместо автоответчика надо изобрести такое устройство, которое обеспечило бы защиту не только от телефонных хулиганов, но и от рекламных агентов!» Общими усилиями группа придумала простой, но эффективный способ. Это устройство, словно сито, может отсеивать нежелательные звонки с помощью секретного кода. Если звонящий не знает пароль, ему придется оставить свое сообщение, но звонок в таких случаях не раздается. Коды могут быть разнообразными: один — для близких друзей и родственников, другой — для деловых партнеров и т. д.

Затем выступила дама: «Наш разговор навел меня на одну мысль. Она не имеет никакого отношения к непристойным телефонным звонкам, но, я думаю, все равно любопытна. Почему бы не установить повсюду телефоны-автоматы с двумя трубками? »

Ее идея состояла в следующем. Предположим, вы с приятелем находитесь в центре города и собираетесь повидаться с вашим общим другом. Вы должны решить, где именно вы встретитесь, но хотите обсудить это все вместе. Если бы существовали телефоны-автоматы с двумя трубками, то пока один человек слушает, другой — записывает дату и время встречи. Такой телефон, вероятно, принес бы больше денег, чем обычный, поскольку разговоры трех человек длились бы дольше.

Размышляйте над уже высказанными предложениями. Намного легче отталкиваться от уже существующей идеи, чем создавать что-то оригинальное. Все время задавайте себе вопрос: «Что еще можно придумать?»

А вот предложение четвертого участника «телефонной» мозговой атаки: «Давайте вернемся к автоответчику. Что, если бы автоответчик не просто записывал сообщения, а работал как настоящий секретарь? На автоответчике был бы записан целый набор разных фраз, так что его владелец мог бы использовать в нужный момент наиболее подходящий вариант, чтобы достойно ответить на звонок хулигана или на другой нежелательный звонок».

Идея: автоответчик, который позволяет контролировать поступающие звонки, сам задает вопросы и соответствующим образом отвечает, причем трубку при этом можно не поднимать. Например:

— Алло, кабинет Ричарда Страттона. Пожалуйста, назовите ваше имя.

— Здравствуйте, вас беспокоит Алан Шпигель из «Акме энерджи К°». Могу я поговорить с господином Страттоном?

Кто такой Алан Шпигель и что ему нужно — Страттон не знает, поэтому он нажимает кнопку, и автоответчик говорит:

— Не могли бы вы сообщить, по какому вопросу звоните?

— Я хотел бы продемонстрировать ему новую модель энергосберегающих оконных рам нашей фирмы.

Ага! Это какой-то продавец, а у Страттона нет желания вступать с ним в беседу, поэтому он нажимает другую кнопку, и автоответчик говорит:

— Очень жаль, но господина Страттона сейчас нет в городе, он вернется через шесть месяцев.

С помощью такого устройства Страттон имеет возможность отреагировать должным образом на любой звонок, в то время как на другом конце провода абонент будет абсолютно уверен, что разговаривает с живым человеком. Если такое поведение кажется вам не совсем этичным, автоответчик может просто «не поднимать трубку».

После того как все предложения членов группы были записаны и рассортированы, предпочтение было отдано четырем будущим изобретениям: «телефону мести», телефону с защитой от нежелательных звонков, таксофонам с двумя трубками и автоответчику с набором фраз на разные случаи жизни.

Совместная работа в группе подобна улице с двухсторонним движением — в этом-то и заключается сила мозгового штурма. Одна идея рождает другие. Идеи одного члена группы подстегивают воображение других, что увеличивает количество возможных ассоциаций.

Например, с помощью техники мозгового штурма оптовый торговец фруктами и его работники выдвинули оригинальную идею продвижения своего товара на рынок.

Идея заключалась в том, чтобы в виде подарка предложить что-то не совсем обычное, скажем, арбуз. Другого человека это ' натолкнуло на мысль, что арбузы можно вырастить в форме прямоугольника или пирамиды. Еще один предложил способ добавлять персональные сообщения, которые при помощи клейкой ленты как бы врастают в арбузную корку. Окончательно идея стала выглядеть так: арбузы различной формы в зависимости от желания заказчика с надписями, которые проступают сквозь арбузную корку.

 

Рабы привычки

 

Иногда работа в группе может застопориться из-за того, что ее члены слишком сосредоточены на самой проблеме и на традиционных путях ее решения. Этих людей я называю «рабами привычки». Если в группе таких людей большинство, лидер должен попытаться радикально изменить их взгляд на проблему. Это можно сравнить с помощью водителям, которым нужно переучиваться с левостороннего движения на правостороннее.

Предположим, ваша задача — разработать рекламу нового кинофильма. Ваша группа состоит в основном из «рабов привычки», то есть из тех, кто не в состоянии выпутаться из тенет традиционных представлений о маркетинге и рекламе в кино. Их мышление сковано, полностью сфокусировано на результате, а не на процессе. В отдельных случаях удается устранить такую «зацикленность» благодаря нескольким абстрактным вопросам.

□ Что привлекает внимание людей?

□ Что их удивляет?

□ Что их шокирует?

□ Что приносит им наслаждение?

□ Кто их интересует?

□ Что их интересует?

□ Кем они восхищаются?

□ С кем они хотели бы пообщаться?

Составьте список ответов, затем используйте их как стимулы для рождения новых идей.

Предположим, вы задали вопрос: «Что их шокирует?» Возможные ответы: когда хлопают по плечу; порнография; смерть на электрическом стуле; фильмы ужасов; нецензурная брань; появление суперзвезды на улице; громкие незнакомые голоса и т. д. Теперь, когда внимание «рабов привычки» сфокусировано не на проблеме, можно направить их усилия на установление связи между имеющимся набором предложений и проблемой.

В нашем примере упоминание порнографии могло бы напомнить членам группы о существовании 900 телефонных линий интимных бесед, минута разговора по которым стоит необычайно дорого.

Другая ассоциация может быть связана с тем фактом, что люди любят общаться со знаменитостями. Объединив эти ассоциации, можно создать новую рекламную программу.

Идея: включить телефонные номера актеров в рекламу новых кинофильмов в прессе. Можно предложить абонентам пообщаться с героями различных фильмов или кинозвездами, вступить в соревнование за приз с другими абонентами, то есть заинтересовать их настолько, чтобы они по собственному желанию посетили ближайший кинотеатр. Так как абонент будет платить за звонок немалые деньги, кинокомпании «останутся при своих» или даже окажутся в выигрыше, проведя при этом активную рекламную кампанию. Кроме того, абоненты могут по телефону или с помощью кредитной карточки заказать плакаты и футболки рекламируемого кинофильма.

Еще один способ растормошить «рабов привычки» — это заставить их мысленно абстрагироваться от проблемы. Лидер группы начинает издалека, задавая вопросы, основанные на аналогиях и метафорах. Это направит мысли участников к сферам, будто бы не связанным с темой занятия.

Отрешившись на время от мыслей о поставленной задаче, вы скорее сможете увидеть по-новому свою проблему, когда обратитесь к ней вновь. Группа специалистов по окружающей среде работала над проблемой переработки мусора. Лидер группы начал с того, что попросил всех присутствующих подробно рассказать о своих хобби.

Один из участников поведал о том, что увлекается созданием авиамоделей и, чтобы отметить свои лучшие образцы, красит их в уникальный бежевый цвет, который сам же и создает из остатков старых красок. Этот рассказ навел другого участника на мысль повторно использовать краски в больших объемах. Благодаря возникшей идее была организована служба, которая скупала старые краски, смешивала их, а затем продавала под названием «Грунтовый бежевый» по 5 долларов за галлон (3,785 л).

В настоящее время эти люди разрабатывают идею организации службы по переработке макулатуры в специальные добавки для стройматериалов.

 

Брейнрайтинг

 

Термин «брейнрайтинг»[10]введен учеными Института Баттеля во Франкфурте. Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа снова обменивается листками, и так продолжается в течение определенного времени (не более пятнадцати минут).

Правила мозговой атаки распространяются и на записи мыслей: стремиться к большему количеству идей, не критиковать выдвинутые предложения до окончания занятий, поощрять «свободные ассоциации».



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.031 с.)