Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как превратить незнакомое в привычное

Поиск

 

Большинство из нас опасается всего странного и непривычного. Чтобы преодолеть этот страх, нам необходимо понять, в чем состоит необычность нового предмета или явления. Для этого мы мысленно разбиваем его на составляющие, чтобы посмотреть, не поможет ли это лучше понять каждую из них или провести аналогии с чем-нибудь хорошо известным. Обнаружив знакомые черты в ранее неизведанном, мы обычно перестаем считать его странным и непривычным.

Посмотрите на коллаж, составленный из черных и белых пятен. Сначала пятна будут восприниматься вами как нечто непонятное, затем ваше сознание начинает искать смысл в расположении пятен и наконец находит зримый образ бородатого мужчины в белой мантии, стоящего на фоне кустов. Ваша мысль не прекратит поиск, пока не найдет в странных очертаниях пятен изображение.

 

Такое направление работы нашего сознания объясняет, почему, превращая незнакомое понятие в знакомое, мы даем творческий импульс нашему мышлению, которое начинает поиск новых связей и идей.

Отваживаясь заглянуть в иные сферы, кажущиеся никак не связанными с поставленной задачей, вы увеличиваете свои шансы увидеть ее в ином свете. И в этом вам помогает проведение аналогий.

Чем более странной кажется аналогия — то есть чем более «удалены» друг от друга рассматриваемые понятия, — тем выше вероятность возникновения новой идеи. Например, если вы ищете способ защиты роз от болезней, то более вероятно, что вы найдете оригинальное решение, если будете искать аналогии с защитой от болезней гремучих змей, а не каких-то других цветов или растений.

Готовясь к открытию ночного клуба, его владелец решил сделать какие-нибудь необычные пригласительные билеты. Он задумался над аналогиями между таблеткой аспирина и приглашением. В результате поиска взаимосвязей и сходных черт таких разных вещей было найдено необычное решение.

Щея1 сделать приглашения в виде таблеток.

Всем приглашенным были разосланы круглые коробочки, оклеенные черным бархатом и содержащие голубую таблетку. Прилагаемая инструкция гласила: «Опустить в теплую воду.

Принимать после полного растворения». «Секрет» таблетки заключался в том, что после ее растворения на поверхность воды всплывал листочек целлофана, на котором были указаны адрес нового клуба, время и дата его открытия. Каждое приглашение обошлось хозяину всего в один доллар и десять центов, зато успех нового заведения был ошеломляющим.

Перемешивая несвязанные мысли, вы засеваете лужайку, на которой могут вырасти невиданные идеи.

Хозяин одного ювелирного магазина искал способ увеличения сбыта дорогих украшений. По его мнению, основным препятствием была неуверенность покупателей в том, что купленные драгоценности подойдут к их гардеробу. Решая эту задачу, хозяин стал искать аналогии между ювелирными изделиями и куклами, на которые дети любят надевать игрушечные платья и украшения.

Идея: изготовить копии драгоценностей из разноцветного картона и разослать их потенциальным покупателям, которые могли бы примерить их дома вместе со своими нарядами, а затем, если бутафорские украшения подойдут, купить настоящее изделие.

Для того чтобы удовлетворить голод, необходимо что-то предпринять. Нельзя сидеть и ждать, что он пройдет сам собой. Надо пойти в ресторан или приготовить себе какую-нибудь еду. Подобным образом, не совершив никаких усилий, нельзя рассчитывать найти новую идею. Один из возможных путей ее поиска состоит в придании незнакомому понятию привычных черт с помощью одного из четырех типов аналогий: персонифицированной, прямой, символической и фантастической. Самой продуктивной является прямая аналогия, и только ее использование требует детального алгоритма. Значение аналогий и их возможное применение станут вам понятны при чтении следующих разделов.

 

Персонифицированная аналогия

 

Этот тип аналогий предполагает отождествление себя с какой-то частью проблемы, чтобы посмотреть на нее под иным углом зрения. Если, например, вы проектируете новые часы, попытайтесь представить, как они будут выглядеть с точки зрения стрелок.

Использование персонифицированной аналогии требует полного слияния вашего «Я» с решаемой проблемой. Попробуйте носить ее одежды, разговаривать на ее языке, есть ее пищу, петь ее песни, повторять ее лозунги и сделать ее своим девизом — другими словами,.станьте ее плотью и кровью.

 

Взгляните на рисунок. Вам не кажется, что лицо мужчины является одновременно изображением крысы? В самом деле, очки напоминают уши крысы, нос — ее голову, а контур подбородка мужчины очерчен крысиным хвостом. Таким же полным должно быть и ваше отождествление с проблемой. Чтобы лучше вжиться в образ, задавайте себе такие вопросы: «Как бы я себя чувствовал, будь я?..», «Что бы я говорил, будь я?..», «Что бы он (она)... сказал(а) мне, если бы мог (могла) думать и говорить?»

Т. А. Рич, известный изобретатель, работающий в «Дженерал электрик», писал, что для более полного понимания задачи он иногда представляет себя электроном или пучком заряженных частиц. Даже Эйнштейн, чтобы лучше понять свою теорию относительности, представлял себя световым лучом, движущимся по кривой траектории.

Предположим, вы занимаетесь организацией уличной рекламы и ищете идеи для развития вашего бизнеса. Попробуйте представить себя рекламным щитом. Какими будут ваши ощущения? Какие новые проблемы у вас возникнут? Как бы в этих случаях вы стали рекламировать свой товар?

Если бы я был рекламным щитом, мне наверняка захотелось бы поговорить с проезжающими мимо водителями о предлагаемом мной товаре и самому участвовать в его реализации. Эти соображения дали толчок возникновению идеи.

Идея: поместить на щитах изображения топ-моделей, как мужчин, так и женщин, с указанием номеров телефонов, по которым можно позвонить и услышать, как эти кумиры рекламируют товар и даже сообщают, когда и на каком пляже будут его демонстрировать.

 

Прямая аналогия

 

Проведение прямых аналогий является, по-видимому, наиболее продуктивным способом генерирования идей. Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходства между различными событиями и фактами, равно как и явлениями в так называемых параллельных мирах по принципу: «Если X удачно действует определенным образом, то почему Y не может действовать так же успешно?»

А. Белл сравнил работу внутренних органов области уха с колебанием мембраны и изобрел телефон. Эдисон создал фонограф, проведя аналогии между игрушечной детской воронкой, движениями куклы и звуковыми колебаниями. Подводные сооружения стали реальностью, когда были исследованы поведение и среда обитания моллюсков.

Однажды в конце сороковых годов швейцарский изобретатель Георг де Местраль отправился на охоту. Случайно он и его собака забрели в заросли репейника, плоды которого тут же прицепились к шерсти собаки и одежде ее хозяина. У большинства людей это вызвало бы легкую досаду, но де Местраль разглядел тут интересную задачу. Придя домой, он исследовал под микроскопом плоды репейника и обнаружил, что их колючки имеют на концах мельчайшие крючки, которые и цепляются за ворсинки ткани и шерсти. Это открытие побудило его задуматься о новом типе застежек.

От замысла до реализации прошло много лет, но сейчас изобретение де Местраля используется повсеместно — от приборов измерения давления крови до экипировки теннисистов.

Используемая аналогия не должна быть слишком сложной или изощренной. К примеру, коллекционирование марок является хобби, однако по некоторым своим характеристикам оно сопоставимо со многими видами бизнеса: и там и там нужно проводить исследование рынка, и там и там используются такие понятия, как запасы, затраты, цена, выгодная сделка и т. д.

Посмотрите на рисунок. При первом осмотре вы увидите только разные варианты пересечения двух линий. Однако, подумав, можно обнаружить, что две пересекающиеся линии образуют 4 отрезка и 4 угла.

1 линия + 1 линия = 4 отрезка + 4 угла

Подобным же образом, «складывая» вашу проблему с произвольным предметом или понятием, можно получить несколько новых идей.

Предположим, мне надо повысить творческую активность на работе. Я произвольно связываю свою задачу с не имеющим к ней никакого отношения обычным бытовым прибором — тостером. Следуя выбранной аналогии, я буду искать идеи для повышения моей творческой активности на работе в свойствах и функциях обыкновенного тостера, то есть пытаться найти ответ по формуле: 1 (творческая активность на работе) + 1 (тостер) = 4 (новые идеи)

Я выписываю основные характеристики и функции тостера.

□ Подключается к источнику электроэнергии.

□ Включается нажатием специальной клавиши или кнопки.

□ Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты.

□ Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба.

□ Позволяет делать тосты разных размеров и из разных сортов хлеба.

□ Может «ударить током», если вы попытаетесь достать хлеб ножом или вилкой при включенном приборе.

□ Позволяет делать тосты из хлеба, намазанного маслом или джемом.

Анализируя сделанное описание тостера, я нахожу новые способы повышения моей творческой активности на работе.

□ Мне следует отбросить предубеждение о своем низком творческом потенциале. («Включается нажатием специальной клавиши или кнопки».)

□ Необходимо выявить реальные выгоды от роста моей творческой активности. («Источник электроэнергии».)

□ Необходимо разработать комплексный подход к решению поставленной задачи. («Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты».)

□ Необходимо сконцентрировать усилия на новых идеях, а не на обдумывании их обоснованности. («Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба».)

□ Необходимо использовать разные методы творческого поиска. («Тосты разных размеров и из разных сортов хлеба».)

□ Нужно рисковать и выдвигать больше оригинальных идей. («Может "ударить током"».)

□ Следует попробовать скомбинировать разные творческие методы. («Масло и джем».)

Таким образом, используя свою фантазию и обычный тостер, я смог составить целую программу действий по повышению моей творческой активности на работе.

1 (повышение творческой активности) + 1 (тостер)7 (идей).

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Рассмотрим базовый алгоритм использования техники прямой аналогии:

1. Сформулируйте задачу. Пример: владелец магазина пиломатериалов искал способы увеличения сбыта своего товара.

2. Выберите ключевое слово или ключевую фразу относительно вашей проблемы. Ключевым словом было выбрано слово «сбыт».

3. Выберите слово, относящееся к области, явно не связанной с вашей проблемой. Чем более далекой от вашей проблемы будет эта область, тем выше шансы найти оригинальные идеи. Так, аналогии из мира бизнеса при решении деловых задач будут менее продуктивными, чем аналогии из области телевидения или кулинарии. В нашем примере было выбрано слово «компьютеры»-

4. Составьте список понятий, которые ассоциируются у вас с выбранным словом, и выделите из него одно или несколько самых перспективных с точки зрения поиска новых идей.

В список понятий, ассоциирующихся со словом «компьютеры», были включены следующие: наука, параллельное использование, «дружественный» интерфейс, совместимость, программное обеспечение, расширение возможностей использования, система автоматизированного проектирования, использование компьютеров в сфере бизнеса, развлекательные игры.

5. Ищите подобия и связи между выбранными понятиями и вашей проблемой.

Не относитесь к поиску аналогий как к чему-то тяжелому и неприятному. Дайте волю фантазии, пусть мыслям будет легко и просторно.

Владелец магазина тщательно проанализировал всевозможные аналогии и остановил свой выбор на следующих понятиях: система автоматизированного проектирования, расширение возможностей использования компьютера и использование в развлекательных целях. Мысленно связав их с задачей увеличения сбыта пиломатериалов, он нашел интересное решение.

Идея: использование компьютера для проектирования будущего дома. С помощью компьютера заказчик сможет сам спроектировать на экране монитора дом какой захочет. Встроенный калькулятор тут же, по желанию клиента, подсчитает стоимость будущего дома. Если цена покажется заказчику слишком высокой, он может упростить конструкцию. Если цена удовлетворяет, можно распечатать проект на принтере. В результате будут строить больше домов, а значит, не залежатся и пиломатериалы.

Новая область понятий, с которой вы связываете свою проблему, так называемый параллельный мир, должна быть вам хорошо известна. Чем больше подробностей, различных ситуаций и событий вы сможете вспомнить, тем лучше. Например, слова «Победитель кубка Стэнли» или «Монреаль канадиенс» дадут вам гораздо больше аналогий, чем просто слово «хоккей». А если вы остановились на слове «ресторан», выберите такое заведение, где не раз бывали, где вам многое знакомо — от меню до интерьера.

Ниже приведен список различных понятий, научных дисциплин, областей знания, другими словами — «параллельных миров», которые можно использовать для поиска ассоциаций с миром бизнеса.

Пользуйтесь этим списком для выбора «параллельного мира» при решении стоящей перед вами задачи, а если он окажется для вас тесен, можно его расширить. Как следующий шаг в выбранной области рассмотрите 4-5 более узких направлений и выберите то, которое лучше всего отвечает сути проблемы и в котором вы чувствуете себя более компетентными.

Ниже следует список различных сфер деятельности, областей и дисциплин, которые имеют что-то общее с деловым миром. Для начала используйте этот список, но обязательно составьте уникальный список параллельных сфер деятельности, который наилучшим образом соответствует вашим знаниям. При выборе параллельной области рассмотрите четыре или пять вариантов, чтобы выбрать тот, который лучше удовлетворяет общим принципам вашей задачи.

Параллельные сферы деятельности

Англия Гавайи

Архитектура Гастрономы

Астрология География

Астрономия Геология

Балет Германия

Бары Гипноз

Баскетбол Гольф

Бейсбол Горная промышленность

Биография Гражданская война

Биология Движение за гражданские права

Большая депрессия Боулинг Джунгли

Бухгалтерский учет Дикий Запад

Ватикан Животный мир

Великие книги Журналистика

Вино Звезды

Война за независимость Иглоукалывание

Вооруженные силы Издательское дело

Вторая мировая война Изобретения

Вычисления Индия

Вьетнамская война Искусство

Искусство танца

История

Кардиология

Карибские острова

Кино

Китай

Комиксы

Композиторы

Компьютеры

Корея

Космос

Кулинария

Курорты

Литература

Луна

Лыжный спорт

Математика

Мафия

Медицина

Метеорология

Мифология

Монастыри

Музыка

Мультипликация

Мыльные оперы

Налоговое управление

Насекомые

Обеспечение правопорядка

Обрабатывающая промышленность

Образование

Океаны

Олимпийские игры

Оптовые торговцы

Оформление интерьера

Охота

Памятники

Парусный спорт

Первая мировая война

Печатное дело

Пилотирование

Питание

Планеты

Политика

Политология

Порнография

Похоронные бюро

Правительство

Профсоюзы

Психиатрия

Психология

Птицы

Пустыни

Пьесы Шекспира

Развлечения

Разговорное радио

Рак

Религия

Рестораны

Рестораны быстрого питания

Рыболовство

Сельское хозяйство

Семинары

Скульптура

Слесарное дело

Солнце

Социология

Специальное образование СССР

Фармакология

Физика

Физиотерапия

Финансы

Фитнес

Фотография

Футбол

Химия

Хиропрактики

Эволюция

Экономика

Южная Америка

Юкон

Юриспруденция

Ядерная физика

Япония

Сталелитейная промышленность

Стоматология

Театр

Телевидение

Телевидение

Теленовости

Теннис

Терроризм

Транспорт

Туристический бизнес

Уборка мусора

Универмаги

Уолл-стрит

Постарайтесь найти в выбранном «параллельном мире» все сведения, которые можно связать с вашей задачей (подобно повару китайского ресторана, использующему все части утки для приготовления блюд национальной кухни).

Предположим, ваша проблема заключается в продаже копировальной техники. Вы произвольно выбираете из приведенного списка «телевидение» и концентрируете свое внимание на телепроповедниках, а затем выписываете их главные характеристики и сравниваете их с принципами продажи копировальной техники. Ваша цель будет состоять в выявлении аналогий, которые смогут подсказать новую продуктивную идею.

Итак, что у вас получилось?

Кто-то скажет, что проповедники тоже занимаются продажей, торгуя своими проповедями. Кто-то добавит, что они «продают» также надежду, которую вселяют в людей своими речами. Другими словами, надежда — это продукт продукта. А в чем может состоять «продукт продукта» продажи копировальной техники? В новой услуге? В дополнительных удобствах? В повышении производительности? Как вы думаете, если продвигать на рынок «продукт продукта», можно добиться роста продажи своей техники?

Теперь сопоставим ту же проблему с обслуживанием в ресторане. Допустим, что предлагаемое меню разнообразно (аналогия — широкий ассортимент предлагаемой техники), но порядок оформления заказа у официанта (аналогия — торговый представитель фирмы) очень неудобен для клиента: каждое блюдо (аналогия — определенный тип копировальной техники) надо заказывать у конкретного официанта. В этой ситуации одним из решений может быть сокращение номенклатуры продаваемой продукции и упрощение процедуры оформления заказа.

Один мой знакомый хотел построить бассейн, но его не устраивали проекты со стандартными размерами 20 на 40 футов. Ему хотелось иметь такой бассейн, который позволял бы и купаться, и нырять, и делать заплывы. Однако для разработки нового проекта была необходима оригинальная идея. Используя технику прямой аналогии, мой знакомый выбрал для своей задачи в качестве «параллельного мира» игру в гольф и составил следующий список ключевых слов: площадка, лунка, клюшка, экипировка. Сосредоточив свое внимание на двух последних, он стал искать возможные аналогии со своей проблемой.

Посмотрите на рисунок. На нем изображен план бассейна, напоминающий своей формой клюшку для гольфа: модифицированный шестиугольник с общей длиной сторон 23 фута и примыкающей к нему узкой водной дорожкой длиной в 60 футов.

 

Такая конфигурация бассейна удовлетворяла всем исходным требованиям; кроме того, позволяла на треть сократить расход воды, а также снизить расходы на химическую очистку, фильтрацию и эксплуатацию насосов. Над узкой водяной дорожкой можно было устанавливать легкий тент, «застегивающийся» на молнии — наподобие чехла для клюшек. Мой знакомый признавался, что использование техники прямой аналогии подсказало ему двадцать четыре варианта решения!

 

Символическая аналогия

 

Символическая аналогия — это представление ключевых элементов задачи в наглядном виде. Эта техника работает лучше всего, когда вы полностью диссоциируетесь от ярлыков и слов и просто создаете умственные картины проблемы.

Одним из наиболее известных примеров этой техники было открытие Фридриха фон Кекуле, состоящее в том, что бензол и другие органические молекулы — это замкнутые цепочки или кольца; это открытие явилось прямым результатом символической аналогии, при которой он визуализировал змей, глотающих свои хвосты.

Чтобы опробовать эту технику, закройте глаза и нарисуйте задачу или проблему в своем сознании. Заблокируйте сформулированные в словах мысли. (Это можно сделать, повторяя простое слово типа «ом» до тех пор, пока оно не станет бессмысленным.) Возникающие при этом визуальные идеи могут быть выражены вербально, нарисованы или записаны позже.

Одна группа инженеров использовала символические аналогии, чтобы изобрести компактный домкрат, который удлиняется приблизительно на один метр и может выдержать до пяти тонн. Среди продуцированных группой умственных образов были:

□ индийский фокус с веревкой, в котором веревка сначала смотана и мягкая, а когда ее разматывают, становится твердой;

□ гидравлический принцип эрекции полового члена;

□ измерение стальной рулеткой;

□ велосипедная цепь с гибкими звеньями, которая становится твердой при натяжении.

Эти образы были объединены, чтобы создать концепцию, на которой в конечном счете была основана конструкция компактного домкрата.

Попробуйте сделать следующее. Вообразите, что ваша задача — создать уникальный дизайн дорожных знаков, которые будут показывать главные перекрестки в поселке. Изобразите дорожные знаки как свою тему. Повторяйте простое слово, чтобы заблокировать вербальные мысли. Запишите, что вы визуализировали.

 

Что у вас получилось?

Среди образов и ассоциаций, пришедших мне в голову, были следующие:

□ Образ ориентиров. Люди используют ориентиры, чтобы определить местонахождение объектов. Ассоциация: подумайте о знаке как художественном ориентире.

□ Образ охотничьих собак. Собаки помогают охотникам, указывая на добычу. Ассоциация: используйте в качестве знака контур животного.

□ Цвета. Чтобы обозначить направление, люди используют цвета («поверните вправо у красного дома»). Ассоциация: используйте разные яркие цвета для обозначения главных и второстепенных перекрестков.

Эти образы и ассоциации позволяют развить уникальную идею дизайна: отметьте главные перекрестки гигантскими металлическими животными (возможно, лошадь, бык и волк), которые будут одновременно выполнять функцию произведений искусства и ориентиров.

Отметьте второстепенные перекрестки металлическими птицами (кукушка, сова, сойка). Покрасьте знаки в яркие цвета, например ярко-розовый, желтый и бирюзовый. («Поворачивайте Налево у синей лошади и направо у розовой совы».)

Перед продавцом встала задача заставить аптекарей выставить детский лосьон одновременно в отделах товаров для детей и товаров для взрослых. Он вызвал умственный образ бриллиантового кольца, спрятанного за склянкой с аспирином, и на основе его интерпретации создал эффективную коммерческую рекламу.

Идея: он построил всю кампанию вокруг понятия «скрытые выгоды». Он перечислил все способы, которыми вы могли бы заработать деньги, выставив детский лосьон во взрослом отделе, мелким шрифтом на памятке и приложил к ней небольшую лупу. Этот рекламный трюк был одним из самых успешных способов продвижения товара в истории компании.

Представьте символические аналогии как воображаемые грибовидные облака (ничего не уничтожающие, ничего не создающие), поднимающиеся из заблокированного сознания. Именно ваша точная интерпретация этих облаков придает им смысл и значение.

 

Фантастическая аналогия

 

Эта техника заключается в использовании дара воображения без связи с окружающей реальностью. Для начала следует представить ситуацию, которая позволит найти лучшее решение проблемы. «Фантастическая аналогия» позволяет объединять слова, понятия и предположения с предметами и явлениями, которые, казалось бы, никак не связаны с решаемой задачей. В результате применения данной техники вы обнаружите россыпи необычных ассоциаций и потрясающих идей.

В отличие от художника, который может рисовать все, что захочет, действия бизнесмена ограничены определенными рамками. Использование фантастических аналогий позволяет представить себе наилучшее решение проблемы, потому что позволяет на время забыть о существующих ограничениях. В таких условиях бизнесмен, подобно художнику, может действовать, употребив всю силу своих творческих способностей.

Большая часть наших представлений о бизнесе сформирована не нами, однако они буквально вошли в нашу плоть и кровь. Создавая для себя новую ситуацию, где эти устоявшиеся воззрения не играют никакой роли, мы можем думать и действовать с максимальной творческой свободой. Такая позиция преображает наши взгляды на реальный мир и освобождает от груза традиционных убеждений. Подобно Господу Богу, вы сможете создать свою Вселенную и реализовать в ней самые смелые фантазии — от сотворения новых звезд до обучения насекомых выполнению небольших деловых поручений.

Специалисты ВМФ США не занимались тренировкой насекомых, но в течение долгого времени изучали возможность использования представителей морской фауны для борьбы с диверсантами на море.

Используя технику фантастической аналогии в целях поиска новых идей, группа ученых разработала секретную программу обучения дельфинов несению охраны на базе ядерных подводных ракетоносцев «Трайдент» в Бангоре, штат Вашингтон. Скорость плывущих дельфинов практически не уступает стремительности знаменитого бегуна Карла Льюиса, а их внутренний гидролокатор превосходит по своим показателям те, что смог создать человек. Опыт военных оказался удачным, и в настоящее время исследования продолжаются.

Отложив в сторону традиционные представления, можно придумать новые гипотезы, которые раньше никогда не пришли бы вам в голову. Избегайте рутинных взглядов на свой бизнес, дайте больше простора фантазии и поиску новых решений!

Один владелец магазина попытался представить себе возможные возражения покупателей относительно приобретения его товаров и то, как на это реагировать. Использование техники фантастической аналогии натолкнуло его на мысль представить своих покупателей судьями и вручить им судейские молоточки. Этот неожиданный образ дал толчок для реализации оригинальной идеи.

Идея: перед началом презентации каждому покупателю вручается судейский молоточек. Если у кого-нибудь возникает вопрос или возражение, касающиеся предлагаемого товара, этот человек может постучать молоточком, чтобы привлечь к себе внимание, и высказать свое мнение.

Подобный стиль ведения презентаций очень понравился покупателям, и они охотно делали покупки.

Оригинальные мысли возникают и при объединении различных типов аналогий. К примеру, вы продаете юридическую литературу адвокатам и хотели бы найти новые способы сбыта продукции. Вообразите себе такую фантастическую ситуацию: все адвокаты выстроились в очередь у двери вашего магазина и умоляют продать им нужные книги, а вы выбираете, кому оказать эту услугу, а кому нет. Затем можно перейти от фантастической аналогии к прямой, а от нее — к персонифицированной. Прямая аналогия для приведенной ситуации может быть, к примеру, из области медицины: пациенты приходят на прием к врачу и ждут, пока он найдет время их принять. В качестве персонифицированной аналогии поставьте себя на место адвокатов или пациентов и попробуйте представить их возможное поведение.

Техника фантастической аналогии позволяет предложить, например, такие идеи.

□ Избирательный подход к покупателям. Обеспечьте постоянным клиентам широкий спектр услуг. Чем дольше они являются вашими клиентами, тем больше дополнительных услуг вы будете им оказывать. Можно, скажем, договориться с туристическим агентством о предоставлении скидок, с владельцами ресторанов — о резервировании столиков, с администраторами театров — о бесплатном предварительном заказе билетов для ваших постоянных клиентов. а Повышение престижа. Для адвокатов важное значение в их карьере имеют личная известность и признание их квалификации. Поэтому активнее привлекайте адвокатов к сотрудничеству в качестве обозревателей, консультантов, авторов книг и статей.

□ Удобство обслуживания. За одно посещение врача можно пройти ряд обследований. Пусть и в вашем магазине покупатели пользуются различными видами информационных услуг, имея возможность приобрести книги, журналы, видеокассеты, получить доступ к компьютерной связи и банку данных. Это позволит вам расширить круг клиентов, часть которых обязательно станут постоянными.

Как растениям необходима подкормка, а истощенному человеку — усиленное питание, так и нашему воображению нужна подпитка — фантастическая аналогия. Она позволяет преодолевать пространство и время или, наоборот, оставаться на месте и спокойно рассматривать проблему с разных сторон и дистанций. Интересно, насколько важной она показалась бы при взгляде с Марса?

 

Резюме

 

Вода. Без нее немыслима наша цивилизация. Человечество давно научилось находить источники воды, регулировать ее течение, доставлять ее потребителю и прекращать ее подачу. Подобно управлению водным потоком, человек в состоянии научиться управлять ходом своих мыслей. Используя различные типы аналогий, можно регулировать возникновение образов и ассоциаций и на основании знаний и опыта искать новые решения проблем. Главное в этом процессе — живая творческая мысль. Помните, что застой в мыслях не способен дать начало новой идее.

 

 

Суп из камня

 

В походе будь быстр, как ветер; во время неторопливого переходавеличав, как лес; при налете и разграбленииразрушителен, как огонь; в отстаивании своих позицийнепоколебим, как горы. Непроницаемый, как тучи, передвигайся с быстротой молнии.

Сунь Цзы

 

Льву суждено быть львом на протяжении всей его жизни; собаке приходится оставаться собакой. Но человек благодаря дару воображения может представить очень многое, он способен бесконечное множество раз менять свой облик.

Рассмотрим роль, которую играет воображение в истории, основанной на старой восточноевропейской сказке.

Наступила осень, уже похолодало, деревья окрасились в желтый и красный цвета; казалось, листья сначала вобрали в себя силу солнца, а теперь медленно отдавали ее. На полях здесь и там виднелись золотистые тыквы и фиолетовые баклажаны. Повсюду стояли яблони с такими сочными плодами, что можно было буквально ощутить запах сока.

Одежда босого нищего была порвана, волосы у него спутались. Он чувствовал запах жареного мяса, доносившийся из крестьянских кухонь, и его рот наполнялся слюной — бедняга не ел уже два дня. В отчаянии нищий развел небольшой костер на краю деревни, поставил свой котелок на огонь и положил в него небольшой камень. «А что, если из этого камня получится вкусный суп?» — подумал он. Бедняга присел на корточки и представил себе, что действительно готовит похлебку.

 

Проявляя любопытство, некоторые жители деревни собрались вокруг потрескивающего костра. Они поинтересовались у нищего, что он готовит, и странник рассказал им о волшебном камне, с помощью которого можно приготовить восхитительный суп. «Суп из камня становится только вкуснее с наступлением холодов», — заключил свое повествование нищий. Сельские жители были зачарованы супом и наперебой обсуждали его чудесный аромат. Нищий пригласил их присоединиться к трапезе. Возбужденные крестьяне сказали, что в дополнение к его диковинному супу они принесут с собой другую еду.

Вернулись они с овощами, фруктами, индейками, ветчиной, яйцами, колбасой...

— Теперь помолимся, — сказал деревенский священник.

Нищий подумал:

—А я молю Бога о том, чтобы пища не остыла, пока этот священник ведет свои речи.

Потом он набросился на еду. Он поедал все, что можно было съесть, словно завтра уже не существовало. Кончиком ножа он разрезал четыре омлета и заглотил их вместе с ломтиками жареной ветчины. Он отрезал два куска индейки, подцепил их на вилку и засунул в рот. Туда же последовали вареный картофель и бобы. Затем изголодавшийся бродяга отломил кусок хлеба и тоже съел его, предварительно намазав маслом. Нищий, казалось, не замечал, как деревенские жители хлебали из мисок его «замечательную» баланду. Сам он ел все, что попадалось под руку, включая клубничный пирог.

Насытившись, нищий весь как-то обмяк и некоторое время сидел без движения. Затем встал, упаковал свой камень и ушел не оглядываясь.

Управляя своим воображением, нищий сумел создать иллюзию чудесного супа. Как только крестьяне убедились в том, что суп действительно чудесный, нищий смог насладиться их продуктами и таким образом осуществил свою цель: сытно пообедал. Накормило его собственное воображение. Вот и вы с помощью дара воображения можете исправить положение дел в вашем бизнесе, если просто скажете себе: «А что, если?..», «Предположим, что...»?

Е. Л. Доктороу как-то сказал, что записной книжки хватает ему только на три месяца. Он очень любил изобретать. Однажды Доктороу рассеянно смотрел на обои, размышляя о том, насколько старой может быть эта бумага, а потом задумался, сколько же лет его дому. Порывшись в памяти, он припомнил, что дом построен в начале века. «А что, если, — подумал он, — перенестись во времена постройки моего дома?» И Доктороу представил себе эти времена. Воображение перенесло его в начало столетия, и он приступил к написанию изумительного романа «Рэгтайм», который с ошеломляющей точностью воссоздает все образы, звуки, ароматы и эмоции того времени. Предположение «А что, если...» привело к созданию бестселлера.

Тот же Е. Л. Доктороу обнаружил, что Эйнштейн знал, «где собака зарыта». Люди ограничены только границами своего воображения. Некоторые из своих ранних теорий Эйнштейн разработал с помощью чистых размышлений. Например, однажды он задался вопросом: «Что будет, если физические тела одновременно смогут находиться и в состоянии движения, и в состоянии покоя?..»

Взгляните на эти стрелки-указатели.

Что произойдет, если стрелки будут белыми, а фон черным-Когда вы представите себе белые стрелки, они станут такими же реальными, как и черные. Ваше ощущение стрелок является продуктом вашего воображения.

Воображение включает в себя все то, что вы пережили. Оно настолько пронизывает человека, что многим кажется, будто воображение у них отсутствует. И все же оно составляет основу любого восприятия. Ваше чувство времени, пространства, истории и планы на будущее — все это плоды воображения. Если бы оно у вас отсутствовало, вы не обращали бы внимания на окружающую обстановку, как рыбы не обращают внимания на воду.

Рассуждения типа «Что, если...» — замечательный способ научиться направлять свое воображение к желанной цели. Этот способ уже сам по себе позволяет «расслабиться» вашему эго, а игровая форма идей, которые он вырабатывает, раскрепощает вас еще больше.

Что случится, если наше отношение к сексу и к пище поменять местами? Означает ли это, что люди станут заниматься любовью прямо в ресторанах? Приведет ли это к появлению многочисленных секс-шопов быстрого обслуживания, встречающихся там и тут? А может, люди тогда полностью откажутся от посещения предприятий общественного питания и запретят детям употреблять такие слова, как «нож» или «вилка»? Возможно, весь процесс поглощения пищи станет происходить за закрытыми дверьми, и появятся кинотеатры с показом «пищевых фильмов» про извращенцев, тайком проносящих еду в театр.

Многие шутки рассчитаны на способность людей взглянуть на воображаемую ситуацию по-новому. Возьмите, к примеру, анекдот о хвастливом техасце, проводящем отпуск в штате Мэн. Осматривая крошечную ферму, этот техасец объясняет, что у себя дома, на ранчо, он может сесть в автомобиль и ехать целый день, но так и не пересечь границу своих владений. Фермер из штата Мэн на минуту задумывается, чтобы переварить эту информацию, затем, ковыряясь в зубах, отвечает: «Да-а-а, и у меня была ко<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.151 (0.015 с.)