Общественно полезное предпринимательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно полезное предпринимательство



 

Подумайте о двух антагонистических понятиях: один человек делает деньги, а другой занимается общественно полезной деятельностью. Используйте «и/и» вместо «или/или», чтобы создать новую концепцию бизнеса.

Проблема: как объединить бизнес с социальной активностью.

Парадокс: сегменты общества, связанные с бизнесом и социальной активностью, отделены друг от друга и имеют различные цели. Деловой сегмент ищет прибыль. Социально активный сегмент ищет общественное благо.

Суть: общественно полезное предпринимательство

Аналогия: католический орден иезуитов, единственная действительно эффективная глобальная некоммерческая организация.

Уникальная особенность: иезуиты используют смешанную систему ценностей, при которой они объединяют работу для церкви с работой для людей. Когда они находят новаторское решение проблемы в одной части мира, они применяют его к проблемам в другой части.

Эквивалент: эквивалент этой уникальной особенности может состоять в объединении социальной активности и бизнеса. Бизнес был бы «церковью», а социальная активность — «работой для людей», — на самом деле, это смешанная система ценностей при глобальном партнерстве между социально ответственными предпринимателями и бизнесом.

Новая идея: создайте организацию, объединяющую близкие инновации, чтобы усилить их эффект, и формулируйте идеи так, чтобы можно было перенести их с местного на глобальный уровень. В качестве примера рассмотрим компанию Сетех, являющуюся крупным мексиканским производителем цемента. Они придумали план, который поощряет семьи в городских трущобах копить деньги на цемент для строительства дома, а затем предусматривает прокладку инженерных коммуникаций по льготным ценам. Общественным активистам понравилась эта программа, так как она позволяет надеяться на уменьшение случаев насилия в семье, вызванного перенаселенностью. И в принципе это выгодно для Сетех, поскольку это создает новый рынок для их продукции.

Сетех сотрудничала с активистами борьбы со СПИДом, которые создали сеть, подобную существующей в компании Маrу Кау, чтобы обеспечить сексуальное образование и обучение профилактике СПИДа по всей Мексике. Их стратегия предполагала использование существующей системы распространения, созданной активистами борьбы со СПИДом, и выплату комиссионного вознаграждения преподавателям безопасного секса за направление к ним покупателей цемента.

Это партнерство позволяет активистам борьбы со СПИДом улучшить качество жизни многих людей и находить новые варианты получения денег на их проекты.

Сетех планирует объединять усилия с подобными сетями общественных активистов, чтобы распространять цемент по всей Мексике и в других местах, тогда как активисты борьбы со СПИДом планируют использовать свою сеть, чтобы продвигать другие товары, которые улучшают качество жизни и дают деньги для их деятельности.

 

Dar urn jeito

 

Dar um jeito — используемое в Бразилии выражение, которое в свободном переводе означает «нет неразрешимых проблем и непреодолимых препятствий». Именно такую установку принял доктор Рандас Батиста из бразильского города Куртиба, когда многие его пациенты умирали от застойной сердечной недостаточности. Когда сердце ослаблено недостаточностью, оно пытается компенсировать ее, наращивая мышцы, чтобы облегчить сокращения, а это приводит к его увеличению. Но поскольку левый желудочек сердца увеличивается, он становится менее эффективным для прокачки крови через тело.

Доктор Батиста испытывал недостаток в ресурсах, необходимых для принятого в Америке лечения этой болезни — лекарственной терапии и пересадки сердца, — поэтому он придумал радикальное решение. Его решение состояло в том, чтобы удалять части сердца для его уменьшения. Доктор Батиста описал это решение как парадоксальное, потому что вы отрезаете часть сердца, чтобы сделать его сильнее. Хирурги во всем мире извлекут новые уроки из процедуры доктора Батисты.

 

Резюме

 

Рассмотрим противоречие зеркала: почему зеркало очевидно инвертирует левую и правую сторону, но не верх и низ? То есть почему буквы в книге перевернуты задом наперед, но не вверх дном, и почему в зеркальном отражении левая рука — это правая, а правая — левая? Когда мы смотрим в зеркало, представляем себя перевернутыми слева направо, как будто прошли через стекло, чтобы выглядеть иначе. Из-за этой традиционной точки зрения мы не можем объяснить, что происходит с зеркалом.

Чтобы понять зеркальный образ, вы должны в психологическом отношении полностью изменить способ, которым воспринимаете свое отражение. Представьте, что ваш нос и затылок поменялись местами: если у вас нос направлен на север, то нос вашего двойника направлен на юг. Проблема состоит в оси, проходящей через зеркало. Вы должны вообразить себя перевернутым или «вдавленным» задом наперед. Встаньте перед зеркалом, указывая одной рукой на восток, а другой — на запад. Махните восточной рукой. Отражение в зеркале махает восточной рукой. Его западная рука показывает на запад. Его голова вверху, а ноги внизу. Как только вы рассмотрите зеркало с этой парадоксальной точки зрения, вы поймете зеркальную ось.

Психологическое изменение способа восприятия своего отражения помогает понять зеркало. Таким же образом, парадоксальное мышление может привести к новому пониманию или революционной идее.

 

 

Фантастический ландшафт

 

Сломить сопротивление врага без борьбывот верх совершенства.

Сунь Цзы

 

Сны — это кладезь идей. Сновидения включают в себя разного рода комбинации, перестановку местами предметов и событий и даже решения задач, которые невозможно было бы получить в бодрствующем состоянии. Идеи мерцают в снах, как огоньки велосипеда в тумане.

Многие сны настолько поразительны, настолько переполнены странными деталями, что, кажется, не поддаются интерпретации. Другие сновидения можно сравнить со стихами, представляющими собой своеобразную квинтэссенцию происходящего в реальной жизни.

10 ноября 1619 года морозной ночью в Германии молодой аристократ видел длинный сон. Проснувшись, он записал увиденное во сне в тетрадь, известную теперь под названием «Дневник снов». В этой тетради была детально разработана новая система мышления. Той ночью сон молодого человека изменил ход развития науки и западной цивилизации. Многие из современных научных подходов основаны на записях этого молодого аристократа по имени Рене Декарт. Роберту Льюису Стивенсону снились его еще не написанные романы. Физику Нильсу Бору открылась во сне модель атома. Благодаря своему сну о падающем свинце Джеймс Уатт произвел революцию в области производства боеприпасов. Дмитрию Менделееву приснилось решение задачи о расположении химических элементов в его будущей таблице. Поэму «Кубла Хан» Сэмюель Тейлор Кольридж увидел тоже во сне — до того, как написал ее на бумаге. Ну что, примеров достаточно?

Психологи, занимающиеся данной проблематикой, утверждают, что каждую ночь мы видим примерно шесть снов, но, по большей части, склонны их забывать. Вы можете научиться управлять своими сновидениями, выделять их героев и четко запоминать любой сон.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Сформулируйте стоящую перед вами задачу. Напишите свою формулировку на бумаге несколько раз, и потом, перед отходом ко сну, повторите ее для себя еще несколько раз. При необходимости проделывайте это снова и снова. Мозг должен основательно поработать над проблемой, прежде чем включится подсознание.

2. Если вы не запоминаете снов, просыпайтесьнапример, с помощью будильникана полчаса раньше, чем обычно. Это увеличит ваши шансы проснуться во время сновидения, а не после него. После пробуждения полежите спокойно. Продлите это состояние насколько возможно. В течение всего времени, пока вы размышляете об увиденном во сне, не позволяйте утренним заботам прерывать ваши мысли. В противном случае сны исчезают, подобно кораблям, пришвартовавшимся к туманному берегу. Поэтому записывайте свой сон сразу, как только его обдумаете.

3. Записывайте содержание сна в дневник. Держите этот «журнал снов» рядом с кроватью и фиксируйте в нем все детали — все, что припомните. Описывайте наиболее яркие моменты. Если вы не в состоянии вспомнить сон, пишите все, что приходит в голову, — такие мысли часто вытекают из сна и дают ключ к его восстановлению.

4. Когда сон будет записан, задайте себе следующие вопросы.

о Какие люди, места и события во сне имеют отношение к моей задаче?

о Каковы главные герои сна?

о Как все это может быть связано с моей задачей?

о Изменилось ли после сна существо вопроса?

о Какие детали сна могут помочь решению задачи?

о Какие ассоциации, возникающие после сна, могут вам помочь решить проблему?

о Ответы на какие вопросы дает этот сон?

5. Возьмите один-два образа или идеи из вашего сна и постарайтесь вызвать у себя «свободные ассоциации». Записывайте все, что приходит в голову. Вскоре приснится следующий сон, и ваша интерпретация продолжится.

6. Ведите дневник регулярно. Записывайте свои сны каждый день. После того как вы начнете их фиксировать, вам будет все легче воспроизводить подробности. Вы станете замечать, какие темы повторяются и что появляется нового, каковы его оттенки. Ваши сны будут становиться богаче, наполняться метафорическим смыслом.

Со временем вы обнаружите, что в основе сновидений лежит ваш жизненный опыт — как прошлый, так и настоящий — и что сны оказывают несомненное влияние на вас и ваши проблемы. На рисунке черно-белые пятна перемешаны, но в них заложен определенный смысл. Можете ли вы определить, что здесь изображено?

 

Большинство людей не в состоянии быстро определить, что изображено на картинке. Хорошо, я не буду вас мучить: это голова коровы. Она находится в левой половине рисунка. Темная область ближе к нижней его части — это коровий нос. Если вам все еще трудно распознать голову животного, попробуйте посмотреть на рисунок издали.

Идеи, рожденные во сне, можно сравнить с изображением этой коровы — они так же неуловимы и так же реальны.

Владелец магазина товаров для досуга имел приличный доход, но хотел большего. После того как он решил использовать для достижения своей цели такое состояние, как сон, ему приснилось, что он сидит на берегу моря во время шторма. Все золото, которое ему удалось найти на песке, он спрятал в скале, возвышающейся за его спиной. Дул ветер. Вдруг ударила молния и расколола скалу. Золотые слитки взметнулись вверх и закружились в воздухе. Затем они упали на вершину скалы.

Владелец магазина так истолковал приснившееся: он не один в бизнесе — существует много других магазинов, торгующих товарами для досуга, и разбросаны они по всему городу. Золото, скрытое в скале, олицетворяло потенциальную выгоду для них всех. Когда золотые слитки были освобождены, они осели на вершине скалы, собрались в одном месте и стали вновь досягаемыми. Толкование сна привело владельца магазина к идее.

Идея: арендовать здание, во всех помещениях которого будут представлены товары одной тематики.

Он арендовал семиэтажное здание и превратил его в гигантский центр торговли игрушками, коллекционными материалами и товарами для умелых рук. Затем он убедил владельцев других магазинов того же профиля взять у него торговые площади в аренду.

В магазине продаются сотни тысяч наименований товаров, привлекающих внимание умельцев.

Кроме того, в торговом центре предлагают обучающие курсы живописи, переплетного дела, изготовления витражных стекол, керамики, домашнего ремонта, слесарно-водопроводного дела — словом, в центре учат выполнению практически любой работы в домашних условиях.

Иногда кажется, что идеи, глубоко укоренившиеся в наших умах, и самые сокровенные мысли только того и ждут, чтобы явить себя миру.

Один психолог, раздосадованный своей неспособностью найти новую тему для семинара, решил поискать ее во сне. И приснился ему человек, носивший свои половые органы в маленьком коробе на спине. Его пенис самостоятельно отправлялся искать себе приключений. Раз этот человек прилег вздремнуть на берегу ручья. Как только мужчина заснул, пенис выбрался из короба, пересек ручей и увидел там красивую женщину. Закончив свое дело, пенис вернулся в свой короб. А мужчина, проснувшись, продолжил свой путь.

Психолог обдумал этот сон и разработал новую тему для семинара, в основе которой лежал вопрос: «Чувствуете ли вы, что несете ответственность за свою сексуальную жизнь?»

Во время поиска идей во сне «правильной» интерпретацией является та, что работает на вас. Неожиданные образы из ваших снов — это отправные пункты, в которые вы вкладываете какой-то свой смысл. Сны связывают воедино настоящий и прошлый Жизненный опыт — и создается уникальное повествование. Иногда сны напоминают нам о том, что уже было, а иногда предсказывают будущее.

Одному зубному врачу, дела у которого шли неважно, приснился гигантский зуб, покрытый волосами. Проснувшись, врач представил себе зуб, идущий стричься в парикмахерскую, — и прямо-таки подскочил на кровати. Ему пришла в голову великолепная идея.

Идея: оказывать услугу по чистке зубов без предварительной записи. Для вечно занятых бизнесменов это было бы так же удобно, как без лишних хлопот подравнивать волосы. Плата за полчаса чистки и полировки зубов составит 20 долларов. В случае обнаружения серьезных проблем с зубами пациенту можно посоветовать обратиться к личному дантисту.

Кажущиеся тривиальными сны иногда помогают решить наитруднейшие задачи.

Мой племянник Карл пытался использовать сны как источник идей для решения задачи, в какой колледж ему поступить. Однажды Карлу приснилось, будто он отдыхает на даче, расположенной на берегу моря, и вдруг образуются гигантские волны. Они поглощают все корабли и подступают к самому домику. Затем племянник увидел длинный предмет, плывущий вдали. Внутренний голос подсказал Карлу, что этот предмет — единственная вещь, которая может его спасти; что ему нечего бояться, если удастся до нее добраться.

Карл внимательно посмотрел вдаль и распознал в предмете бейсбольную биту.

Сны могут быть отражением чужих мыслей, но в случае с Карлом дело обстояло иначе. Дача ассоциировалась у него с беззаботностью летнего периода, отсутствием ответственности перед кем бы то ни было, а также с материальной обеспеченностью.

Когда я поинтересовался у племянника, какие ассоциации возникают у него в отношении бейсбольной биты, он ответил: «У меня в комнате есть такая бита». Я спросил Карла: «Почему выбор пал именно на эту вещь, а не на какой-то другой предмет?» Поначалу племянник не знал, что и ответить. Неожиданно его осенило: бита была единственной вещью в его жизни, которую он купил на собственные деньги.

Сон подсказал решение: нужно выбрать такой колледж, где можно содержать себя хотя бы частично.

Карл еще сказал: «Тому, что принадлежит тебе лично, ты доверяешь больше».

 

Резюме

 

Сны открывают нам нечто такое, о чем мы даже не подозреваем. Говорят, когда Элиас Хоу бился над созданием своей швейной машины, ему приснилось, будто его преследуют дикари, размахивающие копьями. Проснувшись, Хоу догадался, что должен сделать отверстие для нитки не в верхней части иглы и не посередине, а на конце, как на копьях у дикарей. Столь незначительная модификация сделала швейную машину с челноком реальностью.

Не исключено, что в древности люди мыслили символическими образами. Возможно, именно благодаря своей образности нас волнует поэзия. Некоторые сны преследуют человека даже с большей силой, чем стихи, мерцая в сознании подобно огонькам затерянного в глуши города.

 

 

Метод Леонардо да Винчи

 

Если голос в битве не может быть услышан, надобно употребить барабаны и колокольцы.

Сунь Цзы

 

Представьте себе прямоугольный поднос, на котором лежит резиновый мешок, частично заполненный маслянистой жидкостью. Стальной шарик, брошенный на поверхность мешка, давя на жидкость, опускается вниз и в конце концов замирает. Если вы бросите второй шарик — он покатится по уже проложенному пути и остановится возле первого.

То есть можно сказать, что второй шар не проявляет активности — он движется по наклонной плоскости, образованной первым шаром. Все последующие шары тоже будут скатываться к первому, образуя тем самым кластер, или, другими словами, однородную группу.

Так и активный разум всю поступающую информацию раскладывает по полочкам, формируя кластеры, где и рождаются новые идеи. Хороший способ создания на основе полученной информации кластеров — использование иллюстраций. Вспомните, ведь в древние времена люди общались друг с другом только с помощью наскальных рисунков. Алфавит развился из пиктографии, то есть «рисуночного письма», или «картинописи». Однако это отнюдь не означает, что вербальное мышление — более прогрессивное.

Альберт Эйнштейн как-то заметил: «Слова, так, как они пишутся или произносятся, по-видимому, не играют существенной роли в механизме моего мышления.

В качестве элементов мышления выступают более или менее отчетливые образы...»*

У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем он открывал глаза и отыскивал в каракулях образы и нюансы, предметы и явления. Многие из его изобретений родились из таких каракулей.

Беспорядочная запись мыслей позволит вам наполнить свои абстрактные идеи реальным содержанием. Представьте себе, что вы пролетаете над вашей проблемой в самолете, желая обозреть ее сверху. Запишите то, что видите. Фиксируйте все альтернативные концепции, которые, как вы полагаете, существуют. Вы находитесь один на один с собой, поэтому можете рисовать или делать наброски как угодно, не беспокоясь о том, кто и что о них подумает. Наброски — это способ общения с самим собой.

Томас Эдисон, прежде чем сформулировать мысль, делал сотни набросков. Он располагал целой коллекцией закорючек, относящихся к изобретению электрической лампочки; большинство из них не поддавались ничьей расшифровке, только сам Эдисон мог в них разобраться. Графическое воплощение идеи (наброски, машинальное черчение или рисование) дополнит вербальное выражение существующей идеи и может помочь вам в оформлении новой.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Рассмотрите задачу, над которой работаете. Постарайтесь исследовать ее всесторонне. Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут: «Что в нее не вписывается?», «Каковы главные преграды?», «Что неизвестно?», «Что я хочу понять?», «В данный момент я вижу проблему в том, чтобы...», «Больше всего меня беспокоит то, что...».

2. Расслабьтесь. После этого вы обнаружите, что ваше интуитивное сознание более свободно использует образы и символы. (Хорошая техника релаксации описана на с. 244 — «Синдром Джелло».)

3. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, сценарии, символы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть ваш рисунок, то есть прежде, чем вы его нарисуете.

4. Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любыми по размерам и принимать очертания по вашему желанию. Они могут быть нарисованы тщательно или небрежно. Очерченные границы задачи придадут вашему рисунку особый характер и глубину, помогут воссоздать цельность восприятия, что имеет смысл как само по себе, так и в отношении вашего рисунка. Цель заключается в том, чтобы отделить зерна от плевел и полностью сосредоточиться на задаче.

5. Рисуйте так, как того желает интуиция. Упражняйтесь в рисовании бес сознательно. Некоторые при этом рисуют не правой, а левой рукой (или на оборот, если речь идет о левшах), чтобы добиться меньшего участия сознания в создании образов. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать. За качество не беспокойтесь — рисунок никому не нужно будет показывать.

Случайность и хаотичность придают глубину вашим каракулям, указывая на существование некой неизвестной системы нанесения линий, которую можно рассматривать как секретное послание вашего подсознания.

6. Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще — столько, сколько понадобится.

7. Исследуйте свой рисунок. Это — послание вашего подсознания. Сначала оцените рисунок в целом, потом — по частям. Он является зримым отражением ваших мыслей. Ищите в каракулях символы, которые могут дать неожиданные подсказки или сообщить новую информацию.

8. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, символа, каждой закорючки, линии или структуры.

9. Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Дайте волю ассоциациям, записывайте все мысли, которые приходят вам в голову. Сравните написанное с вашим рисунком. Если почувствуете потребность, переработайте свои записи — поступайте так до тех пор, пока не убедитесь, что рисунок и слова передают одни и те же мысли на двух разных языках: вербальном и графическом.

10. Теперь посмотрите, как то, что вы написали, соотносится с вашей задачей.

Как изменилась ваша точка зрения? Появились ли у вас новые идеи? Посетило ли вас озарение? Каковы сюрпризы вашего подсознания? Какие части рисунка озадачивают вас? Что кажется неуместным? Будьте особенно внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Что бы это значило?», «Откуда это возникло?». Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит, вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы.

Рассматривайте каждый рисунок как артишок, у которого съедобны даже колючки.

Некий бухгалтер рисовал образы на обратной стороне бумаги для счетных машин. Однажды он принялся задавать себе вопросы об этой бумаге. Наш бухгалтер знал, что некоторые из его коллег испытывают непреодолимую страсть к полям и перематывают бумагу для счетных машин таким образом, чтобы использовать другую ее сторону, где и нанесены поля. Он разработал план, упрощающий эту работу: вместо непосредственного поступления на стол бумага вначале перематывается в рулон на задней части машины. Его новшество явилось результатом постановки вопросов применительно к каждому аспекту выполненного им рисунка.

Если вам кажется, что вы неспособны генерировать идеи с помощью метода Леонардо да Винчи, или вам не удается добиться более глубокого понимания смысла ваших набросков, продолжайте ежедневно тренироваться в использовании данного приема. Но вначале расслабьтесь и спросите себя: «Итак, какая задача стоит передо мной сегодня?» Затем приступайте к упражнению.

Вузовские учебники обычно распространяют через специализированные магазины. В дополнение к этим учебникам издают разные учебные пособия, курсы лекций, хрестоматии и прочие материалы. Обычные книжные магазины избегают запасаться таким товаром, ссылаясь на отсутствие места для складирования и низкие доходы. Многие издательства, выпускающие учебники и дополнительные учебные материалы, вынуждены полагаться на случай, без гарантии успеха торговли. Главная помеха, которую необходимо преодолеть, — это скепсис владельцев неспециализированных книжных магазинов.

Задача: как создать новые каналы сбыта материалов, изданных в дополнение к вузовским учебникам?

После долгих размышлений над этой задачей я принялся наносить на бумагу все, что приходило мне в голову. Я рисовал без какой-либо определенной направленности и старался размещать образы так, словно они сами диктовали мне, как это делать. Я сделал несколько рисунков, прежде чем один из них разбудил мое воображение. Окончательная картинка выглядела так:

 

Я изучал рисунок, записывая первые слова, которые приходили в голову для каждого образа; соединял эти слова; искал связь между образами и моей задачей, обращая внимание на каждый вопрос, возникающий в моей голове. Вот некоторые из этих мыслей.

□ Различные каналы.

□ Компьютерные программы.

□ Компьютерные гибкие диски.

□ Столбик монет.

□ Люди, собравшиеся вместе.

□ Надгробный памятник.

□ Щель для монет.

□ Шесть круглых голов и одна квадратная.

В результате интуитивной интерпретации образов возникла идея создания абсолютно нового канала сбыта.

Идея: организовать для студентов продажу компьютерных дисков с учебными текстами. Кроме того, за небольшую плату они смогут переписать всю необходимую информацию на принесенную с собой дискету. Учебная литература комплектуется следующим образом.

□ Учебные пособия как дополнительные материалы к учебникам.

□ Конспекты для различных курсов.

□ Примерные вопросы к экзаменам.

□ Учебные программы по математике.

□ Учебники.

□ Библиографии.

□ Телефонные справочники студенческих городков.

□ Игры.

Компьютеры будут копировать нужные файлы «по требованию», и это позволит избежать надобности в традиционном канале сбыта, коим является книжный магазин. Программное обеспечение будет совместимо с программным обеспечением компьютеров фирм IBM и Apple.

Как только ваши подсознательные мысли будут выражены в картинках, вы сможете приспособить к ним свои сознательные мысли, аналогии и метафоры. Это позволит упорядочить разрозненные идеи и представить в своем воображении новые возможности и решения.

Иногда возникает вопрос, на который вы не можете дать ответ, однако он представляется вам важным для решения. Например: «Интересно, что означает эта картинка? Мне кажется, в ней что-то есть». Если такое произойдет, ваш разум не успокоится до тех пор, пока не сыщется ответ. Разум будет искать глубокий смысл, скрывающийся за изображением. На это уйдет некоторое время, но ответ обязательно будет найден.

Почерк природы

Леонардо да Винчи научился разбирать почерк природы, который заявляет о себе везде и во всем: в крыльях птиц, яичной скорлупе, облаках, снеге, льде, кристаллах и разных других соединениях. Великий Леонардо использовал свои озарения для поиска новых идей и решения проблем. Он умел выжимать идеи из ботинок торговцев. Роберт Макким в своей книге «Опыт визуального мышления» приводит такой показательный отрывок из записей Леонардо да Винчи: «Не могу не упомянуть... о новом средстве, использование которого хотя и может показаться тривиальным, а то и абсурдным, тем не менее чрезвычайно полезно для побуждения ума к различным открытиям. Вот вы смотрите на забрызганную краской стену... и, возможно, обнаруживаете некое сходство с горным пейзажем, реками, утесами и деревьями. Взглянув другой раз, вы уже видите сражение и движущиеся фигуры или странные лики и одеяния, и еще много чего, что можно описать четко и подробно».

Леонардо написал также эссе, в котором он процитировал слова Боттичелли о том, что можно бросить на стену пропитанную краской губку и в отпечатавшихся пятнах увидеть множество различных образов. Эти образы — отправные точки идей; ваш разум привнесет в них смысл.

Этот рисунок получился, когда на лист бумаги выплеснули чернила. Исследуйте изображение. Способны ли вы путем «свободных ассоциаций» выработать на основе данного рисунка идеи относительно новых товаров, услуг, процессов?

 

Один из моих друзей, изучая эти пятна, увидел следующее:

□ веревку;

□ паутину;

□ кофе, пролитый на коврик;

□ логотип фирмы «Макдональдс».

Эти образы, связанные воедино, превратились в новую идею. Мой друг подумал о быстром приеме пищи, разливающейся жидкости, контейнерах для жидкостей и предметах, затянутых паутиной. И вдруг — ба! — у него появилась мысль, чем заменить подносы в кафе и закусочных.

Идея: стаканы вставлять в петли пластиковых веревок — таким образом можно носить сразу по четыре стакана.

Данная конструкция исключает проливание жидкости, не требуются даже крышки. Такой «поднос» стоит дешевле и занимает меньше места, чем обычные.

 

Резюме

 

Расшифровка ваших рисунков подобна развязыванию узла. Чтобы развязать узел на веревке, необходимо распутать ее теми же путями, которыми этот узел завязывался, но в обратном порядке.

Работая над поиском свежих идей по своим рисункам, вы как бы возвращаетесь в собственное подсознание, поскольку именно оно является автором ваших картинок.

Идеи возникают не из рисунков, они исходят из самых глубин вашего подсознания, из секретного архива, хранящегося в вашей душе с рождения. Этот архив непрерывно растет. Он поможет вам обрести силу и проницательность, и вы создадите нечто невиданное и неслыханное.

 

 

Метод Сальвадора Дали

 

Когда сокол разрывает на части тело жертвы, это происходит благодаря выбору нужного момента.

Сунь Цзы

 

Центра круга можно достичь из любого места окружности. Точно так же вы можете проникнуть в свое подсознание из любой исходной точки.

Одной из таких отправных точек является гипногогическое построение образов. Этот метод основан на создании внутренних образов, которые можно зафиксировать непосредственно перед засыпанием. Данная техника достаточно трудна для освоения, но с приобретением навыка дает отличные результаты. Что здесь изображено?

Это буква Е. Ее не сразу распознаешь из-за жирного крупного шрифта. Если вы не можете разглядеть букву Е, попробуйте посмотреть на рисунок издалека. Но если вы поняли, что это буква, то вам уже трудно будет от нее абстрагироваться. Образы, полученные гипногогическим способом, имеют с этим нечто общее — они ярче и глубже образов, вызванных с помощью других методов.

Гипногогические образы могут быть либо визуальными, либо слуховыми — это не поддается контролю или попыткам действовать сознательно. Некоторые люди способны видеть фантастические, сюрреалистические цветные образы — более глубокие и яркие, чем реальность. Сальвадор Дали использовал этот метод для создания своих выдающихся полотен. Он ставил жестяную тарелку на пол и, устроившись рядом в кресле, держал над ней ложку. Затем он полностью расслаблялся и даже начинал засыпать. В тот момент, когда он уже дремал, ложка выскальзывала из его руки, падала со звоном на тарелку и будила его как раз в тот момент, когда он мог уловить некие сюрреалистические образы.

Гипногогические образы появляются как бы ниоткуда, но в них есть своя логика. Подсознание представляет собой живой, движущийся поток энергии, из которого мысли постепенно поднимаются на уровень сознания и приобретают определенные формы. Эти формы подстегивают рождение новых мыслей, когда вы интерпретируете странные сочетания и комбинации.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Думайте о своей задаче. Размышляйте о вашем продвижении вперед, о препятствиях, об альтернативах и т. д. Затем отбросьте все и расслабьтесь.

2. Полностью расслабьте свое тело. Попытайтесь достичь очень глубокой релаксации. Для этого воспользуйтесь техникой, описанной на с. 244 (Синдром Джелло).

3. Успокойте рассудок. Не думайте о рутинных делах, событиях дня и своей задаче. Освободите свою голову от трезвона мыслей.

4. Успокойте зрение. Вам не потребуется высматривать образы. Ведите себя пассивно. Вы должны исключить какое бы то ни было произвольное проявление внимания. Станьте беспомощным, безвольным, безынициативным. Если вы легко засыпаете, держите в руке ложку. Таким образом вы сумеете войти в гипногогическое состояние. Когда вы начнете засыпать, ложка выскользнет из пальцев и разбудит вас именно в тот момент, когда можно уловить рождающиеся образы.

5. Записывайте свои впечатления непосредственно после их появления. Образы появляются неожиданно, они расплывчаты, туманны и быстро исчезают. Это могут быть узоры, пятна цвета или предметы.

6. Ищите ассоциативные связи. Запишите все, что приходит вам в голову после первого впечатления. Ищите связи с вашей задачей. Задавайте себе такие вопросы:

о Что удивляет меня?

о Имеет ли это какое-то отношение к моей задаче?

о Какие новые мысли это рождает?

о Что тут не на месте?

о Что мне мешает?

о 0 чем напоминают эти образы?

о В чем проявляются черты сходства?

о Какие аналогии можно провести?

о Какие это вызывает ассоциации?

о На что это похоже?

Владелец ресторана использовал гипногогические образы для того, чтобы выработать новую концепцию рекламы. Ему постоянно представлялись гигантские неоновые изображения разных кушаний и напитков: неоновое мороженое, неоновые чипсы, неоновые огурцы, неоновый кофе и т. д. Ассоциативная связь между его задачей и образами продуктов питания заключалась в том, что пища сама по себе должна служить рекламой.

Идея: предлагать кое-какую еду бесплатно в зависимости от периода суток, дня недели, времени года. Например, по понедельникам будут бесплатными маринованные огурчики, а С двух до четырех часов дня — еще и мороженое; по средам вечером ничего не придется платить за кофе; весной даровыми окажутся рогалики и т. д. Бесплатные блюда рекламируются неоновыми вывесками, но, пока не зайдешь в ресторан, никогда не догадаешься, что конкретно сейчас можно получить задаром.

Большой набор бесплатных кушаний и непредсказуемость сюрприза сделали этот ресторан весьма популярным заведением. В другой раз с помощью этого метода владелец ресторана разработал систему поощрения для частых гостей. Каждый, кто не менее пяти раз в течение месяца заказывал еду в данном заведении, получал право бесплатно поесть на пятьдесят долларов.

Эти два рекламных трюка имели большой успех и принесли огромную выгоду владельцу ресторана.

Образы, вызываемые вами с помощью метода Сальвадора Дали, имеют индивидуальную структуру, которая может соответствовать их основной теме или идее. Ваше подсознание стремится довести до вас нечто важное, хотя и не всегда понятное. Образы послужат вам той арматурой, с помощью которой вы будете строить новые связи и ассоциации.

Преподаватель колледжа, который вел курс изобразительного искусства, почувствовал, что традиционное задание написать автопортрет является совершенно неинтересным. Преподавателю казалось, что задание должно предполагать исследование пространства и восприятия. Воспользовавшись методом гипногогических образов, он увидел цветные деревья, наряженные как люди, прогуливающиеся и разговаривающие. В течение нескольких дней он размышлял над этими образами, а затем на него снизошла идея нового задания для студентов.

Идея: студенты должны сделать доски размером два на четыре фута и носить их с собой. Доскам придается определенная форма, отражающая личный опыт и интересы художника. Такая доска является мерилом отношения студента к окружающей среде и заставляет его работать с тем материалом, за который он раньше и не взялся бы.

Одна из студенток выбрала тему защиты окружающей среды. Она покрасила свою доску в голубой и черный цвета, прикрепила к ней ветви деревьев и приклеила вырезки из сообщений о лесных пожарах, причем края заметок были обожжены. Другой студент отразил на доске свое мексиканское происхождение. Он украсил ее символами мексиканского народного искусства, вырезал и прикрепил изображения орла, змеи и кактуса. Кроме того, он изобразил на доске родословное дерево своей семьи и расцветил его образцами национальных тканей.

 

Резюме

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.101 с.)