Как воспользовалась решеткой идей фирма «Эппл»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как воспользовалась решеткой идей фирма «Эппл»



 

Нередко для того, чтобы добиться нужного результата, требуются не только идеи, но и усердие, а также творческое воображение. Собственно говоря, в чем заключается сущность конкуренции? В создании оригинальной, уникальной продукции, которая выгодно отличалась бы от товара конкурента. Однако случается, что продукция даже с ярко выраженными функциональными отличиями не находит спроса до тех пор, пока ее создатели мысленно не представят, где именно ее можно использовать.

Возьмем, к примеру, компьютеры фирмы «Эппл». Их невероятный успех объясняется вовсе не малыми габаритами и низкой ценой. В конце концов, с чего бы это люди стали покупать сверхсложное электронное устройство никому не известной компании, выглядящее как детская игрушка? Фирма «Эппл» не могла настаивать на превосходстве своих компьютеров над продукцией IBM, «Диджитэлэквипмент», «Дэйтдженерал» или «Прайм»- — вспомните столпотворение на компьютерном рынке того времени. Вместо этого сотрудники фирмы «Эппл» постарались представить, какое место займет их компьютер на рынке сбыта.

В качестве первого шага они графически изобразили компьютерный рынок. Выглядело это примерно так.

Гениальность решения представителей фирмы «Эппл» состояла в том, что они не поставили себя рядом с конкурентами-гигантами в переполненный верхний левый квадрант. Бросить вызов этим гигантам в их сегменте рынка было бы равносильно игре в водное поло против команды пираний. Они избежали размещения в этом квадранте благодаря тому, что не назвали свою продукцию ни мини-компьютером, ни микрокомпьютером, а сделали нечто другое: разместили свою продукцию в нижнем правом квадранте, подальше от компьютерных гигантов, и разработали маркетинговую и рекламную стратегии, которые подчеркивали следующее:

□ что это компьютер совершенно нового типа, предназначенный не столько для специалистов-компьютерщиков, сколько для рядового покупателя со средними доходами;

□ термин «персональный компьютер» в противовес термину «микрокомпьютер»;

□ что это предвестник нового поколения компьютеров;

□ совместимость работы с другими компьютерами.

Фирма «Эппл» искала свое место в нижнем правом квадранте, что было огромным риском по тем временам. А было ли тогда вообще место на рынке для персонального компьютера, выглядевшего игрушечным и рассчитанного на потребителя со средним достатком? Как показала жизнь, было. Используя творческое воображение, основатели компании «Эппл» заработали миллиарды, заняв свою нишу на рынке, которую они разглядели на решетке ФКБ.

 

Резюме

 

Решетка ФКБ поможет вам ориентироваться в водах изменчивого рыночного океана. Действующие там законы ни трудные, ни легкие — это просто свод правил, нуждающихся в дешифровке. Решетка ФКБ — в зависимости о того, как вы ее читаете, — скажет вам или все, или ничего. Проведите правильное зондирование, и вы сумеете разглядеть надежную гавань в густом тумане.

 

 

Цветок лотоса

 

В искусстве войны выживают восемь типов местности.

Сунь Цзы

 

Однажды лягушка высунула голову из пруда и стала хвастаться морской черепахе, что нет существа более счастливого, чем она. Конечно, она же могла сколько угодно нырять в грязи и наслаждаться большей свободой движения, чем все рачки и головастики, живущие вокруг нее. Она пригласила черепаху спуститься к ней в пруд и лично убедиться в этом. Черепаха отказалась и вместо этого стала хвастаться тем, что она видит, находясь вне пруда. «Расстояние в тысячи миль недостаточно, чтобы описать широту океана, и нельзя даже надеяться измерить его глубину, — сказала черепаха. — Грустно видеть, что ты смотришь на небо сквозь щелочку». Лягушка испугалась и поняла, как ее ограничивает жизнь в пруду.

В некотором смысле, разве мы не похожи на эту лягушку? Все элементы организации находятся в отдельных прудах, и мы видим только то, что находится в нашем пруду. Покупатели находятся в пруду поставок, человеческие ресурсы находятся в пруду персонала, производственные мощности находятся в пруду производственных мощностей и т. д. Вся организация работает подобно лягушкам в прудах. Отсутствует обзор на 360 градусов.

Мы должны представлять наши проблемы в океаническом масштабе. Мы должны знать цели и предмет обсуждения, чтобы генерировать значимые идеи. Ясуо Мацумара из компании Clover Management Research, находящейся в японском городе Чиба, разработал технику творческого мышления «Цветок лотоса», которая в схематической форме помогает нам сделать это.

 

Цветок лотоса

 

Вы начинаете с проблемы или идеи и расширяете эту тему на подтемы, пока не создадите несколько различных точек входа. В «Цветке лотоса» лепестки, или темы, вокруг центра цветка метафорически разворачиваются по одному, раскрывая ключевой компонент или подтему. При использовании такого подхода получаются постоянно расширяющиеся круги, пока тема не будет всесторонне исследована. Группа тем и подтем, раскрытых тем или иным способом, предоставляет ряд новых возможностей.

637637Gг 7 2 мЬ А 42^ Ч4 2V14 $ iЕS1аь\ i В 37Ус'gJС3т г [в]1в] Dг4 *13V]Vи]вг 755 йа7 2 $I2V4гж 4 51351613

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Нарисуйте схему «Цветок лотоса» и запишите проблему или идею в центре диаграммы.

2. Запишите существенные компоненты или темы вашего предмета в кружках, окружающих центральный круг и обозначенных буквами от А до Н. Оптимальное число тем для схемы — от шести до восьми. Если у вас больше восьми тем, нарисуйте дополнительные схемы.

Чтобы решить, какие темы использовать, ответьте на следующие вопросы: Каковы мои конкретные цели? Каковы постоянные величины в моей проблеме? Если бы темой была книга, какими были бы названия глав? Каковы параметры моей проблемы?

3. Используйте идеи, записанные в кружках, в качестве центральных тем для лепестков цветка лотоса или рамок. Таким образом, идея или тема, которую вы записали в кружке А, станет центральной темой для находящейся внизу посередине рамки А. Теперь она становится основой для генерации новых восьми идей или тем.

4. Продолжайте этот процесс, пока не закончите схему цветка лотоса.

Предположим, например, что вы хотите увеличить прибыль своей организации, повысив производительность или снизив затраты. Вы можете написать «повысить прибыль» в центральной рамке. Затем, в кружках вокруг центральной рамки, обозначенных буквами от Л до Н, запишите восемь наиболее значимых областей в вашей организации, где вы можете повысить производительность или снизить затраты. Также запишите те же самые значимые области в кружках с соответствующими буквами по всей схеме.

Каждая область теперь представляет главную тему, которая объединяет окружающие ее рамки. Например, в приведенной в качестве примера диаграмме слово «технология» в кружке А служит темой для находящейся внизу группы рамок.

Для каждой темы попытайтесь придумать восемь способов повысить прибыль. Полезно сформулировать каждую тему как вопрос к самому себе. Например, спросите: «Как мы могли бы использовать технологию, чтобы повысить производительность?» и «Как мы могли бы использовать технологию, чтобы уменьшить расходы?» Если вы заполните всю схему, у вас будет 64 новых идей или способов повысить производительность или уменьшить расходы.

В «Цветке лотоса» идеи превращаются в другие идеи и темы. Поскольку компоненты этой техники динамичны, кажется, что идеи возникают под воздействием собственных концептуальных движущих сил. «Цветок лотоса» позволит отслеживать целые системы взаимодействующих элементов. Идеи и мысли — это не просто отдельные действия и части, существующие где-то в вашем сознании. Если вы не будете видеть целую систему и все ее компоненты, вы можете не заметить ключевые связи и взаимодействия.

Крис Мессина, член правления университета, хотела повысить прибыль своего университета. Она выбрала темы «поставщики», «дорожные расходы», «партнеры», «способы доставки», «персонал», «технология», «производственные мощности» и «оценка».

Она придумала восемь идей для каждой темы. Например, в рамку «способы доставки» она записала идею использовать видеофоны для взаимодействия со студентами в других университетах при проведении викторин по общим знаниям. Расширяя далее эту рамку, она превратила «видеофоны» в следующую тему и записала еще восемь идей о том, как повысить прибыль с помощью видеофонов. Одна из идей, принятых университетом, состояла в преподавании иностранных языков носителями языка из других стран. Другой метод подачи материала, разрабатываемый университетом, — программа интерактивных электронных семинаров, куда приглашаются специалисты со стороны, а преподаватель участвует больше как равный, чем как руководитель.

Важный аспект этой техники состоит в том, что она переключает вас с реагирования на статический моментальный снимок проблемы, а также расширяет точку зрения на проблему и взаимосвязи между ее компонентами. Управляющие производством в компании Volvo для начала в качестве центральной проблемы выбрали «более безопасный автомобиль». Они поставили перед собой задачу сделать переднюю часть автомобиля более безопасной. Одна из идей состояла в установке сверхзвукового датчика скорости на приборной панели со встроенным «требующимся для остановки расстоянием (приблизительно две секунды)».

Тревожная сигнализация сообщала водителю, если он слишком близко подъезжал к находящемуся впереди автомобилю. Это заставило менеджеров Volvo задуматься о других вариантах использования датчиков в целях повышения безопасности, поэтому они переработали идею и создали экран на светодиодах, предупреждающий водителя едущего сзади автомобиля: «Вы едете слишком близко» . При этом всегда будет достаточное для остановки расстояние между как минимум тремя автомобилями, даже если эта система установлена лишь на одном автомобиле.

 

Резюме

 

На иллюстрации на следующей странице лицо человека постепенно превращается в фигуру женщины. Если бы вы видели только первый и последний рисунки, вы могли бы подумать, что это два не связанных между собой объекта. Когда вы видите изменение линий и их взаимосвязи, возникает новый паттерн.

Подобным образом «Цветок лотоса» начинается с темы, которая развивается в другие темы и подтемы, связанные между собой, и они формируют новый паттерн.

Обычно высокоуровневые свойства рассматриваются как производные. Например, автомобиль — это свойство, производное от взаимосвязанных частей. Если разобрать автомобиль и свалить в кучу все части, это свойство исчезает. Если вы разложите части на кучки согласно функциям, то увидите паттерн и установите между кучками связи, позволяющие вам представить производное свойство — автомобиль, который затем можно собрать.

 

 

Птица феникс

 

Полководец, рассматривающий в своем замке тысячи вариантов развития битвы, выигрывает сражение еще накануне.

Сунь Цзы

 

Какая из фигур — правильный квадрат? Если вы выбрали А, как делает большинство людей, вы ошиблись. Правильный квадрат — В. Люди склонны переоценивать длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Следовательно, они видят вертикальные линии квадрата А как той же длины, что его горизонтальные линии.

Если бы вы задали себе следующие вопросы, вы выбрали бы квадрат правильно.

□ Что такое правильный квадрат?

□ Как я могу определить .какая фигура — правильный квадрат?

□ Могу ли я визуально определить, какой квадрат правильный?

□ Должен ли я использовать измерительный прибор?

Вопросы помогают вам оценить задачи; они позволяют сознательно направлять свое мышление. Когда вы задаете себе вопрос, вы должны обдумать его. А когда вы задаете себе правильный вопрос, вы должны не только подумать, но и что-нибудь придумать.

Коломбо, известный телевизионный детектив, которого играет Питер Фальк, не расследовал преступления, ища улики. Вместо этого он заводил с подозреваемыми разговор, пытаясь, в основном с помощью вопросов, заставить их говорить и объяснять.

Ему не требовалось никаких знаний, кроме своего собственного неведения, и очевидно он был готов учиться у кого угодно. Однако неизбежным результатом таких расспросов было то, что подозреваемый начинал раздражаться и, наконец, признавал свою вину.

Коломбо раскрывал преступления с помощью не одного или двух вопросов, а задавая их целую серию. Задавать один вопрос — все равно что надеяться понять колесо, изучая одну спицу. Нужно много спиц, а также ступица и обод, чтобы сделать вещь, называющуюся колесом, и мы должны увидеть предмет в целом, чтобы понять его. Точно так же, чтобы понять проблему, вы должны задать несколько вопросов, а не один или два. Для этого воспользуйтесь контрольным списком вопросов.

Контрольный список вопросов помогает вам убедиться в том, что не пропущен ни один аспект проблемы. Прочитайте следующую последовательность цифр со скоростью приблизительно одну в секунду, а затем не глядя на них попытайтесь вспомнить цифры по порядку:

Теперь проделайте то же самое с этой последовательностью цифр:

Скорее всего, вы полностью вспомнили первую последовательность, но лишь часть второй последовательности, возможно около семи цифр. Это объясняется тем, что наш объем памяти обычно ограничен приблизительно семью объектами, плюс-минус два. Даже если вы полагаете, что знаете все вопросы, которые должны задать касательно любой ситуации, вы не сможете сформулировать их, когда это будет нужно.

Если ваши проблемы решаются не слишком просто, вы должны знать, какие задавать вопросы.

«Феникс» — контрольный список вопросов, разработанный Центральным разведывательным управлением, чтобы помочь агентам рассмотреть проблему под разными углами. Использовать «Феникс» — все равно что держать проблему в руках. Вы можете повернуть ее другой стороной, посмотреть на нее снизу, увидеть ее под определенным углом, взглянуть на нее с другой точки зрения, представить решения и на самом деле держать ее под контролем.

Используйте контрольный список «Феникс» как основу для создания своего собственного персонального контрольного списка вопросов. Отмечайте хорошие вопросы, когда их задают другие люди, и добавляйте их в свой контрольный список. С помощью правильных вопросов вы можете решить проблему так же, как Коломбо раскрывал преступление; то есть, задайте несколько вопросов, а затем внезапно задайте вопрос, который все переворачивает. Когда это происходит, вы можете сказать, что «раскололи проблему».

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Запишите проблему. Выделите проблему, которую хотите обдумать, и обязуйтесь найти хоть какое-нибудь решение к определенной дате.

2. Задайте вопросы. Используйте контрольный список «Феникс», чтобы рассмотреть проблему с как можно большего количества сторон.

3. Запишите ответы. Необходимая информация, решения и идеи для оценки и анализа.

 

Контрольный список «Феникс»

Проблема

 

□ Почему необходимо решить проблему?

□ Какие выгоды вы получите, решив проблему?

□ Что вам неизвестно?

□ Что вы еще не понимаете?

□ Какая у вас есть информация?

□ Что для вас не проблема?

а Достаточно ли информации? Или ее недостаточно? Или она избыточна? Или противоречива?

а Нужно ли нарисовать схему проблемы? Рисунок?

а Где границы проблемы?

а Можете ли вы выделить различные части проблемы? Можете ли вы записать их? Каковы связи между частями проблемы?

а Каковы константы (то, что нельзя изменить) проблемы?

а Сталкивались ли вы с этой проблемой ранее?

а Видели ли вы эту проблему в немного иной форме?

а Знакома ли вам похожая проблема?

□ Попытайтесь подумать о знакомой задаче с теми же или похожими неизвестными.

□ Предположим, вы нашли проблему, родственную вашей, которая уже решена. Можете ли вы использовать ее? Можете ли вы использовать способ ее решения?

□ Можете ли вы иначе сформулировать проблему? Сколько различных формулировок вы можете предложить? У вас есть более общая формулировка? Более конкретная? Можно ли изменить правила?

а Какие лучшие, худшие и наиболее вероятные варианты вы можете вообразить?

 

План решения

а Можете ли вы решить всю проблему? Часть проблемы?

□ Каким бы вы хотели видеть решение? Можете ли вы обрисовать его?

□ Сколько из неизвестного вы можете объяснить?

□ Можете ли вы извлечь что-то полезное из имеющейся информации?

□ Всю ли информацию вы использовали?

□ Приняли ли вы во внимание все существенные аспекты проблемы?

□ Можете ли вы выделить отдельные шаги в процессе решения проблемы? Можете ли вы определить правильность каждого шага?

□ Какие техники творческого мышления вы можете использовать для генерации идей? Сколько различных техник?

□ Можете ли вы видеть результат? Сколько различного рода результатов вы можете видеть?

□ Сколько различных способов решения проблемы вы использовали?

□ Что делали другие люди?

□ Можете ли вы интуитивно найти решение? Можете ли вы проверить результат?

□ Что нужно сделать? Как это должно быть сделано?

□ Где это должно быть сделано?

□ Когда это должно быть сделано?

□ Кто должен это сделать?

□ Что вы должны делать в это время?

□ Кто и за что будет отвечать?

□ Можете ли вы использовать эту проблему, чтобы решить какую-нибудь другую проблему?

□ Каков уникальный набор качеств, который делает эту проблему особенной?

□ Какие вехи могут лучше всего показывать ваш прогресс?

□ Как вы узнаете, что добились успеха?

Попробуйте использовать контрольный список вопросов, чтобы решить следующую трудную задачу, известную как Греческий крест. Разложите на столе десять монет в соответствии со следующим рисунком. Переложите только две монеты в другое место, чтобы получились два ряда по шесть монет каждый, если складывать или горизонтально, или вертикально.

Решение находится в резюме этой главы.

 

ооооо

 

Предположим, что вы определили «розу» как красный, розовый или белый цветок, который дарят красивой женщине, хорошей хозяйке или умершему другу. Обозначение сложного цветка одним ярлыком («роза») и одним описанием не будет стимулировать ваше любопытство. Однако если вы бы задали ряд вопросов о розах, то могли бы лучше описать цветок, как он вырос, его шипы, цветки, аромат, как его использовали другие люди и как лучше его оформить и использовать.

Обозначение любого предмета одним ярлыком и описанием подавляет любопытство и ограничивает воображение. Рассмотрим сталелитейную промышленность. Администраторы обозначали этот сложный процесс одним ярлыком («большая сталь») и одним описанием (процесс с полным металлургическим циклом), и в течение многих лет это была неэкономичная отрасль промышленности. Наконец, одна группа молодых людей поставила ряд вопросов, которые изменили эту отрасль.

Процесс с полным металлургическим циклом был неэкономичен, так как он был изобретен в 1870-е годы, — он начинается с обработки железной руды, требует четырехкратного разогрева до очень высоких температур и транспортировки больших масс металла на дальние расстояния. Эта отрасль работала успешно только в военное время — лучшее время, чтобы легко заработать кучу денег в Америке.

Группа новых молодых менеджеров задавала смелые вопросы, касающиеся каждого этапа процесса производства стали, и обнаружила, что процесс с полным металлургическим циклом противоречит основным законам экономики.

Они обнаружили, что с начала 1970-х годов спрос на сталь повышался. Однако, для того чтобы заводы с полным металлургическим циклом удовлетворяли этот спрос, они должны были добавить новые агрегаты, которые требовали существенных инвестиций. Поскольку спрос рос постепенно, расширение было нерентабельным, пока спрос не достиг новой мощности завода. Если бы завод решил не расширяться, он потерял бы потребителей. В сталелитейном бизнесе, если вы не можете вовремя выполнить заказы, потребители не ждут. Поставленные перед этим выбором, компании расширялись. Следовательно, компании были рентабельны в течение только того времени, когда спрос достигал новой мощности. Когда спрос превышал эту мощность, заводы с полным металлургическим циклом были вынуждены снова расширяться. Это открытие привело к решению.

Идея: молодые менеджеры предложил перейти от гигантских, постоянно расширяющихся заводов «с полным металлургическим циклом» к «минизаводам». Конечные цели минизавода те же самые, что и у завода с полным металлургическим циклом, но затраты существенно ниже. Минизавод можно построить за одну десятую часть стоимости завода с полным металлургическим циклом, разогрев требуется только один раз и без охлаждения, процесс начинается со стального скрапа вместо руды и заканчивается одним конечным продуктом (например, брусом, прутом и т. д.). Минизаводы предполагают современную технологию, низкие затраты на рабочую силу и наличие целевых рынков.

Один руководитель заявил, что, если бы эти молодые люди не задавали правильные вопросы, мы бы все еще производили сталь по старинке.

Контрольный список вопросов также помогает развить наблюдательность и ассоциативные способности.

Автомобильная сигнализация не мешала ворам разбивать стекло «Порше» одного предпринимателя и воровать его радиоприемник. Используя контрольный список вопросов, он решил, что реальной задачей было спрятать приемник, а не искать надежную сигнализацию. Вопрос «Предположим, вы нашли проблему, родственную вашей, которая уже решена. Можете ли вы использовать ее? Можете ли вы использовать способ ее решения?» навел его на размышления о том, как военные маскируют объекты, которые они хотят скрыть. Эта ассоциация навела его на нужную мысль.

Идея: Сделать фальшивую переднюю панель с торчащими наружу проводами и сломанным каркасом. Прикрепленная липучкой к настоящему радиоприемнику, она создает иллюзию, что приемник уже украден.

 

Резюме

 

Решение задачи «Греческий крест»:

 

Эту задачу можно решить, только переложив одну монету с правого конца в левый и положив дополнительную нижнюю монету на монету в центре.

Большинство подобных задач решают, передвигая монеты туда-сюда, но чтобы решить эту, вы должны были действовать в трех измерениях.

Возможно, здесь могли бы помочь следующие вопросы контрольного списка:

а Где границы проблемы? (Ничто не мешает вам действовать в трех измерениях.)

□ Вам знакома похожая проблема? (задача с точками в главе «Фальшивые лица»)

□ Можете ли вы интуитивно найти решение? (Подвигав монеты, вы можете догадаться, что задачу нельзя решить в двух измерениях, и это может навести вас на размышления о третьем измерении.)

□ Каков уникальный набор качеств, который делает эту проблему особенной? (Вы решаете задачу с монетами, которые можно не только передвигать, но и складывать одну на другую.)

Решение задачи похоже на ходьбу по натянутому канату. Если канат натянут слишком слабо, вы упадете; если он натянут слишком сильно, у него не будет упругости, и вы также упадете. Следует постоянно поддерживать нужное натяжение каната в самой слабой точке. Таким же образом, задавая вопросы, вы будете постоянно регулировать и поддерживать направление мысли по мере приближения к решению.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.015 с.)